Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
РОМАН А.С.ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ». КРИТИКА И ОТЗЫВЫ
СОВРЕМЕННИКОВ
Ирина Тахировна Ражабова
Преподаватель Чирчикского государственного педагогического института
АННОТАЦИЯ
Данная работа — это попытка проанализировать произведение классической литературы на предмет актуальности и поиска ответов на современные вызовы.
Ключевые слова: вызов, совесть, выбор. Сердец чудесные порывы — приют израненной души?..
ВСТУПЛЕНИЕ
Основная идея произведения - защита человеческого достоинства. Из-за личного оскорбления вспыхивает вражда между семьями Троекуровых и Дубровских. Не выдерживает неравной борьбы за дворянскую честь Андрей Гаврилович Дубровский. Он сходит с ума, а затем умирает. Тогда бороться за фамильное достояние начинает его сын Владимир. Он не намерен отдавать родовое гнездо врагу и предпочитает сжечь дом, в котором родился.
Даже ступив на путь разбойника, молодой Дубровский остается человеком чести. Он милосерден и справедлив, не притесняет бедных. Урок соблюдения долга преподает нам и Маша Троекурова, которая отказывается бросить нелюбимого мужа, оставаясь верной клятве перед алтарем.
В романе Пушкин поднимает очень важный вопрос семейного бесправия. Маша, как многие девушки того времени, не могла в полной мере распоряжаться своей судьбой. За нее все решал деспотичный отец, не обращая внимания на отчаянные мольбы и слезы дочери. Князь Верейский и вовсе видел в своей невесте лишь богатую и красивую девушку.
МЕТОДОЛОГИЯ
Романтический сюжет произведения, как часто бывает у Пушкина, является лишь внешней оболочкой, под которой скрывается содержание. В таких романах зло традиционно должно быть наказано, а добро непременно торжествует. Но в «Дубровском» добро всегда проигрывает. Оскорбленная честь Дубровских осталась неотомщенной, Кистеневка отошла к Троекурову, Маша вышла замуж за князя, Владимир вынужден бежать за границу. Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
Academic Research, Uzbekistan 311 www.ares.uz
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
«Дубровский» - роман социальный. Главная его мысль: законы в России ничего не значат перед богатством и связями. Все, кроме Дубровского, пресмыкаются перед Троекуровым и прощают ему любые унижения. Даже государственные чиновники - «на побегушках» у помещика. Благородным людям в таком обществе места нет.
Затрагивается в романе и тема народного бунта. Но крестьяне Кистеневки поднимаются против власти Троекурова не ради справедливости или патриархальной привязанности к «своему» барину. «Достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет», - выражает причину недовольства кучер Антон. Крестьяне беспокоятся о собственном благополучии, поэтому их бунт не наполнен еще идейным содержанием. Это -не протест против крепостного права, а попытка обезопасить себя от деспота.
Ярко и детально изображена в романе жизнь поместного дворянства. Троекуров и Дубровский представляют два разных типа этого сословия. Кирила Петрович - крупный помещик, который держит в страхе всю округу. Он чувствует себя господином не только над своими крепостными, но и над соседями. Любого человека, стоящего ниже по социальной лестнице, Троекуров презирает. Он помыкает губернскими чиновниками, как своими слугами, насмерть засек двух учителей. Кирила Петрович любит, чтобы в доме было много людей. Но гости служат ему больше для увеселения. Троекурову в удовольствие унижать их, грубо и даже жестоко подшучивать. Самомнение этого необразованного и избалованного барина не знает границ. Он верит, что Дубровский не нападает на его владения исключительно из-за страха перед могуществом Троекурова. Абсолютная безнаказанность, мстительность и властолюбие затмевают у помещика редкие проблески благородства и угрызения совести.
Противник Троекурова Андрей Гаврилович Дубровский - честный, решительный и благородный дворянин, но иногда бывает вспыльчив, завистлив, упрям. Как и Троекуров, он склонен к самоуправству и предпочитает самосуд, а к закону относится пренебрежительно. Дубровский старший требует выдать для наказания псаря Парамошку, сам расправляется с троекуровскими мужиками, которые воровали у него лес. Пушкин наглядно показывает в романе, что даже лучшие представители дворянства ставят свое барское своеволие выше морали и права.
Google Scholar
Academic Research, Uzbekistan
Scientific Library of Uzbekistan www.ares.uz
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
Конфликт старшего поколения разрушает судьбы детей. Владимир Дубровский из блестящего офицера превращается в бездомного изгоя. Пушкин представляет нам своего героя в разных ролях: любящий сын, который искренне переживает смерть отца, отчаявшийся мститель, отважный и хладнокровный француз-гувернер, атаман лихих разбойников, пылкий влюбленный.
Дубровский - жертва насилия и его орудие. Владимир не стремился стать разбойником, жить вне закона. Сначала он хотел найти управу на Троекурова «в верхах». Не собирался он убивать и судейских. Это кузнец Архип своим жестоким поступком поставил Дубровского в безвыходное положение. Владимир стал преступником лишь тогда, когда законный путь решения проблемы был для него закрыт.
Любовь к Маше в благородном сердце Дубровского побеждает чувство мести. Он прощает Троекурова, поскольку дом, где обитает его дочь, становится священным. Невольные преступления тяготят душу и совесть молодого человека, а все попытки стать благородным и честным заканчиваются провалом.
Любовь только усиливает страдания Владимира. Он прекрасно понимает, что быть женой убийцы и грабителя - жестокий выбор. Поэтому Дубровский не предлагает Маше бежать с ним. Он готов дать ей свободу от деспота отца и ненавистного жениха, когда другого выхода уже не будет. Владимир мечтает о семейном счастье с любимой, но может пожертвовать им ради спокойствия девушки. Он без возражений принимает выбор Маши.
Любит ли Маша Дубровского? Юная девушка скорее видит в нем отважного героя. Ее привлекает ореол таинственности и романтики, окружающий имя молодого разбойника, льстит его восторженное поклонение. Но любовь ли это? Героиня Пушкина сама отвечает на вопрос: «лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».
Критики по-разному восприняли роман. Одни усмотрели в нем много слабых сторон, другие признавали высокие художественные достоинства. «Это одно из величайших созданий гения Пушкина», — писал о романе Белинский. Долгое время произведение входило в школьную программу, было много раз экранизировано. По роману «Дубровский» создана одноименная опера.
Данная работа — это попытка проанализировать произведение
классической литературы на предмет актуальности и поиска ответов на
современные вызовы. Ключевые слова: вызов, совесть, выбор Сердец чудесные Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
Academic Research, Uzbekistan 313 www.ares.uz
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
порывы — приют израненной души?.. Читая классическую литературу, невольно задаёшься вопросом, вопросом из сегодняшнего времени современного человека: «Почему до сих пор эти произведения так трогают наши души и остаются актуальными? Почему они живут и будут жить вечно?». Мир меняется и всё развивается вокруг нас, а строки классиков — это строки для нас сегодняшних. Не думаю, что я единственная, кто задумался об этом, но я хочу поделиться именно своими мыслями и открытиями, разобрав, как пример, известнейшее произведение А. С. Пушкина «Дубровский». Взяв его в руки, и окунувшись с каждой строкой в выстроенный им мир, я поняла, что этот мир — реальность и эта реальность сегодняшнего дня. В этой статье я попробую на конкретных Пушкинских образах проанализировать не только само произведение и историю того времени, но прежде всего человека, и этот человек со своими страстями, страхами, достоинствами и недостатками, вступающий в противоречия с самим собой и окружающим миром — так похож на нас. И каждый из нас, несмотря на время, решает кем ему быть — «Троекуровым» или «Дубровским», и каждый из нас, рано или поздно, встречается с этим вызовом. ... «Дубровский», как не поверни, история вперед о нас, Через неё ты загляни - В глубины общества — вот сказ.» В основе романа «Дубровский», написанный А. С. Пушкиным 1832-1833г.г., лежит сюжет рассказа его приятеля П. В. Нащокина. И хотя считается, что именно эта история легла в основу сюжета, сам А. С. Пушкин не раз подчеркивал типичность происходящих событий той эпохи. Пушкин знал несколько схожих историй, и они были характерны для того времени. В свой роман Пушкин вплёл несколько нитей, обогатив сюжет и усилив его. Нить взаимоотношений отцов и детей, Троекурова и Дубровского старшего, барина и крестьян, нить трогательных отношений Маши и Дубровского младшего. Но главной и основополагающей — стала идея защиты человеческой личности, идея защиты чести и достоинства. [1] Автор сразу нас вводит в историю описанием двух соседей, бывших сослуживцев: Троекурова и Дубровского. Описывая одного и другого, он вольно или невольно обращает наше внимание на исторические события того времени — раскол. В результате которого — один предаёт ради «банки варенья и ящика печенья» и остаётся успешным и богатым, а другой — Дубровский, оставшись верным себе и царю, которому присягал, не изменил своим убеждениям — стал обедневшим и ненужным. Дополнить картину образа одного и другого можно, если внимательно посмотреть на их жизненный уклад, на их взаимоотношения с домочадцами и крепостными крестьянами. Образ Троекурова очень ярко прописан Пушкиным. Здесь мы видим жестокого Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
Academic Research, Uzbekistan 314 www.ares.uz
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
и одновременно несчастного, и уставшего от самого себя человека. Он тут же унижает, издеваясь, и тут же вознаграждает, думая, что ему за его милость позволено всё. Он измучен бездельем и скукой, развлекается пьянством, проявляя себя домашним тираном и самодуром. Недаром из уст князя Верейского звучит: «А, Вы, карбонарий...». К своим крепостным он обращается никак иначе, как «предмет». «Какой предмет испортили.» — сказал он, когда погибает его купленный слуга. Этими фразами и словами Пушкин говорит нам об ужасном положении крепостных крестьян того времени, о безысходности и полной зависимости от барина — самодура. Создать впечатление о Дубровском, мы можем сразу же с первых страниц романа — сцены приема гостей в селе Покровское. В отличии от Троекурова, Дубровский скромен, сдержан, воспитан, держит себя с достоинством, как и полагается офицеру и аристократу, что и раздражает всех, в том числе и Троекурова. «Гордец.», — говорит он, и оскорбление, которое было в дальнейшем позволено в адрес Дубровского, только следствие полного раздражения и непонимания его. Еще большие раздражение вызвал его протест, когда Дубровский отреагировал на унижение, потребовав извинений. И это послужило началом большого конфликта, который и привел к тем последующим событиям, которые мы видим далее. Это суд, смерть старика Дубровского, приезд его сына, который остаётся на улице, лишившись дома и имения. Появление Владимира Дубровского, достойного сына своего отца, даёт надежду крестьянам. Однако, противостоять пороку, алчности, унижению, человеку с пониманием чести и достоинства — невозможно. Полная картина мрака и безысходности предстаёт перед нами. У Дубровского не было другого выхода, как поджечь свой собственный дом. Хотя зол и оскорблён, он не хочет кому-то причинить боль и смертей он не хочет. Он не разбойник, он офицер-дворянин. В дальнейшем его уход с крестьянами — это вызов обществу, сделав из него изгоя, это попытка изменить что-то и самому измениться. Владимир Дубровский одновременно предстает перед нами в трех образах: честолюбивый офицер-аристократ, скромный и мужественный учитель и грозный, но справедливый разбойник. Но эти образы мертвы, они не могут дать ему жизни. Даже месть, которая какое-то время питала его, не дала ему сил довести до конца задуманное. Именно здесь А. С. Пушкин вплетает ещё одну нить, дополняющую сюжет — нить взаимоотношений Владимира и Маши. И здесь мы видим обреченность и невозможность противостоять окружающему миру. Границы, определенные жизнью, сильнее самых горячих чувств. И вот перед нами вопрос, актуальный и сегодня. Быть честным, благородным с пониманием Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
Academic Research, Uzbekistan 315 www.ares.uz
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
чести и достоинства, но при этом бедным, или идти путем Троекурова и жить в достатке. Но бедный человек не может быть независимым, бедность обязывает быть покладистым, как Шабашкин, умерить гордость и забыть о чести. Все попытки Владимира отстоять своё право быть бедным и честным, быть независимым, оканчиваются катастрофой, потому что сам герой несовместим с общественными нормами и имущественным положением, которое уготовила ему жизнь. И это сделало его изгоем. Трагические вопросы, которые встали в романе не были разрешены, и сам А. С. Пушкин не знал на них ответа. [2] Но каждый из нас в своей жизни, рано или поздно, сталкивается с дилеммой — кем быть? «Дубровским» или «Троекуровым»? Может ли жажда жизни и благополучия оправдать пороки и неприглядные поступки? Или нет ничего, что может толкнуть человека на подлость, превратив его в животное? Человек должен всегда оставаться человеком. Прочитав этот роман, каждый из нас делает свой вывод и свой выбор, в соответствии со своим воспитанием и восприятием, пониманием норм морали, черного и белого, добра и зла, подлости и порядочности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Это произведение заставляет думать, заставляет остановиться и посмотреть вокруг, делая человека лучше и чище. Слог Пушкина, выстроенный сюжет и глубина поднятых вопросов, делает этот роман актуальным, как никогда и интересным даже в наши дни. Раскрывая все грани души человеческой, показывая нам всем возможности исцеления её, это произведение будет жить всегда, потому что трогает наши души, щипая наше внутреннее «Я» — давая возможность сделать правильный выбор и противостоять вызовам.
REFERENCES
1.Валерий Брюсов «Золотое руно» / Критические статьи. — М.: Т8 Издательские технологии / RUGRAM, 2018-240с.
2.Иннокентий Анненский «О писателях» / Критические статьи. — М.: Т8 RUGRAM, 2018-180с.
3.Козлова, А. Ю. Вечный вызов. Дубровский и Троекуров. Анализ произведения А. С. Пушкина «Дубровский» / А. Ю. Козлова, О. А. Белова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 7 (37). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/37/2122/ (дата обращения: 27.09.2021).
Google Scholar
Academic Research, Uzbekistan
Scientific Library of Uzbekistan www.ares.uz