Научная статья на тему 'Использование юмористических рисунков в курсе «История и методология научной агрономии»'

Использование юмористических рисунков в курсе «История и методология научной агрономии» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
844
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РИСУНОК / АГРОНОМИЯ / САТИРИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / РИСОВАННАЯ НОВЕЛЛА / РИСОВАННАЯ СИТУАЦИЯ / ШАРЖ / ИСКУССТВО КОМИЧЕСКОГО РИСУНКА / КОМИКС / ПРОГРЕССИВНАЯ САТИРА / ВИЗУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / HUMOROUS ILLUSTRATION / AGRONOMY / SATIRICAL ART / GRAPHIC NOVEL / CARTOON / COMIC ART DRAWING / COMICS / PROGRESSIVE SATIRE / VISUAL METAPHOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цаценко Людмила Владимировна, Лиханская Нина Петровна, Цаценко Наталья Андреевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с юмористическим, ироничным, сатирическим рисунком, который является одним из видов изобразительного искусства. Рассмотрены формы, стили и жанры графики такого типа. В работе использован классический метод анализ, только объектом анализа стали образы различных явлений в агрономической практике. Приведены базовые определения юмористического рисунка, показана история его создания. В работе на примере рисованных новелл датского художника Херлуфа Бидструпа показаны возможности юмористического рисунка как наглядного примера наблюдений за развитием растений. Отмечены характерные черты современной карикатуры способность во многом отражать и опасения, связанные с разработкой и применением новых технологий в аграрном секторе и экономики. К новой форме комического рисунка можно отнести и мем единицу культурной информации. В карикатуре это выглядит следующим образом известное произведение предстает совершенно в другом смысловом ракурсе, оно как бы является калькой для освещения какой-либо проблемы. Акцент сделан на возможности использования интеллектуально-ироничных рисунков в преподавании дисциплины «История и методология научной агрономии» с целью лучшего усвоения материала, его запоминания, пропаганды агрономических знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF HUMOROUS DRAWINGS IN THE COURSE OF "HISTORY AND METHODOLOGY OF RESEARCH AGRONOMY"

The article discusses issues related to humorous, ironic, satirical figure, which is one of the kinds of fine art. Forms, styles and genres graphs of this type were reviewed. The classical method of analysis has been used in the article, only the subject of the analysis was images of various phenomena in agronomic practice. Basic definitions of humorous illustration, showing the history of its creation are presented. In the example of drawn short stories by Dutch artist Herluf Bidstrup we show possibilities of using a humorous picture as a good example of observation of the development of plants. We have marked characteristic features of modern cartoons the ability to largely reflect the concerns associated with the development and application of new technologies in the agricultural sector and economy. Towards a new form of comic drawing we can consider a meme as a unit of cultural information. The caricature is as follows-known work is presented in an entirely different semantic perspective, it is like tracing paper for lighting any problems. The emphasis is on the possibility of using intelligent and ironic drawings in the teaching discipline of "History and methodology of scientific agriculture" for better learning, remembering and propaganda agronomic knowledge

Текст научной работы на тему «Использование юмористических рисунков в курсе «История и методология научной агрономии»»

УДК 001+378(025.2) 13.00.00 Педагогические науки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ РИСУНКОВ В КУРСЕ «ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ АГРОНОМИИ»

Цаценко Людмила Владимировна

д-р. биол. наук, профессор, кафедра генетики,

селекции и семеноводства

lvt-lemna @yandex.ru

РИНЦ SPIN-код: 2120-6510

Лиханская Нина Петровна руководитель редакционного отдела formula-art@mail. ru

Цаценко Наталья Андреевна студентка

Кубанский государственный аграрный университет, Россия, Краснодар, Калинина 13 na t-tsa tsenko32 @yandex. ru

В статье рассматриваются вопросы, связанные с юмористическим, ироничным, сатирическим рисунком, который является одним из видов изобразительного искусства. Рассмотрены формы, стили и жанры графики такого типа. В работе использован классический метод - анализ, только объектом анализа стали образы различных явлений в агрономической практике. Приведены базовые определения юмористического рисунка, показана история его создания. В работе на примере рисованных новелл датского художника Херлуфа Бидструпа показаны возможности юмористического рисунка как наглядного примера наблюдений за развитием растений. Отмечены характерные черты современной карикатуры - способность во многом отражать и опасения, связанные с разработкой и применением новых технологий в аграрном секторе и экономики. К новой форме комического рисунка можно отнести и мем - единицу культурной информации. В карикатуре это выглядит следующим образом - известное произведение предстает совершенно в другом смысловом ракурсе, оно как бы является калькой для освещения какой-либо проблемы. Акцент сделан на возможности использования интеллектуально-ироничных рисунков в преподавании дисциплины «История и методология научной агрономии» с целью лучшего усвоения материала, его запоминания, пропаганды агрономических знаний

Ключевые слова: ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РИСУНОК, АГРОНОМИЯ, САТИРИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, РИСОВАННАЯ НОВЕЛЛА, РИСОВАННАЯ СИТУАЦИЯ, ШАРЖ, ИСКУССТВО КОМИЧЕСКОГО РИСУНКА, КОМИКС, ПРО-

UDC 001+378(025.2) Pedagogical sciences

THE USE OF HUMOROUS DRAWINGS IN THE COURSE OF "HISTORY AND METHODOLOGY OF RESEARCH AGRONOMY"

Tsatsenko Luidmila Vladimirovna,

Dr.Sci.Biol., professor,

Chair of genetic, plant breeding and seeds

lvt-lemna @yandex.ru

SPIN-code: 2120-6510

Likhanskaya Nina Petrovna head of editorial Department formula-art@mail. ru

Tsatsenko Natalia Andreevna student

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia na t-tsa tsenko32 @yandex.ru

The article discusses issues related to humorous, ironic, satirical figure, which is one of the kinds of fine art. Forms, styles and genres graphs of this type were reviewed. The classical method of analysis has been used in the article, only the subject of the analysis was images of various phenomena in agronomic practice. Basic definitions of humorous illustration, showing the history of its creation are presented. In the example of drawn short stories by Dutch artist Herluf Bidstrup we show possibilities of using a humorous picture as a good example of observation of the development of plants. We have marked characteristic features of modern cartoons - the ability to largely reflect the concerns associated with the development and application of new technologies in the agricultural sector and economy. Towards a new form of comic drawing we can consider a meme as a unit of cultural information. The caricature is as follows-known work is presented in an entirely different semantic perspective, it is like tracing paper for lighting any problems. The emphasis is on the possibility of using intelligent and ironic drawings in the teaching discipline of "History and methodology of scientific agriculture" for better learning, remembering and propaganda agronomic knowledge

Keywords: HUMOROUS ILLUSTRATION, AGRONOMY, SATIRICAL ART, GRAPHIC NOVEL, CARTOON, CARTOON, COMIC ART DRAWING, COMICS, PROGRESSIVE SATIRE, VISUAL METAPHOR

ГРЕССИВНАЯ САТИРА, ВИЗУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА

Агрономические науки в настоящее время занимают одно из лидирующих мест в мире образования. Подготовка современно мыслящих специалистов для аграрного сектора экономики требует поиска новых методов и форм их обучения. Программа курса для магистрантов включает один из базовых предметов «История и методология научной агрономии». Знания по истории агрономии, полученные будущими специалистами, позволяют им быть восприимчивыми к новым идеям и направлениям, объективными в их оценке, предостерегают от ошибочных заключений. В этом курсе уделено внимание последовательности важных событий, происходивших в агрономии, формированию научных подходов в исследованиях, истории судеб открытий и личностей ученых.

Агрономия - комплексная наука, которая занимается разработкой теоретических основ и агротехнических приемов для повышения продуктивности культурных растений, улучшения качества урожая. Для решения таких серьезных задач необходимо постоянно расширять научный кругозор, находить новые способы направленного изменения растений, выводить новые формы и сорта сельскохозяйственных культур, наиболее приспособленные к определенным средовым условиям, а также уметь изменять и моделировать эти условия в соответствии с потребностями растений.

Как наука агрономия начала развиваться под влиянием непосредственных запросов материального производства. С ростом потребностей в продуктах питания и уменьшением площадей свободных земель практическое земледелие уже не могло на основании одних эмпирических знаний

удовлетворить спрос увеличивающегося населения в пищевых ресурсах. Требовалось детальное изучение растений и их связи с природными условиями, разработка научных подходов и методик в земледелии, а также люди, владеющие этими знаниями. Под влиянием ряда факторов создавались объективные условия зарождения агрономии, формирования ее как самостоятельной области знаний.

При подготовке курса «История и методология научной агрономии» для магистрантов по направлению «Агрономия» возникла необходимость в разработке творческих заданий, которые бы решали сразу несколько задач:

- профессиональные - способность понимать сущность современных проблем агрономии, проводить научно-технологическую политику в области производства безопасной растениеводческой продукции;

- общедисциплинарные - способность к самостоятельному обучению, восприимчивость к нестандартным методам исследования, изменению научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, а также к приобретению и использованию на практике совершенно новых знаний и умений, в том числе и ранее неизвестных, непосредственно не связанных со сферой деятельности, например, овладение методами пропаганды научных достижений;

- общекультурные - саморазвитие и самообразование, постоянное повышение интеллектуального и культурного уровня.

Для их решения мы использовали произведения искусства как способ популяризации научных знаний, в том числе и такую их форму, как юмористическая графика, с изображениями, имеющими непосредственное отношение к сфере агрономии. В процессе преподавании дисциплины

«История и методология научной агрономии» весьма успешно может применяться демонстрация произведений искусства, отражающих образы растений или сельскохозяйственной деятельности, в том числе и юмористического плана. Изучение этой дисциплины способствует формированию у магистрантов умение вести наблюдения, обрабатывать полученную информацию об исследуемых объектах, явлениях, процессах. Преимущество такого подхода - мотивация обучающихся на получение профессионально ценной информации, повышение их заинтересованности дисциплиной, активизация мыслительной и познавательной деятельности.

Визуальные объекты являются универсальным способом отражения действительности [5]. К одному из популярных видов изобразительного искусства относится и юмористический рисунок, сатирическая графика, формы, стили и жанры которых бесконечно разнообразны - карикатуры на самые различные темы, лубок, шарж и гротеск. Это искусство, которое имеет свою изобразительную специфику - лаконичность и живость, метафоричность и преувеличение. Рисунок, пропущенный через призму сатиры, комически опосредованный, неизменно привлекает внимание [6]. В таких карикатурных и ироничных рисунках заложены социальные предпочтения и предрассудки, в них как бы концентрируется взгляд большинства людей.

Как отмечалось, карикатура так же многогранна, как и любой другой жанр искусства - от простого комического рисунка до рисованной новеллы, комикса и даже графического романа [3]. Поэтому синонимами юмористического рисунка - карикатуры - являются и сатирическое искусство, и рисованная новелла или ситуация, и комикс, и юмористическая кар-

тинка, и визуальная метафора. К свойствам карикатуры можно отнести комическое отражение действительности.

По словам Е. С. Кривенькой (2011), карикатура является жанром изобразительного искусства, относящимся к графике. Особая организация (комбинация) элементарных изобразительных знаков-следов (линий, штрихов, пятен, точек) и их пространственно-фоновой основы обеспечивает стилистическую и образную уникальность художественного языка. Ее мир ориентирован на иносказательность художественного образа. Наряду с художественной функцией карикатура обладает и утилитарной, связанной с максимальным привлечением внимания.

По мысли известного художника Б. Ефимова, каждая карикатура не существует вне своей эпохи, она несет печать своего времени [7]. В лучших юмористических рисунках сочетается художественное мастерство, глубокая мысль и чувство такта. Именно на таких изображениях, относящихся к научной агрономии, мы и хотим остановиться.

Жанр юмористического рисунка постоянно трансформируется, отражая содержание и динамику развития конкретной социокультурной среды. Именно поэтому при подготовке творческих заданий по курсу «История и методология научной агрономии» мы старались учесть те позиции, которые могут быть полезны агроному: развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать. Рисованные новеллы датского художника Херлуфа Бидструпа [1,2] являются ярким примером наблюдений за развитием растений. В нескольких картинках художник показал фазы развития саженца в дерево (рисунок 1 а) и даже технологию выращивания картофеля (рисунок 1 б).

В нашей стране карикатура, изображающая образы сельскохозяйственного труда была развита в период с 1930 по 1970 г. Этому способствовало распространение агрономических журналов, где обязательным элементом было размещение юмористических картинок, отражающих актуальные события. Большими тиражами печатались юмористические журналы «Крокодил», «Смехач» и «Сатирикон» (рисунок 2). В них публиковались работы признанных мастеров карикатуры - Л. Генча, Кукрыниксов, А. Бильжо и других, отражавшие различные нарушения сельскохозяйственных технологий, слабые стороны управления аграрным производством. В последующие годы юмористический рисунок стал исчезать со страниц наших журналов. Однако в последнее время ситуация стала меняться. В связи с бурным развитием новых научных направлений - био-

технологии, генной инженерии - в печати стали появляться целые серии рисунков, комиксов, отражающих перспективы будущего человека в век биологических технологий (рисунки 3, 4).

Рисунок 2 - Надпись к рисунку «Кабинетная флора» в журнале «Крокодил» (1948): «Из-за этих комнатных растений, профессор, Вам не видно мичуринского сада».

МР1г 1ппоуаНоп5-Рге15 2007

(игпНМп^ПлкМИсПс ННдгЬМЫ

Рисунок 3 - «Куда приводят мечты»: обложка программы симпозиума по трансгенным организмам (Институт М. Планка, Кельн, Германия, 2007).

Автор комического рисунка показал попытки новаторов создать универсальное животное, способное нести яйца, давать молоко, овечью шерсть и мясо свиньи.

Карикатура с юмором и иронией отражает не только ситуацию в современной науке. Она является полноценным источником информации, с

помощью которого можно понять существующие проблемы, уловить тенденции и отношение к ним в обществе [4].

Рисунок 4 - Патентованная кукуруза фирмы Монсанто (журнал Discovery). Источник:

http://blogs.discovermagazine.com/collideascape/2013/01/07/the-knotty-biotech-issue/. Дата обращения 14.12.2014.

Современная карикатура во многом отражает и опасения, связанные с разработкой и применением новых технологий в аграрном секторе экономики. Человек, часто вопреки здравому смыслу, желает сделать природу удобной для себя, максимально адаптировать под нужды потребителя продукции. Чарльз Дарвин в «Происхождении видов» писал: «Одна из самых замечательных особенностей наших домашних растений заключается в том, что мы видим адаптацию, конечно, не на пользу самого животного или растения, а к потребностям или прихотям человека» (рисунок 5).

Рисунок 5 - Иллюстрация из книги П. Уорда «Эволюция будущего».

Источник: http://www.sivatherium.narod.ru/library/Ward/00 ги.Ь1:т#пт» Дата обращения: 12.10.14.

К новой форме комического рисунка можно отнести и мем - единицу культурной информации. По определению Википедии, мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, видеоматериалов, письма, ритуалов, жестов и т. д. Интересно то, что концепция мема и сам термин были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 г. в книге «Эгоистичный ген» [3]. Им была предложена идея о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц -мемов, точно так же, как биологическая информация состоит из генов. Как и гены, мемы могут подвергаться естественному отбору, искусственной селекции, мутациям. В карикатуре это выглядит следующим образом - известное произведение предстает совершенно в другом смысловом ракурсе, оно как бы является калькой для освещения какой-либо проблемы. В качестве примера можно привести знаменитую фреску Микеланджело «Сотво-

рение Адама» (около 1511 г.) - одну из самых сильных композиций росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. Так, в современных мемах (рисунки 6, 7) огромная энергия идет от раскрытой тайны кода молекулы ДНК и новых, созданных человеком организмов, ранее не встречающихся в природе.

Рисунок 6 -«Микеланджело» фирмы Monsanto: ГМО -комиксы

Источник:. http://www.inspirationgreen.com/monsanto-cartoons-and-posters.html Время об-

ращения:21.12.14.

а) б)

Рисунок 7 - Винтажные открытки фирмы «Джонсон и Стокер», которая занималась продвижением на аграрный рынок оригинальных семян различных культур, в данном случае томатов. Штат Нью Джерси, США (а). Использование мема в контексте «генетика в агрономии»(б). Источник: https://www.flickr.com/photos/publicresourceorg/5800532391/in/photostream/ Дата обращения 21.12.14.

Рассмотренные примеры комических ироничных рисунков дают основание признать, что самые серьезные научные проблемы, в том числе и в области агрономической науки, можно во всей полноте представить, используя карикатуру как один из действенных, нетривиальных, а потому и запоминающихся инструментов. «История и методология научной агрономии» относится к числу интереснейших дисциплин, использующих различные пласты визуальной информации, накопленной человечеством, в том числе и юмористических рисунков, «умных» карикатур. Как мы видим, они способствуют расширению научного кругозора, развитию воображения, творческому подходу, учат размышлять и анализировать.

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бидструп Х.. Рисунки. Том второй[текст] /Х.Бидструп. — М.: Искусство,1969.-5000 экз.

2. Бидструп Х.. Рисунки. Том третий[текст]/ Х.Бидструп. — М.: Искусство,1970.-5000 экз.

3. Докинс Р. Эгоистичный ген./Р.Докинс. — М.: Мир, 1993. - С. 318.- ISBN 5-03002531-6 (в пер.).

4. Кривенькая Е.С. Карикатура: особенности художественной формы[текст]/ Е.С.Кривенькая //Искусство и культура.2012.-№1(5).-С.48-52.

5. Цаценко Л.В. Агроботаническая иллюстрация: история и современное состояние / Л.В. Цаценко, Н.П. Лиханская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №08(092). С. 942 - 955. - IDA [article ID]: 0921308062. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/62.pdf, 0,875 у.п.л., импакт-фактор РИНЦ=0,346

6. Цаценко Л.В. Роль научной иллюстрации в истории биологии / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - №10(084). С. 358 - 366. - IDA [article ID]: 0841210029. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/29.pdf, 0,562 у.п.л., импакт-фактор РИНЦ=0,346

7. Чепурнов И. В. Изобразительные средства отечественной карикатуры VII-XX веков [текст] /И.В.Чепурнов //Вестник ОГУ.2014.№5.-С.142-148.

REFERENCES

1. Bidstrup H.. Risunki. Tom vtoroj[tekst] /H.Bidstrup. — M.: Iskusstvo,1969.- 5000 jekz.

2. Bidstrup H.. Risunki. Tom tretij[tekst]/ H.Bidstrup. — M.: Iskusstvo,1970.- 5000 jekz.

3. Dokins R. Jegoistichnyj gen./R.Dokins. — M.: Mir, 1993. - S. 318.- ISBN 0-19286092-5 (ing)

4. Kriven'kaja E.S. Karikatura: osobennosti hudozhestvennoj formy[tekst]/ E.S.Kriven'kaja //Iskusstvo i kul'tura.2012.-№1(5).-S.48-52.

5. Tsatsenko L.V. Agro-botanicheskie harakteristiki lagenarii (Lagenaria siceraria (Molina) Standl.) v obrazah i simvolah / L.V. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jel-ektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. -№07(091). S. 710 - 721. - IDA [article ID]: 0911307048. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/48.pdf, 0,75 u.p.l., impakt-faktor RINC=0,346.

6. Tsatsenko L.V. Rol' nauchnoj illjustracii v istorii biologii / L.V. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2012. - №10(084). S. 358 - 366. - IDA [article ID]: 0841210029. -Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/29.pdf, 0,562 u.p.l., impakt-faktor RINC=0,346.

7. Chepurnov I.V. Izobrazitel'nye sredstva otechestvennoj karikatury VII-XX vekov [tekst] /I.V.Chepurnov //Vestnik 0GU.2014.№5.-S.142-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.