Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
З. И. Шабидинова
Магистрантка Узбекского Государственного Университета Мировых Языков
немецкой лингвистики [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается применение инновационных технологий в современной методике изучения иностранного языка. Дидактические функции мультимедийных интерактивных технологий включают формирование навыков, способствующих гуманитарному развитию обучаемых, создают мотивацию изучения иностранного языка. Преимущества, доступность аутентичной информации, естественное лексическое и грамматическое наполнение, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку.
Ключевые слова: инновационные методы преподавания, мультимедийные интерактивные технологии, дидактика, коммуникация, аутентичная информация, иностранные языки.
ABSTRACT
The article discusses the use of innovative technologies in the modern method of learning a foreign language. The didactic functions of multimedia interactive technologies include the formation of skills that contribute to the humanitarian development of students, create motivation for learning a foreign language. Advantages, availability of authentic information, natural lexical and grammatical content that can be used in teaching a foreign language.
Keywords: innovative teaching methods, multimedia interactive technologies, didactics, communication, authentic information, foreign languages.
ВВЕДЕНИЕ
Важной отличительной особенностью современного этапа развития, характеризующегося глобализацией мировой системы в различных сферах жизни и деятельности человека, является расширяющийся процесс информатизации. С появлением мультимедийных ресурсов возникли новые возможности для совершенствования базовых навыков владения языком, Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
Academic Research, Uzbekistan 460 www.ares.uz
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
поиска материала для исследований, общения с помощью средств текстовой, аудио- и видеокоммуникации.
В условиях информационного общества современные информационные и коммуникационные технологии являются жизненно важным профессиональным инструментом, овладение которым определяет востребованность человека как специалиста на рынке труда. Новые экономические условия определяют такой тип коммуникаций, при котором человек должен овладеть хотя бы одним иностранным языком. Практическое владение иностранным языком - одна из важнейших характеристик специалиста любого профиля. Поэтому лингвистическое образование занимает одну из ведущих позиций в общей системе образования и профессиональной подготовки специалистов. Образовательные информационные и коммуникационные технологии и средства их реализации не только предоставляют обучающимся и преподавателям дополнительные возможности в получении и передаче новых знаний, необходимых для овладения иностранным языком на уровне «читаю и перевожу со словарем», они способствуют расширению границ самих фундаментальных понятий - знание и язык.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Технологии мультимедиа делают обучение иностранному языку более эффективным по сравнению с традиционными методами. Мультимедийные образовательные технологии, такие как технология виртуального обучения, сетевые телекоммуникации, гипертекстовая технология, позволяют организовать обучение на основе взаимодействия звуковых и видеофайлов под управлением интерактивного программного обеспечения. «Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Текстовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет» [1]. Именно эти качества наиболее эффективны в плане лингвистической подготовки и формирования коммуникативной компетенции специалистов. Интерактивные мультимедийные программы формируют у обучающихся опыт учебно-познавательной деятельности, дают возможность диалогового общения в системе «человек-компьютер», т. е. коренным образом изменяется традиционный процесс восприятия и усвоения знаний в обучающей среде.
Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
Academic Research, Uzbekistan 461 www.ares.uz
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
Преимущество использования Интернет состоит в доступности к большому количеству информации на иностранном языке. Взятые из оригинальных источников материалы характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью используемых языковых средств, иллюстрирует случай аутентичного словоупотребления, которые хотя и не предназначены специально для учебных целей, но могут использоваться при обучении иностранному языку.
Использование мультимедиа в обучении студентов иностранному языку поднимает уровень качества подготовки будущих специалистов, развивает продуктивную мыслительную деятельность, повышает мотивацию и коммуникативные навыки.
Использование технологий мультимедиа дает возможность перевести содержание образования на качественно новый уровень организации и представления учебной информации, поскольку использование дидактической виртуальной среды помогает решить проблему повышения иноязычной коммуникативной компетенции.
Основной проблемой в рамках изучения иностранных языков путем дистанционного обучения является отсутствие непосредственного контакта с преподавателем, связанное в большинстве случаев не только с техническими трудностями, но и методическими (эффективная организация групповой и индивидуальной работы с обучающимися, грамотная и эффективная подача информационного материала и проверка его усвоения). Трудностью в организации программы дистанционного обучения по иностранному языку также является реализация набора компетенций, свойственных для очной и заочной форм обучения. Предлагается инструмент для формирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося в свете личных образовательных целей. Предложена идея отдельной стандартизации дисциплин дистанционного обучения, учитывающей специфику преподавания с использованием технических средств обучения.
В качестве одного из недостатков дистанционного обучения можно выделить снижение количества контактной работы с преподавателем. В случае очного обучения преподаватель может скорректировать ход занятия при возникновении трудного для текущего контингента учащихся задания, уделить проработке темы больше времени или дать дополнительное домашнее задание на отработку темы. При дистанционном обучении текущий контроль выполнения заданий затруднен, корректировка хода занятия часто невозможна. Выходом становятся отдельные занятия для снятия затруднений - это могут Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
Academic Research, Uzbekistan 462 www.ares.uz
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
быть синхронные очные или онлайн занятия, но эффективность отсроченной проработки затруднений ниже. На очных занятиях ответы на вопросы могут даваться в текущем режиме, и динамика взаимодействия педагога со студентом будет значительно выше. Ряд исследователей в свою очередь отмечают, что снижение контактной работы с преподавателем в ряде случаев может играть и положительную роль, так как у обучающегося исчезает стеснение и неуверенность, которая проявляется при непосредственном контакте. При этом исследователи не отрицают возможность использования очных встреч с преподавателем для решения ряда трудных вопросов.
Специфика преподавания иностранных языков раскрывает как общие проблемы дистанционного обучения, так характерные только для дисциплины «Иностранный язык». Дистанционное обучения позволяет реализовывать индивидуальные учебные программы для студентов при изучении иностранных языков. Часто в одну группу приходят студенты с разным уровнем знания языков, особенно если иностранный язык не был профильным или не являлся вступительным испытанием. Традиционно в вузе происходит деление на подгруппы в зависимости от уровня знания языка, например, по итогам «входного» контроля. Однако деление на группы может быть очень неравномерным (равновеликие подгруппы не складываются), даже если перераспределение идет в рамках всего текущего набора, а не одного направления подготовки.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Дистанционная форма обучения усложняет процесс отработки речевых навыков: разговорной и письменной речи. Если письменная речь требует проверки преподавателя, то развитие разговорных навыков требуют непосредственного участия в учебной беседе или ее непосредственного наблюдения, например, для исключения неправильного запоминания речевых оборотов. Развитие навыков разговорной речи требует присутствия преподавателя, в таком случае занятия в онлайн-группе сложны, а индивидуальное сопровождение затратно по времени.
У дистанционного обучения есть свои минусы, существенно влияющие на качество результата. Вызывает сомнение возможность овладения иностранным языком при помощи дистанционных методов, поскольку данный процесс имеет свои особенности, связанные с обучением различным видам речевой деятельности. Так, обучение чтению и письму не требует звукового сопровождения, тогда как при обучении произношению, устной речи и Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
Academic Research, Uzbekistan 463 www.ares.uz
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
аудированию, оно необходимо. Кроме того, необходим также ежеминутный стимулирующий контроль преподавателя при создании и корректировке различных ситуаций устного высказывания студентов.
Навыки и умения любой деятельности формируются путем многократного повторения операций и действий, что в учебном процессе принято называть упражнениями. Так происходит и при обучении студентов самостоятельному иноязычному чтению интернет-источников, когда вводится и активизируется языковой материал (формируются языковые навыки) и когда учащиеся практикуются в речевой деятельности (формируются умения самостоятельной работы с иноязычным текстом). При этом серьезной и важной является проблема подбора упражнений, особенно в свете того, что не существует единой оптимальной системы упражнений, направленной на выработку навыков и умений самостоятельной работы, и что выбор упражнений чаще всего не свободен от влияния субъективных и случайных факторов. Между тем на сегодняшний день представляется возможным создание системы упражнений, адекватной условиям вузовского обучения иноязычному чтению, которая, во-первых, учитывала бы возросший объем материала для самостоятельного изучения и специфику его источников, коими в подавляющем большинстве случаев являются интернет-ресурсы, а во-вторых, привела бы к формированию у обучаемых навыков и умений самостоятельной работы в процессе этого вида речевой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование современных информационных технологий в образовательных программах давно уже заняли нишу в разнообразных методиках преподавания. В том числе изучение иностранных языков дистанционно (например, с помощью скайпа) прочно вошло в нашу современность. Глобальная сеть Интернет позволяет передавать большое количество информации различными методами на большом расстоянии почти мгновенно.
Однако живая речь — лучшее обучение речевой деятельности, которое
позволяет вести беседы, диалоги, строить правильные речевые обороты,
обучаться разговорному иностранного языку, сленгам, фразеологизмам, чему
не научат вас преподаватели и учебники. Также живая речь позволяет
полностью услышать интонацию произносимых слов, а при необходимости
существует возможность повторения. Таким образом, ученик погружается в
языковую среду, обеспечивая формирование и формулирование мысли. Кроме Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
Academic Research, Uzbekistan 464 www.ares.uz
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
того, дистанционное обучение помогает развить навыки письма и чтения, если в аудирование включить элементы общения сообщениями.
Организация обучения по дистанционным электронным курсам обладает очень ценным качеством: студент может получать знания в удобное для него время и выбирать наиболее удобный для него темп изучения материала и выполнения практических заданий. В современной форме очного образования с ее жестким учебным планом и расписанием занятий это практически неразрешимая проблема.
Таким образом, грамотно организованное дистанционное обучение иностранному языку может оказаться достаточно эффективным, а его развитие выглядит многообещающим и вполне реалистичным.
REFERENCES
1. Бородай, А. А. Уроки на интегративной основе / А. А. Бородай // ИЯШ. -2002. - № 6. - С. 29 - 33.
2. Киян, О. Н. Аутентичность как методическая категория. - Режим доступа: http://main.isuct.ru/files/ konf/antropos/section/kivan.htm.
3. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация: учебное пособие для университетов и институтов / Е. В. Клюев. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др.
5. Мильруд, Р. П. Методика преподавания иностранного языка: учебное пособие для вузов / Р. П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2007.
6. Попова Н. Е., Чикова О. А. Технологии дистанционного обучения как инновация в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения //Вестник НГПУ. 2014. №2 (18). С. 17-24.
7. Чигинцева А. А. Актуальные проблемы дистанционного обучения //Вопрсы студенческой науки. 2018. №3 (19). С. 10-13.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
Google Scholar
Academic Research, Uzbekistan
Scientific Library of Uzbekistan www.ares.uz