Научная статья на тему 'Художественное образование как механизм социализации и инкультурации в современной России'

Художественное образование как механизм социализации и инкультурации в современной России Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное образование / традиционные ценности / культура / инкультурация / социализация / культуросообразность / культурные основания / art education / traditional values / culture / inculturation / socialization / cultural conformity / cultural foundations

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — А О. Гетманенко

В статье рассматривается развитие художественного образования (в данном случае речь идет о начальной ступени художественного образования – детских школах искусств) на современном этапе. Автор выделяет проблемные векторы, требующие теоретического осмысления и выработки стратегических и тактических решений развития системы художественного образования: вопрос культурных предпосылок и культурных оснований системы художественного образования, выводящего на первый план содержательное наполнение образовательных программ; вопрос культуросообразности современного художественного образования, соответствия результатов обучения заявленным ценностным ориентациям и определенным направлениям государственной культурной политики; вопрос укрепления воспитательного компонента художественного образования. Исследование основывается на элементах системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art Education as a Mechanism of Socialization and Inculturation in Modern Russia

This article is devoted to the problem of the development of art education (in this case we are talking about the initial stage of art education children’s art schools) at the present stage. The author identifies the main problem vectors that require theoretical understanding and development of strategic and tactical solutions for the development of the art education system: the issue of cultural prerequisites and cultural foundations of the art education system, bringing to the fore the content of educational programs; the issue of cultural conformity of modern art education, compliance of learning outcomes with stated value orientations and certain directions of state cultural policy; the issue of strengthening the educational component of art education. The research is based on elements of a systems approach.

Текст научной работы на тему «Художественное образование как механизм социализации и инкультурации в современной России»

Culturology

Научная статья УДК 304.2

Художественное образование как механизм социализации и инкультурации в современной России

А. О. Гетманенко

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия ana2170@yandex.ru

Аннотация.

Ключевые слова:

В статье рассматривается развитие художественного образования (в данном случае речь идет о начальной ступени художественного образования - детских школах искусств) на современном этапе. Автор выделяет проблемные векторы, требующие теоретического осмысления и выработки стратегических и тактических решений развития системы художественного образования: вопрос культурных предпосылок и культурных оснований системы художественного образования, выводящего на первый план содержательное наполнение образовательных программ; вопрос культу-росообразности современного художественного образования, соответствия результатов обучения заявленным ценностным ориентациям и определенным направлениям государственной культурной политики; вопрос укрепления воспитательного компонента художественного образования. Исследование основывается на элементах системного подхода.

художественное образование, традиционные ценности, культура, инкультурация, социализация, культуросообразность, культурные основания

Для цитирования: Гетманенко А. О. Художественное образование как механизм социализации и инкультурации в современной России // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2024. Вып. 2 (883). С. 150-155.

Original article

Art Education as a Mechanism of Socialization and Inculturation in Modern Russia

Anastasiya O. Getmanenko

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia ana2170@yandex.ru

Abstract.

Keywords:

This article is devoted to the problem of the development of art education (in this case we are talking about the initial stage of art education - children's art schools) at the present stage. The author identifies the main problem vectors that require theoretical understanding and development of strategic and tactical solutions for the development of the art education system: the issue of cultural prerequisites and cultural foundations of the art education system, bringing to the fore the content of educational programs; the issue of cultural conformity of modern art education, compliance of learning outcomes with stated value orientations and certain directions of state cultural policy; the issue of strengthening the educational component of art education. The research is based on elements of a systems approach.

art education, traditional values, culture, inculturation, socialization, cultural conformity, cultural foundations

For citation: Getmanenko, A. O. (2024). Art education as a mechanism of socialization and inculturation in modern

Russia. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 2(883), 150-155.

введение

Трансформации социокультурного контекста в русле выстраивания единого коммуникативного пространства обусловливают возникновение новых и преобразование традиционных механизмов инкультурации и социализации. Так, медиа-сфера, широко представленная социальными сетями и информационно-коммуникационными технологиями, становится пространством, в рамках которого ребенок с самого раннего возраста знакомится с культурными нормами, обращается к ценностно-смысловым основам. Важно учитывать, что открытость информационного пространства предоставляет возможность проникновения в него ценностям, чуждым российской культуре.

Развитие государственной культурной политики на современном этапе ориентировано на укрепление традиционных национальных духовно-нравственных ценностей. Это обусловливает необходимость обращения к тем механизмам, которые традиционно рассматривались как инструмент трансляции и укоренения ценностей - к сфере образования.

Пространство художественной культуры также является каналом, обеспечивающим формирование ценностного ядра нации, пространством репрезентации культурных ценностей в символической форме. Именно поэтому особое внимание в контексте вышеобозначенного вектора государственного развития обращается на художественное образование как механизм инкультурации и социализации.

Художественное образование - особая сфера, ориентированная на выявление талантов в области отдельных видов искусств, их раннюю профориентацию и как результат подготовку профессиональных кадров для сферы художественной культуры. Вместе с тем одной из функций образования является воспитательная, ориентированная в контексте художественного образование на эстетический компонент.

Приоритетом общественного развития России на современном этапе выступает ориентация на традиционные национальных духовно-нравственные ценности, их распространение и укоренение, что предполагает интеграцию аксиологического компонента в образование всех уровней и видов.

Образование в сфере искусств в России имеет многовековую историю, однако его институциональное формирование как трехступенчатой системы, где в качестве первой выступают детские школы искусств, приходится на начало 2000-х годов. Социокультурные преобразования требуют обогащения системы художественного образования, выработки культуросообразных решений, а также

внедрение методов, подходов, приемов работы, обеспечивающих реализацию приоритетов развития сферы культуры и образования как ее элемента на современном этапе.

Целью данного исследования является выделение основных проблемных векторов развития и усовершенствования системы художественного образования на современном этапе.

Методы исследования:

• теоретический анализ трудов отечественных авторов, основанный на общенаучных методах познания (сравнение, абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция);

• системный анализ: понимание культуры как системы, в центре которой стоит человек, а функциональную основу представляют коммуникации, интегрирующие внутренние процессы (в том числе творческую деятельность) и материал культуры [Хрестоматия по работам Г. П. Щедровиц-кого, 2012].

художественное образование в контексте государственной культурной политики

Тенденции развития российского общества под влиянием геополитических тенденций, экономических ограничений, попыток искажения исторических событий и обесценивания подвига Победы в Великой Отечественной войне обусловили трансформацию культурной политики государства в вектор охранительной: так, в ежегодном Послании Президент Российской Федерации Федеральному собранию в 2023 году была отмечена важность укрепления общих ценностей, национальной идентичности, что, безусловно, должно отражаться в сферах образования и культуры: «Культура призвана служить добру, красоте, гармонии, размышлять над порой очень сложными, противоречивыми вопросами жизни, и главное - не разрушать общество, а пробуждать лучшие человеческие качества»1.

Проблема ценностных оснований образования обсуждается с момента встраивания России в Болонский процесс, когда опасения социологов, культурологов, педагогов были связаны с риском размывания традиционных национальных ценностей и их замещения ценностями Запада, имеющими материально-утилитарную основу. При этом уже в 2014 году Указом Президента Российской

1Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 2023. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70565. Дата обращения: 29.01.2024 г.

Culturology

Федерации были утверждены «Основы государственной культурной политики», в соответствии с которыми государственная культурная политика была выведена в статус национального стратегического приоритета, основы обеспечения национальной безопасности, а в качестве одной из целей государственной культурной политики определяется передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения1. В 2022 году, после утверждения «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нрав-ственных»2 ценностей, были внесены изменения в определения основных понятий, используемых в Законе об образовании в Российской Федерации: например, воспитание стало подразумевать в качестве необходимого создание условий самореализации личности на основе социокультурных, традиционных духовно-нравственных ценностей. Очевидно, что трансформация дефиниций и подчеркнутая в них роль ценностного обогащения воспитательного процесса как элемента образования является руководством к достижению целей, обозначенных в вышеуказанных законодательных и подзаконных актах.

Художественное образование является одним из значимых элементов культуры России. Обладая колоссальным воспитательным потенциалом, оно обеспечивает не только вовлечение детей разного возраста в творческую деятельность, знакомство с различными элементами художественной культуры, инкультурацию и социализацию, но и формирование системы ценностей личности. Постигая символический язык различных видов искусства (музыкального, танцевального, изобразительного, театрального и т. п.), ребенок не только приобщается к богатейшей истории данного художественно-эстетического направления, но и, знакомясь с историко-культурным контекстом, постепенно выстраивает собственное миропонимание и мировосприятие, ядром которого становятся духовно-нравственные ценности.

После распада СССР учреждения первой ступени художественного образования (детские школы искусств) были отнесены к учреждениям

1Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. N 808. СЗ РФ. 2014. No 52 (часть I). Ст. 7753. URL: http://static.kremlin.ru/media/ events/files/41d526a877638a8730eb.pdf

2 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022. № 809. СЗ РФ. 2022. № 46. Ст. 7977. URL: http://pravo.gov.ru/news/ ob_utverzhdenii_osnov_gosudarstvennoy_politiki_po_sokhraneniyu_i_ ukrepleniyu_traditsionnykh_rossiysk_101122/

клубного и кружкового типа, что предопределяло как снижение качества подготовки,так и деградацию самой системы. Реформистским и в некоторой степени революционным казалось выделение в структуре детского художественного образования двух видов реализуемых образовательных программ - предпрофессиональных (ориентированных на выявление талантов и их раннюю профориентацию) и общеразвивающих (приоритетом которых должно было стать приобщение широких масс к художественной культуре, формирование просвещенного в области искусств человека).

Важно отметить, что на законодательном уровне отсутствует официальное понятие «художественное образование», что в рамках теоретических исследований часто приводит к многообразию трактовок. Так, художественное образование часто рассматривается как система учреждений, ориентированных на подготовку специалистов в области художественно-изобразительных видов искусств (живопись, графика и др.). Условимся, что в рамках нашего исследования будет принят широкий подход к пониманию художественного образования, под которым будет пониматься образование в области искусства.

Анализ системы художественного образования в России позволяет выделить следующие ступени:

1) начальная ступень институционально представлена детскими школами искусств (по видам), а содержательно - предпрофес-сиональным и общеразвивающими программами. Важно отметить, что данная ступень в рамках принятой в России системы образования относится к дополнительному образованию детей и взрослых;

2) средняя ступень, к которой мы отнесели учреждения среднего профессионального образования (колледжи искусств);

3) высшая ступень, к ней нами отнесены учреждения высшего образования (по видам искусств), реализующие программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и ассистентуры-стажировки (по отдельным направлениям).

Предметом рассмотрения в рамках представленного исследования выступает первая ступень художественного образования, целевой аудиторией которой являются дети от 6,5 до 18 лет. Выстроенная в России система художественного образования уникальна и не имеет аналогов в мире.

В СССР была разработана система подготовки выдающихся кадров - музыкантов, художников, танцоров и др. Используемые программы и подходы обеспечивали не только выстраивание

воспитательного процесса в рамках идеологии, но и высокий уровень подготовки выпускников.

В настоящий момент система художественного образования находится в стадии восстановления и модернизации. Возникают попытки интеграции эффективных в прошлом образовательных практик в новый социокультурный контекст, что обусловливает возникновение ряда проблемных полей.

ценностно-смысловые основания художественного образования как механизма инкультурации и социализации: ВЕКТОРЫ РАзВИТИЯ и преобразования

Г. А. Аванесова, О. Н. Астафьева, А. Я. Флиер неоднократно отмечали, что развитие культуры предполагает сочетание традиций и модернизации, историко-культурной устойчивости и творчества. По мнению М. С. Кагана, художественная культура - независимая от культуры подсистема, которую нельзя однозначно отнести к материальной или духовной культуре [Каган, 1978]. При этом именно в художественной культуре данная дихотомия сливается в некоторое единство: являясь пространством творческой реализации личности в символической форме, она предоставляет условиях репрезентации как индивидуально-личностных, так и общественных (характерных для конкретного исторического периода) взглядов, идей, традиций, а также служит каналом, обеспечивающим взаимодействие субъектов вне пространственно-временных ограничений. В художественной культуре есть свой символический язык, посредством которого производится кодировка ценностей. Таким образом, художественная культура выступает также в роли коммуникативного пространства: «Занимаясь художественной деятельностью, человек овладевает языком «второй реальности», во время которой отбирает поступки и интерпретирует их в свете своего эстетического идеала. Это позволяет людям исследовать окружающее пространство и развивать свой духовный мир, значительно обогащает их социальный опыт и является синтезированным человеческим навыком, сочетающим в себе способность учиться, творить, общаться и ориентироваться в ценностях. Таким образом, художественное развитие мира оказывается интегративной деятельностью, в которой пересекаются все другие виды деятельности» [Петрова, 2021, с. 368].

Формирование личности ребенка, процессы его социализации и инкультурации предполагают освоение культурных норм, способов действия,

основ коммуникации, ядром которых являются ценности. Как отмечает С. Б. Синецкий, ценности осваиваются и принимаются субъектом осознанно, составляя достаточно подвижный элемент культуры [Синецкий, 2011]. Образование же, с позиции культурологии, рассматривается как ключевой механизм трансляции, укоренения, распространения и даже трансформации ценностей. Вышесказанное предопределяет высокий уровень ответственности, возлагаемый на систему образования и художественного образования, в частности. Проблема ценностного обогащения художественного образования сопряжена с рядом проблем.

Ребенок как субъект художественной культуры в рамках образовательного процесса выступает:

1) слушателем - ориентация на восприятие;

2) исполнителем - ориентация на овладение техникой исполнения;

3) творецом - приоритет творческого компонента (как в смысле создания нового, так и индивидуальной исполнительской интерпретации произведений).

Данные роли актуализируются в реализуемых организациями сферы художественного образования в контексте определенных образовательных программ. Дополнительные общеобразовательные программы в области искусств, как было отмечено, разделяются на два типа. При этом общим для них является то, что в качестве основы и результата рассматривается овладение определенным материалом, иными словами, приобщение к объектам художественной культуры в контексте обозначенных выше ролей. Очевидно, что рассматриваемые образовательные программы создаются на основе системно-деятельностного подхода, что на практике часто приводит к редукции ценностной составляющей образования. Это обусловливает возникновение двух проблемных векторов: вопрос культурных предпосылок и культурных оснований системы художественного образования, выводящего на первый план содержательное наполнение программ. Именно в рамках данного вектора может и должна найти свое разрешение ситуация, при которой субъекты образовательного процесса (ученик и педагог, в частности) становятся «заложниками» требований, предъявляемых к уровню подготовки обучающегося. В результате на практике это часто приводит либо к снижению мотивации, прекращению занятий, либо к стремлению к достижению определенных показателей, выводящих вопрос качества образования в плоскость исключительно достижений.

Вторым проблемным вектором выступает вопрос культуросообразности современного художественного образования, которое является

СиИиго!оду

элементом культуры. В данной плоскости актуализируется вопрос соответствия результатов обучения заявленным ценностным ориентациям и определенным направлениям государственной культурной политики, в рамках которой на базе укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей должны быть выстроены, с одной стороны, сохранение культурного наследия, с другой - творческая личностная реализация.

Важно указать также на специфику коммуникативного пространства, в которое включен ребенок. С самого раннего возраста он становится субъектом коммуникации не только внутри семьи, коллектива сверстников, друзей и т. п., но и интегрируется в глобальное медиа-пространство. О. Н. Астафьева, Н. В. Тарасова, Е. В. Соловьева, И. В. Челнышева неоднократно обсуждали вопрос, касающийся проблемы информационной детской безопасности. В контексте художественного образования данная проблематика также актуальна: с одной стороны, раскрываются широкие возможности для приобщения к классическим образцам художественной культуры (чему способствуют, в частности, и цифровизация культуры - организация онлайн-выставок, создание медиаресурсов, где можно посмотреть театральные поставки или прослушать концерты), с другой - обеспечивается свободный доступ к разным объектам массовой художественной культуры. И в данном контексте возникает некоторая внутрисистемная разобщенность: художественное образование как элемент культуры в рамках существующих моделей преобразуется либо в элитарное направление, устанавливающее ценз по уровню развития способностей и освоения технических приемов, либо, следуя тенденциям модернизации, активно развивает современные направления, что часто приводит к преобразованию деятельности учреждений в культурно-досуговую, институционально соответствующую учреждениям данного типа.

Вместе с тем незамкнутость коммуникативного пространства, создает потенциал развития системы художественного образования, возможность интеграции в образовательный процесс практик, ориентированных, с одной стороны, на определенные образовательными программами цели и задачи, с другой - создающие форматы, адаптированные для восприятия обучающимися, обеспечивающие лучшее усвоение ими материала. Кроме того, медиасреда выступает также платформой для обмена опытом, выстраивания партнерских отношений между учреждениями как внутри системы, так и вовне. Всё это может служить инструментом преодоления некоторой изоляции, характерной для детских школ искусств.

Требует теоретического осмысления вопрос укрепления воспитательного компонента художественного образования. Здесь важно отметить, что ориентация на трансляцию и взращивание традиционных национальных духовно-нравственных ценностей не может и не должно опираться исключительно на такие тактические решения, как стимулирование приема обучающихся на направления, связанные с народной исполнительской традицией, активное продвижение отдельных видов образовательных программ. Воспитательный компонент не может быть искусственно насаждаем: ценностные основания должны быть положены в основу реализуемых образовательных программ, что требует, с одной стороны, межведомственного взаимодействия по вопросам переработки образовательных программ с их учетом, с другой - интеграции социокультурных проектных практик в деятельность учреждений данной сферы. Актуальной представляется также активизация использования партисипативных технологий, ориентированных на вовлечение родительской общественности, обучающихся, педагогического коллектива и местного сообщества в разработку и реализацию проектных решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что разрешение обозначенных выше проблем требует выработки стратегии развития художественного образования как подсистемы культуры на государственном уровне, а также обеспечения согласованности достижения стратегических задач на уровне тактическом. Являясь одновременно предметом регулирования ведомств в сфере образования, просвещения и культуры, выстраивание подсистемы художественного образования требует согласованности действий, выработки единообразных стандартов, опирающихся на необходимость достижения целей государственной культурной политики. Без подобных решений невозможно обеспечить встраивание художественного образования в культуру как механизма, обеспечивающего трансляцию ценностей, сохранения культурного наследия и подготовки кадров сферы культуры.

Особо важно подчеркнуть роль экспертного сообщества в подготовке и выработке подобных решений. Культурологические исследования в данном контексте могут и должны стать основой определения стратегических решений в обозначенной сфере, без которой невозможно обеспечение соответствия определяемых на государственном уровне приоритетов тактическим действиям, принимаемым на местах.

список источников

1. Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. М.: Альпина паблишер, 2012.

2. Аванесова Г. А., Астафьева О. Н. Культурная политика и национальная культура: перспективы стратегического вектора современной России // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С. 193-202.

3. Каган М. С. Социальный функции искусства. Л., 1978.

4. Петрова С. И. Художественная культура как отражение объективного мира человека // Бюллетень науки и практики. Т. 7. № 7. 2021. С. 366-370.

5. Синецкий С. Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего: монография. Челябинск: Энциклопедия, 2011.

references

1. Shchedrovitsky, G. P. (2012). Putevoditel' po osnovnym ponyatiyam i skhemam metodologii organizacii, rukovodstva i upravleniya. Hrestomatiya po rabotam G. P. Shchedrovickogo= Guide to the basic concepts and schemes of the methodology of organization, leadership and management. Reader based on the works of G. P. Shchedrovitsky. Moscow: Al'pina publisher. (In Russ.)

2. Avanesova, G. A., Astafieva, O. N. (2015). Cultural policy and national culture: prospects of the modern Russian strategic vector. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 5, 193-202. (In Russ.)

3. Kagan, M. S. (1978). Social'nyj funkcii iskusstva. Leningrad = Social functions of art. Leningrad. (In Russ.)

4. Petrova, S. I. (2021). Hudozhestvennaya kul'tura kak otrazhenie ob"ektivnogo mira cheloveka. Byulleten' nauki i praktiki = Artistic culture as a reflection of the objective world of man. Bulletin of science and practice, 7(7), 366-370. (In Russ.)

5. Sinetsy, S. B. (2011). Kul'turnaja politika XXI veka: ot precedenta Istorii k proektu Budushhego = Cultural policy of the 21st century: from the precedent of history to the project of the future: monograph. Chelyabinsk: Encyclopedia. (In Russ.)

информация об авторе

Гетманенко Анастасия Олеговна

кандидат психологических наук

старший преподаватель кафедры мировой культуры

Института гуманитарных и прикладных наук

Московского государственного лингвистического университета

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Getmanenko Anastasiya Olegovna

PhD (Psychology)

Senior Lecturer at the Department of World Culture Institute of Humanitarian and Applied Sciences Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации

22.12.2023 The article was submitted

28.01.2024 approved after reviewing 04.02.2024 accepted for publication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.