Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ТОФИКА АГАБАБАЕВА'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ТОФИКА АГАБАБАЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
живопись / пейзаж / портрет / исторический / цветовое решение / образ / гармония / painting / landscape / portrait / historical / color solution / image / harmony.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Оруджева Вафа Гурбангулу Кызы

Цель живописной системы, сформированной народным художником Азербайджана Тофиком Ага-бабаевым на протяжении всей творческой деятельности, донести до зрителя веру в силу жизни и природы, донести до зрителя ее лиризм, достичь ее философской глубины. Единственная цель, которую художник пытался выразить в восславлении событий и существу¬ющих одушевленных или неодушевленных существ, иногда с использо¬ва¬нием смешанных и многочисленных, а иногда и минимальных оттенков цвета, заключалась в том, чтобы понять его философию, почувствовать его лиризм, романтизм, создать волнение у аудитории, чего талантливый художник во всех своих картинах в той или иной степени смог добиться.В статье исследуются художественные особенности творче-ства Тофика Агабабаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTİSTİC FEATURES OF THE ACTİVİTY OF PEOPLE’S ARTİST TOFİG AGABABAYEV

The purpose of the painting system formed by the artist throughout his activity is to bring out the belief in the vitality of life and nature, revealing its lyricism to the audience and reach its philosophical depth. The only purpose that the artist tried to express in the chanting of events and existing living or inanimate beings, sometimes using mixed multiple or minimal shades of color, was to understand his philosophy, feel his lyricism, romanticism and cause excitement in the audience, the talented artist managed to achieve it with various degrees in all his paintings. In the article the artistic features of the activity of People’s Artist Tofig Agababayev are studied.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ТОФИКА АГАБАБАЕВА»

«ШШЭШШМ-ШГМаи #2ЩШ)), 2022 / ART

3

ART

УДК 745/749

Оруджева Вафа Гурбангулу кызы Диссертант Азербайджанской Государственной

Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2022-28151-3-6 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ТОФИКА АГАБАБАЕВА

Orujova Vafa Gurbangulu gizi

Post-graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts

ARTiSTiC FEATURES OF THE ACTiViTY OF PEOPLE'S ARTiST TOFiG AGABABAYEV

Аннотация

Цель живописной системы, сформированной народным художником Азербайджана Тофиком Агаба-баевым на протяжении всей творческой деятельности, - донести до зрителя веру в силу жизни и природы, донести до зрителя ее лиризм, достичь ее философской глубины. Единственная цель, которую художник пытался выразить в восславлении событий и существующих одушевленных или неодушевленных существ, иногда с использованием смешанных и многочисленных, а иногда и минимальных оттенков цвета, заключалась в том, чтобы понять его философию, почувствовать его лиризм, романтизм, создать волнение у аудитории, чего талантливый художник во всех своих картинах в той или иной степени смог добиться.В статье исследуются художественные особенности творчества То-фика Агабабаева.

Abstract

The purpose of the painting system formed by the artist throughout his activity is to bring out the belief in the vitality of life and nature, revealing its lyricism to the audience and reach its philosophical depth. The only purpose that the artist tried to express in the chanting of events and existing living or inanimate beings, sometimes using mixed multiple or minimal shades of color, was to understand his philosophy, feel his lyricism, romanticism and cause excitement in the audience, the talented artist managed to achieve it with various degrees in all his paintings. In the article the artistic features of the activity of People's Artist Tofig Agababayev are studied.

Ключевые слова: живопись, пейзаж, портрет, исторический, цветовое решение, образ, гармония

Keywords: painting, landscape, portrait, historical, color solution, image, harmony.

Народный художник Азербайджана, профессор Тофик Мамедали оглы Агабабаев является одним из самых талантливых художников, внесших вклад в развитие азербайджанского изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Художник, родившийся в Баку осенью 1928 года в семье военного, прожил тяжелую и трудную жизнь, но стремление творить и строить свой собственный мир всегда побуждало его к созданию новых произведений. Первое специальное образование получил в Техническом колледже имени А. Азимзаде в Баку. Для продолжения образования в 1952 году поступил в Санкт-Петербургскую художественную академию имени барона Стиглиста на специальность стеклокерамики. В те годы художник, начавший творить, создавал разные произведения в жанрах декоративной и монументальной живописи. Хотя на первый взгляд это может показаться обыденным, но, познакомившись поближе с жизнью и творчеством художника, заглянув в мир красок, еще раз убеждаемся в его мировосприятии, необычных взглядах на жизнь и глубоком интеллекте.

По специальности художник работал в области керамического искусства с 1959 по 1962 год и создал ряд своих произведений. Его керамический

триптих «Азербайджанская лирика», мозаичные работы спортзала Госкомстата, Архитектурно-строительного университета и др. являются одними из его первых творческих работ.

В период с 1962 по 1970 год он пробовал свои силы в монументальном искусстве и завоевал восхищение любителей искусства, подписав множество выдающихся работ.

Художник, посвятивший свою жизнь с 1970-х годов до наших дней лишь творчеству, оставил свой след в истории азербайджанского изобразительного искусства своими памятными работами.

Тофик Агабабаев - художник, в работах которого есть национальный колорит и настоящий азербайджанский дух. Мозаичная доска «Ба-хар//Весна», изображающая наступление праздника Новруз - нашего национального праздника, яркое тому подтверждение. В его работах чувствуется привязанность художника к земле, Родине, теплота его руки, теплота его сердца. Кроме того, Тофик Агабабаев пробовал свою кисть в жанрах станковой живописи и графики.

В 1966 году Тофик Агабабаев был назначен первым главным художником города Баку. За это время он сделал много важных дел для нашей столицы.

4

лят / «шшэетум-шутмак» #шш), 2022

Восстановление герба Бакинского Совета, установка некоторых статуй, изготовление символического ключа нашего города и т.д. связаны с его именем. Своими прекрасными картинами художник занимает особое место в азербайджанской художественной школе.

В последние годы Тофик Агабабаев очень серьезно занимается живописью. Картины художника очень национальны по колориту. В своих работах он старается дополнять цвета, быть пластичным и композиционно превосходным. К таким произведениям относятся «Краски надежды», «Без слов», «Весенняя песня», «Восточный мотив», «Весеннее дыхание». Работы Тофика Агабабаева хранятся в Государственном музее Азербайджана, фонде Союза художников Азербайджана, музеях США, Лондона, Канады и многих других музеях и частных галереях.

Творчество Тофига Агабабаева постоянно оценивалось государством, в 1981 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля высшей школы Азербайджанской Республики, в 1992 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Азербайджанской Республики, а в 2006 году присвоено звание Народного артиста Азербайджанской Республики. Он также является пенсионером Президента Азербайджанской Республики с 2008 года.

Станковая живопись, один из видов реалистического искусства, занимает одно из ведущих мест в творчестве художника. Развитие национальной живописи во второй половине прошлого века характеризуется ее непрерывной борьбой и победой за утверждение реалистических тенденций. Уникальное и многогранное творчество Т.Агабабаева, проникнутое высоким идеализмом, сыгравшее большую роль в развитии реализма в азербайджанской живописи, подтвердило жизненную правду в ее исторической конкретности.

Впечатляющая сила каждого произведения, созданного в области станковой живописи Т.Агаба-баевым, заключается в содержании выраженного в нем художественного образа, реализуемого композиционным и цветовым решением (1, с.45). Видение и мысль художника, отраженные от окружающей нас действительности и возведенные в ранг художественного образа, выявляемого в результате углубленного изучения жизненных событий, в конечном счете создаются в виде конкретного образа и представляются аудитории.

З.Алиев, заслуженный деятель искусств, отмечает, что «путем устранения неизбежного в классическом смысле предела между формами и поверхностями в разнотематических произведениях То-фика Агабабаева, путем получения связи одного с другим, и стык чувств, выраженных красками вместе с их цветом, образно представляются интересными с точки зрения режиссуры изложения. Независимо от своего жанра, каждое из этих произведений весьма привлекательно и заставляет задуматься, поскольку становится образом как носителем богатой семантики» (2, с. 5).

Отношение Тофика Агабабаева к другим жанрам и темам также отличается неповторимостью. Особого внимания заслуживает его деятельность в области станковой живописи, начавшаяся в конце 1970-х гг. Т.Агабабаев - художник, определивший яркую, заставляющую задуматься артистичность своего философского мироощущения, богатство мировоззрения, чувство цвета. Искусство художника удивительно гармонично, национально по своему колориту и неоднозначно по своему содержанию. Его работы - результат больших творческих поисков, являясь «художественным средством», захваченным поэтическим объемом красок. В его картинах всегда преобладает цвет в композиции, пластичности и выразительности фактуры.

По содержанию, продиктованному работой «Верблюд», его символическое значение оправдывает представление верблюда как символа верности и терпения. Работа носит символический характер и абстрактно-декоративное по содержанию. Основной цвет работы синий и красный. На переднем плане мы видим стилизованных ярких и красочных верблюдов. Цвет красочного хурджуна на спине его и символ желтого солнца над ним указывают на длинный караванный путь (3, с.6). В своей работе художник выражает благословение, счастье, терпение и верность удачным подбором подходящих цветов. Гармония и созвучие красок составляют суть этого яркого изображения. Их изящество, художественно-эстетическая красота цвета и отсутствие теней сближают эти работы с традициями стиля миниатюры.

С древних времен «навьюченный верблюд» считался в воображении племен признаком богатства. Основываясь на этом религиозном мышлении, художник пытался философски осмыслить живущую в древних верованиях смысловую нагрузку, создав его символический «образ» посредством цвета, и для этого создал его особую гармоническую форму.

Работа, реализованная во взаимной гармонии желтого и красного цветов, представляется на синем фоне. Бахромчатая форма верблюжьего седла, символические, простые, элегантные украшения на нем также несут в себе большую жизнерадостность и красоту.

Жесткие мазки темных и контрастных цветов художественно передают замысел художника с более рельефными и эффектными формами. Работы художника красочны и интересны. Он дарит нам искренность и душевные образы. Мы видим, что Т.Агабабаев максимально использует художественные возможности, чтобы добиться «образного» прославления древнего мышления и символизма в произведении, решенном в декоративном плане. Основанная на национальных корнях в творчестве талантливого художника, разнообразном и колоритном по применению тем и средств изображения, эта картина привлекает внимание своей фольклорностью, цветной цветовой палитрой и поэтическими мотивами.

В творчестве Тофика Агабабаева его уникальный стиль художественного выражения объясняет

«шшэшшм-шгмаи #2шш), 2022 / лят

5

индивидуальность его работ. Его отношение к разным жанрам и темам также отличается и неповторимо.

Несмотря на то, что пейзажный жанр общепризнан как источник прекрасного, природные мотивы Тофика Агабабаева, как ни странно, тоже заставляют задуматься. Это связано в первую очередь с тем, что художник представляет красоту в местах, доступных каждому, а также с творческим человеческим отношением к причинам, которые могут определять ее появление, а также старается показать нам эти необыкновенные качества в местах, где на первый взгляд нет никаких признаков красоты.

Каждый народ, обладает внутренним миром, который рождается из среды, в которой он живет, от природы, и заражает внутренний мир и чувства человека, формируя его духовность. Внутренний мир, который не виден обычным человеческим глазам, а лишь подсознательно переваривает духовность в мозгу и направляет свои желания и стремления, остается для людей загадкой. Эти чувства более выражены у художников, особенно у представителей изобразительного искусства. Художники, живущие и действующие под влиянием своих чувств, обращают внимание на этот таинственный звук и придают ему большое значение в своем творчестве. Чувства, важные при восприятии любого увиденного объекта, пропускании его через внутренний фильтр и характеристике, являются путеводителем художника.

В этом смысле произведения Т.Агабабаева отличаются особой ритмичностью и текучестью, он ищет и находит совместимые цвета в цветовых отношениях. В каждой его работе чувствуется нерушимый ритм и единство красок (4, с.2). Его высокий уровень цветоощущения, завершенность его произведений контрастными красками в общей гармонии постоянно поражали публику. Требуется большое мастерство, чтобы донести до зрителя понятие необыкновенной красоты во всем ее значении, продуманном с тонким вкусом. Это мастерство вновь и вновь подтверждается в работах То-фика Агабабаева.

Чуткое отношение художника, предпочитающего Абшеронские мотивы, к этой теме проявляется в таких его работах, как «Апшеронская осень», «Хазри в Апшероне», «Апшеронская деревня», «Нардаранский пир» и удачном соотношении теплых и холодных оттенков, и подача самых эмоциональных моментов с тонкими нюансами.

Насчитываются многие портреты Тофика Ага-бабаева, в которых художник оживлял внутренний мир человека, его мысли и внутренние чувства, прославляя отдельные типы людей, а не известных и выдающихся личностей. К таким работам относятся «Девушка с зеленым шарфом» и «Красная шляпа».

Одна из портретных работ Тофика Агабабаева называется «Красная шляпа». В отличие от предыдущей картины портрет, выполненный в жанре живописи, посвящен образу более амбициозной, уверенной в себе дамы. По этой причине цвета также

выражались в более строгих и контрастных формах и добивались своего целенаправленного решения. Переливы более ярких и немного отличающихся друг от друга тонов одного тона, перетекающих на красно-золотой фон, не только проясняли суть работ, но и добавляли красок невзрачному облику женщины (5). Чтобы сделать воздушный взгляд более резким, автор специально выискивал черты лица блондинки со светлой кожей во внешности очень уверенного в себе персонажа. Жесткий, острый взгляд зелено-голубых глаз, яркий взгляд на самом деле прославляет самоуверенность. Суровый взгляд персонажа, который ни в одном взгляде не выражает ни удивления, ни невинности, представляет мужество, порожденное уверенностью в себе, а не ненавистью и гневом. Страстность тех взглядов, которая имеет силу психологически угнетать человека, раскрывает весь характер образа дамы, которая, ничего не опасаясь, доверяет своей красоте и уму.

В портрете могучей личности, великого полководца шаха Исмаила Хатаи невозможно не показать любовь правителя к родине и народу. Произведение описывается как точка осмысления существования и истории Азербайджанского государства, а не описание конкретной исторической личности. Художник пошел по пути исторической документальности и правдоподобности. Портрет Шаха Исмаила в настоящее время хранится в галерее Уфуци как документ с угловой печатью. Он вызывает прекрасные эмоции у зрителя, который воспринимает произведение через призму правдоподобия. Это следует расценивать как изобразительный фактор, задуманный художником.

В образе Хатаи серьезность, гордость, непреклонность и отвага — особенности, характеризующие портрет, являющийся результатом требований тематики. Работа в основном решается в теплых тонах и диктует вес атмосферы удачной цветовой экспрессией. Небольшие зеленые, желтые, оранжевые и сиреневые тона, расположенные между преимущественно красными, черными и золотыми тонами, уменьшают его тяжесть и в то же время повышают его лирическую ценность. В верхней части картины надписи, данные черными арабскими буквами, как бы «подтверждают» ее содержание как печать произведения.

В произведении преобладает не только острая аура, но и некоторый лиризм и романтизм. В этом смысле мрачное изображение газели перед изображением в правом нижнем углу портрета призвано осветить лиризм работы, внутренний мир поэта-правителя.

В другом портретном произведении, посвященном шаху Исмаилу Хатаи, мы встречаем два примера портретов с почти сходной композиционной структурой. Хотя великий полководец воспет в сходных позах, их разное цветовое решение раскрывает один и тот же психологический внутренний мир и характер.

Во многих случаях Т. Агабабаев обращался к портрету одной и той же личности несколько раз и реализовывал их разными или близкими формами

6

лнг / «шшэетум-шутмак» #2№Ш, 2022

художественного выражения. Из этого можно сделать вывод, что талантливый художник предпочитает изображать на своих картинах людей, которых он уважает, с большой чуткостью к личности и его историческому положению.

Очень сложно оценить роль и значение творчества Тофика Агабабаева в истории национальной живописи и азербайджанского искусства. Он был одним из первых учеников школы живописи Азима Азимзаде (ныне Художественный колледж при ААХ) и в начале своей творческой деятельности начал заниматься экспериментальным поиском создания новых цветопластических решений, получивших широкое распространение и используется в наше время.

Вместе со многими другими молодыми художниками своего времени Тофик Агабабаев вел напряженные творческие поиски и деятельность по решению национальной школы и живописного стиля, в котором сочетаются древние традиции национальной живописи и художественно-технические достижения современной западноевропейской живописи.

Свою раннюю творческую деятельность художник начал в 50-х годах ХХ века, и благодаря своему трудолюбию и целеустремленности уже способен успешно преодолевать творческие и жизненные трудности, с которыми сталкивался в эти годы. Начиная с 70-х годов ХХ века Тофик Агаба-баев начал развиваться как профессиональный художник и добился большого успеха и уважения в обществе.

Тофиг Агабабаев считается одним из талантливых азербайджанских живописцев, развивших современную реалистическую живопись и доведших ее до совершенства. Он обращался ко многим жанрам живописи и сумел добиться и завоевать успехи в каждом из них.

Образцы станковой живописи, созданные художником в различных жанрах, в большинстве своем проникнуты чувством гуманизма, лиризма, изящества, деликатности, живости и жизненности. Живописные работы Тофика Агабабаева просты, но очень содержательны. Даже используя в своих работах несколько локальных цветов, художнику удается создавать произведения, связанные с современной жизнью. Герои его работ - его современники. К ним относятся простые рабочие, ученые, художники и т.д. Пейзажные работы, созданные ху-

дожником, проникнуты лирикой, наполнены чувством любви к Родине. Большинство черт, характерных для многочисленных работ Тофика Агаба-баева в области станковой живописи, хорошо видны и в монументально-декоративных произведениях, созданных им в разные периоды.

Портреты народного художника Тофика Ага-бабаева привлекают внимание прежде всего своей эмоциональной цветовой палитрой. Своеобразным фундаментом можно считать творческое наследие художника. Современная азербайджанская живопись продолжает свое развитие на этой основе.

Помимо творческой деятельности, Тофик Ага-бабаев занимается и педагогической деятельностью. Многие его ученики в настоящее время успешно представляют современную азербайджанскую живопись и активно занимаются творческой деятельностью.

Творческий путь художника можно сравнить с лестницей. Именно по этой лестнице он смог постепенно подняться с одной ступени на другую и достичь вершины славы.

Границы творчества Тофика Агабабаева завораживают. Многочисленные работы, созданные художником, увековечили его имя и вознесли его на вершину звания одного из талантливых и профессиональных художников отечественной живописи. Произведения художника в настоящее время хранятся в национальных музеях и галереях, а также в музеях и галереях многих зарубежных стран, в частных коллекциях и собраниях.

Литература

1. Azэrbaycan incэsэnэti / K.Kэrimov, R.Эfэndiyev, N.Rzayev, N.Hэbibov. - Вак1: 1992. // Азербайджанское искусство / К.Керимов, Р.Эфен-диев, Н.Рзаев, Н.Габибов. - Баку: 1992

2. ЭИуе^ Ъ. Tofiq Agababayev. - Вак1: 2011. // Алиев, З. Тофик Агабабаев. - Баку: 2011

3. ЭИyeva, M. Rэssamm sэnэt dunyasl / Respublika. - 2008. - 7 о%аЬг. - s.6. // Алиева, М. Творческий мир художника / газета Республика. -2008. - 7 октября. -с.6

4. Lalэ Azэri. Qocaman Агда ustasmm yubiley sэrgisi / Mэdэniyyэt. - 2014. - 21 fevral. - s. 2. // Лала Азери. Юбилейная выставка мастера кисти. - 2014. - 21 февраля. - с. 2.

5. Mэmmэdov Э. Tofiq Agababayev. - Вак1: 2014. // Мамедов, А. Тофик Агабабаев. - Баку: 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.