МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Гражданская поэзия Р.Нигмати опиралась также на традиции русской классической поэзии, в особенности, А.Пушкина, Н.Некрасова, что наиболее отчетливо ярко проявляется в его стихах «Пушкин останется» (1937), «Кавказ» (1938), поэме «Железная дорога» (1940).
Вместе с тем, Рашит Нигмати широко опирается и на устно-поэтические традиции башкирского народа. Если в ранее созданных стихах, таких как «Молодость», «Украина», «Герой борьбы», «Мой депутат», «Песнь счастливых» и др. поэт использует только отдельные фольклорные мотивы для противопоставления жизненных явлений, отдельные мотивы народной песни для более выразительной передачи основных мыслей и чувств, то знаменитая его поэма «Прекрасны долины Агидели» (1939) насквозь проникнута народным духом. Поэт на основе устно-поэтического творчества создает оригинальные песни, кубаиры, посредством образа Агидели, который воспет башкирским народом в многочисленных песнях, кубаирах, легендах, сказках, ставших опоэтизированной историей и зеркалом его душевного мира, воплощает эстетические взгляды народа.
Список использованной литературы 1. История башкирской литературы в 6-ти томах. - Т. 5. - Уфа: Китап, 1993.
© Г.Н. Гареева, 2015
УДК 821.512.141
Г.Н.Гареева
д.ф.н., профессор Факультет башкирской филологии и журналистики Башкирский государственный университет г.Уфа, Российская Федерация
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ С.КУДАША В 1920-1930-Е Г.Г.
Аннотация
Поэтическая индивидуальность поэзии С. Кудаша обусловлена не только тематическим содержанием его произведений, его творчество изначально было связано с устно-поэтическими, песенными традициями народа. Центральной темой произведений, включенных в многочисленные сборники поэта, являются темы труда, любви к родине, к родной земле, к родному народу, дружбы между различными национальностями.
Ключевые слова
лирический герой, устно-поэтические и песенные традиции, ритмический строй стиха, агитационная
лирика, пафос, мотив, стиль
В творчестве Народного поэта Башкортостана Сайфи Кудаша (Сайфетдин Фаттахетдинович Кудашев, годы жизни: 1894-1993) наиболее ярко проявились этапы становления и развития молодой башкирской советской литературы. Поэт прожил активную плодотворную жизнь, насыщенную крупными историческими событиями. Образование получил в знаменитом уфимском медресе «Галия». Первые стихи написал в 1917 году в связи с Февральской революцией, вскоре выпустил и первые небольшие сборники «Беит белобилетников», «Песни свободы».
Изданные во второй половине 1920-х годов сборники стихов «Песнь плуга»(1926), «На прополке» (1927), «Герой борьбы» (1928), где подытоживаются размышления лирического героя о происходящих в деревне общественных изменениях, изображается духовное обновление крестьянина, принесли молодому поэту довольно широкое признание. Выразительность художественных средств и их подчинение воссозданию поэтической картины утра хлебопашца, раскрытию эстетики свободного труда крестьянина в новых исторических условиях в стихах «Жаворонку», «Порывы сердца», «Косят луг», «Весенние мелодии», «На прополке», Плоды труда», «Праздник труда», «На молотьбе» послужили раскрытию индивидуального
152
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
стиля писателя, определению его самобытного поэтического голоса. В стихотворениях «Дай руку», «Рабочий и хлебороб» поэт стремится раскрыть типические черты, характерные людям труда в новом обществе.
Поэтическая индивидуальность поэзии С.Кудаша обусловлена не только тематическим содержанием его произведений, его творчество изначально было связано с устно-поэтическими, песенными традициями народа. Так, например, ритмико-интонационная структура стихотворения «Перчатка» схожа с народной песней, а в стихотворениях «Мы уезжаем, ты остаешься», «На прополке» народная песня текстуально вводится в стихотворный контекст и превращается в поэтическое средство, в стихах «Красной Армии», «Не плачь», «Бальзамин» и др. народная песня используется в качестве эпиграфа, чтобы оттенить образное содержание стиха.
В поэмах С.Кудаша, созданных в 1920-е г.г., нашло более глубокое отражение историческое развитие страны. В поэме «На лугу» изображается пора сенокоса в деревне. Все изобразительные средства в поэме подчинены живописному воплощению жизнерадостия людей, величия их коллективного труда. В поэме «В кузнице» посредством емких, символических образных средств поэт хочет подчеркнуть обострение классовых противоречий на селе. В центр эпической поэмы «Батыр» (1927) ставится повествование о тяжелой жизни стариков Гарея и Хасби. Через восприятие этими героями исторических событий начала ХХ века автор старается передать одобрительное отношение трудового крестьянства к октябрьской революции..
Поэмы «Засыпанные следы» (1927), «В ожидании весны» (1928) содержат подробную информацию о происходящих на селе переменах, о ломке старого уклада в деревне. Публицистические поэмы «Куколь» (1928), «Письмо» (1930) также изображают новые преобразования в деревне, борьбу с кулаками, психологические переживания, колебания «середняков» при вступлении в коммуны. В образе середняка Ишми поэт аналитически глубоко показал острые противоречия в крестьянской психологии в переходный период.
Идейно-художественные проблемы, поднятые в поэме «Письмо», были продолжены в стихотворном романе С.Кудаша «Кушкаен» (1934), посвященной на тему коллективизации на селе. В романе воссоздается широкая эпическая картина, в которой отчетливо проступают характерные черты колхозного движения в тридцатые годы.
В тридцатые годы С.Кудаш создал историко-биографическое произведение «Мажит Гафури», а также многочисленные стихи, рассказы, очерки о самоотверженном труде и патриотических чувствах советских людей. Поэт активно работал и в области детской литературы.
Список использованной литературы 1. История башкирской литературы в 6-ти томах. - Т. 3. - Уфа: Китап, 1993.
© Г.Н. Гареева, 2015
УДК 81
А. С. Гурьянова
студентка факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О ЯЗЫКОВОЙ ЭВОЛЮЦИИ В СИНХРОНИИ И ДИАХРОНИИ
Аннотация
Статья посвящена изучению эволюции современного русского языка, как феномена социокультурного, живого, динамического, разнохарактерного.
Ключевые слова
язык, социокультурный среда, языковая норма, историзмы, архаизмы
153