Научная статья на тему 'Основные критерии развития у студентов художественной культуры Узбекистана на внеаудиторных занятиях'

Основные критерии развития у студентов художественной культуры Узбекистана на внеаудиторных занятиях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
134
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ART CULTURE / ВОСТОЧНАЯ СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ МИНИАТЮРА / EASTERN CENTRAL ASIAN MINIATURE / ДРЕВНЕЕ ЗОДЧЕСТВО / ANCIENT ARCHITECTURE / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ARTS AND CRAFTS / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЦЕННЫЕ ШЕДЕВРЫ / ARTISTIC AND VALUABLE MASTERPIECES OF ARTISTIC INTEREST / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУГОЗОР / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / AESTHETIC PERCEPTION / COGNITIVE AND ARTISTIC VISION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ахмедова Назира Махмудовна, Аннамуратова Светлана Каримовна

В статье рассматривается роль и основные критерии развития у студентов художественной культуры Узбекистана на внеаудиторных занятиях в педагогических высших учебных заведениях. Осознание значимости художественной культуры в развитии способностей и самосовершенствования личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ахмедова Назира Махмудовна, Аннамуратова Светлана Каримовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные критерии развития у студентов художественной культуры Узбекистана на внеаудиторных занятиях»

PEDAGOGICAL SCIENCES

The main criteria for the development of students' artistic culture of Uzbekistan

for extracurricular classes Ahmedova N.1, Annamuratova S.2 (Republic of Uzbekistan) Основные критерии развития у студентов художественной культуры Узбекистана на внеаудиторных занятиях Ахмедова Н. М.1, Аннамуратова С. К.2 (Республика Узбекистан)

'Ахмедова Назира Махмудовна /Ahmedova Nazira - соискатель, кафедра общей педагогики и психологии, Навоийский государственный педагогический институт;

2Аннамуратова Светлана Каримовна /Annamuratova Svetlana - доктор педагогических наук, профессор, Научно-исследовательский институт педагогических наук имени Кары Ниязи, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается роль и основные критерии развития у студентов художественной культуры Узбекистана на внеаудиторных занятиях в педагогических высших учебных заведениях. Осознание значимости художественной культуры в развитии способностей и самосовершенствования личности.

Abstract: this paper examines the role and the basic criteria for the development of students' artistic culture of Uzbekistan for extracurricular classes at pedagogical universities. Awareness of the importance of artistic culture in the development of skills and self-identity.

Ключевые слова: художественная культура, восточная среднеазиатская миниатюра, древнее зодчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, художественно-ценные шедевры, художественные ценности, познавательно-художественный кругозор, эстетическое восприятие.

Keywords: art culture, eastern Central Asian miniature, ancient architecture, fine arts, arts and crafts, artistic and valuable masterpieces of artistic interest, cognitive and artistic vision, aesthetic perception.

Огромную роль и большое значение имеет изобразительное искусство Узбекистана (представляющего в художественной культуре Узбекистана - художественно-культурном наследии Узбекистана, художественных ценностях Узбекистана, национально-художественных ценностях Узбекистана и вместе с тем национальные и общечеловеческие ценности), в формировании личности нового - молодого поколения [1, 2, 3]. Эта идея становится все более актуальной и педагогически востребованной в воспитании студенческой молодежи, что соответствует одной из важнейших задач государственной образовательной политики - формирование личности обучающихся на историко-культурных, духовно-эстетических и национально-художественных ценностях народа, представляющих общечеловеческие ценности.

Основными критериями оценки произведений искусства, являющихся определенной ценностью в художественной культуре, выделяем следующие:

- с какой точки зрения отражена жизнь (эстетической, нравственной и пр.);

- идейно-смысловая нагрузка; эстетика произведения; художественность, ее особенность (отбор материала, идейный замысел, реализм, художественная правда), средства, условности, типизация, обобщение;

- единство формы и содержания; функциональность.

Основными критериями развития у студентов художественной культуры Узбекистана выделяем:

- познавательно-художественный кругозор в сфере художественной культуры Узбекистана;

- осведомленность в значительных явлениях художественной культуры Узбекистана;

- знание основ восприятия произведений отдельных видов искусства;

- способность к эстетическому восприятию и художественно-аналитическому рассмотрению произведений искусства, представляющих значительный вклад в художественную культуру Узбекистана;

- способность осмыслить - понять - отразить идейно-смысловое содержание художественно-ценных произведений - в процессе какого-либо творчества, деятельности, в том числе, коммуникативной;

- стремление к постоянному обогащению знаний по художественной культуре Узбекистана.

Главные критерии художественной культуры в исследуемом процессе:

108

I. Осознание социально-личностной, профессиональной и коммуникативной значимости художественной культуры.

II. Интерес к художественной культуре.

III. Художественные знания - историко-теоретические. Художественно-ценностные ориентации.

IV. Способность: воспринимать, понимать и оценивать художественные произведения в единстве содержания и формы; на эмоционально-интеллектуальном уровне; интересно и содержательно рассказывать о них.

V. Самосовершенствование: своего художественного интереса; своей художественной культуре в целом. В контексте всех критериев - приоритет национально-культурных художественных ценностей и

познавательно-информационной функции произведений искусства - как фактора обогащения не только духовной, художественной сферы, но и всестороннего развития личности.

Художественная культура Узбекистана соответствует всем вышерассмотренным культурологическим понятиям.

Художественная культура Узбекистана - «это динамическая культурно-историческая система, развитие которой обусловлено преемственностью многих поколений, отразивших свой исторический опыт, духовные искания, философско-этические и эстетические взгляды в художественной форме» [4, 5].

Художественная культура Узбекистана - составная часть духовной культуры народа. Нельзя забывать, что художественная культура, художественная культура Узбекистана в постоянном развитии, как и сама жизнь. Это - живая, подвижная система.

В исследуемом процессе методологически важно знать, помнить и учитывать следующие положения:

Важная основа художественной культуры Узбекистана - восточная среднеазиатская миниатюра, древнее зодчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство; их художественно-ценные шедевры - как национальная гордость и мировые художественные ценности.

Художественные ценности Узбекистана - степень совершенства в творческо-художественной сфере. Их яркие локальные стили, обусловленные географическими и местными условиями.

Главная функция художественной культуры Узбекистана в определении национальной общности. Отличительные особенности произведений высокого художественного творчества в Узбекистане, в их следующей характеристике: приоритет восточной, среднеазиатской тематики, местных сюжетов, национального фактора; историко - и национально-культурные, традиционно-народные особенности; глубокое смыслосодержание; богатство колорита;

Итак, художественная культура Узбекистана в формировании культуры студенческой молодежи априори занимает важное место. Здесь только необходимо активизировать интерес у студентов к художественным ценностям Узбекистана. При этом максимально использовать широкие возможности внеаудиторных занятий.

Литература

1. ЖадоваЛ. Изобразительное искусство Узбекистана. - Т.: Издат.худ.лит., 1982. С. 179.

2. Изобразительное искусство Узбекистана (очерк, истории живописи). - Т.: Издат.худ.лит., 1987. С. 179.

3. Культура Среднего Востока. Изобразительное и прикладное искусство. - Т.: Фан, 1990. С. 371.

4. Программа и методические рекомендации по предмету («История мировой и отечественной художественной культуры» / Для ССУзов, ДМШ и ДШИ Узбекистана). - Т., 1992. С. 166.

5. Программа курса «Культура и искусство Узбекистана (наследие)». Для 6-7 классов средней музыкальной школы. / Сост. Л. Ш. Кароматова. - Т., 1992. С. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.