МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
УДК 821.512.141
Г.Н.Гареева
д.ф.н., профессор Факультет башкирской филологии и журналистики Башкирский государственный университет г.Уфа, Российская Федерация
ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА Р.НИГМАТИ В ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ ХХ ВЕКА
Аннотация
Центральное место в поэзии Народного поэта Башкортостана Р.Нигмати (1909-1959) занимает воспевание и утверждение идеи торжества социальной справедливости, равенства и братства народов. Масштабность образов, историзм в изображении событий, сочетание пламенной публицистичности, ораторской интонации с мягким лиризмом характерны всему творчеству Р.Нигмати.
Ключевые слова
лиризм, публицистический пафос, гражданская поэзия, яркие детали, поэтические формы, ритмикоинтонационное разнообразие, литературные традиции, новаторство, мотивы
Вклад в становлении и развитии башкирской литературы Народного поэта Башкортостана Рашита Нигмати (Рашит Нигматуллович Нигматуллин) огромен. Первые стихи Р.Нигмати появились на страницах республиканских газет и журналов во второй половине двадцатых годов. В первый сборник Р.Нигмати «Вступление» («Кереш») включены стихи, восславляющие новую жизнь, в них воссозданы образы молодого поколения строителей социализма, пламенных комсомольцев. Эти стихи характеризовались лиризмом, публицистическим пафосом. Поэт находил яркие детали при обрисовке образов своих современников. Наряду с обобщенным образом советского народа, с прославлением труда рядовых людей, Р.Нигмати создал образы героев гражданской войны Чапаева, Лазо, Щорса, Котовского, героя-летчика Чкалова.
С течением времени автор освободился от декларативности, пафоса в ранних стихотворениях, которые мешали реалистическому отражению действительности. Опубликованные в начале тридцатых годов поэмы и стихи «Приговор полей», «Любовь», «Под маской», где с художественной выразительностью и реалистической достоверностью отражается ожесточенная борьба за строительство новой жизни, определили новый этап творческого роста Р.Нигмати. Первая большая поэма Р.Нигмати «Жизнь, рожденная в бурях» (1938) в широком эпическом плане, с реалистической ясностью и психологической напряженностью на примере судьбы героя поэмы Юсупа изображает острые моменты классовой битвы, начиная со времен гражданской войны и до середины 1930-х годов.
Наряду с публицистическими стихами, посвященными героическим событиям в жизни народа начала ХХ века, актуальным темам современности, поэт создает и лирические стихи, воспевающие светлые думы и душевные переживания советских людей. И в публицистических, и в лирических стихотворениях автор на широком социально-историческом фоне показывает героическую борьбу и созидательный труд народа, показывает поэтичность и красоту будничных дел, обыденных явлений, простоту и величие человека труда.
В целом, центральное место в поэзии Р.Нигмати занимает воспевание и утверждение идеи торжества социальной справедливости, равенства и братства народов. Масштабность образов, историзм в изображении событий, сочетание пламенной публицистичности, ораторской интонации с мягким лиризмом характерны всему творчеству Р.Нигмати.
В тридцатые годы Рашит Нигмати ведет активные поиски в области новых поэтических форм, стремится к ритмико-интонационному разнообразию стиха. Наряду с традиционными поэтическими формами, поэт творчески пользуется и арсеналом интонационного стиха. В этом особенно сильно ощущается творческое воздействие на него традиций великого русского поэта В.Маяковского. Р.Нигмати учится у Маяковского мастерству озвучивания высокой гражданственности, мастерству усиления смысловой и эмоциональной энергии стиха путем использования логических ударений, семантических цезур и т.д.
151
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Гражданская поэзия Р.Нигмати опиралась также на традиции русской классической поэзии, в особенности, А.Пушкина, Н.Некрасова, что наиболее отчетливо ярко проявляется в его стихах «Пушкин останется» (1937), «Кавказ» (1938), поэме «Железная дорога» (1940).
Вместе с тем, Рашит Нигмати широко опирается и на устно-поэтические традиции башкирского народа. Если в ранее созданных стихах, таких как «Молодость», «Украина», «Герой борьбы», «Мой депутат», «Песнь счастливых» и др. поэт использует только отдельные фольклорные мотивы для противопоставления жизненных явлений, отдельные мотивы народной песни для более выразительной передачи основных мыслей и чувств, то знаменитая его поэма «Прекрасны долины Агидели» (1939) насквозь проникнута народным духом. Поэт на основе устно-поэтического творчества создает оригинальные песни, кубаиры, посредством образа Агидели, который воспет башкирским народом в многочисленных песнях, кубаирах, легендах, сказках, ставших опоэтизированной историей и зеркалом его душевного мира, воплощает эстетические взгляды народа.
Список использованной литературы
1. История башкирской литературы в 6-ти томах. - Т. 5. - Уфа: Китап, 1993.
© Г.Н. Гареева, 2015
УДК 821.512.141
Г.Н.Гареева
д.ф.н., профессор Факультет башкирской филологии и журналистики Башкирский государственный университет г.Уфа, Российская Федерация
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ С.КУДАША В 1920-1930-Е Г.Г.
Аннотация
Поэтическая индивидуальность поэзии С. Кудаша обусловлена не только тематическим содержанием его произведений, его творчество изначально было связано с устно-поэтическими, песенными традициями народа. Центральной темой произведений, включенных в многочисленные сборники поэта, являются темы труда, любви к родине, к родной земле, к родному народу, дружбы между различными национальностями.
Ключевые слова
лирический герой, устно-поэтические и песенные традиции, ритмический строй стиха, агитационная
лирика, пафос, мотив, стиль
В творчестве Народного поэта Башкортостана Сайфи Кудаша (Сайфетдин Фаттахетдинович Кудашев, годы жизни: 1894-1993) наиболее ярко проявились этапы становления и развития молодой башкирской советской литературы. Поэт прожил активную плодотворную жизнь, насыщенную крупными историческими событиями. Образование получил в знаменитом уфимском медресе «Галия». Первые стихи написал в 1917 году в связи с Февральской революцией, вскоре выпустил и первые небольшие сборники «Беит белобилетников», «Песни свободы».
Изданные во второй половине 1920-х годов сборники стихов «Песнь плуга»(1926), «На прополке» (1927), «Герой борьбы» (1928), где подытоживаются размышления лирического героя о происходящих в деревне общественных изменениях, изображается духовное обновление крестьянина, принесли молодому поэту довольно широкое признание. Выразительность художественных средств и их подчинение воссозданию поэтической картины утра хлебопашца, раскрытию эстетики свободного труда крестьянина в новых исторических условиях в стихах «Жаворонку», «Порывы сердца», «Косят луг», «Весенние мелодии», «На прополке», Плоды труда», «Праздник труда», «На молотьбе» послужили раскрытию индивидуального
152