УДК 378.147; 75.041.5 ББК 74.489
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПОТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ УЗБЕКИСТАНА
I Н.М. Ахмедова
Аннотация. На примерах портретов известных художников Узбекистана студенты, посредством их эстетического восприятия, идейно-смыслового и художественного анализа, не только приобщаются к портретному жанру живописи, но и осваивают художественные ценности Узбекистана; обучаются соответствующей логике и стилю изложения, художественно-эстетической характеристике портретных произведений, чтобы приобретенные знания, понятий, представления, чувства так же грамотно и доходчиво донести до учащихся, а это уже требует самостоятельной работы с конкретно-предметными знаниями, развитие коммуникативно-публичных способностей.
Таким образом, культурологическая направленность образования -воспитания педагогических кадров на основе новых педагогических подходов - актуальная социально-педагогическая, востребованная временем и практикой педагогических вузов, проблема. Ее решение целесообразно осуществлять с учетом интереса будущих учителей к художе-17Ц ственной культуре, формируя его до потребностно-личностного, с динамикой дальнейшего совершенствования - до критериально обозначенной культуры студентов - будущих специалистов.
Ключевые слова: искусство, потрет, художник, восприятие, художественный анализ, портретный жанр, живопись, художественные ценности, произведения, знание, понятие, логика, чувство, доходчивость, слушатели, способности, наскальные росписи, изображения, художественная культура, изобразительное искусство, портретная живопись, образ.
DEVELOPMENT OF INTEREST TO PORTRAIT PAINTING IN STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF ARTISTS OF UZBEKISTAN
I N.M. Akhmedova
Abstract. On the examples of portraits of famous artists of Uzbekistan, students, through their aesthetic perception, ideological, semantic and artistic
analysis, not only join the portrait genre of painting, but also master the artistic values of Uzbekistan; study the appropriate logic and style of presentation, artistic and aesthetic characteristics of portrait works so that the acquired knowledge, concepts, ideas, feelings intelligibly convey to a certain range of listeners, and this already requires independent work with specific subject knowledge, the development of communicative and public abilities.
Thus, cultural orientation of education-education of teaching staff, on the basis of new pedagogical approaches is a current, social and pedagogical problem. It is expedient to implement its decision taking into account the interest of future teachers in the art culture, forming it up to the personal needs, with the dynamics of further improvement - to the critically indicated culture of future specialists.
Keywords: art, portrait, artist, perception, artistic analysis, the portrait genre, painting, art values, works, knowledge, concept, logic, sense, clarity, students, ability, rock paintings, images, art and culture, fine arts, portrait painting, image.
Искусство узбекского народа имеет древнюю историю, уходящую вглубь веков. На территории республики во многих местах обнаружены наскальные росписи, относящиеся к эпохе первобытного общества. Издревле из глины лепились изображения богинь и культовых существ. В произведениях древнего искусства использована сложная семантика орнаментального, антропоморфного и зооморфного характера. В них нашла свое отражение своеобразная художественная картина мира, сложившаяся в миропредставлении восточного человека. Искусство Узбекистана во всех видах и жанрах сформировалось главным образом в ХХ веке [1]. Традиционная художественная культура Узбекистана, насчитывающая несколько тысячелетий в своем развитии, к началу ХХ века несла в себе отражение сложного исторического, геополитического, этнокультурного, религиозного, социально-экономиче-
ского своеобразия региона. С самых первых произведений начала ХХ века у художников Узбекистана можно видеть симбиоз творческих поисков восточного художественного мировоззрения [2].
Портретная живопись Узбекистана — один из определяющих жанров и разделов изобразительного искусства Узбекистана с чертами высокой ''' художественности [3]. К примеру, живописные портреты в творчестве А. Абдуллаева, Р. Ахмедова, Т. Ога-несова и другие.
Рассмотрим портреты матерей в творчестве А. Абдуллаева и Р. Ахмедова, их художественную ценность.
«Портрет матери».
Абдулхак Абдуллаев
Как видим, этот портрет самого родного человека художника — его матери. Чрезвычайно тонкий живописный портрет. Художник четко поставил перед собой задачу, эмоционально-душевно, глубоко обдуманно
ВЕК
178
подошел к ее решению, выбирая соответствующие средства, создавая чрезвычайно глубокий и трогательный образ матери.
Опечаленное лицо, но такое мудрое и выразительное, грустные и усталые глаза, умные, добрые и ласковые, которые притягивают и удерживают внимание зрителя. А весь ее облик — целый мир матери-труженицы, в жизни которой больше трудностей, невзгод и страданий, чем радости и восторга. Мать находится в своих раздумьях — о семье, детях, их судьбах, но только не о себе. Предполагаем ее состояние — грустно-печальное; чувства — материнские — искренние, глубокие. Это тихая, спокойная, подчинившаяся своей судьбе — большой матери — женщина с усталой осанкой, худенькая, с натруженными руками. Абдуллаеву удалось создать образ матери, незабываемый для всех и на все времена. Перед нами, хотя узбекская, но «вселенская мать», обобщенно-собирательный образ, понятный и трогательный всем и всегда (с четкой и живой характеристикой).
Художественные средства портрета хорошо описывает А. Умаров: «Кисть художника, двигаясь неторопливо, но свободно, по форме кладет мазки, пластично лепит лицо женщины, ее руки, фигуру, облаченную в просторное платье, складки одежды, выявляя характерные черты внешности. Эта "лепка" подсказана натурой, ее индивидуальными особенностями, а поэтому гибка, пластична, нет в ней резкости и жесткости...». «Абдуллаев сумел создать характерный содержательный портрет-биографию» [4].
Следует обратить внимание и на цветовой строй портрета. Он соответствует образу, изображенному реальному миру, окружающему эту женщину, ее погруженности в свои материнские мысли и чувства.
Портрет матери у Рахима Ахмедова -«Материнское раздумье»
Мать у Р. Ахмедова — «больше, чем портрет конкретной женщины; шире, значительнее. Отображает жизнь, биографию многих матерей, содержит обобщение, образное ос-
мысление натуры, философский подтекст» [там же].
Старая, очень уставшая женщина сидит в тени большого дерева, на фоне выбеленного саманного домика с цветами, в уютном затаенном уголке двора. Она погружена в свои мысли. У нее большие натруженные руки. Ее «фигура лаконична по контуру. Неподвижная поза, сдержанность жестов, внутренняя значительность придают образу женщины определенную монументальность» [там же]. Все в картине удивительно: тень деревьев, холодноватые рефлексы, падающие на женщину, вторят ее настроению, яркие цветы, ослепительное солнце придают образу оптимистичный жизнеутверждающий характер. Портрет написан красиво, легко, живописно-тонко, воспринимается как поэма о матери.
Художник рано осиротел, — возможно, в этом портрете тоска по матери, о неизведанных сыновьих чувствах к маме — может, все это помогло «так глубоко прочувствовать этот образ и вложить весь талант» [там же].
Вопросы, предлагаемые студентам, активизируют сопоставительное изучение портретов матерей — А. Абдуллаева и Р. Ахмедова.
Общее у портретистов: художники постигают материнскую психологию, придают портретам национальную окраску, по-своему, художественно, с любовью трактуют образ матери. Тот и другой портрет можно считать художественной ценностью. Однако образ матери у А. Абдулла-ева в большей степени отвечает художественным ценностям. Он более живой, эмоционально динамичнее, темпераментнее, с большой глуби-
ной материнского переживания. Студенты подводятся к пониманию того, что у Р. Ахмедова меньше динамичности душевных переживаний матери; она самоуглубленна; не столь остра экспрессия, темпераментность характера; это женщина с более сдержанным характером, с меньшей глубиной переживаний (ее мысли в основном обращены в себя), зато портрет приобретает определенную философскую значительность.
На материнской тематике портретов известных художников студенты, посредством их эстетического восприятия, идейного и художественного анализа, не только приобщаются к портретному жанру живописи, но и осваивают его художественные ценности; обучаются соответствующей логике и стилю изложения, художественно-эстетической характеристике портретных произведений, чтобы свои приобретенные знания, понятия, представления, чувства так же грамотно и доходчиво донести до учащихся. А это уже требует самостоятельной работы с конкретно-предметными знаниями, коммуникативными способностями в социуме (над собственной самосоциализацией).
Продолжая тему портретной живописи Узбекистана, рассмотрим портретные работы Тачата Оганесова. Наиболее ярко дарование Т. Оганесо-ва проявилось в «Портрете скульптора Макарова», созданном в 1960 г. Произведение было встречено с живым интересом в Узбекистане и далеко за его пределами.
В картине очень волнующий сюжет. В центре внимания немыслимо героический образ — скульптор Макаров... Потеряв зрение, лившись правой руки на войне, он продолжал
179
ВЕК
180
работать. Оганесов долго изучал этого волевого человека, его внешность, обезображенную беспощадной войной. Надо было показать изувеченного воина так, чтобы у зрителя не было к нему жалости. И художник добился этого: опаленное лицо скульптора словно светится внутренним благородством, духовно-
стью. А то, что слепота и потеря руки не мешают ему творить, вызывает чувство уважения, восхищения и гордости этим человеком, обладающим большой жизненной силой, могучей волей, неиссякаемым оптимизмом. В центре картины сам скульптор и бюст известно поэта, над которым работает Макаров. Скульптор сидит упруго и уверенно. Его лицо обращено к скульптуре, которая расположена на одном уровне с ваятелем, белый халат которого гармонирует с белизной гипса скульптуры. Рядом — алые тюльпаны как необычный цветовой контраст — они создают настроение волнения, тревожного ощущения.
Перед нами не сломленный трагичной военной судьбой человек, напротив, воодушевленный творчеством. Черты характера подчеркнуты выразительными деталями: красивой крепкой левой рукой, под чуткими пальцами которой рождается
образ поэта; алыми тюльпанами в старенькой военной фляжке.
В гамме серебристо-голубых тонов, богатых нюансами, праздничных, светлых, Оганесов выразил и подчеркнул благородство подвига героя войны, оптимистичное и светлое жизнеощущение, богатство чувств скульптора. И не случайно среди этой гаммы цветов — пламенное пятно тюльпанов, которые «звучат» в картине как радостный голос вечной жизни, как гимн человеку-творцу, рассказ о возрождении искусством к жизни, образец высокой художественности. «Портрет скульптора Макарова» Т. Оганесова -чрезвычайно удачное средство демонстрации важнейших компонентов, составляющих параметры художественных ценностей.
Посредством изучения, осмысления, рассмотрения, обсуждения отдельных сторон и компонентов этого произведения Т. Оганесова студенты обращаются к сюжету; композиции; перспективе и пространству; облику Макарова; аксессуарам, их смыслоз-начению; колориту и цвету картины; идейному замыслу, его достижению.
Изобразительное искусство Узбекистана - живопись, ее пейзажный и портретный жанры студенты изучают технологично, содержательно, эмоционально-чувственно, художественно-аналитически, индивидуально-особенно, в сравнении и сопоставлении, художественно-ценностно, творчески-отражательно, индивидуально-субъективно и вместе с тем художественно-обобщенно, осознавая роль, место и значение живописи в художественной культуре Узбекистана и одновременно расширяют круг своих интересов до мировой
ЕК
культуры. Они могут оформить приобретенные знания, появившиеся интересы в виде интеллектуально-творческой «продукции» — лекций, докладов, рассказов — для приобщения окружающих к значительным произведениям живописи Узбекистана; способны дискутировать на тему «Живопись Узбекистана — художественно-ценные произведения», обсуждать такие художественные параметры, как:
• высокая идейно-смысловая направленность картины;
• глубокое единство содержания и формы;
• эмоционально-нравственная нагрузка;
• эмоционально-эстетический потенциал;
• художественность;
• мастерство автора;
• неординарность и оригинальность сюжета, его гениальное раскрытие.
Интерес студентов к художественной культуре Узбекистана активно формируется.
Задания и интеллектуально-творческие работы, предлагаемые студентам, нацелены на познавательный поиск, художественно-творческое воображение, осмысление, углубление, понимание, общение, закрепление и применение знаний по художественной культуре Узбекистана, в частности, художественным ценностям Узбекистана, представляющим национально-художественное наследие республики и,
вместе с тем, национально-общечеловеческие ценности.
Развивается активность студентов, самостоятельность, деятельност-ная способность, формируются творческие способности (репродуктивная и собственно-творческая), взгляд на себя «со стороны» и самоизучение — все это благодаря целостному содержанию программы внеаудиторных заданий, благоприятным дидактическим условиям, передовым потенциально творческим технологиям, инновационно-педагогическому подходу к решению проблемы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жадова, Л. Изобразительное искусство Узбекистана [Текст] / Л. Жадова. - Т.: Из-дат.худ.лит., 1982. - 179 с.
2. Изобразительное искусство Узбекистана (очерк, истории живописи) [Текст]. - Т.: Издат.худ.лит., 1987. - 179 с.
3. Скатерщиков, В.К. Художественный образ в искусстве [Текст] / В.К. Скатерщиков. - М.: Музгиз, 1991. - 117 с.
4. Умаров, А. Портретная живопись Узбекистана [Текст] / А. Умаров. - Т.: Фан, 1968.
- 130 с. 181
REFERENCES
1. Izobrazitelnoe iskusstvo Uzbekistana (ocherk, istorii zhivopisi), Tahkent, 1987, 179 p.
2. Skatershhikov V.K. Hudozhestvennyj obraz v iskusstve, Moscow, Muzgiz, 1991, 117 p. (in Russian)
3. Umarov A., Portretnaja zhivopis Uzbekistana, Tahkent, Fan, 1968, 130 p.
4. Zhadova L., Izobrazitelnoe iskusstvo Uzbekistana, Tahkent, 1982, 179 p.
Ахмедова Назира Махмудовна, соискатель, старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, Навоийский государственный педагогический институт, Узбекистан, nazira.axmedova@bk.ru
Akhmedova N.M., Post-graduate Student, Senior Lecturer, Life Safety Department, Navoi State Pedagogical Institute, Uzbekistan, nazira.axmedova@bk.ru