Научная статья на тему 'Комплексное исследование творческой личности И. И. Машкова'

Комплексное исследование творческой личности И. И. Машкова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
256
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексное исследование творческой личности И. И. Машкова»

О.П. МАЛКОВА (Волгоград)

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ личности И.И. МАШКОВА*

В 2009-2010 гг. на базе Волгоградского музея изобразительных искусств был осуществлен научно-исследовательский проект «Комплексное исследование творческой личности И.И.Машкова (на основе произведений Волгоградского музея изобразительных искусств, архивных и экспедиционных материалов)». В междисциплинарном проекте комплексно, многоаспектно рассматриваются личность одного из лидеров русского авангарда, художника Ильи Ивановича Машкова (1881-1944), его творческая и социальная деятельность в региональном аспекте и историческом, этнографическом, культурологическом контексте. Работа выявила истоки личности и творчества мастера (биографические, этнографические, исторические). Творческий феномен Машкова впервые рассмотрен в разнообразии проявлений и эволюционной непрерывности.

В исследовательский коллектив вошли О.П. Малкова (кандидат искусствоведения, Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова), Е.В. Бры-сина (доктор филологических наук, ВГПУ), Галкова О.В. (кандидат исторических наук, ВГПУ), М.А. Рыблова (доктор исторических наук, ВолГУ), О.Н. Савицкая (кандидат исторических наук, ВГПУ), Н.Е. Тропкина (доктор филологических наук, ВГПУ), М.В. Шишкина (главный специалист, Государственный архив документов социально-правовой защиты граждан Волгоградской области). В научный оборот введены ранее не публиковавшиеся документы из фондов Государственного архива Волгоградской области, Центра документации новейшей истории Волгоградской области, Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова, архивных учреждений Урюпинска, Саратова, Тамбова, а также ранее не исследовавшиеся произведения художника. Анализируя и сопоставляя живопис-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и администрации Волгоградской области (09-04-20404 а/в «Комплексное исследование творческой личности И.И. Машкова (на основе произведений Волгоградского музея изобразительных искусств, архивных и экспедиционных материалов)»).

ные и графические произведения И.И. Машкова, эпистолярное наследие 1930-х гг., связанное с социокультурной деятельностью художника по строительству на родине, в ст-це Михайловской городка социалистической культуры, а также неопубликованную автобиографическую повесть «В своих краях», авторы делают выводы о качествах яркого, самобытного творческого феномена художника. Выявляется связь его искусства и личности с «почвенными» истоками. Воссоздана история ст-цы Михайловской от времени основания до середины XX в. как яркий фон, на котором происходили события творческой жизни Машкова. Исследованы языковые, визуальные, этнокультурные качества среды, в которой формировался художник, для чего, в частности, было осуществлено экспедиционное исследование в ст-це Михайловской. Выявлены отношения разнообразных проявлений творческой личности с историческим, культурным контекстом.

Машков представляется элитарной творческой личностью, сохраняющей связи с этническим типом, обладающей повышенной энергетикой проявлений, отразившей общекультурные трансформации. При этом он сохраняет художественную индивидуальность, свое видение мира в унифицирующей среде. В каждом своем проявлении он выступает прежде всего как художник. Субъективная, личностная окраска присуща всем его проявлениям. Машков дает пример художника, творчество которого не выделено в особую сферу, а составляет единое целое с иными сторонами жизни. Исследование обнаруживает специфику художественного языка И.И.Машкова, его эстетических представлений, в значительной степени определяемых его происхождением, характеризует мир его ценностей, личностных предпочтений, его восприятие мира и себя.

Творчество художника проанализировано как целостный феномен. определяются его отношение к категории прекрасного, восприятие материи, времени, движения. Рассмотрены эволюция его живописно-пластических ценностей, взаимоотношения художника с действующими культурными парадигмами: традиционной культурой, авангардизмом, соцреализмом. В формировании его творческой личности был задействован ряд культурных схем. однако, обладая мощной индивидуальностью, он сплавляет различные влияния, придает им собственную интонацию, глубоко личностный характер.

© Малкова О.П., 2011

Илья Машков - создатель своей «версии мира» с собственным типом героя, пространственно-временными характеристиками, эмоциональной доминантой, эстетикой. Его текстам, как и живописным полотнам, свойственны повышенная эмоциональность, обилие просторечий, избыточность описаний, гиперболичность масштабов, средств и образов, склонность к устойчивым формулам, особая повышенная энергетика. Повесть «В своих краях», документы архива художника были проанализированы как исторический, этнографический, культурологический источник и в то же время как автобиографический документ. Показаны возможности рукописи для воспроизводства особенностей повседневной культуры донских казаков и «иногородних», к которым относился сам Машков, а также для выяснения специфики их взаимоотношений. Были исследованы процессы социокультурных трансформаций традиционной культуры донских казаков в условиях социалистической модернизации. Визуальная, языковая среда Прихоперья, казачья культура, традиционный уклад, быт и нравы станицы заложили основу видения, поведения, миропонимания художника. Несмотря на то, что Машков не был казаком, многие яркие особенности его личности и художественного мышления находят параллели с особенностями казачьей культуры: почтение по отношению к авторитетам, деятельное начало, максимализм, культ здоровья и силы, хозяйственность, основательность, социальная активность. Проведены параллели между характером его живописи и языком его письменных текстов.

Выявлены концептосфера автора, его ценностные предпочтения. Текст повести позволил определить взаимообусловленность многих фактов биографии автора, причинноследственные связи общественных явлений и событий его жизни. Важную роль в формировании творческой личности художника сыграли события детства, способствовавшие его раннему возмужанию. Стремление превзойти учителя, чувство собственного достоинства сформировались в уникальное умение совершенствоваться, добиваться поставленной цели, что для будущего художника станет определяющим качеством. Настойчивость, уверенность в своих силах, в верности собственного видения давали ему мужество быть самим собой, позволяли сохранять своеобразие художественного мышления. В разнообразных формах активности Машков проявляет себя сходным образом, демонстрируя

максимализм, энтузиазм, практичность, открытость, настойчивость.

Реконструированы события, связанные со строительством в Михайловской в 1930-1937 гг. Дома социалистической культуры и попытками преобразования станицы в образцовый городок социалистической культуры. Проект Машкова по строительству светлого будущего в отдельно взятом колхозе точно отвечает чаяниям эпохи. В то же время он работает над созданием на родине мира изобилия, родственного образному строю его натюрмортов. Несоответствие глобальных планов Машкова возможностям колхоза является свидетельством утопического мышления эпохи, отражает максимализм, безапелляционность суждений, свойственные художнику во всех начинаниях.

«Почвенный» аспект играет в последующей судьбе Машкова двоякую роль, являясь базой и в то же время точкой отталкивания для броска в иные сферы. Многослойные напластования последующего опыта никогда не заслоняли след традиционной патриархальной культуры, оставшейся в его сознании на всю жизнь. Именно эта гетерогенность в большой степени являлась залогом самобытности, узнаваемости его почерка во всех начинаниях. Общность проявлений Машкова в различных ипостасях, обостренно индивидуальный характер всех форм его самовыражения позволяют говорить о неординарном масштабе его творческой личности, которая творит в любой сфере.

Комплексное исследование различных проявлений творческой активности художника, синтез исторических, языковедческих, литературоведческих, искусствоведческих, этнографических наблюдений позволяют получить многогранное целостное представление о творческой личности И.И. Машкова. В ходе работы над проектом осуществлена подготовка к печати ранее не публиковавшихся материалов из архива И.И. Машкова и автобиографической повести «В своих краях». К материалам составлены развернутые исторические и этнографические комментарии. Участниками проекта подготовлена коллективная монография, представляющая И.И. Машкова как художника, мемуариста, историка, бытописателя, организатора, строителя утопии. В монографию также включены тексты Машкова с комментариями, фотоматериалы, связанные с его родиной, каталог его произведений в ВМИИ, альбом живописных и графических работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.