ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИНИАТЮРЫ БЕХЗАДА НА ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Ахмедова Н.М.1, Турсунова И.Н.2, Урунова Х.Ш.3, Уринова Х.Ш.4 Email: [email protected]
1Ахмедова Назира Махмудовна - старший преподаватель; 2Турсунова Ирода Нематовна - старший преподаватель; 3Урунова Хуршида Шодиевна - преподаватель; 4Уринова Хулкар Шокировна - преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, горный факультет, Навоийский государственный горный институт, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрываются творчество Бехзада, его гениальный талант и высокое воображение, глубокое проникновение в глубокие культурные слои того времени, знания художественных ценностей той эпохи, масштаб и особенности его живописной миниатюры. В миниатюре просматривается драматическое начало -именно методом противопоставления элементов сюжета, увязкой событий локального значения с кардинальными проблемами века. Студенты получают представление о роли великого художника XV века в художественной культуре средневековья, в том числе в современном мире.
Ключевые слова: художественная культура, духовность, художественные ценности, интерес, декоративно-прикладное искусство, древне-зодческое искусство, живописная миниатюра, изобразительное искусство, художественная керамика, художественное наследие.
ARTISTICALLY-AESTHETIC ANALYSIS OF MINIATURE OF BEKHZAD ON EXTRACURRICULAR EMPLOYMENTS IN PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS Akhmedova N.M.1, Tursunova I.H.2, Urunova Kh.Sh.3, Urinova Н-Sh.4
1Akhmedova Nazira Mahmudovna - Senior Lecturer; 2Tursunova Iroda Hematovna - Senior Lecturer; 3Urunova Khurshida Shodievna - Teacher; 4Urinova Hulkar Shokirovna - Teacher, DEPARTMENT LIFE SAFETY, MINING FACULTY, NAVOI STATE MINING INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in the article Bekhzad's work, his brilliant talent and high imagination, deep penetration into deep cultural layers of that time, knowledge of art values of that epoch, scale and features of his picturesque miniature are revealed. In a miniature, a dramatic beginning is seen - namely, by contrasting the elements of the plot, linking events of local importance with the cardinal problems of the century. Students get an idea of the role of the great artist of the 15th century in the artistic culture of the Middle Ages, including in the modern world.
Keywords: artistic culture, mental, artistic value, interest, decorative-applied arts, ancient-architecture art, picturesque miniature, graphic arts, artistic ceramics, artistic heritage.
УДК: 37.011.33
История воспитывает личность. Желание знать свое прошлое, свои корни присуще каждому человеку. Историческая память необходима для возрождения духовности. Человек, знающий историю своей страны, своего народа, - человек, который может мыслить самостоятельно, его трудно сбить с истинного пути, навязать чуждую ему волю. Богатое культурное наследие - один из источников идеологии национальной независимости. Очень важно знать, как шел процесс развития культуры, какие факторы способствовали этому. Как подчеркивал глава нашего государства, достижение благородных целей, стоящих перед народом Узбекистана, будущее страны, ее процветание и благоденствие, то, какое место она займет в мировом сообществе в XXI веке, - все это зависит, прежде всего, от нового поколения, от того, какими вырастут наши дети. Эти мудрые слова ярко отражают суть реализуемой в Узбекистане в годы независимости государственной политики, главным приоритетом которой стала забота о воспитании гармонично развитого молодого поколения - физически здорового и духовно зрелого, интеллектуально богатого, обладающего не только разносторонними знаниями, но и умеющего самостоятельно мыслить, смело смотреть в будущее.
Обращение к историко-культурному наследию, изучение величайших памятников, представляющих не только национальную, но и мировую ценность, знание выдающихся творцов бессмертных художественных ценностей, ставших национальным и общечеловеческим достоянием, необходимо студентам высших учебных заведений, поскольку эти требования входят в критерии общей и художественной культуры современной молодежи.
На внеаудиторных занятиях «Художественные ценности Узбекистана», в педагогических вузах ключевыми темами выделяются следующие: «Древневосточная миниатюра», «Среднеазиатская живописная миниатюра эпохи средневековья», «Камалиддин Бехзада - наш гениальный предок - выдающийся художник Востока, непревзойденный гений миниатюрной живописи XV века».
Творчество легендарного гения миниатюрной живописи Среднего Востока Бехзада изучается уже с конца XVII века и, по -видимому, еще долго будет притягивать внимание исследователей магией своей светлой гармоничной ауры, чарующей красотой воплощенного в нем многообразного мира природы, глубиной погружения в земную и духовную жизнь человека-труженика и творца [1, 2]. В наше время творчество Бехзада требует адекватного истолкования и объяснения, внимательного проникновения в его суть. Анализ известного сюжета облегчает понимание его внутреннего смысла в связи с мировоззрением и культурой эпохи, определение мотивов избранных художественных средств и пр.
Бехзада - портретист в миниатюрной живописи [3, 4, 5]. Иллюстрации Бехзада к поэме Низами «Искандер-наме» демонстрируются на занятиях. Восприятие -рассмотрение... Анализ миниатюры «Искандар, навещающий отшельника в горах», предварительно акцентируется - «Что важно воспринимать, видеть и понимать в миниатюрах Бехзада. В первую очередь - это: тема, сюжет, его компоненты; эмоциональный, подтекст; чистота помысла; внешняя красота; информационно-познавательная нагрузка; композиционная конструктивность по классической схеме: крупнофигурная или мелкофигурная; герои - первого, второго и других планов (как изображены - одежда, головной убор, обувь и другие атрибуты, внимание мельчайшим деталям фигур, образов; изображаемые объекты, их детали, смысл; колорит - колористический эффект; цветовая гамма, ее особенности; цвет, его характеристика; символы, метафоры; природа, ее красота (небо, окружающая среда); мировая гармония, взаимосвязь всего сущего между собой - внешнего - зримого и скрытого философского содержания; внутренний мир миниатюры; собственно-творческий подход к раскрытию темы, проблемы, ее неповторимое решение; авторская индивидуально-творческая
манера; авторско-творческое начало; этикетность; эстетика; потребность в глубинном истолковании и раскрытии авторско -творческой тайны миниатюры.
Затем проводится художественно -эстетический анализ миниатюры Бехзада -«Искандар, навещающий отшельника в горах».
Миниатюра Бехзада - результат его вдохновенного гениального таланта и высокого воображения, глубокого проникновения вслед за Низами, в глубокие культурные слои того времени, знания художественных ценностей той эпохи. В миниатюре просматривается драматическое начало - именно методом противопоставления элементов сюжета, увязкой событий локального значения с кардинальными проблемами века. И это на почти космическом фоне обширного пространства.
Изображаемый момент показан вдохновенно, глубоко осмысленно, во всех его проявлениях. Надо только глубоко проникнуть во внутренний смысл сюжета, «в каждую деталь миниатюры», в изображенный мир, который показан чарующе совершенным, царственно изящным, с гармонией целого и детального. Надо внимательно присмотреться к героям (все они деятельны, в движении - со смыслом). И тогда тайны миниатюры будут щедро раскрыты.
Студентам интересно знать о влиянии миниатюрного наследия Бехзада на художественную культуру того времени и художественную культуру современную, поэтому проводятся беседы: «Последователи Бехзада в миниатюрной живописи» (Махмуд Музаххиб «Давлат Мухаммади» и др.), «Миниатюры Бехзада - источник новых эстетических и пластических исканий современных художников».
По следующему плану: Влияние Бехзада на творчество европейских художников (А. Матисс - «Семья художника»).
Вклад Бехзада в культуры Востока уникален. К нему интерес все возрастает -художников, историков и ученых. Миниатюрная живопись Бехзада была, есть и будет объектом глубокого изучения во всем мире. Творчество Камалиддина Бехзада - не только национальное достояние и гордость, но и общечеловеческая ценность на все века [6].
На такой содержательной, логико-последовательной основе студентам -будущим преподавателям (учителям) гуманитарного профиля раскрывается творчество Бехзада, его гениальный талант миниатюриста, масштаб и особенности его живописной миниатюры. Студенты будут иметь представление о роли великого художника XV века в художественной культуре средневековья, в том числе, во всем мире - и современном, студенты должны знать произведения современных художников Узбекистана, в которых очевидно влияние эстетических, пластических и других аспектов миниатюрных шедевров Бехзада.
Список литературы /References
1. Ахмедова Н. Духовное пространство Бехзада в искусстве ХХ века // San"at, 2000. № 2. С. 34-37.
2. Ахмедова Н.М., Аннамуратова С.К. Основные критерии развития у студентов художественной культуры Узбекистана на внеаудиторных занятиях. European research, 2016. С. 102-103.
3. Захидов П. Несравненный в живописи (Бехзад) San"at, 2000. № 2. С. 16-23.
4. Исмаилова Э. Бехзад // San"at, 2000. № 2. С. 5-9.
5. Пугаченкова Г. Бехзад - портретист и портрет в миниатюрной живописи Среднего Востока // San"at, 2000. № 2. С. 10-15.
6. Хакимов А. Бехзад - западно-восточный контекст. // San" at, 2000. № 4. С. 22-24.