Научная статья на тему ' критерии, показатели и качества толерантной личности'

критерии, показатели и качества толерантной личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1259
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
толерантность / компонент / внутреннее / внешнее / статический / динамический / реакция / когниция / действие / установка

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Турдибаева Махсуда Унгоровна

в данной статье сделана попытка систематизации критериев, показателей и качеств толерантной личности. Автором предлагается разделение их на внутренние критерии, обеспечивающие толерантность личности, и внешние критерии, которые являются элементами сдерживания, контроля и взысканий интолерантности в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « критерии, показатели и качества толерантной личности»

великого художника Бехзада. В Париже, Лондоне, Каире, Санкт-Петербурге и других городах мира хранятся произведения Бехзада - великого художника-миниатюриста XV века. Бехзаду посвящаются международные конференции при участии ЮНЕСКО, в том числе, в Узбекистане (Ташкенте). Миниатюрная живопись Бехзада была, есть и будет объектом глубокого изучения во всем мире. Достойное место Бехзада в истории мирового изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Творчество Камалиддина Бехзада - не только национальное достояние и гордость, но и общечеловеческая ценность на все века.

Список литературы

1. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Т.: Шарк, 1997. 63 с.

2. Ахмедова Н. Духовное пространство Бехзада в искусстве ХХ века // $ап"а^ 2000. № 2. С. 34-37.

3. Захидов П. Несравненный в живописи (Бехзад) San"at, 2000. № 2. С. 16-23.

4. Исмаилова Э. Бехзада // San'at, 2000. № 2. С. 5-9.

5. Камалиддин Бехзад и искусство восточной миниатюры // San"at, 2000. № 4. С. 1-7.

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И КАЧЕСТВА ТОЛЕРАНТНОЙ

ЛИЧНОСТИ Турдибаева М.У.

Турдибаева Махсуда Унгоровна - старший преподаватель, кафедра общественных наук, Ташкентский институт ирригации и мелиорации, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье сделана попытка систематизации критериев, показателей и качеств толерантной личности. Автором предлагается разделение их на внутренние критерии, обеспечивающие толерантность личности, и внешние критерии, которые являются элементами сдерживания, контроля и взысканий интолерантности в социуме.

Ключевые слова: толерантность, компонент, внутреннее, внешнее, статический, динамический, реакция, когниция, действие, установка.

В настоящее время толерантность стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она активно изучается со стороны педагогов, философов, политологов, психологов и специалистов других областей науки. Для более глубокого понимания феномена толерантности необходимо изучение критерий, показателей и качеств толерантной личности. Систематизация данных показателей даст возможность создания модели толерантной личности.

Несмотря на то, что феномен «толерантность» широко исследована, её критерии и показатели четко не определены. В научной литературе существуют работы, где авторы предлагают свою версию толерантной личности.

Ряд авторов выделяют критерия толерантности, которые соответствуют Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995) [3, 7].

Попытка систематизации критериев толерантности многими авторами соответствует психологической триаде: эмоция, когниция, поведение, как последовательно протекающий процесс [1, 2, 4, 5, 6, 8]. Однако в процессе намеологической систематизации и группировки, т.е. в терминологии и определении

51

критериев, происходит образование комплексов этих трех компонентов психики в одной или во всех группах, что вызывает некоторое противоречие. С другой стороны не принятие во внимание внутренних и внешних условий развития толерантности и интолерантности, и их разность природы, тоже вызывает определенные трудности в обеспечении логической четкости систематизации критериев толерантности.

Внутренние критерии толерантности представляют собой эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Эмоциональный компонент состоит из статических и динамических реакций. Статическая реакция представляет собой эмоциональное состояние индивида, являющийся предпосылкой к определенным эмоционально ответным реакциям. К ним можно отнести такие состояния, как безусловная реакция, высокий порог чувствительности, нервно-психическая устойчивость, эмоциональная стабильность, эмоциональная устойчивость, эмоциональная гибкость, низкая тревожность, чувство безопасности, интерес, сенсетивность (чувствительность), эмпатия и т.п., которые являются качествами толерантной личности.

Динамическая реакция представляет собой эмоциональное реагирование, т.е. ответную реакцию субъекта на определенные факторы окружающей среды, являющиеся предпосылкой соответствующих процессов когниции и поведения. В этих реакциях идет проявление ответа, реакции: условное реагирование, саморегуляция, сдержанность, самообладание, выдержка, психологическая гибкость, доверительная реакция, потребность социализации, привлечение внимания, сочувствие, сопереживание и т.п., свойственные толерантной личности.

Когнитивный компонент состоит из статических и динамических процессов. Статический процесс когниции представляет собой направление процесса мышления - определенные принятые или выработанные условности, нормы, установки субъекта. Такие качества толерантной личности, как: рефлексивность, ценности, активная жизненная позиция, меньшая потребность в определенности, гибкость мышления, несуетливое восприятие мира, высокий уровень ответственности, просоциальное отношение, самооценка, оценка иного, гуманность, готовность принять иное и т.п. Динамический процесс когниции представляет собой непосредственный процесс мышления - восприятие, осмысление, осознание и логическая систематизация окружающей действительности на основе принятых или выработанных условностей, норм и установок. К ним можно отнести следующие качества толерантной личности: рефлексия, признание иного, стремление к идеалам, восприятие людей такими, какие они есть, оригинальность мышления, отсутствие стереотипов, комплексное восприятие взаимодействия, принятие себя, осознание потребностей других, принятие иного и т.п. Поведенческий компонент состоит из статических и динамических действий. Статические действия представляют собой потенциал определенных, выработанных и применяемых субъектом знаний и навыков, являющиеся предпосылкой проявления тех или иных действий, т.е. определенного поведения. К ним можно отнести такие качества толерантной личности, как: способность к синтезу и анализу, знание принципов организации жизнедеятельности, знание самого себя, своих достоинств и недостатков, высокая учтивость, гибкость поведения, экстравертность, потребность в конструктивных взаимодействий, способность к взаимодействию, самоопределение, способность считаться с потребностями других, признание иного и т.п. Динамические действия представляют собой результат действий, основанных на имеющихся знаниях и навыках, т.е. умениях субъекта. Такие качества толерантной личности, как: системность поведения, самоорганизация, критичность в выборе поведения, вежливость, рациональность принятого решения, отсутствие предрассудков, ответственное взаимодействие, инициативность, деловая активность, самореализация, взаимодействие, уважение потребностей других, уважение иного и т.п.

Внутренние критерии создаются на основе состояния триады компонентов психики (эмоция, когниция, поведение), в зависимости от которых складываются процессы обеспечивающие толерантность: реакций, мышления и действия субъекта.

Внешние критерии создаются только субъектами, т.е. микросоциумом, макросоциумом и мегасоциумом в виде следующих соответствующих принятых установок:

1. Моральные устои, этикет, культура.

2. Права, обязанности и законы охраняющие их.

3. Декларации, международные правовые нормы и акты.

Эти установки обеспечивают сдерживание, контроль и соответствующие взыскания проявления интолерантности. Таким образом, внутренние критерии обеспечивают толерантность личности, а внешние критерии являются всего лишь элементами сдерживания, контроля и взысканий интолерантности в социуме. Каждый критерий имеет свои компоненты и показатели, в соответствии с которыми и проявляются качества толерантной личности.

Список литературы

1. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений. М.: Науч. метод, 2003. С. 86-92.

2. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. Санкт-Петербург, 2007. 45 с.

3. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему). Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 240 с.

4. Ильин А.Б. Оценка личности и соревновательной готовности спортсменов разной специализации и квалификации (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 24 с.

5. Пищулин Н.П. Толерантное сознание этнических общностей / Н.П. Пищулин, С.Н. Пищулин, И.А. Коробецкий. М., 2004. С. 13-14.

6. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. 172 с.

7. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Тренинг «Учимся толерантности» // На пути к толерантному сознанию. / отв. ред. А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. 181 с.

8. Яцевич Л.П. Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы: Дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2010. 193 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.