МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
стиля писателя, определению его самобытного поэтического голоса. В стихотворениях «Дай руку», «Рабочий и хлебороб» поэт стремится раскрыть типические черты, характерные людям труда в новом обществе.
Поэтическая индивидуальность поэзии С.Кудаша обусловлена не только тематическим содержанием его произведений, его творчество изначально было связано с устно-поэтическими, песенными традициями народа. Так, например, ритмико-интонационная структура стихотворения «Перчатка» схожа с народной песней, а в стихотворениях «Мы уезжаем, ты остаешься», «На прополке» народная песня текстуально вводится в стихотворный контекст и превращается в поэтическое средство, в стихах «Красной Армии», «Не плачь», «Бальзамин» и др. народная песня используется в качестве эпиграфа, чтобы оттенить образное содержание стиха.
В поэмах С.Кудаша, созданных в 1920-е г.г., нашло более глубокое отражение историческое развитие страны. В поэме «На лугу» изображается пора сенокоса в деревне. Все изобразительные средства в поэме подчинены живописному воплощению жизнерадостия людей, величия их коллективного труда. В поэме «В кузнице» посредством емких, символических образных средств поэт хочет подчеркнуть обострение классовых противоречий на селе. В центр эпической поэмы «Батыр» (1927) ставится повествование о тяжелой жизни стариков Гарея и Хасби. Через восприятие этими героями исторических событий начала ХХ века автор старается передать одобрительное отношение трудового крестьянства к октябрьской революции..
Поэмы «Засыпанные следы» (1927), «В ожидании весны» (1928) содержат подробную информацию о происходящих на селе переменах, о ломке старого уклада в деревне. Публицистические поэмы «Куколь» (1928), «Письмо» (1930) также изображают новые преобразования в деревне, борьбу с кулаками, психологические переживания, колебания «середняков» при вступлении в коммуны. В образе середняка Ишми поэт аналитически глубоко показал острые противоречия в крестьянской психологии в переходный период.
Идейно-художественные проблемы, поднятые в поэме «Письмо», были продолжены в стихотворном романе С.Кудаша «Кушкаен» (1934), посвященной на тему коллективизации на селе. В романе воссоздается широкая эпическая картина, в которой отчетливо проступают характерные черты колхозного движения в тридцатые годы.
В тридцатые годы С.Кудаш создал историко-биографическое произведение «Мажит Гафури», а также многочисленные стихи, рассказы, очерки о самоотверженном труде и патриотических чувствах советских людей. Поэт активно работал и в области детской литературы.
Список использованной литературы 1. История башкирской литературы в 6-ти томах. - Т. 3. - Уфа: Китап, 1993.
© Г.Н. Гареева, 2015
УДК 81
А. С. Гурьянова
студентка факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О ЯЗЫКОВОЙ ЭВОЛЮЦИИ В СИНХРОНИИ И ДИАХРОНИИ
Аннотация
Статья посвящена изучению эволюции современного русского языка, как феномена социокультурного, живого, динамического, разнохарактерного.
Ключевые слова
язык, социокультурный среда, языковая норма, историзмы, архаизмы
153
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Язык - это социокультурный феномен. Он имеет двойственную природу. Не существует языка вне общества и общества без языка. Ф.П.Филин отмечает, что «природа языковых изменений оказывается двойственной: с одной стороны, язык развивается согласно своим внутренним законам, заложенным в нём возможностям изменяться в том или ином направлении, с другой - не все возможные изменения реализуются. Та или иная их реализация предопределяется общественными факторами, связанными с функциями языка в обществе» [1, с. 14]. Язык - явление общественное. Его развитие напрямую зависит от развития общества. «Язык никогда не существует вне общества, ибо язык - это социологическое явление. Его социальная природа - одно из его внутренних свойств» (Ф.де Соссюр) [2, с. 59].
Внеязыковые социальные факторы влияют на язык не прямо, а опосредованно, через носителя языка. Язык эволюционирует так, что лингвисты порою не в силах понять причины изменений. «Путей и способов, какими могут экономические (и политические) или вообще культурно-исторические явления воздействовать на языковую эволюцию, много, но в качестве основного момента здесь нужно указать на следующее: экономико-политические сдвиги видоизменяют контингент носителей данного языка или диалекта, а отсюда вытекает и изменение отправных точек его эволюции» [3].
Среди социальных причин можно назвать следующее: изменение круга носителей языка; распространение просвещения; территориальное перемещение людей (миграции); создание новой государственности, по-новому влияющей на некоторые сферы языка; развитие науки; крупные технические новшества, влияние СМИ и рекламы [4], развитие науки, расширение зарубежных связей, интеграция в мировое экономическое и научно-информационное пространство, процессы глобализации в мировом сообществе [5] и др.
В синхронии среди тенденций развития языка отмечаем неоднозначность, двойственность, противоположность и комплементарность (дополнительность): демократизация и либерализация языка современных носителей граничат с вульгаризацией и криминализацией, креативность со стереотипностью, динамичность с небрежностью в использовании языковых единиц, интеллектуальность - с общим снижением языковой культуры [6, с. 127].
Русский язык имеет давнюю, сложную историю (диахрония). Около трех тысяч лет до нашей эры среди индоевропейских языков выделялся протославянский диалект, который спустя тысячу лет стал праславянским языком. Старославянский язык (предшественник современного русского) сумел объединить всех славян, именно на нем писали и издавали важнейшие документы и памятники литературы.
Школьная программа по литературе составлена таким образом, что на протяжении всего курса изучается творчество классиков русской литературы XVIII-XX веков, но с каждым классом возрастает объем и сложность художественных произведений. Сложность произведений и зачастую их непонятность вызывают отвращение у школьников к литературе, как к предмету. И это неудивительно! Языковая норма меняется с течением времени. Слова, которые нам непонятны, но которые так активно используют классики русской литературы - это архаизмы, историзмы или просто устаревшие слова.
Архаизм - лексическая единица, вышедшая из употребления. Например, слово восстать - 'поднять бунт, выступить против чего-то, возродиться, воскреснуть' и имеет высокую стилистическую окраску. А на Руси было обыденным бытовым, использовалось в значении 'вставать, подниматься на ноги'. «Не жалей живота своего!» означает 'Не жалей своей жизни!'. Слово живот в русском языке сохранилось, но его значение поменялось. А в значении 'жизнь' слово живот - это архаизм. Причиной появления архаизмов служит развитие русского языка и обновление его словаря. Классики XIX в. не задумывались о том, будут ли понимать их спустя сто или двести лет.
Русский язык богат, потому что он развивается, и обогащают его люди. В наше время невозможно ответить на вопрос, сколько слов в русском языке. С каждым днем словарь русского языка пополняется.
Список использованной литературы:
1. Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М.: Наука, 1981. 326 с.
2. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М.: Прогресс, 1977. 695 с.
3. Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. М.: Наука, 1968. 375 с.
4. Кочнова К.А. Речевая культура интернет-среды // Актуальные проблемы обучения русскому языку,
154
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
культуре речи и дисциплинам специализации. Нижний Новгород, 2014. С.78-80.
5. Кочнова К.А. Культурология: Учебное пособие. Н.Новгород: НГСХА, 2014. 196 с.
6. Юдина Н.В. Русский язык в XXI веке: кризис, эволюция, прогресс? М.: Гнозис, 2010. 296 с.
7. Кочнова К.А. Язык культуры: концептуальный анализ языка // Тенденции развития языка СМИ: актуальные проблемы. Тамбов, 2010. С. 179-182.
© А. С. Гурьянова, 2015
УДК 1751
Е.В.Емельянова
К.п.н, доцент
Кафедра Психологии, Филологии и Перевода Казахско-русский Международный университет г.Актобе, Республика Казахстан
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА И ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ
Аннотация
В статье автор исследует соотношение человеческого сознания, языковой картины мира как основных показателей языковой личности. Автор рассматривает также языковую ментальность и ее особенности как основу формирования языковой личности.
Ключевые слова
Национальный менталитет, сознание, (языковая) картина мира, языковое сознание, языковая личность.
Являясь высшей формой психики, отличающей человека от животных, сознание как специфический способ отношения к миру формируется в процессе преобразования и осмысления знания о его объективных закономерностях.
Основной характеристикой человеческого сознания выступает его способность направлять внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего опыта, которые сопровождают это внимание.
Сознание, в силу своего рефлективного характера, представляет собой высоко интегрированную систему регуляции психических процессов, благодаря которой человек не только воспринимает и эмоционально реагирует на окружающий его мир, но еще и регистрирует все это особым образом. Другими словами, он не просто переживает, но и отдает себе отчет в том, что переживает и наделяет переживание смыслом.
Различают следующие типы сознания - научное, философское, религиозное, обыденное. Все они проявляются как в мышлении отдельного человека (индивидуальное сознание), так и всего народа (коллективное сознание). «Ментальную неповторимость этноса» определяют формы взаимодействия с природой, коммуникативные нормы и психологические особенности, составляющие глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания, выражающийся в понятии менталитета как специфического способа миропонимания или мировидения, характеризующего его носителей. Национальный менталитет приобретается людьми в процессе их взаимодействия на протяжении многовековой жизни, он включает традиционные формы реакции на окружающий мир, стереотипы поведения и деятельности, а также способы регулирования общения, сложившиеся на основании усвоенной системы ценностей. Все это формируется под влиянием экономических условий, политических изменений, социальных процессов, природных явлений, контактов с другими этническими группами.
Понятие общественного сознания или менталитета часто сближают с понятием так называемой картины мира, описываемой в научной литературе как «сложное, многоуровневое образование, в которое,
155