Научная статья на тему 'Роль мусульманского декоративно-прикладного искусства в становлении и развитии художественного образования татарского народа в Казанском крае (VIII-XV В. В. )'

Роль мусульманского декоративно-прикладного искусства в становлении и развитии художественного образования татарского народа в Казанском крае (VIII-XV В. В. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
308
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шайхлисламов А. Х.

The changes in the artistic education made have an objective look at the historical legacy of the Tatar nation in Kazan region. One of the trends in the legacy of artistic education is the influence of the religion and the special role of Islam in the development of the artistic education of Tatar nation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of muslim applied art in development of the artistic education of Tatar nation in Kazan region (VII-XV c.c)

The changes in the artistic education made have an objective look at the historical legacy of the Tatar nation in Kazan region. One of the trends in the legacy of artistic education is the influence of the religion and the special role of Islam in the development of the artistic education of Tatar nation

Текст научной работы на тему «Роль мусульманского декоративно-прикладного искусства в становлении и развитии художественного образования татарского народа в Казанском крае (VIII-XV В. В. )»

КЮРИЯ ОБРЛЗОЬЛШ

РОЛЬ МУСУЛЬМАНСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА В КАЗАНСКОМ КРАЕ (VIII—XV вв.)

А.Х. Шайхлисламов, старший преподаватель НГПИ, г. Набережные Челны

Многие аспекты жизни казанских татар объективно находились в согласии с принципами и догматами мусульманской религии. Поэтому вполне понятно, что и любой вид художественного творчества в их богатейшем культурном наследии регламентирован не столько рамками социального заказа, но в гораздо большей степени определяется религиозным началом.

В научной литературе термин «мусульманское искусство» применяется в основном для периода средневековья и того огромного географического пространства, охватывающего территории от Индии на востоке до Испании на западе, где был распространен ислам.

В целом в истории арабской каллиграфии первенство по количеству созданных миниатюр принадлежит «Шахнаме» Фирдоуси. Многие фонды России (Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, Эрмитаж, музей искусств народов Востока в Москве, Литературный музей им. Низами в Баку, институт востоковедения им. Бируни в Узбекистане) располагают большим количеством иллюстрированных рукописей, произведений Низами. В основном

эти рукописи выполнены мастерами книжного искусства Герата, Табриза, Шираза, Бухары, Исфахана и Индии. Причина широкой популярности «Хамсы» Низами, появление большого числа рукописных копий с нее, большинство из которых украшены миниатюрами и являются прекрасными образцами книжного искусства, есть освещение актуальных жизненных проблем своего времени. Сюжеты миниатюр к произведениям Низами обрели столь канонизированный характер, что впоследствии неизменно повторялись в миниатюрах к поэмам других поэтов.

Школы миниатюрной живописи иногда носили династийные названия - тимуридская, сафавидская, а иногда именовались по географическому расположению - иранская, среднеазиатская, индийская.

Иранская школа миниатюры берет свое начало в эпоху Хулагуидов в конце XIII - начале XIV века в городе Тебризе. Немного позднее на юго-западе Ирана возникает другая школа миниатюрной живописи, которую обычно называют ширазской. Во второй половине XIV века рукописи с миниатюрами продолжали созда-

иоиг_М12_2008Ы.р65 113 23.12.08,1405

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

ваться в Багдаде. Начало знаменитой гератской школе миниатюрной живописи было положено в XV веке.

В Средней Азии художественно оформленные рукописи создавались в Самарканде, Бухаре, Шахрухии (близ Ташкента). Изобразительное искусство в Средней Азии своими корнями уходит в настенные росписи, которые упоминали еще римские историки. Среднеазиатская миниатюра XVI столетия осваивает и продолжает традиции гератской школы миниатюры, но в рисунки проникают приметы кочевого быта, степной пейзаж. В конце XVI и в последующие столетия устанавливается интенсивный экономический и культурный обмен с сопредельными странами, особенно с Индией. Почти не подверженная влияниям иных стилей, индийская книжная Миниатюра продолжала свое развитие до XVIII К Середине столетия она прекратила свое существование как самостоятельная школа.

Персы, а за ними и турки стали выделять каллиграфическое письмо из сплошного текста. Появились отдельные каллиграфические листы, еде разными почерками исполнялись цитаты из Корана и высказывания пророка Мухаммада.

Большую популярность приобрели листы и списки с перечислениями имен Бога (ал-асма ал-хусна) и с описаниями внешнего облика Пророка (шамаиль). Слово «шамаиль» в переводе с арабского - свойство, достоинство.

Казанские татары здесь не исключение. Социальный заказ, на выполнение которого в основном была ориентирована художественная деятель-

114

12' 2006

ность, являлся важной частью иерархических взаимоотношений внутри общества. При этом патронами искусств были правители и администраторы всех рангов. В городах существовали целые кварталы ремесленников, работавших по заказам богатых горожан и правителей. И надо отметить, что мусульманские художники-ремесленники занимали весьма значимое место в городской иерархии, где центром был рынок, обслуживавший не только знать, но и все слои городского общества.

Родство и взаимопроникновение вкусов разных социальных слоев делали большую часть художественных произведений татар дейе таенным средством формирования эстетических критериев и элитной культуры, и собственно народной, массовой. Язык искусства, на котором «говорили» произведения гончаров, ювелиров, камнетесов, оружейников, художников книги, мастеров шамаиля и т.д., был близок и понятен большинству людей этого мира.

Данному обстоятельству способствовала и система поощрений. Высшие награждали нижестоящих, те же, в свою очередь, подносили дары высшим. Имущество и художественные изделия жертвовались мечетям и богоугодным заведениям. Орнаментальные надписи, украшающие предметы, одновременно сохраняли для потомков имена дарителей и тех, кому дарились вещи. Найденный при раскопках бронзовый подвесной замок с узором из Биляр имеет гравированную надпись, сделанную булгарским мастером графическими знаками арабской каллиграфии: «Работа Абу-Бекра, сына Ахмеда». Вечная слава,

1 мирный успех, и счастье всеобъемлющее и благосостояние владетелю (сего замка). В летоисчисление по хиджре 541 г. (1146-1147 гг.)». Это открытие знаменательно тем, что дает нам имя первого известного булгар-ского мастера-художника XII в. и вместе с тем свидетельствует о росте творческого самосознания, образованности средневекового мастера.

Решая проблему сохранения преемственности в знаниях, проблему передачи сложного социального опыта в области художественного творчества, ремесленники вынуждены были заниматься и обучением своей смены. Однако в мусульманской булгаро-та-тарской средневековой литературе рассуждений о взаимоотношении искусства, обучения и религии мы не найдем. Но в большинстве случаев выбор общего направления художественного образования и творчества в связи с религией был осознанным. Здесь действовали внутренние факторы психологических и духовных стереотипов художников, которые проверялись реакцией общины, принимавшей или не принимавшей стилистику предлагаемых мастером произведений.

Становление профессиональной состоятельности мастера, вооруженного знаниями, формирование художника, владеющего тонкостями ремесла, производства изделий искусства и быта - все это являлось составной частью образованного человека, Способного к созданию художественного продукта высокого качества. I I здесь необходимо отметить, что как раз в Силу религиозного начала национальное искусство в Казанском крае, особенно в период раннего средне-

История образования

вековья, сложилось как искусство орнаментальное.

Орнамент стал характерным художественным жанром, приобрел огромное значение и достиг высокой утонченности. Сложились три типа орнамента - каллиграфический, растительный (арабески) и геометрический.

Каллиграфия - это, в первую очередь, книга. Каллиграфическое рукописное происхождение книги казанских татар, ее иллюминация имела также и аллегорический смысл, богатую символику. И потому овладение арабским языком, как и языком поэзии - персидским - было условием образованности. Более 750 стихов Корана - восьмая часть священной книги мусульман - призывает исследовать природу, полагаясь на разум. Именно Магомету, упоминавшему о «людях книги», принадлежат слова о том, что «каждый человек должен жадно стремиться к знаниям от колыбели до могилы» [1].

1) Каллиграфическая надпись как элемент художественного оформления стала важнейшим признаком мусульманского искусства. Летописи, царские указы, миниатюры в обработке каллиграфическим почерком, шамаили - все это только часть сокровищ национальной письменности. Арабский шрифт, сам по себе орнаментальный и создающий практически неограниченные возможности разных вариаций написаний букв, стимулировал художников книги на постоянный поиск новых, оригинальных решений. Само арабское письмо превратилось в одну из важных разновидностей в искусстве орнамента. Это привело к тому, что в настоящее время выработано 36 стилей данного письма.

115

м i i m

4 п пжш

Казанский педагогический журнал

2) Арабеск ~ это непрерывный растительный орнамент, основу которого составляет рисунок бесконечных и ритмичных завитков. Он был быстро воспринят и получил исключительное развитие в мусульманском мире, став его характерной чертой и даже получив в Европе название «арабский» арабеск.

3) Блестящим воплощением идеи геометрического орнамента являются знаменитые архитектурные «сталактиты» - ниши, нависающие одна над другой и создающие иллюзию бесконечного углубления пересекающихся пространств. Геометрический орнамент, может быть, самое лучшее выражение абстрактной идеи Аллаха. Переплетающиеся линии и фигуры заполняют все поверхности художественных изделий казанских татар.

Художественные общетюркские педагогические шедевры в Казанском крае создавались на основе рунического, уйгурского и арабского письма. Художественное общетюркское педагогическое наследие имеет опору на бумажные рукописные и каменные письмена, археологические исследования, архитектурные памятники.

Надо отметить то, что для художественного образования важен не только уникальный талант одной личности, но и то, какое количество людей в обществе приобщено к ней. Одной из художественных форм искусства и художественного образования является и каллиграфическое письмо. Занятия каллиграфией способствовали закреплению знаний, развитию умений и навыков, требовали сосредоточенности и прилежания, давали возможность переживать творческий процесс, совершенствовать индивидуальные

116

12' 2006

Способности, созидательно интерпретировать взаимодействие содержания и формы. Каллиграфическое письмо на историческом этапе государственного образования татарского народа - это вид художественной деятельности, и проявить интерес к художественному явлению есть стремление теоретически понять его смысл. Каллиграфия предполагает глубокое понимание темы, знание законов и категорий графических форм, высокое мастерство выполняемых линий, проявление авторской индивидуальности, в которой воспринимаемый мир выражается языком линейных форм, уровнем эмоционального чувства художника.

С IX века на территории Казанского края получили развитие курсивные почерки арабского письма, затем, благодаря нескольким реформам, была создана система, геометрически унифицировавшая письмо. «...Возникшая система называлась ал-хатти ал-мансуб (пропорциональное письмо). Автором этой системы был Абу Али Ибн Мукла (886-940), каллиграф и политический деятель...» [2,44]. Вслед за Ибн Муклой новые изобразительно-графические почерки и приемы развивали его знаменитые ученики - Ибн Бавваб (ум. 1022) и другие. Следующей «звездой» каллиграфии был Йакутал-Мустасими (ум. 1298).

Высокий социальный статус каллиграфов еще более возвысил Имена самых знаменитых из них, такие, как Хамидулла, Карахисари, были известны в самых широких кругах булга-ро татарского общества. Искусство каллиграфии особо примечательно произведениями в системе образова-

ния: книгах Ахмед-аль-Булгари по риторике, о лекарствах, по богословию, философии; в обширном словаре тюркских наречий XI в. языковеда Махмуда Кашгари; в литературном сочинении «Кутадгу-билик», написанном в 1069 г. Юсуфом Ибн-Хазипом.

Первоначально книги содержали только слово божье и потому считались священными. Производство рукописной книги требовало усилий нескольких специалистов - изготовителей и резчиков бумаги, каллиграфов, мастеров орнамента, художников, переплетчиков.

Книга у казанских татар считалась немалой материальной ценностью. Средневековые правители имели специальные мастерские - китабхана, где создавались драгоценные рукописные издания. В процессе рождения книги огромная роль отводилась каллиграфу, и не каждый мог им стать; кроме мастерства, человек должен был обладать большими знаниями и высокими нравственными качествами.

Рисунки и миниатюры к произведению выполнялись мастерами на свободном месте, оставленном каллиграфом. Миниатюра иллюстрировала отдельные моменты повествования и должна была в зрительных образах пояснить содержание текста, усилить впечатление от того или иного события, о котором рассказывается, логично завершить определенную композицию листа.

После каллиграфа и Миниатюриста к работе приступал орнаменталист, украшавший красочным и тончайшим орнаментом фронтисписы, заставки, шамс (дословно - солнце, место, куда вписывалось название произведения). Этот мастер также орнаменти-

История образования

ровал поля или покрывал их мельчайшим золотым «розбрызгом». Он разрабатывал и воплощал идею каллиграфического написания заглавия. Иногда создавал специальную художественно оформленную страницу, появляющуюся через каждые 16-20 листов, предназначением которой было предоставление эстетического отдыха читателю.

Если книга казанских татар раннего периода содержала в основном миниатюры, то в период наивысшего расцвета ее искусства в фолианте еще иллюминируются фронтиспис, шмуцтитул, заставки. К тому же на последней странице рукописи приводятся сведения о переписчике,; месте и дате переписки книги. Окончательная работа по доведению книги до совершенства была прерогативой переплетчика.

Самым Знаменательным свидетельством творческой самостоятельности мастеров казанской каллиграфии служит первая известная нам надпись татарского мастера в ярлыке хана Ибрагима, уточняющая место выдачи (Казань) и время, где четко сказано, что написан этот ярлык «Хафизом по имени Хаджи-Курбац», Оба приложения к имени «Курбан», «Хафиз» -учитель, грамотей, писец, точнее, человек, читающий и пишущий, знающий наизусть Коран. И «хаджи» - совершивший хадж, паломничество в Мекку, характеризуют высокий уровень культуры мастера, владеющего пером - калямом (карандашом). Таким образом, искусство татарских мастеров каллиграфии представляется нам уже совершенной, своеобразной и емкой.

В восточной миниатюре северных исламских государств (Булгары, Золотая Орда, Казанское ханство)

117

М I I гтт

4 П П1ХП

Казанский педагогический журнал

шамаиль получил новое истолкование - это и настенная таблица или картина с изображением святых мест мусульман, молитв, религиозных наставлений и поучений, исполненных арабской вязью. В народе творения мусульманских художников назывались «Аят-алькурси» (аят о Божьем троне), «Аят», а то и просто «йорт догасы» (молитва дома). В музее сохранилось несколько вариантов шаман лов с этим аятом, в том же числе шамаил, который называется «Аят-алькурси с почерком куфи».

Целое Самостоятельное Направление - группа шамаил ей, которые представляют варианты изображения заповедных мечетей «Ать-Акса», Мекки, Медины и в помещении указывают направление к Каабе. На территории Татарстана издавна местом паломничества были святые места древних Булгар, где был принят ислам как государственная религия. Об этом напоминает шамаиль с изображением архитектурных памятников святыни.

Шамаили, изготовленные как наглядные пособия в обучении, служили источниками информации о философских основах шариата и общечеловеческих правилах жизни. Одновременно с этим изысканная арабская вязь в разных вариациях являлась украшением интерьера, воспитывала эстетический вкус. Еще Ибн-Сина (Авиценна) сформулировал КЭ.К КЛЭ.С сический принцип восточного декора-тивно-прикладного Искусства: «Всякую вещь, у которой сразу есть все, что у нее должно быть, так что ничего больше не надобно... называют совершенной» [4].

Но если искусство писать суры красивой арабской вязью на стенах

116

12' 2006

мечетей существовало у многих мусульманских народов, то изготовление шамаилей, несущих двойную функцию: образец наглядной информации для изучения Корана и Сунны, и в то же время пособие по обучению чтению и письму, - является сугубо национальным видом творчества казанских татар.

До конца XIX века шамаили были рукописными, Затем традиции продолжили художники-печатники. Титры ими изготовленных шамаилей сохранили имена многих скромных татарских художников: Абдрахмана Абдуллина, Мухаметжана Хужа Сеидо-ва, Гайфуллы Музаффарова, братьев Ахметсадыковых. В фондах Национального музея РТ хранится редкая коллекция шамаилей, напечатанных в типографиях Казани в конце XIX -начале XX века. Это цензорские экземпляры известного тюрколога, этнографа и языковеда Н.Ф. Катанова, который в те годы работал в Казани в службе печатной цензуры.

Сохранившиеся источники - это особое богатство. Помимо того, что они - величайшее достояние культуры, это еще и проверенная веками, доказавшая свою состоятельность система образования наших предков.

Восточная каллиграфия в целом, и в частности булгаро-татарская, возникшая в качестве иллюстраций к художественным, историческим и научным произведениям, занимает почетное Место в истории мирового искусства и художественного образования. Язык, на котором «говорят» художественные произведения, способствовал образованию мусульманина, к какой бы социальной сфере он не принадлежал. Овладение искус

м i i m

-ф П МП ПЕЛ

ством каллиграфии в процессе художественного образования у мусульман есть показатель уровня грамотности и развития культурных традиций восточного мира. Народы разных национальностей и жизненного уклада, объединенные единой образовательной системой, и в настоящее время могут находить и находят взаимопонимание на основе всеобъемлющей эстетики и идеологии ислама.

Таким образом, в истории становления национального художественного образования в Казанском крае можно выделить следующие периоды (ранний, домонгольский и золотоор-дынский):

- первый период (VIII - начало X веков) ~ являлся чисто языческим, отражая взгляды древних тюркских и угро-финно-славянских племен во всех проявлениях духовной культуры, в произведениях декоративно-при-кладного искусства при семейном и племенном обучении;

- второй, домонгольский период (X - начало XIII веков) - булгарское художественное творчество постепенно обретает черты культуры ислама (в стилизованных сложных орнаментах изделий из металла, украшениях), но в целом еще сохраняет и языческие черты. Это переходный к исламской культуре период булгарского ремесленного художественного творчества

История образования

в контексте семейного и коллективного обучения;

- третий, золотоордынский пе риод (XIII ~ середина XV веков) -булгарское ремесленное художественное творчество становится искусством ислама, частью огромного, культурного пространства при семейном и коллективном профессиональном обучении, которое простирается от Средней Азии до Волги, от Крыма до Западной Сибири.

И все три стадии в развитии национального ремесленного художественного творчества и обучения в Казанском крае, на наш взгляд, значительны и важны. Они постепенно, плавно переходят в другую, сохраняя и продолжая традиции, вновь и вновь проникая к истокам и черпая из них элементы древних орнаментов, образов, каллиграфические письмена, воплощая их в новые композиции при обучении в художественном образовании.

Литература:

1. Коран,- Медина. Комплекс им. Короля Фахда,- 2002,- 1071 с.

2. Пиотровский И.Б. О мусульманском искусстве.- СПб., 2001,- 148 с.

3. Юсупова Э.Ю. Миниатюра к «Хамсе* Низами.- Ташкент, 1985,- 240 с.

4. Сулейманова Ф. Миниатюра Востока,- Ташкент, 1987.- 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.