Научная статья на тему 'Советский агитационный текстиль в истории агрономии'

Советский агитационный текстиль в истории агрономии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1352
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АГИТАЦИОННЫЙ ТЕКСТИЛЬ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТКАНИ / АГИТАЦИОННЫЕ ТКАНИ / АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ / АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР / ИСТОРИЯ АГРОНОМИИ / PROMOTIONAL TEXTILES / THEMATIC TISSUE / PROMOTIONAL TISSUE / PROPAGANDA POSTER / PROPAGANDA PORCELAIN / HISTORY OF AGRONOMY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цаценко Людмила Владимировна, Цаценко Наталья Андреевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей популяризации агрономических знаний посредством агитационного текстиля. Агитационный текстиль схожи по своему содержанию с агитационным плакатом, а также с агитационным фарфором. Рассматриваются вопросы возникновения данного вида искусства. Агитационный текстиль, или агиттекстиль, появился в Советской России в 20 годы 20 века. Его авторы - члены текстильной секции. Агигтекстиль имеет несколько название: тематические ткани, агитационные ткани, но суть остается одна - это яркое, образное отражение эпохи великих преобразований, выразившихся в электрификации, индустриализации, переменах в армии и спорте, коллективизации. В отличие от тем строительства, индустриализации, тема сельского хозяйства требовала совершенно другого подхода. Даже общие для страны проблемы в деревне приобретают своеобразную (особую) окраску. Здесь нужно было не просто агитация за новое: требовалось терпеливо растолковывать почему новое лучше старого, доказать, что оно необходимо, неизбежно. Лучше раз увидеть, чем много раз услышать. В работе показана история развития агитационного текстиля, цели и задачи, приведен иллюстративный ряд образцов ткани, а также проведен анализ появления агитационного текстиля в 1970 на примере решения конкретной задачи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Цаценко Людмила Владимировна, Цаценко Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET AGITATION TEXTILE IN THE HISTORY OF AGRONOMY

The article considers questions connected with the history of popularization of agricultural knowledge through the agitation textiles. Agitation textiles are similar in content to the propaganda posters, as well as propaganda porcelain. The issues of emergence of the given kind of art are examined in the work. Agitation textile or agit-textile appeared in Soviet Russia in the 1920s. Its authors were members of the textile section. Agit-textile has several titles: themed fabric or agitation tissue, but the essence remains the same it is a bright, imaginative reflection of the era of great transformations expressed in electrification, industrialization, changes in the military and sports, collectivization. In contrast to the construction of industrialization, the theme of agriculture required an entirely different approach. Even common problems for the country in the village are of particular color. Here it was necessary to not just agitate for something new: it was required to patiently explain why the new better than the old, to prove that it is necessary, inevitable. It is better to see once than to hear many times. The article has shown the history of the agitation textiles, goals and objectives, an illustrative range of tissue samples, as well as an analysis of the agitation textile appearance in 1970 on the example of solving a specific problem

Текст научной работы на тему «Советский агитационный текстиль в истории агрономии»

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

1

УДК 001+378(025.2)

13.00.00 Педагогические науки

СОВЕТСКИЙ АГИТАЦИОННЫЙ ТЕКСТИЛЬ В ИСТОРИИ АГРОНОМИИ

Цаценко Людмила Владимировна

д-р. биол. наук, профессор, кафедра генетики,

селекции и семеноводства

lvt-lemna@yandex. ru

ID 2120-6510

Цаценко Наталья Андреевна,

Студентка

nat-tsatsenko32@yandex.ru ID 5028-8748

Кубанский государственный аграрный университет, Россия, Краснодар 350044, Калинина 13

В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей популяризации агрономических знаний посредством агитационного текстиля. Агитационный текстиль схожи по своему содержанию с агитационным плакатом, а также с агитационным фарфором. Рассматриваются вопросы возникновения данного вида искусства. Агитационный текстиль, или агиттекстиль, появился в Советской России в 20 годы 20 века. Его авторы - члены текстильной секции. Агигтекстиль имеет несколько название: тематические ткани, агитационные ткани, но суть остается одна - это яркое, образное отражение эпохи великих преобразований, выразившихся в электрификации, индустриализации, переменах в армии и спорте, коллективизации. В отличие от тем строительства, индустриализации, тема сельского хозяйства требовала совершенно другого подхода. Даже общие для страны проблемы в деревне приобретают своеобразную (особую) окраску. Здесь нужно было не просто агитация за новое: требовалось терпеливо растолковывать почему новое лучше старого, доказать, что оно необходимо, неизбежно.

Лучше раз увидеть, чем много раз услышать. В работе показана история развития агитационного текстиля, цели и задачи, приведен иллюстративный ряд образцов ткани, а также проведен анализ появления агитационного текстиля в 1970 на примере решения конкретной задачи

Ключевые слова: АГИТАЦИОННЫЙ ТЕКСТИЛЬ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТКАНИ, АГИТАЦИОННЫЕ ТКАНИ, АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ, АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР, ИСТОРИЯ АГРОНОМИИ

UDC 001+378(025.2)

Pedagogical science

SOVIET AGITATION TEXTILE IN THE HISTORY OF AGRONOMY

T satsenko Luidmila Vladimirovna Dr.Sci.Biol., professor, the Chair of genetic, plant breeding and seeds lvt-lemna@yandex. ru ID 2120-6510

T satsenko Natalia Andreevna student

nat-tsatsenko32@yandex. ru ID 5028-8748

Kuban State Agrarian University, Krasnodar 350044, Kalinina 13, Russia

The article considers questions connected with the history of popularization of agricultural knowledge through the agitation textiles. Agitation textiles are similar in content to the propaganda posters, as well as propaganda porcelain. The issues of emergence of the given kind of art are examined in the work. Agitation textile or agit-textile appeared in Soviet Russia in the 1920s. Its authors were members of the textile section. Agit-textile has several titles: themed fabric or agitation tissue, but the essence remains the same - it is a bright, imaginative reflection of the era of great transformations expressed in electrification, industrialization, changes in the military and sports, collectivization. In contrast to the construction of industrialization, the theme of agriculture required an entirely different approach. Even common problems for the country in the village are of particular color. Here it was necessary to not just agitate for something new: it was required to patiently explain why the new better than the old, to prove that it is necessary, inevitable. It is better to see once than to hear many times. The article has shown the history of the agitation textiles, goals and objectives, an illustrative range of tissue samples, as well as an analysis of the agitation textile appearance in 1970 on the example of solving a specific problem

Keywords: PROMOTIONAL TEXTILES, THEMATIC TISSUE, PROMOTIONAL TISSUE, PROPAGANDA POSTER, PROPAGANDA PORCELAIN, HISTORY OF AGRONOMY

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/13.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

2

В истории агрономии нашей страны есть интересное и самобытное явление - популяризация агрономических знаний искусством. Искусство является частью нашего быта, причем та его часть, которая в известной степени характеризует духовное развитие человека и общества. С момента своего появления искусство несло в себе, помимо функции самовыражении, еще одну важнейшую функцию: воздействие его на человека, своего создателя. Влияние его широко и многообразно. Оно может быть и весьма активным, а также острым и боевым. В этой связи появляется еще одна функция искусства - агитационная. Агитация - один из методов воздействия на сознание, разум человека. Формами этого воздействия может быть слово и образ [ 1, 2]. В истории агрономии нашей страны период с 1920 по 1935 годы характеризуется появлением большого количества произведений искусства разного характера, посвященных развитию сельского хозяйства. Самыми политизированными,

приравненными к агитационно-массовым видам искусства, оказались текстиль и фарфор [3] . На фарфоре появились революционные лозунги и призывы. Агитационный фарфор нашел отражение как в мелкой пластике, так и в росписи посуды: тарелки, блюда, вазы и чашки, где заметно выделялось направление «крестьянский фарфор». В этом направлении нашли отражение несколько тем: сбор овощей и фруктов, уборка хлеба, изображение жизни села и его быта, выставки, ярмарки, тема труда и отдыха в сельском производстве [5,6,8,9]. Другим видом агитационного искусства рассматриваемого периода является агитационный текстиль. Агитационный текстиль, или агиттекстиль, по определению Г. Каревой (2011) - направление о орнаментации тканей, появившееся в Советской России в 20 годы 20 века. Его авторы - члены текстильной секции. Агигтекстиль имеет несколько название: тематические ткани,

агитационные ткани, но суть остается одна - это яркое, образное отражение эпохи великих преобразований, выразившихся в

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/13.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

3

электрификации, индустриализации, переменах в армии и спорте, коллективизации. В отличие от тем строительства, индустриализации, тема сельского хозяйства требовала совершенно другого подхода. Даже общие для страны проблемы в деревне приобретают особую окраску. Здесь нужно было не просто агитация за новое: требовалось терпеливо растолковывать почему новое лучше старого, доказать, что оно необходимо, неизбежно. Лучше раз увидеть, чем много раз услышать.

В задачу нашего исследования входило проанализировать популяризацию агрономических знаний посредством советского агитационного текстиля в период, начиная с 1920 года по 1970 -е годы. Для достижения поставленной цели была создана база данных визуальных образов агитационных тканей, взятых из каталогов выставок, буклетов и книг. В качестве инструмента анализа использовался метод скетчей или визуальных заметок [10 ].

Агитационный текстиль с сельскохозяйственной тематикой сочетал в себе политико-просветительские функции пропаганды знаний, занимательность. Еще одна его черта была - праздничность. Его

украшали снопы полновесного урожая, красноречиво свидетельствующие о силе колхозного строя, наполнявшего хлебом закрома страны.

Символом новой эпохи вошли снопы хлеба и в рисунок государственного герба нашей страны. Текстиль звал к труду. Так например, в 1944 году в колхозы пришли более полумиллиона тракторов и почти сто тысяч зерновых комбайнов. Только за один 1948 год комсомольцами было построено 6200 электростанций на селе. Деревня молодела и трудом, и работниками [2].

Ткань носила агитационный характер и служила пропагандой новой, советской действительности. Это было уникальное явление в творчестве, т.к. в художественном оформлении ткани, использовались старые приемы в комбинации со смелым использованием современных тем

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/13.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

4

для нового времени. В этом отношении большая роль принадлежала ивановским мастерам конца 1920 -х - начала 1930-х годов.

По данным Н.В. Савиной (2014) материалом для рисунков в том числе с агрономической тематикой были иллюстрированные журналы. В их число входили: «Смена» и «Советское фото». Знаменитые русские набивные сатины и ситцы, отличающиеся высоким качеством, выполненным с высоким качеством, безупречным вкусом, снискали себе славу [3].

Первые попытки создания нового советского набивного рисунка были довольно робки и шли в том же направлении, что и в фарфоре. В традиционную композицию растительного узора вводились элементы советской эмблематика - серп, молот, колосья, снопы, элементы сельского труда (рисунок 1-3).

Рисунок 1- а) Неизвестный художник. Образец ткани «Трактора», 1930. Большая Иваново-Вознесенская мануфактура. Фланель, Механическая печать; б) Художник Сергей Бурылин. Образец ткани «Трактористы», 1930. Хлопок, прямая печать. «100 % Иваново».

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/13.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

5

Рисунок 2 - Разные ткани - ситец, креп, фланель, сатин и набивные ткани, созданные в период 1920-1930 годов.

В 30-х годах создаются декоративные ткани и эмблемные платки (настенные, носовые) с сюжетными изображениями. Художнику

Тейковской фабрики Ивановской области В. Маслову принадлежит рисунок ситца со сценами сельскохозяйственных работ в обрамлении крупных гирлянд из плодов и листьев (1924 год). Изображение пейзажа, трактора, лошади, передаются объемно, пространственное, со

светотеневой проработкой.

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/13.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

6

Рисунок 4 - Иванова, революционный ситец. Художник В.Маслов.

Тематический текстиль или декоративный текстиль включал в себя принцип плаката(рисунок 5) [8]. Опасность прямого переноса плакатного принципа на ткань справедливо заметил Д. Аркин. Он поставил принципиальный вопрос о различии характера восприятия, да и самого использования декоративной ткани и плаката. Плакат, - писал Д. Аркин, -никогда не рассчитан на длительное применение, - в этом его сила, острота. Текстиль рассчитан на длительное применение. Плакатный рисунок здесь надоест.

На смену приходит растительный рисунок, простой, неброский орнамент (рисунок 6).

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/13.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

7

Рисунок 5 - Авангардные советские ткани начала XX века.

Рисунки на советских тканях содержат агитационные символы и идеи СССР, вместе с тем, принты на тканях начала 20 века отражают авангардное искусство, вбирая в себя идеи художников того времени.

Сатин декоративный. Начало 1930-х гг.

В 1933 году в газете «Правда» появился фельетон Г. Рыскина, где едко высмеивался индустриально-тематический рисунок в текстиле.

Непонимание специфики прикладного искусства привело к тому, что было сказано следующее: «Всему свое место. Картина пусть висит в картинной галерее, пусть плакат мобилизует на решение актуальных хозяйственных задач, пусть лекция рассказывает о великих достижения х Советской страны, а платье и костюм пусть остаются платьем и костюмом, нет никакой надобности превращать советского человека в передвижную картинную галерею» [2].

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/13.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

8

Рисунок 6- Ткани времен СССР. Изображен хлопок, который выращивали в республиках Средней Азии.

Агиттекстиль просуществовал недолго, около 15 лет. Он исчез из использования в 1933 году. Несмотря на то, что он обладал множеством достоинств: интересный рисунок, художественное выполнение образов, яркость красок, тематический текстиль оказался ненужным в годы завершения «построения основы социализма».К сожалению, сегодня образцы тканей сохранились только на фабриках, где выпускался этот материал, да и то, в музейных фондах. С другой стороны, вещи из агитационного текстиля в отличии от книг или плакатов, не хранились долго. По мере того, как изнашивалась ткань, ее просто выбрасывали и использовали как ветошь.

История интересна тем, что события имеют свойства повторяться. И в 1970 годы в Краснодарском крае, при выполнении программы в аграрном секторе «1 миллион тонн Кубанского риса» вновь появилась тема агитационных тканей. К середине 1970-х годов в Краснодарском крае была создана новая отрасль сельскохозяйственного производства -рисоводство на индустриальной основе. Кубань производила 30 % риса в

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/13.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

9

СССР и около половины в России. Была поставлена задача - вырастить 1 миллион тонн риса на рисовых полях Кубани. Программа была столь масштабной, что кроме строительства оросительных систем, расчистки полей под посевы риса, создание новых сортов, большое внимание уделялось агитации и популяризации этой программы. Вот тогда и были создана ткань с простым рисунком и надписями «1 миллион тонн Кубанского риса». Из тематического ситце были пошиты рубашки, постельное и нижнее белье (рисунок 7).

Рисунок 7- Фотография с демонстрации. Сотрудники ВНИИ риса на демонстрации, г.Краснодар (фото сверху), рубашка из агитационного текстиля (фото снизу). Материалы из музея ФГБНУ Всероссийского научно-исследовательского института риса, г.Краснодар, п.Белозерный.

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/13.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

10

Рассматривая агитационный текстиль как уникальное явление в искусстве нашей страны, можно отметить, что помимо роли агитационной, он выполнял роль ресурса информации по истории агрономии нашей страны. Через рисунки художников на ткани отражены ряд агрономических тем: внедрение техники в сельскохозяйственное

производство, механизированная пахота земли, уборка урожая,

интродукция новых растений, а также исторические этапы в решении важнейших задач аграрного сектора страны.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Агитмассвое искусство Советской России. Материалы и документы: в 2т.

- Т1/Под ред. Толстого В.П. - М.: Искусство, 2002. - 246 с.: ил.

2. Агитмассвое искусство Советской России. Материалы и документы: в 2т.

- Т2/Под ред. Толстого В.П. - М.: Искусство, 2002. - 246 с.: ил.

3. Агитация искусством. Книга-альбом. Сост.: Шмитков Д., Зверев В.А., Авт. текста Шумков В.П. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 112 с.

4. Карева Г. Ивановский агитационный текстиль. Орнамент и надписи /Г.Карева //Теория моды. Одежда. Тело. Культура № 21. -2011. -С. 24-28.

5. Цаценко Л.В. Использование юмористических рисунков в курсе «История и методология научной агрономии» / Л.В. Цаценко, Н.П. Лиханская, Н.А. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №02(106). С. 500 - 511. - IDA [article ID]: 1061502031. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/31.pdf, 0,75 у.п.л.

6. Цаценко Л.В. Роль научной иллюстрации в истории биологии / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - №10(084). С. 358 - 366. - IDA [article ID]: 0841210029. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/29.pdf, 0,562 у.п.л., импакт-фактор РИНЦ=0,346

7. Цаценко Л. В. Агроботаническая иллюстрация: история и современное

состояние / Л. В. Цаценко, Н. П. Лиханская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №08(092). С. 942 - 955. - IDA [article ID]: 0921308062. - Режим доступа:

http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/62.pdf, 0,875 у.п.л., импакт-фактор РИНЦ=0,346

8. Цаценко Л.В. Советский плакат в популяризации агрономических знаний / Л. В. Цаценко, Н. А. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №03(107). С. 1493 -

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/13.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11

1511. - IDA [article ID]: 1071503097. - Режим доступа:

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf, 1,188 у.п.л.

9. Цаценко Л.В. Советский фарфор как ресурс информации в курсе «История и методология научной агрономии» / Л.В. Цаценко, Н.А. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №05(109). С. 500 - 511. - IDA [article ID]: 1091505029. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/29.pdf, 0,75 у.п.л.

10. Цаценко Л.В. Метод скетчей в археогенетике и селекции

сельскохозяйственных растений / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. -№02(106). С. 1083 - 1097. - IDA [article ID]: 1061502071. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/71.pdf, 0,938 у.п.л.

REFERENCES

1. Agitmassvoe iskusstvo Sovetskoj Rossii. Materialy i dokumenty: v 2t. -T1/Pod red. Tolstogo V.P. - M.: Iskusstvo, 2002. - 246 s.: il.

2. Agitmassvoe iskusstvo Sovetskoj Rossii. Materialy i dokumenty: v 2t. -T2/Pod red. Tolstogo V.P. - M.: Iskusstvo, 2002. - 246 s.: il.

3. Agitacija iskusstvom. Kniga-al'bom. Sost.: Shmitkov D., Zverev V.A., Avt. teksta Shumkov V.P. - M.: Molodaja gvardija, 1977. - 112 s.

4. Kareva G. Ivanovskij agitacionnyj tekstil'. Ornament i nadpisi /G.Kareva //Teorija mody. Odezhda. Telo. Kul'tura № 21. -2011. -S. 24-28.

5. Tsatsenko L.V. Ispol'zovanie jumoristicheskih risunkov v kurse «Istorija i metodologija nauchnoj agronomii» / L.V. Tsatsenko , N.P. Lihanskaja, N.A. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №02(106). S. 500 - 511. - IDA [article ID]: 1061502031. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/31.pdf, 0,75 u.p.l.

6. Tsatsenko L.V. Rol' nauchnoj illjustracii v istorii biologii / L.V. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2012. - №10(084). S. 358 - 366. - IDA [article ID]: 0841210029. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/29.pdf, 0,562 u.p.l., impakt-faktor RINC=0,346

7. Tsatsenko L.V. Agrobotanicheskaja illjustracija: istorija i sovremennoe sostojanie / L.V. Tsatsenko, N.P. Lihanskaja // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №08(092). S. 942 - 955. -IDA [article ID]: 0921308062. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/62.pdf, 0,875 u.p.l., impakt-faktor RINC=0,346

8. Tsatsenko L.V. Sovetskij plakat v populjarizacii agronomicheskih znanij / L.V. Tsatsenko, N.A. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №03(107). S. 1493 - 1511. - IDA

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/13.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

12

[article ID]: 1071503097. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf, 1,188 u.p.l.

9. Tsatsenko L.V. Sovetskij farfor kak resurs informacii v kurse «Istorija i metodologija nauchnoj agronomii» / L.V. Tsatsenko, N.A. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. -№05(109). S. 500 - 511. - IDA [article ID]: 1091505029. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/29.pdf, 0,75 u.p.l.

10. Tsatsenko L.V. Metod sketchej v arheogenetike i selekcii sel'skohozjajstvennyh rastenij / L.V. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №02(106). S. 1083 - 1097. - IDA [article ID]: 1061502071. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/71.pdf, 0,938 u.p.l.

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/13.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.