ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
А.В. Голубев
ЧЕМБЕРЛЕН, ГИТЛЕР И ДРУГИЕ: ОБРАЗЫ ВРАГОВ В СОВЕТСКОЙ КАРИКАТУРЕ 1922-1939 ГОДОВ
Голубев Александр Владимирович - кандидат исторических наук, руководитель Центра по изучению отечественной культуры ИРИ РАН.
Изучение советской политической сатиры (карикатуры в том числе), представлявшей собой «своеобразное сочетание политики, идеологии и собственно популярной литературы»-1.., особенно на протяжении относительно долгого периода (в данном случае двух межвоенных десятилетий), позволяет проследить зигзаги, повороты, нюансы официальной пропаганды. При этом карикатура выступает одновременно и как содержательный источник, и как яркая иллюстрация, дополняющая исторический анализ.
Но есть и другой пласт исторической реальности, раскрыть который также можно через анализ политической карикатуры. Речь идет о тех образах внешнего мира, которые формируются в массовом сознании.
Информация о внешнем мире, доступная подавляющему большинству советских граждан, была ограничена, каналы ее поступления практически полностью контролировались властями. Тем более это относится к информации визуальной. Помимо немногочисленных и зачастую некачественных фотографий в газетах и журналах, источником ее могла служить лишь кинохроника, которую более или менее регулярно смотрело лишь меньшинство населения, преимущественно в крупных городах. По мнению В.А. Токарева, в межвоенный период «подавляющая часть советского общества, особенно сельские жители, обогащала свой багаж визуальных образов о мире и внутрисоюзных событиях исключительно благодаря фотографам и фотографии». Однако тут же он отмечает, что фотоиллюстрации становятся привычным атрибутом совет-
1.. Орлов И.Б. «Новая буржуазия» в сатире 1920-х гг. // История России Х1Х—ХХ вв.: Новые источники понимания. — М., 2001. — С. 231.
ских периодических изданий лишь со второй половины 20-х годов.2.. К тому времени политическая карикатура давно уже превратилась в часть привычной повседневности.
И поэтому любые официальные сообщения, газетные статьи или радиопередачи о современной жизни за рубежом очень часто вызывали зрительные ассоциации именно с карикатурами, которые публиковались в прессе и, что немаловажно, с точки зрения содержания практически повторяли основные темы и сюжеты советской пропаганды. Образ мира, в первую очередь Запада, для значительной части советского общества приобретал явно выраженные карикатурные, гротескные черты. Конечно, это в полной мере осознавалось и использовалось теми, кто занимался формированием у советских людей соответствующей картины мира. Более того, гротеск рассматривался как наиболее адекватное отражение внешнего мира. «В этой борьбе смехом мы имеем право изображать врага карикатурно. Ведь никто не удивляется, когда Ефимов или кто-нибудь другой из карикатуристов ставит Макдональда в самые неожидан -ные положения, в которых тот в действительности никогда не был. Мы очень хорошо знаем, что это большая правда, чем лучшая фотография Макдональда, потому что этим искусственным положением, неправдоподобным положением карикатура выясняет внутреннюю правду ярче и острее, чем какой бы то ни было другой прием», - говорил А.В. Луначарский..3..
В образном ряду, формирующем представления о внешнем мире, политическая карикатура занимает особое место. С одной стороны, она отличается, как правило, особой емкостью образа, явной эмоциональностью (с ироническим или саркастическим оттенком) и, в ее советском варианте, абсолютной идеологизированностью. «В листовках ли, плакатах, лубочных картинках на печатном поле газетных полос, карикатура всегда четко и ясно разрешала тот или иной политический момент даже перед теми, кто менее всего посвящен в события политического дня. Масса знакомится с политическим моментом еще до прочтения передовицы, до отдельных статей на определенную тему», -подчеркивалось в одной из брошюр того времени.4.. С другой стороны, карикатура - часть повседневности, которая не всегда воспринималась читателями как пропаганда, выступая порой под маской «развлечения», но из-за своей распространенности и особенностей восприятия запоминалась и накладывала несомненный отпечаток на формирование образа иной страны или культуры в целом. «В отличие от западного элитарного подхода к карикатуре, в России
2.. Токарев В.А. Советский фоторепортаж польской кампании (1939): Организация и структура // Проблемы российской истории. — Магнитогорск, 2006.
Вып. 7. — С. 553.
3.. Цит. по: Дмитриев А.В. Социология политического юмора: Очерки. — М., 1998. — С. 68—69.
4.. Варшавский Л. Наша политическая карикатура. — М., 1930. — С. 9.
она использовалась как особая коммуникация властей с широкими массами населения. Ее злость и простота были достаточно понятны для любого читателя и зрителя», - отмечает современный исследователь.5.. Оставляя в стороне многие нюансы, карикатура формирует упрощенную картину реальности, в свою очередь, опираясь при этом на уже существующие установки, представления, стереотипы.
Видный коминтерновец Ф. Кон во введении к одному из альбомов, изданному в 1931 г., так характеризовал советскую карикатуру: «Часовой, вооруженный карандашом и зорко наблюдающий за готовящим новую интервенцию классовым врагом и разоблачающим его приемы».. .. Необходимо отметить, что термин «политическая карикатура» в СССР межвоенного периода применялся исключительно к карикатуре на международные темы. Карикатуры, посвященные внутренней жизни СССР, независимо от темы и сюжета, таковыми не считались. Порой подобная практика вызывала обоснованные возражения, однако продолжала оставаться общепринятой.
По мнению Б. Ефимова, уже к началу 20-х годов карикатура заняла в советской печати такое место, какого она никогда и нигде не имела на Западе, где, по его словам, карикатуры носили по преимуществу развлекательно-бытовой характер и появлялись главным образом в воскресных, спортивных или юмористических выпусках. «Не удивительно, что буржуазная пресса была определенно озадачена активностью советской сатиры, когда "Правда" - газета мирового значения, а вслед за ней "Известия" и другие советские газеты придали карикатуре значение важного и ответственного политического материала, используя ее как острое и сильное агитационное оружие», - писал в своих воспоминаниях Б. Ефимов.7... Тут же он приводит ряд примеров перепечатки советских (в частности, своих собственных) карикатур западными изданиями. По мнению художника, это говорило о «небывалом внутреннем и международном резонансе», который получала советская карикатура.
Вышедшая в 1930 г. брошюра так определяла задачи советской политической карикатуры: «Существует ходкое суждение о том, что карикатура является всемирной историей в эпиграммах. Это несомненно. Но советская политическая карикатура может к этому присоединить и то, что является отличительным для характеристики рабочей карикатуры, это - обличительный жанр, который вскрывает и разит капиталистический мир... Комическое в этой сатире не служит развлечением для читателя нашей прессы, а служит разоблаче-
.5.. Дмитриев А.В. Указ. соч. — С. 69.
6.. Лицо врага. Рисунки Б. Ефимова. — М., 1931. — С. 3.
7.. Ефимов Б.Е. Сорок лет. Записки художника-сатирика. — М., 1961. — С. 88.
нием, где едким смехом уничтожается притязание врага и открывается путь к постижению истинного смысла политического события».8...
Не случайно вводные статьи (иногда весьма развернутые) к альбомам карикатур, выходившим в 20-30-е годы, в ряде случаев писали видные политические деятели, такие как А.В. Луначарский и Ф. Кон. Автором предисловий к двум изданиям карикатур Б. Ефимова, опубликованным в 1932 и 1938 гг., был Е.А. Гнедин.9.. «Если бы можно было развернуть рисунки Ефимова в виде фильма, то перед нами открылось бы чудовищное зрелище кризиса капиталистической системы, лицемерной комедии буржуазной дипломатии, зловещей трагедии подготовки империалистической войны», - писал Гнедин в 1932 г...10.. В предисловии к альбому 1938 г. он особо подчеркивал роль включенных в него рисунков как «политического разоблачения фашистских агрессоров и их пособников» и определял альбом как «своеобразный политический памфлет» ,.11...
Особенно важна была пропагандистская функция карикатуры в кризисных ситуациях. В 1934 г. в журнале «Крокодил» была опубликована подборка карикатур времен Первой мировой войны (английских, немецких, русских). В редакционном комментарии подчеркивалось: в случае новой войны этой
«буржуазной отраве» будет «противопоставлено разящее оружие большевист-
12
ской сатиры».12...
Темы карикатур для газеты «Правда» (реже «Известий») иногда задавались «сверху», что же касается журналов, если верить воспоминаниям Б. Ефимова, темы рисунков определялись редакционной коллегией ..13.. .
Для советской политической карикатуры было характерно обилие деталей и многочисленных подписей различного уровня - эпиграфа (часто в виде цитаты), определяющего конкретный повод для появления данной карикатуры; названия карикатуры; подписи под рисунком, чаще всего в виде прямой речи действующих лиц; поясняющие надписи на тех или иных элементах рисунка. Не случайно читатели того времени часто в своих письмах подчеркивали, что «любят читать карикатуры»..14.. .
8.. Варшавский Л. Указ. соч. — C. 8.
9.. Гнедин Евгений Александрович (1898—1983) в 1932 г. работал в «Известиях», и предисловие было подписано его собственной фамилией; в 1938 г. он был уже заведующим отделом печати Наркомата иностранных дел и поэтому предисловие подписал псевдонимом.
10.. Ефимов Б. Выход будет найден. Политические карикатуры. — М.; Л., 1932. — С. 5.
11.. Поджигатели войны. Карикатуры Бор. Ефимова. — М., 1938. — С. 3.
12.. Крокодил. — 1934. — № 20—21. — С. 19.
13.. Ефимов Б. Мне хочется рассказать. — М., 1970. — С. 198.
14.. Ефимов Б. Политическая карикатура. 1924 — 1935. — М., 1935. — С. 5.
Характерной особенностью политической карикатуры являлись повторяемость и узнаваемость нескольких «масок» - империалист (цилиндр, монокль, мешок с деньгами), как правило, лишенный национальных примет, но иногда с явным намеком на английское происхождение; военные (чаще других в форме армий Франции, Японии, Польши); социал-демократ; полицейский. Вот как, например, характеризует советский искусствовед типичный образ капиталиста в рисунках одного из видных карикатуристов того времени: «Тип капиталистов в плакатах и журнальных рисунках Черемных двадцатых и начала тридцатых годов, хотя и имел несколько особый оттенок, в целом мало отличался от изображения капиталиста в работах Моора, Дени и других художников. Это - жирное, хищное лицо с оскаленными клыками, толстая фигура, одетая в черный фрак и белую манишку; это - лоснящийся черный цилиндр на голове, золотые кольца на руках с отточенными, как когти зверей, ногтями. Именно таким долгое время изображали художники капиталиста, как образ хищничества, беспощадности, наглости и чревоугодия»..15..
В подобной роли выступали и наиболее одиозные для советской пропаганды политические деятели. Вскоре искушенный читатель уже безо всяких подписей узнавал тех или иных персонажей, ориентируясь на привычные детали - подбородок Муссолини, монокль Остина Чемберлена, конфедератка и усы Пилсудского, пилотка с кисточкой и характерный профиль Франко.
Говоря о советской политической карикатуре, как и вообще сатире на международную тему, нельзя не отметить еще один важный нюанс. Сатириков нередко критиковали за «копание в мелочах», требовали поднимать принципиальные вопросы общественной жизни. Однако здесь любого автора частушек, фельетонов, карикатур подстерегали различные, иногда весьма существенные, неприятные последствия. «Выход был найден. Сатира и юмор взялись за иностранный капитал. Здесь и критика, здесь и мировой масштаб. Да и вся страна жила мировыми проблемами. Слова: Лига Наций, Чемберлен, Чичерин, ультиматум и другие - не сходили со страниц газет», - подчеркивает в своем исследовании советской повседневной жизни 20-30-х годов Г.В. Андреевский..16..
Но и в этой области легко было вызвать неудовольствие соответствующих инстанций, о чем говорит карикатура И.А. Малютина с красноречивым названием «Зачемберленились», опубликованная в «Крокодиле» в январе 1926 г. Речь шла о том, что многие сатирики и карикатуристы занимались только внешнеполитическими сюжетами и не беспокоили «внутреннего врага».17... Это
15.. Костин В.И. Михаил Михайлович Черемных. — М., 1957. — С. 14.
16.. Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху (20 — 30-е годы). — М, 2003. — С. 410.
17.. Крокодил. — 1926. — № 2. — С. 3.
понимали и сами карикатуристы - Б. Ефимов вспоминает, что один из крупнейших карикатуристов написал шарж на самого себя с красноречивой подписью: «Вяжите меня, братцы, я опять Чемберлена нарисовал». А самого Ефимова коллеги Кукрыниксы изобразили скачущим на любимой (деревянной) лошадке с головой все того же злосчастного Чемберлена...-18... На карикатуре Ю. Ганфа в конце 1926 г. «лекарь Крокодил» предлагал Чемберлену: «Заходите в следующий номер, сейчас я занят внутренними болезнями...»..19..
Политическая карикатура публиковалась в газетах, журналах, в том числе специальных (сатирических или юмористических). Расцвет ее приходится на 20-е годы, когда работали наиболее интересные советские карикатуристы, сложившиеся как мастера еще до революции (в основном вокруг журнала «Новый Сатирикон» - Дени, Моор, Черемных и др.), выходило множество сатирических журналов и в столице, и в провинции, вплоть до уездных городов. Большинство из них, однако, существовали лишь несколько месяцев. Более или менее стабильными оказались (среди столичных) московские журналы «Смехач» (1924-1928) и сменивший его «Чудак» (1928-1930), ленинградские - «Бегемот» (1924-1928), «Пушка» (1926-1929) и «Ревизор» (19291930). С 1930 г. количество журналов резко сокращается, вновь возникающие также существуют лишь несколько месяцев. В Ленинграде с 1930 г. сатирических журналов практически не издавалось; было два или три журнала в республиках, на языках титульных наций, сохранившихся до войны. Особняком стоят специализированные журналы «Лапоть» (1924-1933), предназначенный для крестьян, и «Безбожник» (1923-1941)..20.. . Политические карикатуры регулярно печатались также в «Правде», «Известиях», «Труде» (в последней газете в основном с 1939 г.), выходили в виде альбомов. Наиболее стабильным, популярным и многотиражным среди советских сатирических журналов был, конечно же, «Крокодил», который издавался в Москве с 1922 по 2000 г. с периодичностью в среднем три раза в месяц. Весьма значительным был и тираж издания - 150 тыс. экз. в 1923 г., 500 тыс. - в 1933 г., 275 тыс. экз. в 1939 г. Именно материалы «Крокодила», позволяющие проследить динамику развития советской карикатуры по любым параметрам, положены в основу данного очерка.
Внимание советской сатиры к международной тематике то заметно увеличивалось, то снижалось. Это было связано со множеством причин, в первую очередь, конечно, с ситуацией внутри страны и с той оценкой международной обстановки, которая давалась политическим руководством.
18.. Ефимов Б.Е. Сорок лет... — С. 108.
19. Крокодил. — № 43. — С. 1.
20.. Полный перечень сатирических изданий за эти годы см.: Стыкалин С., Кременская И. — Указ. соч. — С. 458—466.
Так, если посмотреть материалы «Крокодила» с 1922 по 1939 г., окажется, что наибольшее количество карикатур на международную тематику (180 карикатур в 48 номерах) было опубликовано в 1923 г., когда в СССР всерьез ожидали начала мировой революции. На втором месте - 1936 г. (обострение международной ситуации, война в Испании) и 1939 (международный кризис, начало Второй мировой войны, советско-финская кампания), когда в годовых комплектах из 36 номеров появились соответственно 145 и 148 карикатур. На третьем месте - 1932 г., канун прихода Гитлера к власти в Германии (131 карикатура в 36 номерах). А меньше всего внимания внешнему миру «Крокодил» уделял в 1927-1928 гг., - времени завершения нэпа и начала индустриализации (соответственно 26 и 12 карикатур в 48 номерах журнала за год). Даже знаменитая «военная тревога» 1927 г. не изменила ситуации..21..
Какие же страны в большей степени привлекали внимание советских карикатуристов? Первое место, безусловно, принадлежало Германии. Из общего числа примерно 1600 политических карикатур, опубликованных в «Крокодиле», более 550 (свыше 30%) так или иначе затрагивают связанные с ней сюжеты.
Великобритания занимает почетное второе место (свыше 300 карикатур или чуть меньше 20%). На третьем месте Франция (более 250 карикатур, примерно 15%), на четвертом Польша (170 карикатур), на пятом и шестом соответственно Япония и США (166 и 160 карикатур), а затем вновь европейские страны - Италия (130) и с большим отрывом Финляндия (около 30 карикатур, причем большая часть - в период советско-финской войны).
* * *
Угроза новой войны всегда была одной из ведущих тем, особенно для политических карикатуристов. То Чемберлен, то Пуанкаре, то «дядя Сам».22.. спускали с поводка огромное бронированное чудище - войну - огромную, страшную, в противогазе, ощетинившуюся пушками, на танковых гусеницах... Даже, казалось бы, шаг, определенно ведущий к укреплению мира - подписание пакта Бриана-Келлога и присоединение к нему СССР в августе 1928 г. -так отразился в «Крокодиле»: западные дипломаты на рисунке подписывают пакт, приговаривая: «С удовольствием подписали бы и двумя руками». Но свободна только одна - каждый из них держит за спиной пистолет или бомбу. А на карикатуре М.М. Черемных, появившейся на обложке журнала в начале 1929 г., пакт обсуждали красноармейцы. Один говорил: «С буржуями подпи-
21.. Подсчитано автором по подборке «Крокодил» за 1922—1939 гг. Всего за этот период вышло около 700 номеров журнала, в которых было опубликовано почти 1600 карикатур на международную тематику.
22.. Так в 20-е годы обычно именовался «дядя Сэм».
сали мирный пакт, значит, нам домой». Второй довольно остроумно (хотя и чисто по-советски) отвечал: «С ними, как в загсе - сегодня расписались, завтра драка, буржуйской подписи не верь...»..23.. Впрочем, карикатуристы лишь следовали общему курсу советской политики - так, нарком иностранных дел Г.В. Чичерин в августе 1928 г., незадолго до того, как СССР присоединился к пакту Бриана-Келлога, подчеркивал в интервью «Известиям», что «в действительные цели инициаторов этого пакта, очевидно, входило и входит стремление сделать из него орудие изоляции и борьбы против СССР... пакт Келлога есть составная часть подготовки войны против СССР». А «всесоюзный староста» М.И. Калинин в марте 1929 г., уже после присоединения СССР к пакту, в публичном выступлении заявил, что пакт «рассчитан на завуалирование перед широкими массами опасности будущей войны» ..24.. .
Не случайно на рубеже 20-30-х годов в «Крокодиле» неоднократно появлялись карикатуры на обывателя, который, сидя в своем уютном домике, не видит и не желает видеть ничего вокруг, а за стенами его дома оскаленные рожи империалистов, рабочие со скованными руками, расстрелянные индийцы и китайцы, до зубов вооруженные поляки или французы, пушки, танки, отравляющие газы ..25.. . Ожидали не только войны империалистов против Республики Советов; постоянно возникала тема и новой мировой войны, главными участниками которой должны были стать великие державы в самых неожиданных комбинациях - США против Англии, Англия против Франции и т.д.
В начале 20-х годов отнюдь не самый активный участник гонки вооружений, США, становится одной из основных мишеней советских сатириков, клеймивших эту гонку. Так, только в 1923 г. в «Крокодиле» из шести карикатур, посвященных этой теме, пять относились именно к Америке..26. (шестая затрагивала Францию и Англию). При этом главный мотив всех опубликованных карикатур отражал даже не столько гонку вооружений как таковую, сколько лицемерие американской внешней политики, провозгласившей «мир на земле», в то время как американское правительство наращивало производство боевых самолетов и военных кораблей ..27.. .
«Виновники» будущей войны уже в конце 20-х годов были названы советскими карикатуристами поименно. В конце 1927 г. появилось произведение
23.. Крокодил. — 1928. — № 32. — С. 5; 1929. — № 7. — С. 1.
24.. Документы внешней политики СССР. — М., 1966. — Т. XI. — № 463, 464; Т. XII... 1967. — С. 105.
25.. См., например, карикатуры Ю. Ганфа «В норе за самоварчиком» и «Иван Иваныч почитывает»: Крокодил. 1927. — № 19. — С. 1; 1929. — № 32. — С. 10.
26.. Там же. — 1923. — № 16. — С. 745; № 20. — С. 806; № 21. — С. 811; № 28. — С. 946; № 41. — С. 1158 (в 1923 г. нумерация страниц «Крокодила» была единой в течение всего года).
27.. Там же. — № 16. — С. 745.
Ю. Ганфа «Парад-алле», где на арене играли мускулами чемпионы - причем не чемпионы мира, как подчеркивала подпись, а чемпионы войны. Англию на «чемпионате» представляли О. Чемберлен и С. Болдуин, Францию -Р. Пуанкаре, Италию - Муссолини, Испанию - Примо де Ривера, Польшу -маршал Пилсудский. Германия в этом первенстве участия не принимала..28.. . Прошло два года, и в журнале появилась подборка шаржей, объединенная безапелляционным названием «Виновники будущей войны». Любопытно сравнить персональный состав персонажей двух публикаций. Сохранили свое место в этом малопочетном ряду Пуанкаре, Муссолини, Пилсудский, Примо де Ривера. Англию в данной карикатуре представлял бывший министр финансов У. Черчилль, сыгравший определенную роль в разрыве англо-советских отношений в 1927 г. На рисунке также появились папа римский Пий XI, регент Венгрии М. Хорти, бывшие президент Франции А. Мильеран и премьер-министр Болгарии А. Цанков. Но самое интересное, что в числе виновников будущей войны - и притом впервые на страницах «Крокодила» появился лидер национал-социалистической рабочей партии Германии А. Гитлер. Правда, его внешность была еще не слишком известна. Гитлера без подписи узнать на карикатуре невозможно - лицо испуганное, довольно молодое, модные усики с
29
острыми кончиками и модная тирольская шляпа..29..
О том, как отзывалась советская карикатура на конкретную международную ситуацию, можно проследить на примере знаменитой «военной тревоги» 1927 г.
В первой половине 1927 г. напряженность в отношениях с Англией росла, что вскоре закончилось разрывом дипломатических отношений. Однако, как отмечалось выше, в 1927 г. интерес советских карикатуристов к внешнему миру резко снизился (в 48 номерах журнала «Крокодил» за этот год было опубликовано всего 26 карикатур на международную тематику, и девять из них как раз были откликом на советско-английские отношения).
Впервые темы, связанной с ожиданием войны и советско-английскими отношениями, «Крокодил» коснулся в апреле, причем дважды: на карикатуре, многозначительно озаглавленной «Рука английского пролетариата остановит руку хищника», страшного вида «буржуй» тянулся к фитилю бомбы с надписью «война», а через несколько страниц в том же номере на карикатуре «Силы небесные» читатель видел О. Чемберлена, который глядя на небо, покрытое боевыми самолетами, меланхолически произносил: «Небеса свидетель, я
30
думаю только о мире» ..30.. .
28.. См., например, карикатуры Ю. Ганфа «В норе за самоварчиком» и «Иван Иваныч почитывает»: Крокодил. — 1927. — № 33. — С. 1.
29.. Там же. — 1929. — № 28. — С. 4—5.
30.. Там же. — 1927. — № 15. — С. 7, 12.
Слухи о войне тем временем распространялись по стране, люди скупали сахар и керосин, все чаще велись разговоры о том, что война уже началась, но коммунисты это скрывают. В мае в «Крокодиле» появилась карикатура «В норе за самоварчиком», где высмеивался обыватель, не желающий ничего знать о приближающейся войне..31.. .
Пик интереса сатириков к «военной тревоге» приходится на июль-август. На одной из обложек журнала Крокодил с винтовкой, в военной форме, в противогазе уверенно заявлял: «Воевать не собираюсь, но и другим не советую». На обложке следующего номера все тот же Чемберлен, отпирая замок на цепи, удерживающей чудовище-войну, в каске, в противогазе, на танковых гусеницах, провозглашал: «Я против цепей и насилия. Надо пустить этого зверя на свободу!»
И три следующие карикатуры не обошлись без Чемберлена - на одной он проигрывал красноармейцам партию в шахматы, на другой разглядывал заполнившие небо советские самолеты («Наш ответ Чемберлену»), на третьей -советские рабочие писали письмо Чемберлену (карикатура, конечно же, воспроизводила знаменитую репинскую композицию) ..32.. .
Последняя карикатура, связанная с темой «военной тревоги», появилась в середине августа. Рабочие на собрании упрекнули оратора: «Что ты все о войне - мы за мир». Оратор же «находчиво» ответил: «Если война, всем миром пойдем». Этим сомнительным каламбуром и завершилась «военная тревога» 1927 г., сыгравшая, кстати, весьма существенную роль в определении и внутренней, и внешней политики СССР на ближайшую перспективу.
Не только «Крокодил» откликнулся на «военную тревогу». На обложке журнала «Смехач» появилась карикатура «Худой мир», на которой О. Чемберлен, обращаясь к донельзя изможденному ангелу мира, давал ему такой совет: «Вам, дорогой Мир, нужно будет отдохнуть годика два-три. Вы переутомились".33.. А в одном из июльских номеров Чемберлен направлялся в Женеву, оседлав измученного голубя мира.34..
Сохранявшийся масштаб «чемберлениады» во многом определялся примитивной ориентацией журналов на привыкание рядовых читателей к знаковым фигурам. Политику Великобритании в отношении СССР определял не только Чемберлен. Премьер-министром в эти годы был С. Болдуин; многие видные консерваторы, например министр финансов У. Черчилль и министр по делам Индии лорд Биркенхед, активно участвовали в антисоветской кампа-
31.. См., например, карикатуры Ю. Ганфа «В норе за самоварчиком» и «Иван Иваныч почитывает»: Крокодил. — 1927. — № 19. — С. 1.
32.. Там же. — № 25. — С. 1; № 26. — С. 1; № 27. — С. 1; № 29. — С. 1, 8.
33.. Смехач. — М., 1927. — № 22. — С. 1.
34.. Там же. — 1927. — № 29. — С. 4; № 30. — С. 3.
нии; знаменитый обыск советских учреждений в 1927 г. организовал министр внутренних дел Дж. Хикс, и т.д. Сам же Чемберлен в отношениях с СССР был сторонником более сдержанной политики ..35.. . Но в советской карикатуре однозначно доминировал именно он, ставший, как ранее лорд Керзон, олицетворением «британского империализма». Искушенный читатель узнавал его с первого взгляда (в «Крокодиле» за весь период 1924-1929 гг. Чемберлен фигурировал примерно в четырех десятках карикатур, в то время как премьер-министр Болдуин появился лишь десять раз, да и то, как правило, в многофигурных композициях, часто в компании с тем же Чемберленом, а Черчилль -вообще лишь однажды).
* * *
Опубликованная в первом номере «Крокодила» за 1929 г. карикатура Ю. Ганфа «Буржуазная Европа вкушает мир» как бы подводила итог всей европейской дипломатии 20-х годов. Несмотря на название, картина на рисунке представала отнюдь не идиллической. Вечерний европейский город; в окнах военные, склонившиеся над картами, и фашисты, собравшиеся вокруг стола со свастикой; буржуа внимательно слушают кюре и генерала; обыватели тем временем развлекаются, наблюдая канкан и стриптиз. А на улице - рабочая демонстрация, в порту военные корабли с флагами США, Франции, Англии, Японии. И над всем этим нависает огромная фигура в форме, противогазе, с винтовкой..36.. .
Новая программа вооружений, принятая тем или иным государством, иногда просто очередной бюджет, предусматривающий рост военных расходов, хотя бы в рамках инфляции - все вызывало у карикатуриста и, соответственно, читателя образ «безумной Европы», увешивающей себя оружием. Уже в 1922-1923 гг. понятие «гонка вооружений» прочно обосновалось среди основных стереотипов, внедрявшихся советской пропагандой, в том числе и средствами политической сатиры..37.. . Время от времени появлялись карикатуры, на которых небо покрывали боевые самолеты, а море - боевые корабли так, что даже акулам некуда было деться..38.. .
Любые, достаточно, впрочем, робкие и безрезультативные, попытки западной дипломатии ограничить гонку вооружений, заранее вызывали скептиче-
35.. См. об этом: Майский И.М. Воспоминания советского дипломата. 1925— 1945 гг. — М, 1987. — С. 101.
36.. Крокодил. — 1929. — № 1. — С. 12.
37.. См.: Там же — 1922. — № 8. — С. 7; 1923. — № 21. — С. 802; 1931. — № 13. — С. 14; и др.
38.. См., например, карикатуру «Акулья участь»: Крокодил. — 1928. — № 7. — С. 7.
ское отношение советских сатириков. Идеи демократического пацифизма, достаточно актуально звучащие и сегодня, призывы воспитывать отвращение к войне и насилию, начиная со школы, и т.п. - все это являлось лишь благодат-
39
ным материалом для карикатуристов..39.. .
В 1931 г. была опубликована карикатура под несколько неожиданным названием - «В школе Лиги Наций». Ангел мира входил в школу Лиги Наций ребенком с оливковой ветвью в руках, а выходил в виде здоровенного детины в военной форме, вооруженного до зубов, держащего в руках баллон с отравляющим газом и план нападения на СССР. За плечами у бедного ангела появились крылья от бомбардировщика со свастикой. Автор особо подчеркивал, что учителями в этой школе были О. Чемберлен и А. Бриан.40...
Надо сказать, что ангел мира, несмотря на подчеркнутый антиклерикализм советской пропаганды, появлялся на страницах «Крокодила» довольно часто. Иногда он представлял собой лишь украшение, ширму, за которой скрывалась война со всеми своими атрибутами. Но порой он представал и в военной форме, и с винтовкой. Его давили танками, протыкали штыками, резали на куски буржуазные дипломаты... Если же автор карикатуры был в хорошем настроении, он заставлял очередного ангелочка просто поиграть с ору-
41
жием..41.. .
Логичное завершение эти сюжеты нашли в карикатуре, появившейся уже в 1940 г., после начала Второй мировой войны: у закрытых дверей Лиги Наций тощий, оборванный ангел мира просил подать ему на вооружение ..42.. .
Конечно, угроза новой войны СССР с «капиталистическим окружением» была постоянной темой карикатуристов в эти годы. Надо сказать, что советские сатирики демонстрировали уверенность в нерушимости «священных рубежей социалистического Отечества», уверенность, которую в общем-то не разделяли ни советское руководство, ни - особенно в 20-х годах - подавляющее большинство населения страны..43.. . Время от времени появлялись сюжеты, намекавшие на помощь западного пролетариата в войне против СССР.44...
39.. См., например, карикатуру «Акулья участь»: Крокодил. — 1923. — № 6. — С. 577; 1924. — № 28—29. — С. 13.
40. Там же. — 1931. — № 23—24. — С. 2.
41. См.: Там же. — 1925. — № 48. — С. 2; 1926. — № 1. — С. 1; 1928. — № 1. — С. 5; 1930. — № 9. — С. 7; 1932. — № 19. — С. 2; 1935. — № 28—29. — С. 9; и др.
42. Там же. — 1940. — № 4. — С. 9.
43.. См. об этом: Голубев А.В. «Если весь мир обрушится на нашу Республику»: Призраки войны в советском обществе 20—30-х годов // Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2005/2006. Актуальные проблемы изучения. — М., 2007.
44. Крокодил. — 1928. — № 9. — С. 4.
В 1930 г. появились две карикатуры со сходным сюжетом. На одной из них, принадлежащей М. Черемных и помещенной на обложке «Крокодила», огромный, краснощекий красноармеец с винтовкой в руке иронически поглядывал на хищную «империалистическую» руку, тянущуюся к карте пятилетки. Характерна запонка на белоснежном манжете империалиста - на ней совмещены английский и американский флаги, буквы СД (т.е. социал-демократы) и свастика. А с одного из когтей капала кровь, и надпись поясняла - «КВЖД» (имелся в виду, конечно, известный конфликт 1929 г.)-45.. Изучив карикатуру, внимательный читатель мог сделать вывод о том, кто считался главным противником СССР.
Вторая карикатура поразительно совпадает по сюжету с первой.46... Б. Ефимов также изобразил улыбающегося красноармейца с винтовкой на фоне знамени с надписью «Пятилетку в 4 года!» Перед ним бессильной злобой исходили на сей раз уже семь голов на преувеличенно длинных шеях (намек на «гидру империализма»?). Перечень носителей зла почти совпадал. Как бы в порядке значимости, сверху вниз, шли: британский империалист в цилиндре, напоминающем имперскую корону, немецкий фашист в каске со свастикой, социал-демократ, папа римский Пий XI, японский военный, французский военный и, наконец, маршал Пилсудский. Таким образом, появились четыре новых персонажа, и исчез американский империализм. Но относительно трех «главных» врагов (фашист, социал-демократ, Великобритания) расхождений не было.47...
На протяжении 20-х и начала 30-х годов тема будущей войны, при всей ее важности, все же оставалась на втором плане по сравнению с внутриполитическими сюжетами европейской жизни - кризисы, революционное движение, репрессии, тяжелое положение трудящихся и так далее. Да и «виновники будущей войны» иногда подбирались по очевидно случайному принципу.
В 1933 г. к власти в Германии приходит Гитлер, и постепенно тема фашистской агрессии выходит на первый план. Только в «Крокодиле» за 19331939 гг. этой теме было посвящено более 200 карикатур. Кроме того, они регулярно публиковались в других журналах и газетах, в альбомах известных карикатуристов, например Б. Ефимова и Кукрыниксов.
На первых порах преобладала тема перевооружения Германии. Немецкие дипломаты изображались на фоне пушек, генералы просили разрешения построить уже готовые к полету бомбовозы, голубь мира в немецком варианте
45.. Крокодил. — 1930. — № 5. — С. 1.
46.. Не исключено, что этот сюжет был предложен кем-то из «темистов», и два художника по-своему воспроизвели его.
47.. Карикатура вошла в альбом: Ефимов Б.Е. Карикатура на службе обороны
СССР. — М., Л, 1931. — С. 20. 182
был приспособлен для фотографирования неприятельских позиций и разбрасывания бактерий-48... Выход Германии из Лиги Наций в октябре 1933 г. был расценен карикатуристами как первый шаг к войне - вслед за немецким дипломатом двинулся в путь скелет в противогазе, с винтовкой в руке..49.. . Не обошлось, конечно, и без выпадов в адрес мирового империализма: в полном соответствии с официальной советской пропагандой уже в 1933 г. «добрыми феями» Адольфа Гитлера были объявлены магнаты Уолл-стрита, Англии, Франции и Рура.50...
Что касается антисоветских заявлений гитлеровского руководства, они были прокомментированы следующим образом. Стоящий перед картой пятилетки, огромный симпатичный тевтон с мечом предостерегал противного штурмовика с дубиной: «У них есть кое-что, чего не было даже у Рима» _51...
Ряд карикатур отражал наметившееся сближение Германии и Японии. «Брак по любви... к чужим территориям» - так называлась карикатура Б. Ефимова 1936 г., на которой японец, с вожделением рассматривавший глобус, покрытый немецкими и японскими флажками, сжимал в объятиях огромную Германию в тевтонском рогатом шлеме, с длинной белокурой косой и с неизбежными усиками..52.. .
Особый сюжет этих лет - германо-итальянское сближение, ось «Берлин -Рим». Муссолини и Гитлер фигурируют в целом ряде карикатур. На одной из них тевтон Гитлер и римлянин Муссолини «на потребу богу войны» куют ось для колесницы Марса. На другой - проект статуи германо-итальянской дружбы, изображающей Гитлера в роли всадника, а Муссолини, соответственно, лошади. И наконец, оба союзника изображены голодными волками на европейской дороге (Муссолини, впрочем, опять не повезло - ему, по аналогии с
53
античной легендой, досталась роль волчицы, хотя и капитолийской).53...
Однако настоящей темой дня стала, конечно, немецко-итальянская интервенция в Испании. Только в «Крокодиле» появилось свыше 30 карикатур на эту тему. Вышел и специальный альбом Б. Ефимова ..54.. .
Немецкие «добровольцы» в Испании на фоне трупов и руин, гитлеровские генералы в штабе Франко - все эти сюжеты постоянно повторялись в
48.. Крокодил. — 1935. — № 7—8. — С. 5; № 9. — С. 1; № 28—29. — С. 21; 1936. — № 5. — С. 6.
49. Там же. — 1933. — № 30. — С. 3.
50.. Борис Ефимов в «Известиях». Карикатуры за полвека. — М., 1969. — С. 80.
51. Крокодил. — 1934. — № 5. — С. 5.
52.. Поджигатели войны... С. 67.
53.. Крокодил. — 1937. — № 26. — С. 1; Поджигатели войны... С. 5, 15.
54.. Фашистские интервенты в Испании. Карикатуры Бор. Ефимова. — М.,
советской карикатуре в 1936-1938 гг. В этой серии карикатур Гитлер и его союзник Муссолини выглядели опасными и могущественными злодеями, зато генерала Франко авторы карикатур то загоняли под стол, за которым сидели немецкие «советники», то заставляли чистить сапоги Гитлеру и Муссолини, а на одном из рисунков Франко - в роли туземца в юбочке из листьев - цело-
55
вал ноги немцу - колонизатору ..55.. .
Почти столь же презрительно изображались в карикатурах на испанскую тему Великобритания, Франция и их политика невмешательства: немцы и итальянцы стригли когти британскому льву, наступали ему на хвост, а тот предлагал им одну уступку за другой.
Если Гитлер и его союзники на фоне своих испанских сателлитов или западноевропейских дипломатических партнеров выглядели весьма грозно, то на фоне СССР они же становились подчеркнуто жалкими, уродливыми, бессильными. Подобные карикатуры с соответствующими надписями (например, «Видит око, да зуб неймет») регулярно появлялись в «Крокодиле». У Гитлера «коротки руки», чтобы схватить глобус с изображенным на нем СССР; фашистская свинья беспомощно ковыряется у высокого советского забора; немецкий фашист за школьной партой учит уроки истории (Ледовое побоище), географии (где находится озеро Хасан), арифметики (рост производства в
Оккупация Австрии, ввод войск в Рейнскую демилитаризованную зону, угрозы в адрес Чехословакии и Польши - все отражалось в материалах советской сатиры. Если на карикатурах 1925 г. Германия выступала в качестве приживалки в «польском коридоре», то на рисунке 1937 г. лакеем в Данциг-ском коридоре оказывался уже поляк, зато в комнатах уютно устроились хо-зяева-нацисты..57.. . А польский министр иностранных дел Ю. Бек, изображенный в виде собачонки, униженно ждал подачек с немецкого стола..58.. .
Германия предстает то в образе свирепого кабана (1936), то в образе паука, подбирающегося к нейтральным странам (Голландия, Бельгия, Швейцария, 1937), то в образе волка из сказки о Красной шапочке - только Красных шапочек на рисунке четыре, это Австрия, Венгрия, Румыния, Югославия
55.. Крокодил. — 1937. — № 23. — С. 4; 1938. — № 12. — С. 11; Фашистские интервенты в Испании... С. 29.
56.. Крокодил. — 1936. — № 34. — С. 13, 15; 1938. — № 31. — С. 4. На одном из рисунков Геббельс в образе Микки Мауса старательно дирижировал антисоветским хором. См.: Поджигатели войны... С. 99.
57.. Крокодил. — 1937. — № 1. — С. 7.
58.. Поджигатели войны... С. 61.
59 . Крокодил. — 1936. — № 35. — С. 5; Поджигатели войны... С. 48, 55.
СССР) ,56.
(1937)59.
И все более жалко и беспомощно выглядят перед лицом агрессора «умиротворители» - и британский лев, и Джон Буль, и француженка Марианна, и их восточноевропейские союзники.
Время от времени к ним присоединялся и дядя Сам. Так, на одной из карикатур 1938 г. с красноречивым названием «Кто как борется за мир» Америка, глядя на заполонивших международную арену многочисленных хищников (кобра со свастикой, тигр, волк) и парочку грабителей (фюрер и дуче), а также частокол японских штыков на восходящем солнце, заявляет: «Мой небоскреб с краю, ничего не знаю» ..60.. .
Конечно, в карикатурах отражалась и такая тема, как стремление Запада повернуть агрессию Германии на Восток. На рисунке Б. Ефимова (1938) несколько европейских политиков (в том числе Чемберлен и Даладье) заклинали духа, выпущенного из бутылки - в тевтонском шлеме со свастикой, с мечом, с челкой и квадратными усиками на черепе, призывая его повернуть на Восток..61.. .
В феврале 1937 г. появилась карикатура Ю. Ганфа «Перед решающей схваткой», на которой огромного боксера в противогазе, олицетворявшего войну, готовили к бою тренеры - Муссолини, Гитлер, Франко, Троцкий..62.. . Фигура Троцкого появилась в этом ряду не случайно: только что в Москве состоялся показательный процесс «параллельного троцкистского центра», на котором Г.Л. Пятаков, Г.Я. Сокольников, К.Б. Радек, Л.П. Серебряков и другие обвиняемые признавались, что по заданию Троцкого организовывали диверсии на предприятиях и надеялись облегчить поражение СССР в войне с фашистами, чтобы в условиях внешнеполитического провала Сталина прийти к власти. Ради этого Троцкий якобы был готов расчленить страну как во время Брестского мира.
В новой международной ситуации по-новому переосмысливаются привычные сюжеты, связанные с образом Европы-«дома» и Европы-«оркестра»_63.. Примером может служить отражение второй темы в многофигурной карикатуре Ю. Ганфа с красноречивым названием «Ансамбль международной свистопляски». Эту карикатуру можно долго «читать» и подробно пересказывать. Европа предстает не столько в виде ансамбля, сколько сборного эстрадного
60. Крокодил. — 1938. — № 5. — С. 8—9.
61.. Карикатура приведена в книге Б. Ефимова «Сорок лет. Записки художника-сатирика». — М., 1961. — С. 100.
62. Крокодил. — 1937. — № 5. — С. 5.
63.. Подробнее о сюжетах «Европа-дом» и «Европа-оркестр» см.: Голубев А .В.
Межвоенная Европа глазами советской карикатуры // Европа, Варшава. 2003. — Т. 3. — № 3 (8); Он же. «Ансамбль международной свистопляски»: Европа в советской политической карикатуре 20—30-х гг. // Проблемы российской истории. — Магнитогорск, 2003. — Вып. 2.
представления, организованного не слишком разборчивым импресарио. Муссолини поливает водой Джона Буля; Италия режет на куски Албанию; британскому льву в хвост забили ось «Берлин-Рим»; Джон Буль и Марианна держат перед фашистом бумажный обруч; Германия крадет у Румынии нефть; нейтралы поют: «А мы просо сеяли», агрессоры же (Япония, Германия, Италия) отвечают им: «А мы просо вытопчем»; итальянские финансы поют романсы; Франко слушает японца, немца, итальянца; немецкий фашист дирижирует Румынией.....64..
В 1938-1939 гг. появляется ряд карикатур, посвященных агрессивным намерениям Германии относительно Чехословакии, как до, так и после подписания Мюнхенских соглашений, и Польши. Однако уже в июне 1939 г. рисунков на международные, особенно европейские темы, становится все меньше.
В первые месяцы Второй мировой войны советская пропаганда находится в состоянии полной неопределенности ..65.. . Неожиданный для абсолютного большинства поворот во внешней политике СССР, обозначенный пактом Риб-бентропа-Молотова, привел к растерянности в обществе, в том числе и среди карикатуристов. Мгновенно (и уже до 22 июня 1941 г.) исчезают все карикатуры, изображающие Германию. Тема Англии и Франции во второй половине 1939 г. возникает лишь несколько раз, в связи с тяготами войны для рядовых европейцев. Доминирует сначала польская тема (поражение Польши и «освободительный поход» Красной Армии, ликование польского народа, преобразования на бывших польских территориях), позднее - финская, связанная с советско-финской войной.
В 1940 и первой половине 1941 г. карикатуры на европейские темы вновь возвращаются на страницы «Крокодила» и других изданий. Их основные герои - Англия, Франция, польские эмигранты, финны. Время от времени достается Румынии и Швеции. Большая часть карикатур посвящена международной тематике..66.. , ходу войны и тяготам военного быта в воюющих странах (Италия и Германия в этом ряду, конечно, отсутствуют). А дядя Сам занимается любимым делом, бизнесом: продает оружие и считает барыши, заработанные на войне...
Пройдет еще полгода, и начнется Великая Отечественная война. Германия, Италия и их сателлиты теперь предстанут перед читателем в «образе врага», в то время как США и Англия, а также Франция и Польша, пусть и оккупированные, будут рассматриваться в качестве союзников.
64.. Крокодил. — 1939. — № 12. — С. 8—9.
65.. Подробнее см.: Невежин В.А. Синдром наступательной войны. Советская пропаганда в преддверии «священных боев», 1939 — 1941 гг. — М., 1997.
66 . В частности, этим сюжетам был полностью посвящен восьмой номер «Крокодила» за 1940 г. под общим названием «Сегодня "Крокодил" принимает иностранных гостей».
* * *
В своих воспоминаниях старейший советский карикатурист Б.Е. Ефимов со знанием дела утверждает: «Образная форма карикатуры понятнее, эмоциональнее и, главное, нагляднее любой литературной формы, так как сатирический рисунок конкретизирует явления и ситуации, приближает их к глазу читателя, переводит факты с языка логических понятий на язык зрительных образов» ,67...
Можно сделать вывод, что образы внешнего мира, созданные советской карикатурой 20-30-х годов, во многом определили внешнеполитические стереотипы значительной части советского общества не только тех лет, но и последующего периода ..68.. . А в какой-то степени их воздействие можно проследить и сегодня...
67.. Ефимов Б. Сорок лет... С. 90.
68.. Подробнее см.: Голубев А .В. Эволюция инокультурных стереотипов советского общества // 50 лет без Сталина: Наследие сталинизма и его влияние на историю второй половины ХХ в. — М., 2005; Россия и Запад. Формирование внешнеполитических стереотипов... С. 69—95; Яковенко И.Г. Динамика образа Запада в отечественной культуре 1990-х годов // Россия и мир глазами друг друга: Из истории взаимовосприятия. — М., 2002. — Вып. 2.