Научная статья на тему 'И. Я. Билибин в Египте'

И. Я. Билибин в Египте Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
839
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
Ключевые слова
ИВАН БИЛИБИН / РУССКИЙ АРТИСТ / ЕГИПЕТ / IVAN BILIBIN / RUSSIAN ARTIST / EGYPT
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И. Я. Билибин в Египте»

В.В. Беляков (ИВ РАН)

И.Я. БИЛИБИН В ЕГИПТЕ

Выдающийся русский художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942), как и многие представители российской интеллигенции, после революции 1917 г. оказался в эмиграции. В начале 1920 г. он вместе с группой беженцев был эвакуирован на пароходе «Саратов» из Новороссийска в Александрию (Египет), прошел через лагерь русских беженцев Телль аль-Кебир и затем поселился в Каире.

Вместе с И.Я. Билибиным в Египте оказалась его ученица, дочь писателя Евгения Николаевича Чирикова (1864-1932) Людмила (1896-1995). В ту пору одинокий, художник был влюблен в свою юную помощницу. Когда в апреле 1922 г. Л.Е. Чирикова уехала из Египта в Европу, И.Я. Билибин в течение почти года каждую неделю писал ей подробные письма. Эти письма - важный источник не только для изучения жизни и творчества художника, но и для оценки как ситуации в Египте того времени, так и положения в этой стране русской белоэмигрантской общины.

В начале 1991 г. проживавшая в США Л.Е. Чирикова (в замужестве Шнитникова) передала письма И.Я. Билибина Советскому фонду культуры1. Летом того же года мне удалось ознакомиться с этими письмами. Выдержки из них я включил в свои книги о русских в Египте2. Я также написал Л.Е. Чи-риковой, попросив ее уточнить некоторые оставшиеся мне неясными вопросы.

В данной публикации приводится часть писем, касающихся пребывания И.Я. Билибина в Египте, которыми автор обменялся с Л.Е. Чириковой. Что касается собственно писем художника, то они войдут в отдельное издание «И.Я. Билибин в Египте. 1920-1925 гг. Документы и материалы», подготовленное совместно Институтом востоковедения РАН и Домом-музеем Марины Цветаевой.

В.В. Беляков - Л.Е. Чириковой

г. Каир3, 23 сентября 1991 года

Милостивая государыня Людмила Евгеньевна!

С огромным волнением ознакомился я с письмами к Вам И.Я. Билибина, которые Вы

столь любезно передали недавно в дар Советскому фонду культуры. Дело в том, что я заканчиваю работу над книгой о русских в Египте, публикуя отрывки из нее в «Правде». Немалое место в книге займет «египетский период» жизни Ивана Яковлевича. За пять лет работы в Египте с параллельным привлечением советской литературы и архивов я собрал значительный и достоверный материал на эту тему. Но, как Вы понимаете, подобная работа не может иметь логического конца. У меня все еще много вопросов и «белых пятен», с которыми, я надеюсь, Вы поможете мне справиться.

Обстоятельства Вашего прибытия в Египет мне известны. Но хотелось бы узнать: когда и где Вы познакомились с Билибиным? Было ли это в Батилимане4 или раньше, в Петрограде?

Известно, что Билибин жил на улице Ан-тикхана (сейчас она, правда, называется по-другому). Однако в разных источниках я встретил два разных номера дома - 2а и 13. Какой в действительности номер дома был у Билибина? Не исключено, что дом этот сохранился5.

В прошлом году мне удалось разыскать в греческой госпитальной церкви в Аббасии (Каир) три иконы кисти Билибина - Благовещенье, архангелы Михаил и Гавриил. Иконы содержат инициалы «И. Б.», дату «1921» и весы - фирменный знак мастерской в Ан-тикхании6. Однако я полагаю, что в этой церкви билибинских икон больше, чем три, просто мне трудно их отличить. Иконы для этой церкви, судя по всему, создавались на Ваших глазах, а возможно, и с Вашим участием. Не могли бы Вы рассказать мне их историю? Не писал ли Билибин на Вашей памяти других икон, для других церквей, и если писал, то для каких?

Кстати сказать, хочу принести Вам извинения за то, что в моей статье в «Правде» о билибинских иконах7 Ваши инициалы напечатаны неточно.

Мне было бы чрезвычайно интересно узнать и о Вашем «египетском периоде». Где Вы жили в Каире? Чем занимались, кроме помощи Билибину? С кем общались? В письмах к Вам Ивана Яковлевича встречают-

ся такие фамилии, как Лелявские8, Сандеры9, Бибиков10, Юрицын11, Лукьяновы12, профессор Голенищев13 (последнему в моей книге будет посвящена отдельная глава)14. Что бы Вы могли сказать об этих людях?

Буду с нетерпением ждать Вашего ответа. Если Вам это удобнее, то можете задикто-вать его на магнитофонную кассету.

И последняя просьба. Был бы чрезвычайно признателен Вам, если бы Вы могли отправить мне фотографии Вашу и Билибина времен каирской жизни. Убежден, что такие фотографии у Вас должны быть.

С искренним уважением

Беляков Владимир Владимирович, корреспондент газеты «Правда» в Египте.

Архив автора. Папка «Россияне в Египте-04», л. 242-243. Копия.

Л.Е. Чирикова - В.В. Белякову15

Октябрь 11, 1991 год Флорида, США

Многоуважаемый Владимир Владимирович!

Отвечаю на Ваше письмо, которое меня приятно удивило, и которое я очень скоро получила - 30 сентября 1991 года. Это, однако, является в действительности для меня «последней минутой». Ибо 22 ноября 1991 г[ода] мне исполняется 95 лет, и я уже каждую минуту могу умереть, так как я очень больной человек, хотя сохраняю пока здравую память.

Письма И.Я. Билибина, которые я передала в дар Советскому Фонду Культуры, носят очень личный характер и только частично могут помочь Вам прояснить кое-какие «белые пятна» в Вашей работе. Но, главное, следует помнить, что они касаются только периода 1920-1926 г[одов]16.

Кстати, «Мои воспоминания» этого периода я передала, как Вы, наверное, знаете, Главному редактору журнала «Наше Наследие» В.П. Енишерлову для напечатания. И если я доживу, рассчитываю увидеть их на Рождество 1991 года, как предполагалось, в журнале «Наше Наследие»17. Из «Моих воспоминаний», если Вы с ними познакомитесь, для Вас может многое проясниться в Вашей работе.

На Ваш вопрос, когда я познакомилась с

И.Я. Билибиным, могу сказать, что это произошло очень давно в Петербурге. Иван Яковлевич был большим другом моего отца -писателя Е.Н. Чирикова. Отец водил нас показывать рисунки и книги Ивана Яковлевича, когда я еще была девочкой с косичками (Билибин старше меня на 20 лет), но я уже тогда интересовалась искусством.

Но особенно мы сдружились, конечно, в трудное время войны и революции в БатиЛимане, где наша семья, как и Иван Яковлевич, имели дачи. Билибин и раньше приезжал туда с красивой молодой художницей-ученицей Рене О’Коннел18. И мы дружно ездили вместе на этюды, занимались графикой. Но в это трудное время он приехал в БатиЛиман уже один, холостяком, и был очень занят работой. Тогда же он сделал карандашные портреты моего отца, моей старшей сестры и мой в 1919 году.

В имения съехалось немало народа и время становилось грозным. Мы нуждались в пище и керосине для освещения, иногда мы ездили за этим на лошадях в Севастополь и Ялту. Благо, что рыбаки снабжали нас рыбой.

Что касается росписи иконостаса в Абба-сии в Каире, то они были сделаны на моих глазах. И я хорошо помню, что был сделан только иконостас из трех икон. Полагаю, что дальше это не пошло и ничего другого для икон не было сделано, к иконам Билибин не возвращался. Помощником в исполнении икон была не я, а третий помощник по прозвищу Есаул19, так как работа над иконами требовала позолочения, а значит, специальных технических знаний и навыков.

Я согласна с Вами, что было бы хорошо приобрести эти иконы и восстановить их. Было бы также важно разыскать некоторые небольшие картины нерелигиозного содержания у египетских собственников, и сделать хотя бы фотокопии. Я теперь могу только вспомнить греческих магнатов в Каире и Александрии, таких как Бенаки, у которых были большие сахарные плантации в Египте. Других покупателей картин Ивана Яковлевича я просто не припомню.

Возможно, Вы знаете, что по приезде в Египет все эмигранты были поселены в лагере Тель-эль-Кебир [Телль аль-Кебир], где многие оставались очень подолгу. Желающим было предложено выйти на волю на условиях потери права на получение всякой помощи со стороны местных властей.

Я покидала Россию вместе со своей

младшей сестрой Валентиной20. Кроме Билибина, у нас оказалось много знакомых и друзей в Египте, например: Магдалина Владимировна Степанова - жена члена Государственной Думы, которая называла себя моей египетской мамой. Помню также двух известных русских журналистов - знакомых отца, они по случайности были однофамильцами Яблоновскими, одного, помнится, звали Сергеем21. Среди наших знакомых был профессор-египтолог Лукьянов, ездивший с нами в Верхний Египет под покровительством председателя Русского клуба22 (таковой был в Каире). Те люди, у которых сохранились хоть какие-то материальные сбережения, вышли из лагеря довольно быстро, включая Билибина, нас с сестрой, нашу приятельницу мадам Степанову. Мы с сестрой сразу поселились в английском пансионе “Young Women Christian Association”23 в европейской части Каира24. Иван Яковлевич отыскал для себя студию на улице Антикхана, о которой Вы хорошо знаете. Номер дома я, к глубокому сожалению, не помню.

Наш пансион христианского направления был хорошо организован, мы там проживали, питались и оберегались от превратностей судьбы. Все друзья и знакомые могли посещать нас, мы принимали их в уютных красивых гостиных в первом этаже, подниматься в жилые комнаты не полагалось. Только арабские слуги в белых хитонах с красными кушаками имели право подниматься к нам на второй этаж и извещать нас о приходе гостей. Пансион хорошо охранялся, на ночь запирались огромные ворота, защищавшие от возможного вторжения хулиганов или участников часто возникавших в то время в городе арабских волнений25. Находился наш пансион недалеко от студии Ивана Яковлевича и мы с сестрой могли ходить туда пешком ежедневно.

Я также иногда работала в Арабском музее26, делая зарисовки старинной керамики для директора этого музея, готовившего к изданию свою книгу о персидской керамике. Для поездок в музей, находившийся в арабской части города, я брала извозчика, которых было в достатке в европейских кварталах. Кажется, это была нарядная коляска, запряженная парой лошадей. Сестра моя нашла работу в госпитале и работала в качестве сестры милосердия.

Мы и наши друзья часто ездили в араб-

скую часть Каира на знаменитый восточный базар Муски27, где продавались интереснейшие вещи: от керамики до ковров.

Из нашего христианского убежища мы с сестрой и И.Я. Билибиным ездили смотреть многие достопримечательности Каира.

Хочу еще раз подчеркнуть, что многие интересующие Вас сведения Вы могли бы найти в упомянутых ранее «Моих воспоминаниях». Мне не ясно, познакомились ли Вы с ними?

Что же касается фотографий, то их у меня сохранилось очень мало, и большинство в плохом состоянии. Должна сказать, что самые лучшие фотографии напечатаны в издании: “IVAN BILIBIN” (text by Sergei

Golynets, Harry N. Abrams, inc., New York, Aurora Art Publishers, Leningrad).

Хочу отметить одну неточность в этой роскошной книге: на илл[юстрации] 120 под портретом моей сестры Валентины ошибочно указано мое имя. Было бы неплохо, чтобы это издание включило репродукции портретов моего отца, моей старшей сестры28 и мой. Это пополнило бы книгу да и исправило бы допущенную ошибку.

Вспоминаю свой отъезд из Каира в 1922 году. Я должна была поехать к отцу в Чехию, где он с большим волнением и тревогой ожидал приезда остальной нашей семьи. В это трудное время для всех нас я должна была поддержать своего отца, помочь ему пережить тяготы первых лет эмиграции.

Еще хочу отметить, что я уехала из Каира в 1922 году к отцу в Чехию. А в феврале 1923 года Билибин женился на приехавшей к нему из России его старой знакомой художнице Александре Щекатихиной-Потоц-кой29, о чем Иван Яковлевич написал мне в одном из писем. Вот почему лирическая тема в его письмах прерывается. Помню, мы расстались большими друзьями, так как с пониманием и уважением отнеслись друг к другу. Когда я уезжала, Иван Яковлевич сказал мне примерно следующее: если так случится, что мы больше никогда не увидимся, помните, что где бы я ни был, когда я буду умирать и не смогу говорить, я помашу Вам как старый пес своим мохнатым хвостом30.

Буду рада, если смогла чем-то Вам помочь, но думаю, что у Вас и без того достаточно материалов.

Кстати, хотелось бы знать, где в настоящее время находится вся коллекция Били-бинских работ и будет ли к ним присоединен

мой портрет31.

Пожалуйста, если Вам это известно и у Вас будет время, напишите мне коротко об этом (хотя бы адрес музея).

С наилучшими пожеланиями в Вашей работе и глубоким уважением

Людмила Чирикова-Шнитникова.

Архив автора. Папка «Россияне в Египте-04», л. 255-259. Оригинал

В.В. Беляков - Л.Е. Чириковой

17 апреля 1992 года, Каир.

Многоуважаемая Людмила Евгеньевна!

Не могу не похвастаться находкой, которую сделал недавно благодаря Вашему благородному поступку - передаче писем Ивана Яковлевича к Вам Советскому фонду культуры32. К сожалению, редакция еженедельника «Эхо планеты» сочла возможным публикацию лишь черно-белых фотографий. По неясной мне причине не опубликован и общий вид панно. И все же, думаю, читатели получили возможность познакомиться с неизвестной ранее работой выдающегося Мас-тера33.

Ваши воспоминания, опубликованные журналом «Наше наследие», читали всей семьей. Фрагменты из них я включил в свою книгу34.

<...> Хотел бы задать Вам еще два кратких вопроса. Во-первых, после отъезда из Египта в 1922 году встречались ли Вы еще когда-нибудь с Иваном Яковлевичем, и если да, не припомните ли, когда, где и при каких обстоятельствах? И второй вопрос: доводилось ли после этого бывать в Египте?

<...> Желаю Вам всего наилучшего!

Ваш В. Беляков.

Архив автора. Папка «Россияне в Египте-04», л.283. Копия.

Л.Е. Чирикова - В.В. Белякову

19 мая 1992 г[ода], Флорида, С[анкт]-Пет[ербург]

Многоуважаемый Владимир Владимирович!

Спасибо Вам большое за милое внимание ко мне! Шлю Вам мои искренние поздравления по случаю Вашей замечательной новой находки - Билибинского панно. <.>

Теперь постараюсь ответить на Ваши во-

просы: 1) встречалась ли я с И[ваном]

Я[ковлевичем] после моего отъезда из Египта? <...> В 1926 г[оду] (м[ожет] б[ыть], я ошибаюсь в точной дате?!), когда Билибин, уже женатый, был в Париже и устраивал свою выставку, я повидала его и взяла одолженный ему для выставки в Египте (после моего отъезда оттуда) мой большой карандашный портрет (кот[орый] сейчас находится в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве). Расставание наше было трогательным, т[ак] к[ак] мы оба понимали, что видимся в последний раз (я должна была вернуться в Америку, куда переехала в 1925 году, а Билибин думал о возвращении на Родину35). <.>

2) вопрос: довелось ли мне быть в Египте еще? Никогда больше я там не была.

С искренним уважением и пожеланием всего доброго

Людмила Чирикова-Шнитникова.

Архив автора. Папка «Россияне в Египте-04», л. 286 с об. Автограф.

Примечания

1 Ныне письма И.Я. Билибина к Л.Е. Чириковой хранятся в Архиве русского зарубежья, Дом-музей Марины Цветаевой (Москва).

2 Беляков, Владимир. По следам «Пересвета». Каир, 1994, с. 167-180; его же. Приютила Африка Жар-птицу. М., 2000, с. 157-168.

3 Автор работал в то время в Египте в качестве собственного корреспондента газеты «Правда».

4 Батилиман - дачный поселок в Крыму, где Билибин и семья Чириковых имели дачи и проживали в 1917-1919 гг.

5 В письмах И.Я. Билибина в качестве обратного адреса значится: «Ул. Антикхана, 13». Как я вскоре выяснил, дом, где жил художник, не сохранился.

6 Подробнее о поиске икон см.: Беляков, Владимир. По следам «Пересвета», с. 131-133; его же. Приютила Африка Жар-птицу, с. 122-124. Икона «Благовещенье» воспроизведена на переднем форзаце книги «Приютила Африка Жар-птицу».

7 «Правда», 9 сентября 1990 г.

8 Лелявский Сергей Николаевич (1891-1963, Каир) - инженер путей сообщений. Лелявская Екатерина Спиридоновна, его жена (скончалась в 1963 г. в Каире в возрасте 70 лет). См.: Беляков В.В. Российский некрополь в Египте. М., 2001.

9 Сандер (урожд. Белобородова) Ольга Владимировна - художник, помощник И.Я. Билибина в его каирской мастерской; Сандер Петр Федорович, ее муж, врач. Позднее переехали из Египта в Европу. Даты их жизни неизвестны.

10 Бибиков Александр Сергеевич (сконч. в Каире до 1947 г.) - инженер, художник, один из помощников И.Я. Билибина в его каирской мастерской. См.: Беляков В.В. Российский некрополь в Египте.

11 Юрицын Сергей Петрович (1873-?) - издатель, эмигрировал в Египет после революции 19051907 гг. Вероятно, покинул Египет после кончины в 1929 г. жены Алисы Александровны. См.: Беляков В.В. Российский некрополь в Египте.

12 Лукьянов Григорий Иванович (1885-1945, Каир) - профессор-египтолог; Лукьянова (урожд. Елагина) Елизавета Сергеевна (1888-?) - специалист по византийскому искусству. По-видимому, после смерти мужа покинула Египет. См.: Беляков В.В. «К берегам священным Нила.». М., 2003, с. 220-223.

13 Голенищев Владимир Семенович (1856-1947) -выдающийся русский египтолог, профессор. Собранная им коллекция египетских древностей хранится в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. С 1910 г. жил в Ницце. В 1920-е годы проводил зиму в Египте, где преподавал в Каирском университете.

14 См.: Беляков, Владимир. По следам «Пересве-та», с. 115-127; его же. Приютила Африка Жар-птицу, с. 125-137.

15 Письмо опубликовано с сокращениями в книгах: Беляков, Владимир. По следам «Пересвета», с. 193-196; его же. Приютила Африка Жар-птицу, с. 180-182.

16 На самом деле - 1920-1923 гг.

17 Чирикова, Людмила. Вспоминая Билибина // «Наше наследие», № 6, 1991.

18 О’Коннель (в замужестве Михайловская) Рене Рудольфовна (1891-1981) - художник-керамист, вторая жена И.Я. Билибина, брак с которой не был оформлен.

19 Идентифицировать помощника И.Я. Билибина по прозвищу Есаул не удалось.

20 Чирикова (в замужестве Ульянищева) Валентина Евгеньевна (1898-1988). С 1920 по 1948 г. жила в эмиграции.

21 Яблоновский (Снадзский) Александр Александрович (1870-1934) - литератор, публицист; Ябло-новский (Потресов) Сергей В. - публицист.

22 Председателем Русского клуба был в ту пору адвокат Кирилл Осипович Тихий (1877-1936, Каир), эмигрировавший в Египет до революции 1917 г. См.: Беляков В.В. «К берегам священным Нила.», с. 167.

23 «Ассоциация молодых христианских женщин» (англ.).

24 Нынешний центр Каира; построен на европейский манер во время правления хедива Исмаила (1863-1879 гг.).

25 1919-1921 гг. были периодом подъема национально-освободительного движения, увенчавшегося отменой британского протектората и провозглашением формальной независимости Египта 28 февраля 1922 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 Музей исламского искусства.

27 Имеется в виду рынок Хан аль-Халили, примыкающий к улице Муски.

28 Чирикова Новелла Евгеньевна (1894-1978).

29 Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна (1892-1967) - художник-керамист.

30 Образ навеян смертью одной из дворняг, которых приютил в своей студии И.Я. Билибин. Пес по кличке Хеопс, умирая, помахал хозяину хвостом.

31 Карандашный портрет Л.И. Чириковой, выполненный И.Я. Билибиным в Батилимане в 1919 г., хранится в Доме-музее Марины Цветаевой.

32 Панно «Восточный танец» (фрагмент воспроизведен на заднем форзаце книги «Приютила Африка Жар-птицу») хранится у наследников заказчика, Нагиб-паши Бутроса Гали.

33 См.: Беляков, Владимир. В каталогах не значится // «Эхо планеты», № 14, 1992.

34 Имеется в виду книга «По следам “Пересвета”». В последующем включены также в книгу «Приютила Африка Жар-птицу».

35 И.Я. Билибин вернулся на родину в 1936 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.