Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CREATIVE IMAGINATION / PRESCHOOL CHILDREN / THEATER ARTS / PRESCHOOL EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васенина Светлана Ивановна, Асатрян Ольга Федоровна, Кокорева Кристина Витальевна

Данное исследование посвящено проблеме развития творческого воображения у детей в условиях театральной деятельности. Авторы акцентируют внимание на характеристике основных понятий, организационно-педагогических условиях развития творческого воображения старших дошкольников средствами театрального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васенина Светлана Ивановна, Асатрян Ольга Федоровна, Кокорева Кристина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION IN ELDER PRESCHOOLERS BY MEANS OF THEATER ART IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

This study is devoted to the problem of the development of creative imagination in children in a theater Studio. The authors consider pedagogical conditions of development of creative imagination of preschool children in conditions of additional education.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Литаратура:

1. Ван Цзяоли. Значение высококачественных образовательных ресурсов в китайско-зарубежном кооперативном образовании [3], Образование Цзянсу, 2007 (5)

2. Лин Сяохуй. Об исследовании внедрения высококачественных образовательных ресурсов в китайско-зарубежном кооперативном образовании Щ Образовательные исследования, 2012 (10)

3. Нянь Сяо. Факторы влияния и основные принципы высококачественных образовательных ресурсов в китайско-зарубежном кооперативном образовании [1].Высшее образование Цзянсу, 2014 (1)

Педагогика

УДК 373.2(045)

кандидат педагогических наук, доцент Васенина Светлана Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Асатрян Ольга Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант 2 курса Кокорева Кристина Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме развития творческого воображения у детей в условиях театральной деятельности. Авторы акцентируют внимание на характеристике основных понятий, организационно-педагогических условиях развития творческого воображения старших дошкольников средствами театрального искусства.

Ключевые слова: творческое воображение, дети дошкольного возраста, театральное искусство, дошкольное образование, дополнительное образование.

Annоtation. This study is devoted to the problem of the development of creative imagination in children in a theater Studio. The authors consider pedagogical conditions of development of creative imagination of preschool children in conditions of additional education.

Keywords: creative imagination, preschool children, theater arts, preschool education, additional education.

Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева по теме: «Разработка учебно-методического обеспечения обязательных дисциплин и дисциплин по выбору вариативной части учебных планов магистратуры направления подготовки Педагогическое образование профиль Дополнительное образование детей

средствами искусства»

Введение. Социально-экономические перемены в жизни современного общества, изменения в политике государства в области образования вызывают необходимость создания условий для развития творческой личности. Данные условия должны быть продуманы и реализовываться начиная с раннего детства [5, 11]. Только в этом случае ребенок, а затем уже взрослый человек будет способен быстро и более гибко приспосабливаться к изменениям, происходящим в различных сферах общества и государств, то есть находить свое место в жизни и реализовывать свои способности.

Творчество составляют несколько компонентов, среди которых нас интересует творческое воображение. Развитие творческого воображения с раннего детства способствует развитию художественных способностей.

Ярко и интенсивно творческое воображение проявляться у старших дошкольников в театрализованной деятельности (Л.С. Выготский и др.). Театральное искусство, благодаря своему синтетическому характеру, создает возможностикак для развития специальных художественных способностей, так и универсальной способности личности к творчеству [12].

Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) предполагает наличие в вариативной части основной образовательной программы студий, кружков, имеющих основную цель - развитие детей, в том числе и развитие их творческого воображения. Однако следует отметить, что в таком развитии нуждаются и дети, непосещающие образовательные организации. Для них созданы различные центры дополнительного образования. В тоже время следует отметить, что большинство родителей предпочитают, чтобы их дети усваивали программы социально-педагогической направленности (42,1%); естественно-научной направленности (21%) и лишь 6,3% - программы художественно-эстетической направленности (данные представлены на основе отдельного региона) [4, с. 37]. Это говорит об актуальности и социальной значимости развития творческого воображения в период дошкольного детства средствами театральной деятельности и вызывает необходимость в выявлении способов ее организации в условиях дополнительного образования.

Изложение основного материала статьи. Важным условием культурного прогресса общества и воспитания обучающихся является развитие творческого потенциала деятельности.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании необходимо создать условия для успешного развития творческого воображения у детей, учитывать их индивидуальные и возрастные особенности.

Исследователи в своих трудах рассматривают проблему развития творческого воображения детей как процесс, являющийся обязательным компонентом всех форм творческой деятельности личности, его поведения в целом.

Проблемой развития творческого воображения занимались ряд ученых - Л.С. Выготский, В.М. Вундт,

B.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, В.А. Крутецкой, А.Г. Маклаков, С.С. Петренко,

C.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.

В психологии (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) воображение рассматривается как «психический процесс создания нового образа, предмета или ситуации путем перестройки уже имеющихся представлений» [6, с. 82].

Швейцарский психолог и философ Ж. Пиаже определял понятие воображение в связи свременной стадией искаженного отражения, деформирующей представления ребенка о реальности, не приносящей ему ничего нового взамен, а только искажая картину самой действительности [2].

В философском словаре (М.М. Розенталь, П.Ф. Юдин и др.) воображение охарактеризовано как «способность создания новых чувственных или мыслительных образов, происходящих в человеческом сознании на основе преобразования полученного от действительности впечатления не встречающийся в данной нам действительности» [9].

Предлагаемое Н.Р. Ветрук определение воображения связано с процессом создания образа предмета, сознанием личности [3, с. 24].

Исследователями выделены стадии процесса творчества (Г. Уоллес), факторы развития творческого воображения (Дж. Гилфорд, Э.П. Торренсон), связь творческого воображения с наглядно-образным мышлением (В.И. Брушлинский, Р.С. Немов), с развитием игровой деятельности детей (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.), так как в процессе игры происходит разностороннееразвитие ребенка дошкольного возраста. Являясь основным видомдеятельности дошкольника, она способствует развитию различныхпсихических процессов: внимание, память, воображение, в том числе итворческого.

К проблеме развития воображения дошкольников обращались М.С. Берштейн, Д.Б. Богоявленская, Е.Б. Евладов, О.П. Торренс, О.К. Тихомиров, Л.Ю. Субботина и др.

В продолжении вышесказанного следует отметить, что воображение у ребят дошкольного возраста значительно отличается от воображения взрослых. В основе любых образов находится комбинирование материалов, которые сохраняются в памяти. А жизненный опыт детей не так велик. Критичность детского мышления находится на низком уровне. Дети еще не осознают, как бывает, а как нет. Они пока что не могут этого понять. Примерно до 5-6 лет у человека еще отсутствует замысел, либо он весьма неустойчив. Малыш не думает о практической реализации созданных образов. Он фантазирует только ради того, чтобы фантазировать.

Целенаправленно осуществление процесса развития воображения у дошкольников вначале происходит под руководством взрослых, затем произвольность воображения находит место в индивидуальных занятиях, что значительно позволяет расширять границы познаний, обогащать нравственный и интеллектуальный опыт, лучше познавать действительность, находить нестандартные творческие решения.

Таким образом, творческое воображение является особым видом воображения, характеризующийся созданием оригинальных новых образов и важным продуктом творческой деятельности.

Процесс развития творческого воображения детей остается актуальным и в настоящее время. Анализ научных изысканий и методических разработок позволяет выделить направления исследований развития творческого воображения в различных аспектах и этапах дошкольного детства:

- посредством сказок (Медведева И.А., Кувшинова С.А., Тимофеева Т.А., и др.);

- в продуктивных видах деятельности: аппликации, рисовании, дизайнерской деятельности и прочих (Зорин С.С., Алпацкая Н.Е. Мисюкевич А.Н., Шарлай И.Г., Винникова Н.И., Машковцева Л.М., Овсянникова Е.А., Павлова Н.В. и др.);

- у детей с нарушениями речи (Клементьева Е.Е., Родионова Г.С., Симановский А.Э., Ершова Н.Г., Борисова В.А. и др.);

- в театрализованной деятельности (Томчикова С.Н., Шарипова Р.Р., Галич Т.Н. и др.).

Можно выделить следующие условия развития творческого воображения в дошкольном детстве:

- организация развивающей игровой деятельности;

- эмоциональное взаимодействиедетей в общении со взрослыми;

- применение предметно-манипулятивной деятельности;

- постановка задач по развитию творческого воображения в различных видах художественно-эстетической деятельности;

- создание благоприятного эмоционального климата в детском коллективе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);

- мотивации детей руководителем к оригинальности - самостоятельному нахождению средств в создании образа;

- системность работы, направленной на семантическую гибкость -формирование способности детей выделять характерные особенностиперсонажей и их взаимодействия в театре;

- образная адаптивная гибкость - формирование способностейвыделять характерные черты образов таким образом, чтобыувидеть в них новые возможности реализации посредством интонации, пластики тела.

Творческое воображение активно формируется в процессе театральной деятельности и ознакомления дошкольников с театральным искусством.

В кратком словаре по эстетике театральное искусство рассматривается как «вид искусства, в основе которого лежит художественное отражение жизни, осуществляемое посредством драматического действия, исполняемого актерами перед зрителями» [10].

Театральное искусство синтетично по своей природе, включает в себя различные виды творческой деятельности (музыкальную, литературную, дизайнерскую, изобразительную и пр.). Объединяет в себе несколько направлений: театр кукол, драматический театр, оперу, балет, пантомиму.

Театрализованная деятельность - это деятельность по формированию личности, направленная на развитие творческих способностей посредством элементовтеатральногоискусства.

По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность детей дошкольного возраста является художественно-творческой деятельностью [12].

Важным условием развития творческого воображения в театрализованной деятельности является предметно-развивающая эстетическая среда группы и ДОО.

Анализируя педагогические исследования по данной проблеме,мы пришли к выводу, что недостаточно внимания уделено изучению формирования творческого воображения детей в условиях дополнительного образования.

Изучение сайтов дошкольных образовательных и дополнительных образовательных организаций города Саранска, позволило выделить следующее:

- во-первых, в числе предпочтений большинства родителей дополнительные общеразвивающие программы имеющие цель - подготовка к обучению в школе, раннее изучение того или иного иностранного языка, ментальной арифметики [4]; в дошкольных образовательных учреждениях родители выбирают кружки по направлениям познавательно-речевому и социально-личностному развитию;

- во-вторых, не во всех дошкольных учреждениях имеются театральные студии, часто работа включает в себя специальные занятия и подготовку к развлечениям и праздникам под руководством воспитателя и музыкального руководителя;

- в-третьих, наиболее распространенной услугой является кружок. Здесь педагогами-практиками предлагаются разнообразные богатые по содержанию дополнительные развивающие программы по организации театрализованной деятельности с детьми.

Выводы. По результатам проведенного исследования были сделаны следующие основные выводы:

Воображение является центральным звеном творческого процесса, главным объектом формирования и развития творческих способностей.

Воображение выполняет функции репродуцирования информации, регулятора действий и состояний. Воображение - главный инструмент мыслительного поиска. Построение мыслительных моделей в создании той или иной роли всегдабазируется на эмоциях, что объединяет воображение с эмоционально-чувственной сферой.

Творческое воображение связано с процессом создания новых образов иреализуется в театрализации; протекает на основе анализа исинтеза,, всегда базируется на эмоциях, взначительной мере определяет способность к перевоплощению, реализуетсяв актёрских способностях через импульсивность, эмпатию, экстраверсию.

В театрализованной деятельности творческое воображение заключается в создании новых образов; протекает на основе анализа исинтеза накопленных ребёнком знаний, всегда базируется на эмоциях, взначительной мере определяет способность к перевоплощению, реализуетсяв актёрских способностях через импульсивность, эмпатию, экстраверсию.

Организация развития творческого воображения у старших дошкольников средствами театрального искусства в условиях дополнительного образования будет эффективным при соблюдении комплекса основных педагогических условий: мотивации детей руководителем к оригинальности, самостоятельному нахождению средств в создании образа; системность работы, направленной на семантическую гибкость -формирование способности дошкольников выделять характерные особенностиперсонажей и их взаимодействия в детском театре; образная адаптивная гибкость (формирование способностей выделять характерные черты образов и передавать их посредством речевой выразительности, интонации, пластики тела).

Литература:

1. Бажина, И.Р. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И.Р. Бажина, Л.В. Гильманова, А.А. Постникова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №3. - С. 14-16. - URL.: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3315/.

2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL.: https://www.twirpx.com/files/encyclopedia/bse/bse 3.

3. Ветрук, Н.Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2010. - 32. - С. 24-32.

4. Винокурова, Н.В., Васенина, С.И. Дополнительное образование дошкольника в современных условиях // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. Нижний Новгород: Научно-издательский центр «Открытое знание», 2019. - №3 (32). - 149 с.

5. Винокурова, Н.В., Приходченко, Т. Н. Профессиональная подготовка воспитателя детского сада: современные требования и модели / Н.В. Винокурова, Т. Н. Приходченко // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - № 4 (28) - С. 83-87.

6. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. - М.: Наука, 1982. - 365 с.

7. Дьякова, Т.А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности / Т.А. Дьякова, И.А. Страшко // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. -№2. - С. 9-13.

8. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. - URL.: http://iknigi.net/ avtor-olga-dyachenko/74338-razvitie-voobrazheniya-doshkolnika-metodicheskoe-posobie-dlya-vospitateley-i-roditeley-olga-dyachenko.html, вход свободный (дата обращения: 27.11.2019).

9. Иванова, А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников / А.А. Иванова, Н.А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 08 мая 2015 г. / под ред. Н.А. Шинкарева; ЦНС «Интерактив плюс». - Чебоксары, 2015. -С. 136-138.

10. Краткий словарь по эстетике [электронный ресурс] - URL.: https://esthetiks.ru/teatralnoe-iskusstvo.html

11. Спиренкова, Н.Г. Разработка структуры и содержания основной образовательной программы дошкольного образования / Н.В. Винокурова, Т.Н. Приходченко // Гуманитарные науки и образование. -2015. - № 1 (21) - С. 70-75.

12. Томчикова Светлана Николаевна. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Магнитогорск, 2002 211 с. РГБ ОД, 61:03-13/891-6

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования Nsportal.ru. - URL.: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/21/fgos-federalnyy-gosudarstvennyy-obrazovatelnyy-standart-doshkolnogo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.