4
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
В
К
ВОЕННО-ШЕФСКАЯ РАБОТА
МАСТЕРОВ ИСКУССТВ
в годы великой Отечественной войны
23 июня 1941 года в Москве состоялся IV пленум Центрального комитета Профессионального союза работников искусств (ЦК Рабис), определивший задачи военно-шефской работы в условиях начавшейся Великой Отечественной войны. Участники пленума — известные деятели культуры призвали мастеров искусств к организации фронтовых артистических бригад. Обращение нашло горячий отклик среди творческих работников страны. Они выступали на призывных пунктах, в госпиталях, выезжали на фронт. Итоги первого года шефской работы (июль 1941 — июнь 1942 г.) подведены в докладной записке ЦК профсоюза, направленной в Секретариат ВЦСПС. Работниками искусств за этот период было проведено свыше 150 тыс. концертов. Участвовали в них Л.А. Русланова, Л.О. Утесов, К.И. Шульженко, другие артисты. Представленные документы — лишь малая часть хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации отчетов фронтовых артистических бригад о концертах на боевых позициях, в госпиталях, писем бойцов и командиров мастерам искусств с благодарностью за выступления перед фронтовиками.
Из отчета руководителя военно-шефской комиссии МХАТ*
6 июня 1942 г.
За время с 22 июня по 13 октября 1941 г, до выезда МХАТ из Москвы в Саратов, театром было дано 126 концертов. За это же время в помещении театра состоялось 9 шефских спектаклей, в репертуар которых вошли пьесы «Враги», «Любовь Яровая», «Анна Каренина», «Три сестры», «Школа злословия», «Пиквикский клуб».
Военно-шефская работа МХАТ в Саратове началась 28 октября, за 2 недели до открытия спектаклей МХАТ За семь месяцев, т.е. по 1 июня театр регулярно обслуживает госпитали г. Саратова, агитпункт и воинские части. С 1 января театр дает ежемесячно шефские спектакли. Помимо концертов в госпиталях небольшие бригады артистов МХАТ шесть раз в неделю проводят чтения в двух-трех палатах двух под-
шефных госпиталей для лежачих больных. За этот же период МХАТ дал 7 платных спектаклей и концертов на постройки танковой колонны, эскадрильи самолетов, покупку теплых вещей и на подарки бойцам Красной армии. К 23 февраля и 1 мая помимо посылки подарков на фронт были переданы подарки в подшефные госпитали [...]
Итог работы в Саратове с 1 ноября 1941 г. по 1 июля 1942 г. следующий: концертов 268 (для частей Красной армии — 60, в госпиталях — 167, в агитпунктах — 41).
Председатель военно-шефской комиссии МХАТ Е.В. КАЛУЖСКИЙ
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5508. Оп. З. Д. 20. Л. 26.
* Стиль документов сохранен.
Отзыв о концертах бригады артистов ГАБТ Союза ССР
Бригада с 17 августа по 9 сентября 1942 г. дала 28 концертов, на которых присутст-
вовало более 15 тысяч красноармейцев, командиров и политработников, главным образом с передовой линии фронта. Все концерты в частях армии прошли на высоком художественном и идейно-политическом уровне. Бойцы и командиры выносили глубокую и чистосердечную благодарность артистам за прекрасные концерты.
Как правило, концерты заканчивались митингами, на которых выступали бойцы, уже закаленные в боях. Они давали клятву бить врага беспощадно до полного разгрома. Товарищ Звягина1 была не только хорошим руководителем и организатором фронтовой концертной бригады, но и пламенным политическим агитатором. Ее выступления после концертов были всегда основным поводом для митингов
Политотдел Н-ской армии.
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5508. Оп. 3. Д. 359. Л. 113. Копия.
Приказ начальника Политического управления Воронежского фронта № 834
13 ноября 1942 г.
Действующая армия
Бригада артистов Всесоюзного гастрольного концертного объединения под руководством Гаркави2 проделала исключительно большую и полезную работу по художественному обслуживанию бойцов, командиров и политработников частей фронта.
Бригада работала все время на передовом крае в исключительно сложных и тяжелых условиях, часто под обстрелом вражеской авиации, артиллерии и минометов, проводя свои концерты в блиндажах и
i
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • www.mil.ru • № 5 2007
i
27
окопах, в дождь и в наступившую зимнюю стужу.
Несмотря на трудности, рискуя жизнью, бригада дала 54 концерта.
Нередко выступления коллектива артистов переходили в митинги, ободрявшие бойцов и поднимавшие боевой дух и еще большие силы на истребление ненавистного врага.
За самоотверженную работу на фронте, за большую художественно-политическую работу передаю от бойцов, командиров и политработников частей фронта всему коллективу бригады артистов под руководством тов. Гаркави красноармейское фронтовое спасибо и объявляю благодарность.
Желаю участникам коллектива плодотворной работы и новых творческих успехов на благо нашей Победы над заклятым врагом — немецко-фашистскими захватчиками.
Начальник Политического управления Воронежского фронта бригадный комиссар С. ШАТИЛОВ
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5508. Оп. 3. Д. 50. Л. 78. Машинописная копия.
Письмо начальника эвакогоспиталя № 1941 народному артисту РСФСР Владимиру Дурову3
5 октября 1943 г
Офицеры и бойцы, находящиеся на излечении в эвакогоспитале 1941, сердечно благодарят Вас и весь Ваш коллектив за ту огромную радость, которую Вы доставили раненым воинам-фронтовикам.
Организованный Вами во дворе госпиталя выездной спектакль, в котором принял участие весь Ваш коллектив со всеми четвероногими питомцами, прошел с исключительно высоким художественным мастерством и слаженностью всего Вашего коллектива.
В течение многих месяцев, защищая с оружием в руках нашу землю от фашистских захватчиков, наши воины, проходя лечение в госпитале, благодаря Вашему выступлению чувствуют великую заботу со стороны актеров, и это вселяет в них новые силы и способствует быстрейшему выздоровлению и возвраще-
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
нию в строй для ускорения полного разгрома врага.
Желаем Вам дальнейшей плодотворной работы и максимального обслуживания раненых фронтовиков.
Начальник ЭК 1941 подполковник ЯКУБСОН От имени офицеров и бойцов
Чита. 1943 г Октября 5 дня.
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5508. Оп. 3. Д. 50. Л. 177.
Из письма народной артистке РСФСР М.С. Гольдиной4
14 января 1944 г.
Со времени Вашего отъезда мы прошли с боями через всю Орловскую область и форсировали Оку, Десну, Сож. Мы с боями вышли к могучему Днепру. Вы бы посмотрели, с каким ликованием, с какой радостью наши воины встретили это событие. Офицеры, сержанты и рядовые обнимали, поздравляли друг друга с победой. Стихийно возникали песни. Все, что знали о Днепре, все было перепето.
А. СВИРИН, начальник политотдела гвардейской стрелковой дивизии
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5508. Оп. 3. Д. 370. Л. 9.
Письмо главврача больницы имени Боткина артистам Малого театра
2 марта 1944 г.
Государственный ордена Ленина
Академический Малый театр.
Директору т. Шаповалову Л.Е. Секретарю парткома т. Гаврилову А.М.
21 февраля [1944 г.] в больнице имени Боткина артисты Государственного ордена Ленина Академического Малого театра в честь 26-й годовщины Красной армии и Военно-морского флота дали концерт. 46 актеров этого театра разбились на группы, сумели обслужить 134 отделения в 150 палатах, тем самым обеспечив своим обслуживанием более 90 проц. больных и раненых военнослужащих. Своей исключительной игрой артисты оставили замечательное впечатление, и больные бойцы и офицеры бурными овациями благодарили их. Игра актеров заставила их забыть о своих ранениях. Особенно понравилась иг-
ра народной артистки СССР, лауреата Сталинской премии Е.Д. Турчаниновой5, народного артиста РСФСР, лауреата Сталинской премии Н.А. Светло-видова6, народного артиста РСФСР А.В. Полякова и др. Актеры исполняли ряд отрывков из произведений А.Н. Островского «На бойком месте», «На всякого мудреца довольно простоты» и др.
Наряду с обслуживанием раненых и больных в отделениях артисты Малого театра дали большой концерт в клубе больницы для выздоравливающих и медицинских работников.
Зам.главврача по политчасти ВОСКРЕСЕНСКИЙ
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5508. Оп. 3. Д. 21. Л. 24.
Из справки о работе Ленинградского государственного областного театра оперетты
Апрель 1944 г.
Город переживал трудные времена. Замкнулось кольцо вражеской блокады. Работа театра проходила в неимоверно тяжелых условиях осажденного города, варварски обстреливавшегося немецкой артиллерией и подвергавшегося по нескольку раз в день бомбардировке фашистскими самолетами. Тем не менее, вооружаясь хладнокровием, актеры не прерывали действия на сцене до тех пор, пока в зале оставались зрители, а в антрактах и после спектакля, пренебрегая усталостью, присоединялись к пожарным и санитарным звеньям своего объекта, тушили зажигательные бомбы на крыше и оказывали первую помощь раненым. Поздно вечером пешком добирались домой, не раздевались, дабы по сигналу воздушной тревоги занять место в соответствующем звене охраны своего дома, проводили тревожную ночь в нетопленной комнате. На следующее утро, истощенные голодом, но бодрые сознанием своей полноценности, принимались за новый трудовой день.
С 22 июня 1941 г. по 1 апреля 1944 г. коллективом театра дано 475 шефских концертов и 22 шефских спектакля.
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5508. Оп. 3. Д. 18. Л. 2.
в
Н.С. ЗЕЛОВ. Военно-шефская работа мастеров искусств в годы Великой Отечественной войны И
Отчет о работе концертно-фронтовой бригады Московской консерватории и Театрального училища имени Щепкина
Сентябрь 1944 г.
Бригада выехала из Москвы 7 августа 1944 г., на место назначения прибыла 11 августа. Командование 3-го Прибалтийского фронта приняло нас очень радостно, после тяжелой дороги дало возможность немного отдохнуть, и 13 августа мы начали нашу концерт-но-фронтовую работу.
По 1 сентября обслуживали тыл фронта, госпитали и части, находящиеся на отдыхе после тяжелых боев. Для частей тыла и фронта дали 22 концерта.
После обслуживания тыла фронта мы переехали на работу в 1-й эшелон, где обслуживали части, непосредственно ведущие бои с немецкими захватчиками. Для частей фронта дали 35 концертов, где работали до 23 сентября. Специально были вызваны из одной воинской части на концерт в г. Выру, где дали концерт для командования 3-го Прибалтийского фронта. На концерте были Маршал Советского Союза т. Василевский, командующий 3-м Прибалтийским фронтом т. Масленников, Военный совет и весь генералитет. Концерт прошел с большим подъемом. После концерта начальник Политуправления фронта — генерал Ло-бачев вынес благодарность всему составу бригады от имени т. Васи левского и командования фронта за хороший культурный концерт.
[...] Наши концерты вдохновляли бойцов и командиров. После концертов командование благодарило участников бригад за хороший, культурный отдых, часто возникали беседы, митинги.
На обратном пути в Ленинграде дали отчетный концерт в Ленинградском Доме Красной армии, а также обслужили несколько частей Ленинградского фронта. Всего бригада дала 60 концертов.
Бригадир А. ФРАНК
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5508. Оп. 3. Д. 50. Л. 57.
Письмо работников Свердловского театра оперы и балета имени А.В. Луначарского бойцам Красной армии
1944 г. Дорогие товарищи!
В октябре 1943 г. Свердловский государственный театр оперы и балета имени А.В. Луначарского передал 10-му гвардейскому Уральскому добровольческому корпусу 2 самоходных орудия «Иван Сусанин» и «Александр Суворов», приобретенные на средства, собранные коллективом.
Коллективу стало известно, что «Александр Суворов» геройски погиб в боях за освобождение нашей великой Родины от немецко-фашистских захватчиков. Горя желанием всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами помогать нашей Красной армии в окончательном разгроме ненавистного врага, коллектив театра передает вам, на смену геройски погибшему самоходному орудию, другое, за которым сохраняем имя Александра Суворова.
Сусанины и Суворовы не умирают и никогда не умрут, они будут жить в веках на страх врагам в героизме нашей доблестной Красной армии и всего многонационального советского народа.
Вперед, дорогие товарищи, до окончательного разгрома ненавистного врага.
Да здравствует наша победоносная, доблестная Красная армия!
Да здравствует вождь и организатор наших исторических побед, несущих всему человечеству освобождение от фашистского варварства — великий Маршал Советского Союза, наш дорогой и горячо любимый товарищ Иосиф Виссарионович Сталин!
По поручению коллектива Свердловского Государственного театра оперы и балета им. А.В. Луначарского вручили машину.
Директор театра АРКАНОВ, художественный руководитель театра нар[одный] артист РСФСР и УССР МАРГУЛЯН,
секретарь парторганизации МУХЛЯНИН.
Председатель МК КЛИМИН
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5508. Оп. 1. Д. 38. Л. 86.
Отчет
военно-шефской комиссии
Московского обкома профсоюза работников искусств
1945 г.
В госпитали неоднократно выезжали ведущие мастера искусств, как то: народные артисты республики Барсова7, Михайлов8, заслуженные артисты республики Светлови-дов, Гоголева9, Аксенов10, Зуе-ва11, Орфенов, Пермяков и другие. Всего проведено 459 концертов. Камерный театр выезжал со спектаклями «Дама-невидимка», «Замужняя невеста», Театр имени Моссовета — «Не все коту масленица», Государственный академический Малый театр — «Стакан воды», Центральный детский театр — «Шутники» и др. 3 раза проведен «День культурного отдыха раненого бойца». Артисты оказали помощь по оформлению клубных площадок, ремонту помещений, консультации художественной самодеятельности.
Малый театр в госпитале № 1072 обслужил 2000 бойцов и офицеров. Театр дал спектакль «На бойком месте» под руководством народного артиста республики Полякова. Театр Станиславского — шеф госпиталя № 3411, ГАБТ — госпиталя № 3410.
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5508. Оп. 3. Д. 21. Л. 157.
Краткие производственно-творческие
и общественные характеристики на активистов военно-шефской работы, представленные в ЦК Рабис
1945 г.
АНИКЕЕВ С.М.12
В период с 22 июня по 16 октября 1941 г. и с 25 декабря 1941 г. по 25 января 1942 г. т. Аникеев помимо своей основной творческой загрузки ведущего артиста Московского театра оперетты становится одним из самых активных деятелей массовой военно-шефской работы, организуя художественное обслуживание частей Красной армии, и выступал как исполнитель на вокзалах, агитпунктах и призывных пунктах, в госпиталях г. Москвы.
По распоряжению Моссовета т. Аникеев принимает активное участие в создании филиа-
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • www.mil.ru • № 5 2007
ла Московского театра оперетты, формировании труппы и обеспечении художественного обслуживания населения.
Получил ряд благодарностей от частей, госпиталей Красной армии, Советского райисполкома (г Москва), где ведет большую работу как член культсек-ции. Награжден почетной грамотой Комитета по делам искусств при СНК Союза и ЦК Ра-бис за отличное обслуживание частей Красной армии в период Великой Отечественной войны.
Зам. директора Московского театра оперетты ГРИНБЕРГ,
секретарь парторганизации АЛЧЕВСКИЙ, председатель месткома ГЕДРОЙЦ
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5508. Оп. 3. Д. 165. Л. 39. * * *
ДОРОХИН Н.И.13
С первых дней Великой Отечественной войны тов. Н.И. До-рохин участвует в обслуживании призывных пунктов, госпиталей и частей Красной армии и в шефских бригадах МХАТ и, кроме того, возглавлял фронтовые бригады МХАТ За время Отечественной войны тов. Н.И. Дорохин девять раз выезжал в действующие части Красной армии на различные пункты, в том числе и в действующие части Военно-морского флота.
За свою исключительно активную работу тов. Н.И. Доро-хин имеет благодарности в приказах по политуправлениям фронтов, а также отдельных частей и подразделений.
Директор МХАТ им. Горького В.Е. МЕСХЕТЕЛИ, секретарь парторганизации МХАТ им. Горького народный артист СССР М.И. ПРУДКИН, председатель месткома И.С. МОРОЗОВ
25 апреля 1945 г.
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5508. Оп. 3. Д. 21. Л. 178. * * *
ОБУХОВА Н.А.14
Исключительно отзывчивое отношение к участию в военно-шефских концертах за весь период Отечественной войны. Активно принимает участие по сей день в военно-шефских концертах. Исключительные отзывы и благодарность в приказах воинских частей.
Н.ОЗЕРОВ"
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5508. Оп. 3. Д. 88. Л. 10.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Звягина Сусанна Николаевна
(р. в 1918) — артистка балета. Заслуженная артистка РСФСР (1958). По окончании Московского хореографического училища работала в Большом театре (1937— 1961). Характерная танцовщица. В годы войны руководила фронтовой концертной бригадой. Окончила в 1966 г. театроведческий факультет ГИТИСА.
2 Гаркави Михаил Наумович (1897—1964) — конферансье. Выступал на сцене Камерного театра в 1919—1922 гг., затем Московского детского театра. С 1928 г. выступал только как конферансье. Артист большого обаяния, вызывал к себе внимание и симпатии зрителей.
3 Дуров Владимир Григорьевич (1909—1972) — артист цирка, дрессировщик, народный артист СССР, внучатый племянник В.Л. Дурова.
4 Гольдина Мария Соломоновна (1899—1970) — певица (меццо-сопрано), народная артистка РСФСР (1941), с 1923 г. — солистка Оперной студии Большого театра, с 1926 г. — Оперной студии К.С. Станиславского, с 1928 г. — Оперного театра им. К.С. Станиславского, с 1941 г. — Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Среди ролей — Марина Мнишек («Борис Годунов») Мусоргского.
5 Турчанинова Евдокия Дмитриевна (1870—1963) — актриса, народная артистка СССР (1943), с 1891 г. — в Малом театре. Лауреат Государственной премии СССР (1943, 1948). Выдающаяся исполнительница ролей старух в пьесах А.Н. Островского.
6 Светловидов Николай Афанасьевич (1889—1970) — актер, народный артист СССР (1965). На сцене — с 1909 г., в Малом театре — с 1933 г. Лауреат Государственной премии СССР (1942, 1949).
7 Барсова (Владимирова) Валерия Владимировна (1892—1967) — певица (сопрано), народная артистка СССР (1937). Солистка Большого театра в 1920—1948 гг., профессор Московской консерватории с 1952 г. Лауреат Государственной премии СССР (1941). Многие годы была председателем правления Центрального дома работников искусств.
8 Михайлов Максим Дормидонто-
вич (1893—1971) — певец (бас), народный артист СССР (1940), солист Большого театра в 1932—1956 гг. Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1942). Среди партий — Сусанин («Иван Сусанин» М.И.
Глинки), Кончак («Князь Игорь» А.П. Бородина).
9 Гоголева Елена Николаевна
(1900—1993) — актриса, народная артистка СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Государственной премии СССР (1947, 1948, 1949). С 1918 г. выступала в Малом театре. Среди ролей — Любовь Яровая в одноименной пьесе К. Тренева, Надежда Монаховна в пьесе «Варвары» М. Горького.
10 Аксенов Всеволод Николаевич (1898—1960) — заслуженный артист РСФСР (1947), драматический артист, мастер художественного слова. Государственная премия СССР (1948). Выступал в Малом театре в 1921—1935. С 1935 г. — солист Московской филармонии. В репертуаре — произведения Пушкина, Блока, Лермонтова, Есенина, Симонова, Твардовского и др. Снимался в фильме «Русский вопрос».
11 Зуева Анастасия Платоновна (1898—1986) — актриса, народная артистка СССР (1957). Лауреат Государственной премии СССР (1952). С 1916 г. — в МХАТе. Среди выдающихся ролей — Коробочка («Мертвые души» по Н.В. Гоголю), Домна Пантелеевна («Таланты и поклонники» А.Н. Островского). Снималась в кино.
12 Аникеев Серафим Михайлович (1904—1962) — артист оперетты, народный артист РСФСР (1959). Лауреат Государственной премии СССР (1950). С 1930 г. — в Московском театре оперетты.
13 Дорохин Николай Иванович (1905—1953) — актер, народный артист РСФСР (1946). С 1927 г. — артист МХАТ. Лауреат Государственной премии СССР (1947, 1950). В годы войны руководил артистическими бригадами, выезжавшими на фронт. Преподавал во ВГИК, Школе-студии МХАТ
14 Обухова Надежда Андреевна (1886—1961) — певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1937), солистка Большого театра в 1916—1948 гг. С большим успехом выступала на концертной эстраде. В репертуаре певицы — произведения русских и зарубежных композиторов, народные песни.
15 Озеров Николай Николаевич (1887—195З) — певец (драматический тенор), народный артист РСФСР (1937), солист Большого театра в 1920—1946 гг. Среди лучших партий — Садко, Отелло, Хо-зе. Многие годы возглавлял военно-шефскую комиссию Большого театра. Преподавал в Московской консерватории (1947—1953), профессор с 1948 г.
Н.С. ЗЕЛОВ