Литаратура:
1. Ван Цзяоли. Значение высококачественных образовательных ресурсов в китайско-зарубежном кооперативном образовании [3], Образование Цзянсу, 2007 (5)
2. Лин Сяохуй. Об исследовании внедрения высококачественных образовательных ресурсов в китайско-зарубежном кооперативном образовании Щ Образовательные исследования, 2012 (10)
3. Нянь Сяо. Факторы влияния и основные принципы высококачественных образовательных ресурсов в китайско-зарубежном кооперативном образовании [1].Высшее образование Цзянсу, 2014 (1)
Педагогика
УДК 373.2(045)
кандидат педагогических наук, доцент Васенина Светлана Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Асатрян Ольга Федоровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант 2 курса Кокорева Кристина Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме развития творческого воображения у детей в условиях театральной деятельности. Авторы акцентируют внимание на характеристике основных понятий, организационно-педагогических условиях развития творческого воображения старших дошкольников средствами театрального искусства.
Ключевые слова: творческое воображение, дети дошкольного возраста, театральное искусство, дошкольное образование, дополнительное образование.
Annоtation. This study is devoted to the problem of the development of creative imagination in children in a theater Studio. The authors consider pedagogical conditions of development of creative imagination of preschool children in conditions of additional education.
Keywords: creative imagination, preschool children, theater arts, preschool education, additional education.
Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева по теме: «Разработка учебно-методического обеспечения обязательных дисциплин и дисциплин по выбору вариативной части учебных планов магистратуры направления подготовки Педагогическое образование профиль Дополнительное образование детей
средствами искусства»
Введение. Социально-экономические перемены в жизни современного общества, изменения в политике государства в области образования вызывают необходимость создания условий для развития творческой личности. Данные условия должны быть продуманы и реализовываться начиная с раннего детства [5, 11]. Только в этом случае ребенок, а затем уже взрослый человек будет способен быстро и более гибко приспосабливаться к изменениям, происходящим в различных сферах общества и государств, то есть находить свое место в жизни и реализовывать свои способности.
Творчество составляют несколько компонентов, среди которых нас интересует творческое воображение. Развитие творческого воображения с раннего детства способствует развитию художественных способностей.
Ярко и интенсивно творческое воображение проявляться у старших дошкольников в театрализованной деятельности (Л.С. Выготский и др.). Театральное искусство, благодаря своему синтетическому характеру, создает возможностикак для развития специальных художественных способностей, так и универсальной способности личности к творчеству [12].
Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) предполагает наличие в вариативной части основной образовательной программы студий, кружков, имеющих основную цель - развитие детей, в том числе и развитие их творческого воображения. Однако следует отметить, что в таком развитии нуждаются и дети, непосещающие образовательные организации. Для них созданы различные центры дополнительного образования. В тоже время следует отметить, что большинство родителей предпочитают, чтобы их дети усваивали программы социально-педагогической направленности (42,1%); естественно-научной направленности (21%) и лишь 6,3% - программы художественно-эстетической направленности (данные представлены на основе отдельного региона) [4, с. 37]. Это говорит об актуальности и социальной значимости развития творческого воображения в период дошкольного детства средствами театральной деятельности и вызывает необходимость в выявлении способов ее организации в условиях дополнительного образования.
Изложение основного материала статьи. Важным условием культурного прогресса общества и воспитания обучающихся является развитие творческого потенциала деятельности.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании необходимо создать условия для успешного развития творческого воображения у детей, учитывать их индивидуальные и возрастные особенности.
Исследователи в своих трудах рассматривают проблему развития творческого воображения детей как процесс, являющийся обязательным компонентом всех форм творческой деятельности личности, его поведения в целом.
Проблемой развития творческого воображения занимались ряд ученых - Л.С. Выготский, В.М. Вундт,
B.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, В.А. Крутецкой, А.Г. Маклаков, С.С. Петренко,
C.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.
В психологии (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) воображение рассматривается как «психический процесс создания нового образа, предмета или ситуации путем перестройки уже имеющихся представлений» [6, с. 82].
Швейцарский психолог и философ Ж. Пиаже определял понятие воображение в связи свременной стадией искаженного отражения, деформирующей представления ребенка о реальности, не приносящей ему ничего нового взамен, а только искажая картину самой действительности [2].
В философском словаре (М.М. Розенталь, П.Ф. Юдин и др.) воображение охарактеризовано как «способность создания новых чувственных или мыслительных образов, происходящих в человеческом сознании на основе преобразования полученного от действительности впечатления не встречающийся в данной нам действительности» [9].
Предлагаемое Н.Р. Ветрук определение воображения связано с процессом создания образа предмета, сознанием личности [3, с. 24].
Исследователями выделены стадии процесса творчества (Г. Уоллес), факторы развития творческого воображения (Дж. Гилфорд, Э.П. Торренсон), связь творческого воображения с наглядно-образным мышлением (В.И. Брушлинский, Р.С. Немов), с развитием игровой деятельности детей (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.), так как в процессе игры происходит разностороннееразвитие ребенка дошкольного возраста. Являясь основным видомдеятельности дошкольника, она способствует развитию различныхпсихических процессов: внимание, память, воображение, в том числе итворческого.
К проблеме развития воображения дошкольников обращались М.С. Берштейн, Д.Б. Богоявленская, Е.Б. Евладов, О.П. Торренс, О.К. Тихомиров, Л.Ю. Субботина и др.
В продолжении вышесказанного следует отметить, что воображение у ребят дошкольного возраста значительно отличается от воображения взрослых. В основе любых образов находится комбинирование материалов, которые сохраняются в памяти. А жизненный опыт детей не так велик. Критичность детского мышления находится на низком уровне. Дети еще не осознают, как бывает, а как нет. Они пока что не могут этого понять. Примерно до 5-6 лет у человека еще отсутствует замысел, либо он весьма неустойчив. Малыш не думает о практической реализации созданных образов. Он фантазирует только ради того, чтобы фантазировать.
Целенаправленно осуществление процесса развития воображения у дошкольников вначале происходит под руководством взрослых, затем произвольность воображения находит место в индивидуальных занятиях, что значительно позволяет расширять границы познаний, обогащать нравственный и интеллектуальный опыт, лучше познавать действительность, находить нестандартные творческие решения.
Таким образом, творческое воображение является особым видом воображения, характеризующийся созданием оригинальных новых образов и важным продуктом творческой деятельности.
Процесс развития творческого воображения детей остается актуальным и в настоящее время. Анализ научных изысканий и методических разработок позволяет выделить направления исследований развития творческого воображения в различных аспектах и этапах дошкольного детства:
- посредством сказок (Медведева И.А., Кувшинова С.А., Тимофеева Т.А., и др.);
- в продуктивных видах деятельности: аппликации, рисовании, дизайнерской деятельности и прочих (Зорин С.С., Алпацкая Н.Е. Мисюкевич А.Н., Шарлай И.Г., Винникова Н.И., Машковцева Л.М., Овсянникова Е.А., Павлова Н.В. и др.);
- у детей с нарушениями речи (Клементьева Е.Е., Родионова Г.С., Симановский А.Э., Ершова Н.Г., Борисова В.А. и др.);
- в театрализованной деятельности (Томчикова С.Н., Шарипова Р.Р., Галич Т.Н. и др.).
Можно выделить следующие условия развития творческого воображения в дошкольном детстве:
- организация развивающей игровой деятельности;
- эмоциональное взаимодействиедетей в общении со взрослыми;
- применение предметно-манипулятивной деятельности;
- постановка задач по развитию творческого воображения в различных видах художественно-эстетической деятельности;
- создание благоприятного эмоционального климата в детском коллективе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- мотивации детей руководителем к оригинальности - самостоятельному нахождению средств в создании образа;
- системность работы, направленной на семантическую гибкость -формирование способности детей выделять характерные особенностиперсонажей и их взаимодействия в театре;
- образная адаптивная гибкость - формирование способностейвыделять характерные черты образов таким образом, чтобыувидеть в них новые возможности реализации посредством интонации, пластики тела.
Творческое воображение активно формируется в процессе театральной деятельности и ознакомления дошкольников с театральным искусством.
В кратком словаре по эстетике театральное искусство рассматривается как «вид искусства, в основе которого лежит художественное отражение жизни, осуществляемое посредством драматического действия, исполняемого актерами перед зрителями» [10].
Театральное искусство синтетично по своей природе, включает в себя различные виды творческой деятельности (музыкальную, литературную, дизайнерскую, изобразительную и пр.). Объединяет в себе несколько направлений: театр кукол, драматический театр, оперу, балет, пантомиму.
Театрализованная деятельность - это деятельность по формированию личности, направленная на развитие творческих способностей посредством элементовтеатральногоискусства.
По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность детей дошкольного возраста является художественно-творческой деятельностью [12].
Важным условием развития творческого воображения в театрализованной деятельности является предметно-развивающая эстетическая среда группы и ДОО.
Анализируя педагогические исследования по данной проблеме,мы пришли к выводу, что недостаточно внимания уделено изучению формирования творческого воображения детей в условиях дополнительного образования.
Изучение сайтов дошкольных образовательных и дополнительных образовательных организаций города Саранска, позволило выделить следующее:
- во-первых, в числе предпочтений большинства родителей дополнительные общеразвивающие программы имеющие цель - подготовка к обучению в школе, раннее изучение того или иного иностранного языка, ментальной арифметики [4]; в дошкольных образовательных учреждениях родители выбирают кружки по направлениям познавательно-речевому и социально-личностному развитию;
- во-вторых, не во всех дошкольных учреждениях имеются театральные студии, часто работа включает в себя специальные занятия и подготовку к развлечениям и праздникам под руководством воспитателя и музыкального руководителя;
- в-третьих, наиболее распространенной услугой является кружок. Здесь педагогами-практиками предлагаются разнообразные богатые по содержанию дополнительные развивающие программы по организации театрализованной деятельности с детьми.
Выводы. По результатам проведенного исследования были сделаны следующие основные выводы:
Воображение является центральным звеном творческого процесса, главным объектом формирования и развития творческих способностей.
Воображение выполняет функции репродуцирования информации, регулятора действий и состояний. Воображение - главный инструмент мыслительного поиска. Построение мыслительных моделей в создании той или иной роли всегдабазируется на эмоциях, что объединяет воображение с эмоционально-чувственной сферой.
Творческое воображение связано с процессом создания новых образов иреализуется в театрализации; протекает на основе анализа исинтеза,, всегда базируется на эмоциях, взначительной мере определяет способность к перевоплощению, реализуетсяв актёрских способностях через импульсивность, эмпатию, экстраверсию.
В театрализованной деятельности творческое воображение заключается в создании новых образов; протекает на основе анализа исинтеза накопленных ребёнком знаний, всегда базируется на эмоциях, взначительной мере определяет способность к перевоплощению, реализуетсяв актёрских способностях через импульсивность, эмпатию, экстраверсию.
Организация развития творческого воображения у старших дошкольников средствами театрального искусства в условиях дополнительного образования будет эффективным при соблюдении комплекса основных педагогических условий: мотивации детей руководителем к оригинальности, самостоятельному нахождению средств в создании образа; системность работы, направленной на семантическую гибкость -формирование способности дошкольников выделять характерные особенностиперсонажей и их взаимодействия в детском театре; образная адаптивная гибкость (формирование способностей выделять характерные черты образов и передавать их посредством речевой выразительности, интонации, пластики тела).
Литература:
1. Бажина, И.Р. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И.Р. Бажина, Л.В. Гильманова, А.А. Постникова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №3. - С. 14-16. - URL.: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3315/.
2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL.: https://www.twirpx.com/files/encyclopedia/bse/bse 3.
3. Ветрук, Н.Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2010. - 32. - С. 24-32.
4. Винокурова, Н.В., Васенина, С.И. Дополнительное образование дошкольника в современных условиях // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. Нижний Новгород: Научно-издательский центр «Открытое знание», 2019. - №3 (32). - 149 с.
5. Винокурова, Н.В., Приходченко, Т. Н. Профессиональная подготовка воспитателя детского сада: современные требования и модели / Н.В. Винокурова, Т. Н. Приходченко // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - № 4 (28) - С. 83-87.
6. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. - М.: Наука, 1982. - 365 с.
7. Дьякова, Т.А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности / Т.А. Дьякова, И.А. Страшко // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. -№2. - С. 9-13.
8. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. - URL.: http://iknigi.net/ avtor-olga-dyachenko/74338-razvitie-voobrazheniya-doshkolnika-metodicheskoe-posobie-dlya-vospitateley-i-roditeley-olga-dyachenko.html, вход свободный (дата обращения: 27.11.2019).
9. Иванова, А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников / А.А. Иванова, Н.А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 08 мая 2015 г. / под ред. Н.А. Шинкарева; ЦНС «Интерактив плюс». - Чебоксары, 2015. -С. 136-138.
10. Краткий словарь по эстетике [электронный ресурс] - URL.: https://esthetiks.ru/teatralnoe-iskusstvo.html
11. Спиренкова, Н.Г. Разработка структуры и содержания основной образовательной программы дошкольного образования / Н.В. Винокурова, Т.Н. Приходченко // Гуманитарные науки и образование. -2015. - № 1 (21) - С. 70-75.
12. Томчикова Светлана Николаевна. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Магнитогорск, 2002 211 с. РГБ ОД, 61:03-13/891-6
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования Nsportal.ru. - URL.: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/21/fgos-federalnyy-gosudarstvennyy-obrazovatelnyy-standart-doshkolnogo.