Научная статья на тему 'Основные направления реализации регионального содержания дошкольного образования в Магаданской области'

Основные направления реализации регионального содержания дошкольного образования в Магаданской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Л. С.

Целью статьи является описание основных направлений реализации региональной (вариативной) составляющей содержания дошкольного образования в Магаданской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления реализации регионального содержания дошкольного образования в Магаданской области»

Основные направления реализации регионального содержания дошкольного образования в Магаданской области

Давыдова Л. С.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Северо-Восточного государственного университета,

Магадан, Россия

Аннотация. Целью статьи является описание основных направлений реализации региональной (вариативной) составляющей содержания дошкольного образования в Магаданской области

Определяющее влияние среды, обстоятельств бытия в становлении личности -общеизвестная аксиома философии.

Территория Магаданской области в ее современных границах обозначена понятием «Северо-Восток России». У людей, проживающих в условиях сурового климата и дефицита общения, ученые отмечают рост психофизического напряжения, повышенную заболеваемость, наличие эмоционального стресса и быструю утомляемость (А. П.Авцын, Ф. Б. Березин, Ж. Ж. Рапопорт, В. П. Серкин, Э. Е. Шуберт и др.).

Дискомфорт от продолжительного пребывания в «сером» окружении (более девяти месяцев в году) крайне негативно сказывается не только на здоровье юных колымчан, но и на их воспитании. Проявление детьми дошкольного возраста почти полного равнодушия к окружающему миру, низкий уровень знаний и эстетического восприятия явлений природы, в том числе ярко представленной в произведениях писателей и художников, фольклоре и декоративно-прикладном искусстве автохтонных народов Крайнего Севера, нашло подтверждение в педагогических исследованиях Л. С. Давыдовой (1997), Л. А. Труфановой (2005), Н. Г Волобуевой (2012).

В 90-х годах прошлого века создание системы изучения национально-регионального компонента Базисного учебного плана образовательных учреждений страны являлось одним из направлений модернизации образования. Сторонники подобной модели закономерно видели в нем способ сохранения (возрождения) национальной культуры российских регионов, поддержки уклада жизнедеятельности и естественной среды обитания местного населения.

Юридически закрепленная уже тогда децентрализация управления в системе образования позволяла непосредственным участникам педагогического процесса самим воздействовать на сферу воспитания и обучения подрастающего поколения в соответствии со своими потребностями, интересами и традициями, а педагоги получили право не только на выбор альтернативных программ, но и на разработку своих собственных.

Созданная по инициативе администрации Магаданской области «Концепция регионального содержания образования» преследовала вполне конкретную цель -формирование четкой структуры регионоведения - от дошкольного до послевузовского периода. Методологической основой Концепции явилось учение о преемственности, единстве и специфике общего и частного, о закономерностях и противоречиях в развитии человека и общества.

При разработке структуры регионального образования учитывалось, что объектом изучения национально-регионального компонента является многообразие жизнедеятельности региона, а предмет изучения определялся спецификой образовательных областей: природа, природные ресурсы, родные языки народов Севера, быт и нравы населения, духовная культура, система физического воспитания и т. д.

К основным принципам создания структуры регионального образования относятся:

- преемственность между уровнями образования;

- поступательное усложнение задач изучения материала;

-тесная взаимосвязь федерального и регионального компонентов учебного плана;

- учет интересов воспитанников и учащихся и их родителей (Цепляева Н. С., Баранов Г. П., 2004, с. 9).

Проблему регионального воспитания малышей впервые открыто высветила газета «Территория» (Магадан, 1994 г.). Статья под названием «Северячок приходит к детям» (автор Л. Позаркова) рассказывала об интересном эксперименте областного масштаба и реальной возможности обновления системы дошкольного образования на этапе его реформирования. Тогда как все педагоги дошкольных учреждений области и всей страны десятилетиями работали по единой Типовой программе, это выглядело инновационно, тем более, что жизнь на Севере, несмотря на ее дискомфорт, тоже дает обширный материал для познания действительности, эстетических переживаний и творческой деятельности.

Научно-методический комплекс - Региональная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Северячок», - начиная с его первого издания, гарантировал охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, проживающих на Северо-Востоке России, способствовал созданию благоприятных условий для формирования у них представлений о природе родного края, декоративно-прикладном творчестве коренных народов Крайнего Севера, их фольклоре, подвижных играх, танцах и музыке.

Успешность использования материалов Программы в массовой практике многократно подтверждалась выступлениями педагогов на научно-практических конференциях, конкурсах разного уровня. Так, один из ее соавторов, Г. В. Гончарук, представляя свой опыт на Всероссийском конкурсе «Учитель года 1994», вошла в число лучших пятнадцати педагогов России. А в декабре 2008 года дошкольным отделом образования мэрии города Магадана был проведен мониторинг «Реализация национально-регионального компонента в образовательном процессе». Получены вполне убедительные данные:

по разделу «Родной край»

• Находят на карте РФ город Магадан, знают названия главных улиц - от 80 до 100% воспитанников МБДОУ

• Знают и называют достопримечательности города - от 90 до 100% детей

• Узнают и называют представителей северной флоры и фауны от 79 до 100 % детей

• Знают о жизни коренных жителей Севера - от 80 до 96 % детей и др.

по разделу «Художественно-эстетическое развитие»

• Узнают произведения местных авторов - от 78 до 100 % детей

• Могут рассказать стихотворения, пересказать сказки и рассказы коренных народов Севера от 76 до 94 % воспитанников ДОУ

• Могут составить и объяснить северный орнамент от 55 до 97 % детей

• Придумывают содержание иллюстраций к сказкам, рассказам авторов Северо-Востока России от 56 до 95 % детей и др.

по разделу «Физическая культура»

• Имитируют движения северных животных от 60 до 100% детей

• Проявляют самостоятельность и творчество в организации подвижных игр коренных жителей Крайнего Севера от 70 до 97 % детей, и др. (Полевая Н. Н., 2009, с. 137).

Большим преимуществом программы «Северячок» является ее технологичность. Яркое, образное название каждого месяца представлено интегрированным тематическим планом для работы воспитателя с детьми 3-7 лет и учебно-методическим комплектом с описанием дидактических игр, речевых логических задач, опытно-экспериментальной работы, планами-конспектами занятий по изобразительной деятельности, физкультурных

праздников, сценариями развлекательно-познавательных занятий (Труфанова Л.А., Давыдова Л. С., Гончарук Г. В.2008. с.45-256).

Словарь специальных краеведческих терминов, список рекомендованной литературы и приложения по разделам («Родной край», «Мир красоты и красок», «Физическая культура») и сегодня позволяют педагогу осуществлять интеграцию разнообразного содержания с учетом возможной его работы в разновозрастной группе, при этом организовать воспитательный процесс не только интересно, но и максимально познавательно (таблица № 1).

Таблица № 1

Интегрирующая тематика организованной детской деятельности (программа «СЕВЕРЯЧОК»)

Месяц II младшая группа (3-4 г.) Средняя группа (4-5л.) Старшая группа (5-6 л.) Подготовительн ая к школе группа (6-7 л.)

СЕНТЯБРЬ Что нам осень принесла Краски осени Путешествие в осень Осень - такая добрая пора

ОКТЯБРЬ Все готовятся к зиме Дары осени Что с природой бывает, когда солнце остывает? А завтра к нам придет зима

НОЯБРЬ Кто на Севере живет? Жила-была сказка Герои северных легенд и сказок Искусство, связанное с жизнью

ДЕКАБРЬ Пришла зима студеная Белым снегом все укутала зима Зимние этюды Страна вечной мерзлоты

ЯНВАРЬ Город, в котором мы живем Я здесь, на Севере, живу Магадан - столица колымского края Наши соседи -эвены, якуты, чукчи, эскимосы

ФЕВРАЛЬ Здравствуй, Северячок Крылатые путешественник и В мастерской природы Морозы, морозы, и нет им конца

МАРТ Девочка Хейро в гостях у малышей Наши маленькие друзья В стране «Чукотии» Это твои люди, Север!

АПРЕЛЬ Рада солнцу детвора Весенняя картинка Полюбуйся, весна наступила Еще одна весна пришла.

МАИ Что такое море? Волшебная вода Кто в море студеном живет? Берег двух океанов

Так, «путешествуя» в раннюю, северную осень, дети искренне восхищаются ее кратковременной красотой и богатством красок, отмечают образность, воспетую в литературных произведениях авторов Северо-Востока России: «Осень выкрасила сопки золотым багряным цветом...» (Б. Рубин), «На тайные медвежьи тропы иголки лиственниц легли...» (В. Гольдовская), и радуются, когда видят, как «стланик дремлет в мягких лапах. » (Н. Хаютина) др.

Как показывает практика, построение образовательного процесса вокруг центральной темы соответствует Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и не противоречит Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования.

Решая логическую задачу: «Какой месяц на дворе?», дошкольники убеждаются, что на Колыме в сентябре месяце проходят все периоды осени: первоосень, золотая, поздняя осень, предзимье. В октябре мы учим детей замечать, что интересного «в природе бывает, когда солнце остывает», подводим их к пониманию причин резких изменений в живой природе, ее зависимости от солнечного тепла и света. Наблюдения, которые фиксируются в календаре природы, иллюстрируются и анализируются. Здесь можно проследить, что за короткий период на Севере проходят три времени года: август - лето, сентябрь - осень, октябрь - зима.

В беседе на тему «Снега осенней Колымы» ребята рассказывают о своем представлении снежной «Колымской осени», размышляют над словами В. Гольд овской и удивляются, откуда «в Нагаевской бухте - Охотские льды?», почему «...зима заторопилась, когда еще лето не успело отойти?» ( В. Николенко) и др.

В «Хрестоматию к программе «Северячок» вошли лучшие, по мнению авторов-составителей, произведения авторов Северо-Востока: стихи, рассказы русских авторов, народный фольклор народов Севера. Хрестоматия богато иллюстрирована яркими работами художников В. Фадеевой, А. Лемак, И. Павлишиной (Давыдова Л. С., Труфанова Л. А., 2003, с. 8-186).

Богатый материал для воспитания ребенка-северянина дает знакомство с праздниками народов Севера, их мифами и легендами. В ноябре, когда за окном мороз и метели, в нарядной кухлянке из далекой страны «Чукотии» в детский сад приходят в национальных костюмах сказочница - «бабушка Тынэт» и сказительница эвенского фольклора Чина Моторова. Дети не только слушают их сказки и былины, в которых звери, как люди, пасут оленей, ловят сетью рыбу, ссорятся и радуются, но и сами рассказывают разные истории, одобряют или осуждают действия героев, уточняют для себя, почему нет пола в яранге, где и как спят олени, почему северные растения низкорослые и чем нарты в тундре лучше автомобиля?

Погруженные в такой интегрированный образовательный процесс, дошкольники естественным образом впитывают в себя информацию, во всем многообразии ее проявления получают (иногда одновременно со взрослыми) возможность учиться, осмысливать и совершенствовать свои знания, обретают опыт коллективного восприятия культурных ценностей и явлений, характерных для Крайнего Северо-Востока России.

Представляют большой интерес для работы воспитателя с детьми в условиях Северо-Востока России и другие методические пособия: «Живой родник» (Л.С. Давыдова), «В гости к морю...» (Н. Г. Волобуева).

Летний период, когда открываются большие возможности использования естественных факторов природы для оздоровления, формирования реалистических представлений об окружающем мире, развития системного мышления, любознательности, умения наблюдать, моделировать и экспериментировать, в учебно-методическом комплекте не отображен. Однако именно лето, не очень теплое и короткое, вносит существенные перемены в организацию работы дошкольного учреждения.

Учебно-методическое пособие «Северячок. Лето» (Таблица 2) как логическое продолжение программы «Северячок» представляет собой определенную систему современных технологий, позволяющих добиться успеха в работе с детьми в летнее время. Материалы данного пособия педагог может использовать в различных видах деятельности: игровой, исследовательской, продуктивной и др. (Давыдова Л. С., Труфанова Л. А., 2009, с. 4-132).

Таблица 2

Интегрирующая тематика организованной детской деятельности (программа «СЕВЕРЯЧОК. ЛЕТО»)

ИЮНЬ Лето пришло - Какого цвета Самый светлый Чем лесные жители

все расцвело лето? месяц года занимаются, когда

почки распускаются?

ИЮЛЬ Погуляй со мною, солнышко! Запах лета Загадки северного лета Что в природе происходит, когда щедрое лето приходит?

АВГУСТ Мы в лесок пойдем Звуки лета В лесу я просто погостил Конец лета на краю света

В новом пособии достаточно увлекательно и конкретно описан материал по экологическому воспитанию дошкольников: марафоны, игры-путешествия, конкурсы, выставки-экспозиции, праздники, инсценировки. Чтение специально подобранных (представленных на электронном носителе) игр, упражнений, произведений авторов Северо-Востока России помогает развитию чувственной сферы детей, способствует расширению их личного жизненного опыта, формирует интерес к окружающему миру, имя которому - Север.

Летом дети по-прежнему играют, очень много рисуют и лепят. К сожалению, даже в этот короткий период, большую часть времени они проводят в помещении.

Раздел «Мир красоты и красок» представлен в виде организованного коллективного творчества и ориентирует воспитателя на формирование у детей понятия о красоте и привлекательности природы родного края. Надо помочь малышам увидеть его многоцветье, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в его сохранении и преобразовании.

Творческие зарисовки не только в группе, но и на пленере, когда рисунок каждого становится частью общей композиции, повышает ответственность и самооценку ребенка. Выполнение большинства заданий способствует интуитивному созданию художественного образа. Дети в этом случае получают массу «живых», колоритных впечатлений на долгий зимний период, малоподвижный и дискомфортный.

Таким образом, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса вокруг центральной темы, на основе интегрирования образовательных областей и учета, соблюдения преемственности между возрастными дошкольными группами в полной мере соответствует целям и задачам примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (2014).

Практика использования подобной модели проектирования воспитательно-образовательного процесса на Северо- Востоке России подтверждает ее целесообразность. Она не противоречит и требованиям ФГОС, позволяя учитывать специфику дошкольного учреждения, легко и просто вводить региональный (вариативный) и другие компоненты в систему образования, дает большие возможности для развития детей, проживающих в дискомфортных условиях Севера, помогает педагогу наилучшим образом спланировать и организовать детскую деятельность.

Литература

1. Волобуева Н. Г. В гости к морю...(морская тематика в дошкольном образовании). 2012. Учебное пособие. - Магадан : Изд-во СВГУ.

2. Давыдова Л. С. Живой родник. 2009. Учеб.-метод. - Магадан : Изд-во СВГУ.

3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. 2014. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ.

4. Реализация концепции регионального образования: опыт и проблемы. 2009. / Под ред.В. В. Карановой. Материалы областной научно-практической конференции (24 марта 2009 г.) Магадан. ООО «Новая полиграфия».

5. Северячок: региональная программа воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Учебно-методический комплект. 2008. / авт.-сост. Л.А. Труфанова, Л. С. Давыдова, Г. В. Гончарук. - 2-е изд., испр. и доп. - Магадан: Изд. СВГУ.286 с.

6. Северячок. Лето: учеб.-метод. Пособие по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста : учебно.-метод комплект Давыдова Л.С., Труфанова Л.А. 2009.

7. Хрестоматия к региональной программе «Северячок» : Учебное пособие / Сост. Л.С. Давыдова, Л.А. Труфанова. 1-е изд. - Магадан. - 193 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013. (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 Октября 2013 г. № 1155).

9. Цепляева Н.С., Баранов Г.П., ШантинаЭ.Д. 2004. Концепция регионального содержания образования в Магаданской области. Магадан: Изд. СМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.