Научная статья на тему 'Художественная обработка кожи, как один из видов традиционных ремесел у ногайцев'

Художественная обработка кожи, как один из видов традиционных ремесел у ногайцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
322
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОГАЙЦЫ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОЖИ / ТИСНЕНИЕ / АППЛИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Канокова Ф.Ю.

В данной статье художественная обработка кожи рассматривается как один из видов традиционных ремесел у ногайцев. Искусствоведческому анализу подвергаются предметы личного и домашнего обихода, традиционная обувь, принадлежности конской сбруи. Особое внимание уделено не функциональному назначению, а художественной характеристике вышеупомянутых изделий. Данная статья поможет восполнить недостающие фрагменты в изучении декоративно-прикладного искусства ногайцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественная обработка кожи, как один из видов традиционных ремесел у ногайцев»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОЖИ,

КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТРАДИЦИОННЫХ РЕМЕСЕЛ

У НОГАЙЦЕВ

© Канокова Ф.Ю.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В данной статье художественная обработка кожи рассматривается как один из видов традиционных ремесел у ногайцев. Искусствоведческому анализу подвергаются предметы личного и домашнего обихода, традиционная обувь, принадлежности конской сбруи. Особое внимание уделено не функциональному назначению, а художественной характеристике вышеупомянутых изделий. Данная статья поможет восполнить недостающие фрагменты в изучении декоративно-прикладного искусства ногайцев.

Ключевые слова ногайцы, художественная обработка кожи, тиснение, аппликация.

Традиционные ремесла у ногайцев зародились в глубокой древности, в них нашли отражение кочевой образ жизни народа, природно-климатические условия, социальные факторы, взаимодействие с сопредельными народами, мифологические и религиозные представления. Все виды ремесел можно проклассифицировать по следующей схеме - это художественная обработка твердых материалов, таких как камень, металл, дерево и художественная обработка мягких материалов - изготовление одежды, вышивка, обработка шерсти и кожи. Несмотря на все многообразие материалов и технологических приемов обработки, единым остается самобытный почерк народных мастеров, изделия которых в значительной мере отличаются от аналогичных работ умельцев проживающих на соседних с ногайцами территориях. Их искусство монументально, сакрально, отражает окружающий мир кочевой культуры. В орнаментальных мотивах прослеживаются крупные формы, имеющие свою неповторимую мелодику, а зооморфные мотивы, астральная символика, геометризированные элементы и растительные побеги дышат на пространствах декорируемых поверхностей, будь то войлочный ковер или резная чаша. По цветовому восприятию все искусство ногайцев -теплое - солнечное, оранжевое, зеленое, красное, золотое и коричневое, даже изделия из серебра имеют теплый оттенок, они не забирают тепло человеческого тела, а согревают, придавая силы. В любом изделии чувствуется частичка души мастера, его богатый внутренний мир, не сломленный тяжелой судьбой ногайского народа.

Доцент кафедры Дизайна и декоративно-прикладного искусства, кандидат искусствоведения.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

31

На сегодняшний день все виды народного творчества ногайцев изучены не в полной мере, так художественная обработка кожи относится к числу наименее исследованных. Историки, культурологи и этнографы рассматривали его в качестве компонента материальной культуры, изучали деятельность мастеров, технологические приемы, исторические аспекты зарождения и развития. На основе имеющегося материала и экспонатов, содержащихся в фондах музеев и частных коллекциях, рассмотрим изделия из кожи с искусствоведческой точки зрения, в данном случае особое внимание будет уделено не функциональному назначению вещи, а таким художественным характеристикам как формообразование, композиция, цвет, фактура, орнаментальное оформление и сочетание с другими материалами.

Обработку кожи у ногайцев можно разделить на следующие группы:

- традиционная мужская и женская обувь (узорные и вышитые сапоги, туфли, чувяки и т.д.);

- предметы личного и домашнего обихода (кошельки, сумки для хранения продуктов, женские сумочки, кисеты, бурдюки, ведра, походные стаканчики и т.п.);

- принадлежности конской сбруи, убранства и атрибуты военного снаряжения.

Все промыслы у ногайцев можно разделить на мужские и женские, так камнерезное искусство, художественная обработка металла и дерева считались преимущественно мужскими, а вышивка, художественная обработка шерсти и войлочное искусство - женскими. В изготовлении изделий из кожи, а также в их обработке принимали участие, как мужчины, так и женщины. Трудоемкую выделку кожи, изготовление конской сбруи, глубокое тиснение выполняли мужчины. Окрашиванием кожи, шитьем бытовых предметов и традиционной обуви, украшением их аппликацией и золотошвейными узорами занимались женщины.

Ногайские мастера-кожевники пользовались кожей, выделанной из шкур крупного рогатого скота (коровы, быка, теленка, вола), верблюда, сайгака, овечьих и козьих шкур. По имеющимся в литературе данным, ногайцы сами не выделывали тонких шкур, они были привозными из других близлежащих территорий, но в процессе исследования удалось выявить, что многие ногайские мастера-кожевенники все-таки могли изготовить мягкую кожу, а многие старожилы помнят художественно-ремесленные технологии и приемы ее обработки.

Определенные стороны бытования ногайцев - скотоводство и кочевой образ жизни способствовали многообразному развитию художественной обработки кожи. Ассортимент изготавливаемых из кожи изделий и способов их украшения был многообразен. Создание портативных вещей диктовалось необходимостью длительных переездов по пустынным степям. Эти кожаные походные изделия архаичны и монументальны по форме, скупы в декоре, строго отвечают функциональному назначению.

32

новый взгляд. международный научный вестник

Как отмечает С.Ш. Гаджиева «... большую роль в хозяйстве кочевника играли бурдюки (кожаные мешки), сумки, в которых хранили запасы продуктов питания, готовую еду, хлеб, напитки, айран, муку, зерно, крупы и т.д. Из кожи делали и другие предметы хозяйственного быта. На козлиной или жеребячьей шкуры ногайка, например, месила тесто, раскатывала его для лепешек, лапши и т.д.» [1, с. 212].

На своеобразную технологию обработки кожи обращали внимание историки и этнографы, изучавшие материальную культуру ногайцев, так Б. Кочекаев пишет, что «... шкуры крупного рогатого скота - быков, коров и лошадей в растянутом виде сушили на воздухе, раскладывая на траве шерстью вниз, или же вывешивая на возвышающемся предмете. В одних случаях конские и воловьи кожи при выделке не квасили, а предварительно разрезанные на ремни во всю длину кожи и шириною в ладонь, погружали на 2-3 суток в холодную воду. Затем с кож острым ножом удаляли шерсть и мездру. Для этой цели ремень клали на колено плашмя, правой рукой нажимали на нож, а левой тянули ремень. В зависимости от наклона лезвия ножа к плоскости ремня с него снимался более или менее тонкий слой. После этого ремни развешивались, сушились и не совсем высохшие привязывались одним концом к чему-нибудь неподвижному, например, к арбе, затем мялись лещеткой. Ремень, крепко защепленный к лещетке, несколько закручивался и протягивался через нее по всей длине. Таким способом он разминался равномерно. По мере высыхания ремень снова смазывали бараньим жиром и усиленно продолжали мять. Если же он был очень широк, или предназначался для чувяк, то лещеткой мять было трудно. В таком случае кожа сворачивалась в трубку и выколачивалась деревянной колотушкой, или же ее толкли в обыкновенной деревянной ступе. Размятая таким способом кожа употреблялась для изготовления кожаных изделий. Очень часто сыромятная кожа разрезалась на «ремни разных сортов и величин» для продажи на рынках Кавказа. Существовал и другой, более усовершенствованный способ обработки кожи для обуви. При этом начальной стадией считалось квашение кожи таким же способом, что и при квашении овчины. Затем кожу растягивали, скоблили ножом, очищая от волос и просушивали в тени. После этого кожу тщательно мяли упомянутой выше деревянной колотушкой до тех пор, пока она не становилась совершенно мягкой и годной для изготовления обуви, называемой «таушарык» (поршки из сыромятной кожи)» [2, с. 104-105].

Кожаные изделия сшивались сухожильными нитками разной толщины. Ногайки изготовляли нитки из сухожилий крупных животных. Свежие сухожилия держали в «айране» - (кислое молоко) в течение нескольких дней, после чего сушили на солнце. Высушенные сухожилья обрабатывали путем битья по ним деревянной колотушкой. Затем расщепляли на тонкие нити из которых ногайки сучили ручным способом длинные, но очень прочные сухожильные нити («тарамыс»). В конце XIX в. сухожильные нитки были почти вытеснены фабричными нитками [4, с. 103].

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

33

Самым трудным и сравнимым по сложности с изготовлением филигранной проволоки, является процесс получения кожаных нитей, использовавшихся для шитья и отделки изделий из кожи. Это трудоемкая работа требовала большого умения, досконального знания свойства материала. Сырая шкура животного разрезалась на длинные полосы шириной с ладонь и сушилась в сарае, под навесом в подвешенном виде два-три года. После этого мех срезался скребком, а поверхность кожи обрабатывалась золой. Далее один конец полосы крепился к неподвижному предмету, и она протягивалась через специальное приспособление - кожемялку. Эту операцию, напоминающую прокат или вальцовку металла, повторяли много раз, в результате чего кожа становилась мягкой и столь прочной, что ее практически невозможно было разорвать. Из нее и вырезались тонкие нити, нужной толщины, применявшиеся не только для шитья кожаных изделий, но и для плетения различных мелких вещей (кисточки, ногайки и т.п.).

Такие подготовительные художественно-ремесленные приемы обработки кожи были необходимыми для изготовления художественных изделий из кожи способом тиснение и аппликация.

Основным художественным акцентом украшений изделий из кожи принадлежит орнаменту, в основном встречаются следующие его виды:

- геометрический орнамент, представленный в основном полосами, ромбами, кругами, сердцевидными элементами, треугольниками, спиралями, символизирующими горы, солнце, воду, след арбы, плетение прутьев юрты, очаг и т.д.;

- зооморфный, отражающий весь окружающий ногайца животный мир, где можно встретить бараньи, оленьи, козьи рога, след жеребенка, заячьи ушки, зуб теленка, верблюжий горб, лебединую шею, куриную гузку, утиные лапки и т.д.;

- комбинированный орнамент, сочетающий в себе спиралевидные завитки с изображением бытовых предметов, астральных мотивов, листьев, деревьев и т.д.;

- растительный, отражающий мир флоры - изображения листьев, трилистников, побегов, бутонов, завитков, ромашек, тюльпанов, роз, древа жизни;

- астральный орнамент - изображение пятиконечных и восьмиконечных звезд, солнца, луны.

Повсеместное распространение с давних времен имели приемы тиснения и аппликации по коже, орнамент которых отличается весьма древним происхождением.

Своеобразие орнаментальных мотивов в графическом исполнении в колорите цветового решения, отличает работы ногайских мастеров по коже от других аналогичных изделий сопредельных народов. Ошибочно было бы утверждать, что все изделия из кожи имели богатый декор, это являлось

34

новый взгляд. международный научный вестник

привилегией, в первую очередь, связанной с бытом богатых слоев общества. Более бедные слои населения предпочитали функциональную сторону изделия декоративной, но тем не менее наносили (хоть и примитивный) орнаментальный мотив, так, например, на сумки для хранения продуктов обязательным было нанесение спирали, символизировавшей бесконечность и тем самым, по представлениям кочевника, нескончаемость содержащихся в сумке продуктов.

Примером народного искусства является тебенёк. Тебенёк сделан из кожи красного и черного цветов. На этом черном фоне мастер разместил узоры красного цвета. Гармонию контрастных цветов тактично подчеркивает форма тебенька выполненного аппликативной техникой. Комбинированные узоры геометрического и зооморфного мотивов образуют выразительную и лаконичную композицию, придавая вещи выраженную монументальность. Это небольшое изделие из кожи, мастеру удалось представить как законченное художественное произведение. В основном тебеньки выполнялись техникой горячего тиснения. Холодное тиснение выполнялось следующим образом. При помощи острого костяного, чаще всего оленьего рога, узор выдавливался по контуру. При нанесении узора с лицевой стороны он углублялся в плоскость поверхности, аналогично прямой контурной резьбы по дереву, с изнанки - образовывал возвышающийся над плоскостью рельеф. Холодное тиснение использовалось главным образом для украшения больших поверхностей, давало неограниченное разнообразие рисунков орнамента, которые фактически не повторялись, и требовало от мастера специальных художественных навыков [3, с. 115].

В искусстве обработки кожи у ногайцев немаловажную роль играли сапожники «этикши». Мастера шили сапоги и кожаные калоши. Узорные мозаичные сапожки и туфли имели аналоги среди образцов художественно оформленной обуви у других народов. Национальная мозаичная обувь создавалась из узорных разноцветных кусочков кожи, сшитых встык, в уникальной, не встречающейся в искусстве других народов технике ручного шва, тачающего и одновременно украшающего изделие, с использованием шелковых, а иногда золотых и серебряных нитей.

Особенно интересны вышитые женские сапоги, хранящиеся в различных музеях, которые являются подлинными произведениями народного искусства. Обычно они шились из мягкой кожи, чаще красного, желтого цвета и украшались по сюзкам и голенищу аппликациями из кожи или узорным шитьем шелковыми и шерстяными нитями. В декоре сапог применялся национальный роговидный узор, а в ряде случаев элементы дагестанской орнаментики, сохранившиеся до конца XIX века.

Вышитые сапоги были частью женского костюма, но в старину их носили и мужчины - представители ногайской феодальной знати, однако позднее в мужском костюме стали преобладать сапоги без орнамента или с узор-

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

35

ными фрагментами. Материалом для изготовления сапог и туфель служил мягкий сафьян прекрасной выделки, более жесткая юфть и изредка шагреневая кожа, которые окрашивались почти во все цвета.

В композиции голенища сапог узоры расположены по вертикальной оси и состоят из определенного круга орнаментальных мотивов (многолепестковых розеток, трех и пятилистников, «сердечек» и др.). Композиционный центр орнамента состоит из облаковидных, спиральных, листовидных и тюльпанообразных узоров, расположенных на переде сапога. Место стыка переда и голенища оформлено орнаментом в виде комплекса лотосовидных и пальметтообразных мотивов, связанных между собой единством композиционного построения. Для узоров характерны криволинейность, замкнутость формы, массивность, четкая очерченность контуров элементов рельефными швами из цветных крученых нитей, подчеркивающих фактурный и цветовой контраст узоров.

В конце XIX в. искусство кожаной мозаики постепенно утрачивает свои художественные достоинства. На смену гармоничной расцветке, построенной на сочетании нюансов цвета, приходят контрастные дисгармоничные цветовые сочетания. Узоры орнамента становятся более дробными, композиции упрощаются, исчезают старинные мотивы - такие, как пальметтовидные, лотосообразные, облаковидные и другие. Внешний вид традиционных сапог отражает тенденции европейской моды в декоре (появляются эклектические композиции), деталях (подошва, каблук) и в особенностях кроя обуви (изменение голенища, появление конструктивных швов).

Ногайским мастерам были известны все виды художественного оформления кожаных изделий. Так, древний геометрический узор, тисненый на поверхности фляги, а также родовой знак, вытесненный в центре, придают удивительную красоту фляге, заменяющую ногайцам громоздкий бочонок, который непригоден в процессе кочевничества и переездов. Фляга оригинальна по форме. Закруглено плоское дно, узкое горлышко, которое напоминает горлышко бутылки, удачно изготовленная деревянная пробка, обтянутая кожей, прикрепленная кожаными нитями к корпусу фляги создает удивительное композиционное решение.

При горячем тиснении узор наносился следующим образом: до необходимой температуры нагревался штамп, на него накладывали специально подготовленную влажную кожу, а сверху - тяжелый груз. При определенной выдержке влажная кожа вдавливалась в штамп, в результате чего получался нужный углубленный узор. Этот способ являлся несравненно более легким в отношении решения художественных задач, так как будущий узор вещи был заведомо определен штампами. В такой технике создавались, естественно, многократно повторяющиеся изделия или их детали. Узор, выполненный способом горячего тиснения, отличался четкостью, глубиной рельефа, нередко сложностью орнамента. Он обладал большой монументальностью и сохранялся долго, вплоть до самого износа вещи.

36

новый взгляд. международный научный вестник

Существовали и другие приемы тиснения. Узор на влажную кожу мог наноситься ударом молотка по подогретому (реже по холодному) штампику. Иногда он сочетался с рисунком, сделанным затем с помощью резца. В инструментарии мастера насчитывалось несколько десятков штампиков, содержавших различного рода розетки, растительные мотивы, изображения шестиконечных звезд, полумесяцев и т.д. Они пользовались также особыми циркулями для нанесения кружков и специальными инструментами, с помощью которых наносились двойные и тройные линии, окаймлявшие контур предметов. Орудия труда для них изготовляли местные кузнецы и ювелиры [5, с. 70-71].

Особенно с большим вкусом, пониманием красоты окружающего мира, тщательно украшались различного вида сосуды для кисломолочных продуктов и кумыса «торсык», которые изготавливали из обрезков кожи, они были большими и маленькими, декорированными орнаментом. Интересен и прием их изготовления: выделанную шкуру для торсыка кипятят в краске, сделанной из корневищ деревьев, затем сушат. После этого выкраивают из шкуры несколько «янторсыков» (персональных тор-сыков), украшают их орнаментом и сшивают. Затем снова сушат, заполнив каждый торсык горячим песком. После просыхания песок высыпают и сушат изделие на ветру.

Сложные тисненые узоры, состоящие из спиралевидных завитков, или выгравированные растительные мотивы, как бы очерченные по контурам, сплошь покрывали поверхность округлых сосудов сложной формы, компонуясь в розетки на отдельных плоскостях сосудов.

Глубокой гравировкой выполнялись принадлежности военного снаряжения, налучники, колчаны, нательная оборонительная рубашка. Все они изготавливались из очень толстой кожи, и отличались богатой орнаментацией, мастерски размещенной на сложной по форме поверхности предмета в частности колчанов, налучников. Глубокое тиснение существенно повышает его декоративные качества. Смело можно предположить, что в военном снаряжении всадника-воина, куда входили эти предметы, были и другие тисненные подобным образом изделия.

В глубоком тиснении декоративность заключается в колористическом решение двух цветов, их контрастности, скульптурности изображаемого, где орнамент четкий и крупный, контурные линии плавные и изящные. Здесь фон преобладает над орнаментом.

Как было сказано выше, ногайские мастера прекрасно владели и часто употребляли технический прием художественной обработки кожи - аппликацию, состоявшую в следующем: на подготовленную основу нашивался заранее вырезанный узор из цветной кожи. В данном случае почти все мастера пользовались заранее заготовленными трафаретами, где фон преобладает над орнаментом. И здесь большое внимание мастера уделяли контрастному

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

37

цветовому решению. Фон обычно подбирался черным, коричневым, а изображение - узор чаще нашивался красного цвета. Применялись и другие сочетания. Аппликацией украшались обычно обувь, кисеты, детали седла. Если в технике тиснения узор образовывался тонкими линиями контура рисунка, то прием аппликации делал орнамент более массивным, вещи приобретали монументальность и особое декоративное звучание. Крупный узор архаического происхождения украшал традиционную мужскую и женскую обувь. В мотивах орнамента аппликации - древнейшие зооморфно-растительные мотивы, знакомые нам по резьбе по камню и золотой вышивке, но сохранившие в большей мере свою первозданность.

В украшениях способом аппликации нередко встречается изображение тамги. Место расположения накладного мотива всегда выбиралось безошибочно, благодаря чему он органично вписывался в порой сложную форму изделия. В отличие от орнамента, выполненного способом тиснения, аппли-кативные узоры были всегда строго симметричны.

Интересно, что бросающаяся в глаза цветовая контрастность техники аппликации подчеркивает как многовековую выверенность встречающихся здесь мотивов, так и чрезвычайную отработанность форм самих предметов. Это является подтверждением давней традиции использования кожаных изделий в ногайском быту. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, письменные источники, произведения фольклора. О существовании в прошлом других, ныне забытых изделий из кожи свидетельствует ногайский эпос.

Изделия ногайских кожевников в XIX в. пользовались популярностью на рынках Кавказа, на подобие кузнечных, ювелирных и других изделий. Ногайцы создавали значительный по масштабам производства промысел, связанный в первую очередь с производством сумок для хранения продуктов, футляров для ламп, седел и конской сбруи. Основные центры художественной обработки кожи находились в степной зоне, где богато разводился скот.

Основные центры художественной обработки кожи находились в степной зоне, где богато разводился скот, это аулы Адиль-Халк, Кумли, Эркин-Халк, Нариман, Кобан-Халк, Кызыл-Тогай, Карагас, Карамурза, Огузер, Канглы, Червленые Буруны. Ногайцы не забывают своих лучших кожевников прославивших свой народ, таких как: А. Карасов, А. Келдалиев, А. Ке-рейтов, М. Керейтов, Ю. Койбаков, М. Колдасов, А. Кумратов, А. Кумуков, А. Османов, К. Сабутов, М. Садыев, А. Исаев, Т. Алакаев, Х. Дюрменов. Старожилы помнят технологию и художественно -ремесленные приемы кожевенного промысла что немаловажно, ведь эти данные можно привлечь в деле возрождения художественной обработки кожи, как одного из видов традиционных промыслов в регионах компактного проживания ногайцев.

38

новый взгляд. международный научный вестник

Список литературы:

1. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX - начале XX в. -М.: Изд. Наука, 1976.

2. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И. Ногайцы. - Ставропольское книжное издательство, Карачаево-Черкесское отделение, 1988.

3. Канокова Ф.Ю. Декоративно-прикладное искусство ногайцев: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Канокова Фатима Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова]. -Москва, 2012. - 192 л.

4. Кочекаев Б.Б. Социально-экономическое и политическое развитие ногайского общества. - Черкесск, 1973.

5. Мальбахов Б.Х. Черкесское (адыгское) декоративно-прикладное искусство. - Нальчик: ООО «Тетраграф», 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.