Научная статья на тему 'Значение семантики орнаментов изделий из кожи народов Сибири при выборе тем дипломных работ студентами Омского филиала вшни'

Значение семантики орнаментов изделий из кожи народов Сибири при выборе тем дипломных работ студентами Омского филиала вшни Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
203
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОЖИ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА / КОЖАНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ОРНАМЕНТ / СЕМАНТИКА / МУЗЕЙ / АРХЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Амиргазин К.Ж., Чардынцева В.В.

В статье показаны пути решения проблемы выбора тем дипломных работ студентами, специализирующимися в области художественной обработки кожи. Использование орнамента, его семантика должны быть осмыслены и гармонично трансформированы в современные изделия из кожи. Автор подчеркивает, что главной идеей является не создание готового перечня возможных тем дипломных работ, а формирование направлений исследовательской деятельности в области археологической и музейной орнаментологии, позволяющей находить интересные образцы народного искусства и трансформировать их образы в современное творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение семантики орнаментов изделий из кожи народов Сибири при выборе тем дипломных работ студентами Омского филиала вшни»

Амиргазин К.Ж., доктор педагогических наук, профессор, советник ректора, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. А, e-mail: vshni@mail.ru

Amirgazin K. Zh., doctor of pedagogical Sciences, Professor, Advisor to the rector, Higher school of folk arts (Academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. А., e-mail: vshni@mail.ru

Чардынцева В.В., преподаватель профессиональных дисциплин, Омский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств» (академия), 644045, г. Омск, ул. М. Никифорова, д. 5, e-mail: ohpk@mail.ru

Chardyntsev V.V., teacher of professional disciplines, Omsk branch of the Higher school of folk arts (Academy), 644045, Omsk, M. Nikiforov str., 5, e-mail: ohpk@mail.ru

Значение семантики орнаментов изделий из кожи народов Сибири при

выборе тем дипломных работ студентами Омского филиала ВШНИ The value semantics of ornaments and leather goods of the peoples of Siberia when choosing the topics of diploma works by students of Omsk branch

VSHNI

Аннотация. В статье показаны пути решения проблемы выбора тем дипломных работ студентами, специализирующимися в области художественной обработки кожи. Использование орнамента, его семантика должны быть осмыслены и гармонично трансформированы в современные изделия из кожи. Автор подчеркивает, что главной идеей является не создание готового перечня возможных тем дипломных работ, а формирование направлений исследовательской деятельности в области археологической и музейной орнаментологии, позволяющей находить интересные образцы народного искусства и трансформировать их образы в современное творчество.

Abstract. The article shows the ways of solving the problem of choosing the themes of Diploma works by the students in specialization on the artistic treatment of the skin. The use of ornamentation, its semantics must be comprehended and harmoniously transformed with into modern leather. The author emphasizes that the main idea is not to create a ready-made list of possible topics of theses, and the formation of areas of research in the field of archaeological and Museum ornamentology, allowing you to find interesting examples of folk art and transform their images into contemporary art.

Ключевые слова: художественная обработка кожи, дипломная работа, кожаные изделия, орнамент, семантика, музей, археология.

Keywords: artistic treatment of the skin, graduation work, leather goods, omament, semantics, museum, archeology.

Одним из важных этапов обучения студентов в системе среднего и высшего профессионального образования является создание дипломной работы соответствующей специальности. Данная статья должна помочь научному руководителю эффективно направить студента в выборе темы, связанной с художественной обработкой кожи. Главной идеей является не создание готового перечня тем дипломных работ, а направление исследовательской деятельности в области археологической и музейной орнаментологии, позволяющей находить интересные образцы народного искусства и трансформировать их образы в современное творчество.

Специфика художественного образования в области традиционного прикладного искусства предполагает создание произведений искусства, отражающих пространственно-временной континуум, культуру конкретного народа или народности. Так как Омская область является частью Сибирского региона, важно исследовать прикладное искусство народов, проживающих на этой территории.

Национальный состав Сибирского региона многообразен и включает основные этнические группы: восточных славян, индоевропейцев, финно-угорскую, самодийскую, тюркскую, монгольскую, палео-азиатскую и эскимосско-алеутскую. Каждая народность имеет своеобразную культуру и прикладное искусство, широко представленную в качестве экспонатов в художественных и краеведческих музеях городов Сибири и Дальнего Востока. На территории Омской области проживают представители 21 народности и 124 национальностей. В Омском областном краеведческом музее представлены около тридцати этнографических коллекций и экспозиции пяти наиболее распространенных этнических групп: русских, украинцев, немцев, казахов и татар. При выборе темы студент может выбрать исследование в области художественной обработки кожи любой из этнических групп, т.к. обработкой кожи занимались представители практически всех народностей [1, с. 92]. Часто студенты выбирают для исследования и выполнения дипломного проекта искусство той этнической группы, к которой они принадлежат.

В исследовательских и дипломных работах студенты делают отсылки к музейным экспонатам, выполненным в технике художественной обработки кожи. Иногда им приходится сталкиваться с тем, что существует проблема сохранности образцов изделий: утеряна эластичность кожи, которая становится ломкой. В российских музеях существуют уникальные образцы кожаных изделий, датированные концом XIV- началом XV вв.. Например, находка, найденная в саркофаге Вознесенского монастыря Московского

170

Кремля. В захоронении основательницы монастыря Евдокии Донской обнаружены повествующие об одиннадцати двунадесятых праздников и Распятия фрагменты кожаного пояса с тиснением [20, с. 24]. При раскопках Ивановской площади найдены интересные образцы туфель, плетеный крест из саркофага церкви Ризоположения, разнообразные кожаные изделия и обувь, украшенная орнаментом (коллекция Владимиро-Суздальского музея заповедника) [7, с. 18]. Массовые находки изделий из кожи сделаны во время раскопок в Великом Новгороде: обувь разнообразных моделей и отделок, шорно-седельные изделия, кожаная галантерея, одежда и утварь, украшенная аппликациями [17, с. 8]. Кожаные изделия свидетельствуют о разных способах ее выделки, дубления, художественной отделки. Обширная коллекция изделий из кожи Российского Этнографического музея в Санкт-Петербурге, связанная с историей и бытом народов Сибири и Дальнего Востока, собрана в начале ХХ века учеными-исследователями народного быта В.А. Арсеньевым, В.Н. Васильевым, Д.А. Клеменцом, Ф.Я. Коном, А.А. Макаренко, С.И. Руденко, Э.К. Пекарским. Основную часть экспонатов представляют изделия быта, обрядовая охотничья одежда, инструменты для обработки шкур, детские колыбели и игрушки из кожи, ритуальные предметы шаманского культа. Ф.Я. Кон исследовал и выяснил семантику изображений на шаманской одежде и атрибутах шаманского комплекса.

В крупных центрах Сибири, где в начале ХХ века развивалась кожевенная промышленность, в краеведческих музеях собрано большое количество художественных изделий. В Красноярском краеведческом музее широко представлена культура и прикладное искусство хакасов. Экспозицию изделий из кожи составляют шаманские бубны с древней орнаментацией [14, с. 176]. В Новосибирском краеведческом музее хранятся коллекции аборигенных народов севера и юга Сибири, состоящие из предметов быта, фотографий и зарисовок жизни алтайцев, долганов, бурят, казахов, кетов, обских угров, ненцев, татар, селькупов, тофаларов, хакасов, эвенков, шорцев, якутов [20, с. 182]. Среди экспонатов встречаются предметы шаманского культа, одежда и посуда из кожи. В Тарском краеведческом музее собраны экспонаты, отражающие четырехсотлетнюю культуру местных жителей: конская упряжь, одежда, обувь, предметы домашнего обихода.

В Омском историко-краеведческом музее в разделе казахской и татарской культур экспозицию составляют национальные костюмы. Обувь представлена кожаными сапогами и туфлями - ичегами и месами, украшенными орнаментом в технике узорной цветной мозаики с использованием в сшивке крученой шелковой нити. По орнаментальным мотивам и системе расположения орнамента, его пропорционального соотношения, казанские сапожки близки к сапогам из раскопок Пазырыкских

171

курганов, относимых к горноалтайским культурам. Основу орнаментальных композиций казанской кожи составляют стилизованные в геометрические лотосные, роговидные, листовидные, пальмовидные мотивы, облакообразные и многолепестковые розетки в круге, сердцевидные мотивы. Происхождение подобного орнамента Ф.Х. Валеев объясняет влиянием искусства Передней и Восточной Азии конца 1 тыс. до н.э. - начала 1 тыс. н.э. на искусство волжских булгар и казанских татар [3, с. 84]. Семантика узоров на казанских сапожках давно забыта, известно только происхождение облакообразных мотивов, символически связанных с небом. Здесь мы можем выдвинуть предположение об общности семантического значения лотосного орнамента как символа чистоты, божественности, и пальмы, как символа успеха и победы в культурах Египта, Китая, Междуречья. Эти орнаментальные формы узорного орнамента на протяжении многих веков тесно и неотрывно связаны с материалом -кожей.

Удобные и практичные по форме сапоги были заимствованы у тюркских народов и получили широкое распространение в России. Сафьяновые сапоги описаны в русских былинах. Изначально такие сапоги были обувью для знати и противопоставлялись лаптям. К началу ХХ века все мужское население ходило в сапогах, женщины носили короткие сапожки - коты, отороченные сафьяном или красным сукном. Ассортимент обувных изделий в то время был достаточным: сапоги, чеботы, коты, башмаки, ичетыги (ичиги), ичеготы, ноговицы, сафьяновые чулки. Сапоги-ичиги всегда были цветные, чаще красного с желтым цвета, иногда голубые, зеленые, лазоревые, белые, расшивались золотыми нитями и жемчугом [10, с. 75]. В Омском филиале ВШНИ в 2011 г. студенткой Г. Тютебаевой (руководитель В.В. Чардынцева) выполнена дипломная работа в технике казанской узорной кожи на тему «Свадебные ичиги».

Кочевая культура тюркских народов создавала идеальные по форме вещи для хранения и перевозки предметов быта. Казахи использовали сандыки (сундуки), выполненные из дерева, и шабаданы (чемоданы), выполненные из мягких материалов: кожи, войлока, тканей. Позже сандыки стали отделывать узорной кожей в сочетании с декоративными металлическими деталями. Помимо вещей для хранения и перевозки существуют другие разновидности кожаных изделий в казахской культуре, различающиеся по способам декорирования: «торсык» - фляжка для кумыса и «кенек» - подойник выполняются в технике тисненого орнамента. Изделия с узором в виде аппликации или мозаики «шыныкап» (футляры для чашек), женские сапоги «мессы», охотничьи сумки, «белбеу» (элементы кожаной упряжи с отделкой в виде металлических блях с орнаментом) [6, с. 194]. В 2013 г. студентка В. Шевченко (руководитель К.Ж. Амиргазин) выполнила дипломную работу -

172

сундук в технике узорной мозаики, украшенный казахским национальным орнаментом.

Известны описания орнаментальных композиций изделий из кожи народов Сибири и Крайнего Севера. С.П. Крашенинников при исследовании изделий одежды камчадальских мастериц отмечает их строгий геометрический характер [12, с. 31]. В.В. Антропова описывает геометрический узор на упряжи собачьих саней [2, с. 91-92]. Г.В. Стеллер дал описание использования каймы на подоле мужской и женской одежды. По ительменской мифологии повелитель неба Билучай имеет такую же кайму на одежде в виде радуги [19, с. 28]. Аналогичная кайма с тем же символическим значением в искусстве ительменов выполнена в орнаментах поясов, головных уборах из широких полос кожи, украшенных вертикальными зигзагообразными красными, черными и белыми полосами.

Орнамент народов Крайнего Севера - хантов, селькупов, ненцев и т.д. -широко используемый в изделиях прикладного искусства и сувенирной продукции, как отражение богатства и многообразия духовной, материальной культуры, представляет интерес не только с точки зрения эстетики, но семантического и символического значения. Тщательно стилизованный и геометризированный он отдаленно напоминает птиц, растения, земных и морских животных, природные явления, несет в себе знаково-символические черты.

Символ солнца оберегает от злых духов, приносит радость и удачу. Глухарка считается детским охранителем, оберегающим душу ребенка во время сна. Трясогузка приносит удачу, радость, счастье. Образы птиц представляют душу человека и являются связующим звеном для трех миров: неба, земной тверди и воды. Заяц или зайчиха - покровитель женщин и детей. Подобный орнамент выполнялся на детской одежде, чтобы дети были такими же быстрыми, как заяц. В районе реки Васюган бытует поверье о неожиданно появляющемся лосе, который приносит удачу в охоте. Существует миф о восьминогом лосе, который на небе оставляет след в виде млечного пути. Лось является мужским знаком и символически означает время превращения юноши в мужчину. Медведь изображается на мужской одежде - рукавицах, парке, подоле, капюшоне. Медведь был младшим сыном Бога Торума и за непослушание Торум спустил его на землю в железной люльке и разрешил на него охоту. Ханты устраивают праздники в честь медведя, помня его божественное происхождение. Стилизованный орнамент в виде белок изображается на небольших изделиях: сумочках, котомках. Бытует поверье, что белка приносит удачу в дороге, изобилие и достаток. Именно поэтому, переезжая на новое место, обязательно брали с собой предметы с ее изображением. Лягушка играет помогает в выборе партнера, дарит семейное

173

счастье, облегчает женщине роды и определяет количество детей. Щучьи зубы символизировали лекарственное средство, были оберегом от болезней. Сосновая шика - знак плодородия и богатства [5, с. 3].

Геометрический орнамент при изготовлении изделий из кожи использовали народы монголоязычной группы. Элементы бурятского орнамента, родственного с орнаментами кочевых и полукочевых народов Южной Сибири и Средней Азии, состоят из меандра «алхан хээ», рисунка стеганого матраса «шэрдэг» и разнообразных сочетаний орнаментов в виде креста, вписанного в круг «хас». При этом меандровый молоточный орнамент символизирует идею вечного движения, любовь и уважение к ремеслу, т.к. известно, что кочевники славились как искусные мастера изготовления одежды, ювелирных изделий и конской сбруи. В исследованиях о семантике геометрического орнамента народов коми Н.Д. Конаков выявляет солярно-календарную символику, характерную для народов Северных регионов [11, с. 48]. Данная гипотеза рассматривает диагонально-геометрический орнамент как графическую схему годичных сезонов. Этот орнаментальный ключ использовался в одежде также и для обозначения половозрастных признаков.

Известный ученый С.В. Иванов выделил двенадцать типов орнаментов, характерных для народов Сибири, один из которых тоболо-иртышский [8, с. 345]. Бухарцы и сибирские татары создавали изделия из кожи, используя мотивы цветов, листьев, гирлянд, спиралей, очень схожие с изделиями казанских татар и узбеков.

Плетеный орнамент, отнесенный современными авторами к геометрическому техническому орнаменту, является одним из самых древних и символизирует счастье, долголетие, и благополучие у многих народов [23, с. 12]. По мнению Б. Ринчен, в искусстве кочевников этот орнамент появился с приходом буддизма и означает вечный цикл человеческих перерождений [16, с. 17]. К.В. Вяткина, исследуя культуру бурятов, связывает происхождение плетеного орнамента с охотничьим бытом и со словом «ульзий» (узел), означающим закрученные спиралью рога горного барана. Семантически он связан с идеей меандра, мыслью о вечном движении и вечной жизни [4, с. 217]. По мнению других авторов, плетеные виды орнамента можно отнести к абстрактно-геометрическим видам. В начале ХХ века ученый Н.Н. Каманин выявил идентичность плетеных из кожи монашеских крестов - парамандов Киево-Печерской лавры с заставками греческих рукописей [9, с. 19]. Но плетеные узоры, выполненные в дереве или камне, изображенные в книжной миниатюре, не могли быть первоисточником. Им является само плетение как таковое. Истоки этого вида орнаментики кроются в древнем рукоделии, передаваемом из поколения в поколение. Археологические памятники XII-IV вв. в виде плетеных украшений, женский воротник, плетеные детали

174

головного убора, подошва лаптя из кожаных ремней, плетеные украшения вислых печатей, застежки кафтанов и регалии военного костюма и многое другое, хранящееся в государственном историческом музее свидетельствует о развитии древнего плетеного рукоделия.

В темах дипломных работ студенты могут выполнить исследования по классификациям и видам плетения, которые существуют в достаточно большом количестве. Это трех-, четырех-, пяти-, шестиремешковое плетение, плетение сеток, плетение узлами, линейными орнаментами с вплетенными кольцами и наконец в технике «макраме». В плетеном орнаменте существуют два приема, которые кардинально меняют вид изделия: когда внутри плетенки делаются раздвижки для заполнения изображениями людей, животных, сценами борьбы, охоты и пира, известные в искусстве Египта, Ирана, Византии и Древней Руси. Второй прием, когда по ходу плетения шнуры ломаются под разными углами.

На протяжении длительного времени орнамент не теряет своей актуальности и широко используется в современных изделиях. Чем объяснить этот феномен? По материалам исследования В.М. Приваловой, наше восприятие устремлено к правильности и симметрии, замкнутости и завершенности с отчетливо выраженными границами, внутренней структурой, обретшей форму, т.е. к «прегнантности» [15, с. 277]. В примитивных видах искусства существует тенденция к упорядоченности, которая мистически и экзистенциально связана с нашим подсознанием, стремлением к активному поиску совершенных фигур и сопряженная с приятными переживаниями акта создания прекрасных форм.

При изготовлении современных изделий в технике художественной обработки кожи вряд ли мы будем использовать виды изделий, уже давно вышедших из обихода и потерявших свою утилитарную привлекательность. Однако темой дипломной работы может быть реконструкция старинного предмета из кожи. В настоящее время существует обширный ассортимент изделий из кожи, используемых в быту. Одних только сумок насчитывается около 30 типов: авоська, як-кап, барсетка, баул, вещевой мешок, клатч, дипломат, кофр, котомка, несессер, лядунка, полевая сумка, подсумок, подплед, портфель, рюкзак, ридикюль, саквояж, сундук, спорран, хурджун, узелок, чемодан, ягтдаш и различные виды ранца.

Темой дипломной работы может быть панно, декоративная композиция, предметы интерьера, скульптура, одежда, кожаные аксессуары, сувенирная продукция. Изделия из кожи могут сочетаться с разнообразными материалами: керамикой, деревом, металлом, камнем, стеклом, пластмассой. Характер изделий - варьироваться от миниатюры до монументального произведения.

Использование орнаментации не ограничено рамками одного вида прикладного искусства. Анализ образцов традиционного прикладного искусства обнаруживает общность орнаментальных композиций изделий, выполненных из разных природных материалов: металла и керамики, кожи и бересты, дерева и текстильных материалов. В современном прикладном искусстве можно проследить эту тенденцию на примере искусства Вологды: орнамент вологодского кружева перекочевал с небольшими стилистическими изменениями в изделия накладной прорезной бересты. На берестяных изделиях из Тары можно обнаружить технику оплетки, тисненого орнамента и плетения по перфорации, в большей степени характерной именно для художественной обработки кожи. С большей уверенностью можно утверждать, что перенос орнаментальных мотивов с одного материала на другой возможен в рамках определенной техники и стиля. Главным остается умение гармонично сочетать современную форму с орнаментом, учитывать его символику, семантику, общее культурно-историческое значение.

Литература

1. Амиргазин К.Ж. История и перспективы развития кожевенных художественных промыслов в Сибири // Вопросы культурологи. - 2013. - № 8. - С. 90-95.

2. Антропова В.В. Старинные камчадальские сани // СМАЭ. - Т.Х. -С.91-92.

3. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство казанских татар. Его истоки, развитие. По материалам второй половины XVIII - начала XX вв.

- Казань: Татарское книжное издательство, 1984.

4. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. - Л.: Наука, 1969. -

218 с.

5. Гребенникова М.К. Пояснения к орнаментам, изображенным на сувенирах и изделиях народных художественных промыслов. - ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремесел», 2013.

6. Дайрабаева А.А. Традиционное орнаментальное искусство казахов Западной Сибири XX - начала XXI века // Омский научный вестник.

- 2008. - № 4 (69). - С. 194.

7. Древнерусские кожаные изделия и обувь из коллекции археологии Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Каталог / Сост. Н.А. Кокорина.

- Владимир, 2012. - 40 с.

8. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX - начала ХХ в.). - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963.

- 506 с.

9. Каманин Н.Н. Зверинецкие пещеры в Киеве. - Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1914. - 166 с.

10. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI - XVII столетиях // Собрание сочинений. Исторические монографии и исследования. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1904. -Кн. 8, Т. 19. - С. 75.

11. Конаков Н.Д. Календарная символика уральского язычества: Бинарный зооморфный код. // Научный доклад на заседании президиума Коми науч.ц. УрО АН СССР. Вып. 243. - Сыктывкар: Коми науч. центр УрО АН СССР, 1990. - 44 с.

12. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. - Том II. - СПб.: Наука, Петропавловск-Камчатский: Камшат. 1994. - 368 с.

13. Курбатов А.В. Археологические данные о кожевенном ремесле в древнем Владимире // Археология Владимиро-Суздальской земли: Материалы научного семинара. Вып. 2. - М.: Институт археологии Российской академии наук, 2008. - С. 171-190.

14. Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов. - М.: Изд-во Наука, главная редакция восточной литературы, 1980. - 177 с.

15. Привалова В.М. Орнаментальная культура. Аналитический обзор символов и знаков геометрического орнамента в антропологической картине мира. // Изв. Самар. науч. центра РАН. - 2010. - Т. 12. - № 3. - С. 255-263.

16. Ринчен Б. Монгольский орнамент // Монголия. - 1969. - № 9. -

С.17.

17. Саттарова Л.И. Казанская узорная кожа. - М.: Культура и традиции, 2004. - 160.

18. Синицына, Н.П. Некоторые проблемы реставрации археологической кожи // VI Грабаревские чтения. - М., 2005. - С. 118-128.

19. Стеллер Г.В. Из Камчатки в Америку. Быт и нравы камчадалов в XVIII в. // Природа и люди. 1927. - Кн. 11. - С. 28.

20. Тощакова Е.М. Кожаная и деревянная посуда и техника ее изготовления у южных алтайцев. // Материальная культура народов Сибири. -Л.: Наука, 1976. - С. 182-197.

21. Фармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций. - М.: Тип. «Кр. печатник», 1947. - 144 с.

22. Фаткулина Ф.М. Орнаментированные сапоги тарских татар // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. - Ч. III. - Новосибирск, 1999. -С. 44-50.

23. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. - М.: Феникс, 2005. -

172 с.

References

1. Amirgazin K.ZH. Istoriya i perspektivy razvitiya kozhevennyh hudozhestvennyh promyslov v Sibiri // Voprosy kul'turologi. - 2013. - № 8. - S. 90-95.

2. Antropova V.V. Starinnye kamchadal'skie sani // SMAE. - T.H. - S.91-

92.

3. Valeev F.H. Narodnoe dekorativnoe iskusstvo kazanskih tatar. Ego istoki, razvitie. Po materialam vtoroj poloviny XVIII - nachala XX vv. - Kazan', 1984.

4. Vyatkina K.V. Ocherki kul'tury i byta buryat. - L.: Nauka, 1969. - 218

s.

5. Grebennikova M.K. Poyasneniya k ornamentam, izobrazhennym na suvenirah i izdeliyah narodnyh hudozhestvennyh promyslov. - GBUK YANAO «Okruzhnoj Dom remesel», 2013.

6. Dajrabaeva A.A. Tradicionnoe ornamental'noe iskusstvo kazahov Zapadnoj Sibiri XX - nachala XXI veka // Omskij nauchnyj vestnik. - 2008. - № 4 (69). - S. 194.

7. Drevnerusskie kozhanye izdeliya i obuv' iz kollekcii arheologii Vladimiro-Suzdal'skogo muzeya-zapovednika. Katalog / Sost. N.A. Kokorina. -Vladimir, 2012. - 40 s.

8. Ivanov S.V. Ornament narodov Sibiri kak istoricheskij istochnik (po materialam XIX - nachala HKH v.). - M.-L.: Izd-vo AN SSSR, 1963. - 506 s.

9. Kamanin N.N. Zverineckie peshchery v Kieve. - Kiev, 1914. - 166 s.

10. Kostomarov N.I. Ocherk domashnej zhizni i nravov velikorusskogo naroda v XVI - XVII stoletiyah // Sobranie sochinenij. Istoricheskie monografii i issledovaniya. - SPb.: Tipografiya M.M. Stasyulevicha, 1904. - Kn. 8, T. 19. - S. 75.

11. Konakov N.D. Kalendarnaya simvolika ural'skogo yazychestva: Binarnyj zoomorfnyj kod. // Nauchnyj doklad na zasedanii prezidiuma Komi nauch.c. UrO AN SSSR. Vyp. 243. - Syktyvkar: Komi nauch. centr UrO AN SSSR, 1990. - 44 s.

12. Krasheninnikov S.P. Opisanie zemli Kamchatki. - Tom II. - SPb.: Nauka, Petropavlovsk-Kamchatskij: Kamshat. 1994. - 368 s.

13. Kurbatov A.V. Arheologicheskie dannye o kozhevennom remesle v drevnem Vladimire // Arheologiya Vladimiro-Suzdal'skoj zemli: Materialy nauchnogo seminara. Vyp. 2. - M.: Institut arheologii Rossijskoj akademii nauk, 2008. - S. 171-190.

14. Kyzlasov L.R., Leont'ev N.V. Narodnye risunki hakasov. - M.: Izd-vo Nauka, glavnaya redakciya vostochnoj literatury, 1980. - 177 s.

15. Privalova V.M. Ornamental'naya kul'tura. Analiticheskij obzor simvolov i znakov geometricheskogo ornamenta v antropologicheskoj kartine mira. // Izv. Samar. nauch. centra RAN. - 2010. - T. 12. - № 3. - S. 255-263.

16. Rinchen B. Mongol'skij ornament // Mongoliya. - 1969. - №2 9. - S.17.

17. Sattarova L.I. Kazanskaya uzornaya kozha. - M.: Kul'tura i tradicii, 2004. - 160.

18. Sinicyna, N.P. Nekotorye problemy restavracii arheologicheskoj kozhi // VI Grabarevskie chteniya. - M., 2005. - S. 118-128.

19. Steller G.V. Iz Kamchatki v Ameriku. Byt i nravy kamchadalov v XVIII v. // Priroda i lyudi. 1927. - Kn. 11. - S. 28.

20. Toshchakova E.M. Kozhanaya i derevyannaya posuda i tekhnika eyo izgotovleniya u yuzhnyh altajcev. // Material'naya kul'tura narodov Sibiri. - L.: Nauka, 1976. - S. 182-197.

21. Farmakovskij M.V. Konservaciya i restavraciya muzejnyh kollekcij. -M.: Tip. «Kr. pechatnik», 1947. - 144 s.

22. Fatkulina F.M. Ornamentirovannye sapogi tarskih tatar // Rossiya i Vostok: problemy vzaimodejstviya. - CH.III. - Novosibirsk, 1999. - S. 44-50.

23. Fokina L.V. Ornament. Uchebnoe posobie. - M.: Feniks, 2005. - 172 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.