КЮРИЯ ОБРЛЗОЬЛШ
РОЛЬ МУСУЛЬМАНСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА В КАЗАНСКОМ КРАЕ (VIII—XV вв.)
А.Х. Шайхлисламов, старший преподаватель НГПИ, г. Набережные Челны
Многие аспекты жизни казанских татар объективно находились в согласии с принципами и догматами мусульманской религии. Поэтому вполне понятно, что и любой вид художественного творчества в их богатейшем культурном наследии регламентирован не столько рамками социального заказа, но в гораздо большей степени определяется религиозным началом.
В научной литературе термин «мусульманское искусство» применяется в основном для периода средневековья и того огромного географического пространства, охватывающего территории от Индии на востоке до Испании на западе, где был распространен ислам.
В целом в истории арабской каллиграфии первенство по количеству созданных миниатюр принадлежит «Шахнаме» Фирдоуси. Многие фонды России (Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, Эрмитаж, музей искусств народов Востока в Москве, Литературный музей им. Низами в Баку, институт востоковедения им. Бируни в Узбекистане) располагают большим количеством иллюстрированных рукописей, произведений Низами. В основном
эти рукописи выполнены мастерами книжного искусства Герата, Табриза, Шираза, Бухары, Исфахана и Индии. Причина широкой популярности «Хамсы» Низами, появление большого числа рукописных копий с нее, большинство из которых украшены миниатюрами и являются прекрасными образцами книжного искусства, есть освещение актуальных жизненных проблем своего времени. Сюжеты миниатюр к произведениям Низами обрели столь канонизированный характер, что впоследствии неизменно повторялись в миниатюрах к поэмам других поэтов.
Школы миниатюрной живописи иногда носили династийные названия - тимуридская, сафавидская, а иногда именовались по географическому расположению - иранская, среднеазиатская, индийская.
Иранская школа миниатюры берет свое начало в эпоху Хулагуидов в конце XIII - начале XIV века в городе Тебризе. Немного позднее на юго-западе Ирана возникает другая школа миниатюрной живописи, которую обычно называют ширазской. Во второй половине XIV века рукописи с миниатюрами продолжали созда-
иоиг_М12_2008Ы.р65 113 23.12.08,1405
М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
ваться в Багдаде. Начало знаменитой гератской школе миниатюрной живописи было положено в XV веке.
В Средней Азии художественно оформленные рукописи создавались в Самарканде, Бухаре, Шахрухии (близ Ташкента). Изобразительное искусство в Средней Азии своими корнями уходит в настенные росписи, которые упоминали еще римские историки. Среднеазиатская миниатюра XVI столетия осваивает и продолжает традиции гератской школы миниатюры, но в рисунки проникают приметы кочевого быта, степной пейзаж. В конце XVI и в последующие столетия устанавливается интенсивный экономический и культурный обмен с сопредельными странами, особенно с Индией. Почти не подверженная влияниям иных стилей, индийская книжная Миниатюра продолжала свое развитие до XVIII К Середине столетия она прекратила свое существование как самостоятельная школа.
Персы, а за ними и турки стали выделять каллиграфическое письмо из сплошного текста. Появились отдельные каллиграфические листы, еде разными почерками исполнялись цитаты из Корана и высказывания пророка Мухаммада.
Большую популярность приобрели листы и списки с перечислениями имен Бога (ал-асма ал-хусна) и с описаниями внешнего облика Пророка (шамаиль). Слово «шамаиль» в переводе с арабского - свойство, достоинство.
Казанские татары здесь не исключение. Социальный заказ, на выполнение которого в основном была ориентирована художественная деятель-
114
12' 2006
ность, являлся важной частью иерархических взаимоотношений внутри общества. При этом патронами искусств были правители и администраторы всех рангов. В городах существовали целые кварталы ремесленников, работавших по заказам богатых горожан и правителей. И надо отметить, что мусульманские художники-ремесленники занимали весьма значимое место в городской иерархии, где центром был рынок, обслуживавший не только знать, но и все слои городского общества.
Родство и взаимопроникновение вкусов разных социальных слоев делали большую часть художественных произведений татар дейе таенным средством формирования эстетических критериев и элитной культуры, и собственно народной, массовой. Язык искусства, на котором «говорили» произведения гончаров, ювелиров, камнетесов, оружейников, художников книги, мастеров шамаиля и т.д., был близок и понятен большинству людей этого мира.
Данному обстоятельству способствовала и система поощрений. Высшие награждали нижестоящих, те же, в свою очередь, подносили дары высшим. Имущество и художественные изделия жертвовались мечетям и богоугодным заведениям. Орнаментальные надписи, украшающие предметы, одновременно сохраняли для потомков имена дарителей и тех, кому дарились вещи. Найденный при раскопках бронзовый подвесной замок с узором из Биляр имеет гравированную надпись, сделанную булгарским мастером графическими знаками арабской каллиграфии: «Работа Абу-Бекра, сына Ахмеда». Вечная слава,
1 мирный успех, и счастье всеобъемлющее и благосостояние владетелю (сего замка). В летоисчисление по хиджре 541 г. (1146-1147 гг.)». Это открытие знаменательно тем, что дает нам имя первого известного булгар-ского мастера-художника XII в. и вместе с тем свидетельствует о росте творческого самосознания, образованности средневекового мастера.
Решая проблему сохранения преемственности в знаниях, проблему передачи сложного социального опыта в области художественного творчества, ремесленники вынуждены были заниматься и обучением своей смены. Однако в мусульманской булгаро-та-тарской средневековой литературе рассуждений о взаимоотношении искусства, обучения и религии мы не найдем. Но в большинстве случаев выбор общего направления художественного образования и творчества в связи с религией был осознанным. Здесь действовали внутренние факторы психологических и духовных стереотипов художников, которые проверялись реакцией общины, принимавшей или не принимавшей стилистику предлагаемых мастером произведений.
Становление профессиональной состоятельности мастера, вооруженного знаниями, формирование художника, владеющего тонкостями ремесла, производства изделий искусства и быта - все это являлось составной частью образованного человека, Способного к созданию художественного продукта высокого качества. I I здесь необходимо отметить, что как раз в Силу религиозного начала национальное искусство в Казанском крае, особенно в период раннего средне-
История образования
вековья, сложилось как искусство орнаментальное.
Орнамент стал характерным художественным жанром, приобрел огромное значение и достиг высокой утонченности. Сложились три типа орнамента - каллиграфический, растительный (арабески) и геометрический.
Каллиграфия - это, в первую очередь, книга. Каллиграфическое рукописное происхождение книги казанских татар, ее иллюминация имела также и аллегорический смысл, богатую символику. И потому овладение арабским языком, как и языком поэзии - персидским - было условием образованности. Более 750 стихов Корана - восьмая часть священной книги мусульман - призывает исследовать природу, полагаясь на разум. Именно Магомету, упоминавшему о «людях книги», принадлежат слова о том, что «каждый человек должен жадно стремиться к знаниям от колыбели до могилы» [1].
1) Каллиграфическая надпись как элемент художественного оформления стала важнейшим признаком мусульманского искусства. Летописи, царские указы, миниатюры в обработке каллиграфическим почерком, шамаили - все это только часть сокровищ национальной письменности. Арабский шрифт, сам по себе орнаментальный и создающий практически неограниченные возможности разных вариаций написаний букв, стимулировал художников книги на постоянный поиск новых, оригинальных решений. Само арабское письмо превратилось в одну из важных разновидностей в искусстве орнамента. Это привело к тому, что в настоящее время выработано 36 стилей данного письма.
115
м i i m
4 п пжш
Казанский педагогический журнал
2) Арабеск ~ это непрерывный растительный орнамент, основу которого составляет рисунок бесконечных и ритмичных завитков. Он был быстро воспринят и получил исключительное развитие в мусульманском мире, став его характерной чертой и даже получив в Европе название «арабский» арабеск.
3) Блестящим воплощением идеи геометрического орнамента являются знаменитые архитектурные «сталактиты» - ниши, нависающие одна над другой и создающие иллюзию бесконечного углубления пересекающихся пространств. Геометрический орнамент, может быть, самое лучшее выражение абстрактной идеи Аллаха. Переплетающиеся линии и фигуры заполняют все поверхности художественных изделий казанских татар.
Художественные общетюркские педагогические шедевры в Казанском крае создавались на основе рунического, уйгурского и арабского письма. Художественное общетюркское педагогическое наследие имеет опору на бумажные рукописные и каменные письмена, археологические исследования, архитектурные памятники.
Надо отметить то, что для художественного образования важен не только уникальный талант одной личности, но и то, какое количество людей в обществе приобщено к ней. Одной из художественных форм искусства и художественного образования является и каллиграфическое письмо. Занятия каллиграфией способствовали закреплению знаний, развитию умений и навыков, требовали сосредоточенности и прилежания, давали возможность переживать творческий процесс, совершенствовать индивидуальные
116
12' 2006
Способности, созидательно интерпретировать взаимодействие содержания и формы. Каллиграфическое письмо на историческом этапе государственного образования татарского народа - это вид художественной деятельности, и проявить интерес к художественному явлению есть стремление теоретически понять его смысл. Каллиграфия предполагает глубокое понимание темы, знание законов и категорий графических форм, высокое мастерство выполняемых линий, проявление авторской индивидуальности, в которой воспринимаемый мир выражается языком линейных форм, уровнем эмоционального чувства художника.
С IX века на территории Казанского края получили развитие курсивные почерки арабского письма, затем, благодаря нескольким реформам, была создана система, геометрически унифицировавшая письмо. «...Возникшая система называлась ал-хатти ал-мансуб (пропорциональное письмо). Автором этой системы был Абу Али Ибн Мукла (886-940), каллиграф и политический деятель...» [2,44]. Вслед за Ибн Муклой новые изобразительно-графические почерки и приемы развивали его знаменитые ученики - Ибн Бавваб (ум. 1022) и другие. Следующей «звездой» каллиграфии был Йакутал-Мустасими (ум. 1298).
Высокий социальный статус каллиграфов еще более возвысил Имена самых знаменитых из них, такие, как Хамидулла, Карахисари, были известны в самых широких кругах булга-ро татарского общества. Искусство каллиграфии особо примечательно произведениями в системе образова-
ния: книгах Ахмед-аль-Булгари по риторике, о лекарствах, по богословию, философии; в обширном словаре тюркских наречий XI в. языковеда Махмуда Кашгари; в литературном сочинении «Кутадгу-билик», написанном в 1069 г. Юсуфом Ибн-Хазипом.
Первоначально книги содержали только слово божье и потому считались священными. Производство рукописной книги требовало усилий нескольких специалистов - изготовителей и резчиков бумаги, каллиграфов, мастеров орнамента, художников, переплетчиков.
Книга у казанских татар считалась немалой материальной ценностью. Средневековые правители имели специальные мастерские - китабхана, где создавались драгоценные рукописные издания. В процессе рождения книги огромная роль отводилась каллиграфу, и не каждый мог им стать; кроме мастерства, человек должен был обладать большими знаниями и высокими нравственными качествами.
Рисунки и миниатюры к произведению выполнялись мастерами на свободном месте, оставленном каллиграфом. Миниатюра иллюстрировала отдельные моменты повествования и должна была в зрительных образах пояснить содержание текста, усилить впечатление от того или иного события, о котором рассказывается, логично завершить определенную композицию листа.
После каллиграфа и Миниатюриста к работе приступал орнаменталист, украшавший красочным и тончайшим орнаментом фронтисписы, заставки, шамс (дословно - солнце, место, куда вписывалось название произведения). Этот мастер также орнаменти-
История образования
ровал поля или покрывал их мельчайшим золотым «розбрызгом». Он разрабатывал и воплощал идею каллиграфического написания заглавия. Иногда создавал специальную художественно оформленную страницу, появляющуюся через каждые 16-20 листов, предназначением которой было предоставление эстетического отдыха читателю.
Если книга казанских татар раннего периода содержала в основном миниатюры, то в период наивысшего расцвета ее искусства в фолианте еще иллюминируются фронтиспис, шмуцтитул, заставки. К тому же на последней странице рукописи приводятся сведения о переписчике,; месте и дате переписки книги. Окончательная работа по доведению книги до совершенства была прерогативой переплетчика.
Самым Знаменательным свидетельством творческой самостоятельности мастеров казанской каллиграфии служит первая известная нам надпись татарского мастера в ярлыке хана Ибрагима, уточняющая место выдачи (Казань) и время, где четко сказано, что написан этот ярлык «Хафизом по имени Хаджи-Курбац», Оба приложения к имени «Курбан», «Хафиз» -учитель, грамотей, писец, точнее, человек, читающий и пишущий, знающий наизусть Коран. И «хаджи» - совершивший хадж, паломничество в Мекку, характеризуют высокий уровень культуры мастера, владеющего пером - калямом (карандашом). Таким образом, искусство татарских мастеров каллиграфии представляется нам уже совершенной, своеобразной и емкой.
В восточной миниатюре северных исламских государств (Булгары, Золотая Орда, Казанское ханство)
117
М I I гтт
4 П П1ХП
Казанский педагогический журнал
шамаиль получил новое истолкование - это и настенная таблица или картина с изображением святых мест мусульман, молитв, религиозных наставлений и поучений, исполненных арабской вязью. В народе творения мусульманских художников назывались «Аят-алькурси» (аят о Божьем троне), «Аят», а то и просто «йорт догасы» (молитва дома). В музее сохранилось несколько вариантов шаман лов с этим аятом, в том же числе шамаил, который называется «Аят-алькурси с почерком куфи».
Целое Самостоятельное Направление - группа шамаил ей, которые представляют варианты изображения заповедных мечетей «Ать-Акса», Мекки, Медины и в помещении указывают направление к Каабе. На территории Татарстана издавна местом паломничества были святые места древних Булгар, где был принят ислам как государственная религия. Об этом напоминает шамаиль с изображением архитектурных памятников святыни.
Шамаили, изготовленные как наглядные пособия в обучении, служили источниками информации о философских основах шариата и общечеловеческих правилах жизни. Одновременно с этим изысканная арабская вязь в разных вариациях являлась украшением интерьера, воспитывала эстетический вкус. Еще Ибн-Сина (Авиценна) сформулировал КЭ.К КЛЭ.С сический принцип восточного декора-тивно-прикладного Искусства: «Всякую вещь, у которой сразу есть все, что у нее должно быть, так что ничего больше не надобно... называют совершенной» [4].
Но если искусство писать суры красивой арабской вязью на стенах
116
12' 2006
мечетей существовало у многих мусульманских народов, то изготовление шамаилей, несущих двойную функцию: образец наглядной информации для изучения Корана и Сунны, и в то же время пособие по обучению чтению и письму, - является сугубо национальным видом творчества казанских татар.
До конца XIX века шамаили были рукописными, Затем традиции продолжили художники-печатники. Титры ими изготовленных шамаилей сохранили имена многих скромных татарских художников: Абдрахмана Абдуллина, Мухаметжана Хужа Сеидо-ва, Гайфуллы Музаффарова, братьев Ахметсадыковых. В фондах Национального музея РТ хранится редкая коллекция шамаилей, напечатанных в типографиях Казани в конце XIX -начале XX века. Это цензорские экземпляры известного тюрколога, этнографа и языковеда Н.Ф. Катанова, который в те годы работал в Казани в службе печатной цензуры.
Сохранившиеся источники - это особое богатство. Помимо того, что они - величайшее достояние культуры, это еще и проверенная веками, доказавшая свою состоятельность система образования наших предков.
Восточная каллиграфия в целом, и в частности булгаро-татарская, возникшая в качестве иллюстраций к художественным, историческим и научным произведениям, занимает почетное Место в истории мирового искусства и художественного образования. Язык, на котором «говорят» художественные произведения, способствовал образованию мусульманина, к какой бы социальной сфере он не принадлежал. Овладение искус
м i i m
-ф П МП ПЕЛ
ством каллиграфии в процессе художественного образования у мусульман есть показатель уровня грамотности и развития культурных традиций восточного мира. Народы разных национальностей и жизненного уклада, объединенные единой образовательной системой, и в настоящее время могут находить и находят взаимопонимание на основе всеобъемлющей эстетики и идеологии ислама.
Таким образом, в истории становления национального художественного образования в Казанском крае можно выделить следующие периоды (ранний, домонгольский и золотоор-дынский):
- первый период (VIII - начало X веков) ~ являлся чисто языческим, отражая взгляды древних тюркских и угро-финно-славянских племен во всех проявлениях духовной культуры, в произведениях декоративно-при-кладного искусства при семейном и племенном обучении;
- второй, домонгольский период (X - начало XIII веков) - булгарское художественное творчество постепенно обретает черты культуры ислама (в стилизованных сложных орнаментах изделий из металла, украшениях), но в целом еще сохраняет и языческие черты. Это переходный к исламской культуре период булгарского ремесленного художественного творчества
История образования
в контексте семейного и коллективного обучения;
- третий, золотоордынский пе риод (XIII ~ середина XV веков) -булгарское ремесленное художественное творчество становится искусством ислама, частью огромного, культурного пространства при семейном и коллективном профессиональном обучении, которое простирается от Средней Азии до Волги, от Крыма до Западной Сибири.
И все три стадии в развитии национального ремесленного художественного творчества и обучения в Казанском крае, на наш взгляд, значительны и важны. Они постепенно, плавно переходят в другую, сохраняя и продолжая традиции, вновь и вновь проникая к истокам и черпая из них элементы древних орнаментов, образов, каллиграфические письмена, воплощая их в новые композиции при обучении в художественном образовании.
Литература:
1. Коран,- Медина. Комплекс им. Короля Фахда,- 2002,- 1071 с.
2. Пиотровский И.Б. О мусульманском искусстве.- СПб., 2001,- 148 с.
3. Юсупова Э.Ю. Миниатюра к «Хамсе* Низами.- Ташкент, 1985,- 240 с.
4. Сулейманова Ф. Миниатюра Востока,- Ташкент, 1987.- 120 с.