Научная статья на тему 'Графика художников Челябинска 1941-1945 гг. : искусствоведческий анализ'

Графика художников Челябинска 1941-1945 гг. : искусствоведческий анализ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
433
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛЯБИНСКИЕ ХУДОЖНИКИ / ПЛАКАТ / ЛИСТОВКА / РИСУНОК / КОНКУРС ПЛАКАТА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / CHELYABINSK PAINTERS / POSTER / LEAFLET / DRAWING / POSTER COMPETITION / THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чеботарёв Анатолий Михайлович

В статье раскрывается деятельность челябинских художников в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделено творчеству художника-графика М. И. Ткачева. Дан искусствоведческий анализ графических работ челябинских художников-плакатистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHELYABINSK PAINTERS 1941-1945 GRAPHICS: ARTISTIC ANALYSIS

The article describes the activity of Chelyabinsk painters during the years of the Great Patriotic war. The author of the article pays special attention to the creative activity of a graphic-painter M. I. Tkachev. At the same time he analyses the graphic works of some poster-painters Chelyabinsk.

Текст научной работы на тему «Графика художников Челябинска 1941-1945 гг. : искусствоведческий анализ»

А. М. Чеботарев

ГРАФИКА ХУДОЖНИКОВ ЧЕЛЯБИНСКА 1941-1945 гг.: ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье раскрывается деятельность челябинских художников в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделено творчеству художника-графика М. И. Ткачева. Дан искусствоведческий анализ графических работ челябинских художников-плакатистов.

Ключевые слова: челябинские художники, плакат, листовка, рисунок, конкурс плаката, Великая Отечественная война.

The article describes the activity of Chelyabinsk painters during the years of the Great Patriotic war. The author of the article pays special attention to the creative activity of a graphic-painter M. I. Tkachev. At the same time he analyses the graphic works of some poster-painters Chelyabinsk.

Key words: Chelyabinsk painters, poster, leaflet, drawing, poster competition, the Great Patriotic war.

Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для русского народа. Боролись не только оружием, но и различными изобразительными средствами. Особое значение здесь имеет творчество челябинских художников, но многое из того, что было сделано, слабо освещено в научной литературе. Поэтому в год 65-летия Победы обращение к данной теме представляется актуальным. Начавшаяся летом 1941 г. Великая Отечественная война перечеркнула многие планы художников Челябинска. Суровое военное время поставило новые задачи, которые необходимо было решать. Челябинский областной союз советских художников и скульпторов насчитывал на начало 1941 г. 32 человека, но уже в ноябре их было

17. Многие художники призывного возраста с оружием в руках пошли защищать родную землю. Оставшиеся в городе члены союза энергично включились в работу по художественному оформлению райвоенкоматов, вокзалов, клубов, магистралей, госпиталей.

Все художники города и области горячо откликнулись на призыв правления челябинского Союза художников от 5 июля 1941 г., в котором, в частности, говорилось, что «художники сейчас должны сосредоточить свои силы и на том, чтобы создавать произведения, обладающие предельной мобильностью, максимальной силой воздействия на героические чувства и крепкую волю народа».

Наиболее широкое распространение в Челябинске получили: плакат, острый сатирический рисунок, карикатура. Уже 24 июня 1941 г. был опубликован плакат М. И. Ткачева «Враг будет разбит, победа будет за нами». Это был один из первых плакатов челябинских художников. Старейший челябинский художник И. Л. Вандышев предложил выпускать листы большого формата под заголовком «Боевой

карандаш», которые расклеивались на центральных улицах города.

Группой художников был налажен, по примеру Москвы, выпуск «Окон ТАСС» - карикатуры с сатирическими рисунками и подписями. «Уже выпущено шесть таких окон, - писала газета «Челябинский рабочий» 11 июля 1941 г. - “Окна” выставляются около центрального почтамта и на ЧТЗ. Они меняются ежедневно». Всего за период Великой Отечественной войны челябинскими художниками было создано 105 «Окон ТАСС».

Большую роль в активизации деятельности художников Челябинска и области сыграл первый в области конкурс на лучший оборонный и антифашистский плакат, объявленный 20 сентября 1941 г. Всего на конкурс поступило 67 работ 31 автора. Из них 25 плакатов профессиональных художников и 42 - самодеятельных. Первую премию на конкурсе получил плакат художника М. И. Ткачева «Путь людоеда». Второе место заняли работы В. М. Яковлева («Отомстим») и С. С. Алюхина («Смерть фашистским стервятникам»), а третье - работы профессиональных художников А. П. Сабурова («Над нашей Родиной нависла опасность»), Д. Ф. Фехнера («Просчитались») и самодеятельного художника с ЧТЗ Щербина («Рыцарь XX века»). Жюри конкурса отметило ряд работ других художников и среди них произведения челябинцев - Медведева и Вандыше-ва. По решению жюри 46 плакатов отобраны для экспонирования на областной выставке. Позднее в Челябинске были проведены еще два конкурса плаката: «За сталинский урожай», «За увеличение добычи угля». На одном из этих конкурсов плакат М. И. Ткачева «Вырастим военный урожай» получил вторую премию.

78

Большую роль в пропаганде и распространении произведений челябинских художников сыграла газета «Челябинский рабочий», в которой помимо конкурсных плакатов печатались отдельные карикатуры на актуальные темы. Активно создавали такие работы М. И. Ткачев и Д. Ф. Фехнер. В первые месяцы войны на страницах «Челябинского рабочего» за подписью «М. Ткачев» было опубликовано более 30 рисунков.

До войны М. И. Ткачев работал художником в газетах «Ленинские искры» и «Сталинская смена». Уже в эти годы он проявил себя как интересный сатирический художник-график, когда в газете «Ленинские искры» появился рисунок на факт высадки 14 мая 1940 г. англо-французских войск вблизи Норвегии «Британский лев в “норвежской луже”» [1]. С началом Великой Отечественной войны в Челябинске стала выходить только одна газета «Челябинский рабочий», в которой Михаил Иванович работал художником и фотографом. Именно в этот период М. И. Ткачевым создано огромное количество сатирических рисунков на злободневные политические темы. Блестящий рисовальщик, он создавал рисунки для газеты по последним событиям, происходящим в стране и за рубежом. Работы первых месяцев войны («Своевременно уберем урожай, ни один колосок не оставим в поле», «Разбойничье гнездо», «Неотступная тень», «Берлинское радио», «Немецкая овчарка» и др.) едко и точно показывали звериную сущность фашизма и вызывали ненависть у советских людей. В этот период рисунки М. И. Ткачева появлялись в газете очень часто. В 1943 г. он несмотря на бронь Союза художников СССР, позволявшую ему остаться в тылу, ушел добровольцем на фронт.

Кроме рисунков в газету, М. И. Ткачев выполнял и рисунки для листовок, которые печатались в областном центре. Именно об этом времени газета «Челябинский рабочий» писала: «Тысячи челябинцев с большим интересом рассматривают каждое новое “Окно ТАСС”, каждый новый выпуск “Боевого карандаша”. Творчество художников М. Ткачева, И. Вандышева и др. получает совершенно новое, актуальное направление, способствует их дальнейшему росту» [2].

Сатирические рисунки обличали одурманивающую демагогию средств массовой информации и разоблачали истинные цели завоевательного похода на восток немецко-фашистских полчищ. С первых дней войны в газете «Челябинский рабочий» стали печататься рисунки М. Ткачева: «Румынские солдаты идут в бой» [3], «Смерть фашизму!» (красноармеец колет штыком Гитлера-паука) [4], «В колосе каждом -грозная сила нашего фронта, нашего тыла» [5], «Раз-

бойничье гнездо» [6], «Уберем урожай до единого колоса» [7]? «Неотступная тень» [8], «Берлинское радио» [9], «Страшный суд народов над злейшим врагом человечества надвигается неотвратимо» [10], «Венгерская зарплата» [11], «Немецкая овчарка» [12], «Фашистские эрзац-науки» (рисунок подписи не имел; под таким названием была статья, к которой и был сделан рисунок.) [13], «Иди, иди, герой, себе на гибель» [14], «Разрешение вопроса о “независимости” Хорватии» [15], «Взрыв неминуем» [16], «Геббельс перестроился» [17], «Представление не удалось» [18], «Правитель Франции Петэн. Почти с натуры» [19], «Обновление» Европы» [20], «Перемена пластинки. Зачем ты, безумная, губишь» [21], «Операция местного значения» [22] и др.

Произведения М. Ткачева призывали советских людей к организации отпора врагу. Яркой образностью отличается рисунок «Своевременно уберем урожай, ни один колос не оставим в поле», на котором колосья, как штыки, протыкают убегающую фигуру Гитлера. Очень емко и точно показано, что качественная уборка урожая зерновых будет действенным ударом тружеников тыла по ненавистному врагу. Некоторые рисунки в газете в 1941 г. были выполнены как полноценные плакаты: «Нашим доблестным воинам сотни тысяч теплых вещей!» [23], «Наши силы неисчислимы!» [24] «Шептун - пособник врага» [25].

Сатирические рисунки М. Ткачева вселяли в людей уверенность в неминуемую победу советского народа. В июле был сделан рисунок «Подлый враг будет зажат в клещи», убедительно показывающий, что все народы объединяются в борьбе с фашизмом и разгром его неминуем. Первые успехи советской армии в ноябре 1941 г. вызвали к жизни остросатирический рисунок М. Ткачева «На зимних квартирах» [26]. Изображенный на рисунке гитлеровский генерал докладывает: «Многие наши части уже расквартированы под Москвой!» Дополняют слова многочисленные могильные кресты.

Сатира художника остро разила нерадивых работников предприятий города и активно пропагандировала успехи в работе. Например, когда на заводе им. Колющенко стали простаивать станки из-за нехватки металла, в газете появился рисунок, на котором руководители завода со свечой и подзорной трубой выискивают металл, не замечая, что они стоят на холме из различного рода заводского хлама, под которым «хранятся» необходимые детали, инструменты и заготовки. М. Ткачев изобразил и героя трудового форонта И. С. Шаламова, горняка шахты треста

79

«Челябуголь», награжденного орденом Трудового Красного Знамени [27].

Также активно художник работал в жанре графики и плаката в 1942 г. Рисунки этого периода отличались злободневностью и яркой образностью: «Затяжной маневр 16 немецкой армии» [28], «К оружию, славяне!» [29], «Резервы Гитлера» [30], «Геб-бельсирующие танцовшицы» [31].

Помимо рисунков в газету М. Ткачев в 1942 г. выполнил несколько плакатов: «25 годовщина Великого Октября!», «Клянусь хранить твою славу, Урал!», «Молодежь! Помогай фронту: собирай средства на танковую колонну имени Челябинского комсомола!», «Каждая тонна металла, угля, хлеба - удар по врагу. Работай по-стахановски!», «Построим танковую колонну “Челябинский комсомолец”!»

Позднее в 1942 г. в газете «Челябинский рабочий» художники, поэты и писатели стали выпускать «Окна сатиры». Одно из них (от 15 марта) было озаглавлено: «Шайка Гитлера-бандита будет в пух и прах разбита».

Двухчастная карикатура М. И. Ткачева «Фашистский крестовый поход и крестовый отход», проникнутая злой ненавистью и едкой насмешкой, рождала чувство призрения к врагу и уверенность в победе. На первом рисунке изображены бравые вояки Гитлер и Геббельс, под барабанный бой марширующие на восток, на другом - они же, побитые и опечаленные, бредут среди леса могильных крестов. В карикатуре «Миланский сапожок» (1943) выведены остросатирические образы: Гитлера, примеривающего треснувший по всем швам «итальянский сапог», и обескураженного Муссолини, латающего эту гигантскую прореху. «Неожиданность композиционного решения, смелое обращение к гиперболе помогли автору в иносказательной форме столь конкретно и убедительно раскрыть мысль о развале фашистской коалиции» [32, с. 64].

М. И. Ткачеву-карикатуристу свойственны «острое чувство времени, публицистическая острота и настоящая изобретательность... В ярких сатирических образах созданных им рисунков “Украинский

узелок”, “Неотступная тень”, “Панихида по усопшим”, “Резервы Гитлера”, “Незавидное положение, когда попадешь в окружение” (1943 г.) и десятках других художник разоблачал человеконенавистнические идеи фашизма, провал его пресловутой стратегии “блицкрига”».

В своих работах художник в нескольких точных деталях сумел передать гротескную суть своих «героев», сорвал с них маску мнимой непобедимости, страшное превратил в смешное [Там же].

Документальные наброски фронтового художника выполнены в беглой, динамичной манере участника тех событий, они с живой непосредственностью отображают различные боевые эпизоды: сцену походного быта советских солдат, разбитую фашистскую технику, поверженные немецкие города, бесконечные вереницы пленных. Исследователи творчества художника (Л. П. Байнов) отмечают лаконичную сдержанность, четкостью и изящество линий рисунков 1944-1945 гг.: «На марше», «Клятва гвардейцев», «Челябинские танки в Кенигсберге», «Остатки прусского котла», «По следам войны».

Челябинские художники М. И. Ткачев, Д. Ф. Фех-нер, А. П. Сабуров и др. создали большое количество плакатов, которые пользовались неизменным успехом у челябинцев. Всего за годы войны было выпущено 24 типографских плаката тиражом 155 тыс. экземпляров. Отдельные плакаты увеличивались до огромных панно. В создании политической графики участвовали художники А. С. Пруцких, Н. В. Никулин, И. А. Мо-чалов, П. Г. Юдаков и др. челябинцами на время войны стали художники, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Таллинна, Риги, Харькова, Киева, Кишинева, Сталинграда, Минска и других городов, которые активно работали над военной тематикой. Так, например, известный ленинградский художник Л. А. Малышев по заданию Наркомтанкпрома создал серию иллюстрированных плакатов о новых вооружениях рабоче-крестьянской Красной армии. Свое творчество художники демонстрировали на выставках, которых только в Челябинске за время войны было более десяти.

1. Ленинские искры. - 1940. - 17 мая.

2. Челябинский рабочий. - 1941. - 23 авг.

3. Челябинский рабочий. - 1941. - 4 июля.

4. Челябинский рабочий. - 1941. - 5 июля.

5. Челябинский рабочий. - 1941. - 24 июля.

6. Челябинский рабочий. - 1941. - 26 июля.

7. Челябинский рабочий. - 1941. - 30 июля.

80

8. Челябинский рабочий. - 1941. - 9 авг.

9. Челябинский рабочий. - 1941. - 15 авг.

10. Челябинский рабочий. - 1941.- 6 сент.

11. Челябинский рабочий. - 1941. - 20 сент.

12. Челябинский рабочий. - 1941. - 24 сент.

13. Челябинский рабочий. - 1941. - 25 сент.

14. Челябинский рабочий. - 1941. - 28 окт.

15. Челябинский рабочий. - 1941. - 2 нояб.

16. Челябинский рабочий. - 1941. - 14 нояб.

17. Челябинский рабочий. - 1941. - 18 нояб.

18. Челябинский рабочий. - 1941. - 19 нояб.

19. Челябинский рабочий. - 1941. - 20 нояб.

20. Челябинский рабочий. - 1941. - 6 дек.

21. Челябинский рабочий. - 1941. - 21 дек.

22. Челябинский рабочий. - 1941. - 28 дек.

23. Челябинский рабочий. - 1941. - 27 сент.

24. Челябинский рабочий. - 1941. - 1 окт.

25. Челябинский рабочий. - 1941. - 16 окт.

26. Челябинский рабочий. - 1941. - 7 нояб.

27. Челябинский рабочий. - 1942. - 31 окт.

28. Челябинский рабочий. - 1942. - 15 марта.

29. Челябинский рабочий. - 1942. - 8 апр.

30. Челябинский рабочий. - 1942. - 1 мая.

31. Челябинский рабочий. - 1942. - 6 мая.

32. Байнов, Л. П. Художники Челябинска / Л. П. Байнов. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1979.

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.