ставляли около 70% общего количества, из них две трети - это малокомплектные школы численностью менее 100 учащихся 3.
Состояние образования в начале 90-х гг. XX в. не удовлетворяло в полной мере потребности общества в повышении его уровня образованности. Это проявилось, в частности, в увеличении разрыва и исчезновении преемственности между школьным и профессиональным образованием, падении качества школьного образования. Осуществляемые правительством в настоящее время в рамках национального проекта мероприятия призваны сформировать качественно новую образовательную систему. В условиях трансформирующегося общества появились новые виды образовательных учреждений, такие, как лицеи, гимназии, школы-колледжи, частные школы, что позволяет учащимся и их родителям выбрать наиболее оптимальный на их взгляд вариант получения образования.
Один из главных принципов, на которых основывается современная государственная политика Российской Федерации в области образования - это принцип единства федерального образовательного пространства. На практике в 90-е гг. XX в. наблюдается тенденция регионализации образования. Это объективный процесс, характерный для мирового сообщества, предоставляющий возможность регионам создавать собственную образовательную систему и удовлетворять культурно-образовательные запросы населения. По данным Министерства образования, в Оренбургской области в 2007 г. насчитывается более двух с половиной тысяч учебных заведений, почти полмиллиона учащихся, воспитанников и студентов. Доля расходов на их содержание увеличена с 2,6 млрд. рублей в 2001 г. до 8,1 млрд. в 2007 г. По этому показателю область входит в первую десятку регионов России 4 .
Таким образом, в начале XXI в. система образования в рамках реализации национального проекта претерпевает определенные изменения. Интерес общественности к участию в жизни школы возрастает, поскольку граждане России связывают будущее страны не только с изменениями в политической, экономической, социальной, но и образовательной сфере. Необходима разработка пу-
тей практической реализации основных положений, заявленных в национальном проекте в области образования.
1 Беленова И.А. Государственная политика в области не-
государственного образования // Интеграция науки и практики в инновационных процессах современного общества: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию института экономики и культуры. - Берлин, Росток, Оренбург, 2004. - С. 52; Проблемы развития законодательства о школе / Редкол.: О.Н. Смолин и др. - М., 2002. - С. 7
2 Официальный сайт ОГУ. - Эл. адрес: http://www.osu.ru/
doc/1050.
3 Цыганкова Л.М. Профильное обучение как резерв раз-
вития сельской школы // Модернизация образования: проблемы и перспективы: матер. регион. науч.-практ. конф. Оренбург, 28-29 ноября 2002 г. В 4 ч. - Оренбург, 2002. - Ч. 2. - С. 407
4 Оренбургские новости. - Эл. адрес: http://www.orinfo.ru/
education.
Завадская А.В.
Оренбургский государственный университет
ЭПАТАЖНЫЙ ХАРАКТЕР ТВОРЧЕСТВА ФУТУРИСТОВ
Русский футуризм позиционировал себя в культурном поле начала XX в. как наиболее репрезентативное проявление духа эпохи великих надежд на радикальное преобразование мира. Следуя логике этого поля, футуристы декларативно избрали стратегию «неуспеха»: постоянно демонстрировали презрение к публике, эпатировали ее.
Эпатаж, характерный для футуристического творчества, прослеживается на двух уровнях: на уровне поведения и на уровне языка. Публичные выступления будетлян были построены по законам ярмарочного театра, с зазывалами и ролевыми масками, брутальным общением и перебранками с толпой зевак.
Шокирующий общественность внешний вид футуристов был их визитной карточкой. Многочисленные выступления в Москве, Петербурге и провинции всегда имели одно «лицо»: желтые кофты, розовые сюртуки, пучки редиски в петлицах, раскрашенные неведомыми фигурами лица.
Эпатажным был не только внешний вид самих футуристов, но и их книг. Напечатанные на обратной стороне обоев, имеющие пятиугольную форму, они нарушали привычное представление о книге.
Эпатаж на уровне языка проявляется в том, что футуристами часто использовались слова, относящиеся к разряду сниженной и эмоционально-экспрессивной лексики, окказионализмы, создающие эпатирующий эффект, а также различные виды метафорического переноса. Так, у Д. Бурлюка мы встречаем строки: Луна под брюхом черной тучи / Лижи сияющий пупок («Весенняя ночь»). Перед нами пример создания эпатажа путем использования сниженной лексики: слово брюхо входит в разряд разговорной речи. Сравним со строками В. Маяковского: А улица присела и заорала: / «Идемте жрать!» («Облако в штанах»). Слово жратъ является бранным и потому не входит в разряд литературного языка. Однако его включение в контекст создает эпатирующий эффект, усиливает который глагольная метафора улица заорала.
Итак, приведенные примеры доказывают, что основной чертой футуристического творчества является эпатаж, проявляющийся как на уровне поведения, так и на уровне языка.
Зверева В.
Оренбургский государственный университет
ХУДОЖНИК И САТИРА
Эту научную работу я посвятила теме социально-политических проблем, и их художественному решению. Наиболее ярким социальным жанром в изобразительном искусстве является сатира. Особенно остро эта тема прозвучала в творчестве Херлуфа Бидструпа. Он был не просто художником-сатириком, он занимался политической сатирой. На кончике его карандаша порой находились самые острые политические проблемы. Речь идет об ответственности за каждый штрих, Бидструп был заинтересован в результате, к которому стремился. Главными темами для сатиры были фашизм в Западной Германии и в других западных странах («Денанификация»), расизм в любых его проявлениях («Скамейка»), милитаризм. Когда перед всеми народами вставали новые проблемы - борьба против атомного оружия («Развитие»), против
разгула «холодной войны» («Эстафета»), против агрессии США (серии, посвященные Трумену) - человечество могло рассчитывать на выступление художника Бидструпа (см. приложение). В его рисунках вскрывалась суть проблемы, пригвождались к позорному столбу виновники напряженности, те, кто готов ввергнуть мир в пучину ядерной войны во имя своих корыстных интересов, кто стремится, во что бы то ни стало помешать дальнейшему продвижению народов к свету и счастью.
В своих высказываниях Бидструп говорил о том, что в будущем обществе для его коллег обязательно найдутся мотивы для сатирических рисунков. Действительно, в современном обществе присутствуют волнующие темы, они будут всегда. Проблема заключается в другом - как к их решению подходят современные художники-сатирики.
Совсем недавно мир столкнулся с так называемым «карикатурным скандалом». В эпицентре событий снова оказалась Дания. Серия из 12 карикатур на Мухаммеда появилась на страницах датской газеты JyПands-Posten в сентябре 2004 года. К январю карикатуры были напечатаны в крупнейших европейских газетах и распространены в Интернете. Это привело к международным скандалам, угрозам, беспорядкам. Радикальный исламский лидер мулла Крекар назвал публикацию карикатур на пророка Мухаммеда объявлением войны.
Эта история с «карикатурным скандалом» подтверждает наличие острых политических противоречий. Только вместо их решения, одним неосторожным росчерком карандаша было нарушено, итак чересчур хрупкое мировое спокойствие.
Художник и сатира - это весьма хрупкий союз. Не надо забывать, карикатура - страшное оружие на политической арене. Оно имеет способность ранить, и это может привести к нарушению мирового спокойствия, о чем свидетельствует приведенный пример.
Ознакомившись и проанализировав творчество Херлуфа Бидструпа, можно с уверенностью сказать, он был гением в своем деле. Бидструп четко знал цель своей работы, был честен, искренен, отстаивал свои убеждения в рисунках и искусно управлял карикатурой - это талант.