Научная статья на тему 'СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

395
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камола Абдуллаевна Шокаримова

В статье освещается роль средств наглядности в активизации учебного процесса при обучении русскому языку как иностранному. В работе рассматриваются способы использования наглядности, которые формируют коммуникативные умения, позволяют осуществлять контроль усвоения материала и направлять речевые высказывания студентов нефилологических вузов, для которых русский язык является неродным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камола Абдуллаевна Шокаримова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The final project is devoted to defining the role of visualization tools in the teaching methods enhancement of Russian as a foreign language. The article explores the situations when the application of visualization tools contribute to the formation of communication skills that allows managing the learning material assimilation and developing verbal skills for non-linguistic degree students for whom Russian is not a native language.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Камола Абдуллаевна Шокаримова

Чирчикский государственный педагогический институт Ташкентской области madaliyevakoma@gmail .com

АННОТАЦИЯ

В статье освещается роль средств наглядности в активизации учебного процесса при обучении русскому языку как иностранному. В работе рассматриваются способы использования наглядности, которые формируют коммуникативные умения, позволяют осуществлять контроль усвоения материала и направлять речевые высказывания студентов нефилологических вузов, для которых русский язык является неродным.

ABSTRACT

The final project is devoted to defining the role of visualization tools in the teaching methods enhancement of Russian as a foreign language. The article explores the situations when the application of visualization tools contribute to the formation of communication skills that allows managing the learning material assimilation and developing verbal skills for non-linguistic degree students for whom Russian is not a native language.

ВВЕДЕНИЕ

В Постановлении Президента Республики Узбекистан ПФ-5847 от 8 октября 2019 года "Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года" говорится, что модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит Узбекистану стать конкурентоспособным обществом в XXI веке, обеспечит достойную жизнь всем гражданам нашей страны.[1] Образование -ключевое звено в этом процессе, а высшее учебное заведение - его определяющая ступень. Новые государственные стандарты образования определяют требования к высшему образованию в современных условиях.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о новых формах

и методах обучения в современном информационно-образовательном Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 279 www.ares.uz

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

пространстве. Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация. Представляется, что комплексный подход к использованию наглядности в коммуникативном обучении является настолько актуальным, что без системного подхода к его реализации задача обучения русскому языку как иностранному, особенно в краткосрочных формах обучения, стала бы практически невыполнимой.

Познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка не может сводиться только к пассивному слушанию, первичному восприятию и запоминанию учебного материала. Получая новые знания, учащиеся испытывают потребность применения их на практике. Таким образом, у учащихся формируется новый формат профессиональной деятельности.[2] Чем более сильный стимул учащийся получает на уроках, тем активнее протекает мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, а следовательно, тем устойчивее его результаты. Именно поэтому активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения имеет столь важное значение. Процесс активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с применением интерактивных технологий будет проходить эффективнее, если будет опираться на основные принципы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе системного обучения с применением интерактивных технологий [3]. Назовем основные из них.

Одним из основных способов активизации учебного процесса при обучении русскому языку как иностранному является применение комплекса зрительных, слуховых и зрительно-слуховых наглядностей. По справедливому утверждению русского филолога-исследователя М.В. Ляховицкого, основное назначение наглядности заключается в оптимизации процесса усвоения учебной информации, создании «более или менее ярко выраженной иллюзии приобщения к естественной языковой среде, к условиям, в которых функционирует иноязычная речь»[4] Наглядный материал является также одним из наиболее эффективных средств создания у учащихся мотивации к общению на русском языке.

В настоящее время «наглядность» утратила свою первоначальную

определенность, поэтому появилась необходимость оценить подлинный смысл Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 280 www.ares.uz

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

ее в обучении. Первоначально наглядность связывали с внешней стороной предмета, эмпирический смысл ее описывал в своих работах Я.А. Коменский.[4] Она, по его мнению, имела иллюстративный характер, использовалась для представления модели материальных объектов, воспринималась и анализировалась преимущественно с помощью зрительных анализаторов. Это внешнее описание наглядности стало прочным достоянием педагогической практики, по сей день широко используемой с помощью таких средств обучения, как кино, макеты, модели, плакаты, картины и др.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Современный преподаватель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных преподавателем задач. Современные условия обучения вынуждают преподавателя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимания теоретического материала [5]. Успех обучения также зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности учащегося. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание студента, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

При разработке и использовании средств наглядности в процессе обучения необходимо опираться на ряд общих принципов. Укажем основные из них:

— используемые средства наглядности должны соответствовать возрасту учащихся;

— средства наглядности должны использоваться в меру, применяться поэтапно и соответствовать конкретному содержанию каждого отдельного этапа урока;

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

- необходимо создание таких условий демонстрации объекта, чтобы никто из учащихся не испытывал дискомфорта, наблюдая за демонстрируемым предметом;

- используя средства наглядности, необходимо правильно расставить акценты, обозначить главные элементы при показе иллюстраций;

- демонстрация наглядных пособий должна сопровождаться их четкими, лаконичными, уместными пояснениями и комментариями;

- учащиеся должны выступать не в качестве пассивного зрителя, а принимать участие в совместном поиске необходимой информации в наглядном пособии. [6]

Кроме основных принципов и методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, существуют факторы, пробуждающие активность учащихся, т.е. мотивы или стимулы преподавателя, которые он использует для активизации деятельности учащихся.

Известно, что существует четыре основных вида речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо и говорение. Правильно подобранные средства наглядности мотивируют слушателей высказать свое мнение, т.е. формируют навыки и умения говорения. Учащийся, изучая русский язык, должен уметь:

• понимать высказывания собеседника;

• правильно определять коммуникативные намерения собеседника в пределах определенного набора ситуаций;

• самостоятельно продуцировать связные высказывания.

Наглядность имеет психологическое воздействие на слушателей в

процессе обучения и помогает решать следующие учебные задачи:

- активизировать внимание и запоминание материала;

- повышать речемыслительный процесс слушателей;

- стимулировать интерес к предъявляемой и закрепляемой иноязычной информации;

- обеспечивать разнообразие способов деятельности слушателей;

- давать возможность мотивировать речевые действия слушателей, повышать коммуникативную значимость упражнений;

- создавать ощущение реальной языковой среды;

- отвлекать от языковых трудностей.

Существенный результат применения наглядности достигается при соблюдении следующих факторов:

- системная направленность применения на протяжении всего курса;

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

- целесообразное и целенаправленное использование на каждом этапе обучения и в конкретной ситуации;

- мотивированность применения;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование средств наглядности позволяет реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Опираясь на принципы и факторы активизации познавательной деятельности учащихся, можно создать эффективную методику обучения с применением средств наглядности.

REFERENCES

1. Указ Президента РУз «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» №УП-5847 от 08.10.2019

2. Туканова Л.Е. Реализация принципа наглядности в современном педагогическом образовании. Диссертация по ВАК РФ 13.00.01. 2010.

3. Дмитриева Д. Д. Роль наглядных и технических средств в процессе интенсификации обучения русскому языку как иностранному. Журнал Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019 - cyberleninka.ru.

4.Дмитриева Д.Д. Применение визуальных средств в обучении русскому языку как иностранному. Региональный вестник, 2021 - elibrary.ru

5.Рубцова Е.В., Девдариани Н.В. Методы работы над лексикой в практике преподавания русского языка как иностранного (из опыта работы). Карельский научный журнал, 2019 - cyberleninka.ru

6.Жуковская Т.В. К вопросу об использовании наглядности при обучении русскому языку как иностранному на начальном этапе. Журнал Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2012. - cyberleninka.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.