Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ КАК ОДИН ИЗ АКТУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

ВАЖНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ КАК ОДИН ИЗ АКТУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

172
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод / техника / каллиграфичные навыки / слухо-речемоторный анализатор / кодирование / декодирование / «плоский» текст. / method / technique / calligraphic skills / auditory-speech analyzer / coding / decoding / “flat” text.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Важность Внедрения Инновационных Технологий В. Обучении Чтению И. Письму Как Один Из Актуальных Методов Преподавания Иностранного Языка В. Современном Мире, Диана Валерьевна Абдураманова

Статья рассматривает основные аспекты связи чтения и письма, а также их неотрывное дополнение друг друга, как инструмент корректного развития речи. Также в статье рассматривается инновационный опыт мировых экспертов в области данного направления, подкрепленные различными актуальными методами и техниками, способные разнообразить информативность каждого урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Важность Внедрения Инновационных Технологий В. Обучении Чтению И. Письму Как Один Из Актуальных Методов Преподавания Иностранного Языка В. Современном Мире, Диана Валерьевна Абдураманова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main aspects of the connection between reading and writing, as well as their inseparable complement to each other, as a tool for the correct development of speech. Moreover, the article examines the innovative experience of the world experts in this area, supported by various relevant methods and techniques that can diversify the information content of each lesson.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ КАК ОДИН ИЗ АКТУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

ВАЖНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ КАК ОДИН ИЗ АКТУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В

СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Шахина Расулметова

Студентка Чирчикского государственного педагогического института

Ташкентской области

Диана Валерьевна Абдураманова

Научный руководитель: Преподаватель Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области [email protected]

АННОТАЦИЯ

Статья рассматривает основные аспекты связи чтения и письма, а также их неотрывное дополнение друг друга, как инструмент корректного развития речи. Также в статье рассматривается инновационный опыт мировых экспертов в области данного направления, подкрепленные различными актуальными методами и техниками, способные разнообразить информативность каждого урока.

Ключевые слова: метод, техника, каллиграфичные навыки, слухо-речемоторный анализатор, кодирование, декодирование, «плоский» текст.

ABSTRACT

The article considers the main aspects of the connection between reading and writing, as well as their inseparable complement to each other, as a tool for the correct development of speech. Moreover, the article examines the innovative experience of the world experts in this area, supported by various relevant methods and techniques that can diversify the information content of each lesson.

Keywords: method, technique, calligraphic skills, auditory-speech analyzer, coding, decoding, "flat" text.

ВВЕДЕНИЕ

На важность применения инновационных технологий в современном образовании обращают внимание многие отечественные и зарубежные ученые, так как использование инновационных технологий позволяет значительно Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 332 www.ares.uz

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

разнообразить содержание, методы и формы обучения. Более того, инновационные технологии предоставляют обучающимся неограниченный объем информации, который можно эффективно использовать в качестве самостоятельной работы [10, с. 65].

В настоящее время инновацию в образовании понимают, как успешное применение разработанных технологий. В документах ЮНЕСКО «технология обучения» рассматривается как системный метод создания, применения и определения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия и нацеленный на оптимизацию форм образования [6].

В современном обществе очень востребованы специалисты, обладающие способностями и навыками, позволяющими профессионалу быть более маневренным и успешным в нынешних условиях рыночных отношений, эффективно выполнять большой объем трудовой деятельности, будучи при этом достаточно социально адаптированными.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

В последнее время в психолого-педагогических исследованиях особенно актуальным стал вопрос формирования профессионально грамотного работающего специалиста в любой сфере современного производства. В последнее время в психолого-педагогических исследованиях особенно актуальным стал вопрос формирования профессионально грамотного работающего специалиста в любой сфере современного производства.

В современной социальной среде в модели социально-психологической грамотности специалиста делается акцент на таких психологических качествах личности, как независимость в решении сложных проблем, автономное использование знаний, навыков, дисциплины, удовлетворительный образ самого себя; умение вести слаженное общение, управление личным общением в коллективе, внутренняя потребность в саморазвитии. [1, с. 86]

Письмо в методическом плане длительное время считалось «золушкой методики» и было почти полностью устранено из процесса обучения, что, по мнению Е.И. Пассова, было стратегическим просчётом [4, с. 98]. В последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т.п. В Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 333 www.ares.uz

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

последнем случае письмо как вид речевого общения развивается на основе только аутентичного материала. Зарубежные стажировки студентов, аспирантов и молодых учёных предполагают умение делать записи на иностранном языке, составлять и заполнять анкету, отвечать на вопросы анкеты, писать заявление о приёме на учёбу или работу, писать краткую или развёрнутую автобиографию, писать личные или деловые письма, употребляя нужную форму речевого этикета носителей языка, в том числе и форму делового этикета.

Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку выступают не только как средство обучения, но всё более как цель обучения иностранному языку. Письмо - это технический компонент письменной речи. Письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания графическими знаками. Психофизической основой письменной речи является взаимодействие двигательного, зрительного и слухо-речемоторного анализаторов. Опора на все анализаторы в обучении дает значительно больший эффект. По данным психологов, услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%, при обучении другого на 90%. [3, c 111]. Психологи считают, что базой письменной речи является устная речь. И говорение, и письмо можно проследить от замысла (что говорить) к отбору необходимых средств (какие необходимы слова, как их сочетать в высказывании) и до реализации замысла средствами языка устно или письменно.

Как известно, письмо тесно связано с чтением. В их системе лежит одна графическая система языка. При письме идёт кодирование или зашифровка мысли с помощью графических символов, при чтении - их декодирование или расшифровка.

Если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то устная речь постепенно становится богаче и логичнее.

Вспомогательную роль письмо выполняет при выработке грамматического навыка, при выполнении письменных заданий от простого списывания до заданий, требующих творческого подхода, что создаёт необходимые условия для запоминания. Без опоры на письмо обучающимся трудно удержать в памяти лексический и грамматический материал. Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 334 www.ares.uz

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

Вся система языковых и условно-речевых упражнений, выполняемых в письменной форме, относится к учебной письменной речи. Письменные изложения, сочинения, творческие диктанты, составление планов и тезисов для сообщения на заданную тему, написание личного или делового письма, то есть письменные рассказы по заданным ситуациям, относятся к коммуникативной письменной речи. Другими словами - это письменное речевое упражнение по изученной или смежной теме разговорной практики.

Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы. [7, с. 243]

Практика письменной речи позволяет сделать переложение печатного текста или аудиотекста по памяти, по плану или сделать письменные предложения по решению определенного вопроса или определенной проблемы. Цикл уроков по теме завершается домашним сочинением (самодиктантом -письменным пересказом части текста или всего текста).

Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Для решения этой задачи существует ряд упражнений репродуктивно-продуктивного характера. Упражнения, предлагаемые, например, немецким методистом Герхардом Нойнером [13, с.41], составлены в определённой последовательности от простого к сложному, от репродукции к составлению собственного мнения, позиции. Все упражнения выполняются письменно. Интерес, на наш взгляд, представляют, например, такие задания:

- восстановите начало и конец истории;

- восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам;

- измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание);

- неоднозначную ситуацию опишите в различных текстах и диалогах;

- поясните противоречие между текстовой и иллюстративной информацией;

- ответьте на письмо письмом, телефонным разговором, разговором и т.д.;

- подберите ключевые слова, которые ведут к определённому заранее известному результату, и др.

Google Scholar

Academic Research, Uzbekistan

Scientific Library of Uzbekistan www.ares.uz

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

Отличительные черты этих упражнений состоят в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны как для обучающихся, так и для преподавателей. Обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, коллективно пишутся весёлые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Не следует забывать три важнейших условия при введении на занятиях креативного письма: цели обучения, принципы, методы и приёмы обучения, а также учебный контроль.

Проблема обучения чтению во многих странах остаётся до сих пор актуальной. Многочисленные конференции и телепередачи по проблеме малограмотности во Франции указывают на важность приобщения маленьких детей к чтению. Учителя-практики указывают на необходимость работы с книгой и слушания рассказов с самого раннего возраста. По их мнению, начиная уже с детского сада нужно объяснять ребенку ту особую роль, которую чтение играет в его жизни.

Эксперты настаивают на том, что необходимо учить ребенка читать, а не догадываться. Чем лучше подготовлен читатель, тем меньше он догадывается. Иллюстрации, например, облегчают узнавание неизвестных слов, но не помогают его разобрать. Догадка - это только способ разрешить затруднение, но это не способ обучения. Все исследователи полагают, что для чтения необходимо не только узнавание, но и понимание, что нужно отработать понимание речи на слух (этим и занимается старшая группа детского сада), понимание устной речи предшествует обучению чтению, а потом уже письму.

Преподаватели-практики подчеркивают, что понимание на слух отрабатывается в классе очень редко. Необходимо дать понять ученику, что он читает для того, чтобы понимать содержание, поскольку для некоторых из них это совсем не очевидно. Грамматику нужно изучать одновременно с чтением. Чтобы помочь ученику, испытывающему трудности в чтении, нужно дать ему возможность подумать и самому исправить свои ошибки, а не исправлять его. Лучше дать ему время и возможность «пробежать глазами» весь текст перед началом чтения.

Преподаватели-практики привлекают внимание к изучению слов, графем, звуков (фонем). Работа над чтением должна проводиться на уровне слова, когда дети вычленяют его из текста с помощью учителя. Такая работа необходима в Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 336 www.ares.uz

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

начальной школе. Но эта работа будет эффективна только при условии, если будут проводиться:

работа со словами, которые имеют смысл для детей (изучение формы слова не может быть вне смысла, без его понимания);

работа над различием между словами, звуками, буквами, но также и над их похожестью;

занятия в игровой форме, где ребенку будет предоставлена возможность для творческого поиска.

В противоположность телевизору и компьютеру важно предложить детям тексты, которые питают воображение, развивают чувство юмора, призывают к деятельности.

С одной стороны, важно найти простые (но не упрощенные тексты), которые вызывают желание их продолжить. Для этого нужно, чтобы текст выводил на сцену интересную или занимательную историю; заставлял оживать увлекательные персонажи; предоставлял полезную или оригинальную информацию; вводил идею или послание, над которым нужно размышлять. С другой стороны, длинные и тяжелые тексты являются неподходящими, так как дети рискуют заблудиться и потеряться в запутанном тексте. Необходимо позаботиться о выборе легких вопросов к тексту, их должно быть не более трёх-четырёх. Но в то же время легкие вопросы не должны оказаться пустыми и бессмысленными, они должны преследовать определенную цель. Вопросы должны наводить на размышления, вызвать эмоции и дискуссию в классе. Лучше, если ответы на вопросы будут обсуждаться в маленьких и больших группах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что перспективы развития образования связаны как с использованием инновационных методов и технологий в осмысленности образовательного процесса, так и с ростом профессиональной компетентности учителя [2, с. 109]. Таким образом, научить фиксировать устную речь, в том числе научить писать личные и деловые письма, заполнять анкеты, писать краткую и развёрнутую автобиографию, заявление о приёме на работу или учебу и т.п. - все это составляет основные цели обучения письму, выполняющего к тому же вспомогательную роль при обучении чтению, устной речи, грамматике, лексике. Врагом же обучения чтению можно называть «плоский» текст, ничего не значащий, там, где ничего Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 337 www.ares.uz

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

не происходит. Соответственно необходимо разнообразить и чередовать тексты: простые и более сложные, короткие и более длинные, смешные и серьезные, известные и менее известные, вчерашние и сегодняшние.

REFERENCES

1. Бим И.Л., Пассов Е.И. Книга для учителя (10 класс). - М., 1996. C. 101

2. Дубских А. И., Зеркина Н. Н. Роль преподавателя в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языку в техническом ВУЗе // Современные тенденции развития системы образования. Чебоксары : Издательский дом «Среда», 2018. С. 108-110.

3. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. -Минск, 2004. C. 122

4. Abduramanova, D., & Rasulmetova, S. (2020). UNDERSTANDING THE RELATIONSHIP OF LANGUAGE CULTURE AND SOCIETY. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 1262-1265.

5. Пассов Е.И. Беседы об уроке иностранного языка. - СПб., 1991. С. 197.

6. Neuner G. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts. - Kassel, 1992.

7. Сервис публикации документов DOCME. URL: http://www.docme.ru/doc/1040507/ yunesko (дата обращения: 04.11.16).

8. Сысоев П.И. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании : учеб. пособие. - М. : Либроком, 2013. - 264 с.

9. Abduramanova, D. V. (2021). TEACHING HETEROGENEOUS CLASSES. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(3), 966-970. DOI: 10.24411/2181-1385-2021-00494

10. Baumard, Maryline. Les Alphas au secours de la lecture // Le monde d'éducation. - Avril. -2003.

11. Abduramanova, D. V. (2020). SIGNIFICAT FEATURES OF ORGANIZING SCIENTIFIC EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 718-722.

12. Bellanger Francoise. Une fiche par semaine. Découvrir du monde: le temps CP-CE1. - Paris, 2001.

13. Camilleri, M. A., & Camilleri, A. C. (2017). Digital learning resources and ubiquitous technologies in education. Technology, Knowledge and Learning, 22(1), 65-82.

14. Abduramanova, D. V. (2021). METHODS OF TEACHING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(8), 260-263.

Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 338 www.ares.uz

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

15. Gaillard F. A propos de la latéralisation des écoliers // Les cahiers pédagogiques. - 2004. - p. 426.

16. Lire au CP.Série Ecole-Documents d'accompagnement des programmes. - Paris, 2002. P. 227

17. Abduramanova, D., Aliyev, D., & Rasulmetova, S. (2021). STUDENT AUTONOMY AS A PRINCIPLE OF ORGANIZATION OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(5), 1588-1593

18. Neuner G. The role of sociocultural competence in foreign language teaching and learning. Strasbourg: Council of Europe / Council for Cultural Cooperation (Education Committee), CC-LANG (94) 2. 1994. 88 p.

19. Шагиева, Н. Ф. (2021). ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ "Экономика и социум" №1(80)

Google Scholar

Academic Research, Uzbekistan

Scientific Library of Uzbekistan www.ares.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.