Научная статья на тему 'Образ врага в карикатурах Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны: по страницам газеты «Правда»'

Образ врага в карикатурах Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны: по страницам газеты «Правда» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3278
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ВРАГА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЕННАЯ ПРОПАГАНДА / КАРИКАТУРА / КУКРЫНИКСЫ / ENEMY IMAGE / GREAT PATRIOTIC WAR / MILITARY PROPAGANDA / CARICATURE / KUKRINIKSI

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вейн Дмитрий Константинович

Статья посвящена актуальной в научном и общественно-политическом отношении проблеме, связанной с формированием образа врага в советской пропаганде в годы Великой Отечественной войны. Автор статьи на основе карикатур творческого союза художников М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова (Кукрыниксы), опубликованных в центральной печати СССР в годы войны, приходит к выводу, что графическое наследие Кукрыниксов времен Великой Отечественной войны замечательный образец формирования образа врага. Тонко выверенный юмор и сарказм, злободневность, скрупулезность и натурализм в этих карикатурах формируют внятный образ противника, который нужен был солдатам на передовой и гражданскому населению в тылу. Карикатуры, опубликованные на страницах газеты «Правда», были проанализированы по следующим параметрам: образ главного нацистского преступника А. Гитлера и его окружения, образ союзников нацистской Германии и французских коллаборационистов (А. Петен и П. Лаваль), эволюция образа германского солдата в течение войны. На основе анализа были выявлены основные черты образа врага, графические и лексические средства его формирования, а также пропагандистское содержание образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Enemy Image in Kukriniksi Caricatures during the Years of the Great Patriotic War: on the Pages of the “Pravda” Newspaper

The article is devoted to the topical in the scientific and socio-political sphere problem of the formation of the enemy image in the Soviet propaganda during the years of the Great Patriotic War. Relaying on the association of artists M. Kupriyanov, P. Krilov, N. Sokolov’s (the Kukriniksi) cartoons which were created and published in the USSR press during the wartime, the author of the article comes to the following conclusion. The graphic heritage of the Kukriniksi from the wartime is a remarkable piece of the enemy image formation. A winning sense of humour and sarcasm, a crucial importance, thoroughness and naturalism in these cartoons create the lucid enemy image which was necessary for soldiers at the forefront of the war and for civilian population behind the lines. All the caricatures published in the "Pravda" newspaper, were analyzed by the parameters such as: the image of the Nazi war criminal, Adolf Hitler and his entourage, the image of the allies of Nazi Germany and French collaborators (A. P. Petain and Laval), evolution the image of the German soldier during the war. On the basis of the analysis identification was made of the main features of the enemy image, graphics, and lexical means of its formation, as well as the propaganda content of the image.

Текст научной работы на тему «Образ врага в карикатурах Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны: по страницам газеты «Правда»»

УДК 94(47).084.8 ББК 63.3(2)622-72

Образ врага в карикатурах Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны: по страницам газеты «Правда»

Д.К. Вейн

Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия)

The Enemy Image in Kukriniksi Caricatures

during the Years of the Great Patriotic War: on the Pages

of the "Pravda" Newspaper

D.K. Wein

Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)

Статья посвящена актуальной в научном и общественно-политическом отношении проблеме, связанной с формированием образа врага в советской пропаганде в годы Великой Отечественной войны. Автор статьи на основе карикатур творческого союза художников М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова (Кукрыниксы), опубликованных в центральной печати СССР в годы войны, приходит к выводу, что графическое наследие Кукрыниксов времен Великой Отечественной войны — замечательный образец формирования образа врага. Тонко выверенный юмор и сарказм, злободневность, скрупулезность и натурализм в этих карикатурах формируют внятный образ противника, который нужен был солдатам на передовой и гражданскому населению в тылу. Карикатуры, опубликованные на страницах газеты «Правда», были проанализированы по следующим параметрам: образ главного нацистского преступника А. Гитлера и его окружения, образ союзников нацистской Германии и французских коллаборационистов (А. Петен и П. Лаваль), эволюция образа германского солдата в течение войны. На основе анализа были выявлены основные черты образа врага, графические и лексические средства его формирования, а также пропагандистское содержание образа.

Ключевые слова: образ врага, Великая Отечественная

война, военная пропаганда, карикатура, Кукрыниксы.

DOI 10.14258/izvasu(2017)2-09

The article is devoted to the topical in the scientific and socio-political sphere problem of the formation of the enemy image in the Soviet propaganda during the years of the Great Patriotic War. Relaying on the association of artists M. Kupriyanov, P. Krilov, N. Sokolov's (the Kukriniksi) cartoons which were created and published in the USSR press during the wartime, the author of the article comes to the following conclusion. The graphic heritage of the Kukriniksi from the wartime is a remarkable piece of the enemy image formation. A winning sense of humour and sarcasm, a crucial importance, thoroughness and naturalism in these cartoons create the lucid enemy image which was necessary for soldiers at the forefront of the war and for civilian population behind the lines. All the caricatures published in the "Pravda" newspaper, were analyzed by the parameters such as: the image of the Nazi war criminal, Adolf Hitler and his entourage, the image of the allies of Nazi Germany and French collaborators (A. P. Petain and Laval), evolution the image of the German soldier during the war. On the basis of the analysis identification was made of the main features of the enemy image, graphics, and lexical means of its formation, as well as the propaganda content of the image.

Key words: the enemy image, Great Patriotic War, military propaganda, caricature, Kukriniksi.

Формирование образа чего-либо или кого-либо -это один из основных методов пропаганды. Для эффективной реализации общественно-политических целей правящие круги часто используют такие категории, как «мы» и «они». Иными словами, для сплоче-

ния общества в единый организм, особенно во время или после больших социальных потрясений (война, революция, кризис), намеренно создается образ враждебной общественной или национальной силы, которой необходимо противостоять. Данный фено-

мен разделения общностей на «наших» и «не наших» подробно исследован в работе советского психолога Б.Ф. Поршнева «Социальная психология и история» [1] и в книге польского политолога Леслава Войтасика «Психология политической пропаганды» [2]. Значительный вклад в изучение феномена «образа врага» уже на современном этапе внесли российские исследователи Е.С. Сенявская [3] и Н.Л. Волковский [4].

Необходимо подчеркнуть, что карикатура как средство формирования образа врага в период Великой Отечественной войны еще не стала темой широкого изучения в отечественной исторической науке. Среди немногочисленных работ следует отметить статью Е.В. Огарковой «Смеясь, мы забывали об угрозе смерти». Сатира, юмор, смех на страницах периодической печати», в которой представлены результаты анализа значительного объема произведений публицистической графики (карикатур) и фронтовых рисунков, а также сделан вывод о широких возможностях журналистов и художников выполнять пропагандистские задачи по формированию образа врага в период боевых действий Великой Отечественной войны [5, с. 70-73].

Подчеркнем, что пропаганда — явление довольно древнее, поскольку и вожди Древнего мира, монархи, короли и религиозные деятели Средневековья, бюрократический аппарат эпохи Нового времени постоянно совершенствовали технологию воздействия на массы с целью взаимодействия с ними и управления ими.

В Новейшее время с его информационными технологиями пропаганда «образа врага» стала столь же эффективным средством борьбы, что и «традиционные» средства. Не стала исключением и Великая Отечественная война, в период которой информационная борьба, по сравнению с предшествовавшими конфликтами, приобрела небывалый размах.

Особое место в годы войны занимала карикатура. Ее можно было встретить на страницах как центральной печати, так и фронтовых, армейских и дивизионных газет. Карикатура относится к произведениям сатирической графики и является эффективным и доступным способом передачи информации. В годы Великой Отечественной карикатура, в отличие от плаката или пропагандистского киносюжета, стала оперативным жанром, ибо художники-карикатуристы максимально быстро откликались на военные события, давали им соответствующую трактовку, а затем их произведения миллионными тиражами расходились на фронте и в тылу.

Конечно, в зависимости от военной обстановки, а также политической конъюнктуры события могли получать различные оценки, например, преувеличиваться или замалчиваться. Но, как правило, замечательные советские карикатуристы Борис Ефимов, Юрий Ганф, содружество художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова (Кукрыниксы) предлагали сатирическую «картинку» на злободневные темы, расставляя акценты на тех

или иных аспектах борьбы с врагом. Остановимся на карикатурах Кукрыниксов, ставших, пожалуй, самыми известными и цитируемыми образами периода Великой Отечественной войны.

Карикатуры этого творческого коллектива публиковались в газете «Правда» в течение всей войны. Первоначально редакция газеты поручила художникам создание патриотических и сатирических плакатов. Уже на третий день войны были готовы два плаката, ставшие символом сопротивления: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» и «Наполеон потерпел поражение. То же будет и с зазнавшимся Гитлером!». Плакаты выполнялись в цвете и отражали злободневные военно-политические темы, которые были пронизаны либо сатирическим, либо патриотическим духом.

Карикатуры же Кукрыниксов в «Правде» стали размещаться с августа 1941 г. Проанализировав все карикатуры этих художников, опубликованные с 1941 по 1945 г., удалось определить несколько тем для сатирических сюжетов. Это Адольф Гитлер, нацистская верхушка Германии, лидеры стран-союзников Германии (Муссолини, Антонеску, Хорти и др.) и войска вермахта. Сопоставление содержания этих тем дает возможность выделить типичные черты «образа врага». Остановимся подробнее на наиболее распространенных сюжетах карикатур Кукрыниксов.

Образ главного нацистского преступника в карикатурах — не просто сатирическая схема, а реалистический персонаж с узнаваемой внешностью и характером. Во всех рисунках Гитлер неизменно предстает в военном френче, на котором болтается Железный крест, а справа на рукаве — повязка со свастикой. На ногах фюрера — нелепые галифе, подчеркивающие напыщенность и крикливое хвастовство их обладателя, а черные сапоги с высокими и необыкновенно узкими голенищами выдают в нем милитариста до мозга костей. Таким образом, у зрителя складывалось стойкое ощущение, что он ест и спит в этой форме.

Художники очень точно подметили физиономические данные нациста №1 и мастерски обыгрывали их, гипертрофируя до предела. Особенно подчеркиваются челка, длинный нос и щеточка усов. Примечательная черта образа фюрера — непропорционально большая по отношению к телу голова, что неслучайно — ибо это рупор нацизма, главный источник его бредовых и человеконенавистнических идей.

Карикатурный Гитлер обладает характером авантюриста с манией величия. Он постоянно находится в плену фантазий о мировом господстве, до тупости упрям и невероятно хвастлив. Но в то же время он бесконечно далек от действительного положения дел на фронте. Наиболее показательной в этом смысле является карикатура «Арапские» сказки немецкого верховного командования» [6, с. 4]. Прошло свыше шести недель, как враг вероломно напал на СССР. Встретив упорное сопротивление Красной Армии,

немцы понесли колоссальные потери. Борьба советского народа с захватчиками резко снизила не только боеспособность, но и моральное состояние немецко-фашистских войск. В Германию проникают сведения об огромных потерях армии, население чувствует усталость и растерянность от затянувшейся войны. Поэтому геббельсовская пропаганда нагло врет населению. Сам фюрер тоже находится в плену этой лжи.

И в дальнейшем эта тема будет не раз обыгры-ваться Кукрыниксами. Художники постоянно делают акцент на «военно-стратегической слепоте» фюрера в контексте неизбежной гибели как его самого, так и Третьего рейха. Примечательной в этом отношении является карикатура «Геббельс: — Вы гениально предвидите, фюрер!» [7, с. 4]. Гитлеровские фантазии в этом сюжете в буквальном смысле лишили его головы — зловещий намек на неотвратимый конец.

Еще одной типичной чертой является соединение Гитлера с образом смерти и ее атрибутикой. Эта сюжетная линия проста и понятна: Гитлер — зачинщик кровопролитной войны, он несет людям смерть и несчастья. Эта параллель впервые была показана в карикатуре «Людоед-вегетарианец, или Две стороны одной медали» [8, с. 4], где Гитлер — палач народов. Он, безусловно, самая главная фигура в фашистском лагере, и сюжет подавляющего большинства карикатур строится вокруг него самого, его слов и действий.

Первоначально скрытый, а затем явный посыл почти каждой карикатуры — Гитлера ждет неминуемый суд народов и смерть. С этой сюжетной линией мы впервые встречаемся в карикатуре «Урок истории» [9, с. 4], опубликованной 23 февраля 1942 г. Гитлер беседует с кайзером Вильгельмом II, сидя в раскрытом гробу. Еще раз образ с гробом мы встретим в карикатуре «Ночь перед судом» [10, с. 4], опубликованной 23 февраля 1945 г. На это раз уже сам Гитлер собрался на тот свет, прихватив с собою гроб. В его правой руке — чемодан с наклейкой «В Аргентину?». В это время стала просачиваться информация, что нацистские преступники пытаются скрыться от правосудия на территории нейтральных стран, в том числе и Аргентины, что и нашло отражение в карикатуре.

Интересным и необычным для того времени ходом стало сравнение Гитлера с ним самим в начале и конце войны. Этот сюжет отразился в карикатуре «О том, как Гитлер прошлогодний увидел Гитлера сегодня» [11, с. 4]. Художники, таким образом, эффектно подчеркивали крушение его амбиций и планов. Если в начале войны Гитлера изображали как сильного предводителя германской армии, хотя и высмеивали его черты, то в последние ее годы Гитлер все чаще рисуется в разорванной одежде, с поникшей головой, побитый. Это символизирует неотвратимое падение фашисткой Германии.

Из ближайшего окружения Гитлера в карикатурах встречаются и Геббельс, и Геринг, и Гиммлер, но наиболее частым персонажем выступает именно

Геббельс. Министр пропаганды и радиовещания нацистской Германии — герой более чем 90% карикатур из раздела «Гитлеровское окружение». Таким образом, это вторая по значимости фигура в карикатурах Кукрыниксов.

Его внешность неизменна и варьируется лишь в большей или меньшей гипертрофированности: это всегда непропорционально большая голова и большой рот. Смысл этого графического приема очевиден: Геббельс — главный пропагандист Третьего рейха. Яркой и в то же время типичной иллюстрацией к образу министра пропаганды является карикатура «Вракомет» 28 ноября 1942 г. [12, с. 4]. Немецкая армия терпит поражение за поражением, потери ее огромны. В Сталинграде дела совсем плохи, в Северной Африке союзники добивают Роммеля под Эль-Аламейном. Для Геббельса это привычное дело, и он со скоростью пулемета стряпает новые фальшивки о делах на фронте, чтобы вновь и вновь обмануть немецкий народ и союзников, скрывая истинное положение дел. Этот образ Геббельса будет тиражироваться бесконечно из сюжета в сюжет.

Союзники нацистской Германии персонифицированы в их лидерах — Маннергейме, Муссолини, Антонеску, Хорти и др. В общих чертах — это незадачливые, одураченные Гитлером парни, его марионетки, которыми он управляет, словно ловкий кукловод. Они необыкновенно жадные и напыщенные, но если Гитлер — это серьезный противник, то его друзья по коалиции — хронические неудачники, которых постоянно приходится спасать из сложных ситуаций. Вознамерившись поделить мир на куски, словно пирог, они довольствуются объедками с барского стола. Из-за этого комплекса неполноценности между ними постоянно идет борьба из-за неудовлетворенных амбиций и неразделенных территорий. Ярким примером этого образа служит карикатура «Бешеная дружба» [13, с. 4], где Гитлер и его «друзья» сцепились из-за Балкан.

Герой большинства карикатур из раздела «Союзники Гитлера» — лидер фашистской Италии Бенито Муссолини. Толстый и вечно небритый дуче с бульдожьим лицом, огромными мясистыми губами и глазами навыкате, обладает манерами рыночного мясника. В кратчайшие сроки он растерял не только свои войска, но и власть, и страну в конечном итоге («Похоронная серенада» [14, с. 4]).

Отдельного рассмотрения достоин образ двух предателей — глав правительства вишистской Франции -Лаваля и Петена. Эти герои карикатур предстают неизменно продажными фигурами, отдавшими Гитлеру Францию на растерзание. Интерес Кукрыниксов к этим персонажам не случаен. Когда началась Вторая мировая война, никто, в том числе и в СССР, не ожидал, что Франция падет так быстро. После победы в Первой мировой войне это государство считалось сильнейшим на континенте. Еще более поразительным был факт, что на сотрудничество с оккупантами пошел герой Первой мировой, спаситель Вердена —

маршал Анри Филипп Петэн. Патриотично настроенные французы очень быстро дали ему меткое прозвище — «Пютен», что означает «шлюха».

Образ вермахта — это второй по значимости после образа Гитлера раздел в творчестве Кукрыниксов во время войны. Первая карикатура под названием «Бронированный громила» [15, с. 4] была опубликована 3 августа 1941 г. Сюжет рисунка незатейлив и схематичен: горилла в подобии немецкого шлема на голове и с пистолетом в руке восседает на танке, загроможденном награбленными вещами, посудой, часами, чулками.

В отличие от более поздних карикатур, где искрометный юмор и выверенные сюжетные линии достигнут совершенства, этот рисунок еще «сырой», ибо в нем невольно отразились нервозность и неразбериха первых месяцев войны. В нем еще нет сложившегося образа врага - немца, вместо него мы видим отвлеченный образ - гориллу с капающей слюной из пасти как олицетворение варвара, антипода цивилизации. «Победно» развевающиеся женские панталоны на древке еще больше подчеркивают нелепость образа.

В карикатурах, публиковавшихся позже, можно выделить две общие черты образа немецко-фашистской армии. Первая черта — образ немецкого солдата, фашиста, который максимально обобщен. Враг многочислен и лезет напролом, не считаясь с потерями. С одной стороны, гитлеровцы комичны и незадачливы. Очень яркий пример — карикатура «Охотники за черепами» [16, с. 4]. С другой стороны, их конец очевиден — каждый найдет себе могилу в бескрайних просторах России («Смею доложить — линия фронта выровнена» [17, с. 4] и многие другие).

В карикатуре «Взирая на лица...» [18, с. 4], опубликованной 27 февраля 1942 г., Геббельс обозревает строй немецких солдат. Перед ним — ровная, словно нитка, линейка бравых вояк, однако вместо лиц на него взирают жуткие черепа, а из рукавов шинелей вместо рук торчат кости. Примечательна подпись к карикатуре: «Геббельс: — Прошло всего восемь месяцев, а как изменились!». Действительно, прежней немецкой армии не узнать — разгром под Москвой и серия поражений на других участках фронта обозначили начало краха блицкрига и развеяли миф о непобедимости фашистского вермахта.

Вторая черта, характеризующая образ гитлеровской армии — бесчеловечность врага. Фашисты —

это нелюди, грабители, убийцы, враги культуры. Типичной в этом отношении является карикатура «Гиена и шакал» [19, с. 4].

Следует также отметить немаловажную особенность: создавая художественный образ врага, Кукрыниксы предельно точны в изображении его боевой техники, оружия и обмундирования. С их помощью в массовом сознании прочно и надолго утвердится образ немца в хищной, агрессивной каске, с пистолетом-пулеметом МР-40 или парабеллумом в руке. Техника, изредка фигурирующая в сюжетах, также детализирована и соответствует реальным образцам. Так, в карикатуре «Фашистская банда — «сельскохозяйственная команда» мы видим хорошо вырисованный бронеавтомобиль РапЬай 178 — эти французские машины в качестве трофеев достались немцам после кампании 1940 г. и активно использовались ими на Восточном фронте [20, с. 4]. Здесь же — хорошо узнаваемые «ма-шиненгеверы» — немецкие пулеметы MG-34. На другой карикатуре — «В излучине реки Дона» — рядом с немецким воякой, угодившим в «петлю» Красной Армии под Сталинградом, валяется пистолет-пулемет МР-40 [21, с. 4]. Подобный подход очевиден: враг «воюет» в карикатурах настоящим оружием, которое красноармейцы видели каждый день на фронте, а советские граждане — в кино- и фоторепортажах. И эти детали будут удачно дополнять образ фашистов.

Примечательно, что знаменитый тяжелый танк «Тигр» также удостоился быть изображенным в карикатуре Кукрыниксов «Планомерное» отступление» [22, с. 4] и карикатуре Бориса Ефимова «Битые звери» [23, с. 4]. Известно, что появление этих танков стало неожиданностью и даже взывало панику в ряде случаев. В июле 1943 г. в «Правде» было опубликовано несколько статей, заметок и карикатур, призванных разъяснить уязвимость новой немецкой техники и устранить «танкобоязнь».

Таким образом, графическое наследие Кукрыниксов времен Великой Отечественной войны — замечательный образец формирования образа врага. Тонко выверенный юмор и сарказм, злободневность, скрупулезность и натурализм в этих карикатурах формируют внятный образ противника, который нужен был солдатам на передовой и гражданскому населению в тылу.

Библиографический список

1. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — 2-е изд., доп. и испр. — М., 1979.

2. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. — М., 1981.

3. Сенявская Е.С. Противники России в войнах ХХ века: Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. — М., 2006.

4. Волковский Н.Л. История информационных войн : в 2 ч. — СПб., 2003. — Ч. 2.

5. Огаркова Е.В. «Смеясь, мы забывали об угрозе смерти» // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015. — №5-2.

6. «Арапские» сказки немецкого верховного командования. — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1941. — 9 авг.

7. Геббельс: — Вы гениально предвидите, фюрер! — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1944. — 18 июня.

8. Людоед-вегетарианец, или Две стороны одной медали. — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1941. — 11 августа.

9. Урок истории. — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1942. — 23 февр.

10. Ночь перед судом. — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1945. — 23 февр.

11. О том, как Гитлер прошлогодний увидел Гитлера сегодня. — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1942. — 22 июня.

12. Вракомет. — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1942. — 28 нояб.

13. Бешеная дружба. — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1941. — 6 сент.

14. Похоронная серенада. — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1943. — 14 марта.

15. Бронированный громила. — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1941. — 3 авг.

16. Охотники за черепами. — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1942. — 21 марта.

17. «Смею доложить — линия фронта выровнена». — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1942. — 25 янв.

18. Взирая на лица... — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1942. — 27 февр.

19. Гиена и шакал. — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1941. — 18 авг

20. Фашистская банда — «сельскохозяйственная команда. — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1942. — 25 марта.

21. В излучине реки Дона. — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1943. — 16 янв.

22. Планомерное отступление. — Карикатура худ. Кукрыниксы // Правда. — 1943. — 15 авг

23. Битые звери. — Карикатура худ. Б.Е. Ефимова // Правда. — 1943. — 23 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.