Научная статья на тему 'Эпатажный характер творчества футуристов'

Эпатажный характер творчества футуристов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
854
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпатажный характер творчества футуристов»

ставляли около 70% общего количества, из них две трети - это малокомплектные школы численностью менее 100 учащихся 3.

Состояние образования в начале 90-х гг. XX в. не удовлетворяло в полной мере потребности общества в повышении его уровня образованности. Это проявилось, в частности, в увеличении разрыва и исчезновении преемственности между школьным и профессиональным образованием, падении качества школьного образования. Осуществляемые правительством в настоящее время в рамках национального проекта мероприятия призваны сформировать качественно новую образовательную систему. В условиях трансформирующегося общества появились новые виды образовательных учреждений, такие, как лицеи, гимназии, школы-колледжи, частные школы, что позволяет учащимся и их родителям выбрать наиболее оптимальный на их взгляд вариант получения образования.

Один из главных принципов, на которых основывается современная государственная политика Российской Федерации в области образования - это принцип единства федерального образовательного пространства. На практике в 90-е гг. XX в. наблюдается тенденция регионализации образования. Это объективный процесс, характерный для мирового сообщества, предоставляющий возможность регионам создавать собственную образовательную систему и удовлетворять культурно-образовательные запросы населения. По данным Министерства образования, в Оренбургской области в 2007 г. насчитывается более двух с половиной тысяч учебных заведений, почти полмиллиона учащихся, воспитанников и студентов. Доля расходов на их содержание увеличена с 2,6 млрд. рублей в 2001 г. до 8,1 млрд. в 2007 г. По этому показателю область входит в первую десятку регионов России 4 .

Таким образом, в начале XXI в. система образования в рамках реализации национального проекта претерпевает определенные изменения. Интерес общественности к участию в жизни школы возрастает, поскольку граждане России связывают будущее страны не только с изменениями в политической, экономической, социальной, но и образовательной сфере. Необходима разработка пу-

тей практической реализации основных положений, заявленных в национальном проекте в области образования.

1 Беленова И.А. Государственная политика в области не-

государственного образования // Интеграция науки и практики в инновационных процессах современного общества: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию института экономики и культуры. - Берлин, Росток, Оренбург, 2004. - С. 52; Проблемы развития законодательства о школе / Редкол.: О.Н. Смолин и др. - М., 2002. - С. 7

2 Официальный сайт ОГУ. - Эл. адрес: http://www.osu.ru/

doc/1050.

3 Цыганкова Л.М. Профильное обучение как резерв раз-

вития сельской школы // Модернизация образования: проблемы и перспективы: матер. регион. науч.-практ. конф. Оренбург, 28-29 ноября 2002 г. В 4 ч. - Оренбург, 2002. - Ч. 2. - С. 407

4 Оренбургские новости. - Эл. адрес: http://www.orinfo.ru/

education.

Завадская А.В.

Оренбургский государственный университет

ЭПАТАЖНЫЙ ХАРАКТЕР ТВОРЧЕСТВА ФУТУРИСТОВ

Русский футуризм позиционировал себя в культурном поле начала XX в. как наиболее репрезентативное проявление духа эпохи великих надежд на радикальное преобразование мира. Следуя логике этого поля, футуристы декларативно избрали стратегию «неуспеха»: постоянно демонстрировали презрение к публике, эпатировали ее.

Эпатаж, характерный для футуристического творчества, прослеживается на двух уровнях: на уровне поведения и на уровне языка. Публичные выступления будетлян были построены по законам ярмарочного театра, с зазывалами и ролевыми масками, брутальным общением и перебранками с толпой зевак.

Шокирующий общественность внешний вид футуристов был их визитной карточкой. Многочисленные выступления в Москве, Петербурге и провинции всегда имели одно «лицо»: желтые кофты, розовые сюртуки, пучки редиски в петлицах, раскрашенные неведомыми фигурами лица.

Эпатажным был не только внешний вид самих футуристов, но и их книг. Напечатанные на обратной стороне обоев, имеющие пятиугольную форму, они нарушали привычное представление о книге.

Эпатаж на уровне языка проявляется в том, что футуристами часто использовались слова, относящиеся к разряду сниженной и эмоционально-экспрессивной лексики, окказионализмы, создающие эпатирующий эффект, а также различные виды метафорического переноса. Так, у Д. Бурлюка мы встречаем строки: Луна под брюхом черной тучи / Лижи сияющий пупок («Весенняя ночь»). Перед нами пример создания эпатажа путем использования сниженной лексики: слово брюхо входит в разряд разговорной речи. Сравним со строками В. Маяковского: А улица присела и заорала: / «Идемте жрать!» («Облако в штанах»). Слово жратъ является бранным и потому не входит в разряд литературного языка. Однако его включение в контекст создает эпатирующий эффект, усиливает который глагольная метафора улица заорала.

Итак, приведенные примеры доказывают, что основной чертой футуристического творчества является эпатаж, проявляющийся как на уровне поведения, так и на уровне языка.

Зверева В.

Оренбургский государственный университет

ХУДОЖНИК И САТИРА

Эту научную работу я посвятила теме социально-политических проблем, и их художественному решению. Наиболее ярким социальным жанром в изобразительном искусстве является сатира. Особенно остро эта тема прозвучала в творчестве Херлуфа Бидструпа. Он был не просто художником-сатириком, он занимался политической сатирой. На кончике его карандаша порой находились самые острые политические проблемы. Речь идет об ответственности за каждый штрих, Бидструп был заинтересован в результате, к которому стремился. Главными темами для сатиры были фашизм в Западной Германии и в других западных странах («Денанификация»), расизм в любых его проявлениях («Скамейка»), милитаризм. Когда перед всеми народами вставали новые проблемы - борьба против атомного оружия («Развитие»), против

разгула «холодной войны» («Эстафета»), против агрессии США (серии, посвященные Трумену) - человечество могло рассчитывать на выступление художника Бидструпа (см. приложение). В его рисунках вскрывалась суть проблемы, пригвождались к позорному столбу виновники напряженности, те, кто готов ввергнуть мир в пучину ядерной войны во имя своих корыстных интересов, кто стремится, во что бы то ни стало помешать дальнейшему продвижению народов к свету и счастью.

В своих высказываниях Бидструп говорил о том, что в будущем обществе для его коллег обязательно найдутся мотивы для сатирических рисунков. Действительно, в современном обществе присутствуют волнующие темы, они будут всегда. Проблема заключается в другом - как к их решению подходят современные художники-сатирики.

Совсем недавно мир столкнулся с так называемым «карикатурным скандалом». В эпицентре событий снова оказалась Дания. Серия из 12 карикатур на Мухаммеда появилась на страницах датской газеты JyПands-Posten в сентябре 2004 года. К январю карикатуры были напечатаны в крупнейших европейских газетах и распространены в Интернете. Это привело к международным скандалам, угрозам, беспорядкам. Радикальный исламский лидер мулла Крекар назвал публикацию карикатур на пророка Мухаммеда объявлением войны.

Эта история с «карикатурным скандалом» подтверждает наличие острых политических противоречий. Только вместо их решения, одним неосторожным росчерком карандаша было нарушено, итак чересчур хрупкое мировое спокойствие.

Художник и сатира - это весьма хрупкий союз. Не надо забывать, карикатура - страшное оружие на политической арене. Оно имеет способность ранить, и это может привести к нарушению мирового спокойствия, о чем свидетельствует приведенный пример.

Ознакомившись и проанализировав творчество Херлуфа Бидструпа, можно с уверенностью сказать, он был гением в своем деле. Бидструп четко знал цель своей работы, был честен, искренен, отстаивал свои убеждения в рисунках и искусно управлял карикатурой - это талант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.