Научная статья на тему 'Художественно-проектная деятельность в хореографической подготовке детей'

Художественно-проектная деятельность в хореографической подготовке детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1846
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Елена Леонидовна

Показана актуальность и современность подхода художественно-проектной деятельности на уроках хореографии детей дошкольного возраста. В совместной деятельности со взрослыми дети проектируют свою жизнь в пространстве хореографической группы, проявляя изобретательность и оригинальность, приобретают творческий опыт, т. е. становятся авторами собственных творческих проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественно-проектная деятельность в хореографической подготовке детей»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ...

УДК 378.0

Е. Л. Миронова

ХУДОЖЕСТВЕН НО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

«Дети любят искать, сами находить.

В этом их сила» [1, с. 134]

На современном этапе образовательного процесса показаны возможности и преимущества художественно-проектной деятельности в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания. Составляющие данного понятия не новы в истории образования и получили широкое распространение в практике обучения. При их органическом слиянии художественнопроектная деятельность и является инновационным подходом в хореографической подготовке детей.

Одной из составляющих понятия «художественно-проектная деятельность» является художественная деятельность по самореализации сущностных сил общественного человека, его способностей, потребностей, дарований, творческих возможностей. Именно в искусстве происходит органическое слияние, полное совпадение всех основных видов деятельности: познавательный, ценностно-ориентационный, преобразовательный, коммуникативный. Обращенность художественной деятельности к эмоциональночувственной стороне процесса познания, «общественно выработанный способ индивидуального «жизнеприятия», постижения мира посредством переживания и самочувствия» способствует овеществлению собственно предмета искусства [6].

В процессе художественной деятельности у ребенка развиваются интеллектуальные, сенсорные процессы; эмоционально-интеллектуальные, активизируются регулятивные механизмы деятельности (внимание, воля); интенсивно формируются личностные образования - активность, самостоятельность, интерес, потребность в осуществлении творческой, многообразной, разносторонней деятельности, одновременно приобщающей детей к труду, познанию, искусству.

Хореография как сенситивный вид художественной деятельности детей от 3 до 7 лет создает возможности широкого общения с новым видом искусства, отражающим действительность, проникающим в глубокие сферы познания природы, человека, отношений людей к прекрасному; формирования не только комплекса знаний, умений и навыков, но и опыт эмоциональнотворческой деятельности, художественного вкуса, сознательного отношения к искусству, возможности эстетического развития в области искусства танца.

Проектная деятельность — еще один элемент художественно-проектной деятельности. Проектирование рассматривают как один из видов деятельности, которая связана с выполнением заданий на воспроизведение по образцу и поисковых заданий, заданий по усовершенствованию конструкции уже известных объектов и творческих заданий по созданию новых объектов. Л. И. Лебедева, Е. В. Иванова определяют суть проектной деятельности как предположение вариантов будущей деятельности и прогнозировании ее результатов [5]. К этапам проектной деятельности относят: реализацию; прогнозирование результатов; создание новых объектов.

Участие в проектной деятельности развивает исследовательские и творческие способности детей: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять ее результаты.

Таким образом, художественно-проектной деятельностью можно назвать четко выстраиваемую организацию человеческой деятельности, при выполнении которой развивается творческая деятельность, реализуемая в области искусства, направленная на познание и преобразование окружающей действительности путем создания субъективно или объективно значимых ценностей.

Художественно-проектная деятельность детей дошкольного возраста позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей. Для ребенка 3-7 лет характерна «колоссальная жажда жизни» [4, с. 120], что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. Отечественные ученые (А. Запорожец, Э. Эльконин, М. Лисина, О. Газман, В. Бедерханова,

Н. Крылова, А. Савенков, Д. Фельдштейн и др.) подчеркивают, что развитие творчества способствуют уважение к его личности, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации, самодвижения, т. е. удовлетворение потребности ребенка в конструировании собственного мира детства. И это развитие проживается ребенком в форме игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.

В возрасте от 3,5-5 лет художественно-проектная деятельность ребенка формируется на подражательно-исполнительском уровне [3]. Здесь активная роль принадлежит взрослому, т. к. ребенок не в полной мере может проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении, у детей только начинают формироваться интеллектуально-творческие способности.

Главная задача в занятиях танцем с детьми данного возраста - развитие музыкально-двигательных навыков, овладение приемами движений пружинным, маховым, плавным, дающими в дальнейшем возможность сообщить движению характер и выразительность, овладение ходьбой, бегом и другими

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ...

видами движения, свойственные разнообразным музыкально-двигательным образам. Эти первые музыкально-двигательные впечатления и навыки детей служат залогом успеха всей дальнейшей работы на каждом из периодов.

ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первый Интригующее начало в занятиях по хореографии, определение проблемы, отвечающей потребностям детей.

Второй Постановка цели проекта, его мотивация.

Третий Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

Четвертый Совместное движение взрослого и детей к результату.

Пятый Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Ребенок среднего дошкольного возраста выступает в качестве «заказчика проекта» [1, с. 24], что учитывается на первом этапе процесса освоения художествеш-ю-просктной деятельности в хореографической подготовке детей. Дети с желанием и интересом выполняют те задания, которые удовлетворяют потребностям ребенка, помогают реализовать себя в активной деятельности. Участие в проекте «на вторых ролях», действия по прямому предложению педагога или путем подражания ему соответствуют природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.

Например, домашние задания: «Спящая лягушка»; «Веселый зайчик»; «Петушок золотой гребешок» ит. д., в выполнении которых активное участие принимает взрослый, являются проектами. Совместное движение взрослого и детей к результату; переживание результата; обучение ребенка сравниванию, оцениванию эстетических категорий, - все это вызывает у детей желание и радость движения под музыку, усиление эмоционального отклика на музыку. Связь музыки с движением становится для детей привычной и естественной, что способствует развитию музыкально-двигательного образа.

К концу 5 года дети уже накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый - развивающий - уровень художественнопроектной деятельности. Прежде всего это опыт общения со сверстниками, опыт разнообразной совместной деятельности, требующей от детей умения согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Продолжает развиваться самостоятельность, самоконтроль и самооценка: дети способны достаточно адекватно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников; они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, что является отправной точкой творческих, исследовательских, приключенческих, опытно-ориентированных проектов. На втором периоде деятельность взрос-

лого направлена не только на генерирование своих идей, но и на реализацию идей детей.

Главная задача в занятиях по хореографии с детьми данного возрастного периода - раскрытие выразительности музыкально-пространственных композиций, что требует от детей коллективного исполнения движений и упражнений так же осмысленно, четко и музыкально, как должно исполняться каждое индивидуальное движение; развитие у детей чувства пространства.

ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первый Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

Второй Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

Третий Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта.

Четвертый Выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого.

Пятый Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

Шестой Совместное определение перспективы развития проекта.

В данном периоде важно, чтобы взрослый (родитель) был способен увлечься тем, чем в данный момент занят ребенок; принять его интересы, желания, цели и углубить их.

Например, на уроке хореографии детям была предложена игра: «Приключения балерины», которая нашла продолжение и дома, но уже с родителями. На следующем уроке дети увлеченно рассказывали о своих домашних «приключениях». Педагог дал задание составить тематические этюдные зарисовки. В проекте принимали участие и дети, и взрослые. События «приключений» уточнялись, появлялись новые элементы, подбиралась музыка, костюмы, атрибуты, шел поиск образа. В результате каждый ребенок танцевал собственную детскую зарисовку.

Создание подобных этюдных зарисовок так понравилась детям, что в дальнейшем они стали придумывать этюды сами («Зимние забавы»; «Наше лето»; «Именины» и др.), что вскоре стало хорошей традицией хореографической группы.

Третий — творческий - период развития художественно-проектной деятельности ребенка характеризуется высоким уровнем интереса детей к творческому проектированию. У 6-7-летних дошкольников интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определять цели и содержание

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ...

предстоящей деятельности, выбирать способы работы над проектом и организовывать ее.

Главная задача упражнений, игр и танцев - развивать творческие способности детей, учить создавать музыкально-двигательные образы самостоятельно, опираясь на хореографические навыки.

ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первый Постановка детей в определенные условия; выделение (взрослым ш детьми) проблемы, отвечающей потребностям или детей, или обеих сторон.

Второй Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

Третий Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта.

Четвертый Выполнение детьми проекта; решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу.

Пятый Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

Шестой Определение перспективы развития опыта.

Вместе с дошкольниками было принято решение о постановке танцевального этюда: «Веселые снежинки», который стал новогодним подарком для родителей. На уроке был разработан совместный план работы над этюдом:

— выбор темы и идеи танцевального произведения (этюда);

— составление понятного, близкого детям и доступного для их исполнения сценария;

— выбор музыки;

— подбор выразительных средств и формы постановки (танцевальные движения, которые войдут в постановку);

— подбор костюмов, атрибутов необходимых в постановке этюдного произведения.

Дети самостоятельно определяли характер музыкального произведения; обдумывали содержание танцевального произведения (просматривали и обсуждали мультфильмы, иллюстрации в книгах, открытки на новогоднюю тему); придумывали танцевальные движения, характерные для образа «Снежинки»; активно участвовали в выполнении эскизов костюмов, их реализации.

Творческий проект «Веселые снежинки» был представлен в форме концертного выступления на новогоднем празднике.

Практика сочинение этюда совместно с детьми позволила в дальнейшем создать танцевальное произведение, с которым дети выступали в концертных мероприятиях; принимали участие в хореографических конкурсах. Принципиальным является то, что дети дошкольного возраста находят удовлетво-

рение индивидуальных интересов, весь процесс учебной и постановочной работы по танцу позволяет им творчески участвовать в его создании.

Итак, художественно-проектная деятельности в хореографической подготовке позволяет детям дошкольного возраста:

- проявить творческую индивидуальность, расширить кругозор;

- освоить основные этапы работы над созданием танцевального произведения;

- приобрести прочные танцевальные навыки;

- применить практические умения не только в области исполнительского мастерства, но и «увидеть» себя в роли постановщика - балетмейстера;

- научиться работать в коллективе - хореографической группе;

- решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности - обучать партнеров, делиться собственным опытом со сверстниками;

- обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого;

- применять полученные знания и умения с пользой для себя и окружающих.

Художественно-проектная деятельность ориентирована на формирование таких отношений «ребенок-взрослый», которые строятся на со-участии в деятельности. Педагог ведет ребенка к со-участию постепенно: от наблюдений за его самостоятельной деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

Педагог-хореограф занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, с другими людьми, как взаимообогащение их личностного опыта.

В художественно-проектной деятельности педагог проявляет:

- умение выбирать наиболее интересные и практически значимые темы для проектов;

- владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов;

- умение организовывать учебно-воспитательную работу по предмету, ориентированную на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности детей (индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной работы исследовательского, поискового, творческого плана).

Таким образом, в процессе художественно-проектной деятельности на уроках хореографии дети дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослым проектируют свою жизнь в пространстве хореографической группы, проявляя изобретательность и оригинальность, приобретают творческий опыт, т. е. становятся авторами собственных творческих проектов.

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Библиографический список

1. Ванслов, В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. - М.: Издательство Наука, 1992.

2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Издательство Иматон, 1999.

3. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. 2003. № 3. - С.20-26.

4. Кулагина, И. Е. Художественное движение. - М.: Издательство Флинта, 1999.

5. Лебедева, Л. И., Иванова Е. В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2002. № 5. - С. 116-120.

6. Шпара, П. Е.3 Шпара И. П. Техническая эстетика и основы художественного конструирования. — К.: Головное изд-во, 1989. - С. 247.

УДК 373

И. С. Телегина

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНОМ РИСОВАНИИ

Интерес к изучаемой нами проблеме обуславливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций. Жизнь во всех проявлениях становится все многообразие и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Способности человека - продукт общественного развития. Их становление предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для развития способностей старших дошкольников, целостного развития ребенка.

Способности к изобразительной деятельности закладываются в дошкольном возрасте, который в современной науке рассматривается как период «первоначального фактического складывания личности» (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн). Поэтому игнорирование или формальный подход к решению проблемы развития изобразительных способностей в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.