Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫЕ ЗРЕЛИЩА КАК ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫЕ ЗРЕЛИЩА КАК ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
487
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНОЕ ЗРЕЛИЩЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / FESTIVE CULTURE / SPORTS / ARTISTIC AND SPORTS SHOW / VISUALIZATION / SOCIAL AND CULTURAL EVENT / SYNTHESIS OF ARTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Плотников Александр Владимирович, Плотникова Галина Григорьевна, Подольская Ирина Николаевна

В статье исследуются тенденции развития художественно-спортивных зрелищ, которые представляют собой социально-культурный феномен, оказывающий воздействие на образ и духовный уровень общества в пространстве социокультурной реальности. На основе диалектического метода, позволяющего рассмотреть спорт и зрелище как амбивалентно развивающиеся явления; сбора и анализа информации о современных социально-культурных зрелищных проектах, современных тенденций визуализации и развития технологий в реализации художественно-спортивных зрелищ; мониторинга активности спортивных практик в СМИ и социальных сетях выявлены особенности идеально-условного художественно-спортивного массового зрелища как социально-значимого события, обеспечивающего воссоздание онтологической целостности сущности человека, культуры и духовности. Социально-культурные, зрелищные и функциональные особенности художественно-спортивных зрелищ предложено объединить в четыре группы, для каждой из которых характерны концептуальные, конструктивные, функциональные и субъектно-ориентированные черты, которые в организации художественно-спортивных зрелищ воссоздают элементы системы «зритель - атлет-спортсмен - болельщик - СМИ», стимулируя стремление каждого субъекта системы к осознанному участию и вовлечению все новых и новых социальных групп не только в художественно-спортивное зрелище, но и в действенную трансляцию социально-культурного события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Плотников Александр Владимирович, Плотникова Галина Григорьевна, Подольская Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND SPORTS SHOWS AS A PHENOMENON OF SOCIOCULTURAL REALITY

The article examines the trends in the development of artistic and sports shows, which are a socio-cultural phenomenon that affects the image and spiritual level of society in the space of sociocultural reality. In the basis of the research, there is a dialectical method, which allows us to consider sports and spectacle as ambivalently developing phenomena. Also there is collection and analysis of information about modern socio-cultural entertainment projects, modern trends in visualization and technology development in the implementation of artistic and sports performances; monitoring the activity of sports practices in the media and social networks. All these methods help to reveal the features of an ideal-conditional artistic and sports mass show as a socially significant event that ensure the recreation of the ontological integrity of human essence, culture and spirituality. The authors propose to combine the socio-cultural, entertainment and functional features of artistic and sports shows into four groups. Conceptual, constructive, functional and subject-oriented features characterize each of these groups. The features in the organization of artistic and sports shows recreate the elements of the system "spectator - athlete-athlete - fan - media ”, stimulating the desire of each subject of the system to consciously participate and involve more and more social groups not only in an artistic and sports show, but also in an effective broadcast of a social and cultural event.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫЕ ЗРЕЛИЩА КАК ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

Plotnikov A. V., Plotnikova С. C., Podolskaya I. N. Artistic and sports shows as a phenomenon of sociocultural reality

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ I CULTURE & CIVILIZATION

УДК 379.8+7.091+796

DOI: 10.24411 /2413-693X-2020-10409

Художественно-спортивные зрелища как феномен социокультурной реальности

ПЛОТНИКОВ Александр Владимирович

кандидат философских наук, доцент, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Россия, г. Краснодар, E-mail: smishnik@bk.ru

ПЛОТНИКОВА Галина Григорьевна

кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Россия, г. Краснодар, E-mail: tvslovobest@gmail.com

ПОДОЛЬСКАЯ Ирина Николаевна

заслуженный работник культуры РФ, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Россия, г. Краснодар, E-mail: podolskaya-i@mail.ru

Аннотация. В статье исследуются тенденции развития художественно-спортивных зрелищ, которые представляют собой социально-культурный феномен, оказывающий воздействие на образ и духовный уровень общества в пространстве социокультурной реальности. На основе диалектического метода, позволяющего рассмотреть спорт и зрелище как амбивалентно развивающиеся явления; сбора и анализа информации о современных социально-культурных зрелищных проектах, современных тенденций визуализации и развития технологий в реализации художественно-спортивных зрелищ; мониторинга активности спортивных практик в СМИ и социальных сетях выявлены особенности идеально-условного художественно-спортивного массового зрелища как социально-значимого события, обеспечивающего воссоздание онтологической целостности сущности человека, культуры и духовности. Социально-культурные, зрелищные и функциональные особенности художественно-спортивных зрелищ предложено объединить в четыре группы, для каждой из которых характерны концептуальные, конструктивные, функциональные и субъектно-ориентированные черты, которые в организации художественно-спортивных зрелищ воссоздают элементы системы «зритель — атлет-спортсмен — болельщик — СМИ», стимулируя стремление каждого субъекта системы к осознанному участию и вовлечению все новых и новых социальных групп не только в художественно-спортивное зрелище, но и в действенную трансляцию социально-культурного события.

Ключевые слова: праздничная культура, спорт, художественно-спортивное зрелище, визуализация, социально-культурное событие, синтез искусств.

Для цитирования: Плотников A.B., Плотникова Г.Г., Подольская И.Н. Художественно-спортивные зрелища как феномен социокультурной реальности II Сервис Plus. 2020. Т. 14. №4. С. 76-86. DOI: 10.24411/2413-693Х-2020-10409

Статья поступила в редакцию: 06.11.2020.

Статья принята к публикации: 06.12.2020.

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Художественно-спортивные зрелища как феномен социокультурной реальности

Artistic and sports shows as a phenomenon of sociocultural reality

Alexander V. PLOTNIKOV, Cand. Sc. (Philosophy), Associate Prof., smishnik@bk.ru Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Russian Federation

Galina G. PLOTNIKOVA, Cand. Sc. (Pedagogics), Associate Prof., tvslovobest@gmail.com Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Russian Federation

Irina N. PODOLSKAYA, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Senior Lecturer, podolskaya-i@mail.ru Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Russian Federation

Abstract. The article examines the trends in the development of artistic and sports shows, which are a socio-cultural phenomenon that affects the image and spiritual level of society in the space of sociocultural reality. In the basis of the research, there is a dialectical method, which allows us to consider sports and spectacle as ambivalently developing phenomena. Also there is collection and analysis of information about modern socio-cultural entertainment projects, modern trends in visualization and technology development in the implementation of artistic and sports performances; monitoring the activity of sports practices in the media and social networks. All these methods help to reveal the features of an ideal-conditional artistic and sports mass show as a socially significant event that ensure the recreation of the ontological integrity of human essence, culture and spirituality. The authors propose to combine the socio-cultural, entertainment and functional features of artistic and sports shows into four groups. Conceptual, constructive, functional and subject-oriented features characterize each of these groups. The features in the organization of artistic and sports shows recreate the elements of the system "spectator — athlete-athlete — fan — media", stimulating the desire of each subject of the system to consciously participate and involve more and more social groups not only in an artistic and sports show, but also in an effective broadcast of a social and cultural event.

Keywords: festive culture, sports, artistic and sports show, visualization, social and cultural event, synthesis of arts

For citation: Plotnikov, A.V., Plotnikova, G.G., &Podolskaya, I.N. (2020). Artistic and sports shows as a phenomenon of sociocultural reality. Service plus, 14 (4), 76-86. (In Russ.). DOI: 10.24411/2413-693X-2020-10409

Submitted: 2020/11/06.

Accepted: 2020/12/06.

Актуальность. Современное социокультурное зрелище как масштабная форма праздничной культуры является многогранным общественным явлением, поэтому, с одной стороны, аккумулируя культурные смыслы отражает жизнь человека и общества в целом, с другой стороны, становится пространством для проектирования художественно-педагогических и культурное росветительских результатов профессиональной деятельности режиссера. Вся праздничная культура как часть театра выступает носителем разных видов искусств, что позволяет режиссеру интегрировать в массовом зрелище выразительность театральных спектаклей и цирковых ревю, эстрадных представлений и спортивных зрелищных церемоний. Более того,

«театрализованное представление как никакая другая форма театра создает тесную социальную связь между действием и зрителем <...> разговор со зрителем идет на языке метафор, аллегорий, символов, т. е. мотивы подражания жизни уходят. Создается новая реальность, что позволяет режиссеру рассказать зрителю о больших кусках жизни человека, более эмоционально донести тот или иной факт истории, создать аффективное «припоминание» (катарсис)...» [1, с. 15]. Современное спортивное зрелище представляет собой сложившуюся в физкультурно-спортивных практиках универсальную субкультурную систему человеческой деятельности кросс культурного характера. По материалам мониторинга СМИ в России — более 30% телевизион-

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №4

Artistic and sports shows as a phenomenon of sociocultural reality

ного времени (с учетом специализированного телекомплекса «Матч-ТВ») и около 32% пространства интернет посвящается спортивным трансляциям по отдельным видам спорта и программам о различных спортивных практиках (например, турниры по единоборствам и боксу, шоу программы с участием спортсменов, зрелищные спортивные события и пр.). Включенные в их организационную и драматургическую структуру элементы ритуалов и четких регламентов, массовых построений и перестроений в шествиях, художественность театрализованных замыслов и карнавальность церемоний, монументальность и массовость представлений или парадов, образуют сложное многопрофильное явление культуры со своей архитектоникой смысловой конструктивности и динамикой развития зрительского внимания. Иными словами, массовые зрелища, ключевыми характеристиками которых сегодня являются эффект соучастия и сопереживания зрителя, а также визуализация событий с учетом воздействия электронных СМИ на зрелищность событий представляют собой социально-культурный феномен, оказывающий воздействие на образ и духовный уровень общества.

Проблема. В этой связи исследователи обозначают ряд проблем, поставленных динамикой социально-культурных процессов. Во-первых, в эпоху консюме-ризма, где доминируют потребительские ценности и сознание, праздник на основе зрелища «превращается в "особую форму промышленности" — шоу-бизнес, организующий грандиозные зрелища, способные приковать внимание многочисленной публики и вызвать сильные эмоции» [2, с.53]. Во-вторых, в эпоху постмодерна, когда максимально сокращается дистанция между искусством и реальностью развивается тенденция упрощения содержательности и смыслового аскетизма зрелищных форм, и это становится реальностью создаваемых режиссерских замыслов крупных проектов художественной или спортивной направленности [3]. И, наконец, спорт в постмодерне востребован как универсальная модель многообразных жизненных ситуаций, «вносит ценности молодости, рациональности, прагматизма, успешности и т. д. А эти ценности выходят вперед, потому что общий тренд европейской культуры на протяжении длительного времени характеризуется десакрализацией и реабилитацией телесности человека» [4, с. 100]. Таким образом, в проблемном поле исследования особый интерес представляет социально-культурная, зрелищная и функциональная особенности художественно-спортивных зрелищ, динамично

развивающихся в современном социально-культурном пространстве.

Цель. Выявить особенности идеально-условного художественно-спортивного массового зрелища как социально-значимого события, обеспечивающего воссоздание онтологической целостности сущности человека, культуры и духовности.

Методы исследования. Диалектический метод, позволяющий рассмотреть спорт и зрелище как амбивалентно развивающиеся явления; сбор и анализ информации о современных социально-культурных зрелищных проектах; контент-анализ, классификация, сравнение и обобщение для выявления современных тенденций визуализации и развития технологий в реализации художественно-спортивных зрелищ; мониторинг активности спортивных практик в СМИ и социальных сетях.

Результаты исследования. В искусствоведческих дисциплинах понятие «зрелище» используется в значении слова «представление» или в словосочетании «зрелищные виды искусства», из которые не все, воспринимаемые с помощью зрения, могут быть классифицированы как зрелищные. Например, живопись, скульптура или архитектура — статические виды искусства, но не всегда представлены как зрелищные творения художника. Такое предположение позволяет сформулировать обобщенное представление о том, что важнейшей характеристикой зрелищных искусств (динамических видов) является эффект соучастия в процессе действия и сопереживания зрителя за героя в определенных предлагаемых обстоятельствах. Зрелищное произведение осуществляется через действие на глазах у зрителя, существует только в момент его исполнения, завершается и исчезает с окончанием действенного процесса представления. Спектакль, концерт, цирковое представление невозможно с точностью повторить, так как эмоциональная и сиюминутная реакция реального зрителя в зале или ином пространстве зрелищного замысла создает невероятное многообразие смысловых и эмоциональных оттенков каждого конкретного представления. Изучив смысловые значения понятия «массовое зрелище», мы пришли к выводу, что массовое зрелище — это одновременно и социокультурное явление и область синтетического искусства, постоянно развивающиеся в различных жанровых направлениях и профессиональных практиках, рассчитанное и влияющее на интересы массового зрителя. Спортивное зрелище, как правило, имеет событийный,

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Художественно-спортивные зрелища как феномен социокультурной реальности

массово-праздничный характер и воплощается в драматургических элементах развития театрализованных или карнавальных форм.

В культурологическом контексте осознания оснований терминологии понятия «зрелище», интересны исследования итальянского философа А. Банфи, в работах которого, помимо эстетического, прослеживаются социологический и социально-психологический подходы к пониманию зрелища [5]. А. Банфи связывал зрелищное событие с коллективной природой его восприятия, определяя основы зрелища через особенность коллективного восприятия смысловых и структурных элементов его со стороны целевой аудитории. По мнению исследователя, зрелище становится тождественным участию коллектива в представлении и построении его сюжетной структуры, он классифицирует в социальном пространстве массовой культуры три типа зрелищ и представляет коллективность как условие первого типа зрелища, к которому могут быть отнесены народные праздники, карнавалы, фестивали, ярмарки, танцевальные вечера, а также спортивные состязания. Этот тип определяется, прежде всего, символизмом свободной «общественной органичности» в мотивации коллективного творчества. Второй тип основан на специфической функциональности зрелищной практики (ориентированность на достижения и успех, просветительство, исследования возможностей человека) по отношению к обществу и социальном взаимодействии для выполнения утилитарных функций, например турниры по отдельным видам спорта, спортивные практики и мастер-классы, лагеря и школы спортивного мастерства как формы, предлагающие участникам переходный вариант из массового спорта в спорт высоких достижений. Что касается третьего типа зрелищ, то А. Банфи связывает их с композиционностью драматургической структуры и эстетической содержательностью построения зрелищных форм социально-культурных событий, когда конструктивные элементы представления, приобретают самостоятельную ценность, отделяются от коллективной церемонии, а его участники и зрители разделяются на активных и пассивных субъектов в создаваемом событии.

Сегодня постановочная спортивно-зрелищная практика при выстраивании организационной структуры и композиционных частей конструкции каждый компонент зрелищного действия обращает к зрителю, подчиняет праздничную драматургическую структуру организации его центра внимания, его эмоциональным

впечатлениям. Интересно, что A.A. Давыдов, верифицируя понятие «зрелище» посредством обращения к феноменам античных и современных зрелищ, обращает внимание на социальные функции зрелища, описанные Р.Ю. Виппером [6]. Во-первых, театр способен устранить возможные в действительной жизни конфликты и столкновения, как бы перенося их в идеальную сферу. Во-вторых, на театральной сцене творится нравственный суд и совершается нравственная кара (воспитательная функция или регуляция социального поведения). Наконец, состязательная функция вне которой, древнего зрелища не существовало. Полагаем, что указанные социальные функции совершенно обоснованно распространяются и на художественно-спортивные зрелища. Последовательное развитие в истории культуры способности к созданию условной эстетической картины спортивного зрелища, сглаживает противоречия или устраняет всевозможных конфликтов и столкновений в реальной окружающей действительности спортсменов и зрителей. Спортивное зрелище переносит реальные конфликты в эстетику идеально-условной или игровой сферы деятельности социума. Визуализация как тенденция современного развития спортивных зрелищ закрепляет, структурирует и коммерциализирует его связи со зрителем, делает зрителя не просто соучастником событийного действия, но часто его создателем и / или организатором [7,8,9,10]. Рассуждая о социальной значимости зрелища, сегодня недостаточно рассматривать спортивное зрелище лишь как способ отвлечения людей от напряженного физического труда и специфически организованное средство предохранения человека от нервного напряжения социальной жизни и вывода его из состояния моральной усталости. С узостью такого предположения в современной реальности нельзя соглашаться даже частично. Сегодня спорт и зрелищные представления спортивных практик, воссоздают и трансформируют спортивную состязательность на уровне сверхчеловеческих, почти аттракционных возможностей, рождают невероятное зрительское напряжение и для участия в спортивной игре или столкновении, ведут зрительское восприятия к осознанию их действенной событийности. Каждый просмотр спортивного поединка, посещение матча футбольных или хоккейных команд, даже, обсуждение результатов спортивного тотализатора для внимания болельщика, тем более фанатично верящего в своих кумиров дается зрителю с огромным напряжением и потерями физических и нервных усилий. Такие

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №4

Artistic and sports shows as a phenomenon of sociocultural reality

процессы часто превращаются из обычной действенной ситуации в уникальное событие влияния, которое невозможно механически реплицировать или бездейственно повторять. В отличие от предыдущей эпохи, когда происходило четкое разграничение между отдыхом и работой, деятельность современного человека все сильнее ориентируется на игровую природу, в том числе спортивную, как на пространство для создания и трансляции смысловых продуктов воздействия на социум. При этом, развлечение, релаксация и выполнение трудовых обязанностей осуществляются отдельным человеком и социальными группами в единых границах социально-культурного события.

На основе типологизации зрелищных практик и видов искусств, предложенных А. Банфи, а также контент-анализа видеотрансляций театральных проектов и художественно-спортивных зрелищ с 2014 года, выделим 5 групп зрелищ, представленных в современной социокультурной реальности. К первой группе можно отнести — театр в широком смысле этого слова как самостоятельное зрелищное явление, имеющее художественно организованную драматургическую форму, без непосредственного участия визуальной специфики СМИ (театральные спектакли). Вторую группу составляют зрелищные явления, имеющие своих исполнителей и зрителей, но с явно выраженным участием зрителей в действе — обряды, ритуалы, церемонии, без непосредственного участия визуальной специфики СМИ. Третья группа — это зрелища, в которых нет ролевого распределения на актеров и зрителей или уличные события, празднования, без непосредственного участия визуальной специфики СМИ. Четвертая группа объединяет спортивные чемпионаты или турниры как явления спортивных практик и отдельных видов спорта, с непосредственным участием визуальной специфики СМИ. Наконец, пятая группа сформирована в непосредственном контакте и с прямым участием визуальной специфики СМИ — отдельные виды спорта, игровые спортивно-развлекательные программы и шоу видов спорта, современные визуально-спортивные системы (НБА, ММА, IIРС и пр.). Синтез спорта и искусства в художественно-спортивных представлениях исследовался нами в контексте актуальности проблем зрелищности праздничного действия и содержательности требований спортивной практики или вида спорта. Следует отметить, что новые тенденции визуализации зрелищ усиливают возврат интереса к различным аспектам повышения зрелищности в спортивной и

околоспортивной событийности. Они продиктованы, в частности, расширением технологических возможностей массовой зрелищной культуры при эстетическом освоении сферы спорта, обогащающей свои практики элементами различных видов искусств. Развитие интереса к спортивным зрелищам связано также с тем, что именно визуализация становится важнейшим элементом и мощным инструментом зрелищности социокультурных проектов.

С помощью полифункционального фактора социокультурных в целом и художественно-спортивных зрелищ, в частности, создаются действенно-структурные условия развития спортивных зрелищ в социуме. В таких условиях, по выражению В.Ф. Кудашова, возможна трансформация средств внешнего оформления выступлений (музыка, декорации, костюм, предмет), которая значительно усиливает зрелищность спортивно-художественных и театрализованных представлений [11]. Соглашаясь с автором, полагаем важным тезис о том, что именно визуальная зрелищность становится одним из важнейших аспектов формирования смысловой актуальности проектирования событий российской и международной праздничной культуры, в том числе и в сфере спортивной деятельности. Особенности человеческого восприятия окружающего мира в двадцатом и двадцать первом веках сформировали два основных способа репрезентации культурных смысловых систем: логико-вербальный и визуально-образный. При этом современная социальная философия и культурология своими исследованиями доказывают, что эволюционные изменения истории человечества на протяжении последних столетий определяют визуализацию как важный способ хранения и передачи информации для социума. Такая тенденция подтверждает не только приоритетность визуальных способов перед вербальными средствами трансляции тех или иных смысловых сообщений, но и существенность усилий визуализации в ключевые, переломные моменты развития массовой культуры [12,13,14,15]. Убедительность таких выводы объясняется еще и эвристическими возможностями, которые обоснованы их природой и функциями, облегчающими и упрощающими решение познавательных, конструктивных, практических задач создания визуальных образов для зрителей не только спортивных соревнований, но и массы болельщиков и участников околоспортивных и художественно-спортивных событий. Визуальность как инструмент создания образных представлений о спортивной практике позволяет соз-

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Художественно-спортивные зрелища как феномен социокультурной реальности

давать целостные картины и пластичные мизансцены эстетической реальности физической культуры и спорта и высших достижений.

В результате проведенных исследований широкого перечня спортивных зрелищных проектов (чемпионаты и турниры FIFA, телевизионные шоу-турниры UFC или боксерские поединки WBA/ WBF, ледовые шоу, шоу спортивных звезд, шоу спортивных рекордов и пр.) можно говорить о зрелище, понимание которого определяется, опираясь на исторический или философско-куль-турологический контекст. Если понятие зрелища как специфической модели идейного, эмоционального, эстетического общения складывается к V столетию до нашей эры, то о спорте, как о специализированной практике профессиональной деятельности серьезно заговорили только на рубеже 18-19 веков. Современный круг спортивных явлений, обладающих зрелищностью, практически неисчерпаем. Достаточно выделить спортивные соревнования, турниры или игры, публичные ритуалы, традиции или церемонии, различного рода спортивные празднества или представления, праздничные спортивные события или околоспортивные драматические ситуации. Продюсирование визуальных результатов в спортивных проектах, преодолевают языковые, социальные и культурные барьеры среди участников и фанатов зрелищных проектов, расширяют коммуникативные возможности общения для организаторов и режиссеров зрелищных событий, активизируя воображение и стимулируя развитие творческих способностей спортсменов, тренеров и любителей спорта. Динамика развития истории убедительно демонстрирует, что культурогенез можно рассматривать как процесс возрастания роли визуальных форм используемых для кодификации смысловой информации. Именно в этом процессе, в значительной степени выявляется ведущая роль зрительного восприятия человеком образов и смысловых ориентиров в системе чувственного освоения окружающей действительности. А потому, мы с полным основанием считаем, что спортивное зрелище в двадцать первом столетии становится в ряд главных репрезентативных практик, и может считаться важнейшим аспектом развития мировой визуальной культуры.

Глобализованная стандартами информационной революции, культурная индустрия не только в России, но и за ее пределами создает огромное число артефактов вокруг самого спортивного массового события и его участников. Потакая потребностям низшего уровня массовой культуры, отечественный шоу-бизнес, не про-

сто наблюдает привлекательность спорта как практики профессиональной деятельности, но последовательно стремится использовать его элементы в различных эстрадных и развлекательных программах, а часто становится к истокам проектирования околоспортивных событий. Например, все программы и церемонии XXI 1-х Зимних Олимпийских игр в 2012-2014 гг. разработаны и реализованы с участием группы постановщиков и технологических компаний СМИ и шоу-бизнеса. Современный спорт, как важнейший структурный элемент массово-культурной деятельности, не может не нести определенных положительных или негативных ценностных составляющих. Ограничения, созданные и оправданные глобальными процессами коммерциализации, политизации и визуализации различных социальных практик, делают спортивное зрелище лучшим образцом и даже уникальным социокультурным феноменом массовой культуры. Это явление через зрелищность событий и массовость зрительского интереса демонстрирует не только образные решения единства силы тела, духа и воли спортсмена, но становится определяющим в содержательности влияния на широкий спектр социальных групп. Состав таких социальных групп по интересам в практике организации и управления спортивной деятельностью можно представить следующим образом.

1. Организаторы спортивной деятельности. К ним относятся спортивные федерации и спортсмены профессионалы, тренерский и судейский корпус, спортивные клубы (профессиональные / любительские), организации околоспортивной деятельности, средства массовой информации.

2. Спорт, физкультура, фитнес. В эту группу можно отнести болельщиков и фанатов, любителей спорта, участников организаций физкультуры и фитнеса, любителей здорового образа жизни и питания, волонтеров и любителей спортивных событий, рекламные организации.

3. Власти. Здесь сосредоточены спортивные власти государства, международный Олимпийский комитет, образовательные учреждения спорта, организаторы зрелищных спортивных практик.

Представленная классификация позволяет осознать широкий спектр реальных возможностей социальных групп, а также зоны их практического влияния на нравственные и духовные ориентиры целевых аудиторий спортивных зрелищ. Так, рассуждая о структурных характеристиках болельщиков малых групп, исследова-

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №4

Artistic and sports shows as a phenomenon of sociocultural reality

тели В.Н. Зуев, П.Г. Смирнов, Ю.Н. Юрьев пишут о том, что «регулирование социальных отношений болельщиков, реализация менеджмента групповых формирований и обмен информацией, знаниями, ценностями, правилами поведения, нормами по различным сферам общественной жизни формируют интенсивный процесс социализации персоналий-болельщиков» [16, с. 44]. И это потому, что современное спортивное зрелище содержит массу интересных элементов не только спортивных практик, но и широкий спектр содержательных видов профессиональной деятельности, которые могут дать и спортсменам и болельщикам источники заинтересованности. Кроме того, болельщик как человек, по своему выбору, может смотреть соревнование бескорыстно или движимый рациональными корыстными помыслами. У него могут быть личностные основания, а может и не быть каких-либо оснований, которые заставляют его увлекаться спортивным зрелищем, тем более наслаждаться им. Широко известно, что сам процесс созерцания спортивного зрелища не приносит пользы здоровью или дохода благополучию человека. Спортсмен, и тем более, любитель спорта или болельщик самостоятельно ищет для себя ценностные основания для увлекательного погружения в спортивные практики, подчинения собственной жизни ее регламентам и стандартам, часто затрачивая на ее посещение или просмотр существенные материальные и временные ресурсы.

Здесь самое время упомянуть о ценностно-информационной концепции М. М. Лобжанидзе, где спортивное зрелище представляет собой соотношение между объектом восприятия — спортивного соревнования в любом виде спорта, и субъектом спортивной практики. Притом под субъектом понимаются не только зрители, но также все те, кто оценивает, изучает и подготавливает само соревнование: тренеры, судьи и даже спортсмены [17]. Для проведения соревнования зрители на стадионе или болельщики в зале — важнейший и неотъемлемый элемент, без которого не только соревнование теряет к себе интерес, но и спортсмен не способен показать серьезных спортивных результатов. Как событийность спортивного состязания опирается на зрительский интерес, так и зрительская активность раскрывается в конструкции ценностной природы спортивного соревнования. В условиях борьбы с СО\/Ю-19 поступали предложения о проведении футбольных матчей и боев без правил без зрительского участия. Некоторые решения футбольных ассоциаций приводи-

ли к ограничениям зрительского просмотра по форме «матч без зрителей», которые означали, что в качестве наказания для команды отсутствуют болельщики. Подобные меры принимались и еще будут приниматься в отношении футбольных, хоккейных или баскетбольных клубов, чьи игроки, тренеры или фанаты ведут себя неадекватно или преступно, вызывая массовые беспорядки на стадионах. Но даже при трансляции таких поединков в СМИ результат всех этих мер один — резкое снижение интереса не только зрителей у экранов, но и самих спортсменов. Как видим, спортивная практика заставляет исследователей заострять внимание на взаимодействии субъектов постоянно обновляемой системы «зритель — атлет — болельщик». Зритель идентифицирует себя со спортсменом, противопоставляя себя сопернику спортивного атлета, а болельщик создает и транслирует элементы развития таких противопоставлений, придавая событийности системы еще больший драматизм зрелищному действию. Спортивная публика заражается азартом борьбы и развивает его в произведениях художественно-спортивной формы, тем самым создавая новые факторы для азартного яростного столкновения в состязании. Такое взаимодействие субъектов, в свою очередь, создает зоны выхода для эмоционально-эстетического сопереживания, превращающегося в драматический феномен катарсиса — очищение через страдание или радость, «превращением ситуативной общности празднующих в интегративный коллектив участников действия, демонстрирующих свою социальную сплоченность» [18, с. 60].

Сегодня художественно-спортивные зрелища не только объединяют зрителей в их интересах, становятся формой для воссоздания специфических субкультур, но и транслируют их социокультурные позиции обществу. Именно потому отождествление зрительских интересов и целей с интересами и целями любимого атлета, команды или спортивной практики приводит к объединению людей в устойчивые коллективы и формы общественной организации болельщиков. Спортивная практика визуализирует продуктивный процесс создания спортивных ценностей, а зрительская аудитория событийного зрелища в спорте потребляет результат, потому что осознает его доминанту в иерархии таких ценностей. Прогнозирование, анализ и сравнение результатов соревновательной практики присутствует в социально-культурной деятельности и постоянно развивается, создавая условия для ослабления первона-

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Художественно-спортивные зрелища как феномен социокультурной реальности

чального смысла спорта для зрителей. Исследования последних десятилетий двадцатого века, поиски первых десятилетий столетия двадцать первого создают тенденцию существенных изменений, которые выражаются в слиянии визуально-эстетических и рационально-прагматических подходов к спорту как социокультурному явлению в противовес потенциалу спортивной духовности как события в бытии, обеспечивающего воссоздание онтологической целостности сущности человека, культуры и духовности [19]. Современный зритель на стадионе и у экрана телевизора заинтересован результативностью состязательности спортсменов-атлетов в поединке, помноженной на синтез визуально-художественной выразительности драматизма событий спортивной практики и рационально-эстетических комбинаций из жизни спортивных кумиров. Художественно-спортивные зрелища все большую влиятельность и интерес получают из возможностей телевизионных трансляций, становятся пространством замыслов телевизионных постановщиков, наращивая широту социального состава участников зрительской аудитории, смотрящих спортивные соревнования по телевидению. Причем, и количество зрителей, и визуальные возможности, которые телевидение создает для удобства их просмотра, гораздо больше тех, которые относятся к просмотру спортивного события вживую.

Телевизионная визуализация спортивных зрелищ показывает, что именно такие игры и состязания, где на глазах миллионов телеболельщиков сталкиваются за места и борются за очки спортсмены, в свою очередь, весьма вдохновляют пассивную аудиторию телезрителей у экранов, а значит, привлекают заказчиков рекламы в СМИ. Такие изменения приводят к тому, что зрительская аудитория постепенно снижает внимание к эстетической значимости качества спортивной практики, передавая его визуапьности телевизионной картинки зрелища. Публика теряет эстетическое чувство при просмотре спортивных соревнований или поединков, одновременно с тем, что уходит в небытие «умный или думающий зритель», исчезает адекватность понимания сущности спортивного действия. Остается упрощенный и выхолощенный интерес к визуальности мерцающего экрана.

Подытожим размышления, связанные с выявлением особенностей идеально-условного художественно-спортивного массового зрелища как социально-значимого события, обеспечивающего воссоздание онтологической целостности сущности человека, куль-

туры и духовности. Они могут быть сведены к четырем группам: первая группа содержит концептуальные черты — идейность, сакрапьность, ритуальность, состязательность, содержательность зрелища; вторая группа содержит конструктивные черты — драматургическая действенность, целостность и завершенность, синтетичность и образность; третья группа содержит функциональные черты, такие как коллективность, эффект соучастия, зависимость восприятия зрелища от системы условности композиции того или иного вида искусства, управление зрительским вниманием; четвертая группа включает субъектно-ориентированные черты: аудиаль-ность и визуальность; развернутость на зрителя; сопереживание зрителя с заранее рассчитанным результатом; способность зрителя к визуализации.

В этой связи замыслы создаваемых событий напрямую зависят от способности режиссера-постановщика или группы организаторов зрелища формировать и реализовывать композиционную конструкцию программы с вектором акцентирования внимания зрителя на том, что является наиболее важным и существенным в зрелище. Тем самым воссоздаются элементы системы «зритель — атлет-спортсмен — болельщик — СМИ», которая стимулирует стремление каждого субъекта системы к осознанному участию в ней и даже принудительно направляет вовлечение все новых и новых групп зрителей не только в художественно-спортивное событие, но и в действенную трансляцию его формообразующих элементов в социум.

Выводы. Представленные аргументы позволяют говорить о необходимости обращать особое внимание исследователей на нравственно-этические, эстетические и смысловые константы художественно-спортивного зрелища. Утверждение о том, что художественно-спортивное зрелище реализует важные социальные функции состязательности, просвещения, воспитания, «подъема чувств», развлечения, релаксации и отвлечения подтверждено исторической практикой развития социально-культурной системы «зритель — атлет-спортсмен — болельщик», во взаимодействие субъектов которой сегодня активно включаются визуальные СМИ. Художественно-спортивное зрелище как формообразующий и смысловой носитель характеристик идеального условного зрелища, отвечает наиболее острым потребностям высшего уровня современного зрителя, делает спорт визуально-зрелищным феноменом массовой культуры. Сегодня зрелищный аспект спортивного события становится преобладающим именно потому, что

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №4

Artistic and sports shows as a phenomenon of sociocultural reality

спортивная практика развивается по драматургическим законам культурной индустрии и принципам общества потребления. Современное художественно-спортивное зрелище, в процессе развития конструкций постановочных замыслов становится одной из форм трансляции визуальных результатов в зрелищной культуре, несет в себе черты двойственной функциональности. С одной стороны, спортивная практика через процессы профессионализации и коммерциализации развивает спортивную деятельность как социальный институт системы шоу-бизнеса, трансформирует его в сторону зрелищной услуги широкого массового спроса. При этом, система профессионально-зрелищного спорта стала определяться тенденциями развития шоу-бизнеса и опираться визуальными технологиями электронных СМИ. Сегодня достаточно оснований для того, чтобы художественно-спортивные зрелища станови-

лись одной из наиболее развитых форм индустрии развлечений, опираясь на характеристики идеального и визуального в доступности массовому зрителю. Проектирование художественно-спортивных праздников опирается на вторичные или приобретенные потребности человека по пирамиде потребностей А. Маслоу и наглядно отвечает изменениям зрительской аудитории: во-первых, непредсказуемости, во-вторых, стремлении к успеху, поскольку процесс спортивного состязания идет непосредственно на глазах зрителей, в-третьих, внешне обеспечивает объективность оценки результатов. С другой стороны, спорт как социально-культурная сфера реализации замыслов организаторов зрелищ, способен формировать у аудитории вполне конкретные духовные ценности, создающие и связанные с культурным потенциалом социума.

Список использованных источников:

1. Вандалковский Е. В. Театрализованные представления XXI века: от модерна к постмодерну II Праздник как пространство социально-художественных смыслов: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 2018. С. 12-31.

2. Пономарев В. Д. Театр масс: культурные смыслы праздника и грани профессии режиссера / / Праздник как пространство социально-художественных смыслов: межвуз. сб. науч. тр. II Праздник как пространство социально-художественных смыслов: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 2018. С. 52-64.

3. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: ABCdesign, 2013. 312 с.

4. Лубышева Л.И., Моченов В.П. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта // ТиПФК. 2015. №4. С.94-101.

5. Банфи Антонио, Избранное / Перевод с итал. А. В. Старостина и В. Н. Съедина. М.: Прогресс, 1965. 291 с.

6. Давыдов A.A. «Зрелище» и «Зрелищность»: к прояснению понятий II Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. 2014. №1 (33). С. 135-140.

7. Ермилова В. В., Кротова Е.Е. Особенности зрелищности в спорте и их трансформация в условиях современного общества//Общество. Среда. Развитие. 2015. № 2. С. 100-103.

8. Сологуб Г.Н., Плотников A.B. Культурологические особенности современной праздничной культуры как общественного явления II Физическая культура, спорт — наука и практика, 2018. №1. С. 47-52.

9. Плотникова Г.Г., Тищенко Е.С. Праздник как важнейшая составляющая социокультурной реальности XXI века II Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2017. Т. 1. С. 214-218.

10. Крылова В.Н. Проблемы и перспективы современной российской праздничной культуры II Вестник КазГУКИ. 2015. № 4-1. С. 43-47.

11. Кудашов В.Ф. Трансформация в массовых спортивно-художественных праздниках и театрализованных представлениях II Праздник как пространство социально-художественных смыслов: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 2018. С. 250-262.

12. Горюнова И.Э. Проблемы аудиовизуального синтеза в творческих продуктах мультимедиа (на примере современных массовых зрелищ) II Вестник РГГУ. 2011. №17 (79). С. 65-73.

13. Терентьева И.Н. Визуальное, слишком визуальное... (кхарактеристике иконического поворота в современных медиа и актуальных медиаисследованиях) II Вестник НГТУ им. P.E. Алексеева. 2012. №2. С. 29-35.

14. Хренов Николай Андреевич Взаимодействие зрелищных и визуальных форм в современной культуре II Культура культуры. 2014. №4 (4). С. 125-140.

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Художественно-спортивные зрелища как феномен социокультурной реальности

15. Hutchins, В., & Rowe, D. (2009). From Broadcast Scarcity to Digital Plenitude: The Changing Dynamics of the Media Sport Content Economy. Television & New Media, 10(4), 354-370. https://doi.org/10.1177/1527476409334016

16. Зуев B.H., Смирнов П.Г., Юрьев Ю.Н. Культуроцентристкая парадигма зрителей на спортивных соревнованиях// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. №2 (35). С. 39-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Лобжанидзе М. М. Эстетика спортивного зрелища. Тбилиси: Мецниереба, 1980.140 с.

18. Конович А.А., Кудашов В.Ф. Зрелищность праздника как фактор формирования историко-культурной идентичности II Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3 (32). С. 57-61.

19. Бирюков И.Л. Спортивная духовность как предмет теолого-философского рассмотрения II Сервис Plus. 2019. Т.13. №4. С. 125-133. DOI: 10.24411/2413-693Х-2019-10415.

References

1. Vandalkovskii, Е. V. (2018). Teatralizovanny'e predstavleniya XXI veka: ot moderna k postmodernu [Theatrical performances of the XXI century: from modern to postmodern], Prazdnik kak prostranstvo social'no-xudozhestvenny'x smy'slov: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Holiday as a space of social and artistic meanings: interuniversity collection of scientific works], Chelyabinsk, 12-31. (In Russ.).

2. Ponomarev, V. D. (2018). Teatr mass: kul'turny'e smy'sly' prazdnikai grani professii rezhissera [Mass Theater: cultural meanings of the holiday and the facets of the director's profession], Prazdnik kak prostranstvo social'no-xudozhest-venny'x smy'slov: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Holiday as a space of social and artistic meanings: interuniversity collection of scientific works], Chelyabinsk, 52-64. (In Russ.).

3. Leman, X.T. (2013). Postdramaticheskii teatr [Postdramatic theatre], Moscow: ABCdesign. (In Russ.).

4. Luby'sheva, L.I., Mochenov, V.P (2015). New conceptual approach to modern understanding of social nature of sport. TiPFK [Theory and practice of physical culture], 4, 94-101. (In Russ.).

5. Banfi, A. (1965). Selected works. Moscow: Progress. (In Russ.).

6. Davy'dov, A.A. (2014). «Spectacle» and «entertainment»: defining the notions. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I.Lobachevskogo [Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky], 1 (33), 135-140. (In Russ.).

7. Ermilova, V. V., & Krotova, E.E. (2015). Osobennosti zrelishhnosti v sporte i ix transformaciya v usloviyax sovremen-nogo obshhestva [Features of entertainment in sports and their transformation in the conditions of modern society], Obshhestvo. Sreda. Razvitie [Society. Environment. Development], 2,100-103. (In Russ.).

8. Sologub, G.N., & Plotnikov, A.V. (2018). Culturological peculiarities of the modern festive culture as a social phenomenon. Fizicheskaya kul'tura, sport — nauka i praktika [Physical culture, sport — science and practice], 1, 47-52. (In Russ.).

9. Plotnikova, G.G., & Tishhenko, E.S. (2017). Prazdnik kak vazhnejshaya sostavlyayushhaya sociokul'turnoj real'nosti XXI veka [Holiday as the most important component of the socio-cultural reality of the XXI century], Integrirovanny'e kommunikacii v sporte i turizme: obrazovanie, tendencii, mezhdunarodny'j opy't [Integrated communications in sports and tourism: education, trends, international experience], 1, 214-218. (In Russ.).

10. Kry'lova, V.N. (2015). Problems and prospects of the modern Russian festive culture. Vestnik KazGUKI [Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts], 4-1, 43-47. (In Russ.).

11. Kudashov, V.F. (2018). Transformaciya v massovy'x sportivno-xudozhestvenny'x prazdnikax i teatralizovanny'x pred-stavleniyax [Transformation in mass sports and art festivals and theatrical performances], Prazdnik kak prostranstvo social'no-xudozhestvenny'x smy'slov: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Holiday as a space of social and artistic meanings: interuniversity collection of scientific works], Chelyabinsk, 250-262. (In Russ.).

12. Goryunova, I.E'. (2011). The issues of audiovisual synthesis in the creative products of multimedia (on the example of modern mass performances). Vestnik RGGU [RSUH Bulletin], 17 (79), 65-73. (In Russ.).

13. Terent'eva, I.N. (2012). Vizual'noe, slishkom vizual'noe... (k xarakteristike ikonicheskogo povorota v sovremenny'x media i aktual'ny'x mediaissledovaniyax) [Visual, too visual... (to characterize the iconic turn in modern media and

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №4

Plotnikov A. V., Plotnikova G. G., Podolskaya I. N.

Artistic and sports shows as a phenomenon of sociocultural reality

current media studies)]. Vestnik NGTU im. R.E. Aiekseeva [Bulletin of NSTU named after R. E. Alekseev], 2, 29-35. (In Russ.).

14. Khrenov, N.A. (2014). Vzaimodejstvie zrelishhny'x i vizual'ny'x form v sovremennoj kul'ture [Interaction of visual and visual forms in modern culture], Kul'tura kul'tury [Culture of culture], 4 (4), 125-140. (In Russ.).

15. Hutchins, B., & Rowe, D. (2009). From Broadcast Scarcity to Digital Plenitude: The Changing Dynamics of the Media Sport Content Economy. Television & New Media, 10(4), 354-370. https://doi.org/10.1177/1527476409334016

16. Zuev, V.N., Smirnov, P.G., & Yur'ev, Yu.N. (2015). Culturecentric paradigm of spectators at sports competitions. Ped-agogiko-psixologicheskie i mediko-biologicheskie problemy' fizicheskoj kul'tury1 i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2 (35), 39-45. (In Russ.).

17. Lobzhanidze, M. M. (1980). E'stetika sportivnogo zrelishha [Aesthetics of a sports spectacle], Tbilisi: Meczniereba. (In Russ.).

18. Konovich, A.A., & Kudashov, V.F. (2017). Entertainment in artistic-sporting events formation of historical-cultural identity. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury" i iskusstv [Bulletin of the St. Petersburg State University of Culture and Arts], 3 (32), 57-61. (In Russ.).

19. Biryukov, I. L. (2019). Sports spirituality as a subject theological and philosophical consideration. Service plus, 13(4), 125-133. DOI: 10.24411 /2413-693X-2019-10415 (In Russ.)

2020 Tom 14 №4

SCIENTIFIC JOURNAL

SERVICE plus

WWW.PHILOSOPH.RJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.