Научная статья на тему 'Художественное образование татар в XV-XVI вв. '

Художественное образование татар в XV-XVI вв. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
285
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕНИЧЕСТВО / МАСТЕР / PROFESSIONAL EDUCATION / ART EDUCATION / APPRENTICESHIP / MASTER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шайхлисламов А. Х.

Художественному образованию периода Казанского ханства характерен синтез архитектуры и декоративно-прикладного искусства. В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные традиции искусства. Таким образом, важную роль на развитие художественного образования татарских мастеров, оказало влияние мусульманское направление и «идейно-содержательный» образ поэтапного обучения: семья, ученичество, мастер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arts education period, the Khanate of Kazan is characterized by fusion of architecture and decorative arts. In the crafts found vivid expression of the local traditions of art. Thus, an important role in the development of art education Tatar craftsmen, influenced the direction of the Muslim and the «ideological and meaningful» way of learning phase: the family, apprenticeship and master.

Текст научной работы на тему «Художественное образование татар в XV-XVI вв. »

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАТАР В XV-XVI ВВ.

А.Х.Шайхлисламов, старший преподаватель, филиал КФУ в г.Елабуга

Художественному образованию периода Казанского ханства характерен синтез архитектуры и декоративно-прикладного искусства. В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные традиции искусства. Таким образом, важную роль на развитие художественного образования татарских мастеров, оказало влияние мусульманское направление и «идейно-содержательный» образ поэтапного обучения: семья, ученичество, мастер.

Ключевые слова: профессиональное образование, художественное образование, ученичество, мастер.

Arts education period, the Khanate of Kazan is characterized by fusion of architecture and decorative arts. In the crafts found vivid expression of the local traditions of art. Thus, an important role in the development of art education Tatar craftsmen, influenced the direction of the Muslim and the «ideological and meaningful» way of learning phase: the family, apprenticeship and master. Key words: professional education, art education, apprenticeship, master

Всегда, когда заходит разговор об искусстве Востока - о мусульманском искусстве, в памяти возникает определенный стереотип о его содержательной ограниченности - подразумевается запрет на изображение живых существ. И хотя эти отрицания-запреты были высказаны не пророком, тем не менее, в мусульманском искусстве (что особенно касается ислама суфийского толка), они надолго и прочно вошли в память народа. И второй интересный момент - в то время как у большинства в той или иной степени просвещенных в художественном плане людей имеется довольно внятное представление о величайшем культурном наследии мусульманства, - вопрос о том, как была организована при этом система подготовки, система обучения художников и мастеров остается, образно выражаясь, «за кадром».

В связи с этим необходимо отметить, что для восточного искусства характерен синтез архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Язык архитектуры, каллиграфии и орнамента в эпитафии тесно переплетаются друг с другом по ритмической и идейно-образной структуре, которые окружали мусульманина повсюду: повторялись на стенах мечетей, дворцов, украшали предметы культа и быта. Поэтому исключительно важная роль в художественном образовании и культуре принадлежала прикладному искусству. Экономической базой для этого служило интенсивное развитие и обучение различным видам ремесла. В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные древние традиции искусства.

В конце XV века широко распространяются памятники с остроконечным и килевидным верхом со стрельчатой аркой. Почерк их - простой, крупный, тяжёлый сульс. Тексты эпитафий с остроконечным верхом имеют врезанный шрифт, а с полукруглым и килевидным верхом написаны рельефным художественным шрифтом. К этому типу нужно отнести фрагмент надгробия из Казанского кремля, обнаруженный П.Н. Старостиным в 2001 году. Их бордюрный орнамент также разнообразен: рельефная полоса, «виноградная лоза» и геометрический орнамент, состоящий из зигзагообразной линии [3]. Также своеобразен текст и техника художественного исполнения некоторых памятников в селах Татарское Ходяшево, Малая Атня. Памятники конца XV - начала XVI веков вносят новые черты в татарскую художественную эпиграфику:

1

разделение полосами строки текста, надпись на боковых частях, бордюр в виде растительного побега. Г.В. Юсупов отмечал наличие аналогов такого орнамента в археологических материалах Булгар, Руси, Средней Азии. Татарско-Ходяшевские памятники последней четверти XV века, по-видимому, являются творениями рук одного мастера [4].

Искусство художественной резьбы по камню оставило ряд датированных памятников, дошедших до нас. Более редкими являются рукописи периода Казанского ханства: множество их погибло во время войн, но рукописи XVI и начала XVII веков могут составить довольно правильное представление о казанских каллиграфах и переписчиках в эпоху самостоятельности. «В общем же, все перечисленные ремесла представляли собою ничто иное, как кустарные промыслы...» [1].

В области же материальной культуры им принадлежат затейливые узоры чеканных сосудов, ажурное плетенье ювелирных украшений, стройные шатровые кровли минаретов, красочные переливы материй, тонкие письмена каллиграфических рукописей, сложные арабески книжных миниатюр. О каллиграфии хорошо сказал Альберт Капр: «Если обратимся к произведениям китайского, японского или мусульманского каллиграфического искусства, то, даже не понимая этих надписей, испытываешь высокое эстетическое чувство» [2].

Высшей ступени мастерства достигли те ремесла, которые были связаны с культурными потребностями населения и с повышенным уровнем требований. К ним относятся ювелирное дело, искусство резьбы по камню и переписка книг. Ювелирное дело, для которого производился ввоз драгоценных уральских камней, достигло высокой степени совершенства. Спрос на ювелирные украшения, коренящийся в этнографических особенностях татарского народа, обусловил расцвет ювелирного мастерства и создал из него крупнейшую отрасль искусства.

Казанские татары в совершенстве овладели, кроме филиграни, техникой чернения и гравировки по серебру, глубокой и плоской чеканки, штамповки, инкрустации самоцветами, металлом (золото и серебро), гравировки на драгоценных камнях. Большого умения и профессионализма, знания физических свойств материалов, сложных расчетов угла падения и угла преломления световых лучей достигли они в искусстве огранки поделочных камней и цветного стекла. Мастера-гранильщики и шлифовщики драгоценных камней работали по заказам ювелиров. По различным свидетельствам можно утверждать о существовании разделения труда в среде ювелиров. Наиболее искусные из них были филигранщики, специализирующиеся на производстве только украшений из скани, декорируемых зернью, - более дорогих, высоко оплачиваемых. Среди них выделялась группа привилегированных ювелиров, овладевших секретом бугорчатой скани -наиболее сложной и трудоемкой, несомненно занимающей особое место среди различных технических приемов художественной обработки драгоценных металлов и требующей от ювелиров длительной и профессиональной подготовки.

В археологических экспедициях по Республике Татарстан были обнаружены наборы инструментов для производства филигранных изделий. Инструменты татарских ювелиров оказались аналогичны известным по различным археологическим раскопкам инструментам булгарских мастеров. Среди них: тигли для плавки металла, различных типов наковальни, молоточки, щипцы и щипчики для выкладывания сканых узоров, ножницы для разрезания тонких листов металла, пробоинки, зубила, металлические пластинки для

вытягивания тонкой проволоки - так называемая волочильная доска - с рядами мелких круглых отверстий. Также многочисленные находки свидетельствуют, что в городе были свои кузнецы, оружейники, ювелиры, ткачи, гончары, столяры, резчики по дереву и камню, и что свидетельствует о существовании школы ученичества. Как свидетельствуют татарские ювелиры, инструменты, которыми они пользовались для производства сканых изделий, достались им по наследству от отца, а отцу - от деда, деду же - от прадеда. Существовала глубокая преемственность традиций в этом виде ремесла, при обучении передавались из поколения в поколение не только инструменты, но и своеобразие техники, художественно-конструктивных решений, определенный круг мотивов орнаментации, элементов мотивации в передачи опыта и воспитания молодого.

Единственно достоверными остатками архитектурных построек татарской Казани, дошедшими до настоящего времени, является два фрагмента лепных украшений, которые были найдены на Кремлевском бугре в 1861 году. Эти фрагменты представляют собою обломки гипсовой облицовки здания, покрытые рельефными арабесками сложного геометрического орнамента. Замечательно близкую аналогию к этим обломкам представляют следы лепных украшений на внутренних стенах здания Черной Палаты в Булгаре, а именно высеченные из камня арабески восточного и западного порталов «четырехугольника», воспроизведенные по рисункам В.И. Корчунцева. Это сходство дает основание предполагать, что зодчество казанцев находилось в тесной связи с архитектурой Волжской Булгарии и Золотой Орды. В Поволжье остатки домов, облицованных мрамором и изразцами, водопроводы, надгробия, куски серебреной утвари, парча, венецианское стекло выступают свидетелями культурной жизни монголо-татарских сородичей ХШ-ХГУ вв. и их отношений с другими народами Востока и Запада.

Определенную параллель образует Волжская Булгария, Золотая Орда и Казанское ханство в культурном и преемственном развитии центрально-купольных сооружений со световым барабаном и рельефно-вертикальной поверхностью купола постройки XV - XVI вв. как и в более отдаленных странах мусульманского мира. Это, например, мавзолей Гаухаршад в Афганистане, мавзолей на кладбище Мамлюков и при мечетях Каира (Баркука, Каит-бея, Хайр-бея), купольная часть мечети Сиди-Укба в Кайруане (Тунис) и др. Судя по материалам исследований золотоордынеких городов Старый (Бату) и Новый (Берке) Сарай, указанные формы и приемы господствовали в те годы не только в мавзолеях Самарканда эпохи Тимуридов, но и в самой столице Золотой Орды, создававшейся, как известно, специалистами ряда соседних стран и отражавшей лучшие достижения культуры многих сопредельных регионов восточного мира.

Строго обдуманная и превосходно налаженная система где власть требовала огромного числа чиновников, хорошо подготовленных, вполне грамотных, опытных в своем деле. Все это заставляет предполагать наличие в Казанском ханстве прекрасно поставленной школы, из которой выходили служилые люди. В школах шло обучение грамоте и суфизму. Грамотность среди татар была распространена довольно широко, так как в каждом селении, где имелась мечеть, существовала также и школа. В крае существовала своя литература: «Нахдж эль-Фарадиз» Махмуда ас-Сараи, «Юсуф и Зулейха» Кул Гали, «Бедавам», пользующиеся большой популярностью среди казанских татар, но почти не встречающиеся у жителей других стран, имеющих мусульманское население.

Исходя из этого, следует отметить, что на художественно-технический процесс глубоко повлияла мусульманская религия, которая открыла дорогу нашим предкам к богатой арабской культуре, оживлению торговли, росту просвещения, увеличению школ, широкому распространению рукописной книги, близкому знакомству с восточной поэзией, художественным образованием, искусством и наукой.

Большой популярностью в образовательной системе пользовался суфизм - мистическое учение, занесенное из Туркестана. Казанские суфиты были последователями известного туркестанского учителя Ахмеда Ясави. Знаменитая школа Проповеди в Адаеве близ Ишменева-Маскары (в Малмыжском уезде) принадлежит суфиям. К примеру, в1840 году при раскопках в районе Сарая «в одном месте были открыты листы бумаги, на которых находились кусочки восковых печатей и синие шнурки, плетенные серебряно-золотою нитью», в другом месте «найдены были чернильницы и кусочки писаной бумаги, украшенные золотом и незабудками». Далее были при раскопе были найдены «песочницы, чернильницы, монеты, пережженная бумага и листки целой бумагой с выписанными на ней золотыми незабудками и золотыми по краям ободками; на верху одного листа заметны писаные золотом буквы», что также является доказательством развития художественного образования. [1, С. 378, 382, 386, 388].

О высокой культуре художественного оформления деловых бумаг эпохи Ханства свидетельствуют документы, исходящие из ханской канцелярии - это письма ханов: Улу Мухаммада турецкому султану Гази Мурату (1427 г.) и Сафа-Гирея (1523 г.), исполненные почерком «дивани» и украшенные алой печатью -«нишаном». До нас дошли также «Тасфир» - комментарии к Корану и хадисы Пророка (1506 - 1552 гг.).

Мы можем определенно сказать, что при обучении, как в семье, так и в мастерской перед учеником поэтапно ставились специальные задачи:

- в условиях семьи: на первом этапе - формирование художественных способностей и кругозора; на втором этапе - приобретение навыков и умений; на третьем этапе - работа по изготовлению изделия (произведения искусства);

- в условиях ученичества: на первом этапе - овладение основами формообразования; на втором этапе -приобретение навыков и экспериментирование с различным материалом; на третьем этапе -допрофессионально-художественная работа с материалом;

- в качестве мастера: на первом этапе - владение основами и различными видами ремесла; на втором этапе - умение использовать различные способы и особенности работы с материалами; на третьем этапе -изготовление изделий на высоком художественном уровне.

Таким образом, художественное образование татарского народа при обучении различным ремеслам играло важную роль в становлении личности. Художественные средства выражения, свойственные мусульманскому искусству - активное выявление материала, особая экспрессивность в линии и цвете, высокая культура ритмической организации изображения - оказываются вполне актуальными, востребованными для выражения эмоциональных переживаний, эстетических предпочтений и устремлений современности.

К сожалению, в настоящее время в системе образования России нет достаточно разработанных теоретических исследований, обоснованной концепции и оптимальной модели освоения художественного наследия мусульманской культуры. Приходится констатировать, что научные разработки, содержание, методика по художественного образования строятся в основном в зависимости от личных предпочтений и

профессиональной направленности того или иного преподавателя. В результате чего недостаточно полно реализуется огромный образовательный и воспитательный потенциал наследия ислама. Таким образом, проблема формирования художественной культуры юношества в процессе освоения восточного искусства, а, следовательно, и генерализация идеи интеграции художественного материала мусульманского искусства в содержание художественного образования в школе настоятельно требует своего теоретического, психолого-педагогического и методического обоснования.

Литература:

1. Шагеева, Р. Искушение сувениром/ Р. Шагеева. -Казань.- 2001.- №11-12.- С. 174-179.

2. Кара-Даван, И. Чынгыз хан - Боек жиИангир/ И. Кара-Диван. -Идел. - 1993.- №6.- С.43- 47.

3. Насыйри, К. Ысулы жэгърэфия кэбир/ К. Насйри.- 1894-1899.- 18 с.

4. Юсупов, Г. В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику/ Г.В. Юсупов.- М, 1960.-19 с.

5. Махмутов М.И. Мир ислама. Казань: Центр инновационных технологий, 2006.- 616 с.

6. Мухаметзянова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа.- Казань: Заря - Тан, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.