ном (в противоположность природному) контексте; 3) экспликация небытийных характеристик культуры в религиозно-этическом дискурсе; 4) теоретические рефлексии над возможностью комплементарных взаимоотношений бытия и небытия в культуре и духовной жизни общества; 5) убедительная аргументация положений о «семиотической универсальности пустоты в современном искусстве», ни-гитогенности и хаосогенности современных арт-практик. Однако, пожалуй, самой важной позитивной чертой монографии Натальи Ряфиковны Саенко является то, что эта работа «провоцирует» на со-размышление, побуждает к со-творческому прочтению, вопрошает, беспрерывно инициируя мыслительный поиск читателя в заданном русле теоретизаций. Автор удачно избегает клишированных рассуждений о современном этапе развития культуры как об эпохе заката и деградации, что делает возможным глубокое и нетривиальное описание и осмысление сущностных свойств постмодернистской реальности.
Культура как специфически человеческий способ превращения небытия в бытие сохраняет в себе черты небытийности и транслирует их в ходе своего дальнейшего развития. Вероятно, именно в критической ситуации перехода от одного типа культуры к другому, на стыке тектонических плит культурного опыта и становятся видны изнаночные стороны бытия, его пустоты и лакуны. В результате человек постсовременности все чаще оказывается лицом к лицу с акциденциями небытия, формами инобытия, способствующими отчуждению его привычной идентичности и формированию новой. В работе Н.Р. Саенко развернутому анализу подвергается целый спектр возможных встреч человека с небытием. В результате автор приходит к ключевому для всей концепции выводу о том, что прямая или косвенная причастность к небытию является важнейшим условием осмысленной и значимой жизни человека в культуре. Более того, без этой способности наделения бытия небытийными характеристиками невозможны культурная деятельность человека и целенаправленное развитие индивида и человечества.
«Человек в его индивидуальном, ограниченном, сиюминутном состоянии - это единственный источник связанности, цельности и осмысленности мирового бытия» (с. 77). Человек не дан, но задан самому себе, его идентичность имеет внеположенный характер и не тождественна идентичности материально-
го предмета. Человек - существо, «ужаленное бесконечностью» (М. Сиоран), он живет в бытии, но неуничтожимый опыт небытия не дает забыть о возможности выхода за свои пределы, прорыва к сфере трансцендентного.
По утверждению автора, автономное изучение и философское описание ничто невозможно без помощи религиозно-мистического опыта (с. 44). Возможно лишь изучение осознания ничто, его ощущения, концептуализации средствами языка и искусства. Вообще, нужна изрядная смелость, чтобы помыслить небытие, допустить его в свои рассуждения, признать его роль в самом факте сознания и творчества. «Интерпретация небытия -непременное условие адекватного и целостного осмысления бытия культуры и человека» (с. 193). Ничто само ничтожит, но оно же и продуцирует действие, подталкивает к рождению нового, без ничто невозможно творение нечто. Дыхание небытия ядовито и разрушительно, но оно же и является лекарством от «переизбытка бытия», его абсолютной и са-мотождественной тотальности. культура как творческий импульс, прорыв к трансцендентному, как балансирование на границе реального и нереального может быть помыслена лишь при допущении ничто в качестве и^гиМ, без-основной основы культуротворчества.
Полагаем, что монография «Нигитология культуры (опыт построения)» Н.Р. Саенко является весомым вкладом в разработку наиболее значимых проблем современной философии культуры и вызовет значительный интерес научной общественности.
О.П. МАЛКОВА (Волгоград)
130-летие и.и. машкова в волгоградском музее изобразительных искусств*
Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова реализует программу мероприятий, посвященных празд-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. ФПЦП «Культура России», 2011; «Комплекс мероприятий к 100-летию организации “Бубнового валета” и 130-летию И.И. Машкова», № 340026.
© Малкова О.П., 2011
нованию 130-летия Ильи Ивановича Машкова, отмечаемого в июле 2011 г. Проект, вошедший в Федеральную целевую программу «Культура России», воплощается на исторической родине художника. Машков родился в станице Михайловской, входящей сегодня в состав Урюпинского района Волгоградской области. Собрание произведений художника, принадлежащее Волгоградскому музею, -одно из наиболее обширных и своеобразных. В него входят 38 живописных и 60 графических произведений 1900 - 1940-х гг. Коллекция дополняется уникальным архивом и подлинными вещами из мастерской художника. Цель проекта - осознание значения творческого феномена И.И. Машкова как одной из знаковых фигур отечественного искусства XX в., создателя уникальной художественной школы, организатора. В программу входит проведение серии выставок, конкурсов, акций, а также научно-практической конференции.
Экспозиции, входящие в проект, носят научно-исследовательский характер и раскрывают различные аспекты творческой личности И.И. Машкова. С 29 апреля по 4 июня совместно с Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан был реализован выставочный проект «Сила жизни. Живопись и графика Ильи Машкова». На выставке были представлены произведения двух жанров - натюрморты и изображения обнаженной модели, наиболее ярко раскрывающие основную смысловую доминанту искусства И.И. Машкова - прославление природной роскоши бытия.
С 10 июня по 15 сентября реализуется выставочный проект «Машков - Загреков. Учитель и ученик», осуществленный совместно с Обществом друзей Николая Загрекова (Россия - Германия). Экспозиция знакомит с искусством Н.А. Загрекова - художника, прожившего большую часть жизни в Германии, и демонстрирует устойчивость художественных принципов, унаследованных им у И.И. Машкова за время учебы в Вхутемасе.
С 18 октября по 30 декабря будет работать выставка «Век Валета», посвященная 100-летию со времени организации художественного объединения «Бубновый валет», одним из лидеров которого был И.И. Машков. На выставке впервые будут в наиболее полном виде представлены произведения художников «Бубнового валета» из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств.
18 - 19 октября при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы изучения творчества И.И. Машкова и художников «Бубнового валета». Целью конференции является консолидация усилий специалистов различного профиля в осмыслении сути, значения, степени сегодняшней актуальности феноменов И.И. Машкова, «Бубнового валета», русского авангарда в целом, их места в отечественной культуре XX в. Соучредителями конференции являются Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Государственный Русский музей.
Уникальный международный выставочный проект «Машков - Загреков. Учитель и ученик», объединяющий произведения двух мастеров - Ильи Машкова и его ученика Николая Загрекова из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств, Дома-музея Н. Загрекова в Берлине, частных коллекций, впервые знакомит волгоградского зрителя с художественным наследием русского зарубежья. Проект осуществлен при методическом содействии Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея. На выставке представлены 29 живописных и графических произведений Машкова и 47 живописных и графических произведений Загреко-ва, среди них есть работы, которые демонстрируются впервые. Впервые предпринимается и совместное экспонирование работ двух живописцев, призванное продемонстрировать развитие в искусстве Загрекова принципов, унаследованных от Машкова, параллели их творческих путей, а также общность судеб европейской культуры в целом. Проект включает издание богато иллюстрированного научного каталога выставки, позволяющего более объемно продемонстрировать связи Машкова и Загрекова, привлекая произведения из многих собраний.
Илья Иванович Машков (1881 - 1944) -одна из знаковых фигур русского искусства XX в., один из лучших отечественных колористов, непревзойденный мастер натюрморта. В то же время он был талантливым преподавателем, создателем уникальной педагогической системы, неизменно оставлявшей след в дальнейшей судьбе его учеников. За 40 лет педагогической работы через его мастерскую про-
шло более 2 тыс. учеников. Разительно не похожие на учителя, не подражая ему в мелочах, они наследовали смелость быть собой, уважение к художническому ремеслу и живописной традиции.
Николай Александрович Загреков (1897 -1992) - художник и архитектор, большую часть жизни проживший в Германии, получивший известность как немецкий художник. Ученичество Николая Загрекова у Машкова пришлось на 1919-1921 гг. - время создания Вхутемаса, ставшего эпицентром художественных событий в послереволюционной России. В конце 1921 г. Загреков уехал в Германию. В 1936 г. после ареста брата и смерти матери он потерял связь с родиной. После окончания войны в качестве архитектора Н.А. Загреков восстанавливал здания разрушенного Берлина. В 1952 г. он был избран заместителем председателя Союза берлинских художников, на этой должности пробыл долгие годы. Его искусство отзывается на многие явления культуры XX в.: символизм, кубизм, экспрессионизм, Ар Деко, «новую вещественность». Полотна Загрекова находятся в Берлинской картинной галерее, в Бундестаге, в частных коллекциях в Германии, России, США, Англии, Италии. Н.А. Загреков умер в Берлине в возрасте 95 лет. После смерти художника было создано Общество друзей Загрекова, а в его доме организован музей.
Долгие годы творчество Николая Загреко-ва оставалось неизвестным на родине. В 2004 г. в рамках года культуры Германии в России выставка «Николай Загреков: возвращение в Россию» прошла в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге. В 2007 г. в галерее «Наши художники» (Москва) состоялась выставка «“Новая вещественность” Николая Загрекова и русские художники». Немецкий искусствовед А.-К. Краузе называет Загрекова связующим звеном между российской и немецкой культурой.
Работы Машкова и Загрекова роднят высочайшая живописная культура, смелость выражения, сила утверждения, повышенная энергетика художественных средств. Это родство усилено определенной близостью личностного склада художников (оба были неутомимыми энтузиастами, максималистами), близостью ситуаций, сложившихся в советской и немецкой культурах в XX в. Принципиально важно, что Николай Загреков в своем преподавании унаследовал педагогическую систему Ильи Машкова. След их искусства, их препо-
давания до сих пор присутствует в современной европейской живописи.
Возвращение Николая Загрекова в российское культурное пространство - значительное и радостное событие. Важен сам факт обретения яркого, самобытного художника, в чьей судьбе спрессована не только история его поколения, но и перипетии истории двух государств. Немаловажно, что наследие мастера подтверждает устойчивость связи с отечественной живописной традицией. Сопоставление произведений учителя и ученика позволяет более полно осознать истоки искусства За-грекова и в то же время оценить значение педагогического наследия Машкова, преодолевающего государственные границы и время.
В приветственном письме участникам открытия выставки министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев отметил: «Символично, что спустя 90 лет учитель и ученик встречаются в стенах Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова, задавая совершенно новый вектор культурного общения между Волгоградом и Берлином. Этот выставочный проект, реализованный с привлечением внебюджетных средств, демонстрирует, что региональные музеи могут реализовывать подобные проекты на принципах государственно-частного партнерства. Надеюсь, что эта практика станет привычной для многих музеев и культурных институтов Волгограда, придав новый импульс развитию региона».
Значение программы мероприятий, приуроченной к празднованию юбилея И.И. Машкова, определяется укреплением коммуникаций между культурно-художественным наследием и современным обществом. Она демонстрирует широкие возможности взаимодействия музея с иными институциями. Усиление связей в ходе ее реализации между различными субъектами культурного пространства (музеями страны, некоммерческими фондами, членами научного сообщества, педагогами, художниками) в межрегиональном и международном масштабе должно способствовать культурному обмену, развитию единого культурного пространства. Особое значение сегодня имеет расширение доступа к материалам региональных коллекций, как правило, недостаточно задействованных в сложении единой картины развития национальной культуры. Не менее важным является факт обретения музеем функции коммуникативной площадки, что соответствует общемировой практике.