УДК 631.5:73/76" 1917/1992"
UDC 631.5:73/76" 1917/1992"
13.00.00 Педагогические науки
ИСТОРИЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНОЙ АГРОНОМИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗАХ
Цаценко Людмила Владимировна
д-р. биол. наук, профессор, кафедра генетики,
селекции и семеноводства
ГО 2120-6510
lvt-lemna@yandex. ги
Савиченко Дмитрий Леонидович магистрант
Кубанский государственный аграрный Университет имени И. Т. Трубилина, Россия, Краснодар 350044, Калинина 13 d_savichenko@mail.ru
Статья посвящена методам популяризации знаний по научной агрономии используемых в советский период. Рассмотрены такие методы визуальной передачи информации как: почтовая открытка, нагрудный знак, этикетка спичечного коробка, агитационный плакат, текстиль и фарфор, а так же мультипликационный фильм. Показано влияние данных методов на развитие сельского хозяйства. Одновременно с этим и обратный процесс - влияние прогресса и достижений сельского хозяйства на искусство того времени. Каждый метод является уникальным и в статье описаны сферы действия и влияние каждого из них на общество того времени. Собрана обширная база по каждому рассмотренному методу и проведен анализ изображений с точки зрения истории агрономии и технологий, используемых в сельском хозяйстве, а так же использовании их в популяризации этой отрасли. Отмечена польза применения таких методов передачи информации в нынешнее время, как для решения такой актуальной проблемы - повышения престижа сельского хозяйства, так и в образовательном процессе специалистов этой отрасли. Материалы, описанные в статье, рекомендуются для внедрения в курс «История и методология научной агрономии». Показано, что данные ресурсы могут содержать в себе большое количество полезной и даже уникальной информации, что делает их объектом для сбора, детального изучения и структурирования в базы данных
Ключевые слова: ИСТОРИЯ АГРОНОМИИ, ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ, АГРОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Pedagogics
THE HISTORY OF THE POPULARIZATION THE SCIENTIFIC AGRONOMY OF THE SOVIET PERIOD IN THE ARTISTICAL IMAGES
Tsatsenko Luidmila Vladimirovna,
Dr.Sci.Biol., professor,
Chair of genetic, plant breeding and seeds
ID 2120-6510
lvt-lemna@yandex. ru
Savkhenko Dmitriy Leonidovich Master student
"Kuban State Agrarian University named after I.T. Tru-bilin", Krasnodar 350044, Kalinina 13, Russia d_savichenko@mail.ru
The article is devoted to the methods of popularization of knowledge on scientific agronomy that was used in the Soviet period. Methods of visual transmission of information such as postcard, badge, matchbox label, agitation poster, textiles and porcelain, as well as an animated film have been considered. The influence of these methods on the development of agriculture is shown. At the same time, the reverse process is also the effect of the progress and achievements of agriculture on the art of that time. Each method is unique and the article describes the scope and influence of each of them on the society of that time. An extensive database has been collected for each examined method and images analyzed in terms of the history of agronomy and technologies used in agriculture, as well as their use in the popularization of this sector. The use of such methods of information transfer in the present time is noted, both for solving such an urgent problem - increasing the prestige of agriculture, and in the educational process of specialists of this industry. The materials described in the article are recommended for introduction to the course "History and methodology of scientific agronomy". It is shown that the given resources could contain a large number of useful and even unique information, which makes them an object for collection, detailed study and structuring in databases
Keywords: HISTORY OF AGRONOMY, VISUALIZATION, POPULARIZATION OF SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS, AGRONOMY KNOWLEDGE
Doi: 10.21515/1990-4665-130-039
История агрономической науки советского периода в нашей стране многогранна. С первых шагов своего развития ей пришлось решать большой спектр задач: оснащение сельского хозяйства техникой, внедрение новых культур, разработка систем земледелия, создание научных школ и научных центров, поиск новых форм управления и ведения сельскохозяйственного труда. Большую помощь в реализации поставленных задач оказывало искусство. К каждому периоду в истории агрономической науки создавались новые, можно сказать, инновационные подходы популяризации достижений сельского хозяйства. На первых этапах 1920-1930 гг. пришлось бороться с безграмотностью, непониманием и отставанием в сельскохозяйственной отрасли. В связи с этим, появляются агитационные плакаты, агитационный текстиль с призывами-лозунгами, исполненными в ярких красках. Позже на смену этим формам, приходит агитационный фарфор, агитационная лаковая миниатюра, которая показывает уже достижения в агрономии, тиражирует и популяризирует успехи в сельском хозяйстве. На всех этапах, вплоть до 1990 г., живопись неизменно отражает успехи в агрономии, фиксируя в себе достижения этой области [4, 6, 7, 16].
В статье предпринята попытка рассмотреть имеющиеся формы агитации и популяризации агрономических знаний с помощью произведений искусства. В качестве инструмента исследования будет использован метод скетчей или визуальных заметок на основе художественной графики, рисунка, живописи, т.е. художественных образов.
Ранее нами были проведены исследования по анализу изображений различных форм художественного творчества. В этот перечень вошли: агитационный фарфор, агитационный текстиль, агитационная лаковая миниатюра, агитационный плакат, юмористические рисунки, почтовые марки, мультипликационные фильмы [14, 27, 30, 31, 32, 36] В этом исследовании поиск образов осуществлялся по следующим категориям изображений: детская
иллюстрация к книгам, нагрудные значки, почтовые открытки, наклейки спичечных коробков.
Опыт нашей страны в широком представлении имеющихся достижений аграрного сектора уникален. К популяризации агрономических знаний посредством искусства привлекались профессиональные художники, которые в своих произведениях отразили колорит нашей страны той эпохи, показали связь имеющегося опыта с новыми достижениями [1, 2].
В искусстве советского периода нашли отражения все базовые этапы развития агрономической науки, и благодаря творчеству, фантазии, креативному подходу художников опыт советского периода является уникальным.
Почтовая открытка. Иллюстрации с изображением крестьянского труда на почтовых открытках позволяют представить роль и особенности сельского хозяйства определенной страны. В них заложена идея популяризации агрономических знаний. Кроме того, они способствуют повышению престижа профессий, связанных с сельскохозяйственным производством. Созданием живописных полотен, прославляющих крестьянский труд, в нашей стране занимались такие художники: Б. Кустодиев, А. Пластов, В. Говорков, Е. Степанов, Н. Терещенко, Б. Мухин. Репродукции их картин большими тиражами печатались на почтовых открытках с целью привлечения внимания к сельскому труду и достижениям в области сельскохозяйственного производства.
Открытки периода с 1917 по 1941 г. были выполнены и отпечатаны безымянными мастерами. Изображения пестрят новой, революционной символикой. Основная тема открыток этого периода заключалась в призыве к «активному действию и соучастию». Одной из первых послереволюционных серий иллюстрированных открыток была реклама, выпущенная к Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставкой в Москве в 1923 г. (рисунок 1) [24].
С весны 1924 г., как пишет М. Чапкина (1993) к выпуску репродуктивных открыток, видовых и иллюстративных открыток серьезно приступает ГИЗ РСФСР (с 1930 - ОГИЗ, 1931 - Изогиз, с 1938 - издательство «Искусство»). Для них была разработана своя программа: «Учитывая массовое распространение открытых писем в широких слоях населения, государственное
Ж сет» о с си й скА л С ел ьспс ~Х о з угй с те, снпап и Л1 уст А г* но г> с м ы шла н мая хЗ ЫСТАВПА
Рисунок 1. Открытка в виде рекламы, выпущенная к Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, 1923 г.
издательство предъявляет самые строгие требования к программе и плану издания открытых писем, которые должны отражать художественно, честно и правдиво все задачи и достижения политической, научной и общественной жизни СССР». Открытые письма нашей эпохи не должны быть только почтовой карточкой с «приятной внешностью», они должны завоевывать себе значение подвижной пропаганды новых идей, нового быта, современного искусства и производства, и заменить, до некоторой степени, пособия для школ, клубов, сельхозкоммун и. т.д.» [38]
Группы художников ездили на ударные стройки и в колхозы. Результатом поездок стал выпуск серии открыток 1930-х годов: «Сельское хозяйство СССР во второй пятилетке», состоящей из семнадцати сюжетов.
Позже открытки были буквально превращены в плакат в 1920-х г. В конце 1930-х г. это становится единственной формой существования иллюстративной открытки [27].
К этому периоду относятся открытки: Милеева А. - Работницы, изд. АХ. 1920; Филиппович М. - Колхозы. Трактор в деревне. М.Изогиз, 1930.; Сва-рог Г. - Зерносовхоз «Гигант». Табор в обеденный час. М. Изогиз, 1930; Борисов Б. - Сахарный завод им. Сталина, М. изд. ОМХ.
Советская открытка в 1950-1990 гг. стала резко отличаться от открыток предыдущего периода. Современная репродукционная открытка потеряла и ту социально-познавательную значимость, которая лежала в основе ее создания и поддерживалась с большим или меньшим успехом до середины 1960-х годов. Иллюстрированная открытка последующих лет развивается по двум направлениям - детская и поздравительная. Отражение сельскохозяйственной тематики можно встретить в праздничных открытках (рисунок 2) [5,20,28].
На рисунке 3 представлен фрагмент мультипликационного фильма «Чудесница». Советский мультипликационный фильм рассказывает маленьким зрителям о пользе кукурузы в сельском хозяйстве. В мультфильме кукуруза становится царицей всех полей. Она начинает расти не только на
Рисунок 2 - Открытка поздравительная. 1969 г
юге как раньше, но и на севере, в колхозе «Северная Заря». В мультфильме поется гимн кукурузе и демонстрируется, каким конкретно образом она помогает получать мясо, молоко и другие блага на радость людям. На основе этого агитационного мультфильма был выпущен забавный набор открыток «Чудесница», тиражом 125000 экземпляров. Отличительной особенностью этого проекта были яркие иллюстрации и текст на оборотной стороне открытки, раскрывающий агрономическую тематику с элементами агитации. Автор текста к открыткам Л. Позднеева [15, 17]. Некоторые примеры текста:
«На юге весь колхозный скот На кукурузном рационе. Дай нам его и через год, Мы будем первыми в районе».
«На юге весь колхозный скот На кукурузном рационе. Дай нам его, и через год Мы будем первыми в районе»
Рисунок 3 - Открытка по мотивам мультипликационного фильма «Чудесница».
Художники: В. Лалаянц и Г. Аркадьев, текст Л. Позднеева. В тексте открытки отражен агрономический смысл о принадлежности культур к одному семейству «Злаковые»: «Привет тебе сестрица Желанная родня
от северной пшеницы овса и ячменя»
В России, на современном этапе, возрождается интерес к печати на почтовых открытках изображений растений, а так же натюрмортов с плодами и овощами, которые демонстрируют видовое разнообразие агрокультур. Почтовые открытки, в данном случае, выступают средством познания и позволяют:
- определить направленность аграрного производства (растениеводство, животноводство, садоводство, виноградарство, овощеводство и т. п.), свойственную определенной стране или ее региону;
- изучить биологические характеристики агрокультур;
- получить представление о технологиях возделывания (вспашка, орошение, уход за растениями, уборка);
- проанализировать документальные свидетельства достижений в области сельского хозяйства, например рекордных урожаев;
- узнать об исторических и культурных традициях, связанных с аграрным сектором страны или отдельном регионе;
- выразить отношение к сельскому труду по работам художников и фотографов (социальный аспект).
Почтовые открытки в рассмотренной нами области служат:
- популяризации новых культур, сортов, гибридов сельскохозяйственных растений и цветочных культур;
- изучению местной флоры;
- развитию наблюдательности, умению анализировать.
Ценность почтовых открыток, освещающих историю агрономии, заключается в том, что они являются своеобразным конструктором знаний, полученных визуальным путем.
Художественная репрезентация и иллюстрация. Литература отражает все виды деятельности человека, его жизнь, эмоциональный мир, чувства и
переживания. Литературные произведения пробуждают в человеке все самое лучшее, воспитывают в нем высокие духовные помыслы. Художественное слово проникновенно. Оно вызывает спектр эмоций, позволяет окрашивать восприятие.
Интересный опыт представления агрономических знаний в таком объеме показан посредством детской литературы. В ряде сказок и стихов отображена история сельскохозяйственных растений, технология их выращивания и переработки, с целью получения готовых изделий. Познавательный опыт представлен детской иллюстрацией [18, 37].
Следующее детское произведение «Конопель - конопелька» вышло в 1926 г. В нем, автор И. Новиков в виде стихов рассказывает о древней культуре нашей страны - конопле (рисунок 4).
НОВАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
КОНОПЕЛЬ-КОНОПЕЛЬКА
стихи
КАРТИНКИ П. ПАВЛИН ОНА
СОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВ О МОСКВА • 19М • ЛЕНИНГРАД
Рисунок 4 - Внешний вид книжки, автор И. Новиков, рисунки П. Павлиной
Конопля, по данным Т. И. Сухорада и А. А. Романенко - это национальная сельскохозяйственная культура России, возделываемая на площади более 1 миллиона гектар вплоть до 1940 г. на всем протяжении от Белого до Черного морей, от Балтики до Тихого океана. Производимое из конопли волокно, получившее название - пенька, обеспечивала более половины валютного дохода страны на протяжении веков. Первая госмонопо-
IIК VII нон и к он
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО 19 Й6
лия, введенная в России еще при Петре I, была монополия именно на экспорт пеньковолокна. Более того, само создание Российского государства на торговом пути "из варяг в греки" было основано именно на торговле пенькой, мехами и медом [19, 25].
В детской книжке, с помощью рисунков художницы П. Павлиной отражены основные технологические приемы: посев, уход за посевами, уборка, обработка стеблей - мацерация тресты с помощью природно-климатических ресурсов.
Рисунок 5- Фрагменты из книги И. Новикова
В книге, с помощью рисунков, показаны древние исторические технологии производства пеньковолокна 30-х гг. с традиционными мялками и трясилками (рисунок 5). Такие технологии существовали тогда в нашей стране и характеризовались небольшой производительностью, не более 1 тонны в час по тресте и требовали ручного труда. Сегодня в Европе построены заводы - автоматы, производительностью 5-6 тонн в час, способные производить качественное однотипное волокно при низкой себестоимости и минимальной вовлеченности ручного труда.
Второе известное произведение Константина Ушинского «Как рубашка в поле выросла» повествует о выращивании льна, его обработки на сырье и получение ткани.
Лен относится к сравнительно немногому числу растений, культура которых уходит так далеко в прошлые века. Лен принадлежит к числу очень важных в техническом отношении растений из-за прядильного волокна, которое состоит из механической ткани или лубяных клеток, длина которых колеблется от 0,2 до 1,4 мм. [12]
На территории России культурный лён также возделывается издревле. По мнению Е. Н. Синской, культура льна в нечернозёмной Руси существовала ещё во II тысячелетии до н. э., и даже, вероятно, раньше [23]. Имеются указания Геродота на посевы льна на русской равнине, относящиеся к скифской культуре VI века до н. э. Геродот в своей «Истории» отмечал, что днепровские и днестровские скифы выращивали лён и выделывали из него отличное полотно. В русских исторических памятниках X и XI вв. встречаются указания на то, что лён в Киевской Руси возделывался на волокно и масло в довольно значительных количествах. Основными районами возделывания льна в XV-XVI вв. были Псков, Великий Новгород, Вологда, Ярославль, Москва и Поволжье. К этому времени лён среди славян приобрёл настолько высокое значение, что в местностях с традиционным выращиванием этой культуры он персонифицировался в лице целых двух святых христианских покровительниц: Олёны-Льняницы и Параскевы-Льнянихи. А дни начала посева и окончания уборки льна приобрели статус народных многовековых обрядов с народными гуляниями. Крестьяне южнороссийских губерний быстро осознали все преимущества возделывания масличного льна - раннее (в июле) созревание, в несколько раз более высокая по сравнению с прядильным льном урожайность семян, большой выход и стабильно высокая цена масла, гарантированные оптовые закупки льна. И уже к середине 19 века масличный лён стали возделывать не только в губерниях Новороссии, но и в Кубанской области, Земле Войска Донского, в Екатеринославской, Полтавской и прочих южных губерниях. Причём высокая доходность и ликвидность масличного льна привели к посте-
пенному переходу его возделывания от мелких крестьянских наделов к крупным землевладельцам, что позволило снизить затраты, увеличить продуктивность льняных полей и значительно увеличить объёмы экспорта льняного семени за рубеж. В итоге во второй половине 19 века только Англия закупала в России до 10 млн. пудов семян льна ежегодно. Большие объёмы масличного льна покупали также Германия, Голландия и другие страны Европы. В этот период льняная пряжа и льняное семя стали основными статьями русского импорта, а Россия - их главным поставщиком во все западноевропейские развиты [10].
Накануне первой мировой войны среднегодовое производство льносемян в мире составляло 2,8 млн. т. Первое место по их выращиванию на своих бескрайних субтропических пампасах заняла Аргентина, но и гораздо более холодная Россия тогда уверенно занимала второе место. Общая площадь под масличным льном-кудряшом в 1913 г. в России достигала 400 тыс. га, а валовой сбор льносемян в этом же году составил 590 тыс. т. Однако в период гражданской войны российское льноводство пришло в упадок. Восстановить производство масличного льна удалось только с началом коллективизации в конце 20-х гг. И уже в 1931 г. в СССР под масличным льном было занято 600 тыс. га, а валовые сборы семян составили 840 тыс. т. [11].
В связи с этим, появление детской книги, раскрывающей технологию древнего производства льняного полотна, кроме агитационного, носило глубокий познавательный характер (рисунок 6).
Рисунок 6 - Обложка и первая страница книги К. Ушинского.
С целью получения волокна растения льна вырывают с корнями, погружают в воду и позволяют «вымокнуть». Развивающийся при этом гнилостный процесс делает ткань коры, древесины и сердцевины стебля рыхлой и ломкой, особенно в высушенном состоянии. Затем лен «льнут» и «треплют», отделяя перегнившие части, пока не останется совершенно чистое волокно. Следующий процесс - вычесывание льна при помощи железных гребней, при этом отделяется всякое загрязнение. Отчесанные, гладкие, правильные мотки представляют собой льняное волокно, которое перерабатывалось в древние времена почти в каждом доме в льняную пряжу (рисунок 7). Сегодня эту манипуляцию делают исключительно фабричным путем, при помощи специальных машин.
Рисунок 7- Элементы технологии обработки льняного волокна
Следующий интересный процесс в производстве льняного волокна -беление холста. В рассказе Ушинского Константина Дмитриевича этот процесс описывается так: «Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень» (рисунок 8).
Рисунок 8 - Элементы технологии обработки льняного полотна. Слева - беление льна, справа - готовая рубашка из льна
Можно с уверенностью сказать, что это редкие произведения, в которых в художественной форме профессионально освещены целые технологии производства и переработки по отдельных сельскохозяйственным культурам.
Нагрудные знаки. Популяризация агрономических знаний и достижений сельскохозяйственного труда и технологий в нашей стране активно велась с помощью нагрудных знаков. В советский период были выпущены знаки, как награда за труд с такими названиями: «Лучшему коноплеводу», «Лучшему кукурузоводу», «Лучший свекловод».
Для России кукуруза оказалась очень важной культурой. В 1846 г. русский агроном-ученый А. В. Советов называет ее четвертым растением после ржи, пшеницы и проса по важности, как по внешней торговле, так и по внутреннему потреблению в области переложной системы земледелия. «Что для великороссиян рожь, то для молдаван кукуруза». В области переложной системы земледелия нигде так не распространена кукуруза, как в
северной части Бессарабии, но так как в последние годы кукурузе открылся хороший сбыт за границу, то она из Бессарабии перешла в соседнюю с ней днестровско-бугскую часть Херсонской губернии, где в значительных размерах возделывается не только молдаванами, но даже и малороссиянами».
Кардинально изменилось отношение к кукурузе после поездки Н.С. Хрущёва в США, где он увидел масштабы возделывания этой культуры и ее использования. По его мнению, выращивание кукурузы должно было решить две проблемы советского агропрома - недостаток зерновых и нехватку кормов для животноводства. В связи с этим в 1954 году по его инициативе в сельском хозяйстве начались эксперименты по резкому расширению районирования кукурузы, в том числе в зоне северного земледелия. О популяризации этой культуры и о ее географии возделывания говорят знаки трудовой доблести (рисунок 9) [35].
Рисунок 9 - Наградные знаки с изображением растений кукурузы различных областей и регионов РСФСР и республик СССР
Рисунок 10 - Наградные знаки с изображением различных сельскохозяйственных
растений
На рисунке 10 а изображен значок «Лучший свекловод» ВЛКСМ, а на рисунке 10 б «Лучший свекловод» Костромской области.; в - лучшему льноводу Костромской области, г - мастеру коноплеводства Курской области. Анализ нагрудных знаков демонстрирует широкую палитру распространения сельскохозяйственных культур в различных агроклиматических зонах СССР, популяризацию аграрного производства. Интересный подход в создании этих знаков в том, что представлена иконография выращиваемых культур [39]. Можно видеть, что ряд культур ушли с производства, например, хлопок уже в Российской Федерации не возделывают, а закупают, производство конопли резко сократилось.
В данной тематике, а именно популяризации аграрной науки, вошли наградные знаки, отражающие различные этапы ее развития, например: ВЛКСМ «За освоение новых земель», «За освоение Голодной степи», «За высокий урожай кукурузы», «Лучшему кукурузоводу», «Участнику уборки урожая на целине 1956 года», «Участнику уборки урожая на целине 1957 года», «Участнику уборки урожая на целине 1958 года», «Лучшему молодому сборщику хлопка», «Золотой колос» (в трех вариантах исполнения), «Лучшему молодому хлопкоробу», «Мастер высоких урожаев» (в двух вариантах исполнения). Кроме того подборка дополнена знаком Ставропольского крайкома ВЛКСМ «Лучшему чабану Ставрополья».
Наклейки спичечных коробков. Спичечные этикетки или наклейки являются своего рода отражением жизни страны. Спичечные этикетки появились в 30-е г. ХХ в., еще со времени выпуска первого коробка спичек. Когда-то, в середине прошлого века, рисунки на спичечных коробках не печатались непосредственно на коробочках, а наклеивались в виде этикеток. С тех пор мир этикеток становился все интереснее и разнообразнее. По изображениям на спичечных этикетках можно вспоминать историю государства и народа, ведь они отображают окружающую нас действительность.
Существует такой вид коллекционирования как филумения, т. е это коллекционирование спичечных коробков, различных этикеток от спичек, и всех предметов связанных именно со спичками. В Советские времена, создавались целые секции филуменистов. Расцвет филумении приходится на 1960-80 гг. В эти годы спичечная фабрика «Балабановская» приступает к выпуску специальных этикеток для филуменистов. Фабрика выпускает наборы по 100 этикеток и наборы специальных этикеток для коллекционеров. Похожие наборы, также выпускались на других спичечных фабриках нашей страны.
История агрономия нашла также отражение в этой интересной форме представления научных знаний. Каждый раз беря в руки спичечный коробок была возможность узнать у достижениях аграрной науки. На спичечных этикетках были представлены сюжетные картины использования кукурузы (рисунок 11). Серия была выпущена на Барнаульской спичечной фабрике в 1965 году. Впервые в таком объеме показано, что кукурузу можно использовать при изготовлении салатов, супа-пюре, борща с кукурузой, печенья из кукурузных хлопьев, торта из кукурузной муки, галушек. Завершает эту серию спичечная наклейка с призывом «Ярославцы! Вырастим в 1960 году 300-350 ц/га». К этому времени кукурузу выращивали во многих регионах, она перестала быть только культурой южных регионов, успехи селекционной работы позволили существенно расширить ареал возделывания этой культуры.
НА СТСЛ£
сш! из ттзы
С ОВОЩАМ
сул-пш нзцттаы
■т-----
гк' КаП' 1И!
ЬОРЩ С КУКУРУЗОЙ
ЯРОСЛАВЦЫ!
I вИРАСТМН Я ЮбО ГОД1
ПЕЧЕНЬЕ ЙЮШШШМ1
перо в
какяризы
с г с к т ^^^
Рисунок 11 - Наклейки спичечных коробков. Серия посвящена использованию
кукурузы, как продукта питания
Следующая серия спичечных наклеек посвящена кормовым культурам (рисунок 12). В эту серию вошли: белый клевер, кукуруза, люпин, кормовая капуста и топинамбур.
КОТШГВЫС КУЛЬТУРЫ
белый клевер-*
АУЧШМСПЩШСШЕН
. № ко ■ мт нот» окммиют гв и *»■»
тая
ВНЕДРЯЙТЕ КОМПЛЕКСНУЮ МЕХАНИЗАЦИЮ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ КУКУРУЗЫ
КОРМОВАЯ
КАПУСТА
I --
т
г
ИГХКЯ ИМССК**"
|>0№(01><КНЙ [0МВИНД1 1960 ГОД
ЗЕЛЕНЫЙ КОРМ
АО СНЕГА
Гошьский
КОМБИНАТ
1960 ГОЛ
Рисунок 12- Наклейки спичечных коробков. Серия посвящена кормовым культурам
Популяризация агрономических знаний и достижений аграрной науки успешно была выполнена в серии спичечных коробков, выполненных Волго-Вятской и Гомельской фабриками в 1964 году (рисунок 13).
»3 ДГОГМгЧЛЩ КИС
»1 тгглллмы кпсс
I КПСС
ШПОК-СЫРШ
1960 г
ит лтии г. 1 »■' 1 |КШ'
сшпш сим*
/»ЩМЧНА*, ^АН.ТвНИ/
57? "8-106
ТэбТг 1960 г
Н"| 1« Я п рг ■
Рисунок 13 - Наклейки спичечных коробков Волго-Вятской и Гомельской фабрик
Серия о выполнении программы КПСС по интенсификации сельского хозяйства. На таких этикетках на фоне иконографии зерновых, технических и овощных культур в стиле инфографики показаны планы отрасли в обозримые 20 лет. Интересную серию спичечных коробков, посвященную пчеловодству, выпустила Уфимская фабрика в 1939 г. Рисунки, как правило, делались местными художниками. Они отличались простотой образов, агитационным стилем, но главное они четко показывали агрономические задачи (рисунок 14).
Азербайджанская ССР
УЗБЕКСКОЙ ССР
СПИЧ. • КА I МАЯ» г У« Л ГОСТ 1820 19 »5 ШТ. У *К 1ГМ Г. Ч
МИНЯЕСЛРОМ 6ССР
ЛИНСМИ * С нем*,. ГОСТ >820-54'
75 ШТ а I КОП »»70 Г
Рисунок 14 -Наклейка спичечного короба из серии, посвященной пчеловодству, Уфа, 1939 г
Рисунок 15 - Наклейка спичечного короба разных серий, посвященные культуре хлопка
Представление информации об аграрной отрасли времен СССР интересно и с той позиции, что на спичечных этикетках печатались решения съездов и пленумов КПСС. В 1962 г. Брянская спичечная фабрика выпустила серию, посвященную мартовскому съезду пленума ЦК КПСС с рисунками конкретной культуры и такими лозунгами: «Повысить урожайность карто-
феля до 120-200 ц/га», «Повысить урожай сахарной свеклы до 200-250 ц/га».
На рисунке 15 представлены наклейки различных серий спичечных коробков, объединенных одной культурой хлопка. Мы можем видеть, что издревле это культура возделывалась на Востоке, и в юбилейную дату Узбекской ССР на рисунке представлено хлопковое поле, где идет механизированная, а не ручная уборка. В национальный орнамент Азербайджанской ССР также вплетено соцветие хлопка, как и эмблему республики, так же на фоне урожаев плодовых и овощных культур, хлопок занимает лидирующее место.
Таким образом, представленный материал убедительно доказывает, что наклейки спичечных коробков являются уникальным источником информации о распространении сельскохозяйственных культур, адаптации к различных почвенно-климатическим условиям, технологии их возделывания и уборки, многофункционального использования.
В работе отражен накопленный материал по истории агрономии в искусстве, где заметно отличался советский период. В этот момент происходила огромная работа по популяризации агрономических знаний, ее достижений в различных формах. Искусство нашей страны неотъемлемо связано с историей сельского хозяйства. После Октябрьской революции стояли задачи накормить страну, для этого нужно перестраивать систему управления и ведения сельского хозяйства. Народ был неграмотный и поэтому посредством искусства, через агитационный плакат, агитационный текстиль 20-30 гг. с помощью художественного представления информации происходила популяризация новых ведений в аграрном секторе. Рекламировались трактора, которых до революции не было в селе, велась агитация о новых культурах, способах их выращивания [8, 9, 13, 29, 33].
Художники применяли и фарфор, как элемент передачи информации, и агитационную лаковую миниатюру. По пришествию времени мы сейчас
имеем возможность получать знания о культурах, которые выращивались в прошлом, методах уборки, хранения и использования плодов агрокультур [3, 4, 16, 21, 22 31]. В нашей стране с целью популяризации достижений научной агрономии была выпущена уникальная коллекция марок, посвященная новым сортам и гибридам таких культур как пшеница, горох, кукуруза, лен, сахарная свекла. Благодаря научной селекции удалось расширить ареал распространения многих культур, работать по конкретным признакам, улучшать и изменять генофонд сельскохозяйственных растений [26, 34, 36].
Уникальный способ представления ресурса по научной агрономии мы видим в иллюстрации детских книг, создании мультипликационного фильма, а также наградных знаков и наклеек спичечных коробков. К процессу трансляции знаний привлекались известные художники и мастера, а подчас многие работы остались безымянными. Их работы ярко, колоритно и четко отражают время и эпоху искусства Советского периода.
Можно согласиться с тем, что трансляция знаний идет не только через книги, устные рассказы, но и посредством искусства. Образ запоминается в памяти, образ сложного становления научной агрономии нашей страны, но благодаря искусству он представлен уникально.
Исследование по каталогизации образов выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Краснодарского края в рамках научного проекта №17-13 -23001 "Северный Кавказ: традиции и современность"
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агитация искусством: книга-альбом сост.: Д. Шмитков, Зверев, авт. текста В. Шумков. - М. : Молодая гвардия, 1977. - 112 с.
2. Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы : В 2 т. - Т. 2 / под ред. В. Толстого - М. : Искусство, 2002. - 246 с.
3. Беккер Х. Селекция растений / Х. Беккер. - М. : Товарищество научных изданий КМК, 2015. - 425 с.
4. Бех Л. В. Искусство фарфора в дальневосточной и европейской традициях: государственная политика и сфера сакрального / Л. В. Бех // Ойкумена. - 2013. - № 1. -С. 101-107.
5. Бутыльская Л. В. Социокультурный феномен открытки (на примере свадебной открытки) / Л. В. Бутыльская // Ученые записки. Заб ГГПУ. - 2013. - № 2 (49). - С.49-51.
6. Дианова Е. В. Дом крестьянина как опорный пункт распространения сельскохозяйственных знаний и кооперативного просвещения 1920-х гг. (на примере Европейского Севера) / Е. В. Дианова // Альманах современной науки и образования. -2014. -№ 12 (50). - С. 65-68.
7. Есикова М. М. Распространение агрономический знаний и повышение эффективности сельскохозяйственного производства в годы НЭПА / М. М. Есикова // Альманах современной науки и образования. - 2009.- Т.2 (3). - С. 41-43.
8. Елина О.С. От царских садов до советских полей. История сельскохозяйственных опытных учреждений XVIII - 20-е годы XX века // О.С. Елина. М, 2008. -386с.
9. Жуковский В. И. Роль визуального мышления в высшем образовании/В. И. Жуков, М. В. Тарасова // Искусство и образование. - 2013.- № 3 (83) - С. 7-16.
10. Зеленцов С. В. Искусственное дозревание семян льна масличного как способ смещения повторных летних посевов на более ранние сроки (сообщение II) / С. В. Зеленцов, Л. Г. Рябенко, Е. В. Мошненко [и др] // Масличные культуры : Научн.-техн. бюлл. Всеросс. научн.-иссл. и-та масличных культур. -2014. - № 1 (157-158). - С. 8287.
11. Зеленцов С. В. К вопросу о типе соцветия льна обыкновенного Ьтит usitatissimum Ь. / С. В. Зеленцов, Е. В. Мошненко, Л. Г. Рябенко и др.] // Научн.-техн. бюлл. Всеросс. научн.-иссл. и-та масличных культур.- 2012. - № 3- (151-152). - С.78-91.
12. Зеленцов С. В. Перспективы создания зимующих форм масличного льна для юга России/ С. В. Зеленцов, Л. Г. Рябенко, Е. В., Мошненко В. С. Зеленцов // В сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. к 100-летию М. М. Цыбы - Петрозаводск, Изд-во Петр-ГУ, 2014. - С. 46-52.
13. Ивойлов А.В. Лекции по истории агрономии: учеб.пособие / А. В. Ивойлов, И. Ф. Каргин ; под общ.ред. И.Ф. Каргина. - Саранск : Изд-во Мордов. Ун-та, 2010. -160 с.
14. Карева Г. Ивановский агитационный текстиль. Орнамент и надписи / Г. Карева // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. - № 21. - 2011. - С. 24-28.
15. Капков С. Энциклопедия отечественной мультипликации / С.Капков. - М.: Алгоритм, 2006. — С. 26, 282. — 816 с.
16. Некрасова А. Н. Особенности советского агитационного фарфора Сибири ХХ в. / А. Н. Некрасова // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. - 2011. - № 8. - С. 254 - 256.
17. Ульянов И. А. Хрущевская «оттепель» в мультипликации / И. А. Ульянов // Молодой ученый.- 2015. - №18. - С. 410-416.
18. Полякова Е. В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании / Е.В. Полякова // Известия Южного Федерального университета. Технические науки. - 2012. - № 10 (135). - С. 120-124.
19. Романенко А. А. Конопля. Прошлое. Настоящее. Будущее? /А. А. Романенко, С. Г. Скрипников, Т. И. Сухорада // Достижения науки и техники АПК. -2016. - Т. 30.-№ 3. - С.39-41.
20. Самбур М. В. Почтовая открытка как источник информации по истории и культуре / М. В. Самбур // Вестник МГУКИ. - 2013. - №4 (54). - С. 65-69.
21. Самецкая Э. Б. Советский агитационный фарфор / Э. Б. Самецкая. - М. : Любимая книга, 2004. - 478 с.
22. Самецкая Э. Б. Советский фарфор 1920-30-х годов в частных собраниях Санкт-Петербурга / Э. Б. Самецкая.- СПб. - 2012. - 405 с.
23. Синская Е. Н. Историческая география культурной флоры (на заре земледелия)./ Е. Н. Синская. - Колос, 1969. - 316 с.
24. Синчина Е.В. Сельскохозяйственные выставки и сельскохозяйственные общества Ставрополья как форма просвещения местных земледельцев в начале ХХв / Е. В. Синчина // Голос минувшего. кубанский исторический журнал. -2016.- № 3 -С.74-82.
25. Сухорада Т. И. Создание сортов южной конопли, не обладающих наркотической активностью / Т. И. Сухорада, М. М. Шабельный [и др.] //Земледелие. - 2014. -№3. - С. 17-18. Цаценко Л.В. Использование юмористических рисунков в курсе «История и методология научной агрономии» / Л.В. Цаценко, Н.П. Лиханская, Н.А. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. -Краснодар: КубГАУ, 2015. - №02(106). С. 500 - 511. - IDA [article ID]: 1061502031. -Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/31.pdf, 0,75 у.п.л.
26. Цаценко Л.В. Метод скетчей в археогенетике и селекции сельскохозяйственных растений / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №02(106). С. 1083 -1097. - IDA [article ID]: 1061502071. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/71.pdf, 0,938 у.п.л.
27. Цаценко Л.В. Советский плакат в популяризации агрономических знаний / Л.В. Цаценко, Н.А. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №03(107). С. 1493 - 1511. - IDA [article ID]: 1071503097. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf, 1,188 у. п. л.
28. Цаценко Л.В. Почтовая открытка как ресурс визуальной информации по истории агрономии / Л.В. Цаценко, Н. П. Лиханская, Н.А. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №03(107). С. 1523 - 1537. - IDA [article ID]: 1071503099. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf, 0,938 у.п.л.
29. Цаценко Л.В. Интерпретация художественного произведения как технология познавательного процесса по предметной области в курсе «История и методология научной агрономии» / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №05(109). С. 1154 -1168. - IDA [article ID]: 1091505080. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/80.pdf, 0,938 у.п.л.
30. Цаценко Л.В. Советский фарфор как ресурс информации в курсе «История и методология научной агрономии» / Л.В. Цаценко, Н.А. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №05(109). С. 500 - 511. - IDA [article ID]: 1091505029. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/29.pdf, 0,75 у.п.л.
31. Цаценко Л.В. Агитационная лаковая миниатюра в истории агрономии / Л.В. Цаценко, Н.А. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №07(111). С. 260 - 273. - IDA [article ID]: 1111507015. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/15.pdf, 0,875 у. п. л.
32. Цаценко Л.В. Советский агитационный текстиль в истории агрономии / Л.В. Цаценко, Н.А. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №07(111). С. 236 - 247. - IDA [article ID]: 1111507013. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/13.pdf, 0,75 у. п. л.
33. Цаценко Л.В. Образы растений в картинах художников как ресурс информации по истории агрономии / Л.В. Цаценко, Д. Л. Савиченко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. -№09(113). С. 144 - 155. - IDA [article ID]: 1131509012. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/12.pdf, 0,75 у.п.л.
34. Цаценко Л.В. Метод скетчей как образовательная технология на учебном занятии / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - №02(116). С. 706 - 719. - IDA [article ID]: 1161602049. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2016/02/pdf/49.pdf, 0,875 у.п.л.
35. Цаценко Л.В. «Иконография кукурузы» в курсе «История и методология научной агрономии» / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - №07(121). С. 1121 -1135. - IDA [article ID]: 1211607070. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2016/07/pdf/70.pdf, 0,938 у.п.л.
36. Цаценко Л.В. Почтовая марка как ресурс информации по истории агрономии / Л.В. Цаценко, А.А. Магомедтагиров // Политематический сетевой электронный
научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - №01(125). С. 66 -84. - IDA [article ID]: 1251701002. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2017/01/pdf/02.pdf, 1,188 у.п.л.
37. Цаценко Л.В. Художественная репрезентация как образовательная технология по курсу «История агрономии» / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2017. -№02(126). С. 554 - 563. - IDA [article ID]: 1261702039. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2017/02/pdf/39.pdf, 0,625 у.п.л.
38. Чапкина М. Художественная открытка /М. Чапкина . - М. : Галарт, 1993. - 305
с.
39. Janick J. Plant Iconography and art: source of information on horticultural technology / J. Janick // Bulletin UASVM Horticulture.2010. - N 67(1) - P. 11-23.
References
1. Agitacija iskusstvom: kniga-al'bom cost.: D. Shmitkov, Zverev, avt. teksta V. Shumkov. - M. : Molodaja gvardija, 1977. - 112 s.
2. Agitmassovoe iskusstvo Sovetskoj Rossii. Materialy i dokumenty : V 2 t. - T. 2 / pod red. V. Tolstogo - M. : Iskusstvo, 2002. - 246 s.
3. Bekker H. Selekcija rastenij / H. Bekker. - M. : Tovarishhestvo nauch-nyh izdanij KMK, 2015. - 425 s.
4. Beh L. V. Iskusstvo farfora v dal'nevostochnoj i evropejskoj tradicijah: gosudar-stvennaja politika i sfera sakral'nogo / L. V. Beh // Ojkumena. - 2013. - № 1. - S. 101-107.
5. Butyl'skaja L. V. Sociokul'turnyj fenomen otkrytki (na primere svadebnoj ot-krytki) / L. V. Butyl'skaja // Uchenye zapiski. Zab GGPU. - 2013. - № 2 (49). - S.49-51.
6. Dianova E. V. Dom krest'janina kak opornyj punkt rasprostranenija sel'skohozja-jstvennyh znanij i kooperativnogo prosveshhenija 1920-h gg. (na primere Evropejskogo Severa) / E. V. Dianova // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. -2014. - № 12 (50). - S. 65-68.
7. Esikova M. M. Rasprostranenie agronomicheskij znanij i povyshenie jeffektivnos-ti sel'skohozjajstvennogo proizvodstva v gody NJePA / M. M. Esikova // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. - 2009.- T.2 (3). - S. 41-43.
8. Elina O.S. Ot carskih sadov do sovetskih polej. Istorija sel'sko-hozjajstvennyh opytnyhuchrezhdenij XVIII - 20-e gody XX veka // O.S. Elina. M, 2008. - 386s.
9. Zhukovskij V. I. Rol' vizual'nogo myshlenija v vysshem obrazova-nii/V. I. Zhu-kov, M. V. Tarasova // Iskusstvo i obrazovanie. - 2013.- № 3 (83) - S. 7-16.
10. Zelencov S. V. Iskusstvennoe dozrevanie semjan l'na maslichnogo kak sposob smeshhenija povtornyh letnih posevov na bolee rannie sroki (soobshhenie II) / S. V. Zelencov, L. G. Rjabenko, E. V. Moshnenko [i dr] // Maslichnye kul'tury : Nauchn.-tehn. bjull. Vseross. nauchn.-issl. i-ta maslichnyh kul'tur. -2014. - № 1 (157-158). - S. 82-87.
11. Zelencov S. V. K voprosu o tipe socvetija l'na obyknovennogo Linum usitatissi-mum L. / S. V. Zelencov, E. V. Moshnenko, L. G. Rjabenko i dr.] // Nauchn.-tehn. bjull. Vse-ross. nauchn.-issl. i-ta maslichnyh kul'tur.- 2012. - № 3- (151-152). - S.78-91.
12. Zelencov S. V. Perspektivy sozdanija zimujushhih form maslichnogo l'na dlja ju-ga Rossii/ S. V. Zelencov, L. G. Rjabenko, E. V., Moshnenko V. S. Zelencov // V sb. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. k 100-letiju M. M. Cyby - Petrozavodsk, Izd-vo PetrGU, 2014. - S. 46-52.
13. Ivojlov A.V. Lekcii po istorii agronomii: ucheb.posobie / A. V. Ivojlov, I. F. Kargin ; pod obshh.red. I.F. Kargina. - Saransk : Izd-vo Mordov. Un-ta, 2010. -160 s.
14. Kareva G. Ivanovskij agitacionnyj tekstil'. Ornament i nadpisi / G. Kareva // Te-orija mody. Odezhda. Telo. Kul'tura. - № 21. - 2011. - S. 24-28.
15. Kapkov S. Jenciklopedija otechestvennoj mul'tiplikacii / S.Kapkov. - M.: Algo-ritm, 2006. — S. 26, 282. — 816 s.
16. Nekrasova A. N. Osobennosti sovetskogo agitacionnogo farfora Sibiri HH v. / A. N. Nekrasova // Trudy molodyh uchenyh Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. -№ 8. - S. 254 - 256.
17. Ul'janov I. A. Hrushhevskaja «ottepel'» v mul'tiplikacii / I.A. Ul'janov // Molodoj uchenyj.- 2015. - №18. - S. 410-416.
18. Poljakova E. V. Primenenie sposobov i metodov vizual'nogo myshlenija v sov-remennom obrazovanii / E.V. Poljakova // Izvestija Juzhnogo Federal'nogo universiteta. Tehnicheskie nauki. - 2012. - № 10 (135). - S. 120-124.
19. Romanenko A.A. Konoplja. Proshloe. Nastojashhee. Budushhee? /A. A. Roma-nenko, S. G. Skripnikov, T. I. Suhorada // Dostizhenija nauki i tehniki APK. -2016. - T. 30.-№ 3. - S.39-41.
20. Sambur M. V. Pochtovaja otkrytka kak istochnik informacii po istorii i kul'ture / M. V. Sambur // Vestnik MGUKI. - 2013. - №4 (54). - S. 65-69.
21. Sameckaja Je. B. Sovetskij agitacionnyj farfor / Je. B. Sameckaja. - M. : Ljubi-maja kniga, 2004. - 478 s.
22. Sameckaja Je. B. Sovetskij farfor 1920-30-h godov v chastnyh sobranijah Sankt-Peterburga / Je. B. Sameckaja.- SPb. - 2012. - 405 s.
23. Sinskaja E. N. Istoricheskaja geografija kul'turnoj flory (na zare zemledelija)./ E. N. Sinskaja. - Kolos, 1969. - 316 s.
24. Sinchina E.V. Sel'skohozjajstvennye vystavki i sel'skohozjajstvennye obshhestva Stavropol'ja kak forma prosveshhenija mestnyh zemledel'cev v nachale XXv / E. V. Sinchina // Golos minuvshego. kubanskij istoricheskij zhurnal. -2016.- № 3 -S.74-82.
25. Suhorada T. I. Sozdanie sortov juzhnoj konopli, ne obladajushhih narkoticheskoj aktivnost'ju / T. I. Suhorada, M. M. Shabel'nyj [i dr.] //Zemledelie. - 2014. - №3. - S.17-18. Tsatsenko L.V. Ispol'zovanie jumoristicheskih risunkov v kurse «Istorija i metodologija nauchnoj agronomii» / L.V. Tsatsenko, N.P. Lihanskaja, N.A. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. -№02(106). S. 500 - 511. - IDA [article ID]: 1061502031. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/31.pdf, 0,75 u.p.l.
26. Tsatsenko L.V. Metod sketchej v arheogenetike i selekcii sel'skohozjajstvennyh rastenij / L.V. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Ku-banskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №02(106). S. 1083 - 1097. - IDA [article ID]: 1061502071. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/71.pdf, 0,938 u.p.l.
27. Tsatsenko L.V. Sovetskij plakat v populjarizacii agronomicheskih znanij / L.V. Tsatsenko, N.A. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Ku-banskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №03(107). S. 1493 - 1511. - IDA [article ID]: 1071503097. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf, 1,188 u.p.l.
28. Tsatsenko L.V. Pochtovaja otkrytka kak resurs vizual'noj informacii po istorii agronomii / L.V. Tsatsenko, N.P. Lihanskaja, N.A. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jel-ektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №03(107). S. 1523
- 1537. - IDA [article ID]: 1071503099. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf, 0,938 u.p.l.
29. Tsatsenko L.V. Interpretacija hudozhestvennogo proizvedenija kak tehnologija poznavatel'nogo processa po predmetnoj oblasti v kurse «Istorija i metodologija nauchnoj agronomii» / L.V. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Ku-banskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №05(109). S. 1154 - 1168. - IDA [article ID]: 1091505080. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/80.pdf, 0,938 u.p.l.
30. Tsatsenko L.V. Sovetskij farfor kak resurs informacii v kurse «Istorija i metodologija nauchnoj agronomii» / L.V. Tsatsenko, N.A. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №05(109). S. 500 - 511. - IDA [article ID]: 1091505029. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/29.pdf, 0,75 u.p.l.
31. Tsatsenko L.V. Agitacionnaja lakovaja miniatjura v istorii agronomii / L.V. Tsatsenko, N.A. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №07(111). S. 260 - 273. - IDA [article ID]: 1111507015. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/15.pdf, 0,875 u.p.l.
32. Tsatsenko L.V. Sovetskij agitacionnyj tekstil' v istorii agronomii / L.V. Tsatsenko, N.A. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs].
- Krasnodar: KubGAU, 2015. - №07(111). S. 236 - 247. - IDA [article ID]: 1111507013. -Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/13.pdf, 0,75 u.p.l.
33. Tsatsenko L.V. Obrazy rastenij v kartinah hudozhnikov kak resurs informacii po istorii agronomii / L.V. Tsatsenko, D.L. Savichenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №09(113). S. 144 - 155. -IDA [article ID]: 1131509012. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/12.pdf, 0,75 u.p.l.
34. Tsatsenko L.V. Metod sketchej kak obrazovatel'naja tehnologija na uchebnom zanjatii / L.V. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Ku-banskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2016. - №02(116). S. 706 - 719. - IDA [article ID]: 1161602049. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2016/02/pdf/49.pdf, 0,875 u.p.l.
35. Tsatsenko L.V. «Ikonografija kukuruzy» v kurse «Istorija i metodologija nauch-noj agronomii» / L.V. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2016. - №07(121). S. 1121 - 1135. - IDA [article ID]: 1211607070. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2016/07/pdf/70.pdf, 0,938 u.p.l.
36. Tsatsenko L.V. Pochtovaja marka kak resurs informacii po istorii agronomii / L.V. Tsatsenko, A.A. Magomedtagirov // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2017. - №01(125). S. 66 - 84. - IDA [article ID]: 1251701002. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2017/01/pdf/02.pdf, 1,188 u.p.l.
37. Tsatsenko L.V. Hudozhestvennaja reprezentacija kak obrazovatel'naja tehnologija po kursu «Istorija agronomii» / L.V. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2017. - №02(126). S. 554 - 563. -IDA [article ID]: 1261702039. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2017/02/pdf/39.pdf, 0,625 u.p.l.
38. Chapkina M. Hudozhestvennaja otkrytka /M. Chapkina . - M. : Galart, 1993. -
305 s.
39. Janick J. Plant Iconography and art: source of information on horticultural technology / J. Janick // Bulletin UASVM Horticulture.2010. - N 67(1) - P. 11-23.