Научная статья на тему 'Художественное оформление изделий из кожи у адыгов'

Художественное оформление изделий из кожи у адыгов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
314
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЖА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / АППЛИКАЦИЯ / ТИСНЕНИЕ / ВЫШИВКА / АДЫГИ / ОРНАМЕНТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Канокова Ф.Ю., Бербекова Л.А.

В данной статье рассматривается художественная обработка кожи, как один из наименее изученных видов декоративно-прикладного искусства адыгов. Раскрываются технологические особенности и приемы нанесения орнаментального декора, способы обработки, окрашивания и виды кожи. Особое внимание уделено технике тиснения, аппликации и вышивке по коже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественное оформление изделий из кожи у адыгов»

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ У АДЫГОВ

1 2 © Канокова Ф.Ю. , Бербекова Л.А.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

В данной статье рассматривается художественная обработка кожи, как один из наименее изученных видов декоративно-прикладного искусства адыгов. Раскрываются технологические особенности и приемы нанесения орнаментального декора, способы обработки, окрашивания и виды кожи. Особое внимание уделено технике тиснения, аппликации и вышивке по коже.

Ключевые слова кожа, декоративно-прикладное искусство, аппликация, тиснение, вышивка, адыги, орнамент.

В традиционном декоративном искусстве любого народа природная среда его обитания всегда проявляется ярко и многогранно. Она диктует материалы, из которых мастера создают свои произведения, определяет в немалой степени утилитарные качества, подсказывает характер образности. Все это мы видим и на примере традиционного искусства адыгов. Камень, металл, дерево, шерсть, кожа, лоза и куга - все эти основные материалы, с которыми работали местные мастера, были в изобилии даны им природой Кавказа. В кругу этих материалов формировалось и развивалось то декоративно-прикладное искусство, памятники которого представляют сегодня культуру адыгов.

К числу наименее изученных отраслей адыгского декоративного искусства относится художественная обработка кожи, предметы, изготовленные из этого материала, тесно вплелись в быт адыгского народа. Украшенные тиснением, аппликацией и вышивкой, эти изделия были не только функциональными, они несли в себе эстетическую нагрузку, указывали на социальный статус владельца. В создании кожаных изделий у адыгов принимали участие, как мужчины, так и женщины, здесь четко проявлялось разделение труда: мужчины шорники были заняты на трудоемких операциях, в изготовление седел и конской сбруи; женщины окрашивали кожу, работали над созданием традиционной обуви и бытовых изделий, украшая их аппликацией и золотошвейными узорами.

Материалы этого вида искусства можно подразделить на четыре группы:

- традиционная обувь;

- предметы личного и домашнего обихода;

1 Доцент кафедры Дизайна и декоративно-прикладного искусства, кандидат искусствоведения.

2 Студент 4 курса кафедры Дизайна и декоративно-прикладного искусства.

- принадлежности конского убранства;

- атрибуты военного снаряжения.

Адыгские шорники - «фащ1э» в основном пользовались кожей, выделанной из шкур овец, коз, крупного рогатого скота. Из овечьих и козьих шкур в основном шили предметы домашнего обихода, мужскую обувь, обтягивали ножны кинжалов, шашек, налучники, колчаны, кобуры пистолетов, чехлы для ружей. Из кожи крупного рогатого скота (быка, коров, лошадей) изготавливали конскую сбрую «шы1эпслъэпс», седла «уанэ», тебеньки «къалътынщыкъ», седельные подушки «уэнэгу шхьэнтэ», плели и выделывали по конфигурации очень красивые кнуты [3, с. 180].

В художественной обработке кожи наиболее распространенными техниками являлись тиснение, аппликация и вышивка. Тиснение, считаясь одним из наиболее распространенных приемов оформления изделий из кожи, выполнялось двумя способами: холодным и горячим. В первом случае на поверхность декорируемого изделия при помощи острого инструмента (оленьего рога, костяной палочки) наносился будущий узор, в основном, мастера обводили заранее подготовленные трафареты. Таким образом, получался углубленный с лицевой стороны и выпуклый с изнаночной стороны контур. Данный вид тиснения использовался, главным образом, для украшения больших поверхностей, требовал от мастера специальных художественных навыков.

При горячем тиснении узор наносился при помощи нагретого до определенной температуры штампа на влажную кожу. Поверх штампа накладывался тяжелый груз, после чего кожа вдавливалась в штамп и в результате, создавался необходимый углубленный оттиск. В этой технике создавались изделия, требующие многократного повторения определенных орнаментальных элементов. Узор, выполненный в технике горячего тиснения, отличался четкостью, монументальностью, он долго сохранялся, вплоть до полного износа вещи. В арсенале инструментария шорников насчитывалось несколько десятков штампиков, содержащих изображения шестиконечных звезд, полумесяца, трилистники, розетки, зооморфные мотивы. Наиболее распространенными являются штампики с изображением родовых знаков - тамг, которые выполняли самые разнообразные функции - от элементарного знака собственности, до фамильного герба [7, с. 3]. Наряду с металлическими коваными штампами, которые изготовляли местные кузнецы и ювелиры, мастера пользовались костяными штампиками и специальными циркулями. В более ранние времена для создания особо богатых вещей тиснение дополнялось подкраской рисунка золотым или серебряным цветом, что существенно повышало декоративные качества изделия.

Другой часто употребляемый технический прием - аппликация - состоял в следующем: на подготовленную основу нашивался узор, заранее вырезанный из цветной кожи. При этом мастера пользовались трафаретами для

54 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

заготовки узоров. Большое внимание уделялось контрастному цветовому решению. В основном фон подбирался черный, а нашиваемый узор был чаще всего красного цвета. Встречались, однако, и другие сочетания, например, в более ранние времена часто использовали неокрашенный натуральный цвет кожи, при этом получались теплые, нюансные решения всей композиции изделий.

Аппликация употреблялась, как правило, на обуви, кисетах, деталях седла. Если в технике тиснения узор образовывался тонкими линиями контура рисунка, то при аппликативном методе орнамент становился более массивным. В результате облику вещи придавались монументальность и особое декоративное звучание. Крупный узор архаического происхождения украшает традиционную мужскую и женскую обувь. В элементах орнамента -древнейшие зооморфно-растительные мотивы, знакомые по резьбе по камню и золотной вышивке, но сохранившие в большей мере свою первоздан-ность, на украшенных способом аппликации предметах нередко встречается безошибочно, благодаря чему он органично вписывается в порой сложную форму изделия. В отличие от орнамента, выполненного способом тиснения, аппликативные узоры всегда строго симметричны, наиболее часто встречаются зооморфные мотивы орнамента, в то время как в тиснении были распространены геометрические, а отчасти и растительные узоры.

Излюбленным приемом художественного оформления было сочетание цветных кож и ювелирных украшений. Лонгворт Дж. по этому поводу пишет: «Туфли, замечательно изящные, без подметок, сделаны из красного сафьяна с отделкой из серебряного шитья, ремешков из черной кожи или бычьей кожи. Их оружие - ружье, висящее за спиной в кожаном чехле, единственный пистолет, обычно отделанный серебром и заткнутый за кожаный пояс «кама» спереди, или широкий обоюдоострый кинжал, также висящий спереди, и сабля в деревянных ножнах, рукоятка которой без какого бы то ни было шитка, сделанного из черного дерева, или покрыта серебром; ножны обтянуты красным или черным сафьяном и украшены серебряной чеканкой [1, с. 532].

Изделия из кожи искусно декорировались элементами золотной вышивки в сочетании с басонными изделиями. Сведения об этом способе художественного оформления предметов из кожи и о его высоком уровне мы находим в древних записках русских и зарубежных ученых и путешественников, посетивших адыгов в различные периоды с Х11-Х1Х вв. Итальянский историк эпохи Возрождения Дж. Интериано писал: «Знатные женщины у них не занимаются никакой работой, за исключением вышивания и украшения кожаных изделий; они расшивают узорами кожаные кисеты для огнива и очень красивые кожаные же кушаки» [2, с. 51]. Красноречивые данные об этом виде искусства содержатся и в работе Ж.Б. Тавернье: «Они делают много вышивок золотом и серебром для украшения лошадиных седел, колчанов,

луков, стрел, своих легких башмаков и полотна, из которого они делают платки» [6, с. 81].

Орнамент на адыгских кожаных изделиях имеет много общего с узорами балкарцев и карачаевцев. В ряде случаев эти узоры сходны. Некоторые орнаментальные мотивы, например роговидные спирали, похожие на такие же узоры тюркских народов калмыцского, ногайского орнамента свидетельствуют о культурных связях этих народов в различные исторические периоды. Исследователи также указывают на яркую самобытность и существенное отличие орнаментального искусства адыгов в орнаментике Северного Кавказа: ««Орнамент различных видов декоративного искусства народов адыге глубоко самобытен и существенно отличается от орнаментального искусства других народов Северного Кавказа». Обращает на себя внимание и высокая степень стилизации изображений, что говорит о глубокой древности и длительном пути, пройденном данным способом означивания, семио-тизации мира. Несомненный интерес, вызывает тот факт, что адыгские орнаменты универсальны и не имеют специализированного, ракурсного характера, идет ли речь об оружии, тканях, обуви, костюме, домашней утвари, постройках, элементах интерьера, их применении в сакральной и ритуальной практике: «Орнамент, украшающий черкесское оружие, ... характерен и для костюма, тканей, обуви, деревянной утвари ... аналогичен орнаментике женских украшений...»» [5, с. 4]. Характерно, что бросающаяся в глаза цветовая контрастность подчеркивает, как многовековую выверенность встречающихся здесь мотивов, так и чрезвычайную отработанность форм самих предметов. Это является подтверждением давней традиции использования кожаных изделий в быту у адыгов.

Анализ предметов, созданных из кожи местной выработки, изучение традиционных приемов ее обработки, исследование инструментария, сведения старожилов показывают, что адыгские мастера в совершенстве знали секреты своей профессии. Изделия кожевенников пользовались столь большим спросом на Кавказе, что шорники, подобно кузнецам и ювелирам, отошли от землевладельческих занятий и создали значительный по масштабам производства промысел, связанный в первую очередь с производством седел и конской сбруи. Маркграф О. писал: «Наибольшею славою на Северном Кавказе пользуются шорные изделия кабардинцев. Кабардинское или адыгейское племя, еще недавно самое многочисленное и могущественное среди прочих племен Кавказа, всегда производило оружие, седла, уздечки и прочие принадлежности убранства всадника, служащие образцами для других туземцев. Образец седельного набора, занесенный из Кабарды, до сих пор господствует на Северном Кавказе между горским и казачьим населением и называется «кабардинским» или «черкесским» [4, с. 158].

Сегодня, художественная обработка изделий из кожи, как один из видов декоративно-прикладного искусства, бытовавшего у адыгов с древнейших

56 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

времен, не утратил своей ценности. Также славятся на весь мир высококачественные седла и изделия из кожи адыгских мастеров, изготовленные по старинной технологии, секреты которой бережно хранятся и передаются из поколения в поколения.

Список литературы:

1. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XII-XIX вв. - Нальчик, 1974.

2. Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами // АБ-КИЕА. - Нальчик, 1974.

3. Мальбахов Б.Х. Черкесское (адыгское) декоративно-прикладное искусство. - Нальчик: ООО «Тетраграф», 2012.

4. Маркграф О.В. Очерки кустарных промыслов Северного Кавказа. -М., 1882.

5. Наков Ф.Р. Тхыпхьэ: Адыгская (Черкесская) знаковая система. - Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2010.

6. Тавернье Ж.Б. Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет... Т. 1 // АБКИЕА. - Нальчик, 1974.

7. Яхтанигов Х.Х. Северокавказские тамги. - Нальчик, 1993.

ЗОЛОТОШВЕЙНОЕ ИСКУССТВО У АДЫГОВ

© Канокова Ф.Ю.1, Умарова Е.Н.2

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

В данной статье рассматривается золотная вышивка, как один из видов декоративно-прикладного искусства адыгов, наиболее ярко выраженная в декоре костюма и аксессуаров. Описываются традиционные технологические приемы вышивки и изготовления басонных изделий, принципы расположения и семантическое значение орнаментального декора.

Ключевые слова: вышивка, золотошвейное искусство, адыги, галун, тесьма, орнамент.

Золотная вышивка, как вид декоративно - прикладного искусства возникла довольно давно, её корни уходят в глубину веков. Кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения остается загадкой. Недолговечность ткани и нитей не дает возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь

1 Доцент кафедры Дизайна и декоративно-прикладного искусства, кандидат искусствоведения.

2 Студент 4 курса кафедры Дизайна и декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.