Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФРОНТ ЛЕНИНГРАДСКИХ ТЕАТРОВ'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФРОНТ ЛЕНИНГРАДСКИХ ТЕАТРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
116
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНАЯ АРМИЯ / ЛЕНИНГРАДСКИЕ ТЕАТРЫ / КУЛЬТУРНО-ШЕФСКАЯ РАБОТА / ВОИНСКИЕ ЧАСТИ / АГИТБРИГАДЫ / КОНЦЕРТЫ / АРТИСТЫ / ЭВАКУАЦИЯ / Г. МОЛОТОВ / Г. ЧКАЛОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маньков Андрей Васильевич

В статье исследуется участие артистов ведущих ленинградских театров в работе по культурно-шефскому обслуживанию красноармейцев и командиров Красной армии в 1941-1942 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTISTIC FRONT OF LENINGRAD THEATERS

The paper looks into the part played by actors from top Leningrad theaters in the cultural patronage of Red Army officers and men in 1941-1942.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФРОНТ ЛЕНИНГРАДСКИХ ТЕАТРОВ»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945 гг.

в .й

А.В. МАНЬКОВ

A.V. MANKOV

художественный фронт ленинградских театров

THE ARTISTIC FRONT OF LENINGRAD THEATERS

Сведения об авторе. Маньков Андрей Васильевич — старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, подполковник запаса, кандидат исторических наук (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье исследуется участие артистов ведущих ленинградских театров в работе по культурно-шефскому обслуживанию красноармейцев и командиров Красной армии в 1941—1942 гг.

Ключевые слова: Красная армия; ленинградские театры; культурно-шефская работа; воинские части; агитбригады; концерты; артисты; эвакуация; г. Молотов; г. Чкалов.

Information about author. Andrei Mankov — Senior Lecturer at the Humanities and Socio-economics Department of the Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budenny, Lieutenant-Colonel (res.), Cand. Sc. (Hist.) (St. Petersburg. E-mail: [email protected]).

Summary. The paper looks into the part played by actors from top Leningrad theaters in the cultural patronage of Red Army officers and men in 1941—1942.

Keywords: Red Army; Leningrad theaters; cultural patronage work; military units; agitation brigades; concerts; actors; evacuation; city of Molotov; city of Chkalov.

ОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ военно-политической работы в Вооружённых силах Российской Федерации, несомненно,требует тщательного анализа исторического опыта прошлого. В далёкие годы Гражданской войны в общественной жизни Советской России зародилась культурно-шефская работа, проводившаяся в частях Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) и на кораблях Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) артистами различных советских театров1. По мнению авторитетных петербургских учёных Г.А. Мохорова и Н.Л. Вахони-на, «в условиях развернувшейся в стране культурной революции Красная Армия превратилась в школу культурного просвещения трудящихся»2. По образному выражению председателя Московского союза композиторов советского музыкального деятеля Н.И. Челяпова, в 1930-е годы в СССР возник «музыкальный участок художественного фронта»3.

Культурно-шефская работа стала одним из секторов этого фронта. В 1930-е годы в числе активных участников культурно-шефской, или, как её ещё называли, военно-шефской работы были многочисленные театральные коллективы Ленинграда. До Великой Отечественной войны эта деятельность строилась ведущими ленинградскими театрами по небольшому количеству направлений. Во-первых, это проведение концертов в воинских частях и на кораблях, а во-вторых, помощь артистов в организации красноармейской и краснофлотской художественной самодеятельности в воинских подразделениях. Накануне войны среди наиболее эффективных организаторов военно-шефской работы были руководство и коллектив знаменитого Мариинского театра (с 1935 г. — Государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова). Кировский театр, как его именовали в городе, прочно удерживал переходящее знамя, полученное за «обслуживание

Краснознамённого Балтийского флота и частей Ленинградского военного округа в период борьбы с финской белогвар-дейщиной»4. Известные арти-сты-кировцы часто выезжали на катерах в Кронштадт для творческих встреч с краснофлотцами кораблей Морских сил РККА (с декабря 1937 г.

— Народного комиссариата ВМФ)5. Предметом особой заботы деятелей искусств стала помощь экипажу линейного корабля «Марат» в организации флотской художественной самодеятельности6. Орган комитета ВКП(б), месткома и дирекции Государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова

— газета «За советское искусство» отмечала, что, «несмотря на трудности обслуживания линкоровцев, всё же мы свои обязательства перед ними выполняем»7.

С началом войны с гитлеровской Германией и её сателлитами в деятельности ленинградских театров главным направлением стало создание агитбригад. Опыт обра-

в и

Ж • ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941

-1945 гг__

зования и функционирования в Кировском театре высокомобильных концертных групп для обслуживания воинских частей и кораблей, находившихся далеко от Ленинграда, которые назывались агитбригадами, имелся ещё до войны.

Это движение получило бурное развитие в конце 1930-х годов, когда театральные концертные бригады активно посещали с творческими целями воинские части и полевые лагеря РККА. «За советское искусство» писала: «Коллек-

тив работников Кировского театра имеет большой опыт шефства над РККА и Военно-морским флотом. На оз. Хасан и на Тихоокеанском флоте, в заснеженных лесах Карельского перешейка на фронте борьбы с белофиннами — всюду, где появлялись наши бойцы, им сопутствовали наши артисты»8. Действительно, молодые артисты оперы и балета в 1937 году выезжали в Забайкалье, где они выступали перед красноармейцами, командирами и членами их

семей в Читинском гарнизоне, а также работали в воинских частях на маньчжурской и монгольской границах9. В 1939 году во время боевых действий на Карельском перешейке в ходе Советско-финляндской войны в театре были созданы 32 бригады дальнего следования10.

В первые дни гитлеровской агрессии подобных театральных групп стало ещё больше, а их деятельность приобрела новые формы. Так, в период объявленной мобилизации орденоносный коллектив организовал работу концертных бригад по обслуживанию призывных пунктов. По плану на первые три дня было намечено провести 12 концертов, но фактически артисты провели 23 концерта, в которых приняли участие 158 творческих работников театра11.

Газета «За советское искусство» подчёркивала, что это «необходимое сейчас начинание разворачивается интенсивно». В концертные бригады включили коллективы хора, кордебалета и оркестра. С большим подъёмом в этих концертах выступали популярные мастера искусств: народный артист СССР П.З. Андреев, народный артист РСФСР П.М. Журавленко, С.И. Мигай, заслуженный деятель искусств В.К. Павловская, Д.И. Похитонов, заслуженный деятель искусств РСФСР Н.Н. Середа, артисты И.А. Нечаев, А.Н. Ульянов, О.П. Мун-галова, талантливый дирижёр О.М. Брон и многие другие мастера12.

С началом войны Кировский театр также оперативно взялся за дело культурного обслуживания бойцов, находившихся на передовой. За полтора месяца коллектив дал на фронте и в Ленинграде свыше 350 концертов13. Некоторые артисты совмещали театральную работу и службу на объектах ПВХО (противовоздушной и химической обороны) города. 28 июня 1941 года газета «За советское искусство» писала: «Сегодня но-

в

и

А.В. МАНЬКОВ. Художественный фронт ленинградских театров •

чью мы выполняли боевую задачу, а в 10 часов утра давали концерт для вновь прибывших бойцов. Винтовки стоят в козлах на сцене, подсумки с патронами на себе, противогазы тоже: тревога и мы — вновь готовы выполнять любое задание. Сил не жалели. Ваш труд — труд искусства охраняют зорко бойцы РККА и чекисты НКВД. Победа за нами, фашизм будет раздавлен!»14.

В культурно-шефской работе участвовал и другой известный ленинградский театр — Театр драмы имени А.С. Пушкина. Так, 8 октября 1941 года Пушкинский театр, как его называли в народе, получил наряд № 6 на выделение художественных бригад для обслуживания мобилизационных пунктов РВК15. Один из мобилизационных пунктов находился на Комсомольском проспекте в доме № 80. Концерт должен был состояться в 20 ч 30 мин. В состав бригады были включены артисты Ю.В. Островский, Г.И. Соловьёв и Н. Разуваев. Помимо концерта на мобилизационном пункте артисты Пушкинского театра «выступили индивидуально в Эвакуационном госпитале № 1249». Как было написано в отзыве,коллектив госпиталя с удовлетворением встретил концерт. Командование госпиталя в лице его комиссара, подписавшего документ, вынесло благодарность коллективу театра и выразило желание постоянной творческой связи16.

Гитлер люто ненавидел Ленинград — «оплот славянского духа и большевизма». 8 сентября 1941 года кольцо окружения сомкнулось, началась трагическая блокада города трёх революций. Ещё до блокады большинство крупных ленинградских учреждений культуры выехали в различные города страны. Так, 19 августа 1941 года начал своё перемещение в г. Молотов (ныне — Пермь) Кировский театр. Вместе с ним были эвакуированы педагоги, старшие воспитанники и сотрудники Ленинградского

хореографического училища (ЛХУ) (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой. — Прим. авт.), в котором накануне нападения фашистов прошли выпускные экзамены.

Очередной номер газеты «За советское искусство» (№ 24) 13 сентября 1941 года вышел уже в типографии «Звезда» в Предуралье. Передовая статья выпуска очень символично называлась «Боевые задачи нашего театра». В ней секретарь бюро партийной организации театра заслуженный артист РСФСР Б.М. Фрейдков писал: «Сезон 1941—1942 гг. Ленинградский Государственный ордена Ленина Академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова открывает в гор. Молотове. Основным и ведущим моментом работы театра должно быть её полное подчинение нуждам военного времени... Мы, советские актёры, кровь от крови, плоть от плоти советского народа, являемся бойцами идеологического фронта, которые помогают ковать победу фронту боевому. Военно-шефская работа нашего театра должна быть поставлена так, чтобы театр с чистой совестью продолжил в этом деле свои славные традиции. Свыше 350 концертов

было дано для бойцов с момента объявления войны»17.

В номере также было указано: «Сейчас театру предстоит широко развернуть военно-шефскую работу в г. Молотове. Театр будет непосредственно шефствовать над воинскими частями. Независимо от этого будет вестись централизованно большая работа через Молотовский гарнизонный Дом Красной Армии»18. В начальные дни работы в Молотове администрация театра сообщала, что «первым концертам будет предпослано краткое вступительное слово о прошлом и настоящем нашего театра. В дальнейшем тематические концерты будут сопровождаться соответствующими пояснениями»19.

13 сентября 1941 года в Молотове открылся новый театральный сезон. Пермские зрители смогли увидеть на сцене местного оперного театра все лучшие отечественные балеты и оперы, подготовленные Кировским театром. Вступительными спектаклями, сыгранными 13 и 14 сентября 1941 года ленинградскими артистами в новых условиях, стали опера «Иван Сусанин» и балет «Лебединое озеро». В наши дни, очевидно, представляет интерес репертуар Кировского театра в стартовую неделю

К.И. Шульженко и В.Ф. Коралли с сыном в составе фронтового джаз-оркестра

в и

Ж • ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941

-1945 гг__

Прима-балерина Кировского театра А.Я. Шелест

нахождения в Предуралье в сентябре 1941 года. С первых дней артисты-кировцы предложили командирам, политработникам и красноармейцам, а также всем жителям Моло-това и Молотовской области всё богатство своего творческого арсенала, в частности:

13 сентября — открытие сезона, опера «Иван Сусанин»;

14 сентября — балет «Лебеди-

ное озеро»; 16 сентября — опе-

ра «Иван Сусанин»; 17 сентя-

бря — опера «Евгений Онегин»;

18 сентября — балет «Баядер-

ка»; 19 сентября — опера «Риголетто»; 20 сентября — опера «Иван Сусанин».

Руководство орденоносного театра также подчеркнуло, что, кроме того, в Молотове будет постоянно работать выездная военно-шефская бригада, состав которой должен меняться. 21 сентя бря 1 941 года артисты театра провели в Доме Красной армии большой концерт, перед которым состоялось торжественное принятие шефства над местными воинскими частями20.

22 января 1942 года в г. Березники Молотовской области начал свои спектакли Ленинградский государственный театр юных зрителей (ТЮЗ). Он приехал в Прикамье в полном творческом составе во главе с художественным руководителем театра народным артистом РСФСР, орденоносцем А.А. Брянцевым21.

Первой постановкой коллектива ТЮЗа в эвакуации стал спектакль «Кот в сапогах». «За советское искусство» писала: «В текущем сезоне театр покажет младшему зрителю свои основные спектакли: пьесу-сказку В. Каверина «Ка-щей», инсценировку повести М. Твена «Том Сойер», пьесу И. Всеволожского «Детство маршала» о детских годах Маршала Советского Союза С.М. Будённого22.

16 сентября 1941 года состоялась первая репетиция в г. Чкалове (современный Оренбург) коллектива другого знаменитого ленинградского театра. Ордена Ленина Академический малый оперный театр (тогда его сокращённо именовали МАЛЕГОТ. — Прим. авт.) убыл в эвакуацию одновременно с Кировским. 20 сентября должны были начаться его спектакли на сцене Летнего театра в Чкалове, но из-за резкого похолодания работа театра после спектаклей «Черевички» П.И. Чайковского и «Цыганский барон» И. Штрауса была прервана. Полноценный сезон открылся только 21 октября опереттой Штрауса. До 1 ноября были даны шедшие в Ленинграде постановки «Черевички», «Травиата», «Тоска» и «Севильский цирюльник»23.

Государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы имени А.С. Пушкина был эвакуирован в Новосибирск, где к июню 1942 года дал 209 спектаклей, обслужив 210 798 зрителей.

За шесть месяцев работы в эвакуации театр возобновил в новых составах 12 постановок основного репертуара и показал 4 премьеры, полностью осуществлённых в Новосибирске. Это такие постановки, как «Мой сын» Ш. Гергеля и О. Литовского, «Мстислав Удалой» И. Прута, «Накануне» А. Афиногенова и «Стакан воды» Э. Скриба24.

В июне 1942 года директор театра Г.М. Пущанский писал в газете: «За полгода работы в Новосибирске артисты театра провели в воинских частях и госпиталях свыше 1300 индивидуальных выступлений, 232 шефских концерта и спектакля. В фонд обороны страны собрано более 55 000 рублей. Цель — постройка эскадрильи "Советский артист". На Ленинградский фронт было направлено 120 посылок-подарков, приобретённых на средства работников театра. В настоящее время театр приступил к постановке монументально-

Здание Кировского театра, повреждённое авиабомбой в сентябре 1941 г.

в

и

А.В. МАНЬКОВ. Художественный фронт ленинградских театров •

го историко-патриотическо-го спектакля "Иван Грозный" А.Н. Толстого»25.

Каковы были основные итоги военно-шефской работы Кировского театра в особых условиях нового сезона? По данным театра, за время пребывания коллектива в Молото-ве с 15 сентября 1941 по 1 июня 1942 года артистами были проведены 558 шефских концертов. Из них 407 концертов даны в госпиталях, 148 — в воинских частях, 3 — на агитпунктах26.

В отчёте обкома Союза работников искусств Пермскому обкому ВКП(б), подготовленном к первой годовщине со дня начала войны, сообщалось, что на 22 июня 1942 года артисты театра дали 559 шефских концертов. «Проводится большая работа, — говорилось в отчёте, — по обслуживанию в госпиталях палат с тяжелоранеными бойцами путём проведения читок художественных произведений, а также концертов, количество выступлений которых не поддаётся учёту. Например, Ленинградский театр им. С.М. Кирова с декабря по май ежедневно давал концерты в палатах тяжелораненых... помимо концерта, даваемого на основной площадке»27.

В трудные военные годы не прекращалась гастрольная деятельность ленинградских театров. Так, 16 мая 1942 года в Свердловске (ныне — Екатеринбург) в помещении Театра оперы и балета имени А.В. Луначарского открылись гастрольные вечера артистов балета Кировского театра. Переполненный зал восторженно встретил знаменитых ленинградских мастеров искусств: народную артистку РСФСР, орденоносца Г.С. Уланову и заслуженного деятеля искусств, орденоносца Н.М. Дудинскую, заслуженную артистку, орденоносца Ф.И. Балабину, заслуженную артистку РСФСР, орденоносца Т.М. Вечеслову и К.М. Сергеева. Программу вела балерина театра и будущий историк балета М.Х. Фран-гопуло28.

Зимой 1942 года работники Кировского театра начали выезжать на фронт. Так, артисты составили основу двух бригад, ездивших в январе—апреле 1942 года для культурного обслуживания бойцов, командиров и политработников Северо-Западного фронта29. Летом 1942 года для обслуживания бойцов, командиров и политработников РККА непосредственно на боевых позициях Кировским театром были сформированы ещё две бригады, которые выехали на фронт 15 июня 1942 года. В состав первой бригады вошли народный артист РСФСР, орденоносец П.М. Журавленко (художественный руководитель), Е.В. Колотилов (бригадир). Состав второй бригады возглавили заслуженный артист, орденоносец Г.Н. Орлов и заслуженный деятель искусств, орденоносец Е.В. Вольф-Израэль (бригадир)30.

Находясь в эвакуации, помимо выступлений перед красноармейцами артисты и другие работники театра принимали большое участие в сборе средств в фонд обороны страны. Так, свыше 200 человек заявили об отчислении в этот фонд своего однодневного заработка ежемесячно до окончания войны. Работники театра возвратили государству свыше 100 тыс. рублей облигациями госзайма. Народный артист республики, орденоносец певец П.М. Журавленко внёс в фонд обороны страны золотые часы. Ценные золотые часы отдал государству заслуженный артист, орденоносец Н.Н. Середа. Заслуженный артист, орденоносец балерина Т.М. Вечеслова внесла в фонд обороны несколько золотых украшений с бриллиантами, заслуженный артист А.К. Ульянов — различные серебряные вещи. Около 0,5 кг серебра сдал дирижёр театра П.Э. Фельд. Заведующий постановочной частью Ю.П. Шен-тяков также сдал значительное количество серебра. «За советское искусство» констатировала: «Ценные вещи

Ленинградская балерина Н.Б. Ястребова. Ученица А.Я. Вагановой. В годы войны оставалась в Ленинграде и выезжала на фронт в составе концертных бригад

— золотые, серебряные, драгоценные камни сдали многие другие товарищи. Сбор средств в фонд обороны страны продолжается»31.

В то же время ряд известных театральных коллективов оставались в осаждённом городе на Неве. Одним из таких оказался Ленинградский театр музыкальной комедии, который ни на один день не прекратил своих спектаклей в

Народная артистка СССР Г.С. Уланова

в и

Ж • ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941

-1945 гг__

Прима-балерина Кировского театра Т.М. Вечеслова

Ленинграде. Постоянно выезжал на Ленинградский фронт джаз-оркестр, который возглавляли звёзды ленинградской эстрады 1930-х годов К. Шульженко и В. Коралли32. Коллектив выступал и на сцене Ленинградского Дома Красной армии.

Интересно, что многие артисты эвакуированного Кировского театра по разным причинам задержались в осаждённом городе. Например, некоторые из мастеров балета приехали в Молотов и соединились с театром только в 1942 году. Так, 30 мая 1942 года газета «За советское искусство» сообщила, что приступили к работе приехавшие из Ленинграда народная артистка РСФСР А.Я. Ваганова, заслуженная артистка РСФСР Е.Э. Бибер, солисты балета А.Я. Шелест, В.В. Соловьёв, П.М. Бакланов33.

Итак, в годы Великой Отечественной войны культурно-шефская работа, которая проводилась в особых условиях, получила мощный импульс для своего развития. Уже в первые дни немецко-фашистской агрессии в Ленинграде были созданы театральные бригады для обслуживания

мобилизационных пунктов и госпиталей. Находясь в отдалённой эвакуации, театры организовывали шефство над воинскими частями местных гарнизонов, артисты массово выезжали на фронт в составе агитбригад, при этом по-прежнему проводились гастроли на свободной от оккупации советской территории. Некоторые артисты и работники театра сдавали деньги и драгоценности в Фонд обороны страны.

Несомненно, Великая Победа 1945 года явилась результатом героического труда как на фронте, так и в тылу, как военнослужащих, так и людей, вроде бы далёких от военной службы. Среди тех, кто своей работой приближал Парад Победы на Красной площади в Москве, оказались советские артисты, в частности представители ведущих театральных коллективов г. Ленинграда. Ленинградские театры, как ударные армии, воевали на «художественном фронте», а режиссёры и артисты, среди которых находились звёзды ленинградских театров 1930— 1940-х годов, стали его солдатами, независимо от пола и возраста. Благодаря эвакуации театров жители провинциальных городов страны приобщились к лучшим произведениям мировой и национальной культуры.

Опыт культурно-шефской работы в годы войны является замечательным примером эффективного взаимодействия лучших учреждений культуры и воинских коллективов в деле нравственного и эстетического воспитания российских военнослужащих.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лаюк Е.М. Военно-шефская работа в СССР (1922 — июнь 1941 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.: Военный университет, 2007.

2 Мохоров Г.А., Вахонин Н.Л. Культурно-просветительная работа в Красной армии в межвоенный период // Развитие военной педагогики в XXI в.: материалы

VI межвузовской научно-практической конференции. СПб.: ВАС, 2019. С. 652.

3 Челяпов Н. Музыкальный фронт к XVII партсъезду // Советская музыка. 1934. № 1(12). С. 11.

4 Лучшее — советскому бойцу // За советское искусство. 1941. № 24(170). 13 сентября.

5 Встреча с краснофлотцами // Там же. 1939. № 15(107). 5 июня.

6 Так нужно работать // Там же. 1936. № 9(37). 23 февраля.

7 Крепим связь с подшефниками // За советское искусство. 1936. № 9(37). 23 февраля.

8 Боевые задачи нашего театра // Там же. 1941. № 24(170). 13 сентября.

9 Чулицкая М. Наша шефская поездка // Там же. 1937. № 9(62). 15 июня.

10 На страже советских границ // Там же. 1941. № 5(161). 22 февраля.

11 Обслуживание мобилизационных пунктов // Там же. 1941. № 23(179). 28 июня.

12 Там же.

13 Лучшее — советскому бойцу.

14 Письмо с фронта // Там же. 1941. № 23(169). 28 июня.

15 Фонды Санкт-Петербургской театральной библиотеки. Ф. 5. Д. 76.

16 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Боевые задачи нашего театра.

18 Лучшее — советскому бойцу.

19 Там же.

20 Там же.

21 Привет юбиляру! // За советское искусство. 1942. № 2(173). 5 марта.

22 Там же.

23 В Чкалове // За советское искусство. 1942. № 2(173). 5 марта.

24 Государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы имени Пушкина // Там же. 1942. № 4(175). 15 июня.

25 Там же.

26 К итогам шефской работы // За советское искусство. 1942. № 4(175). 15 июня.

27 Пермский государственный архив новейшей истории. Ф. 105. Оп. 12. Д. 159. Л. 28, 28а.

28 Балетные вечера в Свердловске // За советское искусство. 1942. № 3(174). 30 мая.

29 К итогам шефской работы.

30 Новые фронтовые бригады // За советское искусство. 1942. № 4(175). 15 июня.

31 В фонд обороны страны // Там же. 1941. № 24(170). 13 сентября.

32 Фонды Санкт-Петербургской театральной библиотеки. Ф. 5. П. 31. Л. 5.

33 Хроника // За советское искусство. 1942. № 3(174). 30 мая. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.