УДК 792.8
Н. А. Терентьева
канд. культурологии, Государственный театр оперы и балета Республики Коми E-mail: knmuzl 1@mail.ru
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА
Социокультурная среда города рассматривается как синтез развития социальной и культурной сфер жизнедеятельности городского сообщества, материальных и духовных условий существования территории. Акцент сделан на особой роли классического балета в российской культуре, значении балета в художественной системе создания, распространения и восприятия искусства. Изучение функционального значения классического балетного искусства в социокультурной среде современного города позволило выявить конкретные функции, определяющие формирование городской среды. Функции классического балета в социокультурной среде города представлены в трех ключевых подсистемах:
1) коммуникативно-инновационной (информационно-просветительская, культурно-презентационная, культурно-коммуникативная функции);
2) регулятивно-ориентационной (культурно-воспитательная, культурно-интегративная, культурно-регулятивная функции);
3) адаптационно-стабилизирующей (функция адаптации к художественным традициям и новациям или функция медиации, функция эстетизации и гармонизации урбанистического пространства).
Результатом реализации данных функций становится формирование особого сегмента подготовленного реципиента как креативного и инициативного культурного слоя городской жизни. Именно классическое балетное искусство обеспечивает баланс между классическим наследием (образцы классической хореографии) и инновационным потенциалом актуальной культуры (экспериментально-авангардные практики танцевального искусства).
Ключевые слова: классический балет, балетное искусство, функции, социокультурная среда, культура города
Для цитирования: Терентьева, Н. А. Функциональное значение классического балета в формировании социокультурной среды города / Н. А. Терентьева // Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 1 (53). -С. 109-113.
Современная социокультурная ситуация, обозначаемая в исследованиях и научно-публицистическом дискурсе «массовым обществом», «обществом потребления», «сетевой культурой», «цивилизацией досуга», во многом размывает идею авторства (начальной точки создания) как эксклюзивно значимого феномена, акцентируя внимание на процессах распространения и потребления культурных благ. Неслучайно в современной жизни столь актуальны статусные позиции коммуникаторов, продюсеров, посредников, реципиентов, потребителей. Очевидно, в современной социокультурной ситуации, как диаг-
ностировал некогда Х. Ортега-и-Гассет, сохраняется диктат «восставших масс»: «Что же мы видим, что нас поражает? Мы видим толпу, которая завладела и пользуется всеми просторами и всеми благами цивилизации. Но рассудок немедленно нас успокаивает: что ж тут такого? Разве это не прекрасно? Ведь театр на то и построен, чтобы места были заполнены...» [5, с. 195].
Образ театра, используемый в данной цитате, не случаен: именно в системе художественной культуры, казалось бы, принципиально неравновесные процессы создания (образ автора) и восприятия (образ реципиента) оказы-
109
ваются тесно переплетенными, позволяя рассматривать их в логике со-творчества. Вероятно, вполне продуктивной основой подобной коммуникации могут выступать идеи М. Арчер о неразрывном соединении культурной системы (C-S, или Cultural System), куда автор вносит идеи и тексты, и социокультурной системы (S-С, или Sosio-Cultural), где взаимодействуют люди и социальные группы [7, с. 38]. Здесь же мы можем сослаться на концепт «места встречи» актора и среды (П. Штомпка [9]) или рассмотреть взаимоотношения художника и аудитории в терминах «взаимной мифологии» (Р. Эс-карпи). Содержательно полно идея подобного синтеза сформулирована У. Эко: «Образцовый автор и образцовый читатель - фигуры, формирующиеся лишь по ходу, взаимно друг друга создающие. И в литературных текстах, и во всех вообще текстах» [10, с. 47].
Не вдаваясь подробно в интерпретацию субъективно-психологических взаимодействий автора и потребителя художественных ценностей, обратимся к социодинамическим процессам, проанализированным А. Молем [3], при которых в фазе распространения авторские идеи перестают принадлежать только создателям и входят в мир реально существующих вещей - социальную среду. Социокультурную среду мы определяем как «комплекс различных способов консервации и трансляции социально необходимых видов деятельности» [1, с. 16], она не исчерпывается исключительно территориально фиксируемыми рамками, но представляет собой синтез институционально-социальных и духовно-культурных сфер жизнедеятельности городского сообщества [4, с. 18].
Специфика культурологического прочтения проблемы функционирования балетного искусства традиционно связывается с изучением процессов создания, распространения и восприятия художественных ценностей (репрезентированных в классической хореографии), а также исследованием комплекса культурно-исторических условий и обстоятельств, в которых развивается классический танец [8].
В подобном прочтении роль и функции балета четко ориентированы лишь на художественную сферу действительности, которая, несмотря на разнообразие подходов к пониманию проблематики «элитарное - массовое» (знаменитая дилемма: «искусство для искусства» или «искусство для народа»), все же мыслится как особая, а потому и замкнутая система духовно-художественного воздействия.
Нам видится уместным и необходимым анализировать значение классического балетного искусства именно в контексте социокультурной, а не только художественной среды города. Балетное искусство, предстающее своеобразным «невербальным нарративом», существенно раздвигает границы художественных эффектов и оказывает, на наш взгляд, влияние на широкий спектр социально-институциональных и субъективно-аудиторных образований. Во многом подобный масштаб воздействия основывается на особой роли классического балета именно в России, где данный вид искусства традиционно связывался и, соответственно, презентовался в качестве национально-идеологического и даже внешнеполитического престижа страны (что в современных концепциях обозначается как феномен «мягкой силы»).
Преодолев рамки сугубо «идеологического продукта», современный российский балет продолжает восприниматься и в качестве конвертируемого экспортного преимущества, и востребованного и популярного вида искусства в локально-региональном измерении (что вполне ощутимо проявлено и в расширении репертуара музыкальных академических театров, увеличении численности балетных трупп, активном обмене творческими кадрами, интенсификации гастрольной деятельности и т. п.). Другими словами, классический балет в культуре современности - культуре полистилистической, демонстрирующей единство и борьбу классики и современности, ретро и авангарда, исконно патриотического и космополитического - не утрачивает актуального звучания.
И тем не менее представления о роли классического балета, масштабах его воздей-
ствия не столь однозначны именно с позиций определения и непосредственной фиксации его функционального предназначения. При этом именно функциональное предназначение классического наследия (объективированной формой которого и может рассматриваться классический балет) помогает выйти к пониманию проблематики воздействия искусства на формирование личности современного человека. Хотя здесь стоит согласиться с исследователями, указывающими на невозможность конкретной и эмпирически точной трактовки любых форм художественного воздействия: «Проблемы воздействия художественной культуры и искусства на формирование личности человека - с одной стороны, относятся к числу безусловных... с другой - связаны со сложностью эмпирической фиксации эффекта этого воздействия, поиска адекватных показателей его измерения. Эффект воздействия искусства значительно отсрочен, не всегда проявлен зримо и однозначно, зависим от ряда факторов (в числе которых определяющим может стать качество искомого материала - личности человека), нуждается в целенаправленном поддержании - и еще много того, что препятствует установлению (и последующему научному обоснованию) прямой зависимости: "стимул - реакция"» [2, с. 49].
Рассуждая о функциональном значении балетного искусства, уместно и необходимо использовать логику структурно-функционального подхода (Б. Малиновский, А. Радклиф-Браун, Т. Парсонс, Р. Мертон), прежде всего акцентирующего внимание на выявлении предназначения (конкретных функций) того или иного социального компонента в общей социокультурной системе. Исходя из данного теоретического положения и анализируется функциональное предназначение балета в системе художественной культуры города и, шире - общего развития городской инфраструктуры. По нашему мнению, в культуре современного города балетное искусство реализует функции, определяющие оптимальное развитие социокультурной среды в трех ключевых под-
системах: коммуникативно-инновационной, регулятивно-ориентационной, адаптационно-стабилизирующей.
Функции классического балета в коммуникативно-инновационной подсистеме социокультурной среды города:
- информационно-просветительская -нахождение в системе диалоговой коммуникации (взаимодействие творцов, исполнителей и потребителей), обеспечивается не просто увеличением объемов информации или интенсификацией информационных потоков, а сознательным регулированием и целенаправленным влиянием на аудиторию при помощи эффективной и грамотной политики продвижения художественных образцов;
- культурно-презентационная - развитие эффективного функционирования актуальных форм балетного искусства, представление творческих сил в социокультурном пространстве города;
- культурно-коммуникативная - обеспечение связи между центром и регионами, различными социальными и культурными группами и сегментами, различными видами искусства, искусством и технической, научной мыслью, искусством и иными социальными институтами.
Функции классического балета в регуля-тивно-ориентационной подсистеме социокультурной среды города:
- культурно-воспитательная - базирование системы эстетического воспитания и образования на лучших художественных образцах, повышение общего уровня культуры аудитории;
- культурно-интегративная (диффузная) -объединение художественных сил городского сообщества, развитие творческого ресурса на конкретной территории, создание условий для обеспечения кадровой преемственности в сфере академического балетного искусства, развитие эффективной инфраструктуры художественной подготовки (от детских школ искусств до формирования собственной школы как хореографического направления);
- культурно-регулятивная - определение социального заказа и ключевых, наиболее вос-
требованных трендов актуальной культуры как ценностных ориентиров времени.
Функции классического балета в адаптационно-стабилизирующей подсистеме социокультурной среды города:
- адаптации к художественным традициям и новациям (функция медиации) - актуализация классического балетного наследия в восприятии современников и стимулирование активности аудитории в освоении авангардно-экспериментального сегмента действительности;
- эстетизации и гармонизации урбанистического пространства - не просто художественно-эстетическое обновление среды мегаполиса, но и обеспечение гармоничного диалога между различными субъектами и социальными институтами (религиозными, образовательными, этническими и т. д.), при котором абстрактно-художественные образы балетного искусства могут рассматриваться в качестве универсальной основы взаимопонимания.
Таким образом, балетное искусство - это всегда атрибут именно городской культуры, воспитывающий особую публику просвещенных горожан. В социологических исследованиях подчеркивается: «Активные посетители концертов - это люди, сформированные преимущественно городской средой, городской культурой, люди, которые провели в городе свои детские и юношеские годы или прожили здесь значительную часть своей жизни» [6, с. 137]. Классический балет, являющийся ядром хореографического искусства, на сегодняшний день функционирует не столько в значении мемориального комплекса, сколько актуального и функционально необходимого компонента социокультурной среды современного мегаполиса. Результатом реализации названных функций балета становится формирование особого сегмента подготовленного реципиента как креативного и инициативного культурного слоя городской жизни.
1. Демиденко, С. В. Развитие социокультурной среды современного российского города : дис. ... канд. социол. наук / С. В. Демиденко. - Ростов-на-Дону, 2002. - 194 с.
2. Зубанова, Л. Б. «Культура в действии»: социологический мониторинг эффективности культурной политики / Л. Б. Зубанова, В. Я. Рушанин // Культурное наследие России. - 2015. - № 3 (10). - С. 46-52.
3. Моль, А. Социодинамика культуры : пер. с фр. / А. Моль ; предисл. Б. В. Бирюкова. - Изд. 3-е. - Москва : Изд-во ЛКИ, 2008. - 416 с.
4. Моргунова, Г. Е. Социокультурная среда города как фактор формирования современной молодежной субкультуры : дис. ... канд. культурологии / Г. Е. Моргунова. - Кемерово, 2010. - 218 с.
5. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // Психология масс : хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара : Бахрах-М, 1998. - С. 195-312.
6. Синецкая, Т. М. Концерт как отражение художественных интересов населения города (социологический аспект) / Т. М. Синецкая // Город и культура : коллектив. моногр. / отв. ред. В. С. Цукерман; Челяб. гос. ин-т искусства и культуры. - Челябинск, 1993. - С. 135-146.
7. Ситнова, И. В. Активистско-деятельностная методология в моделировании процесса «институциональных изменений» (опыт анализа зарубежных концепций) / И. В. Ситнова // Социологические исследования. - 2012. - № 7. - С. 37-42.
8. Терентьева, Н. А. Искусство балета: историко-семиотический и социокультурный анализ : монография / Н. А. Терентьева ; Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск : Энциклопедия, 2012. - 170 с.
9. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка ; под ред. В. А. Ядова. - Москва : Аспект Пресс, 1996. - 416 с.
10. Эко, У. Шесть прогулок в литературных лесах / У. Эко. - Санкт-Петербург : Simposium, 2014. - 288 с.
Получено 07.03.2018
112
N. Terentieva
Candidate of Culturology, State opera and ballet theater of the Komi Republic E-mail: knmuz11@mail.ru
FUNCTIONAL VALUE OF CLASSICAL BALLET IN FORMATION OF THE SOCIOCULTURAL CITY ENVIRONMENT
Abstract. Sociocultural city environment is viewed as a synthesis of the development of the social and cultural spheres of life activities of the city community, material and spiritual conditions for the existence of the territory. The emphasis is on the special role of classical ballet in Russian culture, the significance of ballet in the artistic system of creating, disseminating and perceiving art. The study of the functional significance of classical ballet art in the sociocultural environment of the modern city made it possible to identify specific functions that determine the formation of the city environment. The functions of classical ballet in the sociocultural city environment are represented in three key subsystems: 1) communicative and innovative (information-educational, cultural-presentational, cultural and communicative functions); 2) regulative-orientational (cultural-educational, cultural-integrative, cultural-regulatory functions); 3) adaptation-stabilizing (function of adaptation to artistic traditions and innovations or a function of mediation, a function of aesthetization and harmonization of urban space).
The result of the implementation of these functions is the formation of a special segment of the prepared recipient as a creative and initiative cultural layer of city life. It is classical ballet art that ensures the balance between the classical heritage (samples of classical choreography) and the innovative potential of the actual culture (experimental and avant-garde practices of dance art).
Keywords: classical ballet, ballet art, functions, sociocultural environment, city culture
For citing: Terentieva N. 2018. Functional value of classical ballet in formation of the sociocultural city environment. Culture and Arts Herald. No 1 (53) : 109-113.
References
1. Demidenko S. 2002. Razvitie sotsiokul'turnoy sredy sovremennogo rossiyskogo goroda [Development of the sociocultural environment of the modern Russian city]. Rostov-on-Don. 194 p. (In Russ.).
2. Zubanova L., Rushanin V. 2015. Monitoring of efficiency of cultural policy in the region (on the example of Chelyabinsk region). Kul'turnoe nasledie Rossii [Cultural heritage of Russia]. No 3 (10) : 46-52. (In Russ.).
3. Moles A. Sotsiodinamika kul'tury [Sociodynamics of culture]. Foreword by Biriukov B. Edition 3rd. Moscow : Izdatel'stvo LKI. (In Russ.).
4. Morgunova G. 2010. Sotsiokul'turnaya sreda goroda kak faktor formirovaniya sovremennoy molodezhnoy subkul'tury [Sociocultural environment of the city as factor of formation of modern youth subculture]. Kemerovo. 218 p. (In Russ.).
5. Ortega y Gasset J. 1998. The Revolt of the Masses. Psikhologiya mass [Psychology of masses]. Comp. and ed. by Raigorodskii D. Samara : Bakhrakh-M. P. 195-312. (In Russ.).
6. Sinetskaia T. 1993. Concert as reflection of art interests of the population of the city (sociological aspect). Gorod i kul'tura [City and culture]. Tsukerman V., ed. Chelyabinsk State Institute of Arts and Culture. Chelyabinsk. P. 135-146. (In Russ.).
7. Sitnova I. 2012. Activist and activity methodology in process modeling of "institutional changes" (experience of the analysis of foreign concepts). Sociological Studies. No 7 : 37-42. (In Russ.).
8. Terentieva 2012. Iskusstvo baleta : istoriko-semioticheskiy i sotsiokul'turnyy analiz [Art of the ballet: historical and semiotics and sociocultural analysis]. Chelyabinsk : Entsiklopediya. 170 p. (In Russ.).
9. Sztompka P. 1996. Sotsiologiya sotsial'nykh izmeneniy [The Sociology of Social Change]. Translated from Eng. by V. Yadov. Moscow : Aspekt Press. 416 p. (In Russ.).
10. Eko U. 2014. Shest' progulok v literaturnykh lesakh [Six walks in the fictional woods]. St. Petersburg : Simposium. 288 p. (In Russ.).
Received 07.03.2018
113