Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2018. № 29
УДК 17.00.04
Б01: 10.17223/22220836/29/7
А.Н. Журин
ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I И ДВОЙСТВЕННОСТЬ В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ЕГО ВРЕМЕНИ
Русская архитектура николаевского времени была двуедина в своем развитии. Она, с одной стороны, была нормативной и регламентированной архитектурой классицизма, который характеризовался симметрией и ордерной композицией административных зданий, геометрической упорядоченностью планов городов и поселений, типовыми проектами в массовой архитектуре. С другой стороны, при участии Николая I был открыт путь к новым архитектурным поискам в духе романтической трактовки античного идеала, свободы выбора исторического художественного аналога, получили развитие новые творческие принципы в русской архитектуре.
Ключевые слова: архитектура, Николай I, классицизм, эклектика, русский национальный стиль.
Одной из важных задач искусствоведения, исследований в области теории архитектуры является разностороннее изучение процесса перехода от одной стилистики к другой. Характер данного процесса, стадийность выхода зодчества на новый качественный уровень нуждаются в изучении в различных аспектах. Непосредственным и активным участником периода кардинальной смены стилистики в отечественной архитектуре второй четверти XIX в. являлся император Николай I, в период царствования которого отмечается романтизация классицистических форм крупных общественных зданий и официальных градостроительных ансамблей Российской империи и одновременно начинается развитие новых стилистических тенденций в архитектуре, выразившихся в произведениях ранней эклектики. Целью данного исследования является изучение истоков художественного мировоззрения и реализации эстетических пристрастий и технических знаний императора Николая I в области отечественной архитектуры и градостроительства.
Изучение искусства эпохи романтизма предоставляет возможность увидеть феномен одновременного существования в российской культуре и ее архитектурной составляющей противоположностей классицистического и романтического идеалов. По сравнению с рационализмом эпохи российского Просвещения, выразившемся в моностилистической архитектуре строгого нормативного классицизма, в архитектуре первой половины ХК в. преобладало сочетание и сложное сосуществование двух противоположных составляющих - классицистического нормативного начала и романтического идеала, характеризующегося стремлением к свободе творчества, реализуемым в полистилистике архитектуры ранней эклектики, поиском в ней своей национальной идентичности.
Возникновению и развитию этого феномена способствовала форма государственного устройства России первой половины Х1Х в., являвшаяся абсолютным самодержавием. Именно члены правящей элиты царственного дома России явились, наряду с представителями творческой интеллигенции, носи-
84
А.Н. Журин
телями в своих странах романтической идеологии в ее художественной интерпретации в различных видах искусства. Особенность данной эпохи состояла в том, что в годы абсолютного монархического правления получила впечатляющее развитие, несмотря на определенные охранительные ограничения, художественная культура Российской империи. Э.И. Колчинский, отмечая этот кажущийся парадокс в отечественной культуре, делает вывод о благоприятном влиянии авторитарной формы правления эпохи императора Николая I на культуру и науку [1. С. 10]. С этой эпохой была связана успешная творческая деятельность многих представителей отечественной художественной культуры, в том числе и в области архитектуры данного периода, исторически совпавшего со сменой стилистического направления - переходом от классицизма к историзму и эклектике.
В архитектурном процессе, в силу его специфики, принимает участие не только автор, творец архитектурного сооружения, но и заказчик, который, исходя из своих эстетических предпочтений в определенной степени определяет направленность творческой деятельности зодчего. Учитывая особенность государственного устройства Российской империи, следует утверждать, что основным государственным заказчиком архитектуры эпохи перехода от классицизма к эклектике являлся российский император Николай I. «В Петербурге ни один частный дом в центре города, ни одно общественное здание в России не возводилось без его ведома: все проекты на такие постройки он рассматривал и утверждал сам», - отмечали А. Бенуа и Н. Лансере, признанные авторитеты в области художественной критики в годы Серебряного века [2]. То, что Николай I вникал в характер каждой постройки, было видно из замечаний и надписей, делавшихся им на проектах. Непосредственная вовлеченность в архитектурный процесс вплоть до его мельчайших, формальных подробностей характеризовала императора Николая I.
В связи с политической направленностью советского периода в архитектурном искусствоведении эстетические склонности Николая I либо не рассматривались, либо, как правило, внимание акцентировалось на негативном влиянии монарха на творческую деятельность зодчего. При оценке деятельности императора Николая I отрицательное отношение к определенным сторонам его царствования со стороны демократических и революционных кругов российского и советского общества непосредственно переносилось и на характер его участия в культурном процессе. Только в короткий дореволюционный период в начале ХХ в. этот односторонний взгляд был частично опровергнут.
Представление о личности императора Николая I и его активном участии в культурной жизни страны было бы неполным, если оставить без внимания его собственный опыт и склонность к архитектурно-художественной деятельности. Портрет Николая I в данном контексте был представлен современниками из его ближайшего окружения, историками дореволюционного периода М. Корфом, С. Татищевым, А. Зайончковским, М. Богдановичем, Н. Шильдером, А. Гречем, А. Тютчевой. А. Зайончковский отмечал: «Предметы отвлеченные, умозрительные, менее привлекали его внимание... Великий князь с самого раннего детства выказал большое пристрастие к строительному искусству, и эта склонность сохранилась в нем на всю жизнь» [3. С. 11]. Исследователи личности императора Николая I отмечают его склон-
ность к рисунку, живописи, гравированию. С детских лет великий князь Николай Павлович рисовал сам, в его индивидуальную образовательную программу включались уроки рисования. Первоначально это были детские рисунки, выполненные цветными и простыми карандашами в традиционной для того времени тематике, - жилые дома, пейзажи, цветы, домашние животные. По замечанию М.А. Корфа, «Николай Павлович не менее любил рисовать, чем играть в военные игры» [4. С. 45]. При этом М.А. Корф отмечал: «Склонность Николая Павловича к строительной части начала выражаться довольно рано: в его играх заметно было стремление ко всякого рода постройкам; рисовать любил не столько фигуры и другие предметы, сколько домики и крепости...» [Там же. С. 36]. Учителями императора Николая I были русские художники-академисты И.А. Акимов, В.К. Шебуев, которые систематически обучали его рисунку и живописи на высоком профессиональном уровне, характерном для Императорской Академии художеств [5].
Профессионально интересуясь современной живописью, скульптурой, активно вникая в вопросы архитектуры, император Николай I занимался вопросами художественного образования, государственным коллекционированием предметов искусства. Во время его правления в 1830-е гг. набережная перед Академией художеств была украшена двумя сфинксами, доставленными из Египта.
А.М. Зайончковский писал об императоре Николае I: «Легко владея карандашом, он применял свой талант почти исключительно к черчению геометрических фигур, укреплений, планов сражений и к рисованию войск. Его любовь к прямым линиям и симметричным построениям воплотилась впоследствии в архитектуру Николаевских времен» [3. С. 11-12]. Данное утверждение характеризует архитектуру этого периода односторонне. Отечественная архитектура николаевского времени была двуедина в своем развитии. Часто критикуемая современниками - Н.В. Гоголем, П.Я. Чаадаевым, В.Г. Белинским, она, с одной стороны, действительно была архитектурой геометрических построений классицизма, который характеризовался симметрией и ордерной композицией административных зданий, упорядоченностью планов городов и поселений, типовыми, «образцовыми» проектами в массовой архитектуре [6. С. 79-147]. С другой стороны, именно при Николае I был открыт путь к новым архитектурным поискам в духе романтической трактовки античного идеала, свободы выбора исторического художественного аналога, выражения своего творческого кредо в архитектуре. Определенный расцвет культурного развития в России в годы его царствования, несомненно, отразился и на архитектурном процессе перехода от нормативного классицизма к освоению новых горизонтов в развитии архитектурного творчества. А. Бенуа и Н. Лансере утверждали: «Русская архитектура и декоративное художество времени Николая Павловича не уступают, во всяком случае, ни обилием талантов, ни проявившимися знаниями, ни изобретательностью тому, что было создано в то же время на Западе» [2]. На смену классицизму в николаевское время все более вторгаются одобренные императором качественно новые тенденции в архитектуре.
Определенная двойственность характера и образа мысли Николая I выражалась в сочетании рационализма в области построения структуры власти по военному образцу с очевидными элементами романтического мышления в
86
А.Н. Журин
обустройстве собственного архитектурного пространства. А. Бенуа и Н. Лансере дают следующую характеристику официальных построек николаевского времени: «...сухость, суровость и холодность, - все равно, делалось ли это в классическом стиле, или уже в новом духе с намерением предать „национальность"... не без основания заслуживших термин „казарменного стиля"» [2]. Вместе с тем именно во время правления Николая I этот «казарменный стиль» существовал одновременно со стилем романтической свободы архитектуры ранней эклектики и историзма, возведенной для монаршей семьи и ее ближайшего окружения. Примерами являются такие «авангардные» для своего времени постройки, как дворец «Коттедж» (архитектор А.А. Менелас), парковые павильоны «Озерки», «Царицын» (архитектор А.И. Штакеншнейдер) в Новом Петергофе, остро современные для своего времени послепожарные интерьеры Зимнего дворца (архитекторы А.П. Брюллов, А.И. Штакеншнейдер, В.П. Стасов). Николай I привлек для строительства музейного здания нового типа в Петербурге немецкого архитектора Лео фон Кленце, сторонника стилистики «неогрек». Именно при императоре Николае I в последние годы его царствования оказался окончательно вытеснен классицизм из архитектурных решений дворцовых комплексов, возведенных в 1840-1850-е гг. Прогрессивное стилистическое решение проекта дворца в Ореанде в Крыму ведущего немецкого архитектора К.Ф. Шинкеля было понято и одобрено заказчиком, и только экономические соображения воспрепятствовали его осуществлению. Компромиссный проект дворца в Ореанде А.И. Штакеншнейдера также следует отнести к актуальным течениям в архитектурной практике тех лет.
Одна из важных черт эпохи романтизма - обращение к конкретным обстоятельствам местности, климата наряду с необходимостью учета национальных особенностей каждого народа получила развитие в отечественном искусстве в стремлении к отысканию самобытного русского национального стиля, опиравшегося на известную триаду - «православие, самодержавие, народность». Архитектура николаевского времени своей теорией и практической деятельностью оказалась одной из важнейших составляющих этого процесса. Можно сказать, что император Николай I лично узаконил стилистику официального национального стиля в русской архитектуре. Первые опыты в этом направлении были предприняты в Императорской академии художеств Ф.Г. Солнцевым, А.М. Горностаевым, здесь же учился К.А. Тон, практически реализовывавший новую концепцию образа православного храма в русско-византийской стилистике. Николай I активно поддержал архитектора К.А. Тона, покровительствовал его творческой деятельности. Спроектированные К.А. Тоном храмы в русско-византийском стиле императорским указом 1841 г. были рекомендованы в качестве образца для православного культового зодчества Российской империи [7. С. 99]. По повелению и при активном участии Николая I по проектам Ф.Г. Солнцева реставрировались древние сооружения Московского Кремля. Автор вспоминает, что «принятый к осуществлению проект восстановления теремов был пятнадцатым по счету. Четырнадцать были забракованы Николаем I» [7. С. 314].
Архитектура николаевского времени явилась отражением радикально меняющихся эстетических представлений периода перехода от классицизма к новой архитектуре эпохи историзма и эклектики, окрашенной ореолом ро-
мантического мировоззрения. Эстетические предпочтения российского императора Николая I в значительной степени способствовали воплощению передовых творческих решений в многогранной и противоречивой отечественной архитектуре данного периода. Николай I умел выбирать талантливых, прогрессивных архитекторов для осуществления своих замыслов.
Литература
1. Хартанович М.Ф., Микешин М.И. Ученое сословие России // Философский век. Альманах. Вып. 6: Россия в николаевское время: наука, политика, просвещение. СПб., 1998. C. 9-18.
2. Бенуа А., Лансере Н. Дворцовое строительство императора Николая I [Электронный ресурс]. URL: http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/tarasov/nic6.htm (дата обращения: 09.12.2016).
3. Зайончковский А.М. Восточная война 1853-1856 гг. в связи с современной ей политической обстановкой: в 5 т. СПб.: Экспедиция изготовления государственных бумаг, 1908. Т. 1. 763 с.
4. Корф М.А. Материалы и черты к биографии императора Николая I и к истории его царствования. Рождение и первые двадцать лет жизни (1796-1817 гг.) // Сборник Русского Исторического общества: в 148 т. СПб., 1896. Т. 98. С. 1-100.
5. Сидорова М. Маленькое увлечение императора Николая I [Электронный ресурс]. URL: http://ricolor.org/history/mn/np/hobbi/ (дата обращения: 09.12.2016).
6. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII-XIX вв. М.: Строй-издат, 1984. 168 с.
7. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX в. в России. М.: Искусство, 1986. 344 с.
Zhurin Andrey N. Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts (Novosibirsk, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2018, 29, рр. 83-88.
DOI: 10.17223/22220836/29/7
EMPEROR NICHOLAS I AND DUALITY IN RUSSIAN ARCHITECTURE OF HIS TIME
Key words: architecture, Nicholas I, classicism, eclecticism, Russian national style.
The Russian architecture of the first half of the nineteenth century was dominated by a combination and complex coexistence of two opposing elements - classic normative ideal and romantic ideal, characterized by the desire for freedom of creativity, implemented in polystylistics of early eclecticism.
The emergence and development of the phenomenon of duality in the architecture of the Nicholas I era was facilitated by the authoritarian form of government in Russia during the first half of the nineteenth century.
It can be stated that the main state customer in architecture of the period of transition from Classicism to eclecticism was Russian Emperor Nicholas I.
Because of the political orientation of the Soviet period in arts history architectural aesthetic inclinations of Nicholas I were not considered, or, as a rule, the attention was paid to the negative impact of the monarch on the creativity of the architects.
Aesthetic preferences of the Russian Emperor Nicholas I contributed significantly to the translation of progressive creative solutions to multi-faceted and contradictory Russian architecture of that period.
Russian architecture of the Nicholas I era was twofold in its development. Often criticized by the contemporaries, such as N. Gogol, P. Chaadaev, it was, on the one hand, the normative and regulative classical architecture, which is characterized by symmetry and order composition of office buildings, geometric arrangement of the plans of cities, towns and settlements, typical projects in mass architecture. However, on the other hand, during the reign of Nicholas I was opened the way for new architectural quest in the spirit of the romantic interpretation of the ancient ideal, freedom of choosing of the historical artistic analogue, new creative principles of Russian architecture were developed. During the reign of Nicholas I late classical architecture existed simultaneously with the romantic freedom in neogothic and eclectic architecture erected for the royal family.
During the era of Nicholas I Russian national architectural style was born. The emperor himself legitimized the official national style in Russian architecture, he implemented progressive architectural
88
A.H. MypuH
undertakings related to the future direction of development of Russian architecture during the second half of the XIX century.
The article deals with the origins of the formation of aesthetic and artistic views of the future emperor in the field of architecture and construction activity, in which in the years of his reign he took an active part.
References
1. Khartanovich, M.F. & Mikeshin, M.I. (1998) Uchenoe soslovie Rossii [Academic class in Russia]. In: Khartanovich, M.F. & Mikeshin, M.I. (eds) Filosofskiy vek [The Philosophical Age]. Issue 6. St. Petersburg: St. Petersburg Centre for the History of Ideas. pp. 9-18.
2. Benua, A. & Lansere, N. (n.d.) Dvortsovoe stroitel'stvo imperatoraNikolayaI [Palatial building of Emperor Nicholas I]. [Online] Available from: http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/tarasov/nic6.htm. (Accessed: 9th December 2016).
3. Zayonchkovskiy, A.M. (1908) Vostochnaya voyna 1853-1856 gg. v svyazi s sovremennoy ey politicheskoy obstanovkoy: v 5 t. [Eastern War of 1853-1856 in connection with the current political situation: In 5 vol.]. Vol. 1. St. Petersburg: Ekspeditsiya izgotovleniya gosudarstvennykh bumag.
4. Korf, M.A. (1896) Materialy i cherty k biografii imperatora Nikolaya I i k istorii ego tsar-stvovaniya. Rozhdenie i pervye dvadtsat' let zhizni (1796-1817 gg.) [Materials and features from a biography of Emperor Nicholas I and the history of his reign. The birth and the first twenty years of his life (1796-1817)]. In: Dubrovin, N.F. (ed.) Sbornik Russkogo Istoricheskogo Obshchestva: v 148 t. [The Collection of Imperial Russian Historical Society. In 148 vols]. Vol. 98. St. Petersburg: [s.n.]. pp. 1 -100.
5. Sidorova, M. (n.d.) Malen'koe uvlechenie imperatora Nikolaya I [A little hobby of the Emperor Nicholas I]. [Online] Available from: http://ricolor.org/history/mn/np/hobbi/. (Accessed: 9th December 2016).
6. Ozhegov, S.S. (1984) Tipovoe i povtornoe stroitel'stvo v Rossii v XVIII-XIX vv. [Typical and repeated building construction in Russia in the 18th-19th centuries]. Moscow: Stroyizdat.
7. Kirichenko, E.I. (1986) Arkhitekturnye teoriiXIXv. vRossii [Architectural theories of the 19th century in Russia]. Moscow: Iskusstvo.