Научная статья на тему 'Художественные образы Востока как один из источников перехода от классицизма к историзму в архитектуре'

Художественные образы Востока как один из источников перехода от классицизма к историзму в архитектуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
200
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. ХОДЖЕС / W. HODGES / В ШЕЛЛИНГ / F. SCHELLING / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ИСТОРИЗМ / HISTORICISM / КЛАССИЦИЗМ / CLASSICISM / РОМАНТИЗМ / ROMANTICISM / ЭКЛЕКТИКА / ECLECTICISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Журин Андрей Николаевич

Рассматриваются воззрения, связанные с архитектурой, английского художника и путешественника В. Ходжеса (1744-1797) и их влияние на эстетические взгляды основоположника немецкого романтизма Ф. Шеллинга, рассматривавшего архитектуру в период начала перехода от классицизма к историзму и эклектике. Отмечается, что видение архитектуры Востока В. Ходжесом было романтизированным, он отказывался признавать древнегреческую архитектуру единственным мерилом истинного вкуса, утверждал важность климатических особенностей, национальной культуры. В. Ходжес подчеркивал высокую художественную ценность, наряду с древнегреческой архитектурой, египетской, индийской, мавританской и готической архитектуры. В. Ходжес в соответствии со стремлением романтической философии к объединению противоположностей объективного и субъективного, признавая значимость разных стилей архитектуры, говорит об их сущностном единстве, имеющем природное основание. Идеи В. Ходжеса предвосхищали тенденции развития постклассицистической архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World Pictures of the East as One of the Sources of Transition from Classicism to Historicism in Architecture

This article presents the architectural views of Hodges, the English artist and traveler (1744-1797) and their influence on aesthetic visions of Schelling, the founder of German romanticism. Schelling considered architecture of the transition period from classicism to historicism and eclecticism. It is shown that Hodges' vision of the oriental architecture was romanticized. He refused from the recognition of ancient Greek architecture as the only true measure of taste, and asserted the importance of climatic characteristics and national culture. Along with the ancient Greek architecture, Hodges emphasized the high artistic value of Egyptian, Indian, Moorish, and Gothic architecture. In accordance with romantic philosophy to unite the opposites of objective and subjective and recognizing the importance of the different styles of architecture, Hodges stated their essential unity, which had natural origins. Hodges’ ideas anticipated the trends of development of postclassical architecture.

Текст научной работы на тему «Художественные образы Востока как один из источников перехода от классицизма к историзму в архитектуре»

Вестник ТГАСУ № 4, 2016

29

УДК 72.01

ЖУРИН АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, ст. преподаватель, zhurin. andrew@yandex. ru

Новосибирский государственный университет

архитектуры, дизайна и искусств,

630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 38

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ВОСТОКА КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ПЕРЕХОДА ОТ КЛАССИЦИЗМА К ИСТОРИЗМУ В АРХИТЕКТУРЕ

Рассматриваются воззрения, связанные с архитектурой, английского художника и путешественника В. Ходжеса (1744-1797) и их влияние на эстетические взгляды основоположника немецкого романтизма Ф. Шеллинга, рассматривавшего архитектуру в период начала перехода от классицизма к историзму и эклектике. Отмечается, что видение архитектуры Востока В. Ходжесом было романтизированным, он отказывался признавать древнегреческую архитектуру единственным мерилом истинного вкуса, утверждал важность климатических особенностей, национальной культуры. В. Ходжес подчеркивал высокую художественную ценность, наряду с древнегреческой архитектурой, египетской, индийской, мавританской и готической архитектуры. В. Ходжес в соответствии со стремлением романтической философии к объединению противоположностей объективного и субъективного, признавая значимость разных стилей архитектуры, говорит об их сущностном единстве, имеющем природное основание. Идеи В. Ходжеса предвосхищали тенденции развития постклассицистической архитектуры.

Ключевые слова: В. Ходжес; В Шеллинг; архитектура; историзм; классицизм; романтизм; эклектика.

ANDREI N. ZHURIN, Senior Lecturer, zhurin. andrew@yandex. ru

Novosibirsk State Academy of Architecture and Fine Arts, 38, Krasnyi Ave., 630099, Novosibirsk, Russia

WORLD PICTURES OF THE EAST AS ONE

OF THE SOURCES OF TRANSITION FROM CLASSICISM

TO HISTORICISM IN ARCHITECTURE

This article presents the architectural views of Hodges, the English artist and traveler (1744-1797) and their influence on aesthetic visions of Schelling, the founder of German romanticism. Schelling considered architecture of the transition period from classicism to histor-icism and eclecticism. It is shown that Hodges' vision of the oriental architecture was romanticized. He refused from the recognition of ancient Greek architecture as the only true measure of taste, and asserted the importance of climatic characteristics and national culture. Along with the ancient Greek architecture, Hodges emphasized the high artistic value of Egyptian, Indian, Moorish, and Gothic architecture. In accordance with romantic philosophy to unite the opposites of objective and subjective and recognizing the importance of the different styles of architecture, Hodges stated their essential unity, which had natural origins. Hodges' ideas anticipated the trends of development of postclassical architecture.

Keywords: W. Hodges; F. Schelling; architecture; historicism; classicism; romanticism; eclecticism.

© Журин А.Н., 2016

Большое значение для формирования эстетических воззрений, связанных с романтизмом, в том числе и в России, имели взгляды немецкого философа Ф. Шеллинга [1, с. 35]. Свою теорию архитектуры он представил в работе «Философия искусства», в которой, наряду с классицистическим видением архитектуры, прослеживаются и новые тенденции, связанные с историзмом [2]. Представляет интерес с точки зрения исследования намечающихся тенденций в архитектуре XIX века - периода перехода от классицизма к ранней эклектике, одновременного существования классицистического и романтического идеалов - выявление научных источников, круга исследователей, на которых опирался Ф. Шеллинг.

Ф. Шеллинг в своей работе «Философия искусства» подчёркивает, что он судит об искусстве как философ, опираясь на мнения профессионалов в этой области. Симптоматично, что в их круг, наряду с такими известными теоретиками в области искусствознания и архитектурной теории классицизма, как М. Витрувий, И. Винкельман, он включает в своё исследование менее известного в этой области английского художника и путешественника по странам Востока Вильяма Ходжеса, который изложил свои взгляды на архитектуру в труде «Путешествия в Индию в 1780, 1781, 1782 и 1783 годы».

В. Ходжес путешествовал по Индии, странам Юго-Восточной Азии, знал архитектуру Египта и высказал основополагающие принципы архитектуры будущей эпохи романтизма. Он являлся единственным современником Ф. Шеллинга, на научные и художественные материалы которого немецкий философ ссылается в разделе своей эстетической монографии, непосредственно посвященному архитектуре.

Впечатления В. Ходжеса, представленные в конце ХУШ в., отражают и предвосхищают новые тенденции развития европейской архитектуры эпохи романтизма с её желанием значительно расширить круг художественных аналогий, определить истоки их формообразования с точки зрения возможности дальнейшего использования и развития.

С результатами своих наблюдений, опубликованными в виде путевых заметок, графических и живописных материалов, В. Ходжес путешествовал по Европе, в том числе посетил Санкт-Петербург. Эстетические воззрения и художественные произведения В. Ходжеса несли в себе новое романтическое видение окружающего мира и, очевидно, поэтому привлекли внимание Ф. Шеллинга, обнаружившего ценный материал для своих эстетических исследований. В связи с этим в статье рассматриваются суждения В. Ходжеса об архитектуре, которые в значительной степени корреспондируются с идеями Ф. Шеллинга.

Подчеркивая вклад древних греков в мировую архитектуру, которые необлагороженную природу преобразовали в прекрасные произведения искусства, В. Ходжес утверждал равнозначность множественных идеалов: «Насколько пристрастным я должен себя чувствовать, из-за привычек и образования, по отношению к грекам, чей свободный и нескованный гений, на протяжении долгих веков, улучшил изначальную деревянную хижину до несравненных красот мраморного храма или дворца, в то же время я свободно утверждаю, что это нисколько не препятствует моей схожей пристрастности

к странам, где другие модели были развиты до такого же совершенства» [3, с. 65]. Следует отметить, что отношение к античной греческой архитектуре как проявлению гениальности и свободы у В. Ходжеса является романтизированным. Романтическое мироощущение у В. Ходжеса проявляется также в его отношении к необратимости течения времени, руинам. Он говорит об Агре: «Было невозможно созерцать руины этого великого и благородного города без глубочайшего чувства меланхолии» [4, с. 49]. Чувство меланхолии, навеянное руинами, является важной чертой романтического мировоззрения: «...руины древнего Рима могут рассматриваться как эмблема смысла и истории самого слова «романтичный» [5, с. 1].

В. Ходжес восторгается архитектурой Египта, Индии, арабской архитектурой, зодчеством европейского Средневековья. Он отмечает общую основу возникновения и развития национальных стилей из общих прообразов -пещер, примитивного жилища, что согласуется с классицистическими взглядами о природе как основании искусства и одновременно несёт тенденции нового видения национальных искусств, как возможных участников будущих приёмов стилеобразования в историзме и эклектике, нового взгляда на архитектуру как на собрание различных национальных стилей [6]. Художник-путешественник В. Ходжес значительно расширяет список стилевых аналогов национального стиля - Суринам, Гвинея, острова Южного моря, а также кочующие племёна арабов, монголов, самоедов и других народов [3, с. 67-68]. В. Ходжес утверждал: «То, что греческая архитектура заключает в себе все совершенное в искусстве, я не могу не определить как в себе ошибочную и раболепную доктрину, деструктивную по своим последствиям по отношению к любой надежде на улучшение. Архитектура, несомненно, должна быть адаптирована к климату и странам, которые населяют люди. больше, чем любое другое искусство, подвергается воздействию и изменению со стороны природы климата и материалов, а также обычаев и стремлений жителей» [3, с. 64]. В. Ходжес подчеркивает абсурдность и необоснованность беспринципной имитации греческой архитектуры: «.я ни в малейшей степени не являюсь предубежденным против ее выдающихся красот и совершенств, но почему должны мы восхищаться ей в исключительной форме, будучи слепыми к величию, смелости и великолепию египетской, индийской, мавританской и готической, как восхитительным чудесам архитектуры, немилосердно обвинять и презирать их, потому что они более разнообразны в своих формах и несводимы к точным правилам греческой хижины и колонны?» [3, с. 64].

Подобные представления, высказанные в самом начале эпохи романтизма и нашедшие определённое выражение во взглядах Ф. Шеллинга на архитектуру, получат в дальнейшем своё развитие в теоретических воззрениях основоположников новых по своей сути принципов стилеобразования в архитектуре ранней эклектики, отражающей множественность культурных эстетических аналогов прошлого, устанавливающей связь архитектуры с природным окружением, климатическими особенностями места и национальной культурной составляющей. Позднее в той или иной степени этот взгляд на архитектуру будут разделять российские теоретики и практики развития нового направления зодчества, основанного на романтических принципах архитектуры свободы выбора эстетического идеала [7].

Опираясь на впечатления об экзотичной для европейца того времени архитектуре Востока, в частности Индии, выраженные в его путевых, живописных и графических материалах, Ф. Шеллинг развивает и осмысливает рассуждения В. Ходжеса об архитектуре, он отмечает первородную связь природы, ландшафта и архитектуры, в теории и практике которой наметился поворот к историзму. Рассматривая географические и климатические условия архитектурной стилистики разных народов, Ф. Шеллинг считал, что по сравнению с индийской архитектурой, где природные аналоги демонстрировали бурность форм и стремление к безграничному, природное окружение в Египте демонстрирует «вечно неизменный вид неба, однообразное движение в природе» [8, а 291], что привело, по его мнению, к строительству из камня, а формы сооружений из-за отсутствия органических аналогов приобрели «кубическую», геометрическую форму.

Ф. Шеллинг в работе «Философия искусства» предполагает вероятность происхождения готической архитектуры из географических особенностей, природы древних германцев. Он отказывается приходить к определенному выводу относительно происхождения готики, при этом он не исключает определённого отбора мнений и суждений в этом вопросе. Он отмечает, что «весьма примечательно и бросается в глаза сходство между индийским и готическим зодчеством» [8, а 290]. Подобное утверждение, принципиально расширяющее географию и истоки возникновения готического стиля, Ф. Шеллинг делает, взяв за основание «рисунки Ходжеса, изображающие индийские пейзажи и здания» [8, а 291] (рисунок).

В. Ходжес. Вид на руинированную мечеть в Раджмахале. Середина 1780-х гг. Источник: http://www. gac.culture. gov.uk/work. aspx?obj=19699

Отмечая высокую эстетическую ценность классицистического идеала -архитектуру Древней Греции, В. Ходжес утверждает, что его моностилистическое применение было бы губительно для дальнейшего развития архитектуры. В. Ходжес занимает позицию, характерную для романтизма, согласно которой подчеркивается необходимость признания существования множественности идеалов в искусстве и видение вместе с этим сущностного единства искусства. Данная противоречивость его воззрений свидетельствовала о будущей тенденции к объединению противоположных архитектурных стилей в единое целое, что также корреспондируется со стремлением Ф. Шеллинга к диалектическому объединению противоположностей субъективного и объективного [9]. Эти понятия корреспондируются с преобладанием субъективности в готической архитектуре и объективности в классицистической архитектуре. В. Ходжес описывает противоречивое единство европейского греческого идеала и архитектуры Индии, соединяя противоположные по направлению стили в один, подчёркивая и сохраняя особенные черты каждого.

Подобная попытка объединения противоположностей, как стилеобра-зующий фактор, видится В. Ходжесом не только как рекомендуемый метод формирования новой «английско-индийской колониальной архитектуры», но и как один из новых возможных приёмов формирования архитектуры наступающей эклектики. В. Ходжес делает важное утверждение, что «египетская, индийская, мавританская и готическая архитектура не копировали друг друга, а «по сути своей являют одно и то же» [3, с. 75]. Единство различных стилей В. Ходжес видит на основе их общего природного происхождения: «...египетская пирамида или обелиск, готический шпиль, исламский минарет - все они являются отзвуками «остроконечных возвышающихся скал», тогда как внутренние части пещер воспроизводятся в египетских и индуистских храмах» [10, с. 137].

Стремление к объединению в единое целое моностилистики классицизма и множественных эстетических идеалов, связанных с историческим видением архитектуры, явилось выражением поиска органичного сочетания архитектурного сооружения с региональными особенностями, с национальными культурными традициями, стало движущей силой в развитии постклассицистической архитектуры.

Библиографический список

1. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: в 2 т. / ред. коллегия: М.Ф. Овсянников [и др.]. - М. : Искусство, 1974. - Т. 2. - 647 с.

2. Иконников, A.B. Историзм в архитектуре / A.B. Иконников. - М. : Стройиздат, 1997. - 559 с.

3. Hodges, W. Travels in India, during the years 1780, 1781, 1782, & 1783 / W. Hodges. - London, 1794. - 194 p.

4. Coleridge, Romanticism and the Orient: Cultural Negotiations / Ed. by D. Vallins // Kz Oishi and Seamus Perry. - London; New York : Bloomsburry Academic, 2013. - 233 p.

5. A companion to european romanticism / Ed. by M. Ferber. - Padstow : Blackwell publishing, 2005. - 586 p.

6. Кириченко, Е.И. Архитектурные теории XIX века в России / Е.И. Кириченко. - М. : Искусство, 1986. - 344 с.

7. Борисова, Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма / Е.А. Борисова. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1999. - 316 с.

8. Шеллинг, Ф.В.Й. Философия искусства / Ф.В.Й. Шеллинг. - М. : Мысль, 1966. - 496 с.

9. Шеллинг, Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма / Ф.В.Й. Шеллинг // Сочинения: в 2 т. - М. : Мысль, 1987. - Т. 1. - С. 227-489.

10. Tillotson, G.H.R. The Artificial Empire: The Indian Landscapes of William Hodges / G.H.R. Tillotson. - Mitcham, Surrey : Routledge, 2015. - 170 p.

References

1. Ovsyannikov M.F. Russkie esteticheskie traktaty pervoi treti XIX veka v 2-kh t. [Russian aesthetic treatises in early 19th century]. Moscow : Iskusstvo Publ., 1974. V. 2. 647 p. (rus)

2. Ikonnikov A.V. Istorizm v arkhitekture [Historicism in architecture]. Moscow : Stroyizdat Publ., 1997. 559 p. (rus)

3. Hodges W. Travels in India, during the years 1780, 1781, 1782, & 1783. London, 1794. 194 p.

4. Vallins D., Oishi K., Perry S. Coleridge, Romanticism and the Orient: Cultural Negotiations. London; New York : Bloomsburry Academic, 2013, 233 p.

5. FerberM. A companion to European romanticism. Padstow : Blackwell Publishing, 2005, 586 p.

6. Kirichenko E.I. Arkhitekturnye teorii XIX veka v Rossii [Architectural theory of the 19th century in Russia]. Moscow : Iskusstvo Publ., 1986. 344 p. (rus)

7. Borisova E.A. Russkaya arkhitektura v epokhu romantizma [Russian architecture in the Romantic era]. St-Petersburg : Dmitrii Bulanin Publ., 1999. 316 p. (rus)

8. Schelling F.W.J. Filosofiya iskusstva [The philosophy of art]. Moscow : Mysl' Publ., 1966. (transl. from Engl.)

9. Schelling F.W.J. Sistema transtsendental'nogo idealizma [The system of transcendental idealism]. Moscow : Mysl' Publ., 1987. V. 1. Pp. 227-489 (transl. from Engl.)

10. Tillotson G.H.R. The artificial empire: The Indian landscapes of William Hodges. Mitcham, Surrey : Routledge, 2015. 170 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.