Эпатаж на уровне языка проявляется в том, что футуристами часто использовались слова, относящиеся к разряду сниженной и эмоционально-экспрессивной лексики, окказионализмы, создающие эпатирующий эффект, а также различные виды метафорического переноса. Так, у Д. Бурлюка мы встречаем строки: Луна под брюхом черной тучи / Лижи сияющий пупок («Весенняя ночь»). Перед нами пример создания эпатажа путем использования сниженной лексики: слово брюхо входит в разряд разговорной речи. Сравним со строками В. Маяковского: А улица присела и заорала: / «Идемте жрать!» («Облако в штанах»). Слово жратъ является бранным и потому не входит в разряд литературного языка. Однако его включение в контекст создает эпатирующий эффект, усиливает который глагольная метафора улица заорала.
Итак, приведенные примеры доказывают, что основной чертой футуристического творчества является эпатаж, проявляющийся как на уровне поведения, так и на уровне языка.
Зверева В.
Оренбургский государственный университет
ХУДОЖНИК И САТИРА
Эту научную работу я посвятила теме социально-политических проблем, и их художественному решению. Наиболее ярким социальным жанром в изобразительном искусстве является сатира. Особенно остро эта тема прозвучала в творчестве Херлуфа Бидструпа. Он был не просто художником-сатириком, он занимался политической сатирой. На кончике его карандаша порой находились самые острые политические проблемы. Речь идет об ответственности за каждый штрих, Бидструп был заинтересован в результате, к которому стремился. Главными темами для сатиры были фашизм в Западной Германии и в других западных странах («Денанификация»), расизм в любых его проявлениях («Скамейка»), милитаризм. Когда перед всеми народами вставали новые проблемы - борьба против атомного оружия («Развитие»), против
разгула «холодной войны» («Эстафета»), против агрессии США (серии, посвященные Трумену) - человечество могло рассчитывать на выступление художника Бидструпа (см. приложение). В его рисунках вскрывалась суть проблемы, пригвождались к позорному столбу виновники напряженности, те, кто готов ввергнуть мир в пучину ядерной войны во имя своих корыстных интересов, кто стремится, во что бы то ни стало помешать дальнейшему продвижению народов к свету и счастью.
В своих высказываниях Бидструп говорил о том, что в будущем обществе для его коллег обязательно найдутся мотивы для сатирических рисунков. Действительно, в современном обществе присутствуют волнующие темы, они будут всегда. Проблема заключается в другом - как к их решению подходят современные художники-сатирики.
Совсем недавно мир столкнулся с так называемым «карикатурным скандалом». В эпицентре событий снова оказалась Дания. Серия из 12 карикатур на Мухаммеда появилась на страницах датской газеты JyПands-Posten в сентябре 2004 года. К январю карикатуры были напечатаны в крупнейших европейских газетах и распространены в Интернете. Это привело к международным скандалам, угрозам, беспорядкам. Радикальный исламский лидер мулла Крекар назвал публикацию карикатур на пророка Мухаммеда объявлением войны.
Эта история с «карикатурным скандалом» подтверждает наличие острых политических противоречий. Только вместо их решения, одним неосторожным росчерком карандаша было нарушено, итак чересчур хрупкое мировое спокойствие.
Художник и сатира - это весьма хрупкий союз. Не надо забывать, карикатура - страшное оружие на политической арене. Оно имеет способность ранить, и это может привести к нарушению мирового спокойствия, о чем свидетельствует приведенный пример.
Ознакомившись и проанализировав творчество Херлуфа Бидструпа, можно с уверенностью сказать, он был гением в своем деле. Бидструп четко знал цель своей работы, был честен, искренен, отстаивал свои убеждения в рисунках и искусно управлял карикатурой - это талант.
18 ВЕСТНИК ОГУ №82/февраль2008