УДК 372.874-053.4
Шайдурова Нелли Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования Алтайского государственного педагогического университета
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ SAND ART В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация:
В статье описан практический опыт работы по развитию мелкой моторики детей на занятиях художественным творчеством в технике sand art. Многочисленные исследования физиологов, психологов, педагогов отмечают у детей дошкольного возраста на пороге школьного обучения вялость и утомляемость мелких мышц рук, что отрицательно влияет в дальнейшем на формирование графического навыка письма, темп работы ребенка на уроке и, как следствие, ведет к истощению его эмоционально-энергетической системы, индуцирует потребность в дополнительном внимании к нему со стороны учителя. Одним из методов решения данной проблемы является использование в образовательном процессе среди прочих техник изобразительной деятельности -рисования песком (sand art). Автор заостряет внимание на использовании песочной живописи в условиях дополнительного образования в дошкольном учреждении, что, по его мнению, расширяет педагогический потенциал занятий художественным творчеством. Также автор подчеркивает, что sand art, как доступная для дошкольников технология, может быть эффективно использована в коррекционной работе в качестве медитативной техники, поскольку она раскрепощает эмоциональную сферу человека.
Ключевые слова:
дошкольный возраст, мелкая моторика, рисование песком, изобразительная деятельность, художественное творчество, дополнительное образование, кружковая работа.
Shaidurova Nelly Vladimirovna
PhD in Education Science, Associate Professor, Department of Preschool and Further Education, Altai State Pedagogical University
EFFICIENCY OF USING SAND ART TECHNOLOGY IN THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS AND ARTISTIC CREATIVITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Summary:
The study describes the practical experience of developing fine motor skills of children in the art classes using the Sand Art technique. Numerous studies of physiologists, psychologists, and teachers note that lethargy and fatigue of the small muscles of the hands in preschool children on the threshold of schooling, which negatively affect the formation of graphic writing skills, the pace of the lesson and, as a result, leads to depletion of the child's emotional-energy system, induces the need for additional attention to it from the teacher. One of the methods for solving this problem will be the usage of sand painting, or Sand Art, in the educational process among other techniques of visual activity. The author focuses on the use of sand painting in the conditions of additional education in a preschool institution, which, in his opinion, will expand the pedagogical potential of art classes. Moreover, the author emphasizes that Sand Art, being an available technology to preschool children, can be effectively used in correctional work as a meditative technique, as it liberates the emotional sphere of a person.
Keywords:
preschool age, fine motor skills, sand painting, visual activity, artistic creativity, additional education, extra classes work.
В теории и практике дошкольного образования на протяжении многих десятилетий остается актуальным вопрос развития мелкой моторики. Уровень развития мелкой моторики является стержневым показателем психического и физического развития детей, способствующего становлению предметно-орудийных и трудовых действий.
Многочисленные исследования психологов, физиологов и педагогов (Н.А. Бернштейн, О.С. Бот, А.В. Вавилова, Л.С. Выготский, Е.В. Горбунова, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.А. Смирнов и др.) доказали, что посредством мелкой моторики совершенствуется двигательная активность и развиваются проводниковые и рефлекторные функции мозга ребенка, что в свою очередь способствует качественным изменениям психических процессов - познавательных и волевых.
Исследователи Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, Т.С. Комарова, М.Н. Лурия, А.Р. Нудель-ман, Н.П. Павлова, Ж.И. Шиф и др. доказали значимую роль художественно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики и формировании графических навыков, которые необходимы при дальнейшем овладении письменной речью в школе [1].
Анализ психолого-педагогических исследований и личный практический опыт работы с детьми свидетельствует о том, что у дошкольников без специального обучения графические умения находятся на низком уровне или совсем не формируются - дети не умеют правильно держать кисть, карандаш, с трудом проводят линии в заданных направлениях, а это в свою очередь сказывается на подготовке детей к обучению в школе [2].
Задача педагога - создать условия для накопления ребенком практического опыта двигательных и графических навыков [3]. Одним из условий является организация художественно-творческой деятельности, предоставляющей детям возможность экспериментировать с изобразительными материалами и выразительными средствами. Иногда им не нужны краски, кисти и карандаши - они рисуют пальцами, ватными палочками, ладонями, процарапывают рисунок гвоздиком по вощеной бумаге, обрывают бумажные силуэты руками [4]. В арсенале теории и методики изобразительной деятельности накоплен богатый практический опыт использования как классических методов обучения рисованию, лепке, аппликации дошкольников, так и нетрадиционных - торцевание, ниткография, граттаж, штампование, кляксография и другие, которые активно содействуют развитию детей (О.И. Бочкарева, Н.Н. Васильева, К.В. Тарасова).
На протяжении последних лет мы используем в практике дошкольного и дополнительного образования технологию sand art - рисование песком. Техника sand art включает в себя живопись на песке, песком, песочную анимацию и публичные выступления художников перед зрителями с показом процесса создания песочной картины [5].
Данная технология в России используется с конца прошлого века в арт-педагогике и арт-терапии. Работа с песком не пугает ребенка, так как он с раннего возраста знаком с этим материалом, играл с ним в песочнице и на берегу водоема. Привнесение данного материала в образовательный процесс повышает мотивацию к познанию других функций песка - возможности создания с его помощью художественного образа [6].
Популярность внедрения технологии sand art обусловлена и тем, что в настоящее время производители выпускают специальное оборудование для песочной живописи - арт-песочницы, интерактивные песочницы, световые столы для рисования песком.
В теории и практике изобразительной деятельности детей методика обучения технике рисования песком рассматривалась О.А. Белоусовой, Е.В. Гарновой, О.Н. Никитиной, Н.А. Сакович, О.Б. Сапожниковой, М.В. Сосниной, Е.А. Тупичкиной и другими педагогами и психологами. Однако проведенное нами микроисследование среди педагогов ДОО Алтайского края показало, что почти 90 % респондентов не используют данную технику в работе с детьми в силу отсутствия методических разработок, позволяющих активно внедрять данную технологию в условиях кружковой работы в ДОО, а также по причине отсутствия необходимого оборудования для проведения такого рода занятий. На наш взгляд, для тех, кто желает заняться этой техникой, необязательно покупать дорогостоящее оборудование - описано много способов, как из подручных материалов изготовить простые приспособления для песочной живописи или просто порисовать песком на обычном столе. С промытым песком тоже не должно возникать трудностей; к тому же его можно подкрасить гуашью.
В течение ряда лет мы со студентами заочного отделения Алтайского педагогического университета, обучающимися по направлению «Дошкольное и дополнительное образование», в рамках дипломных исследований осуществляли опытно-экспериментальную работу на базе дошкольных учреждений, где студенты работали в качестве воспитателей и вели кружковую деятельность по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию песком.
Перед нами стояли задачи как повышения уровня развития мелкой моторики детей, так и развития художественных умений и навыков в изобразительной деятельности. В рамках реализации этих задач мы учили детей работать на световом планшете с целью создания художественных образов через особенности передачи формы, композиции, пропорций объекта, ритмического рисунка с использованием световых и теневых нюансов, технических приемов, способствующих воплощению собственных замыслов в песке.
Программа строилась в соответствии с принципами обучения изобразительной деятельности, разработанными Н.С. Боголюбовым на основе общедидактических принципов [7].
Первый принцип - определение конкретных задач обучения, когда педагог может ответить, что можно и нужно развивать посредством песочной живописи. Если педагог имеет ответ на данный вопрос и ставит перед собой конкретную цель, то она будет усвоена детьми, поскольку в образовательном процессе произойдет изменение акцентов. Ясная и конкретная цель развития делает более определенным и коротким путь к ее достижению, организует поиск путей и средств индивидуальной коррекции недостатков. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования на основе теории деятельности и ее мотивационной основе (А.Н. Леонтьев). Кроме того, как
показывают теоретические исследования и эмпирические данные, четкая постановка вопроса, цели, задач организует работу подсознания и творческого процесса.
Немаловажным фактором является грамотное использование методов стимулирования и мотивации к изобразительной деятельности. Мотивационно-стимулирующий компонент отражает наиболее тонкие моменты организации процесса обучения.
В своей работе мы использовали методы эмоционального побуждения к деятельности посредством различного рода поощрений, обогащая на каждом занятии эмоциональную сферу детей через организацию зрительного, музыкального восприятия и игровых включений (отдельных игровых приемов, игровой канвы занятия, обыгрывания результата, перевода игровой ситуации на творческий уровень), способствуя развитию ассоциативного воображения и созданию креативного художественного пространства. Одновременно мы стимулировали познавательный интерес, организуя опыты с песком и проводя элементарные эксперименты; знакомили с удивительными фактами; создавали проблемные ситуации, побуждали найти альтернативные решения изобразительной задачи; учили придумывать загадки про материалы и оборудование для sand art и т. д.
Второй принцип заключается в необходимости корректировать задачи особенностями детей в конкретной группе в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями развития, так как для полноценного обучения нужно не только определить направления художественно-творческого развития всей группы в целом, но и выбрать индивидуальные методы и приемы достижения цели каждым ребенком через выбранную педагогическую технологию.
Третий принцип - поэтапное развитие ручной умелости в работе с песком, формирование изобразительных навыков и художественных способностей.
Четвертый принцип - создание педагогически целесообразных условий для активной деятельности в образовательном процессе каждого ребенка как на занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности при организации уголков творчества с использованием песка. Педагогу надо контролировать необходимость своего вмешательства в деятельность детей в зависимости от уровня активности их в творческом процессе и востребованности внешней помощи. Если в начале освоения песочной живописи задания должны быть простыми и конкретными, с наглядным образцом действий с оборудованием и изобразительными материалами для sand art, то на следующих этапах необходимо ставить перед детьми проблемные изобразительные задачи, которые подталкивали бы их к самостоятельному поиску решений.
Пятый принцип - обязательный мониторинг тех показателей, которые должны привести к поставленной цели. На каждом этапе работы следует осуществлять оперативный контроль для выявления затруднений, коррекции содержания и технологии обучения песочной живописи. Например, если в диагностических заданиях обнаружена тенденция у одного ребенка к быстрому и небрежному исполнению, а у другого - наоборот, к замедленному и тщательному, то разумеется, что для развития даже одного и того же качества требуются разные типы заданий [8].
Мониторинг уровня развития детей мы осуществляли по критериям и показателям, выделенным на основе анализа психолого-педагогической литературы. Нами выделено два основных блока - художественно-творческий и графомоторный.
Художественно-творческий включал изучение владения детьми специальными художественно-изобразительными умениями, развитость эстетического восприятия и проявление творческой активности детей. Подробно показатели описаны Н.В. Шайдуровой [9, с. 108].
Графомоторный включал изучение общей моторки обеих рук, их произвольность, координацию, точность и согласованность движений. Мы проводили специальные диагностические методики, наблюдали за деятельностью детей, отмечая их умения выполнять насыпание песка, скольжение, наброс кулачком и щепоткой, расчищение; рисовать одним, несколькими пальцами, ребром, одной и обеими руками; делать отпечатки разными частями кистей рук и других предметов. Обращали внимание на умение совмещать и объединять в одно целое сюжет или придуманную историю, используя знакомые упражнения и техники.
Нами был подобран комплекс методик для обследования на основе заданий, разработанных М.О. Гуревичем, Н.И. Озерецким, Л.А. Венгером, Т.В. Верясовой, В.М. Минаевой, М. Монтес-сори, М. Озьяз, Л.Б. Осиповой, Е.С. Роменко, О.П. Радыновой, Е.А. Стребелевой. Комплекс включал несколько серий.
Первая серия включала задания на распрямление ладоней поочередно и вместе, разведение пальцев в стороны, удержание их на определенное время, сжатие пальцев в кулак, выдвижение определенных пальцев по одному, по два, задержание их в определенном положении, соединение большого и указательного пальцев в кольцо и др. Также мы смотрели, как дети действуют с мелкими предметами - захватывают, сжимают, катают, собирают.
Вторая серия заданий была направлена на изучение общей моторики обеих рук, координации движений, согласованности движений рук, определение общего уровня развития моторики
рук. Детей просили поймать и прокатить шарик по желобку, застегнуть пуговицы разного размера соответствующими петельками, сложить пазл, мозаику, пирамидку, построить из палочек форму.
Третья серия предполагала изучение графомоторного навыка и точности движений рук. Ребенку предлагалось сложить руки определенным способом, выполнить определенные движения и некоторые движения карандашом по бумаге.
Выполнение заданий оценивалось по трехбалльной системе - 0, 1, 2. Чем точнее, быстрее и насколько без помощи взрослого выполнялось задание - тем выше был балл. По такой же системе оценивалось принятие задания, понимание и точное следование инструкции, положительный контакт с педагогом.
На основе среднего балла по всем показателям определяли уровень развития в соответствии с количественными границами: низкий - от 0 до 0,6; средний - от 0,7 до 1,5; высокий -от 1,6 до 2. Кратко качественные характеристики уровней художественно-творческого и графомоторного развития можно сформулировать следующим образом.
На низком уровне развития у детей слабая координация движений кистей и пальцев обеих рук, неловкие движения при проведении манипуляций с песком и предметами, мышцы кистей рук зажаты, ощущается вялость, скованность и зажатость ребенка во время выполнения определенных операций, часто движения рук несогласованны. Дети слабо владеют изобразительными материалами и техниками; у них нет координации движений, согласованности движений рук. Отмечается слабый интерес к песочной живописи, они испытывают затруднения в дифференциации живописного образа и средств выразительности; почти отсутствует выражение эмоций и эстетических оценок вербально. Как правило, дети не могут самостоятельно придумывать сюжет рисунка, действуют по предложенному образцу с поэтапным показом изображения, без дополнительной проработки деталей. Чаще всего рисунки стереотипные, с переходящими из одного рисунка в другой штампами. От ассоциативного рисования отказываются. Отсутствие оценочных суждений затруднено проявлением своего эмоционального переживания в творчестве.
На среднем уровне у детей координация тонких движений кистей и пальцев недостаточная; они неуверенно выполняют заданные двигательные операции, не могут уверенно регулировать силу нажима. У них недостаточно ловкие движения при проведении манипуляций с песком и предметами, мышцы кистей рук зажаты, ощущается вялость, скованность и зажатость ребенка во время выполнения определенных операций; часто движения рук несогласованные. Отмечается наличие интереса к песочной живописи, однако снижено понимание средств выразительности. Изобразительный замысел развивается только с подсказки взрослого: ребенок может выбрать один из предложенных образцов для копирования, индивидуальная доработка слабая. Присутствуют графические штампы. Ассоциативные образы неоригинальны. Затруднены оценивание и анализ произведения искусства.
На высоком уровне мелкая моторика кистей и пальцев сформирована достаточно, движения рук четкие, ловкие, точные и скоординированные. Отмечается устойчивый интерес к песочной живописи, наличие адекватной вербальной выразительности, способности к эмоционально-эстетическим оценкам произведений искусства, окружающего мира. Дети легко придумывают замыслы для своих художественно-творческих работ, охотно откликаются на создание сюжетов по мотивам просмотра фильмов и чтения литературных произведений, а также из своего личного опыта. Ассоциативное рисование отличается оригинальностью и проработанностью. Дети способны к элементарным эмоционально-эстетическим оценкам, проявлению эмоциональных переживаний в самостоятельном художественном творчестве.
Сравнительный анализ уровня графомоторного и художественно-творческого развития детей в экспериментальной и контрольной группах до и после внедрения нашей программы в практику кружковой работы дошкольного учреждения показал, что уровень детей экспериментальной группы значительно повысился по сравнению с контрольной группой, которые не посещали занятия кружка по живописи в технике sand art.
На основе полученных нами данных мы можем констатировать, что техникой рисования песком дети занимаются с удовольствием и справляются все; можно сделать оговорку на уровень живописности готового продукта, но отказа от деятельности мы не наблюдали ни разу. Рисовать пальчиком или кистью на песке им оказалось легче, чем на альбомном листе, так как песочное изображение легче было исправить - перезапорошить фон и начать заново изображать предметы и объекты окружающей действительности.
Есть и некоторая специфика изображения в данной технике, отличающая ее от обычного рисования, - это умение насыпать песок тонким слоем или ровными полосками, разравнивать его, наносить изображение пальцами, щепотками, горстями, одной рукой или обеими руками одновременно. Мы учили детей экспериментировать с разными способами изображения, а также работали над выразительностью образа через передачу движения, настроения, погружая детей
в эмоциональную среду через музыку; учили восприятию произведений изобразительного искусства, художественной литературы и театрализаций [10].
Мы работали и над решением изобразительных задач, которые впоследствии дети более успешно использовали на обычных занятиях по рисованию красками и карандашами. Для той категории детей, которые испытывали трудности при передаче художественного образа некоторых объектов, мы разработали технологические карты с алгоритмами изображения в нескольких вариантах, чтобы у детей не формировался стереотип изображения [11].
Начинали мы с самых простых приемов - просили детей оставить на песке отпечатки своих ладошек, пальчиков, кулачков, печаток из фанеры и бросового материала в виде геометрических форм и силуэтов животных, растений и других объектов, формочек для песка и выпечки. Использовали в своей работе и цветной песок, который добавлял живописности, но затруднял его сортировку после занятия. В дальнейшем предлагали детям объединить отпечатки в одну сюжетную линию, например «приключение круга, квадрата...», тем самым подталкивая их к творчеству. Дети с удовольствием рисовали цветы, растения, природные явления, сюжетные композиции. Такая деятельность позволяла ставить их на позицию субъекта деятельности, давала возможность почувствовать уверенность в своих силах, учила взаимодействовать с детьми и взрослыми. В рамках программы мы включали ассоциативное рисование на музыку, просили передать впечатления от прослушанного литературного произведения.
Следует отметить, что в sand art, как нельзя лучше, проявляется взаимосвязь игры и рисования. Если при рисовании на бумаге превалирует получение художественного образа в качестве конечной цели изобразительной деятельности, то при рисовании песком превалирует игровое начало, на первых занятиях поддерживающее интерес к деятельности. Но по мере освоения приемов работы у ребят получаются все более живописные образы, которые они хотят показать родителям. Таким образом, мотив деятельности переносится на его результат, а его необходимо закрепить в реальности. Это подтолкнуло нас к тому, чтобы мы начали овладевать с детьми приемами песочной анимации.
Кэролайн Лиф сняла первый в своем роде фильм «Песок, или Петя и серый волк», который имел успех и привел других авторов к созданию анимационных фильмов с использованием данной техники. Мы познакомили детей с этим искусством, а потом решили сами попробовать. Деятельность по созданию фильма увлекла как детей, так и педагогов. Она потребовала дополнительной разработки содержания занятий, овладения техническими приемами съемки. В ходе работы мы старались помочь детям пережить впечатления, полученные в ходе чтения художественной литературы, просмотра мультипликационных фильмов, в игре или в художественном творчестве, так как через действия ребенку легче понять, каков герой, правильно он поступает или нет, продумать дальнейшую сюжетную линию общей анимационной картины.
Просмотр снятых фильмов мы организовывали для детей, не посещающих кружок по sand art, для их родителей и педагогов дошкольной организации. Такого рода деятельность ускоряет развитие ребенка, дает необходимые знания, расширяет кругозор, воспитывает эстетическое отношение к творческой деятельности, к телевидению, дошкольник начинает более осознанно усваивать художественный опыт.
Большая работа была проведена с родителями воспитанников. Мы проводили с ними мастер-классы, совместные занятия с последующим обсуждением проблем как методического, так и материального плана. В результате родители убедились, что рисование песком оказывает на ребенка положительное эмоциональное воздействие, способствует художественно-эстетическому развитию, постепенно обогащая и расширяя творческий и зрительский опыт.
В настоящее время наша экспериментальная работа продолжается на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Яровое Алтайского края. Педагоги снимают фильмы, проводят методические семинары по ознакомлению с песочной живописью, корректируют свои программы для распространения своего опыта. Уже сейчас мы можем констатировать положительное влияние sand art не только на укрепление мелкой моторики, но и на сенсорное и художественно-творческое развитие дошкольников.
Ссылки:
1. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М., 2001. 196 с. ; Гуркина Ж.С., Бучнева И.И. Развитие мелкой моторики рук дошкольника - первая ступень к его интеллектуальному развитию при подготовке к школьному обучению // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 3 (6). С. 35-37 ; Шайдурова Н.В., Панкратова Г.В. Рисование песком как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста // Инновации в дошкольном и начальном образовании : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Барнаул, 2015. С. 81-83.
2. Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием // Дошкольное воспитание. 2016. № 8. С. 49-53 ; Кусмарцева Т.А. Развитие мелкой моторики ребенка как одна из проблем современного образования //
Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 30. С. 33-35 ; Шайдурова Н.В. Возможности изобразительной деятельности в подготовке детей к письму в условиях реализации ФГОС // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. № 2. С. 130-136.
3. Матвеева Л.Н., Галкина Е.М. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму // Молодой ученый. 2017. № 15. С. 604-607.
4. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. 2010. № 18. С. 23-26 ; Сакович Н.А. Технология игры в песок. СПб., 2008. 166 с.
5. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком // Дошкольное образование. 2012. № 5. С. 15-19 ; Сос-нина М.В. Метод sand-art. Ресурсы рисования песком. СПб., 2012. 90 с.
6. Белоусова О.А. Указ. соч. ; Кусмарцева Т.А. Указ. соч. ; Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб., 2013. 59 с.
7. Боголюбов Н.С. Развивающее обучение в изобразительном искусстве // Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания : сб. науч. ст. М., 1990. С. 3-9.
8. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. М., 2008. 160 с.
9. Там же.
10. Тупичкина Е.А. Рисование песком как средство развития эмоционального интеллекта и профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 76-85 ; Ее же. Мир песочных фантазий : программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art». М., 2016. 112 с.
11. Кусмарцева Т.А. Указ. соч. ; Шайдурова Н.В. Указ. соч.
Редактор: Хорева Людмила Николаевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна