Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ РУССКОЙ
«ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ» ХХ ВЕКА
Мадина Жасур кизи Буранова
Студентка 4 курса направления русский язык и литература Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области
Умиджон Байтиёр угли Уралов
Студент 4 курса направления русский язык и литература (в иноязычных группах) Чирчикского государственного педагогического института
Ташкентской области
Научный руководитель: Сергеева Э.С.
Старший преподаватель кафедры русского языка и литературы
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается феномен женской прозы в контексте современной литературы. Описываются мотивы, своеобразие и система героев в произведениях известных представителей данного направления.
Ключевые слова: женская проза, феномен, личность, мотив, метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, литературные иллюзии, наука.
ARTISTIC PERSONALITY AND EVALUATION OF THE RUSSIAN "FEMALE PROSE" OF THE XX CENTURY ABSTRACT
This article examines the phenomenon of women's prose in the context of modern literature. The motives, originality and system of heroes in the works of famous representatives of this direction are described.
Keywords: women's prose, phenomenon, personality, motive, metaphor, epithet, comparison, personification, literary illusions, science.
ВВЕДЕНИЕ
В хронологическом смысле феномен русской женской прозы распространился примерно в конце 1980-х — начале 90-х годов. Современные литературоведы отмечают, что женское мировоззрение и восприятие в литературе отличается от мужского. В частности М. Абашева пишет: «Судя по Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
Academic Research, Uzbekistan 542 www.ares.uz
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
всему, у нас появилась женская проза. Нет, не то чтобы женщины раньше, десятилетие или два, три назад, не писали рассказов и повестей. Писали. Печатались. Но такого изобилия женских имен в «толстых» журналах не встречалось, специальные женские сборники один за другим не выходили. Да и споры о том, существует ли женская проза, не возникали, поскольку не было предмета»[1, С. 9]. В противовес данного мнения В. Киляков отмечает, что видит нескольких «лидеров» (Петрушевскую, Толстую, Токареву) в группе женщин-авторов, но в превосходстве «женской литературы» как отдельной категории сомневается: «Факт, что женщины могут и имеют право заниматься творчеством, стал просто фактом и, пожалуй, не требует оценок и комментариев. А настаивать на типологических отличиях «женской» литературы - неосторожно. Хорошая проза хороша как таковая, как явление словесности»[2, С. 108-111].
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Женская проза представлена именами писательниц — Л. Е. Улицкая, Л. С. Петрушевская, Т. Н. Толстая, В. С. Токарева, Г. Н. Щербакова. Яркая представительница данного литературного течения Л. Е. Улицкая считает, что «Искусство делится на мужское и женское. Деление не несет абсолютного характера, но антропологи отлично знают, что есть народы, где традицию устного рассказав хранение преданий, несут женщины... Мир мужской и мир женский — разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большее значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми». Следовательно, это проза, написанная женщинами на женские темы, затрагивающая основные мотивы поиска идеала. Очевидно, что женщины всегда играли свою роль в литературном искусстве, но именно в этот период выявляется надрывность прозы, горечь жизненного бытия. В этой прозе выявляются особые, свойственные только ей мотивы: одиночества, богооставленности, разлада мечты и действительности, бегства от действительности, поиска ложных идеалов. Героям свойственна жизнь в мире иллюзий, при этом они не в силах освободиться от преследовавшего их рока.
Обращаясь к рассказам Л. Е. Улицкой мы можем проследить схожесть с
философскими притчами, герои которых «маленькие люди»: старые и
страдающие недугами, дети, считающие, что все происходящее с ними когда-то
принесет благо. Хронотоп произведений — послевоенное время и разрушенные
города, где часто дети лучше взрослых противостоят цинизму повседневности.
Автор описывает обстоятельства, меняющие их личностные качества[3].
Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
Academic Research, Uzbekistan 543 www.ares.uz
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
Улицкая, как она сама замечает, не придерживается задачи отражать современность. Жизнь тяготит ее героев, но они учатся преодолевать препятствия с достоинством, сохраняя в себе все лучшее, хотя в них происходит переоценка прежних ценностей. Герои Улицкой родственны шукшинским "чудикам", которых автор не осуждает, не подводит итог происходящему и не выводит мораль. Особая черта её рассказов -эмоциональная сдержанность. Все это позволяет критикам называть ее рассказы «натуральными зарисовками психологической натуры человека»[4, С. 237].
Современная критика отмечает, что в произведениях известного новеллиста, писательницы Т. Н. Толстой поднимаются социально-психологические и нравственные вопросы современной жизни. Новеллы Толстой — лиричны и ироничны, направлены на сопереживающего читателя. «Мир в прозе Толстой предстает как бесконечное множество разноречивых сказок о мире, условных, знающих о своей условности, всегда фантастических и потому поэтических», — заявляют исследователи Н. Л. Лейдерман и М. Н. Липовецкий[5, С. 13]. В сказке под названием «На золотом крыльце сидели...» автор использует метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, литературные иллюзии. Толстая владеет даром цветописи, и это служит одним из способов превращения действительности в сказку. Автор не описывает характер и переживания героев, напротив их внутренний мир раскрывается через чувства и поступки, отношения к миру и взрослым. Взрослые герои отождествлены героям сказок — это царицы, цари, злые ведьмы. Толстая играет на контрасте взрослого и детского мира. Чем взрослее герой, тем меньше остается чудес в его жизни. Толстая исследует сознание современного человека, ища причины его разлада с действительностью, все знает о своем герое, вживается в его проблемы, сочувствует ему. Ее герои всегда полны веры в жизнь, в исполнение мечты.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Прозе Т.Н. Толстой можно противопоставить прозу Л. С. Петрушевской, где реальность полная негативных изображений сопровождается мрачным миром ее героев. Петрушевская строит свои произведения на игре. Обладая словесные даром, на первое место она ставит не прозу жизни, а поэзию языка. Также выявляются общие черты писательниц: Петрушевская поддерживается сказовых традиций русской литературы, а также традиций М. М. Зощенко и А. П. Платонова. Духовная жизнь героя складывается из мелких бытовых Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
Academic Research, Uzbekistan 544 www.ares.uz
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
ситуаций, автор делает своего героя — «маленького человека» с его философией — открытым читателю. Критик Липовецкий видит «глубину взаимного понимания» между повествователем и героем. Герой закрыт в своем круге повседневности и обыденности, его жизнь лишена гармонии, живет без душевного покоя, в предчувствии катастрофы. Жизнь его — суета, страдание, лишенное вечных ценностей. Читатель должен ощутить то чувство безысходности, которое испытывает герой[6, С. 318].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Женская русская проза стала новым этапом в литературе, новым ее направлением. Она отражает характерные черты современного искусства, подводит итоги эстетическим исканиям всего столетия, своими художественными экспериментами и стилевыми открытиями намечает перспективу культуры будущего. Русская женская проза отражает страстный мучительный поиск идеала, поскольку это - главный смысл творчества каждого истинного художника слова. Любые пути раскрытия типологии женского творчества будут способствовать более глубокому проникновению в природу женского творчества, что и составляет задачу современной науки о литературе. Исследование специфики женской прозы будет способствовать ее дальнейшему утверждению и развитию в русле литературного процесса.
REFERENCES
1. Абашеева М. Чистенькая жизнь не помнящих зла // Литературное обозрение. - 1992. - № 5-6. - С. 9.
2. Киляков В. О женском в современной литературе // Литературная учеба. -1996. - № 4. - С. 108-111.
3. Sergeyeva E.S. Artistic identity of L. Solovyov's novel "The Tale of Hodja Nasreddin". "European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences". Progressive Academic Publishing, UK. www.idpublications. or/ № 6/2020
4. Сафронова, Л. 2007. Автор и герой в постмодернистской прозе. Монография: Спб, 237с.
5. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 19501990-е годы: в 2 т.: учеб. пособие для вузов / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - М.: Academia, 2008. - 2 т. - С. 13.
6. Липовецкий М. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики) / М. Липовецкий. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. - 318 с.
Google Scholar
Academic Research, Uzbekistan
Scientific Library of Uzbekistan www.ares.uz