Научная статья на тему 'Художественно-творческие методы в реализации регионального компонента в процессе подготовки художников-педагогов'

Художественно-творческие методы в реализации регионального компонента в процессе подготовки художников-педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ARTISTIC-PEDAGOGICAL EDUCATION / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / REGIONAL COMPONENT / ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ / ARTIST-TEACHER / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД / ARTISTIC-CREATIVE METHOD / ПЛЕНЭР / PLEIN AIR / ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ / PHOTOGRAPHIC DOCUMENTATION / ВОССОЗДАНИЕ КУЛЬТУРЫ / RECONSTRUCTION OF A CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Валентина Владимировна, Булгакова Софья Анатольевна

На основе выявленных особенностей содержания регионального компонента художественного образования в статье обозначены приоритетные методы его реализации. Проанализированы на конкретных примерах комплексные художественно-творческие методы исследования региональной культуры студентами. Обозначены возможности формирования содержания регионального компонента и его реализации в процессе подготовки художников-педагогов и организации учебных практик студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic and Creative Techniques in Implementation of Regional Component in Preparation of Painter-Pedagogue

Based on the identified characteristics of the content of the regional component of art education the article outlines the main methods of the priority of its implementation. Specific examples of integrated artistic and creative methods of studying the regional culture of the students analyzed. The opportunities of forming the content of the regional component and the delivery of the content in the training of artists-teachers in the process of organizing practical training of students indicated.

Текст научной работы на тему «Художественно-творческие методы в реализации регионального компонента в процессе подготовки художников-педагогов»

20/6-

7. Пучков А. С., Триселев А. В. Методика работ над натюрмортом. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с.

8. Стасевич В. Н. Учеба, творчество, искусство. Слагаемые понятия культуры. - Ростов н/Д: ФГУ, 2014. - 160 с.

9. Ушанева Ю. С. Развитие художественно-образного мышления студентов младших курсов факультета изобразительного искусства на занятиях живописью: на материале натюрморта: дисс. ... канд. педагог. наук. -Ростов н/Д, 2009. - 254 с.

10. Яшухин А. П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985. - 288 с.

B. В. Абрамова

C. А. Булгакова

УДК 378.147

ХУДОЖЕСТВЕННО-

ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

РЕГИОНАЛЬНОГО

КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ

ПОДГОТОВКИ

ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ

лавной целью образования в XXI веке является подготовка нового свободного и творческого поколения, способного непрерывно совершенствоваться в профессиональной деятельности и духовном развитии личности. Образование рассматривается современным искусствознанием как ведущий элемент культуры, который выступает в виде освоения суммы созданных человечеством духовных и эстетических ценностей; одна из

форм осмысления целостного мира, которая играет роль посредника между культурными и социальными аспектами развития общества и является необходимым средством развития самой культуры.

Сложная социально-экономическая ситуация в России конца XX - начала XXI века особенно сильно отразилась на формировании духовной системы ценностей. Молодое поколение не всегда осознает себя носителем великого наследия отечественной культуры, не испытывает гордости и чувства национального достоинства. В современном информационном обществе обозначились теоретические тенденции к объединению национальных культур при сохранении их духовных ценностей, которые обогатят мировое культурное пространство, не нарушая его целостности. Стратегия равенства и единства культур в перспективе должна стать главным содержанием современной системы образования, в которой закладываются основы новой антропогенной цивилизации, существующей для человека. «Хочется верить, что эта зарождающаяся цивилизация сумеет обеспечить прогрессивное развитие народов, высокую степень их культурной самоидентификации и интеграции, поднимет творческий потенциал человека, снимет острейшие антагонизмы между социальными и национальными этническими группами населения, создаст условия для развития и духовного взаимообогащения народов Земли» [1, с. 14].

Важной особенностью совершенствования отечественной системы обучения на современном этапе является введение в учебные планы образовательных учреждений регионального компонента, в котором должны быть отражены специфика и разнообразие развития регионов, особенности их природных, национальных, исторических условий становления, а также культурное, художественное наследие.

В реализации нового содержания образования большое значение имеет каждый учебный предмет. Комплексное изучение регионального наследия и особенностей развития родного края должно стать очень важным

звеном процесса культурного самоопределения личности. Особая роль отводится и учебному предмету «Изобразительное искусство». Художник-педагог вводит в культуру как в специфическую жизненную среду, знакомит с памятниками архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, особенностями творческого наследия художников региона, помогает понять и принять ранее сложившиеся традиции, обучает творческому взаимодействию с миром и другими людьми и законам преобразования реальности на созидательной основе.

В современной практике художественного образования активизировались поиски путей повышения качества общей и профессиональной подготовки современного педагога на основе единства федеральных и региональных компонентов. Человек как самоценность, творец и субъект саморазвития начинает рассматриваться как важнейший государственный ресурс. Важно отметить, что сформироваться творческая личность художника-педагога может только при выполнении соответствующих условий.

1. Внедрение в практику гармонически целостного содержания образования, способствующего развитию образного мышления, интуиции, творческих способностей (правого полушария мозга) и логического мышления, интеллекта, исследовательских способностей (левого полушария мозга).

2. Расширение содержания образования на основе единства федерального и регионального компонентов, интеграции региональной культуры с национальной, отечественной и мировой.

3. Организация учебно-воспитательного процесса на принципах осмысленного типа обучения, направленного на развитие интереса и инициативы, формирование высокого уровня потребностей и воспитание духовно-нравственных, патриотических и профессиональных качеств личности.

4. Основной целью работы педагога художественного образования становится не просто передача знаний, умений и навыков, а формирование у студентов профессиональ-

ного мировоззрения, которое должно быть положено в основу мотивационной и стимулирующей сферы личности и ориентировано на процессы воссоздания культуры.

5. Современный педагог - это, прежде всего, творческая личность, он строит свою деятельность на принципах сотрудничества, сотворчества, поэтому художественно-творческие методы становятся наиболее актуальными в условиях совершенствования современного художественно-педагогического образования.

Целью данной статьи является обобщение определенного методического опыта подготовки студентов художественно-графических факультетов, выявление особенностей содержания регионального компонента художественного образования, исследование возможности реализации его в учебно-воспитательном процессе, выделение и анализ наиболее эффективных современных методов формирования готовности будущих учителей изобразительного искусства к реализации регионального компонента в своей профессиональной деятельности.

На данном этапе завершился переход на уровневое образование, в котором основополагающим признан компетентностный подход, исследуемый в разное время многими учеными: А. А. Дорофеевым, И. А. Зимней, Д. А. Махониным, Ю. Г. Татуром, Ю. В. Фроловым и др.

Мнения современных ученых о сущности и роли компетентностного подхода неоднозначны, но компетенции, бесспорно, не сводятся к узким конкретным знаниям, умениям и навыкам, сформированным в рамках отдельной дисциплины, они должны основываться на целостном комплексе учебных предметов.

Основные положения компетентностного подхода и его роль в российском образовании в свое время проанализировала И. А. Зимняя: «Компетенции - это внутренние потенциальные психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях челове-

20/6-

ка как актуальных, деятельностных проявлениях» [4].

Однако компетентностный подход не должен быть абсолютизирован, так как содержание гуманитарных дисциплин он отражает не полностью. Поэтому в основу модернизации художественного образования как интеграции различных педагогических теорий может быть положена теория контекстного обучения А. А. Вербицкого. Она в определенной степени объединяет актуальные на современном этапе подходы: личностно ориентированный как один из основополагающих в гуманистической педагогике и компетент-ностный, характеризующий новые тенденции прагматического направления в организации профессиональной подготовки бакалавра и магистра.

Для организации процесса художественного образования значимой является основная идея контекстного обучения, которая состоит в том, чтобы процесс получения научной информации и усвоения теоретических знаний объединялся с процессом овладения основами профессиональной деятельности, что соответствует практической направленности подготовки художника-педагога. В ходе такого обучения происходит трансформация учебной деятельности студента в профессиональную деятельность. В образовательном процессе осуществляется постепенная смена познавательных мотивов, целей, поступков, средств и результатов на профессиональные. Для этого необходимо последовательно моделировать профессиональную деятельность в ее предметно-творческих, социальных и личностных составляющих в разнообразных формах и методах организации учебной деятельности студентов [3].

Элементы контекстного обучения как профессионально ориентированного всегда применялись в практике подготовки художников-педагогов. Поэтому очень важно в современных процессах модернизации сохранить богатый опыт, накопленный в работе художественно-графических факультетов по организации учебно-творческой, воспитательной, профессионально-художественной деятель-

ности студентов; обогатить его в процессе совершенствования содержания образования на основе единства федеральных и региональных компонентов и комплексного внедрения в практику интерактивных, художественно-творческих методов обучения и воспитания. Художник-педагог - уникальная профессия, объединяющая искусствоведение и человеко-знание, художественно-образное содержание искусства и психолого-педагогические, методические закономерности процесса его изучения. Многоплановость профессии требует специфической комплексной подготовки. С учетом реализации регионального компонента в учебно-воспитательном процессе вуза можно выделить несколько сформировавшихся особенностей подготовки художника-педагога.

1. Традиционно аудиторные занятия по специальным дисциплинам строятся на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет обеспечить личностно-смысловое включение студента в учебную деятельность, внесение в содержание занятий элементов региональной культуры, близкой и понятной, повышает интерес и творческую активность студентов.

2. Региональный компонент предполагает значительное расширение содержания образования через изучение культурного наследия во внеаудиторной работе, организацию экскурсий по памятным местам области, посещение художественных музеев, выставок, мастерских художников и народных мастеров, проведение мастер-классов.

3. Особенно важную роль в формировании содержания образования имеют музейные, учебные (пленэрные) и производственные практики; теоретическое изучение культурного наследия в музейных архивах; практические зарисовки; этюды специфических природных мотивов, исторических мест, архитектурных и скульптурных памятников, бытовых предметов, характерных для региона, элементов национального костюма и декоративно-прикладного искусства.

4. Большое значение в процессе социализации, самоопределения и творческого разви-

тия личности имеет воспитательная работа, построенная на понимании единства региональной культуры с культурой страны и мира в целом, позволяющая расширить диапазон интересов студентов, освоить новые виды деятельности и сформировать активную жизненную позицию.

5. Моделирование профессиональной художественной деятельности будущих художников-педагогов осуществляется через организацию многочисленных конкурсов студенческих работ, проведение выставок творческих работ студентов в различных образовательных учреждениях, активное участие студентов в художественной жизни города и области.

6. Важным критерием профессиональной готовности художника-педагога являются педагогическая и культурологическая практики, на которых студенты реализуют полученные знания и умения, проявляют личностные качества, участвуют в воспитательном процессе школы и реализации регионального компонента на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

7. Вершиной подготовки специалиста является выпускная квалификационная работа как результат творческой самореализации и сотрудничества преподавателя и студента. Выпускная квалификационная работа художника-педагога представляет собой синтез трех основных блоков профессиональной подготовки: художественно-творческой деятельности, искусствоведческого исследования и педагогического эксперимента на основе методики преподавания изобразительного искусства.

Специфика и многоплановость содержания образования художников-педагогов определяет необходимость выявления и исследования особенностей организации интеграционного учебно-воспитательного процесса. Многогранная художественно-педагогическая подготовка предполагает применение комплекса методов обучения и воспитания. При реализации целостного образовательного процесса используются традиционные методы организации и осуществления учебно-позна-

вательной деятельности, методы стимулирования и мотивации обучения, методы контроля и самоконтроля в обучении [2], для формирования знаний, умений, навыков используются словесные, наглядные и практические методы. Для повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности в учебном процессе используются проблемные, частично-поисковые, исследовательские методы [5; 8].

Анализ особенностей содержания комплексного процесса подготовки художника-педагога позволил выделить основные специфические методы организации целостного образовательного процесса и наиболее эффективные методы реализации регионального компонента. Современные методы изучения искусства содержательно связаны с традициями профессионального художественного образования конца XIX - начала XX века, заложенными П. П. Чистяковым, И. Е. Репиным, А. А. Ашбе и продолженными В. В. Кандинским, В. А. Фаворским, Д. Н. Кардовским, Б. М. Неменским и другими художниками-педагогами. В отечественной профессиональной школе традиционно считается основополагающим общий метод - метод художественного познания действительности [7]. В процессе длительной реализации данного метода сформировалась специфическая группа практических художественно-творческих методов познания объективной и субъективной реальности. В настоящее время они являются доминирующими в организации специальной подготовки как художников, так и учителей изобразительного искусства и эффективно применяются в реализации регионального компонента. Многоплановость и универсальность этой группы методов, имеющих учебно-практическое, частично-поисковое и исследовательское значение, позволяет их использовать при организации различных форм аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов.

К художественно-творческим интерактивным методам можно отнести традиционные: рисование с натуры, по памяти, по представлению, по воображению; живописные этю-

20/6-

ды; копирование произведений искусства; творческие композиционные разработки др. К инновационным методам данной группы обычно относят применение современной электронной аудиовизуальной техники в образовательном процессе. Традиционно сложилось, что художественно-творческие методы строятся на основе единства теории и практики, результатом их применения являются знание основ истории и теории искусства и создание практических учебно-творческих работ.

Как показывает практика, очень эффективным является применение художественно-творческих методов и в проведении учебных практик (рисовальной, музейной, пленэра), и в организации внеаудиторной деятельности: экскурсий, мастер-классов, творческих встреч с художниками, которые имеют большое значение в реализации содержания регионального компонента художественного образования.

Реализация регионального компонента в процессе художественного образования на основе художественно-творческих методов позволяет расширить общее содержание образования как в вузе, так и в школе, решить задачи вариативности, комплексности, дифференциации в подготовке будущих учителей изобразительного искусства. В век информационных технологий, цифровой видеотехники содержание регионального компонента художественного образования может стать по-настоящему наглядным и доступным, кроме того, изучение местного материала по оригиналам позволяет учащимся и студентам более детально познакомиться с культурным наследием региона, особенностями художественного творчества разных художников региона.

Важно отметить, что Липецкая область обладает богатым историко-культурным и духовным наследием. Шесть городов: Липецк, Елец, Задонск, Лебедянь, Усмань, Чаплыгин -имеют статус исторических памятников. На территории Липецкой области сохранились более трех тысяч памятников архитектуры и археологии, которые относятся к объектам

культурного наследия. Из них около тысячи -храмы, дома, дворянские усадьбы. Только под государственной охраной здесь находится 577 памятников истории и искусства. Знакомство с этим богатым наследием является одной из главных задач реализации регионального компонента в различных учебных заведениях. На основе изучения культурного наследия региона формируется содержание региональных компонентов в разных образовательных программах, которые в определенной степени взаимосвязаны, однако имеют различное содержание и ярко выраженную специфику процессов его формирования [6].

К основным особенностям формирования содержания регионального компонента художественного образования можно отнести комплексность входящей исторической, искусствоведческой и художественной информации (архитектура, скульптура, монументальная и станковая живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн и т. д.). Комплексный подход позволяет осуществить определенное погружение в культурное пространство региона и выделить специфику и этапы становления. Наглядность учебного материала регионального компонента художественного образования обусловлена самим предметом изучения - памятниками культуры, которые, по возможности, исследуются с натуры или как визуальные отражения реальных объектов культурного наследия (фотографии, зарисовки, этюды, чертежи, репродукции, видеосъемка). Единство традиций и инноваций - важная характеристика процесса воссоздания художественной культуры и целостного многопланового процесса художественного образования - также находит отражение в процессе отбора и анализа информационного материала, составляющего региональный компонент. В содержании регионального компонента необходимо отразить взаимосвязи культурного наследия и творческих поисков современных художников, выявить наиболее характерные тенденции развития региональной художественной культуры. Творческая направленность процесса изучения искусствоведческой инфор-

мации предполагает применение художественно-творческих практических методов исследования (зарисовки, этюды с натуры, копирование, реконструкция, фотодокументирование, видеосъемка). Творческая налравлен-ность является отличительной чертой процесса реализации регионального компонента в художественном образовании, который состоит из двух взаимообусловленных этапов: изучения, исследования региональной культуры и практической деятельности по созданию художественно-образных творческих работ.

Выделенные особенности формирования содержания регионального компонента художественного образования позволяют много-планово "трактовать понятие" региональная культура и его образовательное значение для подготовки будущего педагога. Основная цель изучения регионального компонента - инте-риоризация культурных ценностей. Для студентов важно самоопределиться в реальном пространстве и принятой системе ценностей. Для дальнейшего творческого развития личности, поиска индивидуального стиля необходимо осознать процессы преемственности и взаимосвязи культурного наследия региона с историей отечественного и мирового искусства и современными тенденциями его развития. Глубокое проникновение в культурные пласты собственной истории позволяет понять и принять культурное наследие других народов.

Для реализации многопланового содержания регионального компонента в подготовке будущих учителей изобразительного искусства необходимо комплексное применение художественно-творческих методов в целостном образовательном процессе.

Комплексное применение художественно-творческих методов можно проследить на конкретных примерах при организации пле-нэров как специфической формы познания региональной культуры. Организация практик в исторических местах родного края имеет большое образовательное и воспитательное значение. Зарисовки, этюды с натуры, жанровые композиции, копирование произ-

ведений искусства, фотодокументирование, выполнение художественных фотографий и видеосъемок позволяет студентам не просто познакомиться с наследием региона, но в определенной степени погрузиться в специфику региональной культуры и сохранить визуальный образ, выявить особенности памятников архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, специфику пейзажей и состояний природы.

Кроме запланированных учебных практик, студенты художественно-графического факультета ЛГПУ имеют возможность участвовать в областных, межрегиональных и международных молодежных пленэрах, проводимых Управлением культуры и искусства Липецкой области.

В данном случае пленэр перерастает в очень интересную форму сотрудничества поколений, совместную деятельность художников, способствующую интенсивному профессиональному развитию, формированию у представителей молодого поколения позитивного отношения к региональной культуре, традиционному и современному русскому изобразительному искусству, их участию в изучении и развитии культурной среды региона.

Молодежный пленэр как специфическая художественно-творческая деятельность имеет несколько основных особенностей, которые связаны с выполнением профессиональных, краеведческих и культурно-просветительских задач. Успешность любой деятельности всегда связана с уровнем развития мотивации, это достаточно сложный процесс, зависящий и от самой личности и от социума. Формирование потребности в художественной деятельности и изучении региональной культуры -очень специфический процесс.

С одной стороны, в обществе возрастает потребность в общении с искусством и друг с другом посредством графического языка, возрастает потребность в творческой самореализации через искусство. Активизируется потребность в визуальном, художественно-образном общении, внедрении компьютера во все области человеческой деятельности. Новый вид общения позволяет обмениваться разно-

20/6-

образной визуальной информацией, авторскими произведениями. Умение рисовать стало востребовано в реальной жизни. Современная цифровая техника позволяет технически обработать рукотворные вещи, расширить их вариативность и придать законченность и определенный профессионализм изображению.

С другой стороны, истинный профессионализм, требующий серьезной длительной подготовки, не так уж и востребован. Каждый, взявший карандаш или кисть как инструмент самовыражения, часто считает себя художником и громко заявляет, что учиться этому не надо или вообще вредно. Иногда наблюдается и другая крайность: обучающийся изобразительному искусству погружается в репродуктивную штудию, копирование натуры и не может выявить, осознать, передать художественно-образную основу изображения. Xудожественная деятельность определяется в философии как синтез познавательной, преобразовательной, ценностно-ориента-ционной и коммуникативной деятельности. Этот более высокий уровень достигается при освоении всех составляющих видов деятельности и несет в себе познавательную, преобразовательную, ценностную, коммуникативную информацию, без которой нет понятия художественного образа и нет понятия искусства. Другими словами, художник должен овладеть особым языком для передачи духовной и интеллектуальной информации. Поэтому основополагающей особенностью молодежного пленэра является создание условий формирования потребностей в познании культурного наследия, овладении художественно-образным языком и успешное применение его в индивидуальной творческой художественной деятельности.

Осознанная необходимость развития моти-вационной сферы как первоосновы позволяет более четко обозначить общие и индивидуальные цели проведения молодежного пленэра. Пленэр как образовательный процесс должен быть направлен на решение учебных, развивающих, воспитательных и личностно-творче-ских задач, и это еще одна важная особенность проведения молодежного пленэра.

В соответствии с целями пленэра определяется содержание и его основные компоненты. Познавательный когнитивный компонент образовательного процесса на молодежном пленэре необходимо построить как исследование регионального культурного наследия на основе единства изучения традиций отечественной художественной школы и исследования инновационных подходов в современных направлениях искусства. Развивающий деятельностный компонент образовательного процесса всегда связан с овладением умениями и навыками; в нашем случае это выбор исторически ценного мотива, осознанное применение единства изобразительных и выразительных средств в создании художественно-образной основы этюда, зарисовки, тематической композиции. Воспитательный ценностно-ориентационный компонент предполагает формирование эстетического отношения к миру (изображаемым мотивам, культурным объектам), людям (как носителям исторической, духовной информации), самому себе (как творческой, самоактуализирующейся личности, от которой во многом зависит сохранение и развитие региональной культуры); деятельности (как процессу самореализации).

Личностно-творческий компонент содержания образования на пленэре может быть направлен на расширение мировоззрения, накопление профессионально значимой историко-культурной информации, поиск индивидуального художественно-образного языка в создании пленэрных работ.

Особенности организации молодежного пленэра как специфического образовательного процесса связаны с приглашением опытных самобытных художников в качестве наставников и применением авторских художественно-творческих методов в реализации содержания. Xудожник-педагог учит на основе накопленного индивидуального опыта, сложившихся традиций и специфики художественно-образного авторского языка, поэтому роль наставника на молодежном пленэре очень велика. Опытный художник, имея индивидуальное видение, авторский почерк, от-

работанные методы и приемы, может практически помочь активно включиться в художественную деятельность. Осознавая значимость культурных исторических памятников, знакомясь с традиционными ценностями, участники учатся воспринимать и передавать их в художественных образах. Все это способствует изучению, сохранению и развитию культуры и является одним из важнейших путей социализации, самоопределения личности, ее самовыражения через развитие творческого потенциала и обретение индивидуальности.

В современном информационном обществе доступность теоретической и в определенной мере практической информации в виртуальном пространстве не может заменить живого общения и накопления реального практического опыта. Реальный опыт остается одной из наиболее важных составляющих жизни и искусства. От уровня художественно-творческого опыта во многом зависит дальнейший путь развития и художника, и педагога.

Пленэр как творческий форум молодых художников и признанных мастеров изобразительного искусства - это новый шаг на пути изучения региональной художественной культуры, укрепления традиций отечественной живописи и развития ее современных направлений. Профессиональное сотрудничество в рамках молодежного пленэра можно считать ярким примером применения комплекса художественно-творческих методов для изучения культурного наследия региона.

Практическая художественная часть пленэрных проектов строится на единстве трех основных составляющих творческого процесса: традиции, инновации, синтеза. Обычно участникам на практике предлагается познакомиться с развитием традиций реализма в творчестве различных художников, однако рамки проекта не ограничивают участников, они могут не просто соблюдать традицию, но экспериментировать, анализировать инновационные находки других, в процессе практической изобразительной деятельности каждый участник пытается синтезировать полу-

ченные впечатления и искать собственный стиль и образный язык.

Выбор мотивов для изображения, прежде всего, связан с историческими местами. Работая вместе с опытными липецкими и иностранными художниками, студенты и выпускники Художественно-графического факультета могут по-новому взглянуть на привычные пейзажи, сравнить результаты работы и более детально изучить изображаемые архитектурные памятники. Важным этапом применения художественно-творческих методов на пленэре являются итоговые просмотры и выставки, которые позволяют обсуждать успехи, анализировать ошибки и приступать к новому этапу работы, учитывая пожелания опытных художников. В результате такой многоплановой совместной деятельности происходит синтез художественной и исследовательской деятельности, который дополняется индивидуальными творческими чертами каждого участника.

Художественно-творческие методы, применяемые в организации молодежных пленэ-ров, позволяют участвовать в содержательных процессах сотрудничества, которые объединяют и творчески активизируют всех участников. Современные требования модернизации образования на основе единства гуманистического и прагматического подходов предполагают дальнейшее расширение образовательного пространства, включение региональной культуры в содержание подготовки художников-педагогов. В связи с этим молодежные пленэры представляются одной из актуальных современных форм работы с новым поколением художников-педагогов. Учитывая определенную разобщенность как характерную черту современной молодежи, назрела необходимость создания в регионах научно-творческих объединений как координационного центра по обобщению и развитию опыта различных структур, форм и методов художественного образования. Создание условий для повышения духовного и интеллектуального уровня молодежи, приобщения к культурным ценностям региона способствует и развитию современной региональной культуры.

20/6-

В реализации регионального компонента при подготовке художников-педагогов большое значение имеют экскурсии. Как правило, это достаточно кратковременные поездки по историческим местам региона, во время которых не всегда хватает времени на зарисовки и этюды, но появляется возможность фотографирования интересных памятников, исторических пейзажей и музейных экспонатов. В этом случае фотография становится художественно-творческим методом документирования визуальной информации, входящей в содержание регионального компонента.

Важно отметить, что в современной фотографии обозначилось несколько самодостаточных направлений: этнографическо-социоло-гическое, репортажное, плакатно-рекламное, художественно-конструктивное, декоративное, символико-концептуальное, импрессионистское. Каждое из этих направлений выполняет свою специфическую художественную, социальную, культурно-коммуникативную и краеведческую функцию. Однако данные направления не исключают друг друга; фотохудожник, как правило, работает в нескольких из них. Художественный образ исторически вырастает на основе эмпирически воспринятой действительности и отражает становление и развитие культурно-смыслового взаимодействия между художником и внешним миром.

Новые технологии позволяют создавать визуальный архив региональной культуры в фотографиях, видеосъемках и современном формате в виде 3D-путеводителя. Данный формат изображения предоставляет новые возможности визуализации, что позволяет лучше представить объект, выявить его детальные особенности и сформировать панорамное представление. Метод наглядной передачи информации в формате 3D способствует развитию интереса у студентов и делает процесс изучения регионального материала более эффективным и увлекательным. Систематизированная и визуализированная информация, включенная в содержание регионального компонента, позволяет наиболее полно использовать ее при подготовке будущих учителей изобразительного искусства.

Применение художественно-творческих методов в комплексном изучении исторического и художественного наследия своего региона помогает в дальнейшем осуществлять сравнительный анализ художественных произведений других регионов и в конечном итоге обогащает представление о многообразии и целостности мировой художественной культуры.

Формирование эстетической визуальной культуры как важного компонента образования нового поколения является актуальной проблемой современности. От культуры восприятия во многом зависят отношения человека с миром, формирование мировоззрения и уровень его самореализации через создание художественно-образного изображения. Процесс становления молодого художника-педагога очень многогранен и противоречив: это максимальное знакомство с историей, теорией и практикой изобразительного искусства и постоянный поиск собственного индивидуального художественно-образного языка. Применение художественно-творческих методов в реализации регионального компонента позволяет повысить визуальную и профессиональную культуру художника-педагога, в определенной степени влиять на формирование мотивационной сферы личности, способствовать ее самоопределению, творческому саморазвитию и самореализации в будущей профессии.

АННОТАЦИЯ

На основе выявленных особенностей содержания регионального компонента художественного образования в статье обозначены приоритетные методы его реализации. Проанализированы на конкретных примерах комплексные художественно-творческие методы исследования региональной культуры студентами. Обозначены возможности формирования содержания регионального компонента и его реализации в процессе подготовки художников-педагогов и организации учебных практик студентов.

Ключевые слова: художественно-педагогическое образование, региональный компонент, художник-педагог, художественно-

творческий метод, пленэр, фотодокументирование, воссоздание культуры.

SUMMARY

Based on the identified characteristics of the content of the regional component of art education the article outlines the main methods of the priority of its implementation. Specific examples of integrated artistic and creative methods of studying the regional culture of the students analyzed. The opportunities of forming the content of the regional component and the delivery of the content in the training of artists-teachers in the process of organizing practical training of students indicated.

Key words: artistic-pedagogical education, regional component, the artist-teacher, artistic-creative method, plein air, photographic documentation, reconstruction of a culture.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арнольдов А. И. Путь к храму культуры: образование как социокультурный феномен. - М.: ГРААЛЬ, 2000. - 107 с.

2. Избранные педагогические труды / сост. М. Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.

3. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. - М.: Логос, 2010. - 336 с.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 42 с.

5. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980. - 96 с.

6. Липецк: материалы Липецкого областного краеведческого музея, Архивного управления администрации города Липецка и музея ОАО «НЛМК». - Липецк: Творческий центр «Традиция», 2013. - 160 с.

7. Полонская М. А. Художественно-педагогическая оценка деятельности учителя изобразительного искусства // Актуальные проблемы художественного образования. - М: ИХО РАО, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1984. - 95 с.

О. П. Шабанова, М. Н. Шабанова

УДК 378:7 РАЗВИТИЕ

КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ДИЗАЙН КОСТЮМА»

деятельности педагога профессионального обучения включает подготовку обучающихся по профессии и специальностям в образовательных учреждениях, центрах подготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов, а также службе занятости населения. Бакалавр профессионального обучения с профилем подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: учебно-профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной, организационно-технологической и обучению по рабочим профессиям.

Конкретный вид профессионально-педагогической деятельности, к которому готовится студент, должен определять содержание его образовательной программы, разработанной высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками и объединениями работодателей. В круг профессиональных задач педагога профессионального обучения входит подготовка рабочих по отраслям экономики, диагностика и прогнозирование развития качеств их личности, использование инновационных форм и методов обучения, формирование их профессиональной компетентности, раскрытие творческого потенциала, воспитание нравственности, духовности, развитие эстетической культуры и художественно-творческих способностей.

Для решения обозначенных выше задач необходимо подготовить в стенах вуза педа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.