Научная статья на тему 'ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПЛАТОНА: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПЛАТОНА: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
687
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТОН / МИР ИДЕЙ / МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР / ТЕОРИЯ ИДЕЙ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Болбекова Маргарита Юрьевна

При изучении философии Древней Греции особый интерес вызывает творчество выдающегося мыслителя Платона. Данная статья посвящена анализу его политических учений, где главное место занимает теория идей, являющаяся основой концепции «идеального» государства Платона. Взгляды Платона на государственное устройство и в настоящее время вызывают споры среди учёных и подвергаются ожесточённой критике за их утопичность. Но в то же время труды Платона занимают важное место в развитии философского учения и по сей день являются объектом научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLATO'S IDEAL ORDER: A POLITICAL AND LEGAL ANALYSIS

When studying the philosophy of ancient Greece, the work of the outstanding thinker Plato is of particular interest. This article is devoted to the analysis of his political doctrines, where the main place is occupied by the theory of ideas, which is the basis of Plato's concept of "ideal" state. Plato's views on the state system and at the present time are disputed among scientists and are subjected to fierce criticism for their utopianism. But at the same time, the works of Plato occupy an important place in the development of philosophical doctrine and to this day are the object of scientific research.

Текст научной работы на тему «ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПЛАТОНА: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

Идеальный порядок Платона: политико-правовой анализ Plato's Ideal Order: A Political and Legal Analysis

Болбекова Маргарита Юрьевна

Магистрант

Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

РФ, г. Липецк

Bolbekova Margarita Yurevna

Master student

Lipetsk branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

Russia, Lipetsk

Научный руководитель Соловьева Виктория Викторовна

Доктор исторических наук, профессор Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

РФ, г. Липецк

Scientific adviser Solovyeva Viktoria Viktorovna

Doctor of Sciences in History, Professor Lipetsk branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,

Russia, Lipetsk

Аннотация.

При изучении философии Древней Греции особый интерес вызывает творчество выдающегося мыслителя Платона. Данная статья посвящена анализу его политических учений, где главное место занимает теория идей, являющаяся основой концепции «идеального» государства Платона. Взгляды Платона на государственное устройство и в настоящее время вызывают споры среди учёных и подвергаются ожесточённой критике за их утопичность. Но в то же время труды Платона занимают важное место в развитии философского учения и по сей день являются объектом научных исследований.

Annotation.

When studying the philosophy of ancient Greece, the work of the outstanding thinker Plato is of particular interest. This article is devoted to the analysis of his political doctrines, where the main place is occupied by the theory of ideas, which is the basis of Plato's concept of "ideal" state. Plato's views on the state system and at the present time are disputed among scientists and are subjected to fierce criticism for their utopianism. But at the same time, the works of Plato occupy an important place in the development of philosophical doctrine and to this day are the object of scientific research.

Ключевые слова: Платон, мир идей, материальный мир, теория идей, справедливость, идеальное государство.

Key words: Plato, world of ideas, material world, theory of ideas, justice, ideal state.

С древних времён проблема государственного устройства была и остаётся по сей день одной из самых сложных и противоречивых. Многими умами человечества предпринимались попытки разработки своей модели «идеального» государства. Для одних главными критериями «идеального» государства были сильная армия и экономика. По мнению других, такое государство в первую очередь должно обеспечивать счастье и свободу своих граждан. Своё видение концепции «идеального» государства предложил и известный древнегреческий мыслитель Платон, чьё творчество по сей день остается в центре внимания исследователей в различных областях.

Платон был одним из самых блестящих учеников известного и влиятельного философа Сократа. На сегодняшний день Платон считается первооткрывателем западной политической мысли, а всё потому, что его наставник, Сократ, не создал никаких письменных работ, и мы знаем о его мыслях только из трудов Платона.

Важнейшие аспекты философии Платона включают идеи о природе моральной добродетели, теорию наилучших форм правления и теории идей. Затруднительное понимание убеждений Платона обусловлено тем, что философ писал в основном диалоги, а сам Платон никогда не появлялся на них как действующее лицо. Вместо этого Платон описал в своих трудах беседы, где между двумя или более людьми излагаются противоположные идеи и аргументы. Одним из героев таких диалогов часто выступал Сократ.

В ходе своих путешествий в городах на юге Италии Платон познакомился с верованиями тайного пифагорейского общества, которое было ориентировано в первую очередь на классовую структуру и математику, позднее ставшей ведущим предметом учебного курса афинской Академии Платона. На философа произвел впечатление кастовый строй египетского общества. Когда Платон, читал лекции о монархе и правильных методах правления в Сиракузах, тиран города Дионисий I разгневался на мыслителя и на некоторое время обратил его в рабство. После своего освобождения Платон вернулся в Афины и основал свою академию, которая стала его форумом до самой смерти [6].

Академия Платона была первой из великих философских школ, в ней Платон организовал образовательный центр для подготовки государственных деятелей. Через своих учеников Платон должен был оказать влияние на политические системы Афин и других городов-государств. Платон писал и преподавал в своей академии. Сохранилось достаточно его письменных работ, чтобы изложить и оценить основы его мыслей; в них мы можем найти истоки европейской политической мысли [5].

Во времена Платона многие афиняне считали свои города-государства идеальными. То есть идеальными с точки зрения их культурных и военных достижений. Однако знаменитый философ Платон считал иначе.

Он скептически относился к обществу, которое не отводило особого места тем, кто разбирался в политике. Кроме того, Платон был хорошо знаком с пороком Афин - их высокомерным характером, военными, политическими и социальными ошибками и даже презрением к собственным гражданам. Платон видел афинское государство насквозь и это вдохновило его на формирование и выражение своего видения идеального государства.

Одной из самых важных концепций, предложенных Платоном, является теория идей, составляющая философскую основу политической теории Платона. Согласно Платону, материальный мир чувств - это иллюзия. Реальный мир, с другой стороны, - это царство идей, которое лежит за пределами материального мира. Исходя из этого, Платон утверждает, что реальны только идеи. Материальный мир постоянно меняется, однако мир идей никогда не меняется и свободен от ограничений времени и пространства. В результате согласно теории Платона, идеи представляют собой истинную реальность, или истину, которая превосходит относительность материи.

О. Э. Лейст отмечает: «Платон противопоставляет миру чувственных предметов и явлений особый мир идей или общих понятий, которые, как предполагается, существуют где-то за пределами неба. Нематериальные идеи вечны и неизменны, им присуще истинное бытие. Как объяснял Платон, наш мир, занимает, промежуточное положение между «истинным бытием» и миром небытия. Так и человек: прежде чем попасть в телесную оболочку, его душа пребывает в царстве идей» [1, с. 37].

У Платона есть мнение о том, что такие понятия как красота и мужество, добродетельность, воздержание и справедливость существуют в мире идей вне времени и пространства. Теория идей упоминалась во многих диалогах Платона, причём её формулировки несколько отличались, и это порой никак не объяснялось. Для Платона абстрактные понятия являются средством для достижения еще более глубоких знаний [4, с. 19].

Философия и идеология Платона были направлены на защиту интересов правящего класса и усиление их власти. Платон создал учение о государственной власти, которая является отображением высшей сущности. Высшей сущностью Платон считал идею, а власть - это отражение идеи в материальном мире. Для Платона государство - это идеальная форма организации общества, при которой каждый человек занимает свое место согласно его способностям и интересам.

Создавая своё «идеальное» государство, философ опирался на видимое им соответствие между космосом, государством и душой человека. Сама идея справедливости Платона не противопоставляет праведного человека и справедливое государство друг другу, а наоборот, указывает на их схожесть. [2, с. 58].

Мыслитель делит человеческую душу на три части: разум, волю и влечения. Справедливый человек, по его мнению, это тот, в ком рациональный элемент, поддерживаемый волей, контролирует влечения. Здесь существует очевидная аналогия с тройственной сословной структурой государства, в которой просвещённые цари-философы, поддерживаемые воинами, управляют остальным обществом

Согласно Платону, «справедливость» отводит каждому гражданину государства особое занятие и особое положение. Господство «справедливости» объединяет разнообразные и даже разнородные части государства в гармоничное целое [3, с. 130]. В государстве совершенного типа три сословия его граждан — правители, воины и работники производительного труда — образуют гармоничное целое под руководством наиболее рационального класса. Каждое сословие хорошо выполняет свою собственную функцию, не ущемляя деятельность других сословий.

Сословие торговцев должно поддерживать стабильность экономики государства, гарантом порядка и безопасности должны являться воины, а политическая власть будет представлена в лице царей-философов. Для каждого человека сословие обуславливается уровнем его образования. Процесс обучения начинается с момента рождения и продолжается до тех пор, пока человек не достигнет своего максимального уровня, соответствующего его интересам и способностям. Те, кто завершает весь процесс образования, становятся царями-философами, чей ум настолько развит, что они способны принимать самые мудрые решения. Действительно, идеальная система образования Платона в первую очередь построена таким образом, чтобы производить философов-царей.

В своей идее справедливости для каждого социального класса Платон определяет необходимые им добродетели: для торговцев, доминирующей чертой которых является желание, подходящей он счёл умеренность, для сословия солдат, доминирующей чертой которого является дух или эмоции, подобающей добродетелью является храбрость, а для правителей-философов, доминирующей чертой которых является знание или интеллект, добродетелью является мудрость. Также философ выделяет отдельную добродетель и для государства - справедливость, которая создаёт гармонию во всех трёх социальных классах и является необходимым условием человеческого счастья.

«Но в то же время в этой иерархии сословий действует обратная дискриминация: чем выше положение гражданина, тем меньше у него прав. Больше всего внимания Платон уделяет сословию воинов. Лишённые свободы занятий, они должны выполнять либо прямые функции по защите государства и законов, либо упражняться в гимнастике и мусических искусствах. Они не могут накапливать богатство, живут все вместе, не могут питаться отдельно друг от друга — разрешены только общие трапезы, для них запрещен постоянный брак, все мужчины и женщины находятся в нестабильных отношениях, детей забирают у их матерей и воспитывает государство. То есть у них нет ни собственности, ни дома, ни семьи. Философы, высший класс, также лишены всего этого, как и свободы мысли, они должны думать только на благо государства. Земледельцы, ремесленники

и торговцы, напротив, живут так, как им заблагорассудится — у них есть собственность, дом, семья и свобода выбора, но им не позволено защищать государство или управлять им» [7].

Интересно отметить, что в «идеальном» государстве Платона не упоминается четвёртое сословие - рабы, но это не означало, что рабства не было. Оно, напротив, было очень распространено, но считалось, что рабы не обладают никакими правами, присущие человеку.

Как и любая утопия, «идеальное» государство Платона не лишено недостатков. Нельзя сказать наверняка, могла ли сословная иерархия Платона создать образ жизни, который положительно повлиял бы даже на самых обычных земледельцев.

Самый большой недостаток его теории заключается в том, что политическая структура, которую Платон хотел для государства, никогда не раскрывалась. Даже в случае с правителями-философами не упоминается ни один закон. По мнению большинства толкователей, Платон считает, что государство с по-настоящему мудрыми правителями практически не нуждается в законах. Правители могут наилучшим образом управлять делами государства, не ограничивая себя законодательством. Законодательные процедуры не описаны, и есть только краткое упоминание о судебной системе. Это уступает место безумному представлению о том, что не было бы никакой необходимости в законах, поскольку граждане были бы настолько счастливы, что у них не было бы необходимости или желания совершать какие-либо преступные действия. Принимая желаемое за действительное, Платон закрывал глаза на все эти основополагающие элементы его «идеального» государства.

Платон уделяет практически всё своё внимание правителям и солдатам, которые получили углубленное образование, направленное на развитие характера, и не заинтересованы в деньгах или собственности. Земледельцы, ремесленники и торговцы, которые составляют большую часть гражданского общества, по-видимому, не получат такого же образования и не будут иметь собственности и семей. Даже если бы солдаты и правители могли обходиться без закона, трудно представить, как экономически активные люди могли бы это сделать. Однако мы не можем не отметить, что по мнению Платону, как мужчинам, так и женщинам должны быть предоставлены равные возможности для их экономического, социального, интеллектуального и политического подъёма.

По мнению профессора В.Ф. Асмуса «утопия Платона не только выражает мысли философа об идеальном государственном устройстве, но и отражает важные черты реального античного полиса — далекого от того идеала, который обрисовывал философ. Платон ненамеренно вскрывает классовое происхождение и классовую направленность своей утопии. Через идеализирующие очертания гармонии, описываемой Платоном, ярко выделяется контрастность между высшими рабовладельческими классами и низшими классов, чётко отделённых друг от друга. На самом деле «идеальное» государство Платона оказывается близким тому отрицательному типу общества, разделенному антагонистические классы, которое осуждает сам Платон» [3, с. 143].

Проведя анализ политических идей и взглядов древнегреческого мыслителя Платона, мы приходим к выводу, что «идеальное» государство в его понятии должно непременно опираться на принцип справедливости. Все граждане делятся на три основных сословия согласно их основным задачам. Управлять таким государством должны мудрые правители-философы, а основными ценностями должны являться образование и мораль, поэтому многие вещи, которые могут быть источником аморальных идей, запрещены. Но в своих трудах Платон так и не дал чёткого ответа на вопрос, что же находится в приоритете: благосостояние государства в целом или личные интересы. И хотя идея Платона об «идеальном» государстве имеет свои недостатки, для своей исторической эпохи она была достаточно прогрессивной и по-прежнему остаётся выдающимся вкладом в

процесс становления античной научной мысли и занимает важное место в развитии социальной философии в целом.

Список используемой литературы:

1. История политических и правовых учений: учебник / под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. - М.: Издательство «Зерцало», 2006. — 568 с.

2. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. - 944 с.

3. Мыслители прошлого. Платон / В. Ф. Асмус. - М.: «Мысль», 1975. - 220 с.

4. Философия. Краткий курс / Пол Клейнман ; пер. с англ. Ю. Константиновой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 272 с.

5. Платон. Академия Платона в Афинах [Электронный ресурс] // THISGREECE. URL: https://www.thisgreece.ru/istoriya/776-platon (дата обращения: 17.02.2023).

6. Платон: биография, учения и философия Платона [Электронный ресурс] // Всё о Греции. URL: https://greecemagazine.ru/platon/ (дата обращения: 17.02.2023).

7. Ревзин Г. Как государство стало утопией // Журнал «Коммерсантъ Weekend». - 2021. - №25 [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4900925 (дата обращения: 17.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.