Научная статья на тему 'Художественное отражение проблем прошлого и современности в прозе видного башкирского писателя М. Ямалетдинова'

Художественное отражение проблем прошлого и современности в прозе видного башкирского писателя М. Ямалетдинова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проза / Маулит Ямалетдинов / проблематика / конфликт / духовные ценности / художественные особенности / религиозные мотивы / prose / Maulit Yamaletdinov / issues / conflict / spiritual values / artistic features / religious motives

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Усманова Альфинур Алмасовна

В прозе, в отличие от поэзии, ритм основан на корелляции художественной речи, синтаксических конструкций, отображающих в тех или иных произведениях конкретную тему, идею и проблематику, которые являются важными их составляющими. Именно идейно-тематическая сфера, особенно, проблематика привлекает внимание читателя и играет большую роль в актуализации литературного произведения. В статье рассматривается проблематика прозы известного башкирского поэта и писателя, заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан, кавалера ордена Салавата Юлаева Республики Башкортостан, лауреата литературных премий имени Мусы Муртазина, Мухаметши Бурангулова, Фатиха Карима и Рамзили Хисаметдиновой Мавлетбая Байгильдеевича Ямалетдинова. Видный прозаик старается раскрыть эти жизненные проблемы во всех их проявлениях. В его произведениях, отличающихся широким диапазоном и осмысленностью, воссоздается историческое прошлое народа и описывается современная реальность. В них автор различными художественными методами и приемами преподносит читателям в историческом ракурсе и хронологической последовательности проблемы современной действительности, среди которых наиболее ярко проявилась философская, социокультурная и морально-этическая проблематика: проблема нравственного выбора человека, патриотического воспитания молодежи, проблема духовности и экологии души, алкоголизма, отсутствие веры и благонравия в жизни, проблема конфликта человека и природы, человека и существующей системы и др. В романах, повестях и рассказах талантливого писателя они освещены дивной художественной речью, удачным использованием ее образных возможностей и тонких деталей, лирико-эмоциональных средств описания исторических и современных событий и явлений жизни на основе реалистических и романтических принципов отражения действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic reflection of the problems of the past and present in the prose of the prominent Bashkir writer M. Yamaletdinov

Unlike in poetry, in prose, rhythm is based on the correlation of artistic speech, syntactic structures that reflect in certain works a specific theme, idea and problematic, which are their important components. It is the ideological and thematic sphere, especially the problematic, that attracts the reader’s attention and plays a big role in the actualization of a literary work. The article examines the problems of the prose of the famous Bashkir poet and writer, Honored Artist of the Republic of Bashkortostan, holder of the Order of Salavat Yulaev of the Republic of Bashkortostan, laureate of literary awards named after Musa Murtazin, Mukhametsha Burangulov, Fatih Karim and Ramzili Khisametdinova Mavletbay Baigildeevich Yamaletdinov. A prominent prose writer tries to reveal these life problems in all their manifestations. His works, distinguished by their wide range and meaningfulness, recreate the historical past of the people and describe modern reality. In them, the author, using various artistic methods and techniques, presents to readers the problems of modern reality from a historical perspective and chronological sequence, among which philosophical, sociocultural and moral-ethical issues are most clearly manifested: the problem of a person’s moral choice, patriotic education of youth, the problem of spirituality and ecology of the soul, alcoholism , lack of faith and good morals in life, the problem of the conflict between man and nature, man and the existing system, etc. In the novels and stories of a talented writer, they are illuminated by marvelous artistic speech, the successful use of its figurative capabilities and subtle details, lyrical and emotional means of describing historical and modern events and phenomena of life based on realistic and romantic principles of reflecting reality.

Текст научной работы на тему «Художественное отражение проблем прошлого и современности в прозе видного башкирского писателя М. Ямалетдинова»

DOI 10.24412/2223-0564-2024-2-84-91 A.A. Усманова УДК 821 (470.57)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОШЛОГО И СОВРЕМЕННОСТИ В ПРОЗЕ ВИДНОГО БАШКИРСКОГО ПИСАТЕЛЯ М. ЯМАЛЕТДИНОВА

Аннотация

В прозе, в отличие от поэзии, ритм основан на корелляции художественной речи, синтаксических конструкций, отображающих в тех или иных произведениях конкретную тему, идею и проблематику, которые являются важными их составляющими. Именно идейно-тематическая сфера, особенно, проблематика привлекает внимание читателя и играет большую роль в актуализации литературного произведения. В статье рассматривается проблематика прозы известного башкирского поэта и писателя, заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан, кавалера ордена Салавата Юлаева Республики Башкортостан, лауреата литературных премий имени Мусы Муртазина, Мухаметши Бурангулова, Фатиха Карима и Рамзили Хисаметдиновой Мавлетбая Байгильдеевича Ямалетдинова. Видный прозаик старается раскрыть эти жизненные проблемы во всех их проявлениях. В его произведениях, отличающихся широким диапазоном и осмысленностью, воссоздается историческое прошлое народа и описывается современная реальность. В них автор различными художественными методами и приемами преподносит читателям в историческом ракурсе и хронологической последовательности проблемы современной действительности, среди которых наиболее ярко проявилась философская, социокультурная и морально-этическая проблематика: проблема нравственного выбора человека, патриотического воспитания молодежи, проблема духовности и экологии души, алкоголизма, отсутствие веры и благонравия в жизни, проблема конфликта человека и природы, человека и существующей системы и др. В романах, повестях и рассказах талантливого писателя они освещены дивной художественной речью, удачным использованием ее образных возможностей и тонких деталей, лирико-эмоциональных средств описания исторических и современных событий и явлений жизни на основе реалистических и романтических принципов отражения действительности.

Ключевые слова: проза, Маулит Ямалетдинов, проблематика, конфликт, духовные ценности, художественные особенности, религиозные мотивы

Al'finurA. Usmanova

ARTISTIC REFLECTION OF THE PROBLEMS OF THE PAST AND PRESENT IN THE PROSE OF THE PROMINENT BASHKIR WRITER M. YAMALETDINOV

Abstract

Unlike in poetry, in prose, rhythm is based on the correlation of artistic speech, syntactic structures that reflect in certain works a specific theme, idea and problematic, which are their important components. It is the ideological and thematic sphere, especially the problematic, that attracts the reader's attention and plays a big role in the actualization of a literary work. The article examines the problems of the prose of the famous Bashkir poet and writer, Honored Artist of the Republic of Bashkortostan, holder of the Order of Salavat Yulaev of the Republic of Bashkortostan, laureate of literary awards named after Musa Murtazin, Mukhametsha Burangulov,

Усманова Альфинур Алмасовна, аспирант, кафедра башкирской литературы, фольклора и культуры, факультет башкирской филологии, востоковедения и журналистики, Уфимский университет науки и технологий (Уфа), e-mail: alfinyr2012@yandex.ru

Al'finur A. Usmanova, postgraduate student, Department of Bashkir Literature, Folklore and Culture, Faculty of Bashkir Philology, Oriental Studies and Journalism, Ufa University of Science and Technology (Ufa), e-mail: alfinyr2012@yandex.ru

© Усманова A.A., 2024

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2024/2 (104)

Fatih Karim and Ramzili Khisametdinova Mavletbay Baigildeevich Yamaletdinov. A prominent prose writer tries to reveal these life problems in all their manifestations. His works, distinguished by their wide range and meaningfulness, recreate the historical past of the people and describe modern reality. In them, the author, using various artistic methods and techniques, presents to readers the problems of modern reality from a historical perspective and chronological sequence, among which philosophical, sociocultural and moral-ethical issues are most clearly manifested: the problem of a person's moral choice, patriotic education of youth, the problem of spirituality and ecology of the soul, alcoholism , lack of faith and good morals in life, the problem of the conflict between man and nature, man and the existing system, etc. In the novels and stories of a talented writer, they are illuminated by marvelous artistic speech, the successful use of its figurative capabilities and subtle details, lyrical and emotional means of describing historical and modern events and phenomena of life based on realistic and romantic principles of reflecting reality.

Key words: prose, Maulit Yamaletdinov, issues, conflict, spiritual values, artistic features, religious motives

М.Б. Ямалетдинов - автор десятка книг в стихах и прозе. Как уникальный писатель современности, он работал и над драматическими произведениями, а также занимался переводческой деятельностью.

Фундаментальный материал всех художественных произведений М. Ямалетдинова - это поразительный язык и дивная художественная речь автора. Обладатель огромного таланта вносит в свои произведения определенную интонационность и мелодичность. В них сильна образность, национальный колорит [7, с. 655]. А это, в свою очередь, делает его прозу более читаемым и подходящим для каждого читателя, независимо от возраста. О богатстве и своебразии языка писателя свидетельствуют его мастерство владения литературным словом, удачное использование его образных возможностей и тонких деталей, лирико-эмоциональных средств описания событий. Прозаические произведения М. Ямалетдинова выстроены в одну композицию. Композиция служит порядку и структуре в романе, повести и рассказе [10, с. 144]. Невозможно оставить без внимания и пунктуационные знаки, которые являются важнейшей составляющей письменной коммуникации автора, так как участвуют в смысловой и информативной организации текста [3, с. 136].

Основные вопросы, отражающиеся в его творчестве, созвучны проблемам и общечеловеческим ценностям, требующим значительного внимания в современном обществе, которые играют особенно важную роль в переходные периоды, потому что позволяют выяснить, на какие ориентиры опирается общество. Эти ценности касаются всех сторон жизни человека и человечества и затрагивают все сферы жизнедеятельности, оказывая существенное влияние на поведение и поступки

людей, их социальную позицию, на отношение к миру, к себе и обществу, содержание социальной активности [13, с. 13]. Это и взаимоотношения между людьми, и бережное отношение к традициям и обычаям отцов, духовному богатству прошлого, и место веры в их жизни, и нравственность и многие другие факторы. Проза М. Ямалетдинова втягивает читателя в затяжные раздумья об этих проблемах и смысле жизни человека, пробуждает у них спектр различных чувств и эмоций. Если рассмотреть его произведения в хронологическом порядке, перед глазами предстает прошлое, а также неразрывно связанное с ним настоящее. К примеру, трудный и мучительный путь становления башкирского народа как нации (роман-эссе «Ишмухамет-сэсэн», роман «Круг»), Во всей прозе ярко выражается сильная и уверенная жизненная позиция самого автора. С большим уважением и гордостью относится М. Ямалетдинов к родному народу и языку, в каждой строке чувствуется безграничная к ним любовь. Автору присущ настоящий, искренний национальный дух, способствующий гармоничному развитию общественно-политического, исторического сознания, духовной и материальной культуры, социально-экономической жизни его родного народа.

В прозе видного писателя воссоздается современная реальность, где ему различными художественными методами и приемами предстоит решить проблемы действительности. В его творчестве реалистические принципы отражения действительности часто сочетаются с романтическими, проникнутые различными жизненными, в том числе гражданскими мотивами драматический, трагический, юмористический, порою сентиментальный пафосы с возвышенно-героическим, романтическим. Нам кажется, это

связано прежде всего с тем, что в нем наиболее ярко проявилась философская, социокультурная и морально-этическая проблематика. Пустой философии здесь нет места. Идея автора понятна и изложена в многогранной доступной форме. Главных героев произведений ждут предначертанные судьбой тяжелые испытания, новые открытия и неожиданные повороты жизни.

«Круг» - исторический роман об очень талантливом сэсэне, о свободолюбивом и мужественном бие Кубагуше. С целью сбора сведений об этой яркой личности писатель обращается к архивным документам, долго изучая их и собирая детали по крупицам, воссоздает нужный ему образ. Так рождается роман, обогативший башкирскую историческую прозу. В открывшем неизведанные страницы истории произведении описываются события конца XV - начала XVI в. «Круг» пестрит историческими фактами, например, в вышеназванный период башкирский народ был под игом Белой Орды, под Ногайским и Сибирским ханствами. В данном историческом этапе между Казанским ханством и Московским государством идет кровопролитная война. У башкирских племен было три пути: примкнуть к Московскому государству или Казанскому ханству, либо присоединиться к Турции или Крымскому ханству. Перед башкирскими биями стояла непростая задача -ответственность за будущее своего народа.

Произведение, имеющее довольно своеобразную композицию, состоит из трех больших частей. В основе каждого описанного события лежит хронологический принцип изложения. Но есть и моменты, где в отдельных частях совершаются экскурсы в прошлое и передаются более ранние исторические факты. С главным героем Кубагушем читатель знакомится уже в начале первой части романа. Далее описываются события, происходящие в племени Кубаляк. Во время очередного джиина (сходки) поднимается вопрос о нынешнем состоянии государств и ханств. Присутствующие в один голос признают его нестабильным, да и башкирские племена в данный момент находятся в разрозненном состоянии. И по этой причине сильно страдают низшие слои башкирского народа.

В этой острой критической ситуации разносторонне и полно открывается характер сэсэна Кубагуша. При раскрытии образа большую роль играют изобразительно-выразительные

средства, тонко и точно подмеченные автором. Невозможно оставить без внимания и тот факт, что в романе очень ярко отображается этнография башкирского народа. Например: «Курултай в Актобе прошел очень бурно и шумно. Он [Кубагуш- А.У.] уже и забыл, когда в последний раз проходили такие большие сходки» (перевод автора) [15, с. 24]. В этом отрывке находит свое отражение быт вольнолюбивого башкирского народа: упоминаются курултай, джиины (народные собрания), оставившие значительный след в истории, башкирские юрты и др. Упоминаются и разнообразная молочно-мясная кухня и утварь башкир: «Вскоре после курултая, где были даны многократные клятвы, было выпито много бурдюков кумыса, чашами съедено много всякой пищи, царь Иван принял окончательное решение и выступил в поход на Казанское ханство» (перевод автора) [15, с. 30].

В романе отмечается и национальный праздник сабантуй, который до сих пор занимает важное место в жизни башкирского народа: «Вот и поле, где проходил сабантуй - земля, на которой Иондоз впервые ощутила гордость победы. Тогда казалось, что восторг торжества и безграничной радости, охвативший всю ее, будет длиться вечно. Неужели впредь такие праздники больше проходить не будут?» (перевод автора) [15, с. 62]. Борьба на поясах (курэш), конные скачки и стрельба из лука - традиционные игры и состязания сабантуя.

Прозаик стремится детально и глубоко отобразить и внутреннюю психологию своих героев, например: «Фу-у, проклятие! - возмутился он, еще не оправившись от кошмарного сна. Такие сны снились и раньше, но на этот раз его затрясло от ужаса. Поняв, что это не явь, он немного успокоился, поднялся и сел. Но сердце все равно бешено колотило в груди, а на душе было невыносимо из-за такой сильной тревоги» [15, с. 6]. В данном отрывке автор раскрывает предчувствующую неладное мятущуюся душу главного героя Кубагуша. Сновидение здесь предстает в качестве художественного приема и создает переход от одного эпизода к другому [8, с. 174-175].

В целом, роман «Круг» можно отнести к историко-романтическому подтипу, так как автор ведет речь не только о кровопролитных событиях прошлого. В произведении большое внимание уделяется и описанию красоты природы, окружающего мира. Повествование о чистой и искренней любви между влюбленными парнем

и девушкой вносит лирическо-романтическую струю и делает чтение более притягательным. Яркое и красочное раскрытие любовных отношений между Кубагушем и Гульбустан, Иортбагыша и Акхылу формирует возвышенный романтический стиль романа. Вообще, эпическим полотнам писателя во многом присущ народнопоэтический, романтический стиль [12, с. 6].

Название произведения имеет некий своеобразный смысл. Слово «куласа» с башкирского языка переводится как «колесо, круг». Наша жизнь - это колесо, которое вертится безостановочно и всегда возвращается к начальной точке. И как бы мы ни старались, ничего не сможем изменить - природа берет свое. Именно такое символическое философское заключение о круговороте жизни закладывается в название романа.

В произведении значительное место занимают кубаиры сэсэна Кубагуша, которые придают романтичное звучание изображаемым событиям. Они раскрывают его импровизаторский талант, помогают более ярко и детально представить образ главного героя, отстаивающего независимость своего рода в кровавых битвах. В некоторых моментах эпический образ героя уподобляется даже образу героя романтического.

В речах героев М. Ямалетдинова часто фигурируют лексические архаизмы для содания исторической реалии, для представления духовно-культурного мира того времени: «Эзерлэн! (Готовься!) Алда (впереди) - хэсмэн! - был дан такой приказ» [15, с. 86]. «Хэсмэн» в переводе на русский язык означает «враг, противник, неприятель». Приведем еще пример вышесказанному: «Тагы бер аззан дошман Иугышсылары (через некоторое время вражеские воины), тэFЭнэлэpeн биттэренэ ^аплап (с позором), Ьырт бирэсэк ине (отступили)» [15, с. 88]. «Тэгэнэ» - позор, стыд. «'Кобагоштоц был мэлдэге иц зур телэге (самое большое желание Кубагуша в данный момент) - уны Fэшиpэтe генэ тугел (не только перед родом), э бетэ ил алдында ошондай хэлгэ тешереуселэрзэн кыуаз ■кайтарыу ине (а опозорить перед всей страной, этим и отомстить. «Кыуаз» - месть)» [15, с. 93]. Из них можно было бы составить даже отдельный маленький словарь.

Выделяется и эпистолярный стиль повествования автора. Вниманию читателей предоставляются переписки и письма исторических личностей. Особое место занимают

диалоги, которые раскрывают индивидуальные черты персонажей, в них в полной мере отображается своеобразная стилевая природа устной речи башкирского народа. В романе можно встретить много тропов, фразеологизмов, песен, обращений, поговорок, пословиц, риторических вопросов и восклицаний. И имена героев подобраны уместно: Исмагил, Кубагуш, Айбагыш, Аккундуз, Акхылу, Касим, Булякбулат и др. Они отображают национальный менталитет народа.

В романе «Круг», романе-эссе «Ишмухамет-сэсэн», в повестях «Пути спасения не нашёл», «Ошибка», «Вороненок», «Курбан» М. Ямалетдинова затрагиваются актуальные социальные проблемы и проблемы высокой нравственности. Герои вышеперечисленных произведений - патриоты, это люди, у которых любовь и уважение к родителям привиты с самого детства, личности, влюбленные в устное народное творчество своего народа, такие, как Кубагуш из «Круга», Юлай Туюшев из «Вороненка», Курбангали из «Жертвы», Акмулла из «Медного кумгана», Зариф из «Силы хлеба» и многие др. В этих произведениях нет временного ограничения. История башкирского народа, переломные моменты его жизни, изменения в сознании и разуме нации, надежды на будущее - всё обобщается через призму писательского «я». Каким бы ни был герой М. Ямалетдинова (исторический он или современный), особых различий между ними тоже нет. Сегодняшняя история, современность и прошлое сливаются воедино. Это явление создает концептуальное художественное целое - целостность с продуманной композицией, сквозным сюжетом, системой повторяющихся и варьирующихся элементов, а главное - с глубинной авторской концепцией [6, с. 62].

Проблемы высокой нравственности автор поднимает и в своих рассказах («Летовка», «Сила хлеба», «Вечное одиночество», «Кукушка», «Сокол», «Аркан», «Киньясылу», «Рана», «Предание», «Лепешка», «Памятник», «Эльза» «Неоконченное письмо» и др.).

Удивителен образ девушки Магиры из рассказа «Подарок». В отношении главной героини к своим дедушке и бабушке отразилась девственная нравственная чистота башкирских девушек и женщин. Герои рассказа всегда готовы подать руку помощи и постоянно творят только добро.

Нравственность - важная составляющая духовной культуры любого общества, это проявление духовности в поведении человека, в его взаимоотношениях с окружающим миром. Нравственность в сочетании с духовностью составляет основу личности. Духовность и нравственность неразрывно связаны между собой [2, с. 155]. Вспомним Акмуллу из рассказа «Медный кувшин», совершившего полуденный намаз [14, с. 284]. М. Ямалетдинов тонко подчеркивает этот момент. Здесь между строк читается призыв к религии - исламу, который связывает мораль и нравственность с религиозными убеждениями и поступками. Для автора благонравие является важным требованием веры.

Маулит Ямалетдинов обращается и к юмору. Из всех существующих его форм (обычная шутка, анекдот, сатира, каламбур, черный юмор и др.) автор выбирает именно добрый, мягкий и народный юмор (рассказ «Аркан»),

В большинстве его рассказов ярко раскрываются история и важные моменты судьбы башкирского народа. В них также наблюдается динамичное развитие сознания героев. В речах персонажей можно уловить нотки беспокойства за будущее. Но герои Маулита Ямалетдинова никогда не теряют веру в лучшее, ими движет вера в истинность ислама. Отсутствие веры, по мнению автора, является большой проблемой современности, которая влечет за собой такие качества, как безнравственность и невоспитанность. В результате отравляется всё общество.

В библиографии автора имеются произведения и на алкогольную тематику. Алкоголизм как социальная проблема предстает в рассказе «Красный сапог», где злоупотребление спиртным приводит к мрачному исходу событий. Поэтому в нем преобладает трагический пафос. Главные герои - Искандер, его жена Василя и их пятилетняя дочь Айсулпан. Перед читателем предстает серая картина. У только что проснувшегося главы семьи раскалывается голова, бешено стучит сердце. У жены такое же состояние. Рядом стоит стол с пустыми бутылками, грязной посудой и остатками еды. Нетрудно догадаться - это следствие вчерашнего застолья. Горе-родителям совсем не до Айсулпан. Она полностью предоставлена самой себе. Сначала читатель видит, как она одна играет в куклы, а затем переключается на котенка.

Айсулпан следует за домашним животным, тем самым, заигравшись с ним, заблуждается в лесу. Ситуацию усугубляют неблагоприятные природные условия: быстро темнеет небо, появляются грузные тучи, ближе к вечеру падает температура (середина сентября. - прим.М.Я.). Сердце маленькой девочки бешено стучит, она резко разворачивается и бежит назад, казалось бы, к родному дому... [14, с. 326]. Но увы... Бездыханное, прильнувшее к холодной земле тело девочки находят только на третий день поисков в маленькой яме в лесу [14, с. 329]. Беспробудное пьянство, невнимательность, беспечность и равнодушие родителей Айсулпан приводит к страшной трагедии.

Рассказ с таким напряженным сюжетом, конечно, не оставляет равнодушным никого, автор заставляет задуматься о ценности человеческой жизни. Злоупотребление алкоголем, моральное разложение может привести к непоправимому трагическому исходу - вот главная идея, которую хочет донести до читателя Маулит Ямалетдинов.

А в повести «Пути спасения не нашёл» писателя четко прослеживается окаймлённый сюжет, который раскрывает и трагичность, и героику того времени. Произведению характерны своеобразные формы, полностью раскрывающие жизнь главного героя - Мусы Муртазина. Изображение образа такой легендарной личности (и с исторической, и с точки зрения современности) - это высшее художественное отражение судьбы башкирского народа.

Портрет главного героя не идеализирован. Автор полно и всесторонне раскрывает духовные качества, мужественные черты его характера, яркий менталитет, высокие моральные качества, умственные способности, умение строить стратегию и тактику ведения боя и умение управлять огромным количеством войск. Великий, могущественный, сильный батыр, сын могучего башкирского народа находится в едином духовном союзе с автором. Муса предстает личностью, тесно связанной с отчизной, с отцовским домом. Переживания и мысли находящегося в Лефортовской тюрьме М. Муртазина передаются в неразрывной связи именно с его малой родиной, с родными и с его семьёй. Писатель поднимает актуальный вопрос современности - патриотическое воспитание молодежи, которое выступает условием предотвращения антиобщественных явлений [5, с. 190].

А в романе-эссе «Ишмухамет-сэсэн» освещаются быт башкирского народа XIX века и исторические события того времени. Читатель видит становление главного героя Ишмухамета как сэсэна и знакомится с его судьбой.

Ишмухамет Мурзакаев - уроженец деревни Новый Балапан Кубяляк-Телявской волости (ныне Абзелиловский район Башкортостана) Тамьян-Катайского кантона. Он поддерживал тесные связи со многими сэсэнами того времени, особенно с прославленными импровизаторами Баиком-Айдаром, Буранбаем и Кунебеком-Насиром. Эти сэсэны сыграли немаловажную роль в его творческом становлении. Его импровизаторская деятельность развивалась именно в русле традиций их творчества. С одной стороны, он был хранителем и замечательным исполнителем самобытных произведений эпической лирики - поэм и кубаиров, отличающихся высоким гражданским пафосом и героическим содержанием, простой поэтической формой, афористическим и музыкальным звучанием, а с другой - сэсэном-певцом, сэсэном-кураистом, т.е. историком, поэтом и композитором своего времени [4, с. 217]. Таким он предстает и в романе.

«Роман-эссе «Ишмухамет-сэсэн» по своей тематике и проблематике созвучен с произведениями предшественников. Но организация, подача материала, сюжетно-композиционная структура и стиль свидетельствуют о поисках новых приемов и способов его выражения и изображения. Это одно из первых произведений в башкирской нарративной, т.е. эпической литературе в жанре эссе. Эссе дает автору определенную свободу в изложении материала, в трактовке темы, возможность выразить по ней личную позицию, порой не совпадающую с официальной. М. Ямалетдин, обращаясь к возможностям эссе, намного расширяет хронотоп, тематический диапазон классического исторического романа, обогащает его проблематику философским, публицистическим содержанием, актуализирует исторический материал, выражая при этом свою точку зрения с позиции современности. Он стремится сказать свое слово по отношению ко многим фактам, событиям российской истории ХУШ-Х1Х вв. Эссеистическое начало романа обусловливает более строгие тона повествования, сдержанность в использовании изобразительных средств, краткость, стремление к точности,

фактологичность. На основе скудных данных о сэсэне Ишмухамете писатель создает целостную картину о счастливых и драматических периодах его жизни и семьи, о его надеждах и чаяниях» [9, с. 36-38].

По своей проблематике этот роман-эссе сближается с произведениями исторической романистики последних лет с его злободневностью, тесной связью истории и современности. Как и исторические романы последнего времени, он отличается публицистичностью, ярко выраженным авторским началом. При помощи жанровых возможностей автор отталкивается от конкретно-исторической тематики и обращается к вечным вопросам мироздания, тем самым ему удается наиболее полно и ярко выразить большое содержание в небольшом по объему произведении. Он выражает не только свое отношение, свою позицию по отношению к явлениям дейтсвительности, но и пытается понять этот многогранный мир в ракурсе исторического прошлого и современности.

В целом, вся проза Маулита Ямалетдинова наполнена глубоким социальным и нравственным содержанием. Композиции его рассказов, повестей и романов цельны, им характерны сжатость и ясность сюжета. Мысли и идеи автора глубокие и пронизывающие. Судьбы героев слиты воедино с судьбой родного народа. Персонажи умны, талантливы и по-своему красивы. С помощью многочисленных драматических, трагических и комических картин М. Ямалетдинов во всей своей полноте раскрывает многие проблемы современности. В центре его произведений особое место почти всегда занимают борьба против морально-этических пороков общественного и личного характера, отношение личности к духовному богатству прошлого, верность родной земле. Несмотря на разнообразие тем и сюжетных линий, общей для всех них является острота выдвигаемых проблем. В некоторых из них конфликт остается неразрешенным. Этим писатель как бы подчеркивает, что борьба за духовное богатство людей продолжится и в будущем. Конфликты всегда будут выражены в столкновениях человека и природы, человека и существующей системы [1, с. 23].

Уникальность и оригинальность прозы М. Ямалетдинова, индивидуальный творческий стиль, личная манера письма, уверенная жизненная позиция, глубокое уважение и любовь к родному языку, родной земле, родному

народу и духовно-культурным традициям, ярко выраженные в его произведениях, получили заслуженное признание в среде читателей. Это творческое наследие является одним из национальных достояний и достойно быть переданным будущему поколению [11, с. 184].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметъянова H.A. Жанровые особенности башкирских романов о современности. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Уфа, 2007. 26 с.

2. Беляков А.П. Духовность, нравственность и духовно-нравственное воспитание в свете святоотеческих традиций // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 1 (239). 2016. С. 150-159.

3. Зорина Е.С. «Чужая речь» и речь автора в современном художественном тексте // Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2011. Вып. 4. С. 134-139.

4. Кунафин Г.С. Башкирский фольклор и изустная литература в первой половине XIX века // Доклады Башкирского университета. 2019. Т. 4. № 2. С. 213-219.

5. Муравьева Е.И. Роль литературы в патриотическом воспитании молодежи // Современное педагогическое образование. М., 2020. № 3. С. 189-192.

6. Николаева С.Ю., Редъкин В.А. Книга Г.В. Степанченко «Фотостихи» как художественное целое // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». 2023. №1 (76). С. 62-72.

7. Писатели земли башкирской. Справочник / Сост.: Р.Н. Баимов, Г.Н. Гареева, Р.Х. Тимергалина. Переработанное и дополненное второе издание. Уфа: Китап, 2015. 672 с.

8. Узбекоеа Г.Ф. Сон как литературный прием в концепции Р.Г. Назирова // Назировский архив. 2015. №1 (7). С. 172-178.

9. Хасанов РФ. Проблематика, особенности жанра романа-эссе Маулита Ямалетдина «Ишмухамет сэсэн» // Проблемы востоковедения. Уфа, 2023. С. 35-40.

10. Хужахметов А.О. Использование композиционных форм и значение мотива в произведениях современной башкирской прозы // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №39 (177). С. 144-146.

11. Хужахметов А.О., Усманова A.A. Основная проблематика и художественные особенности прозы башкирского писателя Маулита Ямалетдинова //

Наукосфера. Смоленск. 2021. № 3(2). С. 181-184.

12. Хуснуллина Р.Д. Стилевые особенности современных башкирских исторических романов. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Уфа, 2009. 25 с.

13. ШариповаP.P. Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе. Дисс. ... канд. филол. наук. Уфа, 2017. 24 с.

14. ЯмалетдинМ. Избранные произведения. Т. 2. Повести, рассказы. Уфа: Китап, 2017. 552 с. (на башк. яз.).

15. Ямалетдин М. Круг. Исторический роман, эссе. Уфа: Китап, 2007. 384 с. (на башк. яз.).

REFERENCES

1. Akhmetianova, N.A. Zhanrovyye osobennosti bashkirskikh romanov o sovremennosti [Genre features of Bashkir novels about modernity]. PhD Thesis. Ufa. 2007. 26 p. (in Russian).

2. Belyakov, A.P. Dukhovnost, nravstvennost i dukhovno-nravstvennoye vospitaniye v svete svyatootecheskikh traditsiy [Spirituality, morality and spiritual and moral education in the light of patristic traditions]. In: Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti SpbGPU [Scientific and technical bulletins of the St. Petersburg State Pedagogical University]. 1 (239). 2016. P. 150-159. (in Russian).

3. Zorina, E.S. «Chuzhaya rech» i rech avtora v sovremennom khudozhestvennom tekste ["Alien speech" and the author's speech in a modern literary text]. In: Vestnik SpbGU [Vestnik of Saint Petersburg University], Ser. 9. 2011. Issue 4. P. 134-139. (in Russian).

4. Kunafin, G.S. Bashkirskiy folklor i izustnaya literatura v pervoypolovineXIXveka [Bashkir folklore and oral literature in the first half of the 19th century]. In: Doklady Bashkirskogo universiteta [Reports of the Bashkir University]. 2019. Vol. 4. No. 2. P. 213-219. (in Russian).

5. Muravyeva, E.I. Rol literatury v patrioticheskom vospitanii molodezhi [The role of literature in the patriotic education of youth]. In: Sovremennoye pedagogicheskoye obrazovaniye [Modern teacher education]. Moscow, 2020. No. 3. P. 189-192. (in Russian).

6. Nikolayeva, S.Yu., Redkin, V.A. Kniga G.V. Stepanchenko «Fotostikhi» kak khudozhestvennoye tseloye [Book by G.V. Stepanchenko "Photo poems" as an artistic whole]. In: Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Tver state

university], 2023. No. 1 (76). P. 62-72. (in Russian).

7. Pisateli zemli bashkirskoy. Spravochnik [Writers of the Bashkir land. Directory], Compilers R.N. Baimov, G.N. Gareyeva, R.Kh. Timergalina. Ufa: Kitap. 2015. 672 p. (in Russian).

8. Uzbekova, G.F. Son kak literaturnyy priyem v kontseptsii R.G. Nazirova [Dream as a literary device in the concept of R.G. Nazirov]. In: Nazirovskiy arkhiv. 2015. No. 1 (7). P. 172-178. (in Russian).

9. Khasanov, R.F. Problematika, osobennosti zhanra romana-esse Maulita Yamaletdina «Ishmukhamet sesen» [Problems, features of the genre of the work of Maulit Yamaletdinov "Ishmukhamet sessen"]. In: Problemy vostokovedeniya [The Problems of Oriental Studies], No. 1. 2023. P. 35-40. (in Russian).

10. Khuzhakhmetov, A.O. Ispolzovaniye kompozitsionnykh form i znacheniye motiva v proizvedeniyakh sovremennoy bashkirskoy prozy [The use of compositional forms and the meaning of motive in works of modern Bashkir prose]. In: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin CSU]. 2009. No. 39 (177). P. 144-146. (in

Russian).

11. Khuzhakhmetov, A.O., Usmanova, A.A. Osnov-naya problematika i khudozhestvennyye osobennosti prozy bashkirskogo pisatelya Maulita Yamaletdinova [The main issues and artistic features of the prose of the Bashkir writer Maulit Yamaletdinov]. In: Naukosfera. Smolensk. 2021. No. 3(2). P. 181-184. (in Russian).

12. Khusnullina, R.D. Stilevyye osobennosti sovremennykh bashkirskikh istoricheskikh romanov [Stylistic features of modern Bashkir historical novels]. PhD Thesis. Ufa, 2009. 25 p. (in Russian).

13. Sharipova, R.R. Khudozhestvennoye otobrazheniye temy materialnykh i dukhovnykh tsennostey v sovremennoy bashkirskoy proze [Artistic representation of the theme of material and spiritual values in modern Bashkir prose]. PhD Thesis. Ufa, 2017. 24 p. (in Russian).

14. Yamaletdin, M. Izbrannyye proizvedeniya [Selected works]. Vol. 2. Ufa: Kitap. 2017. 552 p. (in Bashkir).

15. Yamaletdin, M. Krug. Istoricheskiy roman, esse [Circle. Historical novel, essay]. Ufa: Kitap. 2007. 384 p. (in Bashkir).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.