Научная статья на тему 'О выдающемся художнике средневековья – Бехзаде'

О выдающемся художнике средневековья – Бехзаде Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
278
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
декоративно-прикладное искусство / живопись / изобразительное искусство / древние памятники / общечеловеческие ценности / художественные ценности / художественный кругозор / эмоциональная культура / художественная культура.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махмитова Дилфуза Саидазимовна

в статье раскрывается творчество Бехзада, его гениальный талант миниатюриста, масштаб и особенности его живописной миниатюры. Студенты получают представление о роли великого художника XV века в художественной культуре средневековья, в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О выдающемся художнике средневековья – Бехзаде»

О ВЫДАЮЩЕМСЯ ХУДОЖНИКЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ -

БЕХЗАДЕ Махмитова Д.С.

Махмитова Дилфуза Саидазимовна - старший преподаватель, кафедра общественных наук, Ташкентский институт текстильной и легкой промышленности, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается творчество Бехзада, его гениальный талант миниатюриста, масштаб и особенности его живописной миниатюры. Студенты получают представление о роли великого художника XV века в художественной культуре средневековья, в современном мире.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, живопись, изобразительное искусство, древние памятники, общечеловеческие ценности, художественные ценности, художественный кругозор, эмоциональная культура, художественная культура.

На внеаудиторных занятиях - «Художественные ценности Узбекистана», в педагогическом вузе ключевыми темами выделены следующие: «древневосточная миниатюра», «Среднеазиатская живописная миниатюра эпохи средневековья»[1], «Камалиддин Бехзад - наш гениальный предок - выдающийся художник Востока, непревзойденный гений миниатюрной живописи XV века». Цель: рассмотреть творчество Бехзада, его особенности и специфику, роль и значение Бехзада в восточной, среднеазиатской, узбекской художественной культуре, в мировом художественном наследии. Бехзада - редкостный среди редкостных, лучший среди лучших.

Современники о Бехзаде:

Бабур: «Среди современников следует упомянуть Бехзада, художника с очень тонким талантом». Историк Хондемир о Бехзаде: «Волос его калама благодаря мастерству Душу давал неодушевленной форме». Творчество Бехзада - мировая художественная ценность (находится под охраной ЮНЕСКО). Почитание Бехзада во всех странах мира.

Бехзада - отражатель высоких художественных идеалов, эстетических и этических представлений народов Среднего и Ближнего Востока. Тысячи миниатюр Бехзада. Своя школа миниатюрной живописи. Интерес Бехзада к традиционным сюжетам эпоса и мифологии, знаменательным событиям, связанным с выдающимися личностями, к жизни широких слоев населения. Способности Бехзада чувствовать пульс времени, находить в традиционных сюжетах необходимые смысловые связи и выражать их в совершенной форме.

Чего требует миниатюра Бехзада? - адекватного истолкования и объяснения, внимательного проникновения в их суть.

Творчество Бехзада.

Бехзад - портретист (в миниатюрной живописи) [2, 3]. Портреты султанов, шахов и значительных придворных лиц. Портрет Шейбани-хана - символическое обобщение внутреннего мира и духовного состояния падишаха. Как изображен Шейбахни-хан на миниатюре Бехзада: в поджатой нижней губе, очертаниях подбородка видны большая сила, а внимательный взгляд глаз говорит о проницательности и властности хана. В глаза бросается тонкость и выразительность линии фигуры Шейбани-хана, ее поворот и изгиб передают пластику мощных покатых плеч хана. Перед ханом стоит чернильница, стопка книг и перо - все это говорит о его интеллектуальных занятиях. На большом пальце правой руки кольцо для стрельбы из лука, - значит, перед нами воитель, полководец. Сколько тонко подмеченного, жизненного в изображении лица,

фигуры, в окружающих предметах и даже функционально-предназначенном для стрельбы кольце на пальце.

Портрет Бабура: Бабур в шахских одеждах, в саду, в окружении природы; сидит на резном стуле, с книгой в руках; размышляет, занят творчеством. Весь облик мыслителя, правителя, поэта дышит благородством. В портрете восточный дух и настроение. Предполагаем масштаб его творческой деятельности. Видим незаурядную личность.

Миниатюры с изображением султана Хусейна: султан Хусейн с цветком в руке. Вокруг - женщины из его гарема (сидят, гуляют, читают, музицируют); султан с поджатыми ногами, в «позиции обсуждения». На нем золотом вверху вышитая кааба, перехваченная поясом с золотыми бляхами; на голове пышная чалма, с богатыми украшениями. Лицо с бородой, чуть раскрытые слегка раскосые глаза, маленький рот, усы, аккуратно свисающие. Это - красивый, мужественный человек, любящий нарядно одеваться, сильный, волевой, интеллектуал, любитель прекрасного. Картины-миниатюры Бехзада из жизни: цветущие сады, красивые разноцветные птицы, ручьи, распустившиеся цветы, с изображением Алишера Навои, блюдами золота и серебра для Амира (за что получил коня в полном снаряжении).

Роль Бехзада в развитии портретного жанра.

Иллюстрации Бехзада к книге Шарафиддина Али Йезди «Зафар-наме»: «Картина битвы», «Взятие Амиром Тимуром крепости Хивы», «Строительство общественной мечети в Самарканде». Это целая хроника того времени. Миниатюры Бехзада, посвященные зодчеству того времени: «Строительство замка Хаварнак», «Строительство Джума-мечети в Самарканде» и другие. С архитектурными реалиями и конкретными историческими событиями.

Иллюстрации Бехзада к поэме Низами «Искандер-наме». Восприятие -рассмотрение... Анализ миниатюры «Искандар, навещающий отшельника в горах». Предварительно акцентируется - «Что важно воспринимать, видеть и понимать в миниатюрах Бехзада. В первую очередь - это: тема, сюжет, его компоненты; эмоциональный, подтекст; чистота помысла; внешняя красота; информационно -познавательная нагрузка; композиционная конструктивность по классической схеме: крупнофигурная или мелкофигурная; герои - первого, второго и других планов (как изображены - одежда, головной убор, обувь и другие атрибуты, внимание мельчайшим деталям фигур, образов; изображаемые объекты, их детали, смысл; колорит - колористический эффект; цветовая гамма, ее особенности; цвет, его характеристика; символы, метафоры; природа, ее красота (небо, окружающая среда); мировая гармония, взаимосвязь всего сущего между собой - внешнего - зримого и скрытого философского содержания; внутренний мир миниатюры; собственно-творческий подход к раскрытию темы, проблемы, ее неповторимое решение; авторская индивидуально-творческая манера; авторско-творческое начало; этикетность; эстетика; потребность в глубинном истолковании и раскрытии авторско-творческой тайны миниатюры.

Затем - художественно-эстетический анализ миниатюры Бехзада - «Искандар, навещающий отшельника в горах».

Студентам интересно знать о влиянии миниатюрного наследия Бехзада на художественную культуру того времени и художественную культуру современную, поэтому проводится беседы: «Последователи Бехзада в миниатюрной живописи» (Махмуд Музаххиб «Давлат Мухаммади и другие), «Миниатюры Бехзада - источник новых эстетических и пластических исканий современных художников». По следующему плану: Влияние Бехзада на творчество европейских художников (А. Матисс - «Семья художника»).

Вклад Бехзада в культуры Востока уникален [4, 5]. К нему интерес все возрастает - художников, историков и ученых. Большой интерес за рубежом к гению Бехзады. Так, Абдулла Бахари 30 лет создавал фундаментальный труд о жизни и творчестве

50

великого художника Бехзада. В Париже, Лондоне, Каире, Санкт-Петербурге и других городах мира хранятся произведения Бехзада - великого художника-миниатюриста XV века. Бехзаду посвящаются международные конференции при участии ЮНЕСКО, в том числе, в Узбекистане (Ташкенте). Миниатюрная живопись Бехзада была, есть и будет объектом глубокого изучения во всем мире. Достойное место Бехзада в истории мирового изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Творчество Камалиддина Бехзада - не только национальное достояние и гордость, но и общечеловеческая ценность на все века.

Список литературы

1. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Т.: Шарк, 1997. 63 с.

2. Ахмедова Н. Духовное пространство Бехзада в искусстве ХХ века // $ап"а^ 2000. № 2. С. 34-37.

3. Захидов П. Несравненный в живописи (Бехзад) San"at, 2000. № 2. С. 16-23.

4. Исмаилова Э. Бехзада // San'at, 2000. № 2. С. 5-9.

5. Камалиддин Бехзад и искусство восточной миниатюры // San"at, 2000. № 4. С. 1-7.

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И КАЧЕСТВА ТОЛЕРАНТНОЙ

ЛИЧНОСТИ Турдибаева М.У.

Турдибаева Махсуда Унгоровна - старший преподаватель, кафедра общественных наук, Ташкентский институт ирригации и мелиорации, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье сделана попытка систематизации критериев, показателей и качеств толерантной личности. Автором предлагается разделение их на внутренние критерии, обеспечивающие толерантность личности, и внешние критерии, которые являются элементами сдерживания, контроля и взысканий интолерантности в социуме.

Ключевые слова: толерантность, компонент, внутреннее, внешнее, статический, динамический, реакция, когниция, действие, установка.

В настоящее время толерантность стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она активно изучается со стороны педагогов, философов, политологов, психологов и специалистов других областей науки. Для более глубокого понимания феномена толерантности необходимо изучение критерий, показателей и качеств толерантной личности. Систематизация данных показателей даст возможность создания модели толерантной личности.

Несмотря на то, что феномен «толерантность» широко исследована, её критерии и показатели четко не определены. В научной литературе существуют работы, где авторы предлагают свою версию толерантной личности.

Ряд авторов выделяют критерия толерантности, которые соответствуют Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995) [3, 7].

Попытка систематизации критериев толерантности многими авторами соответствует психологической триаде: эмоция, когниция, поведение, как последовательно протекающий процесс [1, 2, 4, 5, 6, 8]. Однако в процессе намеологической систематизации и группировки, т.е. в терминологии и определении

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.