Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СТУДИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СТУДИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДИЯ РАННЕГО РАЗВИТИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ART EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION / EARLY DEVELOPMENT STUDIO / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонова З.В.

В данной статье рассматриваются аспекты художественного воспитания дошкольников в условиях дополнительного образования. Описаны методы и формы работы по художественному воспитанию дошкольников в студии раннего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филимонова З.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTISTIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE STUDIO EARLY DEVELOPMENT

The article deals with the aspects of artistic education of preschool children in the conditions of additional education. Methods and forms of work on art education of preschool children in early development Studio are described.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СТУДИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

корреляции было выявлено, что большинство опрошенных имеют высокие значения по шкалам эмоционального интеллекта, которые приводят к использованию продуктивных копинг-стратегий таких как «Поиск социальной поддержки», «Самоконтроль», «Принятие ответственности», «Планирование решений проблемы».

Использованные источники:

1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2001. - С. 242244.

2. Крюкова Т.Л. Опросник способов совладания / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк// Журнал практического психолога. - 2007. - № 3 - С. 93-112.

3. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов.- М.: Психотерапии, 2002. - C.57-59.

УДК 37.036.5

Филимонова З.В. студент магистратуры Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского

Россия, г. Калуга

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СТУДИИ

РАННЕГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: В данной статье рассматриваются аспекты художественного воспитания дошкольников в условиях дополнительного образования. Описаны методы и формы работы по художественному воспитанию дошкольников в студии раннего развития.

Ключевые слова: художественное воспитание, дополнительное образование, студия раннего развития, дети дошкольного возраста.

Filimonova Z. V. master student Tsiolkovsky Kaluga State University

Russia, Kaluga

THE ARTISTIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE STUDIO EARLY DEVELOPMENT

Abstract: the article deals with the aspects of artistic education of preschool children in the conditions of additional education. Methods and forms of work on art education of preschool children in early development Studio are described.

Key words: art education, additional education, early development Studio, preschool children.

Дополнительное образование имеет большие возможности для творческого развития ребенка. Оно стимулирует его к творчеству, расширяет культурное пространство самореализации личности. В области дополнительного образования на базе общности интересов ребенка и взрослого более целенаправленно и активно идет процесс развития гуманистических ценностных ориентаций. Возможность выбора формы образования сопровождается свободой принятия решения, самостоятельностью в самоосуществлении поставленной цели, что способствует раскрытию художественных возможностей дошкольника.

На сегодняшний день накоплен определенный фактологический материал, отражающий практический опыт выявления и развития художественных способностей детей в учреждениях дополнительного образования.

Накопленный педагогический опыт работы учреждений дополнительного образования показал вариативность и гибкость содержания дополнительного образования, обеспечивающегося при выполнении определенных дидактических условий:

- наполнение содержания деятельности отражает развитие ребенка, изменение направленности его интересов, уровня достижений и творческих способностей;

- содержание деятельности дошкольников складывается из интеграции идей науки, практики, искусства;

- выбор форм и методов деятельности отражает уровень развития организации.

Как правило, степень развития интересов и творческих способностей воспитанников, определяется мерой совместного труда педагога и ребенка.

Художественное развитие дошкольников, которые занимаются в студии раннего развития, осуществляется в ходе решения следующих дидактических задач:

- помощь в выборе индивидуальной линии развития и образования ребенка, по которому дошкольник может продвигаться в удобном для него темпе;

- компенсации отсутствия в организациях основного образования определенных интересующих дошкольников видов и направлений деятельности;

- обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды -развивающего обучения и «ситуации успеха».

Можно назвать следующие факторы, сдерживающие художественное развитие детей:

- неадекватность программ и методик художественного воспитания дошкольников, используемых в организациях дополнительного образования;

- педагогическая несостоятельность педагогов дополнительного образования;

- отсутствие в системе дополнительного образования эмоционального позитивного климата, необходимых материально-технических условий;

- несовместимость целей педагогов и детей, занимающихся в системе дополнительного образования;

- не заинтересованность педагогов дополнительного образования в конечном результате своей деятельности.

Для успешного функционирования дополнительного образования как области свободного самоопределения личности необходима реализация дифференцированных и вариативных программ, соответствующих различным по содержанию и мотивам образовательным потребностям детей и их родителей. Особенность педагогических программ заключается в том, что все теоретические положения, включенные в их содержание, апробируются в практической деятельности, преобразуются в познавательный, социальный, коммуникативный опыт самореализации в различных видах деятельности.

Программы художественного развития дошкольников особенно полно представлены в образовательных студиях раннего развития, создаваемых на базе центров дополнительного образования, дворцов и домов детского и юношеского творчества, детских садов и школ. Программы студии раннего развития осуществляют образовательный процесс, одной из задач которого является организация условий для художественного развития дошкольников.

Программы студии раннего развития, обеспечивая раннее вовлечение дошкольников в образовательную деятельность, расширяют их познавательные возможности, диагностируют уровень общих и специальных способностей детей, создавая условия для выбора дальнейшего дополнительного образования.

Рассматривая художественное развитие детей дошкольного возраста в студии раннего развития на занятиях по изобразительной деятельности, необходимо рассмотреть способности детей к изобразительной деятельности или художественные способности.

Художественными способностями называют определенные успехи в художественной деятельности, где необходимы особого типа задатки и их последующее развитие, которые обуславливают быстроту и легкость обучения новым приемам и способам художественной деятельности.

В отношении к изобразительной деятельности необходимо выделять содержание и структуру способностей, проявляющихся и развивающихся в ней, условия их развития. Только так возможна полноценная разработка программы по художественному воспитанию.

На занятиях в студии раннего развития следует понять и выявить

художественные наклонности у каждого ребенка, поэтому за основу художественной грамоты необходимо учитывать знания по живописи, рисунку, композиции.

Без знаний живописи, рисунка и композиции невозможно передать образы действительности в необходимой художественной форме. Эти знания даются в форме творческих заданий и игровых упражнений.

Все творческие задания нацелены на раскрытие художественных способностей, на самореализацию и самовыражение детей. Целесообразно показывать ребятам как можно больше различных вариантов техники, материалов, приёмов, позволяющих находить новые выразительные средства.

Игровые упражнения проводят в форме композиционных игр, игр-экскурсий, игр-загадок, игр-соревнований. С помощью подобных игр у детей формируется техника изображения, правильное восприятие цвета предмета, его величины, формы, пропорции, положению относительно других предметов. Также надо знакомить детей с новыми терминами и понятиями художественного искусства.

Работа по обучению детей разным способам изображения необходима для подведения ребёнка к осознанному, свободному рисованию, приносящему удовлетворение. Овладев обобщённым характером определённых действий, дети затем легко применяют их при создании различных изображений. По-настоящему творческий характер художественная деятельность приобретет лишь тогда, когда учащиеся смогут свободно и легко, естественно, на своём уровне, изобразить любой понравившийся, привлёкший их внимание предмет. Полученные таким образом умения являются для детей важной мотивацией деятельности, определяют положительные к ней отношения. Занятия изобразительной деятельностью доставляют воспитанникам удовольствие и способствуют дальнейшему художественному развитию.

Во все времена прогрессивные педагоги уделяли большое внимание индивидуальному подходу к своим воспитанникам. В работах по этому вопросу утверждается важность индивидуального подхода для всестороннего развития детской личности, ориентировка на гуманное отношение к детям, уважение неповторимости каждого ребенка, желание понять его внутренний мир. В процессе воспитания и обучения следует ориентироваться на его положительные качества - это основной постулат в общей воспитательной системе. С самого начала воспитание должно развивать активность, инициативу, творческую деятельность.

Под индивидуальным подходом понимают осуществление педагогического процесса, учитывающего индивидуальные особенности ребенка, значительно влияющие на его деятельность в различных жизненных ситуациях. Особенность индивидуального подхода заключается в том, что

общие воспитательные задачи, стоящие перед педагогом, решаются им с помощью педагогического воздействия на воспитанника, исходя из знания условий жизни и психологических особенностей каждого ребенка [6, с. 23]. Основой индивидуального подхода является выявление особенностей каждого ребенка.

На занятиях индивидуальный подход способствует раскрытию детской индивидуальности, которая выражается в характере интеллектуальных процессов, внимания, запоминания, в проявлении творчества, инициативы, в том, что восприятие нового материала открывает различные интересы детей, а также способы использования полученных знаний.

Необходимо помнить об индивидуальном подходе при рассматривании и анализе работ детей в конце занятия. Как правило, легко и быстро овладевающие изобразительной деятельностью воспитанники, выполняют задания на высоком уровне, решают поставленные задачи творчески. Частая похвала, высокая оценка их работ могут привести развитию самоуверенности у ребенка. Гораздо полезнее индивидуально обсудить с ребенком пути совершенствования его работы.

А когда дети овладевают умениями и навыками с заметным трудом, не всегда могут создать изображение, соответствующее поставленным требованиям, не нужно об этом говорить при всей группе. Это может породить отрицательное отношение к занятиям художественной деятельностью, неуверенность в себе. Следует отдельно поговорить с ребенком. Если у него что-то не получается, недостаточно сформированы какие-то навыки, следует уделять ему больше внимания на занятиях, используя дополнительный показ или упражнения. Если этого окажется недостаточно, можно позаниматься с ребёнком индивидуально в свободное время. Даже самые маленькие успехи таких детей необходимо отмечать при всех во время просмотра работ, т.е. создавать ситуацию успеха для каждого воспитанника.

Как видно, индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему: в общении, на занятиях, в играх ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. Воспитывая интерес к рисованию, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.

Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод о том, что занятия изобразительной деятельностью в студии раннего развития обладают большими возможностями для художественного развития дошкольников.

Использованные источники:

1. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в

рисовании. [Текст] / Е. Борисова. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 2. -С. 3-6.

2. Буйлова, Л.Н. Учебное занятие в УДО (методические рекомендации). [Текст] / Л.Н. Буйлова. - М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001. - 100 с.

3. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия,1998. - 344 с.

4. Дополнительное образование детей. [Текст] / Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: Владос, 2000. - 256 с.

5. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. [Текст] / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова -М.: Владос, 2004. - 349 с.

6. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. [Текст] / Я.И. Ковальчук. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

УДК 612

Хайтбаева С. ассистент

кафедра «Общей биологии и физиологии»

Нураддинов Р. студент 3- курса направление бакалавриата «Биология»

Курбанбаев Ф. студент 3-курса направление бакалавриата «Биология» Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

Республика Узбекистан, г. Нукус ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЮЖНОГО ПРИАРАЛЬЯ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности питания детей дошкольного возраста в условиях экологического кризиса Южного Приаралья. Дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, и требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Питания детей дошкольного возраста особенно влияет на антропометрические показатели.

Ключевые слова: экологическая ситуация, регион, меню, рост, масса, режим питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.