Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года
1
УДК 001+378(025.2)
13.00.00 Педагогические науки
СОВЕТСКИЙ ФАРФОР КАК РЕСУРС ИНФОРМАЦИИ В КУРСЕ «ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ АГРОНОМИИ»
Цаценко Людмила Владимировна
д-р. биол. наук, профессор, кафедра генетики,
селекции и семеноводства
lvt-lemna@yandex. ru
ID 2120-6510
Цаценко Наталья Андреевна студент
[email protected] Кубанский государственный аграрный университет, Россия, Краснодар, Калинина 13
В статье рассматриваются формы передачи знаний по агрономии. Выделяют устную или словесную форму, литературную, посредством книг и визуальную, посредством произведений искусства. В этой связи фарфор рассматривается как отдельный самостоятельный ресурс информации по истории агрономии в период с 1917 по 1975 гг. В исследовании истории популяризации агрономических знаний в России были включены визуальные образы фарфора, взятые из каталогов частных коллекций, книг, фотографий выставок и иллюстраций. В качестве инструмента анализа использовался метод скетчей или визуальных заметок. Рассмотрена краткая история развития фарфора в нашей стране, акцент сделан на советский агитационный фарфор. В исследуемый период выделяют еще отдельный тип фарфора - крестьянский фарфор, где акцент был сделан на изображение жизни и быта сельских тружеников. В базу образов вошли работы ведущих художников Н. Данько, В. Кузнецова, С. Чехонина, Р. Вильде, З. Кобылецкой и многих других. В агитационном фарфоре нашли отражение несколько направлений: сбор плодов и фруктов; уборка хлеба; отражение жизни села и сельского быта; выставки, ярмарки; тема труда и отдыха в сельском производстве. Визуальный анализ малых форм на примере изображений сборщиц урожая показал наиболее распространенные культуры (виноград, хлопок, помидоры, яблоки, всевозможные овощи). Изображения плодов и овощей являются документальным отражением истории распространения и интродукции ряда культур в различные агроклиматические зоны нашей страны. Таким образом, фарфор является одним из источников информации по истории агрономии в нашей стране, охватывающий определенный период с 1917 по 1975 гг.,
UDC 001+378(025.2)
Pedagogical sciences
SOVIET PORCELAIN AS A RESOURCE OF INFORMATION IN THE COURSE OF "HISTORY AND METHODOLOGY OF SCIENTIFIC AGRONOMY"
T satsenko Lyidmila Vladimirovna Dr.Sci.Biol., professor of the Chair of genetic, plant breeding and seeds lvt-lemna@yandex. ru ID 2120-6510
T satsenko Natalia Andreevna student
nat-tsatsenko32@yandex. ru
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The article focuses on the forms of transmission of knowledge in agronomy. We can separate verbal or word form, literary, through books and visual, through the works of art. In this regard, the porcelain is treated as a separate independent resource of information on the history of agriculture in the period from 1917 to 1975. In the study of the history of the popularization of agronomic knowledge in Russia we included visual images of porcelain taken from the catalogues of private collections, books, photographs of exhibitions and illustrations. As a tool of the analysis method we used sketches and visual notes. This article has a brief review of the history of the development of porcelain in our country and we have emphasized the Soviet propaganda porcelain. In the studied period we were highlighting another distinct type of porcelain -peasant porcelain, where the focus was on the images of life and living conditions of rural workers. In the database of images we included the works of leading artists such as N. Dan'ko, V. Kuznetsov, S. Chekhonin, R. Vildie, Z. Kobyletska and many others. In the agitation porcelain there was a reflection of several areas: gathering fruit and vegetables; harvesting; a reflection of village life and rural life; exhibitions and fairs; the theme of work and leisure in rural production. Visual analysis of small forms on the example of images of harvesting showed the most common crops (grapes, cotton, tomatoes, apples, various vegetables). Image of fruits and vegetables are a documentary reflection of the history of spreading and introduction of a number of crops in different agroclimatic zones of the country. Thus, porcelain is one of the sources of information on the history of agriculture in our country, covering a certain period from 1917 to 1975, acting as a separate resource, which clearly reflects the bygone era
http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года
2
выступая отдельным ресурсом, многогранно и емко отражающий уже ушедшую эпоху
Ключевые слова: ФАРФОР, СОВЕТСКИЙ Key words: PORCELAIN, SOVIET PROPAGANDA
АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР, КОЛХОЗНЫЙ PORCELAIN, COLLECTIVE PORCELAIN,
ФАРФОР, АГРОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, AGRONOMY, VISUAL ANALYSIS
ВИЗУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Большое значение в подготовке агронома, не только как будущего специалиста аграрного сектора, но и как многосторонне развитой
личности, имеет дисциплина «История и методология научной агрономии». Без знаний о зарождении агрономии, базовых этапах ее развития, связи агрономии с достижениями науки невозможно представить современного специалиста, обладающего высокой культурой,
профессионализмом и широким кругозором.
Одним из требований современного аграрного производства является популяризация агрономических знаний, которая всегда проводилась в нашей стране, но в последние годы она приобретает особое значение в связи с увеличивающимся объемом информации, в том числе и в научной агрономии. Ранее нами была предпринята попытка
проанализировать вопрос популяризации агрономических знаний в курсе «История и методология научной агрономии» посредством живописи, почтовой открытки, плаката, веерной живописи, юмористических рисунков [7,10,11 ]. Рассмотрение этого вопроса было бы неполным, без анализа советского агитационного фарфора.
Фарфор является одним из феноменальных явлений мировой культуры, поскольку его рассматривают как элитарный вид декоративного искусства. На протяжении многих веков фарфоровые изделия стали спутниками человека в быту, а заодно и своеобразным зеркалом, в котором нашли отражение основные вехи историко-культурного развития
http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года
3
цивилизаций. В фарфоре уникально сочетаются несколько свойств: практичность и хрупкое изящество [2].
Поскольку фарфор существует как бы на перекрестке повседневного быта и искусства, он в полной мере отражает характерные черты времени и пространства своего существования. На протяжении ряда лет каждая эпоха сформировала собственное пространство для «жизни» фарфора, в результате чего он приобретал или терял определенные функции и смысловую нагрузку [1].
В задачу нашего исследования входило проанализировать популяризацию агрономических знаний посредством советского фарфора в период с 1917 по 1975 гг. Для достижения поставленной цели была создана база данных визуальных образов фарфора, взятых из каталогов частных коллекций, книг, фотографий выставок и иллюстраций. В качестве инструмента анализа использовался метод скетчей или визуальных заметок [12 ].
Родиной фарфора, как результата многовекового
совершенствования процесса изготовления керамических изделий, является Китай. В Россию фарфор попадает в качестве модных новинок своего времени. Совершенство этого керамического материала, красота и изящество выполненных из него изделий привлекли к себе внимание не только ценителей прекрасного, но он становится интересен и с коммерческой стороны. Советский фарфор - это особое явление искусства в целом, и фарфора в частности. После 1917 года на смену белым слоникам, ангелочкам и ажурным бабочкам пришел новый фарфор -
http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года
4
фарфор советский с многочисленными сюжетами отражения жизни общества [3,4].
Агитационный фарфор, созданный после революции на Государственном художественном фарфоровом заводе в Петрограде (с 1925 года - Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова), был откликом на ленинский план монументальной пропаганды идей революции средствами изобразительного искусства. Тиражи при выпуске агитационного фарфора вначале были невелики - до 300 экземпляров. Агитационный фарфор нашел отражение, как в мелкой пластике, так и в росписи посуды: тарелки, блюда, вазы и чашки [5,6].
В теме агитационного фарфора отдельно выделилось направление «крестьянский фарфор», где акцент был сделан на изображение жизни и быта сельских тружеников. Например: «Ярославская крестьянка», ЛФЗ, 1940-1950-е годы; «Воронежская крестьянка», ЛФЗ, 1930-е годы;
«Калужская крестьянка», ЛФЗ, 1930-е годы, роспись Л.И.Григорьевой.
В агитационном фарфоре нашли отражение несколько направлений:
- сбор овощей и фруктов (рисунок 1,2);
- уборка хлеба (рисунок 3,4,5,6);
- отражение жизни села и быта (рисунок 7 а, б; 8);
- выставки, ярмарки (рисунок 7в).
- тема труда и отдыха в сельском производстве (рисунок 8).
http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года
5
а б в
Рисунок 1 - а) «Грузинка с корзиной винограда на плече», автор Н.Я. Данько. 1938 -1939 годы, ЛФЗ, конец 1930-х годов; б) статуэтка «Узбечка с хлопком»
Из серии «Под солнцем Сталинской Конституции», ЛФЗ,
скульптор Велихова С.Б., 1950-е годы; в) «Украинка с помидорами», Модель Н.Я. Данько, 1939 год. ЛФЗ, 1939 г.
Визуальный анализ малых форм на примере изображений сборщиц урожая показал наиболее распространенные культуры (виноград, хлопок, помидоры, яблоки, разнообразные овощи). Изображения плодов и овощей являются документальным отражением истории распространения и интродукции ряда культур в различные агроклиматические зоны нашей страны [8, 9].
Большое внимание в фарфоре уделялось теме уборки хлеба. В этой связи в работах художницы Натальи Яковлевны Данько (1892—1942) нашли отражения скульптуры мелкой пластики, прославляющие сельский труд (рисунок 3 а, 4).
http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года
6
а б в г
Рисунок 2 - автор Н.Я. Данько: а) «Женщина с яблоками» (Сбор фруктов), 1930 -е годы; б) «Сбор фруктов» ЛФЗ, 1937 (39) год; в) «Женщина с капустой», вторая половина 1930-х годов, ЛФЗ, 1937 (39) год.; г) «Колхозница с овощами», 1935, ЛФЗ.
а б
Рисунок 3 - а) Чернильница «Жница» , варианты «Девушка в снопах», «Спящая женщина». Модель Н. Я. Данько, роспись М.А.Брянцевой. ,ЛФЗ, 1928 г. Москва, Музей керамики в Кускове; б) С.Б. Велихова, К.Г. Косенкова. Подставка для карандашей "Девушка со снопом". СССР, 1950-е годы.
http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года
7
а б в
Рисунок 4 - а) «Жница» 1930 год, Н.Я. Данько. Роспись Л.И.Лебединской, ЛФЗ, 1936 год; б) Н.Я. Данько « Жница», конец 20-х гг.; в) «Девушка со снопом» (Артель Керамик) Роспись солями, 50-е гг.
ору-
Рисунок 5 - а) Блюдо с надписью «Хлебопродукт» автор неизвестен, 1922 г., Дулевский фарфоровый завод; б) Зандер Н.А. (1897 - ?)Тарелка со снопом и орудиями сельскохозяйственного труда , помещенными в центре звезды, 1922 г. Экспонировалась на выставке «Агитационно-массовое
http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года
8
искусство первых лет Октябрьской революции» в 1967 г.
Рисунок 6 - Вазы
«Урожай», «Женщина со снопом»,1936. Роспись
Л.К. Блек, форма Н.М. Суетина.
а б в
Рисунок 7 - а-б) Ваза «Колхозный сад», варианты. 1936 г.
Роспись А.М.Ефимовой; в) Кувшин с надписью «Сельскохозяйственная выставка», 1939 г. Дулевский фарфоровый завод. Автор неизвестен.
http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года
9
Рисунок 8 -Сервиз «Чай пей», 1965. Роспись Т.Н. Безпаловой-Михайловой, Форма 1964, С.Е. Яковлевой. Блюдо «Свадьба в колхозе» 1966 г. Роспись
Т.Н.Безпаловой-Михайловой, форма А.И. Борчова.
Выпуск фарфоровых изделий был приурочен еще к одному важному моменту - агитации агрономии. Часть работ выполнялась для домов колхозников, как, например чайный сервиз в росписи Л.К Блак (рисунок
9)-
а б
Рисунок 9 - а) Блак Л.К. Предметы из чайного сервиза с сюжетами на тему труда и отдыха, середина 1930-х годов. б) Чашка «Отдых на поле», 1929 год. Автор Подрябинников Т.З. Дмитровский фарфоровый завод.
Существует несколько способов передачи знаний. Устная передача знаний: родители - детям, ремесленник - ученику, профессор - студентам.
http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года
10
Передача знаний через литературные произведения: письменное
выражение информации, как литературное, так и научное (письменной передачи информации около около 5000 лет). И третий путь передачи информации через произведения искусства: творческий импульс, объемная картинка времени, визуализация образа. В нашей работе мы рассмотрели образы, выраженные в мелкой фарфоровой пластике, а также в росписи тарелок и блюд, где совмещены агитационные лозунги и советские эмблемы с яркой "плакатной" росписью. Над созданием образов, отражающих отдельные элементы сельскохозяйственного труда, быт колхозников, сельскохозяйственные культуры, возделываемые в тех или иных областях, работали ведущие художники Н. Данько, В. Кузнецов, С. Чехонин, Р. Вильде, З.В. Кобылецкая и многие другие.
Таким образом, фарфор, охватывающий определенный период - с 1917 по 1975 гг., является одним из источников информации по истории агрономии в нашей стране, выступая отдельным ресурсом, многогранно и емко отражает уже прошедшую эпоху.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балаганская А.В. К вопросу об истории зарождения производства фарфора в России/В.А. Балаганская //Вестник ИжГТУ. - 2006. - №4. - С.98-101.
2. Бех Л.В. Искусство фарфора в дальневосточной и европейской традициях: государственная политика и сфера сакрального/Л.В.Бех //Ойкумена. - 2013. - №1. -С. 101-107.
3. Некрасова А.Н. Особенности советского агитационного фарфора Сибири ХХ в . /А.Н. Некрасова // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. Издательство: Алтайский государственный университет. - 2011. -№8. -С.254 - 256.
4. Некрасова А.Н. Особенности советского агитационного фарфора Сибири ХХ в. на примере Хайтинского завода / А.Н. Некрасова // Культурное наследие Сибири.- 2012. -№ 3. - С.82 -85.
5. Самецкая Э.Б. Советский агитационный фарфор /Э.Б.Самецкая / М.: Любимая книга, 2004. - 478с.
http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года
11
6. Самецкая Э.Б. Советский фарфор 1920-30-х годов в частных собраниях Санкт-Петербурга /Э.Б.Самецкая / СПб. - 2012. - 405с.
7. Цаценко Л.В. Роль научной иллюстрации в истории биологии / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - №10(084). С. 358 - 366. - IDA [article ID]: 0841210029. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/29.pdf, 0,562 у.п.л., импакт-фактор РИНЦ=0,346
8. Цаценко Л. В. Агроботаническая иллюстрация: история и современное состояние / Л. В. Цаценко, Н.П. Лиханская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №08(092). С. 942 - 955. - IDA [article ID]: 0921308062. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/62.pdf, 0,875 у.п.л., импакт-фактор РИНЦ=0,346
9. Цаценко Л.В. Изображение растений, как материал для анализа в генетике и селекции /Л.В.Цаценко. Ламберт Академик Пресс. Германия. -2014.- 85c. ISBN: 978-3-659-54621-1.
10. Цаценко Л.В. Агроботаническая иллюстрация в веерной живописи как ресурс информации по селекции и интродукции растений / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №01(105). С. 436 - 450. - IDA [article ID]: 1051501025. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/01/pdf/25.pdf, 0,938 у.п.л.
11. Цаценко Л.В. Использование юмористических рисунков в курсе «История и методология научной агрономии» / Л.В. Цаценко, Н.П. Лиханская, Н.А. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №02(106). С. 500 - 511. - IDA [article ID]: 1061502031. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/31.pdf, 0,75 у.п.л.
12. Цаценко Л.В. Метод скетчей в археогенетике и селекции сельскохозяйственных растений / Л. В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №02(106). С. 1083 - 1097. - IDA [article ID]: 1061502071. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/71.pdf, 0,938 у. п. л.
REFERENCES
1. Balaganskaja A.V. K voprosu ob istorii zarozhdenija proizvodstva farfora v Rossii/V.A.Balaganskaja, Vestnik IzhGTU, 2006. - №4. -S.98-101.
2. Beh L.V. Iskusstvo farfora v dal'nevostochnoj i evropejskoj tradicijah: gosudarstvennaja politika i sfera sakral'nogo/L.V.Beh //Ojkumena, 2013. - №1. -S.101-107.
3. Nekrasova A.N. Osobennosti sovetskogo agitacionnogo farfora sibiri HH v . /A.N. Nekrasova // Trudy molodyh uchenyh Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. Izdatel'stvo: Altajskij gosudarstvennyj universitet (Barnaul). ISSN: 2307-2628, 2011. -№8. -S.254 - 256.
4. Nekrasova A.N. Osobennosti sovetskogo agitacionnogo farfora sibiri hh v. na primere Hajtinskogo zavoda / A.N. Nekrasova // Kul'turnoe nasledie Sibiri. Izdatel'stvo: Altajskij gosudarstvennyj universitet (Barnaul). 2012. -№ 3. - S.82 -85. ISSN: 2307-2547
http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года
12
5. Sameckaja Je.B. Sovetskij agitacionnyj farfor /Je.B.Sameckaja / M.: Ljubimaja kniga, 2004. - 478s. ISBN: 1-932525-17-3
6. Sameckaja Je.B. Sovetskij farfor 1920-30-h godov v chastnyh sobranijah Sankt-Peterburga /Je.B.Sameckaja / Sankt-Peterburg, 2012. - 405s. 1-932525-36-H
7. Tsatsenko L.V. Rol' nauchnoj illjustracii v istorii biologii / L.V. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2012. - №10(084). S. 358 - 366. - IDA [article ID]: 0841210029. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/29.pdf, 0,562 u.p.l., impakt-faktor RINC=0,346.
8. Tsatsenko L.V. Agrobotanicheskaja illjustracija: istorija i sovremennoe sostojanie / L.V. Tsatsenko, N.P. Lihanskaja // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №08(092). S. 942 - 955. -IDA [article ID]: 0921308062. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/62.pdf, 0,875 u.p.l., impakt-faktor RINC=0,346
9. Tsatsenko L.V. Izobrazhenie rastenij, kak material dlja analiza v genetike i selekcii /L.V. Tsatsenko. Lambert Akademik Press. Germanija.-2014.- 85c.ISBN: 978-3-65954621-1.
10. Tsatsenko L.V. Agrobotanicheskaja illjustracija v veernoj zhivopisi kak resurs informacii po selekcii i introdukcii rastenij / L.V. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. -№01(105). S. 436 - 450. - IDA [article ID]: 1051501025. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/01/pdf/25.pdf, 0,938 u.p.l.
11. Tsatsenko L.V. Ispol'zovanie jumoristicheskih risunkov v kurse «Istorija i metodologija nauchnoj agronomii» / L.V. Tsatsenko, N.P. Lihanskaja, N.A. 11. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №02(106). S. 500 - 511. - IDA [article ID]: 1061502031. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/31.pdf, 0,75 u.p.l.
12. Tsatsenko L.V. Metod sketchej v arheogenetike i selekcii
sel'skohozjajstvennyh rastenij / L.V. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №02(106). S. 1083 - 1097. - IDA [article ID]: 1061502071. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/71.pdf, 0,938 u.p.l.
http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/29.pdf