Научная статья на тему 'Концептуальные основы культурной политики для городов'

Концептуальные основы культурной политики для городов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1429
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ГОРОДСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ / ЛИБЕРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / CITY / ART CULTURE / URBAN ART CULTURE / CULTURAL POLICY / STATE MODEL / LIBERAL MODEL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гун Галина Евгеньевна

Культурная политика формируется институтами федеральной и региональной власти, городскими и внутригородскими сообществами. Миссия политики города создание и поддержание здоровой социально-психологической и нравственной атмосферы, адаптация потенциала города к актуальным задачам модернизации и ответам на вызовы времени средствами культуры, укрепление репутации города на основе культурных достижений, инициатив и проектов. Цели культурной политики вырабатываются городской властью и могут включать повышение степени удовлетворенности культурных потребностей и доступа к культурным ценностям жителей города, совершенствование практики управления культурой на муниципальном уровне. Задачи культурной политики решаются профильным подразделением администрации города, то есть комитетом по культуре, и предполагают оперативное управление учреждениями культуры и художественного образования, обеспечение условий их эффективной работы. В современной ситуации оптимальным представляется соединение элементов моделей государственно-просветительской политики, ориентированной на просветительскую деятельность, и либеральной, ориентированной на создание и поддержание условий для разнообразной творческой деятельности и реализации гетерогенных культурных запросов. Если субъектом привычной культурной политики выступает государство в лице региональных и муниципальных властей, то субъектом либеральной политики не только власть, но и городское сообщество, горожане, позиционирующие себя как его граждане. Синтез моделей позволит перейти к стратегии «развития муниципального образования через культуру», в которой культуре отводится роль значимого ресурса развития. Сравнительное исследование художественной культуры городов разного статуса выявило содержательные отличия культуры крупных, средних и малых городских поселений. Следовательно, разнонаправленной должна быть и культурная политика, формируемая в городах разного статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE URBAN CULTURAL POLICY

The cultural policy is formed by institutions of federal and regional authorities, urban and intraurban communities. The mission of the city policy is to create and maintain the healthy social, psychological and moral atmosphere, to adjust the city resources in accordance with the urgent tasks of modernization, to meet the challenges of our time by means of culture, to reinforce the city reputation on the basis of cultural achievements, initiatives and projects. The cultural policy objectives are developed by the municipal authorities and may include satisfaction of cultural needs and access to the cultural values for city residents, improvement of the culture management at the municipal level. The culture policy issues are solved by the appropriate municipal authority division, i.e. the Culture Committee, and suppose the strategic management of educational institutions for culture and arts, providing conditions for their efficient functioning. In the present situation the most optimal option is combination of the elements of public-education policy model focused on the educational activities, and the liberal model oriented on the establishment and maintenance of conditions for various creative activities and the implementation of heterogeneous cultural demands. The subject of the customary cultural policy is the state represented by regional and municipal authorities, while the subject of the liberal policy is not only the power, but also the urban community, the city residents, holding themselves out as its citizens. The synthesis of these models will make it possible to advance to the strategy of “municipal development through the culture", in which the culture plays the role of significant development resource. The comparative research of the art culture of the cities of different statuses has revealed substantial differences between the cultures of large, medium cities and small towns. Therefore, the cultural policy, which is being formed in cities of different status, should also be diversified.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы культурной политики для городов»

УДК 008:: 316.334.56 Гун Галина Евгеньевна

кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философских, социально-экономических и гуманитарных дисциплин Магнитогорской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ГОРОДОВ

Резюме:

Культурная политика формируется институтами федеральной и региональной власти, городскими и внутригородскими сообществами. Миссия политики города - создание и поддержание здоровой социально-психологической и нравственной атмосферы, адаптация потенциала города к актуальным задачам модернизации и ответам на вызовы времени средствами культуры, укрепление репутации города на основе культурных достижений, инициатив и проектов.

Цели культурной политики вырабатываются городской властью и могут включать повышение степени удовлетворенности культурных потребностей и доступа к культурным ценностям жителей города, совершенствование практики управления культурой на муниципальном уровне. Задачи культурной политики решаются профильным подразделением администрации города, то есть комитетом по культуре, и предполагают оперативное управление учреждениями культуры и художественного образования, обеспечение условий их эффективной работы.

В современной ситуации оптимальным представляется соединение элементов моделей государственно-просветительской политики, ориентированной на просветительскую деятельность, и либеральной, ориентированной на создание и поддержание условий дляразнообразной творческой деятельности и реализации гетерогенных культурных запросов. Если субъектом привычной культурной политики выступает государство в лице региональных и муниципальных властей, то субъектом либеральной политики - не только власть, но и городское сообщество, горожане, позиционирующие себя как его граждане. Синтез моделей позволит перейти к стратегии «развития муниципального образования через культуру», в которой культуре отводится роль значимого ресурса развития. Сравнительное исследование художественной культуры городов разного статуса выявило содержательные отличия культуры крупных, средних и малых городских поселений. Следовательно, разнонаправленной должна быть и культурная политика, формируемая в городах разного статуса.

Ключевые слова:

город, художественная культура, городская художественная культура, культурная политика, государственная модель, либеральная модель.

Gun Galina Evgenyevna

PhD (Philosophy), Assistant Professor, Head of the Subdepartment for Philosophic, Socioeconomic Subjects and the Humanities, Magnitogorsk State Conservatoire (Academy)

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE URBAN CULTURAL POLICY

Summary:

The cultural policy is formed by institutions of federal and regional authorities, urban and intraurban communities. The mission of the city policy is to create and maintain the healthy social, psychological and moral atmosphere, to adjust the city resources in accordance with the urgent tasks of modernization, to meet the challenges of our time by means of culture, to reinforce the city reputation on the basis of cultural achievements, initiatives and projects. The cultural policy objectives are developed by the municipal authorities and may include satisfaction of cultural needs and access to the cultural values for city residents, improvement of the culture management at the municipal level. The culture policy issues are solved by the appropriate municipal authority division, i.e. the Culture Committee, and suppose the strategic management of educational institutions for culture and arts, providing conditions for their efficient functioning.

In the present situation the most optimal option is combination of the elements of public-education policy model focused on the educational activities, and the liberal model oriented on the establishment and maintenance of conditions for various creative activities and the implementation of heterogeneous cultural demands. The subject of the customary cultural policy is the state represented by regional and municipal authorities, while the subject of the liberal policy is not only the power, but also the urban community, the city residents, holding themselves out as its citizens. The synthesis of these models will make it possible to advance to the strategy of "municipal development through the culture", in which the culture plays the role of significant development resource. The comparative research of the art culture of the cities of different statuses has revealed substantial differences between the cultures of large, medium cities and small towns. Therefore, the cultural policy, which is being formed in cities of different status, should also be diversified.

Keywords:

city, art culture, urban art culture, cultural policy, state model, liberal model.

Определения культурной политики многочисленны. Впервые термин «культурная политика» появился в документах ЮНЕСКО (1967 г.) в ситуации поиска стратегий общественного развития на принципах согласования интересов государства и общества в вопросах развития культуры. Имелся в виду «комплекс операциональных принципов, административных и финансовых

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 16)

видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры... всю сумму сознательных и обдуманных действий... в обществе, направленных на достижение определенных культурных целей посредством оптимального использования всех физических и духовных ресурсов, которыми располагает общество в данное время» [1, с. 17].

У российских исследователей можно выделить несколько основных подходов. Развернутое определение дано А.Я. Флиером: «Культурная политика - это совокупность идеологических принципов и практических мер, осуществляемых через образование, просветительские, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские, коммуникационные, социально-организационные и иные государственные и общественные институты по всесторонней и углубленной социализации и инкультурации населения» [2, с. 187]. Г.М. Бирженюк говорит о ней как о совокупности концепций, принципов, целей, методов и содержания деятельности по регулированию культурных процессов [3]. Более узкую трактовку дает К.Б. Соколов, который считает сущностью культурной политики целенаправленное воздействие на художественную культуру [4, с. 4, 23]. В.С. Жидков говорит о культурной политике как о «специфическом виде деятельности по регулированию культурной жизни, сводящемся к воздействию на личность с целью формирования ее "картины мира", то есть такой координатной сетки, через которую человек воспринимает и оценивает окружающую действительность» [5, с. 67, 70].

Нацеленность культурной политики в будущее отражена в определении, данном С.Б. Синец-ким, который определяет ее «как целенаправленную, перспективно (долгосрочно) ориентированную деятельность, обеспечивающую развитие общества (его части) в рамках обоснованно отобранных и искусственно внедряемых культурных норм, пропагандируемых ценностей» [6, с. 73].

Миссия культурной политики формируется институтами федеральной и региональной власти, городскими и внутригородскими сообществами. Выработка основных ориентиров культурной политики, как подчеркивает А.Я. Флиер, - это «забота всего общества; культурная политика рождается как отклик на комплекс объективных потребностей общества в тех или иных ценностных принципах и установлениях» [7, с. 188]. Миссия политики города - создание и поддержание здоровой социально-психологической и нравственной атмосферы, адаптация человеческого потенциала города к актуальным задачам модернизации и ответам на вызовы времени средствами культуры, расширение социального партнерства и межкультурного диалога, обеспечение единства культурного пространства города на основе обеспечения равных возможностей для доступа к культурным ценностям, укрепление репутации города в регионе, в стране на основе культурных достижений, инициатив и проектов.

Наиболее общие цели культурной политики вырабатываются городской властью: администрацией города и районов, структурами местного самоуправления. Цели могут включать расширение круга субъектов культурной жизни города, развитие на этой основе практики социально-государственного партнерства, повышение образовательной роли культуры, повышение степени удовлетворенности культурных потребностей и доступа к культурным ценностям жителей города, обеспечение участия горожан в процессе культурного планирования и реализации культурной политики города, укрепление материально-технической базы сферы культуры, совершенствование практики управления культурой на муниципальном уровне.

Задачи культурной политики решаются профильным подразделением администрации города, то есть комитетом по культуре. Он предполагает оперативное управление учреждениями культуры и художественного образования, обеспечение условий их эффективной работы, взаимодействие с органами федеральной и региональной власти по вопросам реализации культурной политики. Отдельными задачами являются взаимодействие с гражданскими субъектами и с субъектами культурных индустрий, инициирование и разработка межведомственных программ по реализации культурной политики, пропаганда исторического наследия и современных достижений культуры города, поддержка местных институтов культуры и искусства, организация их взаимодействия, организация общегородских культурно-массовых и зрелищных мероприятий, контроль за состоянием кадрового корпуса учреждений культуры, формирование муниципального заказа для образовательных учреждений культуры и искусства.

Назрела потребность обновить региональную и муниципальную культурную политику города на основе расширения ее концептуальных основ на принципах соединения государственной и либеральной моделей. Новая модель культурной политики должна учитывать преимущества традиционной для нашей страны государственной модели, ориентированной на просветительскую деятельность, и либеральной модели, ориентированной на создание и поддержание условий для разнообразной творческой деятельности и реализации гетерогенных культурных запросов. Если субъектом привычной культурной политики выступает государство в лице региональных и муниципальных властей, то субъект либеральной политики - не только власть, но и городское сообщество, горожане, позиционирующие себя не просто как жители города, а как его граждане. Синтез моделей позволит перейти от «развития культуры в муниципальном образовании» к принципиально другой - стратегии «развития муниципального образования через культуру», в которой культуре отводится роль значимого ресурса развития.

Автором проведено сравнительное исследование художественной культуры городов разного статуса, которое выявило содержательные отличия культуры крупных, средних и малых городских поселений [8]. Следовательно, разнонаправленной должна быть и культурная политика, формируемая в городах разного статуса. Разнонаправленность политики в области культуры означает ее содержательное отличие на уровне целей в областном центре и крупных городах, в средних и малых городах. Для областного центра, крупных и отчасти средних городов актуальны идеи позиционирования их как центров инноваций, культура которых характеризуется высокой степенью гетерогенности, изменчивости, вариативности. Крупные города быстрее адаптируют человеческий потенциал для решения актуальных задач модернизации и нахождения ответов на вызовы времени средствами культуры. Художественная культура выступает инструментом решения задач повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности города.

В сфере художественной культуры при наличии общих задач для всех типов городов есть специфические задачи культурной политики крупных городов. Таковыми, на наш взгляд, являются создание привлекательной репутации города в стране и в регионе на основе художественных достижений; институциональное наращивание возможностей художественной культуры; поддержание высоких бюджетов в сфере высокого искусства на основе финансирования из государственных и негосударственных источников; развитие системы художественного образования; увеличение разнообразия и улучшение качества культурного обслуживания; создание благоприятных условий для субкультурных проявлений разных культурных сообществ и субституционального наполнения художественной жизни; поддержка авангардных, модных, актуальных арт-практик.

Для малых городов актуальна идея позиционирования устойчивых, экологичных городских поселений, «недогородской» характер которых является нормой и характеристикой культурного своеобразия. Миссия культурной политики состоит в создании и поддержании здоровой социально-психологической и нравственной атмосферы. Единство культурного пространства малых городов обеспечено местной идентичностью. В сфере художественной культуры своеобразие культурной политики малых и отчасти средних городов выражается в специфических задачах, которые, как нам видится, состоят в обеспечении равных (сопоставимых) с жителями других городов возможностей для доступа к культурным ценностям на основе системы региональных гастролей; расширении круга субъектов художественной жизни города; повышении авторитета учреждений культуры; укреплении материально-технической базы сферы культуры; повышении образовательной роли культуры; развитии креативных индустрий на основе традиционных народных промыслов и ремесел; организации народных праздников, фестивалей.

При определенных отличиях культурной политики в крупных и малых городах, по нашему мнению, креативные индустрии должны стать обязательным элементом продвижения художественных продуктов независимо от статуса города [9].

В заключение еще раз подчеркнем, что в современной ситуации ощущается острая необходимость перенесения центра формирования культурной политики в регионы, а на уровне регионов - в города, которые должны стать активными субъектами социального и культурного развития на региональном уровне. Содержательные отличия художественной культуры крупных, средних и малых городских поселений обусловили разнонаправленность культурной политики, формируемой в городах разного статуса. Для областного центра, крупных и отчасти средних городов, которые позиционируются как центры инноваций, художественная культура выступает инструментом решения задач повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности городов. Для малых городов актуальна иная идея устойчивости и экологичности поселения, «недогородской» характер которой является нормой и характеристикой культурного своеобразия и обеспечивается решением специфических задач в сфере художественной культуры.

Ссылки:

1. Цит. по: Синецкий С.Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего : монография. Челябинск, 2011. 288 с.

2. Флиер А.Я. Культурология для культурологов : учеб. пособие. М., 2000. 496 с.

3. См.: Бирженюк Г.М. Методология и технологии региональной культурной политики // Панорама культурной жизни Российской Федерации : науч.-информ. сб. М., 2000. Вып. 2. С. 2-39.

4. Соколов К.Б. Социальный эффект искусства и культурная политика: распространение и освоение художественных ценностей : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1993. 52 с.

5. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история : учеб. пособие для вузов. М., 2001. 592 с.

6. Синецкий С.Б. Указ. соч.

7. Флиер А.Я. Указ. соч.

8. См.: Гун Г.Е. Пространство региональной культуры в контексте сравнительного исследования художественной жизни городов // European Social Science Journal. Рига ; М., 2011. № 9 (12). С. 200-208.

9. Гун Г.Е. Городская художественная культура в контексте креативных индустрий // European Social Science Journal. Рига ; М., 2013. № 12. Т. 1. С. 349-354.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.