Научная статья на тему 'Художник и время. Время художника'

Художник и время. Время художника Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
388
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художник и время. Время художника»

то, погружаясь в особый культурфилософ-ский дискурс, формирующийся в процессе целостного осознания небытия, последующей процедуры обработки результатов этого созерцания аналитическим разумом и, наконец, вербальной фиксации актуализовавшегося аналитического опыта.

Н. Б. ШИПУЛИНА (Волгоград)

ХУДОЖНИК И ВРЕМЯ.

ВРЕМЯ ХУДОЖНИКА

В последние 10 - 15 лет произошла чрезвычайно показательная и интересная трансформация деятельности музеев России и мира. Изменился сам статус музея как социокультурного института. Из статичного кумулятора и хранилища художественно-культурных ценностей он превратился в «живой» культурный субъект, в особый локус творчества в самом широком смысле этого слова. Это теперь и научная площадка для проведения конференций, форумов, заседаний дискуссионных клубов; и своего рода творческая мастерская, где осуществляется работа мастер-классов по созданию произведений искусства самых различных видов; и театральный или кинозал; это и специфическое образовательное пространство, где реализуются новаторские педагогические идеи и проекты. Волгоградский музей изобразительных искусств все эти изменения воплотил в своей деятельности в полной мере, а для некоторых из них явился зачинателем. Не случайно в последнее время ВМИИ принимает участие во всероссийских конкурсах по направлению «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Одним из направлений деятельности нового «живого» музея является научно-ис-следовательская работа, предполагающая, помимо реализации традиционных задач, состоящих в популяризации творчества российских и зарубежных художников, имеющих прямое отношение к фондам музея, еще и изучение культурного контекста создания тех или иных произведе-

ний искусства, выставляющихся в экспозициях, исследование биографий художников, тщательный семиотический, культурологический, искусствоведческий анализ художественных текстов и т. п.

Примером такой научной жизни Волгоградского музея изобразительных искусств явилась прошедшая 21 -22 сентября 2006 г. научно-практическая конференция «Художник и время. Время художника», приуроченная к юбилею русского художника Ильи Машкова, который праздновался в августе 2006 г. Сами организаторы конференции определили ее цель так: «выявление роли и значения истоков культуры “малой родины” в эстетических представлениях и изобразительном языке мастеров изобразительного искусства». Иными словами, И. Машков, с одной стороны, рассматривается организаторами выставки и научной конференции как известный отечественный художник, один из самых отважных реформаторов художественного языка русского искусства, как один из самых ярких и самобытных героев авангарда и организатор общества «Бубновый валет». С другой стороны, И. Машков предстает как наш земляк (родился 29 июля 1881 г. в станице Михайловской, нынче входящей в состав Урюпинского района), чье творчество вписано в страницы истории нашего города и области. Причем в контексте времени и культурного пространства «малой родины» интерпретируются не только художественные эксперименты И. Машкова, но и его общественная деятельность. Большой раздел экспозиции посвящен культурно-преобразовательной деятельности художника на родине, в станице Михайловской, в 1930-е годы, направленной на превращение ее в образцовый социалистический городок. Особую ценность выставке придали включенные в экспозицию подлинные документы, фотографии, предметы из мастерской художника, а благодаря инсталляции, составленной из любимых предметов художника (старинный шкаф, самовар, хохломская деревянная посуда), выставка приобрела игровой, праздничный оттенок, несущий след ранних бубнововалетских акций 1910-х годов, связанных с балаганной, фольклорной эстетикой.

© Шипулина Н.Б., 2007

В программу научной конференции входили пленарное заседание с представлением выставки «Илья Машков - художник в пространстве и времени» из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств, выступление с докладами и их обсуждение, акция-выставка для детей «Поздравление Машкову», а также видеопрезентация архива И. Машкова из фондов ВМИИ, подготовленная Т.В. Гафар (заместителем директора ВМИИ по научной работе) и Ф.В. Ермоловым (НКО «Ин-терра»),

В ходе конференции обсуждались такие вопросы, как особенности художественной культуры России первой половины XX в. в творчестве И. Машкова; региональный, культурный и художественный аспекты понятия «малая родина»; национальная культура как часть художественного языка и способы выражения российского менталитета в художественном творчестве. Поскольку само название конференции задало проблему связи искусства и социально-культурного времени, то для обсуждения актуальными и даже острыми были вопросы о направлениях взаимодействия официальной культуры и традиционного художественного языка (народного искусства), проблемы моделей взаимоотношений художника и власти, сосуществования в контексте стиля или исторической эпохи таких уровней творчества, как персонально-биографический и официальный.

Особенно дискуссионным оказался вопрос о возможности рассмотрения и анализа творчества художника только в пределах искусствоведческой методологии, игнорируя культурный контекст эпохи и «приписанность» художника своему времени, своему поколению.

В связи с такой обширной проблематикой в ходе конференции прозвучали весьма разноплановые по содержанию и методологии доклады. Открывал конференцию доклад куратора выставки О.П. Мал-ковой «“Эстетика триумфов” в живописи И.И. Машкова 1930-х годов», посвященный одновременно и анализу его живописи 1930-х годов, и концепции выставки. В этом выступлении весьма неожиданно для участников конференции и вопреки устоявшимся представлениям критиков о творчестве И. Машкова 1930-х го-

дов прозвучала мысль о том, что он вовсе не был художником «заказным», ангажированным властью, а весьма искренне был увлечен идеями социалистического строительства, вдохновлен возможностью применения своей социальной активности в построении новой жизни, благополучной, героической в почти фольклорном или эпическом смыслах. Этим пафосом пронизаны парадные портреты и натюрморты, и «Русские хлебы», и «Колхозница с тыквами». Энергия, оптимизм, душевное и физическое здоровье здесь неразрывно связаны с идеей всепобеждающей жизни, центральной в искусстве Машкова.

Доклад Н.Б. Шипулиной «Художник и его эпоха: микрокультурный контекст творчества» был посвящен культурологической методологии изучения биографии, судьбы и творчества художника. В качестве релевантных столь сложному объекту исследования утверждались микроисториче-ский, биографический и реалогический подходы, предполагающие анализ творчества художника «во времени» и «времени художника» на основании не только самих художественных произведений, но и его личных записок, дневников, писем, вещей, сведений о дружеских и семейных отношениях и т. п.

Н.Ю. Хлопина в своем докладе «Последний колорист “парижской школы” -первый колорист “московской школы” -И.И. Машков» представила творчество Машкова как колориста, ознаменовавшего своим творчеством смену художественных школ и направлений, как новатора или, скорее, звено, связующее традицию с новыми колористическими опытами.

В выступлении В. А. Приходченко «И.И. Машков в Урюпинске» была подробно рассмотрена культурно-просветительская деятельность художника в 1930-е годы в Урюпинском районе и прокомментированы документы, представленные в экспозиции, свидетельствующие о его со-циально-культурных проектах (планы работы и графики работы кружков в Доме социалистической культуры, материалы переписки с местными властями и т. п.). В.И. Весов в своем докладе «Рождение сюжетов произведений И.И. Машкова (по воспоминаниям земляков-очевидцев)» установил сюжетно-биографические линии в творчестве И. Машкова на основе воспо-

минаний жителей станицы Михайловской Урюпинского района, сделал предположения о прототипах героев произведений, созданных здесь в 1930-е годы.

Завершилась конференция стилизованной под немое кино с использованием музыки Г. Свиридова видеопрезентацией

архива И. Машкова из фондов ВМИИ, включающего материалы личной и деловой переписки художника, многочисленные фотодокументы, являющиеся ярким свидетельством как эпохи, «времени художника», так и биографии «художника во времени».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.