Научная статья на тему 'Художественная литература как способ эмоционального познания мира ребенком дошкольного возраста'

Художественная литература как способ эмоционального познания мира ребенком дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
862
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИГРА / ВИКТОРИНА / LITERARY EDUCATION / PRESCHOOL CHILDREN / CHILDREN LITERATURE / GAMES / QUIZ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мхце Бэла Зауровна

Статья посвящена литературному образованию дошкольников, отображает приемы, с помощью которых можно приобщить детей к книге и к чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мхце Бэла Зауровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fiction as a means of emotional cognition of the world the child of preschool age

The article is devoted to the literary education of preschool children, displays the techniques by which you can introduce children to books and to reading.

Текст научной работы на тему «Художественная литература как способ эмоционального познания мира ребенком дошкольного возраста»

гие ученые, исследующие этот вопрос, пришли к следующим выводам: перейти от оценивания преподавателем к самооцениванию, сооцени-ванию со стороны студентов, ввести портфо-лио, оценивать личностное образовательное приращение, использовать рейтинговую систему. Для оценивания компетенций следует разработать учебные и контрольные задания, содержащие различные проблемные ситуации, разрешение которых влечет применение приобретенных знаний и умений, т.е. проявление компетентности.

Таким образом, в процессе подготовки бакалавров дошкольного образования к осуществлению математического развития детей необходимо решить следующие задачи: обучать студентов дисциплине "Теория и технологии развития математических представлений у детей" как науке, изучающей основные закономерности процесса формирования и развития у дошкольников математических представлений, и проектирующей осуществление на этой основе эффективных технологий развития и воспитания ребенка; использовать активные и интерактивные технологии обучения, практико-ориентированные задания; разработать систему оценивания,задания для проведения мониторинга подготовки; обеспечить прохождение практики на базе дошкольных образовательных организаций; привить интерес студентов к математическому развитию дошкольников; формировать осознание значимости подготовки к осуществлению математического развития детей; воспитывать потребность в самообразовании.

В целом, по нашему мнению, процесс подготовки бакалавров должен заключаться в непрерывном накоплении знаний, умений, навыков, действий, мотивов, целей, способствовать формированию компетенций как профессиональ-н ых, та к и общекул ьту рн ых, общеп рофессионал ь-ных, позволяющих рационально и эффективно

осуществлять профессиональную деятельность (трудовые функции) по математическому развитию детей с использованием разнообразных средств и методов, целесообразных поставленным задачам. При этом необходимо помнить, что современные темпы развития общества необеспечивают профессиональной подготовки на весь трудоспособный период жизни человека. Поэтому студентов необходимо готовить к непрерывному образованию в течение всей жизни,активизировать потребность в самообразовании, повышении своей квалификации, приобретении и развитии навыков сочетания, переноса, взаимосвязи уже усвоенных знаний с новыми.

Примечания:

1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. №2506-р). URL: http:// минобрнауки.рф/документы/3894.

2. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н). URL: http://base.garant.ru/ 7053555б/#Ыоск_1 ООО.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 г. №1426. URL: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4/94.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.201 б г. №91. URL: http:/ /f g os vo. ru/fg os vo/92/91 /4/94.

FICTION AS A MEANS OF EMOTIONAL COGNITION OF THE WORLD THE CHILD OF PRESCHOOL AGE

Mhtse Beta Zaurovna, PhD of Philological sciences, Senior Professor, Chair of Russian and Foreign Literature, Stavropol

State Pedagogical institute, Stavropol

E-mail: mxze79(g) yandex.ru

The article is devoted to the literary education of preschool children, displays the techniques by which you can introduce children to books and to reading.

Keywords: literary education; preschool children; children literature; games; quiz.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРА ТУРА КАК СПОСОБ уд к 82.0

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ МИРА РЕБЕНКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРА СТА

Статья посвящена литературному образованию дошкольников, отображает © Мхце Б.З., 2016 приемы, с помощью которых можно приобщить детей к книге и к чтению. Ключевые слова: литературное образование; ребенок дошкольного возраста; детская художественная литература; игра; викторина.

Российский литературовед, доктор филологических наук, пушкинист B.C. Непомнящий в интервью журналу "Человек без границ" в статье "Нет истины, где нет любви" сказал: "Русский человек без гуманитарного начала, гуманитарного в широком смысле - без человеческого начала просто не существует, он превратится в бандита... Потому что русский человек очень талантлив и очень широк, и если его не пускать вверх, то он упадет вниз" (1; 15). Мысль, высказанная ученым, актуальна и сегодня. В современном технологизи-рованном мире понятия культура и литература уходят далеко на задний план. Если говорить о ребенке дошкольного возраста, то он существенно отличается от своего ровесника десятилетней давности. На ребенка большое влияние оказывает технологизация: наличие аудиовизуальных ресурсов, Интернета, электронных носителей информации. Все это сказывается на воспитании ребенка, его вкусах, развитии его памяти, речи, мышления.

Главный вопрос, волнующий все педагогическое сообщество: как повлиять на духовно-нравственное развитие ребенка? Многие ученые, педагоги и психологи сошлись во мнении на том, что в этом вопросе существенную помощь родителям и педагогам может оказать художественная литература, выступающая как особый, эмоциональный, духовный способ познания мира. Верно заметил Д.С. Лихачев: "Литература служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым" (3; 16). Литература помогает ребенку осознать себя как личность и определить свое место в мире, объяснить свою позицию, помогает постичь чувство сострадания и сопереживания, вооружает его различного рода знаниями, способствует развитию коммуникативных навыков, развитию речи и т.д.

Русская детская литература имеет множество прекрасных образцов, которые могут способствовать всестороннему развитию ребенка. Например, в этом отношении бесценным представляется творчество прекрасныхдетских писателей -Л.Н.Толстого, К.И. Чуковского, С.А. Михалкова и др.

Ребенку будет интересно то произведение, центральным героем которого будет он сам. В этом смысле интересны произведения Л.Н. Толстого. Педагог может привлечь воспитанников к творчеству писателя, объяснив им, что в его рассказах изображены дети, жившие сто с лишним лет назад, и вполне возможно, что такими могли быть в детстве их прабабушки и прадедушки. Рассказ Л.Н. Толстого "Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить" позволяет целенаправленно и систематически воздействовать на образование и воспитание ребенка: научить малыша замечать справедливость и несправедливость, рассуждать, исследовать, решать. В коротком рассказе Л.Н. Толстого повествуется о том, как маленькая девочка училась шить. С помощью аналитической беседы выясняет-

МХЦЕ Бэла Зауровна,

кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра Русской и зарубежной литературы, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь тхге79@ yandex.ru

ся подробное содержание рассказа, а затем можно предложить сопоставить переживания главной героини рассказа с собственными эмоциями. Важно научить ребенка размышлять над тем, что получается сразу, а что нет. При работе с текстами такого типа ребенок учится понимать себя, оценивать причины своих поступков, неудач, осмысливать свои действия.

Рассказ "Лев и собачка" Л.Н. Толстого помогает ребенку осознать, что есть настоящая дружба, преданность, сострадание и сопереживание. Педагог может после прочтения этого рассказа попросить детей вспомнить, наблюдали ли они подобные случаи истинной любви, дружбы и преданности. Детям необходимо объяснить, что в жизни современных людей произошли серьезные изменения по сравнению с временами, когда жил Л.Н. Толстой, но некоторые законы остались неизменными - закон истинной дружбы.

По мнению Л.Н. Когана, "...эстетические взгляды человека, его художественный вкус относятся к числу наиболее сокровенных, составляющих внутренний мир личности. ...художественная нетребовательность часто приводит к пошлости жизни...в разоблачении циничности, пошлости, вульгарности художественный выступает единым фронтом нравственности человека" (2; 60). Поэтому особенно важно начинать эстетическое воспитание ребенка с самого раннего возраста. Развитию высокого уровня культуры и эстетического вкуса малыша, ценностной осмысленности жизни также способствует художественная литература.

В процессе приобщения ребенка к литературе и чтению важно познакомить детей с книгой, с историей ее происхождения, развить навыки "культуры общения" с ней, воспитать интерес и бережное отношение к книгам; расширять и систематизировать знания о писателе, о его творчестве.

Детям следует предложить поиграть в "Лечебницу для книг". В этой игре воспитатель объявляет о том, что книги заболели, их надо лечить, читает отрывок сказки и сообщает детям о том, что дальше ее читать не может, так как книга заболела. Воспитатель приглашает библиотекаря, который лучше расскажет, как лечить книгу. После беседы с библиотекарем и "лечения" книги ее необходимо дочитать.

Важная задача педагога дошкольного учреждения - помочь ребенку овладеть словом: развивать диалогическую и монологическую речь, формировать умение отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре, учить формулировать свою

мысль в виде полных предложений, составлять из них небольшой рассказ и т.д. В этом смысле интересно творчество К.И. Чуковского. Язык произведений этого поэта яркий, образный, насыщенный. Дети любят и легко запоминают стихотворные сказки К.И Чуковского. К произведениям поэта следует обратиться, если главная цель занятия - обогатить словарный запас детей, научить их находить героя произведения по словам-определениям, самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения. Для этого можно предложить малышам следующее задание "Узнай героя".

Например:

добрый, внимательный, заботливый...

(Айболит).

Грозный, зубастый, бессовестный...

(Крокодил).

Злой и ужасный...

(Бармалей).

Также для расширения лексического запаса детей можно применить еще один вариант-"Все наоборот". Здесь цель научить подбирать слова с противоположным значением.

Больные-здоровые (зверята).

Злой-добрый (Бармалей).

Темно-светло (краденное солнце) и т. д.

Можно поиграть с детьми в "Объяснялки". Педагог предлагает продолжить предложения.

Например:

Комарик храбрый, потому что ...

Таня и Ваня непослушные, потому что...

Море погасло, потому что...

Айболит лечит зверюшек и детишек, потому что...

Бармалей злой, потому что...

Крокодил рассердился, потому что...

В процесс приобщения ребенка к книге обязательно надо привлекать и родителей. Детям всегда интересны занятия, проводимые совместно с родителями. Педагог предлагает родителям и детям разделиться на команды и поиграть в викторину, посвященную творчеству К.И.Чуковского. Ведущий расскажет им о биографии писателя, покажет его фотографии, иллюстрации из книг. Затем приступит непосредственно к игре. Раздаст командам задания в конверте. Первым заданием, может послужить просьба - проиллюстрировать любое произведение Чуковского. В задании "мы сочиняем" воспитатель читает несколько стихотворений Чуковского, обращая внимание на рифмы, затем предлагает попробовать сочинить стихот-

ворение. Для начала - буриме, составленное на заданные рифмы (из произведений писателя). Например, гуляло-забежало, бегом-огоньком, окно-темно и т.д. Затем можно предложить поиграть в игру "Бюро находок". Воспитатель выполняет роль сотрудника бюро находок и объявляет детям, что у него множество потерянных вещей. Взять их можно тогда, когда прочтешь наизусть строчку из произведения К.И. Чуковского.

В процессе приобщения ребенка дошкольного возраста к литературе и чтению можно использовать самые разные способы, приемы, игры,театрализации, при этом важно помнить, что "Человек читающий, умеющий думать над книгой, - это общественно значимая личность.

Именно в ней надо видеть будущее страны, нации, культуры. Ее надо поддерживать и развивать..." (1; 3).

Примечания:

1. Гриценко 3. А. Литературное образование дошкольников : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 352 с.

2. Кошелева. Л.Ю. Проблема развития художественного вкуса будущих педагогов // Мир науки культуры и образования. - 2013. - №6(43). -С. 59-61.

3. Непомнящий B.C. Нет истины, где нет любви (из интервью с В. С. Непомнящим) // Человек без границ. Электронный ресурс: http://www.manwb.ru/ pub/Script/send.php

THE RATIO OF PERSONAL AND IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHER OF HIGHER SCHOOL Plugina Maria Ivanovna, DSc of Psychology, Professor, E-mail: [email protected]

Gorburtkov Viktor Yakovlevich, DSc of Medical sciences, Professor, E-mail: vic.gorbunko v@yandex. ru

Chair of Pedagogy, Psychology and the Special Sciences, Stavropol State Medical University, Stavropol

in the article the analysis of the issue, providing insight on the relation between personal and in professional activity of teacher of higher school. According to the authors, this issue should be considered in the context of scientific issues related to professional formation and development of the subject activity. The development of professionally significant personal qualities of teachers is defined in the study as a prerequisite of professional development activities and achieve heights in pedagogical skills.

Keywords: high school; individual style; personal qualities; pedagogical skills; teacher professionalism; subject of activity.

СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО УДК 378.12

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВА ТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье проведен анализ вопроса, обеспечивающего представление о соотношении личностного и профессионального в деятельности преподавателя высшей школы. По мнению авторов, этот вопрос следует рассматривать в контексте научной проблемы, связанной с профессиональным становлением и развитием субъекта деятельности. Развитие профессионально-значимых личностных качеств преподавателей определяется в исследовании как необходимое условие развития профессионализма деятельности и достижения вершин в педагогическом мастерстве.

Ключевые слова: высшая школа; индивидуальный стиль;личностные качества; педагогическое мастерство; преподава тель; профессионализм; су бъе ктдеятельности.

© Плугина М.И., 2016 © Горбунков В.Я., 2016

Актуальность заявленной темы объясняется, с одной стороны, запросами практики, инновационными преобразованиями, происходящими в системе высшего образования, с другой - сложностью и многогранностью деятельности преподавателей высшей школы.

Необходимость разработки обозначенного вопроса усиливается существующим в современной высшей школе противоречием между представлением преподавателей высшей школы об идеаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.