Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРАСНОЙ АРМИИ И ФЛОТА И СОВЕТСКИХ ТЕАТРОВ ПЕРЕД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНОЙ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА)'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРАСНОЙ АРМИИ И ФЛОТА И СОВЕТСКИХ ТЕАТРОВ ПЕРЕД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНОЙ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ С.М. КИРОВА / АРТИСТЫ / КУЛЬТУРНО-ШЕФСКАЯ РАБОТА / ВОИНСКИЕ ЧАСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕРТЫ / КРАСНЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ / ЛИНКОР "МАРАТ" / КРАСНОФЛОТЦЫ / В. ШЕБАЛИН / LENINGRAD OPERA AND BALLET THEATER NAMED AFTER S.M. KIROV / PERFORMING ARTISTS / CULTURAL AND PATRONAGE WORK / MILITARY UNITS / AMATEUR ART ACTIVITIES / CONCERTS / THE RED BALTIC FLEET / THE BATTLESHIP "MARAT" / THE RED NAVY SAILORS / V. SHEBALIN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маньков Андрей Васильевич

Взаимодействие воинских коллективов и профессиональных отечественных артистов имело в советский период истории Российского государства прочные традиции. Этот процесс зародился еще в годы гражданской войны. Свое мощное развитие он получил во время Великой Отечественной войны. Однако, на наш взгляд, впервые очень ярко тесный характер творческих взаимоотношений военных и мастеров искусств проявился в обстановке, предшествующей войне. В 1930-е гг. началась постоянная культурно-шефская работа, проводимая учреждениями культуры в воинских частях и на кораблях. Автор повествует об участии артистов одного из крупнейших музыкальных театров страны - Мариинского театра (с 1935 г. по 1992 г. - Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова) в работе по обслуживанию красноармейцев и краснофлотцев перед Великой Отечественной войной. Особой заботой деятелей культуры пользовался Красный Балтийский флот. Делается вывод о том, что взаимодействие армии и флота и учреждений культуры, творческая помощь военным со стороны артистов были очень полезны для воспитания военнослужащих. Культурно-шефская работа - это положительный исторический опыт, который желательно восстановить в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE RED ARMY AND THE NAVY AND SOVIET THEATERS BEFORE THE GREAT PATRIOTIC WAR (ON THE EXAMPLE OF LENINGRAD STATE ACADEMIC OPERA AND BALLET THEATER)

Interaction of military collectives and professional national performing artists had strong traditions in the Soviet period in the history of the Russian state. This process began as far back as the civil war. It received its powerful development during the Great Patriotic war. However, in our opinion, for the first time a close nature of the creative relationship between the military and the masters of art very clearly manifested itself in the situation preceding the war. In the 1930s, permanent cultural-patronage work began, it was carried out by cultural institutions in military units and on ships. The author tells about the participation of artists of one of the largest musical theaters in the country - the Mariinsky Theater (from 1935 to 1992 - Leningrad State Academic Opera and Ballet Theater named after S.M. Kirov) in the work on servicing the Red Army soldiers and the Red Navy sailors before the Great Patriotic war. Cultural figures took special care of the Red Baltic fleet. It is concluded that interaction of the Army and the Navy and cultural institutions, creative assistance to the military by artists were very useful for education of the military personnel. Cultural-patronage work is a positive historical experience that is desirable to be restored in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРАСНОЙ АРМИИ И ФЛОТА И СОВЕТСКИХ ТЕАТРОВ ПЕРЕД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНОЙ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА)»

УДК 930.1 ББК 63.3(2)6

А.В. МАНЬКОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРАСНОЙ АРМИИ И ФЛОТА И СОВЕТСКИХ ТЕАТРОВ ПЕРЕД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНОЙ (на примере Ленинградского государственного академического театра

оперы и балета)

Ключевые слова: Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова, артисты, культурно-шефская работа, воинские части, художественная самодеятельность, концерты, Красный Балтийский флот, линкор «Марат», краснофлотцы, В. Шебалин.

Взаимодействие воинских коллективов и профессиональных отечественных артистов имело в советский период истории Российского государства прочные традиции. Этот процесс зародился еще в годы гражданской войны. Свое мощное развитие он получил во время Великой Отечественной войны. Однако, на наш взгляд, впервые очень ярко тесный характер творческих взаимоотношений военных и мастеров искусств проявился в обстановке, предшествующей войне. В 1930-е гг. началась постоянная культурно-шефская работа, проводимая учреждениями культуры в воинских частях и на кораблях. Автор повествует об участии артистов одного из крупнейших музыкальных театров страны - Мариинского театра (с 1935 г. по 1992 г. - Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова) в работе по обслуживанию красноармейцев и краснофлотцев перед Великой Отечественной войной. Особой заботой деятелей культуры пользовался Красный Балтийский флот. Делается вывод о том, что взаимодействие армии и флота и учреждений культуры, творческая помощь военным со стороны артистов были очень полезны для воспитания военнослужащих. Культурно-шефская работа - это положительный исторический опыт, который желательно восстановить в современных условиях.

Своевременность настоящего обращения к прошлому взаимодействия армии и флота и учреждений культуры в текущих условиях обусловлена конкретно-историческими реалиями современного этапа развития российского государства и общества. Нынешний год в Российской Федерации проходит под знаком 75-й годовщины исторической Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Победа явилась результатом героического труда на фронте и в тылу, как военнослужащих, так и людей, порой очень далеких от военной службы. Среди тех, кто постоянно приближал парад Победы на Красной площади в Москве, были советские артисты и многочисленные творческие коллективы страны.

В наши дни хорошо известны примеры культурно-шефской работы ленинградских артистов в годы Великой Отечественной войны. Например, звезды эстрады 1930-х гг. муж и жена К. Шульженко и В. Коралли и их фронтовой джаз-оркестр стали частыми гостями красноармейцев в 1941-1945 гг. [1. Л. 5]. В то же время культурно-шефская работа ленинградских артистов с воинскими частями имеет более длительную историю.

Процесс сотрудничества зародился в годы гражданской войны 19181922 гг. [3]. Одним из первых начал участвовать в культурно-шефской работе тогда еще Петроградский Мариинский театр. Творческие коллективы этого знаменитого музыкального театра выступали на фронте уже осенью 1918 г. Они побывали в городах Пермь, Вятка и Кунгур, где петроградские артисты дали концерты для красноармейцев в тяжелейших условиях ожесточенной и кровопролитной войны [10].

С другой стороны, культурно-шефская (военно-шефская) работа ленинградских театров в так называемый межвоенный период освещена в научной литературе по-прежнему недостаточно [3]. В числе наиболее активных участников военно-шефской работы в это время был коллектив Ленинградского Ма-риинского театра (с 1935 г. - Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова). Во второй половине 1930-х гг. в этом прославленном на весь мир национальном театре (в советское время его иногда просто называли Кировским) помимо знаменитых балетных спектаклей и известных опер выходили 5 газет: многотиражная печатная газета «За советское искусство» (орган комитета ВКП (б), месткома и дирекции театра оперы и балета имени С.М. Кирова), а также 4 стенные цеховые газеты [9]. В центре нашего исследовательского внимания находятся выпуски газеты «За советское искусство» предвоенных лет, хранящиеся в фондах Санкт-Петербургской Театральной библиотеки. Цель работы - выявить основные направления и формы культурно-шефской работы Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова перед Великой Отечественной войной (1937-1939 гг.).

Важным этапом в развитии культурно-шефской работы стали решения, принятые после окончания гражданской войны. В феврале 1923 г. шефство над Рабоче-крестьянской Красной Армией и Красным Флотом (РККА и РККФ) организационно оформил на себя Всесоюзный профессиональный союз работников искусств (РАБИС). После этого советские учреждения культуры, в частности театры, стали участвовать в работе в воинских частях и на кораблях более организованно и профессионально. Среди ленинградских театров наибольшую активность проявлял Мариинский театр. Так, в 1929 г. его мастера оперы и балета дали 10 концертов для Красной Армии, и это стало началом взаимодействия в новых условиях [11].

Культурное шефство работников искусств над Вооруженными Силами (ВС) заметно активизировалось в конце 1930-х гг. В феврале 1937 г. в девятнадцатую годовщину образования РкКа газета «За советское искусство» писала: «Культурное шефство работников искусств над частями Красной армии - один из путей повышения культурного уровня бойцов и командиров нашей родной Красной армии» [8].

Изучая опыт работы Мариинского театра видно, что эта работа строилась коллективом театра по нескольким основным направлениям. Во-первых, это проведение концертов в воинских частях и на кораблях, во-вторых, помощь артистов в организации красноармейской и краснофлотской художественной самодеятельности в подразделениях. В-третьих, нельзя забывать и об эстетическом воспитании воинов. Так, артистка М. Чулицкая в статье «Постараюсь оправдать доверие» в 1937 г. назвала целями своей поездки в войска «доставить максимальное удовольствие и культурный отдых нашим дорогим бойцам и командирам» [7]. В 1935 г. Мариинский театр подготовил в воинских частях 3 хоргруппы, 3 кружка плясунов, 3 джаз-оркестра и 1 великорусский оркестр. В войска выезжали художники Айвазьян и Зандин для помощи в оформлении стендов. В воинских частях было дано свыше 20 концертов, проведено 3 экскурсии, даны сотни контромарок для краснофлотцев [11].

Ленинград - морской порт на Балтике. В его пригороде - г. Кронштадт -еще с царских времен находилась база военных моряков. С особой чуткостью и любовью артисты знаменитого театра относились к Красному Флоту (РККФ). Мастера искусств регулярно выезжали на корабли Балтийского флота. Особенно часто это происходило в праздничные дни. Так, 23 февраля 1936 г.

в очередную годовщину создания Красной Армии и Флота в порядке шефства на обслуживание линкоров Балтийского флота выехала бригада артистов, в составе которой были товарищи Гильберт, Буткович, Виноградова, Хмелева, Холмина, Холодковский, Слепцов и другие мастера искусства [6].

Для подготовки художественной самодеятельности на корабли флота постоянно направлялись деятельные и хорошо подготовленные музыканты. Вот что писала об этом театральная газета: «Командированный Государственным академическим театром оперы и балета имени С.М. Кирова на линейный корабль «Марат» дирижер-ассистент Петр Петрович Иванов принял активное участие в подготовке к смотру краснофлотской художественной самодеятельности». Судя по отчетам в газете, работа П. Иванова была очень насыщенной. Газета сообщает о том, что с 27 декабря 1935 г. он «отработал два хора: русский и украинский в количестве 45 человек в каждом». Дирижером отрабатывались также сольные выступления и другие номера художественной самодеятельности [4].

Незадолго до праздника 23 февраля на корабле прошел смотровой вечер (так тогда называли смотр-конкурс самодеятельности). Выступления краснофлотцев, подготовленных дирижером, получили при этом самую высокую оценку со стороны командования. Газета посчитала, что такой высокий результат был достигнут П. Ивановым «благодаря исключительному вниманию и любви к занятиям с краснофлотцами и членами семей начальствующего состава, ранее нигде не выступавшими» [4].

Как результат этого труда командование линейного корабля «Марат» за отличную работу и активное участие в краснофлотской самодеятельности выразило дирижеру П. Иванову благодарность [4].

В том же праздничном номере «За советское искусство» 23 февраля 1936 г. сотрудник театра Н. Лебедева подчеркнула, что «мы должны всемерно помочь красноармейской самодеятельности, давая в то же время культурный отдых бойцу и командиру, нести им лучшие образцы культурного наследия и советского искусства» [5]. Говоря о помощи морякам-балтийцам, Н. Лебедева не без гордости отметила, что «несмотря на трудности обслуживания линкоровцев, все же мы свои обязательства перед ними выполняем» [5].

Примечательно, что в те годы в коллективе театра сложился «крепкий актив» людей, которые неоднократно побывали на кораблях в качестве исполнителей. Это артисты Тихий, Печковский, Каменская, Слепцов, Ураевский, Иванов, Федоров, Черкасов, Портнева. Помимо выступлений эти мастера искусств также активно проводили занятия с краснофлотской самодеятельностью. Как правило, приезжая на корабли, артисты театра организовывали с краснофлотцами не только концерты, но и беседы о «замечательных творцах искусства» [5].

В 1936 г. артисты театра дали уже 48 концертов в подшефных частях, в Базовом клубе, Доме Красной Армии (ДКА), на военных кораблях и в школе подводного плавания [8].

Привлекают интерес исследователей примеры участия в культурно-шефской работе жен командиров, работавших в сфере культуры. В связи с этим очень показательным было опубликованное в газете 26 февраля 1937 г. восторженное сообщение артистки театра М. Чулицкой. Она писала: «Я - жена командира-пограничника, о чем всегда с гордостью заявляю, считая, что работа в Красной армии есть самая почетная и ответственная работа. Я с 1933 г. работаю по художественной самодеятельности. Была несколько раз премирована за работу в воинских частях, кроме того занимаюсь в оперной студии Дома Красной армии» [7].

Молодая артистка сообщила: «В июне 1936 г. я была принята в наш театр в качестве артистки-солистки молодой группы. Наши пограничники гордятся мною; для красноармейцев и краснофлотцев, с которыми я работала несколько лет, а также для командиров, которые хорошо меня знают по клубу - это было событие. Они и сейчас живо интересуются моей работой и моими успехами»[7].

С 1937 г. в театре большее внимание стало уделяться работе в воинских частях, расположенных на Дальнем Востоке. Вероятно, это было связано с тем, что в соседнем Китае уже шла японо-китайская война, ставшая началом большого мирового пожара. Все та же М. Чулицкая писала: «25 февраля я еду на Дальний Восток для шефской работы. Свою поездку я посвящаю дню Красной армии и постараюсь далеко на окраинах нашего Союза провести как можно лучше свою работу...» [7].

Летом 1938 г. недалеко от дальневосточного озера Хасан произошел вооруженный конфликт СССР с Японией. Знаменитый театр отреагировал на эту развязанную японцами агрессивную войну встречей с так называемыми «хасановцами»: 16 декабря на спектакле «Раймонда» в Кировском театре произошла встреча с «бойцами озера Хасан» [16].

Газета «За советское искусство» писала: «Бойцов-орденоносцев встретили: народная артистка Дзержинская, заслуженный артист Печковский, Гусев, Шавров, Шелепов, представители парткома и комитета комсомола и ряд других работников театра. После просмотра спектакля происходила беседа с актерами за чашкой чая в аван-ложе» [16].

Работа в воинских частях и на кораблях являлась предметом постоянной заботы профсоюзных органов театра. Так, 15 сентября 1937 г. в отчете председателя местного комитета театра А.И. Павленкова было указано: «Культ-шефская работа проводится в основном удовлетворительно, все заявки подшефных частей выполняем» [9].

С другой стороны, в отчете было отмечено, что хуже обстояло дело с самодеятельностью. Автор пишет: «Плохо с обслуживанием самодеятельности - до сих пор ни местком, ни подшефные части не могут добиться плановой систематической работы» [9].

Важным направлением шефской работы Кировского театра все эти годы, несомненно, оставалось взаимодействие с флотскими коллективами Красного Балтийского флота. Так, 26 мая 1939 г. группа артистов-орденоносцев выезжала в г. Кронштадт, где встретилась с моряками. После теплой торжественной встречи, устроенной мастерам искусства, в краснофлотском клубе состоялся большой концерт. В этом концерте приняли участие замечательные артисты и орденоносцы: народный артист СССР П. Андреев, народный артист РСФСР Г. Нэлепп, народный артист Б. Фрейдков, заслуженная артистка О. Иордан, артистка О. Кашеварова и др. [18].

В 1930-1940-е гг. многие их этих деятелей культуры принадлежали к творческой элите не только Ленинграда, но и всей страны. Так, оперный певец П.З. Андреев с 1909 г. служил в Мариинском театре, с 1934 г. - народный артист РСФСР. В 1939 г. он стал одним из первых народных артистов СССР. Замечательная балерина О.Г. Иордан была ученицей знаменитой А.Я. Вагановой, одной из ведущих артисток ленинградского балета. С 1939 г. О. Иордан - заслуженная артистка РСФСР. Певец Г. Нэлепп - блестящий выпускник Ленинградской консерватории. Матросы приветствовали артистов возгласами: «Спасибо за концерт!», «Приезжайте к нам еще!». Газета отметила, что

«после концерта был устроен товарищеский ужин». Лишь на рассвете небольшой пароход доставил артистов в Ленинград [19].

Помимо профессиональных артистов следует отметить и других активистов культурно-шефской работы. Так, одним из ее организаторов в театре была Н. Лебедева, работавшая заведующей библиотекой. В праздничном номере газеты «За советское искусство», посвященном Международному женскому дню, в статье «Наши общественницы» было подчеркнуто: «...Праздник или необходим концерт для Красной армии, флота, избирательного участка - Наташа собирает бригады, уговаривает пианистов, подбирает солистов» [14].

В наши дни, как мы считаем, особого внимания исследователя заслуживает мнение о том, что руководство прославленного музыкального коллектива постоянно заботилось о включении в свой репертуар новых спектаклей о нашей армии и флоте. Особенно четко эта тенденция стала проявляться в 1937-1938 гг. Так, например, 17 марта 1937 г. газета опубликовала доклад и.о. директора театра В.Н. Асланова на производственном совещании. В своем выступлении руководитель обнародовал творческие планы своего театра на ближайшие годы [13].

Сегодня интересно узнать, что в конце декабря 1939 г. в театре планировалась премьера оперы «Слава» на музыку композитора В.В. Волошинова и либретто поэта В.М. Гусева. В декабре 1941 г дирекция намечала осуществить первую постановку оперы «Декабристы» композитора Ю.А. Шапорина. В то же время руководство театра посчитало, что спектакль о событиях первой четверти XIX в. может быть не готов к указанному сроку. В том случае, если композитор не сдаст материал в указанный срок, то театр запланировал вместо него поставить в 1941 г. оперу В.Я. Шебалина «Юность маршала» [13].

В передовой статье от 23 февраля 1938 г. было указано о том, что «эти оперы уже законтрактованы театром и наполовину закончены». Автор передовицы отметил, что «театр обязан приложить все усилия к тому, чтобы в этих готовящихся операх и будущих балетах красной нитью прошла роль большевистской партии и ее вождей товарищей Ленина и Сталина в создании непобедимой Красной армии, в организации ее побед» [10]. В газете еще раз особо подчеркнули, что «композитор Шебалин пишет оперу "Юность маршала"» [12].

История создания этой оперы, несомненно, достойна отдельного повествования. Спектакль посвящался боевому пути одного из первых советских маршалов С.М. Буденного. Газета «За советское искусство» подчеркнула, что в данной опере автор развивает «тему превращения солдата Буденного в маршала Советского Союза» [12]. Весной 1938 г. драматург и поэт Я.М. Га-лицкий подготовил либретто постановки [14]. В 1930-е гг. Галицкий стал хорошо известен, как автор стихов довоенной версии песни «Синий платочек» (в 1942 г. он написал новую версию, ставшую знаменитой в исполнении К.И. Шульженко). Весной 1938 г. руководство театрального коллектива планировало ознакомиться с фрагментами музыки композитора.

К началу лета 1938 г., судя по информации газеты, Шебалин написал первый акт этой оперы [15]. В июне 1938 г. руководство театра планировало заслушать уже созданную им музыку, и видимо, принять какое-то решение. Правда, летом эту оперу уже называют «Рождение армии» [15].

К слову, в 1937 г. во всесоюзном литературно-художественном журнале «Костер», который с июля 1936 г. издавался в Ленинграде, была опубликова-

на пьеса в трех действиях советского писателя и драматурга И.Е. Всеволожского «Юность маршала». Она была посвящена детским годам Семена Михайловича Буденного. Всеволожский сам являлся участником гражданской войны и стал известным мастером произведений, посвященных войне. Всеволожский написал несколько книг о жизни маршала («Хуторская команда», «Восемь смелых буденновцев», «Отряды в степи» и др.). В 1937 г. в издательстве «Искусство» вышла одноименная книга этого автора, повествующая о детских годах С.М. Буденного [2. С. 9]. Всеволожский также писал пьесы для Центрального театра Красной Армии.

Отношение красноармейцев к проводимой Кировским театром работе с военнослужащими хорошо демонстрируют слова воина-хасановца Золото-ва, который в декабре 1938 г. в театре выступил от имени своих сослуживцев. Участник боев с японскими милитаристами на Дальнем Востоке сказал: «Передайте всему коллективу работников театра им. С.М. Кирова, что мы смело шли в бой. Ибо мы знаем, что защищаем и кого защищаем. Каждый из нас шел с именем товарища Сталина на устах. Мы победили потому, что нами руководила коммунистическая партия. И пусть знают самураи, что не видать им советской земли никогда. Мы им этого не позволим» [16].

С благодарностью к своим бывшим коллегам по театру обратился 8 марта 1939 г. красноармеец Ф. Дворищин, до призыва в армию работавший в театре. Он написал: «Получая благодарность от командования за создание самодеятельного искусства в части, я мысленно передал эту благодарность вам, так как, безусловно, моя работа в театре во многом содействовала моему общему театральному развитию» [14].

Артисты отвечали красноармейцам и краснофлотцам своей любовью и вниманием. Особенно эти чувства проявлялись в праздничные дни. Уже в ходе начавшейся в сентябре 1939 г. Второй Мировой войны 7 ноября того же года участники Октябрьского парада в Ленинграде были приглашены в Кировский театр на ленинградскую премьеру оперы Т.Н. Хренникова «В бурю» [20]. Кстати, в ней впервые на оперной сцене был создан образ В.И. Ленина. Молодой в те годы советский композитор Т.Н. Хренников в 1936 г. окончил московскую консерваторию по классу композиции профессора В.Я. Шебалина [15]. В филиале театра организовывался большой концерт для бойцов, политработников и командиров Ленинградского военного округа [20].

Ведущие ленинградские артисты, как правило, считали участие в культурно-шефской работе «своей почетной обязанностью» [7]. В апреле 1940 г. Президиум ЦК РАБИС постановил созвать 19 мая 1940 г. II пленум Центрального комитета союза работников искусств. В повестке дня созываемого пленума планировалось, в частности, рассмотреть вопрос об итогах культурного шефства работников искусств над частями РККА, Военно-морского флота и НКВД за 1939 г. и месячника, посвященного XX годовщине РККА [21].

Тридцатые годы XX столетия выдались крайне сложными для всего мира. Это касается как внутренней ситуации во многих государствах мира, так и международной обстановки. В связи с этим интересно высказывание активиста армейской самодеятельности красноармейца Ф. Дворищина, который написал в 1939 г., обращаясь к артистам театра: «... Я заверяю вас, что все свои силы, все свои знания я отдам на создание подлинно художественной самодеятельности в части. А если будет нужно, то с теми же песнями, с тем же оркестром и с винтовкой в руках я пойду защищать советские границы вместе с вами, радуясь нашей общей победе» [17]. До вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну оставалось еще около двух лет...

В целом, как показывает историческое прошлое нашего Отечества, тема культурно-шефской работы является весьма многогранной. Взаимодействие армии и флота и учреждений культуры в виде помощи военным со стороны артистов театров в XX в. стало прочной традицией нашего общества. В 1930-е гг. сотрудничество воинских частей и кораблей и учреждений советской культуры называлось военно-шефской, или культшефской, работой. Очень ярко тесный характер отношений военных и мастеров искусств проявился в период, предшествующий Великой Отечественной войне, частности, в 1937-1939 гг.

В то же время в нынешней России продолжается возрождение военно-политической работы в Вооруженных Силах, что, несомненно, требует от руководителей государства учета отечественного опыта, накопленного на разных этапах истории нашего государства, а также поиска новых механизмов воспитания российских военнослужащих. Культурно-шефская работа, на наш взгляд, должна считаться полезной практикой, и ее формы и методы могут учитываться в процессе развития практики военно-политической работы в Российских ВС в современных условиях.

Литература

1. Архив Санкт-Петербургской Театральной библиотеки. Ф. 5. П. 31.

2. Всеволожский И. Детство маршала. Пьеса в 3-х действиях. Л.; М.: Искусство. 1937. 83 с.

3. ЛаюкЕ.М. Военно-шефская работа в СССР (1922 - июнь 1941 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.: Военный университет, 2007.

4. Так нужно работать // За советское искусство. 1936. № 9(37), 23 февр.

5. Крепим связь с подшефниками // За советское искусство. 1936. № 9(37), 23 февр.

6. В гости к подшефникам // За советское искусство. 1936. № 9(37), 23 февр.

7. Постараюсь оправдать доверие // За советское искусство. 1937. № 4(57), 26 февр.

8. Крепим дружбу с подшефниками // За советское искусство. 1937. № 4(57), 26 февр.

9. Отчет местного комитета // За советское искусство. 1937. № 11 (64), 15 сент.

10. На фронте // За советское искусство. 1938. № 3(73), 23 февр.

11. Неразрывная связь // За советское искусство. 1938. № 3(73), 23 февр.

12. Славная дата. 20 лет РККА и РККФ // За советское искусство. 1938. № 3(73), 23 февр.

13. План - основа работы // За советское искусство. 1938. № 5(75), 17 марта.

14. Что нового в театре // За советское искусство. 1938. № 7(77), 10 апр.

15. Что нового в театре // За советское искусство. 1938. № 12(82). 20 июня.

16. Встреча с хасановцами // За советское искусство. 1938. № 22(92), 27 дек.

17. С боевым приветом // За советское искусство. 1939. № 6(98), 8 марта.

18. Встреча с краснофлотцами // За советское искусство. 1939. № 15(107), 5 июня.

19. В гостях у краснофлотцев // За советское искусство. 1939. № 16(108), 17 июня.

20. В октябрьские праздники // За советское искусство. 1939. № 24(116), 5 нояб.

21. Пленум ЦК Рабис // За советское искусство. 1940. № 11(133), 18 апр.

МАНЬКОВ АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).

Andrei V. MANKOV

INTERACTION OF THE RED ARMY AND THE NAVY AND SOVIET THEATERS BEFORE THE GREAT PATRIOTIC WAR (on the example of Leningrad State Academic Opera and Ballet Theater)

Key words: Leningrad Opera and Ballet Theater named after S.M. Kirov, performing artists, cultural and patronage work, military units, amateur art activities, concerts, the Red Baltic fleet, the battleship "Marat", the Red Navy sailors, V. Shebalin.

Interaction of military collectives and professional national performing artists had strong traditions in the Soviet period in the history of the Russian state. This process began as far back as the civil war. It received its powerful development during the Great Patriotic war. However, in our opinion, for the first time a close nature of the creative relationship between

the military and the masters of art very clearly manifested itself in the situation preceding the war. In the 1930s, permanent cultural-patronage work began, it was carried out by cultural institutions in military units and on ships. The author tells about the participation of artists of one of the largest musical theaters in the country - the Mariinsky Theater (from 1935 to 1992 - Leningrad State Academic Opera and Ballet Theater named after S.M. Kirov) in the work on servicing the Red Army soldiers and the Red Navy sailors before the Great Patriotic war. Cultural figures took special care of the Red Baltic fleet. It is concluded that interaction of the Army and the Navy and cultural institutions, creative assistance to the military by artists were very useful for education of the military personnel. Cultural-patronage work is a positive historical experience that is desirable to be restored in modern conditions.

References

1. Arkhiv Sankt-Peterburgskoi Teatral'noi biblioteki). F. 5. P. 31. [Archives of the St. Petersburg Theatre library (AGTB). Archive 5].

2. Vsevolozhskiui I. Detstvo marshala. P'esa v 3-h deistviyakh [Marshal's childhood. Play in 3 acts]. Leningrad, Moscow, Iskusstvo Publ., 1937, 83 p.

3. Layuk E.M. Voenno-shefskaya rabota v SSSR (1922 - iyun' 1941 gg.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Military-chief work in the USSR (1922 - June 1941)]. Moscow, 2007.

4. Tak nuzhno rabotat' [This is khow you need to work]. Za sovetskoe iskusstvo, 1936, no. 9(37), Feb. 23.

5. Krepim svyaz's podshefnikami [Keep in touch with your mentors]. Za sovetskoe iskusstvo, 1936, no. 9(37), Feb. 23.

6. V gosti k podshefnikam [A visit to supporters]. Za sovetskoe iskusstvo, 1936, no. 9(37), Feb. 23.

7. Postarayus' opravdat' doverie [I will try to yustify my trust]. Za sovetskoe iskusstvo, 1937, no. 4(57), Feb. 26.

8. Krepim druzhbu s podshefnikami [We strengthen our friendship with our mentors]. Za sovetskoe iskusstvo, 1937, no. 4(57), Feb. 26.

9. Otchet mestnogo komiteta [Report of the local Committee]. Za sovetskoe iskusstvo, 1937, no. 11(64), Sept. 15.

10. Na fronte [At the front]. Za sovetskoe iskusstvo, 1938, no. 3(73), Feb. 23.

11. Nerazravnaya svyaz' [The inextricable link]. Za sovetskoe iskusstvo, 1938, no. 3(73), Feb. 23.

12. Slavnaya data. 20 let RKKA i RKKF [Nice date. 20 years of the red army and the RKF]. Za sovetskoe iskusstvo, 1938, no. 3(73), Feb. 23.

13. Plan - osnova raboty [Plan-basis of work]. Za sovetskoe iskusstvo, 1938, no. 5(75), Mar. 17.

14. Chto novogo v teatre [What's new in the theater]. Za sovetskoe iskusstvo, 1938, no. 7(77), Apr. 10.

15. Chto novogo v teatre [What's new in the theater]. Za sovetskoe iskusstvo, 1938, no. 12(82), Juny 20.

16. Vstrecha s khasanovcami [Meeting with khasan]. Za sovetskoe iskusstvo, 1938, no. 22(92), Dec. 27.

17. S boevym privetom [With combat greetings]. Za sovetskoe iskusstvo, 1939, no. 6(98), Mar. 8.

18. Vstrecha s krasnoflotcami [Meeting with the red Navy]. Za sovetskoe iskusstvo, 1939, no. 15(107), Juny 5.

19. Vgostyakh u krasnoflotcev [Visiting the red Navy]. Za sovetskoe iskusstvo, 1939, no. 16(108), Juny 17.

20. V oktyabr'skie prazdniki [In the October kholidays]. Za sovetskoe iskusstvo,1939, no. 24(116), Nov. 5.

21. Plenum CK Rabis [Plenum of the Central Committee of Rabis]. Za sovetskoe iskusstvo, 1940, no. 11(133), Apr. 18.

ANDREI V. MANKOV - Senior Lecturer, Department of Humanities and Social and Economic Disciplines, Military Academy of Communications named after S.M. Budenny, Russia, Saint Petersburg ([email protected]).

Формат цитирования: Маньков А.В. Взаимодействие Красной Армии и Флота и советских театров перед Великой Отечественной войной (на примере Ленинградского государственного академического театра оперы и балета) // Вестник Чувашского университета. - 2020. - № 2. - С. 79-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.